Интервью волшебный мир. Волшебный мир ребенка Интерпретация результатов интервью волшебный мир

Интервью "Волшебный мир"

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а) кошка

в) маленький козленок, олененок

ж) обезьяна

з) тигр
и) заяц
к) собака

л) птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.

  • Владимирова И.А., Туманова Л.В. Защита семейных прав в Европейском Суде по правам человека (Документ)
  • Сценарии родительских собраний. Работа психолога с родителями в логике сопровождения (Документ)
  • Дипломная - Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте (Дипломная работа)
  • Лекция №10. Семьеведение. Схема психологического анализа семьи как системы (Лекция)
  • Методы диагностики мышления и внимания (Документ)
  • Лабораторная работа - Диагностика семейных отношений с помощью рисуночного теста Рисунок семьи (Лабораторная работа)
  • Скоркина Н.М. Методические разработки родительских собраний. 5-11 классы (Документ)
  • Захаров А.А. Велосипедный спорт (гонки на шоссе) (Документ)
  • n1.doc

    СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ

    Назначение : Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

    При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлетнего возраста.

    Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.

    Обследуемому не говорят, что предполагается изображение его собственной семьи. Напротив, по инструкции должна быть нарисована некая абстрактная семья. Однако ассоциации обследуемого все равно определяются его самоощущением в своей семье.

    Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а проверяющий запишет. После окончания рисунка проверяющий выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют в протоколе. Задавая вопросы, нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание «член семьи».

    Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи».

    Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.

    Встречаются случаи, когда в тесте «Рисунок семьи» обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте «Семья животных» – идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть). Встречается и обратное соотношение: чтобы произвести благоприятное впечатление, обследуемый изображает в тесте «Рисунок семьи» идеализированную картину, а в тесте «Семья животных», из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений. Содержательный анализ рисунков позволяет установить, какой вариант имеет место в каждом конкретном случае.

    ИНТЕРВЬЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

    Проективная методика.

    Назначение: изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.

    Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

    Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.

    Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.

    Текст методики.

    Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

    Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

    А. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

    Б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

    Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

    Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

    Затем волшебник попадает в школу.

    В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

    Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

    Чуть не забыли о тебе!

    А. - Что бы ты сделал для себя? Почему?

    Б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

    А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

    Спасибо, ты - настоящий волшебник!

    Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    А. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

    Б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

    Ты можешь превратиться в любое животное.

    А. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

    Б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    А) Кошка,

    В) маленький козленок, олененок,

    Ж) обезьяна,

    К) собака,

    Л) птичка(например, синица).

    Ты отлично справился с заданием.

    Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    А. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

    Б. - А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

    В. - А почему... (2-й не выбранный вариант)?

    А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

    Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

    А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

    Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

    А почему а, б, в?

    Отлично. А подумай:

    А. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

    Б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

    В. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

    Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация.

    Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

    В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
    «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» МЕТОДИКА ДЕТСКАЯ

    (вариант В. Михала)

    Назначение: Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей.

    Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Все ответы ребенка следует записывать дословно.

    Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. Устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

    Инструкция.

    Каждое утро...

    Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. Вместе с тем, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

    В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.
    Инструкция.

    Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчивать его.

    Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

    Каждое утро...

    Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

    Многое отдал бы за то, чтобы я...

    При необходимости объясните правило еще раз.

    Стимульный материал.

    1. Я думаю, что людей больше...

    2. Ребенок в семье...

    3. Мы любим маму, а...

    4. Бываем среди детей, но...

    5. Мой брат (сестра)...

    6. Я достаточно ловкий, чтобы...

    7. Отцы иногда...

    8. Дети, с которыми я играю...

    9. Что бы наш папа...

    10. Мои близкие думают обо мне, что я...

    11. Если бы мой брат (сестра)...

    12. Мои друзья меня часто...

    13. Я хочу, чтобы у меня не было...

    14. Больной ребенок...

    15. Я думал, что мама чаще всего...

    16. Если бы не было школы...

    17. Я весь трясусь, когда...

    18. Когда думаю о школе, то...

    19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

    20. Был бы очень счастлив, если бы я...

    21. Я самый слабый...

    23. Мой учитель (учительница, учителя)...

    24. Всегда мечтаю...
    Ключ .

