Безопасная дорога в доу. Инновационная программа «Добрая дорога детства» в ДОУ. « Коллаж «Улицы моего города»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 221»

Комплекс занятий (непосредственной образовательной деятельности) по Безопасности дорожного движения (средний возраст)

Составил: Перегудова Л.И. Новокузнецкий городской округ 2017

Сентябрь: « Знакомство с проезжей частью».

Октябрь: « Рассматривание автомобиля, автобуса, трамвая»

Ноябрь: « Знакомьтесь, ребята, это светофор».

Декабрь: « Аппликация « Автобус».

Январь: « Пешеходный переход».

Февраль: «Кошкин дом. Какой бывает транспорт».

Март: «Я – пешеход».

Апрель: « Коллективная работа « Наш светофор».

Май: « Коллаж « Улицы моего города».

Дидактическое пособие для занятий по ПДД в детском саду можно приобрести в спеиализированном магазине — detsad-shop.ru

Знакомство с проезжей частью

Программное содержание: уточнять и расширять представления детей об окружающем пространстве; познакомить детей с понятиями «проезжая часть» и «тротуар» , учить их различать. Формировать представления о том, что автомобили движутся по проезжей части, а пешеходы – по тротуарам; дать элементарные знания о правилах поведения на улице.

Наглядные пособия: макет проезжей части с разметкой и тротуара с домами, деревьями; игрушки –автомобили, фигурки людей; Петрушка- персонаж, присутствующий на каждом занятии этого цикла.

Активизация словаря: тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, сегодня к нам пришел Петрушка. Он очень хочет подружиться с вами. Давайте поздороваемся с ним.

(Здравствуй, Петрушка)

В-ль: Петрушка, ребята, так же как вы хочет посещать детский сад, играть в игрушки, ходить на прогулки, заниматься на занятиях и вместе с вами очень хочет начать изучать правила дорожного движения..

Посмотрите, ребята, что это такое?

(макет улицы)

В-ль: Правильно. Что есть на этой улице?

(дома, деревья, дорога)

В-ль: А вы знаете, ребята, оказывается, что дорога состоит из нескольких частей. Это тротуар и проезжая часть. Сегодня я вам расскажу, что это такое и для чего предназначено. Тротуар, ребята, это дорожка, по которой ходят пешеходы. Кто такие пешеходы?

(люди, которые передвигаются по дороге пешком)

В-ль: правильно, ребята. Тротуар предназначен только для пешеходов и отделен бордюром от проезжей части, по которой передвигаются транспортные средства. Каке транспортные средства вы знаете?

(автомобили, автобусы, трамваи и т.д)

В-ль: автомобили едут очень быстро и не могут остановиться мгновенно. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным и обязательно соблюдать несколько элементарных правил безопасности:

— никогда не переходите проезжую часть без взрослого

— не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортным средством

В-ль: Запомнил, Петрушка? (качает головой). Вот какой рассеянный! А давайте еще раз повторим для Петрушки то,что сегодня узнали. Из каких частей состоит дорога?

(тротуар и проезжая часть)

В-ль: Кто передвигается по тротуару?

(пешеходы)

В-ль: Для чего предназначена проезжая часть?

(для движения автомобилей и других транспортных средств).

В-ль: Почему нужно всегда быть очень внимательным и осторожным при переходе проезжей части?

(т.к. транспортные средства движутся очень быстро и мгновенно остановиться не могут)

В-ль: Какие вы молодцы, ребята! Теперь-то уж Петрушка никогда не забудет, как нужно себя вести у проезжей части. А вечером, когда вы сегодня пойдете домой, покажите маме и папе тротуар и проезжую часть. Давайте попрощаемся с Петрушкой.

(До свидания, Петрушка!!)

«Рассматривание автобуса, автомобиля, трамвая».

Программное содержание: формировать представления о различных видах транспорта: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай; учить различать и называть части автомобиля (кабина, руль, колеса, кузов, окна).Активизировать в речи детей новые слова (кабина, руль, колесо, пассажир, водитель, салон, рельсы).Объяснить назначение различных видов транспортных средств.

Наглядные пособия: иллюстрации с изображением легкового и грузового автомобилей, автобуса, трамвая; Петрушка.

Активизация словаря: кабина, руль, колесо, кузов; пассажирский транспорт

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Поздоровайтесь с Петрушкой.

(дети здороваются).

В-ль: А что такое интересное ты, Петрушка, нам принес? Что изображено на этих картинках?

(автобус, трамвай, легковой автомобиль, грузовой автомобиль)

В-ль: Как интересно! А знаешь ли ты, Петрушка, для чего предназначены эти транспортные средства? А вы знаете, ребята? Тогда я вам сейчас это расскажу. Мы сейчас рассмотрим эти картинки по очереди.

Оказывается, все транспортные средства, которые передвигаются по проезжей части отличаются не только по внешнему виду но и по своему назначению. Есть легковые автомобили, предназначенные для перевозки небольшого количества людей (1-5) . Посмотрите, из каких частей состоит легковой автомобиль. У него есть руль, чтобы управлять автомобилем; колеса, на которых автомобиль передвигается по проезжей части; салон, где находятся водитель и пассажиры; окна- чтобы смотреть на улицу. Легковой автомобиль предназначен для перевозки небольшого количества людей. Это пассажирское траспортное средство.

А вот это – грузовой автомобиль. Посмотрите, из чего он состоит?

(руль, окна, колеса, кузов..)

В-ль: Молодцы. Но грузовой автомобиль отличается от легкового. У грузового автомобиля есть кабина- место для водителя и кузов- приспособление для перевозки грузов. Грузовой автомобиль предназначен для перевозки различных грузов- это грузовое транспортное средство.

А это что?

(автобус)

Рассмотрите автобус внимательно. Из чего он состоит?

(салон, колеса, окно, руль, кабина…)

А знаете, почему у автобуса такой большой салон? Потому что автобус предназначен для перевозки большого количества людей.

А это, ребята, трамвай. Посмотрите и скажите, для чего предназначен трамвай?

(для перевозки большого количества людей)

В-ль: Как догадались?

(у него большой салон)

В-ль: К каким траспортным средствам относятся автобус и трамвай?

(пассажирские транспортные средства)

В-ль: Вот видите,ребята, сколько различных транспортных средств передвигается по проезжей части и у каждого свое предназначение, которое мы можем определить по внешнему виду.

«Знакомтесь, ребята, это светофор».

Программное содержание: формировать у детей представление о светофоре и его назначении(регулировка движения транспортных средств и пешеходов на проезжей части). Познакомить с видами и сигналами светофора. Рассказать, что транспортный светофор имеет 3 цветовых сигнала, которые определяют действия участников движения; светофор для пешеходов имеет 2 сигнала. Учить понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора; правильно понимать сигналы пешеходного светофора (зеленый шагающий человечек и стоящий человечек красного цвета). Вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге (переходить проезжую часть можно только на разрешающий сигнал пешеходного сигнал светофора.)

Наглядность: макеты транспортного и пешеходного светофоров.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, вы вместе с Петрушкой научитесть правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Оказывается, у нас есть помощники, которые всегда нам подскажут, где правильно и безопасно перейти. Один из таких помощников- это светофор. (показать макеты светофоров).

В-ль: Вы все видели их у проезжей части. А кто знает, для чего нужен светофор?

(ответы детей)

В-ль: Светофор, ребята, регулирует движение транспортных средств и пешеходов на проезжей части. Поэтому есть два светофора- для транспортных средств и для пешеходов. Вам, чтобы обезопасить себя, нужно знать оба эти светофора. Транспортный светофор регулирует движение только транспортных средств и делает это с помощью трех сигналов. Это три круглых окошечка разного цвета. Какие это цвета?

(красный, желтый и зеленый)

В-ль: Когда на таком светофоре горит красный сигнал- это значит, что движение траспорта запрещено. Желтый сигнал просит нас быть внимательными и приготовиться. Зеленый- разрешает движение автомобилям и другим траспортным средствам.

(демонстрация пешеходного светофора)

В-ль: Предназначенный для пешеходов светофор выглядит несколько иначе. Посмотрите и скажите, чем он отличается от транспортного?

(имеет два сигнала)

В-ль: Молодцы! На пешеходном светофоре только два сигнала. Это зеленый шагающий человечек и стоящий красный. Как вы думаете, что означают эти сигналы?

(шагающий зеленый человечек разрешает движение, а стоящий стоящий красный- запрещает).

В-ль? Чем похожи эти сигналы на сигналы транспортного светофора?

(зеленый цвет разрешает движение, красный- запрещает)

В-ль: Давайте поиграем в игру «Светофор». Я буду поочередно показывать вам разные сигналы светофора, а вы будете выполнять такие команды: шагающий зеленый человечек – шагаем на месте, красный стоящий человечек- стоим, руки на поясе., Если я покажу вам сигналы транспортного светофора что будете делать?

В-ль: Почему?

(транспортный светофор регулирует движение только траспортных средств)

(играем 3-4 раза).

В-ль: Умнички! Так для чего нам на проезжей части нужен светофор?

(регулирует движение и помогает безопасно перейти проезжую часть, если следовать его командам).

В-ль: Запомните это хорошо и никогда не забывайте.

Аппликация « Автобус».

Программное содержание: закреплять название деталей автобуса (кузов, колеса, окна).Упражнять в изображении предмета из готовых форм путем наклеивания; ориентировании на листе бумаги. Закреплять навыки выполнения аппликации.

Наглядные пособия: образец, иллюстрация с изображением автобуса; индивидуальные наборы с заготовленными деталями на каждого ребенка для выполнения аппликации

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня наш друг Петрушка отправляется в гости к лесным зверятам. А давайте мы сделаем подарки для маленьких бельчат, волчат и зайчат. Я предлагаю подарить им яркие веселые автобусы, чтобы в следующий раз они все вместе могли приехать к нам в гости.

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный автобус у нас с вами получится. Из каких частей он состоит?

(кузов, окна, дверь, колеса)

В-ль: К какому виду транспортных средств относится автобус?

(пассажирское транспортное средство)

В-ль: Почему?

(он предназначен для перевозки большого количества пассажиров)

В-ль: Молодцы! Для работы нам понадобится: половина альбомного листа, кузов, 2 окошка, 2 колеса и дверь; клей-карандаш и клеенка.

Сначала мы приклеиваем в центр листа кузов. Колеса приклеиваем к нижнему краю кузова. В центре кузова расположим дверь. И в последнюю очередь приклеиваем окна.

(дети выполняют аппликацию).

В-ль: Поднимите, ребята, свои листочки. Посмотри, Петрушка, какой замечательный автобусный парк у нас получился. Сколько ярких и красивых автобусов мы подарим малышам – зверятам.

«Пешеходный переход».

Программное содержание: познакомить детей с дорожной разметкой «зебра», знаком « пешеходный переход»; продолжать вырабатывать навык безопасного поведения на проезжей части переходить только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора.

Наглядные пособия: макет проезжей части, знак Пешеходный переход

Ход занятия:

В-ль: Сегодня, ребята, мы с вами научимся правильно, безопасно переходить проезжую часть. Вы уже знаете, кто помогает нам в этом?

(светофор).