    Предложения в методике сгруппированы по следующим категориям:

    А) отношение к матери - 3, 15;

    Б) отношение к отцу -7,9;

    В) отношение к братьям, сестрам - 5, 11;

    Г) отношение к семье - 2, 10;

    Д) отношение к ровесникам - 4,8, 12;

    Е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18;

    Ж) отношение к людям в целом - 1;

    З) отношение к собственным способностям - 6, 21;

    И) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19;

    К) отношение к болезни - 14;

    Л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

    Интерпретация.

    Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

    Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умеренные нарушения).

    Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

    Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

    А) отношение к матери;

    Б) отношение к отцу;

    В) отношение к братьям, сестрам;

    Г) отношение к семье;

    Д) отношение к ровесникам;

    Е) отношение к учителям и школе;

    Ж) отношение к людям в целом;

    З) отношение к собственным способностям;

    И) негативные переживания, страхи;

    К) отношение к болезни;

    Л) мечты и планы на будущее.

    Метод "Незаконченные предложения" (тест Сакса-Леви)

    Вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

    Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

    Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, "работающих" на одну шкалу.

    Ключ


    N п/п

    Группы предложений

    NN заданий

    1

    Отношение к отцу

    1

    16

    31

    46

    2

    Отношение к себе

    2

    17

    32

    47

    3

    Нереализованные возможности

    3

    18

    33

    48

    4

    Отношение к подчиненным

    4

    19

    34

    49

    5

    Отношение к будущему

    5

    20

    35

    50

    6

    Отношение к вышестоящим лицам

    6

    21

    36

    51

    7

    Страхи и опасения

    7

    22

    37

    52

    8

    Отношение к друзьям

    8

    23

    38

    53

    9

    Отношение к своему прошлому

    9

    24

    39

    54

    10

    Отношение к лицам противоположного пола

    10

    25

    40

    55

    11

    Сексуальные отношение

    11

    26

    41

    56

    12

    Отношения к семье

    12

    27

    42

    57

    13

    Отношение к сотрудникам

    13

    28

    43

    58

    14

    Отношение к матери

    14

    29

    44

    59

    15

    Чувство вины

    15

    30

    45

    60

    Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

    Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

    МЕТОД "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

    Бланк тестируемого____________________________________________

    Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами" .

    1. Думаю, что мой отец редко

    2. Если все против меня, то

    3. Я всегда хотел

    4. Если бы я занимал руководящий пост

    5. Будущее кажется мне

    6. Мое начальство

    7. Знаю, что глупо, но боюсь

    8. Думаю, что настоящий друг

    9. Когда я был ребенком

    10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

    11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

    12. По сравнению с большинством других моя семья

    13. Лучше всего мне работается с

    14. Моя мать и я

    15. Сделал бы все, чтобы забыть

    16. Если бы мой отец только захотел

    17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

    18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

    19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

    20. Надеюсь на

    21. В школе мои учителя

    22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

    23. Не люблю людей, которые

    24. Когда-то

    25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

    26. Супружеская жизнь кажется мне

    27. Моя семья обращается со мной как с

    28. Люди, с которыми я работаю

    29. Моя мать

    30. Моей самой большой ошибкой было

    31. Я хотел бы, чтобы мой отец

    32. Моя наибольшая слабость заключается в том

    33. Моим скрытым желанием в жизни является

    34. Мои подчиненные

    35. Наступит тот день, когда

    36. Когда ко мне приближается мой начальник

    37. Хотелось бы мне перестать бояться

    38. Больше всех люблю тех людей, которые

    39. Если бы я снова стал молодым

    40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

    41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

    42. Большинство известных мне семей

    43. Люблю работать с людьми, которые

    44. Считаю, что большинство матерей

    45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

    46. Думаю, что мой отец

    47. Когда мне начинает не везти, я

    48. Больше всего я хотел бы в жизни

    49. Когда я даю другим поручение

    50. Когда буду старым

    51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

    52. Мои опасения не раз заставляли меня

    53. Когда меня нет, мои друзья

    54. Моим самым живым воспоминанием детства является

    55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

    56. Моя половая жизнь

    57. Когда я был ребенком, моя семья

    58. Люди, которые работают со мной

    59. Я люблю свою мать, но

    60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

    Методика Рене Жиля

    Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

    Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

    Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

    Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

    Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

    1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

    2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

    Всего выделяют 12 признаков:
    - отношение к матери,
    - отношение к отцу,
    - отношение к матери и отцу как семейной чете,
    - отношение к братьям и сестрам,
    - отношение к бабушке и дедушке,
    - отношение к другу,
    - отношение к учителю,
    - любознательность,
    - стремление к доминированию,
    - общительность,
    - отгороженность,
    - адекватность.

    Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

    Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

    Проведите тестирование, а затем обратитесь к ключу для оценки полученных результатов.

    Ключ



    шкалы

    Значение шкал

    Номера заданий

    Общее
    количество
    заданий

    1

    Отношение к матери

    1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

    20

    2

    Отношение к отцу

    1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

    20

    3

    Отношение к матери и отцу как родительской чете

    1-4, 6-8, 14, 17, 19

    10

    4

    Отношение к братьям и сестрам

    1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

    20

    5

    Отношение к бабушке и дедушке

    1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

    15

    6

    Отношение к другу (подруге)

    1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

    20

    7

    Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

    1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

    15

    8

    Любознательность

    5, 22-24, 26, 28-32

    10

    9

    Лидерство

    20-22, 39

    4

    10

    Общительность

    16, 22-24

    4

    11

    Закрытость, отгороженность

    9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

    15

    12

    Социальная адекватность поведения

    9, 25, 28, 32-38

    10

    Стимульный материал к методике

    1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.



    1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


    1. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).


    1. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь.
      Где сел бы ты?
      Кто этот человек?


    1. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

    2. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

    3. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
      Ты хочешь, чтобы это сделали?
      Кому?
      А может быть тебе все равно?
      Напиши ниже

    4. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.
      Кого бы ты взял с собой?
      Напиши ниже.

    5. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого.
      Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
      Напиши ниже.

    6. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
      Ты пойдешь один?
      Или с кем-нибудь?
      Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

    7. Ты сдал экзамен.
      Кому первому ты расскажешь об этом?
      Напиши ниже

    8. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.


    1. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.


    1. Где ты на этот раз?


    1. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.
      Подпиши, что это за люди


    1. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
      Кого бы ты хотел видеть на его месте?
      А может быть, тебе все равно?
      Напиши.

    2. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.
      По кому бы ты тосковал сильнее всего?
      Напиши ниже.

    3. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.


    1. С кем ты любишь играть:
      с товарищами твоего возраста?
      младше тебя?
      старше тебя?
      Подчеркни один из возможных ответов.

    2. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.


    1. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.


    1. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.


    1. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
      будешь плакать?
      пожалуешься учителю?
      ударишь его?
      сделаешь ему замечание?
      не скажешь ничего?
      Подчеркни один из ответов.

    2. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.


    1. Ты много помогаешь маме?
      Мало?
      Редко?
      Подчеркни один из ответов.

    2. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.


    1. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.


    1. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.


    1. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.


    1. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.


    1. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:
      Будешь плакать?
      Пожмешь плечами?
      Сам будешь смеяться над ним?
      Будешь обзывать его, бить?

    2. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
      Будешь плакать?
      Пожмешь плечами?
      Сам будешь смеяться над ним?
      Будешь обзывать его, бить?
      Подчеркни один из этих ответов.

    3. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
      Плакать?
      Жаловаться?
      Кричать?
      Попытаешься отобрать?
      Начнешь его бить?
      Подчеркни один из этих ответов.

    4. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать:
      Плакать?
      Продолжать играть дальше?
      Ничего не скажешь?
      Начнешь злиться?
      Подчеркни один из этих ответов

    5. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
      Ничего не ответишь?
      Надуешься?
      Начнешь плакать?
      Запротестуешь?
      Подчеркни один из этих ответов.

    6. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
      Ничего не ответишь?
      Надуешься?
      Начнешь плакать?
      Запротестуешь?
      Попробуешь пойти вопреки запрещению?
      Подчеркни один из этих ответов.

    7. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

    8. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?


    1. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.


    1. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

    Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

    Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

    Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

    Текст методики — Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

    — Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

    — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

    — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

    — Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это. — Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

    Затем волшебник попадает в школу.

    — В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    — Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему? — Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

    — Чуть не забыли о тебе!

    — Что бы ты сделал для себя? Почему?

    — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

    — А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

    — Спасибо, ты — настоящий волшебник!

    — Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

    — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

    — Ты можешь превратиться в любое животное.