В-ль:Какой светофор регулирует движение пешеходов?

(пешеходный с двумя сигналами)

В-ль: На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть?

(только на разрешающий сигнал- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Молодцы! Правильно! Но оказывается, что на проезжей части есть еще подсказки, которые помогут вам безопасно перейти на другую сторону проезжей части. Это, ребята, дорожная разметка для пешеходов. Видите эти белые полоски? Это и есть пешеходный переход, именно по нему можно пересечь проезжую часть. Его еще называют « зеброй».Как вы думаете, почему?

(полоски похожи на окраску шкуры зебры).

В-ль: Рядом с этой разметкой всегда устанавливают вот такой дорожный знак.

(демонстрируется знак «Пешеходный переход»).

В-ль: Он обозначает, что в этом месте можно безопасно перейти проезжую часть.

Посмотрите на наш макет. Покажите разметку «зебра» и знак « Пешеходный переход».

(дети выполняют задание).

В-ль: Молодцы! А теперь давайте расставим фигурки пешеходов, которые переходят проезжую часть.

(дети расставляют).

В-ль: Молодцы! Вы замечательно справились! Теперь вы и другим сможете рассказать, как нужно правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Как?

(по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал светофора).

Молодцы, ребята!

« Кошкин дом. »

Программное содержание: познакомить детей с видами спецтранспорта. Формировать представление о назначении спецтранспорта (пожарный автомобиль едет тушить пожар, автомобиль скорой помощи- на помощь к заболевшему). Закреплять знания о спецслужбах и их назначении, запоминать номера экстренного вызова 02, 01, 03.

Наглядные пособия: набор кукол и декораций для сказки « Кошкин дом»; игрушки или иллюстрации автомобилей специального назначения- скорая, пожарная, полиция.

Предварительная работа: чтение и показ сказки « Кошкин дом», беседа о профессиях пожарного, полицейского, врача.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня Петрушка принес нам с вами телеграмму, её прислали котята из сказки « Кошкин дом». Давайте поскорее откроем её и прочтем, что же случилось. (воспитатель открывает телеграмму и читает)

В-ль: Вот что здесь написано: «Тили-бом, тили –бом, загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, лапку вывихнула…..Помогите нам, ребята! Нужно пожар потушить, кошке лапку полечить, хулиганов изловить, которые кошкин дом подожгли». Нужно помочь, ребята…Что же делать, как же быть? Как пожар нам потушить?

(нужно вызвать пожарных, чтобы они потушили пожар по телефону 01).

В-ль: Конечно, правильно, ребята. А вы знаете, у пожарных есть свой специальный автомобиль, на котором они выезжают на пожар, вот такой. Он так и называется- пожарный автомобиль.

В-ль: Посмотрите, какая он яркий, красный. А еще у него включается громкая сирена, чтобы другие водители пропускали его на дороге, когда пожарные едут тушить пожар. Ну с пожаром, вроде, разобрались. Пиши, Петрушка ответную телегамму, что нужно вызвать пожарных по телефону 01. Что же там еще случилось-то у них, ребята?

(кошка вывихнула лапку)

В-ль: Точно! Как же быть? Что нужно сделать, ребята?

(по телефону 03 вызвать скорую помощь, чтобы приехал врач и помог кошке)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Понял, Петрушка, как нужно действовать? А на чем приедет врач? А врач приедет на специальном автомобиле, который называется « Скорая помощь». Посмотрите на него внимательно.

(демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации).

В-ль: Видите, на всех автомобилях скорой помощи нарисован красный крест- это знак медицины. И так же, как у пожарного автомобиля, у «Скорой помощи» тоже есть звуковая сирена, которую слышат другие водители и пропускают скорую на дороге. Тогда скорая помощь без задержек приезжает

к больному, и врач оказывает ему необходимую медицинскую помощь. Так что пиши, Петрушка,- « Вызовите кошке скорую помощь». Ну как, все вопросы решили, Петрушка? Как не все? А что же еще осталось? Ребята, о чем еще просили котята?

(помочь им разыскать и задержать хулиганов, которые подожгли кошкин дом).

В-ль: Куда же теперь нам обратиться, ребята? Кто может нам помочь?

(нужно обратиться в полицию, позвонить по номеру 02)

В-ль: Конечно! Молодцы, ребята! Ведь полицейские следят за порядком и ловят преступников и хулиганов. А знаете, ребята, у полицейских тоже есть свой специальный автомобиль. Вот такой. (демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации). Видите, на нём изображена символика полиции. Такой автомобиль ни с каким другим не перепутаешь. Пиши, Петрушка, пусть вызывают полицию по телефону 02. Написал? Теперь отправим телеграмму котятам, ты отнеси её на почту. А мы с ребятами повторим, с какими видами спецтранспорта мы сегодня познакомились?

(пожарный автомобиль, автомобиль скорой помощи и полицейский автомобиль)

В-ль: Замечательно. А расскажите мне, в каких случаях эти служебные автомобили нужно вызывать? Когда они приезжают?

(пожарная- тушить пожар, скорая помощь- едет к больному, а полиция- искать или задерживать преступников)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Запомните номера телефона спецслужб. Вы всегда можете им позвонить и они помогут, если случится беда. Пожарная служба- 01, скорая- 03, полиция- 02.

«Я — пешеход».

Программное содержание: учить правилам поведения на проезжей части(быть внимательным, остановиться и посмотреть по сторонам, прежде чем переходить; крепко держать взрослого за руку, переходить проезжую часть только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора).

Наглядность: Медаль на каждого ребенка « Я- пешеход».

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, наш Петрушка отправляется в гости к куклам. По дороге ему предстоит перейти проезжую часть. Давайте –ка проверим, а запомнил ли наш Петрушка правила безопасного поведения. Скажи нам, Петрушка, что нужно сделать прежде, чем начать переходить проезжую часть? Не знаешь? Может ребята тебе подскажут?

(Нужно остановиться и внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: Конечно. А скажи-ка нам, Петрушка, а в каком месте можно переходить проезжую часть?

(Петрушка отвечает, что в любом и на любой сигнал светофора)

В-ль: Правильно, ребята? Конечно нет!! Так переходить проезжую часть ни в коем случае нельзя. А как нужно?

(нужно переходить проезжую часть только по « зебере» и только на разрешающий сигнал светофора- зеленый шагающий человечек)

В-ль: А почему нужно обязательно соблюдать эти правила?

(потому что автомобиль едет очень быстро и сразу остановиться не сможет)

В-ль: Ну и как же нам тебя отпускать одного? Ты же все правила, которые мы учили, позабыл. Если тебе очень нужно, то попроси взрослого проводить тебя, маму или папу. А когда будешь переходить проезжую часть, взрослого держи за руку очень крепко. Понял, Петрушка?

В-ль: А мы с ребятами еще раз повторим для тебя правила безопасного перехода проезжей части. Что нужно сделать прежде, чем начать переходить дорогу?

(нужно внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: А в каком месте и на какой сигнал светофора можно переходить?

(только по пешеходному переходу и на разрешающий сигнал светофора- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Какие вы молодцы! За то,что вы отлично знаете правила поведения пешехода на дороге, я сегодня награждаю всех вас Особым знаком- знаком « Я –пешеход».

(дети получают медали)

В-ль: А ты, Петрушка, когда запомнишь правила дорожного движения, тоже получишь такую медаль. А сейчас отправляйся в гости, но помни все правила, которые мы сегодня тебе рассказали.

«Коллективная работа «Наш светофор».

Программное содержание: повторить и закрепить предназначение светофора, виды светофоров и значения их сигналов. Учить работать вместе, сообща. Закреплять навыки безопасного поведения на дороге.

Наглядные пособия: иллюстрация с изображением светофора.

Оборудование: заготовленные основы светофора (2 прямоугольные призмы); набор кругов для сигналов светофора; аппликации транспортного и пешеходного светофоров с синим, коричневым и желтым сигнальными окошечками., с окошечками синего шагающего человечка и стоящего зеленого.

Предварительная работа: чтение стихотворения « Светофор».

Ход занятия:

В-ль: Ребята, к нам в гости сегодня снова пришел Петрушка. Поздоровайтесь с ним.

В-ль: А что это у тебя, Петрушка? Ребята, что это такое?

(демонстрация светофор с неправильными цветовыми окошками)

В-ль: Ребята, напомните, пожалуйста, для чего нужен светофор?

(он регулирует движение транспортных средств и пешеходов на дороге).

В-ль: Ребята, посмотрите, правильно ли Петрушка сделал светофоры?

В-ль: Почему неправильно?

(перепутал сигналы)

В-ль: А какие цвета у сигналов транспортного светофора?

(красный, желтый и зеленый).

В-ль: Что они означают?

(красный- запрещает движение, желтый- внимание, зеленый- разрешает движение транспортных средств).

В-ль: А у пешеходного светофора?

(зеленый шагающий человечек и стоящий красный)

В-ль: Что они означают?

(зеленый шагающий человечек — разрешает движение пешеходов, а красный стоящий- запрещает)

В-ль: Молодцы, ребята!!! А ты, Петрушка, не огорчайся. Сейчас мы все вместе изготовим правильные светофоры. У меня есть вот такие заготовки для светофоров. Нам с вами остается только приклеить ему глазки- сигналы.

(вместе с детьми приклеиваются заготовленные круги).

В-ль: Посмотрите, какой замечательные светофоры у нас получились!! Давайте поставим их в нашем уголке дорожного движения. А ты, Петрушка, запомни, какие у светофора есть сигналы и что они означают..

« Коллаж «Улицы моего города».

Программное содержание: обощить и закрепить знания детей о безопасности при переходе проезжей части, полученные в течении года; выявить уровень усвоенности материала. Продолжать работу по формированию навыка безопасного поведения на проезжей части.

Предварительная работа: затонировать ватман.

Оборудование: Затонированный ватман; силуэты транспортных средств, деревьев, пешеходов, светофоров, знака « пешеходный переход», клей- карандаш (по количеству детей).

Ход занятия:

1.​ В-ль:Ребята, сегодня Петрушка приготовил для вас сюрприз. Это коллаж, картина, где на раскрашенном фоне приклеиваются силуэты различных предметов. Петрушка приготовил фон, а фигурки наклеить не успел. Давайте вместе закончим эту картину. Посмотрите,ребята, что же хотел изобразить Петрушка?

(улицу нашего города)

В-ль: А что нужно поместить на нашу улицу? Что должно на ней находиться?

(дома, деревья, тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства)

В-ль: Давайте вспомним, какие бывают транспортные средства?

(грузовые, пассажирские, легковые)

В-ль: Молодцы! Покажите мне, где нужно расположить дома и деревья?

Давайте их приклеим.

(приклеить фигурки пешеходов дома и деревья)

В-ль: А куда мы можем приклеить фигурки пешеходов?

(на тротуар, т.к. люди передвигаются по тротуарам)

В-ль: А для чего предназначена проезжая часть?

(для движения транспортных средств)

В-ль: Значит, фигуры транспортных средств мы можем поместить на проезжую часть. Покажите мне её на нашей картине.

(1-2 ребенка показывают).

В-ль: Возьмите фигурки транспортных средств, назовите их и поместите их на проезжую часть.