    а) кошка

    Б) лев

    В) маленький козленок, олененок

    Г) змея

    Д) орел

    Е) мышь

    Ж) обезьяна

    З) тигр
    и) заяц
    к) собака

    Л) птичка (например, синица)

    — Ты отлично справился с заданием.

    — Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    - Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

    — А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

    — А почему... (2-й невыбранный вариант)?

    — А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

    — Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

    — А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

    — Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

    А. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

    Б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

    — Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    А, б, в?

    — А почему а, б, в?

    — Отлично. А подумай:

    а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?

    Б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

    В. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
    — Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация результатов Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

    Исследование межличностных отношений младшего школьника
    Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

    В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
    Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

    Текст методики

    - Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
    - Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
    - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
    - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
    Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
    - Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
    - Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.) .
    Затем волшебник попадает в школу.
    - В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
    - Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
    - Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
    - Что бы ты сделал для себя? Почему?
    - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
    - А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
    - Спасибо, ты - настоящий волшебник!
    - Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
    - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
    - Ты можешь превратиться в любое животное.
    - Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.

      кошка лев маленький козленок, олененок змея орел мышь обезьяна тигр заяц собака птичка (например, синица)

    Ты отлично справился с заданием.
    - Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
    - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
    - А почему ты не хочешь статьй невыбранный вариант)? - А почемуй невыбранный вариант)?
    - А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
    - Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
    - А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
    - Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
    - А почему (именно эти) ?
    - Отлично. А подумай:
    - Чего больше всего боятся дети? Почему?
    - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
    - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
    - Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация результатов

    Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
    При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

    Интерпретационные портреты объектов

    Принц, принцесса:

    1. потребность вызывать восхищение, быть центром;

    2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;

    3. потребность быть благородным, отзывчивым;

    4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество) .

    Король, королева:

    1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

    2. потребность помогать, защищать других;

    3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

    Волшебник:

      стремление к власти, силе; потребность в творчестве, изобретательности, активности; потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция); стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

    Дракон

    часто отвергается из-за жестокости, агрессивности , безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

    "Характеристики" животных

    Кошка:

    1. потребность быть полезным, помогать другим;

    2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

    3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

    4. потребность в безопасности, доме, удобстве;

    5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".


    Лев:

    1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
    агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

    2. потребность в свободе, независимости;

    3. желание быть красивым, вызывать восхищение.

    Маленький козленок, олененок:

    1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

    2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

    3. потребность в свободе.

    Змея:

    потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

    Орел:

    1. потребность в свободе, "взлете";

    2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

    3. потребность в доминировании (царь птиц);

    4. частично агрессивная и защитная позиция.

    Мышь:

    выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
    Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

    Обезьяна:

    1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;

    2. потребность в лакомствах, сладостях;

    3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;

    4. потребность быть умным, изобретательным;

    5. потребность быть милым, привлекательным.

    Тигр:

    1. потребность в физической силе;

    2. потребность в красивом внешнем виде;

    3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;

    4. потребность вызывать чувство страха.

    Заяц:

    выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

    1. потребность вызывать удивление, быть красивым;

    2. потребность свободы.

    Собака:

    1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;

    2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

    3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;

    Интерпретация данных в значительной степени базирует­ся на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», посколь­ку в них дети говорят о своих потребностях, значимых пере­живаниях. Другой основой интерпретации является содержа­тельный анализ ответов, который позволяет углубить представ­ление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситу­ации. Невербальные проявления также дают много информа­ции для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, инте­ресные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположе­ния, возникающие в ходе интерпретации результатов.

    В целом при интерпретации результатов следует учиты­вать, что идентификация ребенка с волшебником задана ин­струкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенден­ции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление пока­зать себя в лучшем свете.

    Тест, незаконченных предложений

    Данный тест может применяться сам по себе, однако ав­тор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В.Михалом пос­ледовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам

    дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направ­лен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учи­телям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых пережи­ваний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

    Представленный здесь вариант теста незначительно изме­нен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.



    Инструкция

    Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду назы­вать тебе начало предложений, а ты - заканчивать его.

    Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каж­дый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получа­лось законченное по смыслу предложение. Прежде чем нач­нем игру, можно немного потренироваться. Например, я гово­рю начало предложения:

    Каждое утро...

    Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предло­жения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструк­цию еще раз. Можно предложить еще один пример:

    Многое отдал бы за то, чтобы я...