(дети называют вид выбранного транспортного средства и приклеивают их силуэты на проезжую часть).

В-ль: Ребята, расскажите Петрушке, могут ли пешеходы перемещаться по проезжей части?

(да, когда переходят с одной стороны улицы на другую)

В-ль: Правильно! Но какое правило нужно обязательно выполнять для безопасного перехода проезжей части?

(переходить дорогу только по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал сигнал светофора)

В-ль: А что помогает нам узнать, где на дороге находится пешеходный переход?

(разметка «зебра» и знак « пешеходный переход»)

В-ль: Найдите на нашей картине разметку «зебра» и приклейте рядом знак « пешеходный переход» и фигурки пешеходов на разметку.

(дети приклеивают)

В-ль: Ребята,а Петрушка не понял, что такое « разрешающий сигнал светофора сигнал светофора». Расскажите, что такое светофор и для чего он нужен на проезжей части.

(светофор это прибор, который регулирует движение пешеходов и транспорта. Транспортный светофор имеет 3 сигнала, красный- стоять, желтый- приготовиться, зеленый — разрешает движение. Пешеходный светофор имеет два сигнала; зеленый шагающий человечек разрешает движение, красный стоящий- запрещает)

В-ль: Какие вы молодцы! Давайте поместим светофоры на наш коллаж.

(дети приклеивают).

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный коллаж у нас получился.

Знакомить детей с правилами дорожного движения (ПДД) в детском саду никогда не рано. Понимать правила поведения на проезжей части, читать самые важные знаки, знать обязанности участников движения - всё это должны уметь дети уже младшего дошкольного возраста. По мере взросления тема ПДД в ДОУ раскрывается более глубоко, а повторение материалов из месяца в месяц, из года в год помогает дошкольникам прочно усвоить новые знания и отработать навыки безопасного нахождения на дороге.

Занятия по ПДД в ДОУ - это то, что воспитатель обязан включить в тематический календарный план. В какой бы форме ни проводились эти занятия, они помогают снизить процент ДТП с участием детей и научить малышей культуре поведения на проезжей части.

Знакомство с правилами дорожного движения помогает:

  • развить координацию дошкольников;
  • до автоматизма отработать действия в условиях дорожного движения и развить скорость реакции;
  • научить детей основным правилам поведения на дороге и возле неё.

Что надо рассказать детям в ДОУ о ПДД

Мало объяснить малышу, что дорогу надо смотреть на светофор и переходить дорогу по зебре. Ребёнок в детском саду должен иметь представление о видах машин, об устройстве дорожной полосы и разных пешеходных переходов.

Вот первые правила, которые должны усвоить дети в группе:

  1. Дорогу можно переходить только на зелёный свет и по “зебре”.
  2. Идти рядом с полосой машин надо по тротуару, а, если его нет, то двигаться по обочине навстречу движению.
  3. Перед переходом сначала смотрим налево, а на разделительной полосе - направо.
  4. Надо выучить важные дорожные указатели и знаки.

Для изучения дорожных знаков дошкольникам предлагается изучить картинки с их изображением. Например, такие:

Также детям уже в младших группах надо обозначать зоны риска дорожного движения и объяснять, как и избегать.

  1. Из-за припаркованного автомобиля может “вылететь” второй, поэтому перед своим движением надо смотреть на всю дорогу сразу.
  2. Красный сигнал светофора может включиться на середине дороги: надо остаться стоить посередине, чтобы машины с обеих сторон могли безопасно объехать человека.
  3. За медленно едущей машиной может ехать кто-то быстрее, поэтому переходить дорогу надо только, когда машины полностью остановились.

Дети в средней и старшей группах ДОУ должны знать о ПДД больше:

  • кто считается участником дорожного движения (пешеход, водитель, инспектор ГАИ, пассажир) и у кто из них как ведёт себя на дороге;
  • основные понятия дорожного движения: проезжая часть, обочина, тротуар, разделительная полоса, перекрёсток, пешеходный переход;
  • виды транспорта: машина, мопед, мотоцикл, велосипед, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка;
  • сигналы и цвета светофора;
  • места, где можно переходить проезжую часть;
  • места, где можно двигаться по дороге пешком;
  • правила пользования общественным транспортом;
  • особенности перехода железнодорожных путей;
  • правила передвижения по дороге на велосипеде.

Воспитанники старшего дошкольного возраста систематизируют знания, полученные ранее, обобщают понятия. Воспитатель старшей и подготовительной уже не просто знакомит детей с ПДД, а предлагает детям решать задачи в игровой форме. Например, что делать, если у пешехода горит зелёный свет, но едущая машина продолжает быстро ехать и не тормозит?

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о стратегическом планировании, маркетинговой деятельности и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО .

Как заниматься ПДД с детьми в ДОУ

Изучение правил дорожного движения в детском саду - это часть воспитательно-образовательного процесса, а, значит, должно быть построено по ФГОС. Объяснение ПДД малышам в ДОУ можно включить в любой из видов занятия, которые предусматривают федеральные стандарты. Вот только несколько примеров.

  1. Интегрированный урок, когда на одном занятии дошкольники занимаются разными видами деятельности: творческой, подвижной, речевой. Такое занятие удачно строить с приглашенным персонажем, которого дети учат соблюдать ПДД разными способами: рисуют, говорят, поют, показывают.
  2. Тематическое занятие объединяет одну тему изучения (например, знаки, общественный транспорт или сигналы светофора) на разных занятиях: музыке, физкультуре, развитии речи, ИЗО.
  3. Коллективное задание, на котором вся группа ДОУ делает общий проект. Например, аппликацию с изображением улицы.
  4. Игровое занятие, в течение которого дети работают в мини-группах, а затем обсуждают то, что у них получилось.
  5. Урок-экскурсия, на котором дошкольники изучают рядом расположенную проезжую часть и соотносят свои знания с реальностью.

Для того, чтобы дети основательно запомнили правила дорожного движения, воспитатель должен создать условия, при которых они:

  • увидят информацию;
  • услышат её;
  • применят новые знания.

Для этого должны быть использованы:

  • наглядные материалы;
  • разнообразные речевые приёмы;
  • игровые и творческие задания.

Эффективность обучения детей ПДД зависит от оснащённости ДОУ, но, в первую очередь, - от мастерства педагога. Воспитатель, объясняющий правила дорожного движения должен совместить в занятии четыре типа педагогических приёмов:

  1. Наглядные.
  2. Словесные.
  3. Игровые.
  4. Практические.

Наглядные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ

Объяснение правил дорожного движения с помощью зрительных образов - один из самых эффективных приёмов. Наглядность можно организовать

  • картинками, например, с изображениям орожных знаков или сигналов регулировщика;
  • презентациями и видео, которые транслируют интересные истории, например, заметки о развитии дорожного движения или мультик по теме ПДД;
  • демонстрациями, когда воспитатель показывает на своём примере правильное действие.

Пример картинки, которая подходит для занятия по изучению ПДД для дошкольника:

Словесные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ

Использование словесных приёмов поможет не только объяснить детям правила дорожного движения, но и поможет воспитателю проверить, как усвоен материал. К таким приёмам относятся:

  • беседы;
  • сказки;
  • загадки и стишки;
  • чтение.

Беседу с дошкольниками удобнее всего выстраивать по принципу вопрос-ответ. “Какие сигналы светофора разрешают движение пешеходу?”, “Где пересекается несколько дорог?” и т.п.

Загадки и стишки помогают воспитателю быстро переключить внимание дошкольников на тему после паузы или заминки. Для детей младшего дошкольного возраста обычно используются договорки, а в старшей и подготовительной группах ДОУ - более сложные стихотворения.

    Младшая группа

Цвет зелёный - Проходи! Жёлтый - Малость погоди. Ну а если красный - Стой! Проход опасный!

    Средняя группа

Три глаза есть у светофора. А ну, запомни их, дружок, Ходить по улицам, чтоб скоро Самостоятельно ты смог.
Вот красный глаз… Его ты бойся! Когда горит он - нет пути. Мигает жёлтый - приготовься! Зелёный светится - иди!

    Старшая группа

У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор: Свет зелёный - проходи! Жёлтый - лучше подожди! Если свет зажжётся красный - Значит, двигаться опасно! Стой! Пускай пройдёт трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья.

    Подготовительная группа

А у нас с недавних пор Возле дома светофор. Он горит и день, и ночь, Всем старается помочь. Если красный загорится, Ты не вздумай торопиться. Знают все, что красный Для пути опасный. И на жёлтый не ходи, А спокойно стой и жди. Маму за руку - и ждём. Вместе с нами весь народ Терпеливо ждёт зелёный, Чтобы двинуться вперёд. Вот - зелёный вспыхнул! Скоро! Подмигнул: - Нельзя стоять! Скоро цвет у светофора красным сменится опять.

Чтение, как правило, больше используется в старших группах ДОУ, в которых дошкольники могут сами читать несложные тексты. Другой вариант: воспитатель зачитывает детям истории о дорожном движении. Использовать лучше специальную детскую литературу на тему ПДД:

  • “Дядя Стёпа - милиционер”, “Моя улица” (С. Михалков);
  • “Шофёр” (Б.Заходер);
  • “Светофор” (Г.Георгиев);
  • “Милиционер” (Н. Носов);
  • “Для чего нам светофор” (О. Тарутин);
  • “Правила движения” (В.Головко).

Игровые приёмы для объяснения ПДД в ДОУ

Игровая деятельность должна стать основной при преподавании ПДД для детей. В процессе игры дошкольники повторяют новые понятия, отрабатывают правильное поведение на дороге, развивают речь и координацию движений.

Пять видов игр уместно использовать для того, чтобы дошкольники тренировали различные дорожные ситуации.

  1. Дидактические игры по ПДД, в которых есть чёткие правила и обучающая задача.
  2. Сюжетно-ролевые, где дети копируют модель поведения разных участников дорожного движения. Например, отыгрывают передвижение на автобусе или переход дороги без светофора.
  3. Подвижные игры хорошо использовать во время прогулки.
  4. Театрализованные игры по ПДД в ДОУ могут проходить по определённому сценарию, в котором дети играют по заданному сюжету, или сами являются режиссёрами и куклами-актёрами.
  5. Пальчиковые игры удобно проводить в группе младшего дошкольного возраста и также отыгрывать разные ситуации на дороге.

В детском саду составляется единая картотека игр по ПДД, в которой игры делятся по темам и видам. Эту работу могут проводить и методист, и воспитатели. Удобно, что одни и те же игры используются для детей младшей, средней и старшей групп ДОУ. Отличаются только способы подачи информации и её количество.

Практические приёмы для объяснения ПДД дошкольникам

Все виды игры, с одной стороны, можно отнести к отработке полученной информаци. С другой стороны, на этом варианты деятельности, в которой дошкольники могут практически освоить ПДД, не заканчиваются. К практической части занятия по ПДД также относится любая творческая деятельность с использованием мелкой моторики: рисование, аппликации, лепка (светофора, транспорта, знаков).

Обучение детей ПДД и безопасности на дороге в ДОУ

Актуальность: Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.

Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на уровне государства.

Обучение младших и старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

Разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

  • В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеются уголки безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Воспитатели собирают дидактический материал, изготавливают разнообразные развивающие игры, организуют совместную деятельность (развлечения, в которых участвуют дети с родителями, экскурсии, тематические беседы).

В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

В уголках по ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.

Поэтому в этих группах содержание материала более сложное: в уголках ПДД имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, остановки транспорта и т.д. Дети знакомятся с понятием "многополосное движение", "островок безопасности", со средствами регулирования движения на дороге. Нужно отметить, что обучение ПДД происходит в разных видах совместной деятельности воспитанников и педагогов, в проведении образовательной деятельности в областях "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Музыка".

В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в ДОУ имеется макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, макеты домов. Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

В помощь воспитателям для организации обучения детей ПДД имеется учебно-методический комплекс: демонстрационный и дидактический материал, картотеки игр, конспекты занятий, загадок, стихотворений, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения согласно возрасту детей.

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организуем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники.

Есть хорошая традиция в начале учебного года организовывать конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения". В этом конкурсе есть обязательное требование - участие родителей.

Подобные мероприятия важны, ведь дети и родители при участии в них выступают одной командой, а иногда дети становятся учителями своих родителей. Ведь многие родители до сих пор не задумываются о проблеме детской безопасности на дороге.

Привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается правил:

  • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
  • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
  • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.

Родителям младших дошкольников:

  • Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
  • Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
  • Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
  • Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
  • Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
  • Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.

В этом возрасте ребенок должен знать:

  • На дорогу выходить нельзя.
  • Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
  • Вырываться нельзя.
  • Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
  • Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
  • Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
  • Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
  • Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
  • Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.

Родителям старших дошкольников:

  • Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
  • Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
  • По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.

В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:

  • Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
  • Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
  • Дорогу нужно переходить только шагом.
  • Надо подчиняться сигналам светофора.
  • В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
  • Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
  • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.

Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

Уроки дорожной безопасности для родителей

Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".

Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.

Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.

Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.

Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.

Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!

Список литературы

  1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
  2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
  3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г.
  4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г.
  5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
  6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г.
  7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.

Младшая группа

Задачи:

— познакомить детей с работой светофора;

— формировать представления об улице;

— учить различать виды наземного транспорта.

Формы:

♦ рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);

♦ целевая прогулка «Знакомство с улицей»;

♦ чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;

♦ рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;

♦ сюжетно-ролевая игра «Мы — водители»;

♦ аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;

♦ целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;

♦ дидактическая игра «Собери светофор».

Средняя группа

Задачи:

— уточнить знания детей о назначении светофора;

— познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

— расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Формы:

♦ рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;

♦ чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;

♦ целевая прогулка «Пешеходный переход»;

♦ рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

♦ рисование «Грузовой автомобиль»;

♦ конструирование «Наша улица»;

♦ дидактическая игра «Транспорт»;

♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;

♦ подвижные игры на развитие координации движений;

♦ беседа «Будем вежливыми»;

♦ игры на настольном перекрестке;

♦ сказка-игра «Азбука пешехода»;

♦ кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;

♦ просмотр тематических мультфильмов.

Старшая группа

Задачи:

— продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения;

— воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Формы:

♦ целевая прогулка «Дорожные знаки»;

♦ рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц;

♦ чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;

♦ рассматривание картины «Улица города»;

♦ коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;

♦ дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;

♦ сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;

♦ театрализованная постановка «Дорога к теремку»;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Подготовительная к школе группа

Задачи:

— продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;

— совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить с работой регулировщика.

Формы:

♦ рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д.;

♦ знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой регулировщика;

♦ дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;

♦ целевая прогулка «Перекресток»;

♦ составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик»;

♦ обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;

♦ рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;

♦ аппликация на тему «Дорожные знаки»;

♦ конструирование на тему «Автобус»;

♦ чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

♦ сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;

♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;

♦ рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;

♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;

♦ музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения!»;

♦ акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;

♦ спортивный досуг для родителей и детей «В гостях у светофора»;

♦ совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;

♦ изготовление «Семейки дорожных знаков»;

♦ разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;

♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;

♦ досуг совместно с учениками 1 класса «Изучайте правила дорожного движения»;

♦ просмотр тематических мультфильмов;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях;

♦ беседа с инспектором ГИБДД.

Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе

Младшая группа

В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.

Дети должны:

— знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

— владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

— знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;

— иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

Средняя группа

Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.

Дети должны:

— называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;

— узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

— называть правила поведения в транспорте, на улице;

— знать, где можно переходить проезжую часть.

Старшая группа

К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.

Дети должны:

— знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

— иметь представление об основных правилах дорожного движения;

— узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

— называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

Подготовительная к школе группа

Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.

Дети должны:

— уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

— узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

— иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

— уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

Информация для педагогов

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому организация консультаций, практикумов, выставок специальной литературы является неотъемлемой частью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО. Проведение смотров-конкурсов («Оформление уголка дорожного движения для детей», «Лучшая разработка занятия по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города» и т.д.) способствует также проявлению творческой активности и инициативы педагогов.

Обязательно привлекайте к занятиям инспекторов ГИБДД, ведь они смогут дать наиболее полную и достоверную информацию о правилах дорожного движения, представить аналитическую справку о состоянии городского транспорта и детском дорожно-транспортном травматизме.

Типичные ошибки при обучении детей ПДД

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

♦ Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД (табл. 1).

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

* Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Таблица 1

Говори правильно

♦ Обучение по старым правилам , что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3. Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

— учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

— объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;

— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП

По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности.

К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:

♦ рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);

♦ игнорирование правил поведения на улице;

♦ плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);

♦ плохое дорожное покрытие;

♦ неустойчивое эмоциональное состояние;

♦ игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;

♦ узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15°, (рост угла зрения продолжается до 20 лет);

— медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребенок принимает решение, часто теряется);

— отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад»

Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со средней группы. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.

Задачи разработки маршрута:

— повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;

— научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;

— научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

Порядок разработки маршрута (три этапа)

1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.

2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.

3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.

При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5 — 6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4 — 5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый — стоим, если зеленый — убедимся в безопасности перехода и будем переходить.

Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть (особенно не регулируемую светофором), идти по двору, где ездят автомобили и т.д. Для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:

— интенсивность движения машин;

— возможность появления их из-за поворота;

— предметы, мешающие осмотру улицы.

Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к своему дому, не смотря по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом».

Использование маршрута «Дом — детский сад»

После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.

Уголок дорожного движения в ДОО

Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили в ДОО успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены:

♦ наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);

о настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами — «ходилки», лото, домино и т.д.);

♦ настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, фигурки людей);

♦ атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);

♦ детская художественная литература по тематике дорожного движения;

♦ конструкторы;

♦ пособия и игры по обучению детей ПДД;

♦ безопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);

♦ действующие выставки рисунков и поделок по дорожно- транспортной тематике;

♦ альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными — это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

Тест для педагогов

Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, главное, регулярно проводить самоконтроль.

Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике.

1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:

а) квадрат;

в) треугольник.

2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:

а) спереди;

в) ваш вариант.

3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:

а) не опасна;

б) опасна;

в) опасна, если у машины включен двигатель?

4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:

а) посмотрю налево, пойду;

б) посмотрю направо, пойду;

в) ваш вариант.

5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:

6. Нарисуйте знак «Пешеходный переход».

7. Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете?

Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — а.

Наступившая осень приносит холода и дождь. Осенний период опасен для пешеходов, так как тормозной путь автомобиля на скользкой дороге значительно увеличивается. Родители должны помочь своему ребёнку стать на дороге заметнее. Необходимо

приобрести детям светоотражающие фликеры или вшить светоотражающие элементы в одежду ребенка. Водитель сможет лучше заметить пешехода на дороге и аблаговременно изменить траекторию движения или снизить скорость.

Соблюдайте правила на улицах и дорогах.

А самое главное не оставляйте детей без присмотра – их безопасность и здоровье ваша главная задача!

Берегите себя и своих детей!

Разъяснение действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Бурный научно-технический прогресс приводит к изобретению новых, технически всё более сложных девайсов . Сейчас все большей популярностью пользуются модные сигвеи, гироскутеры, моноколёса и иные современные средства передвижения. Все они имеют электрический двигатель, различную мощность и позволяют быстро передвигаться.

С точки зрения правил дорожного движения, лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сигвеи, гироскутеры, моноколёса, электрические самокаты), являются пешеходами, в связи с чем, они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования Правил дорожного движения РФ. При этом не забывать, что пересекая пешеходный переход, необходимо держать девайс в руках или вести рядом.

Отдел ГИБДД МОМВД России «Старорусский» рекомендует:

-кататься на данных устройствах используя средства защиты (шлем, налокотники и наколенники) - это обезопасит ребенка при возможном падении. Кроме того, важно помнить, что все вышеуказанные современные средства передвижения предназначены исключительно для личного активного отдыха вне проезжей части дорог;

-соблюдать осторожность и Правила дорожного движения, не мешать окружающим;

-сохранять хороший обзор по курсу движения, не пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами, не слушать музыку;

-сохранять безопасную скорость, следить за своей безопасностью, останавливать средства плавно и аккуратно;

-сохранять безопасную дистанцию до людей, любых объектов и предметов во избежание столкновений и несчастных случаев;

Запрещается использовать сигвеи, гироскутеры, моноколёса и электрические самокаты по дорогам, предназначенным для движения автомобилей или общественного транспорта. Использовать сигвеи, гироскутеры, моноколёса и электрические самокаты в состоянии опьянения и под действием любых препаратов, способных замедлить реакцию, также строго запрещено. Мини-сигвей должен использоваться по назначению только одним человеком, ни в коем случае нельзя размещать на нем дополнительный груз. Не рекомендуется использовать данные устройства передвижения детям до 7 лет и пожилым людям.

ОГИБДД МОМВД России «Старорусский»

Наступила ЗИМА, и родители с детьми устремились во дворы, парки, на улицы, чтобы подышать свежим зимним воздухом. Как уберечь его в это время, не лишая активной радости?

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

    Придерживайтесь правой стороны.

    Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

    Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

    Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

    Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

    Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

    Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

    Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

    Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

    Не стойте с ребенком на краю тротуара.

    Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

    Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

    Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

    Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

    Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

    Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

    Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

    Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

    Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

    При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

    Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

    Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

    Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

    Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

    Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта

    Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

    Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

    Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

    Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

    Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения .

    Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

    Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

    Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

    Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

    Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

    Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются ДЕТИ . Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.

Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Не которая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, - и великовозрастные "ротозеи".

Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения . Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ . Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.

Законодательная база по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:

    Конвенция ООН о правах ребёнка

    Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;

    Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;

    Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;

    Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.;

    ФЗ от 10.12.1995 года № 196 "О безопасности дорожного движения".

    Постановление Правительства РФ от 23.10. 1993 года № 1090 "О правилах дорожного движения"

Локальные акты:

  • Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
  • Правила дорожного движения.
  • Материал для работы с детьми:

Информационно - деловое оснащение ДОУ "Правила дорожного движения для дошкольников";

- А. В. Вашкевич, Е. И. Толочка, М. М. Исхаков "Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в образовательных учреждениях", Санкт - Петербургский Университет МВД России, 2012 год

- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

Т. П. Гарнышева "ОБЖ для дошкольников";