    При необходимости объясните правило еще раз. Мно­гие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время" реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психо­логом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ста­вить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в уст­ной форме.

    В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения

    ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; ви­дам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, пред­лагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему рас­пределялись равномерно, а не группировались вместе.

    Незаконченные предложения

    3. Мы любим маму, а...

    15. Я думал, что мама чаще всего...

    7. Отцы иногда...

    9. Что бы наш папа...

    5. Мой брат (сестра)...

    11. Если бы мой брат (сестра)... 2. Ребенок в семье...

    10. Мои близкие думают обо мне, что я...

    4. Бываем среди детей, но...

    8. Дети, с которыми я играю...

    12. Мои друзья меня часто...

    23. Мой учитель (учительница, учителя)...

    16. Если бы не было школы...

    18. Когда думаю о школе, то...

    1. Я думаю, что людей больше...

    6. Я достаточно ловкий, чтобы... 21. Я самый слабый...

    13. Я хочу, чтобы у меня не было...

    17. Я весь трясусь, когда...

    19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

    20. Был бы очень счастлив, если бы я...

    24. Всегда мечтаю...

    14. Больной ребенок...

    Интерпретация теста

    Основу интерпретации составляют содержательный ана­лиз ответов, частота дополнительной части предложения, вре­мя ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, ыа-

    сколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

    «Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифициро­ванный тест Сакса и Леви - SSGT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Соци­альную позицию ребенка исследуют предложения, направлен­ные на изучение его отношения к группе сверстников, учите­лям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются призна­ки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом ано­мального развития личности. "Автор методики вслед за Сак­сом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серь­езные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умерен­ные нарушения).

    Самопонимание ребенка изучается с помощью предложе­ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возра­ста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оцен­ки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейт­ральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как пред­ложение может быть подтверждено или опровергнуто на ос­нове данных того же теста незаконченных предложений.

    Для интерпретации отдельных предложений они сгруппи­рованы по следующим категориям:

    а) отношение к матери - 3, 15,

    б) отношение к отцу - 7, 9,

    в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11,

    г) отношение к семье - 2, 10,

    д) отношение к ровесникам - А, 8, 12,

    е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18,

    ж) отношение к людям в целом - 1,

    з) отношение к собственным способностям - 6, 21, и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19,

    к) отношение к болезни - 14,

    л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

    Серия рассказов «Детский мир»

    Данная серия относится к апперцептивным методикам, подобным ТАТ, САТи их модификациям. Эта часть диагнос­тического комплекса направлена на диагностику отношения ребенка к окружающим людям (родителям, учителям, сверст­никам), а также на выявление значимых переживаний (тре­воги, страха). Полный вариант методики состоит из 10 рисун­ков, сокращенный - из 4 (рис. 1, 2, 3, 10). В отличие от мето­дики «Волшебный мир», где идентификация с определенным персонажем задана инструкцией, в этом задании ребенок отож­дествляет себя с героем рассказа спонтанно и неосознанно. Автор методики рекомендует проводить беседу с ребенком после тестирования, обсудив подробнее отдельные рассказы. Обсуждение рассказов может выполнять психокоррекцион-ную роль (см. стр. 218-223).

    Таким образом, все части проективного интервью относятся к различным группам проективных техник, и, следовательно, результаты диагностики высвечивают проблемы ребенка с разных сторон, способствуя успешной психокоррекционной работе. Существенно также то обстоятельство, что результаты обследования детей с помощью комплекса проективного ин­тервью отражают два уровня мотивов: осознаваемые, «моти­вы цели» по терминологии А.Н.Леонтьева (интервью «Вол­шебный мир», отчасти - тест незаконченных предложений), и неосознанные, «мотивы-смыслы» (методика «Детский мир»). Следовательно, на основании результатов обследования про­ективным интервью можно судить о степени осознания ребен-

    ком своих проблем, что очень важно при переходе к психо­коррекции.

    На этапе освоения методики рекомендуется соблюдать инструкцию, выполнять всю последовательность заданий. Однако опытный практик в зависимости от целей и задач исследования может вносить в тест методики некоторые из­менения: опускать некоторые вопросы, предложения, заменять их другими, менять порядок предъявления незаконченных предложений и рисунков «Детский мир», но непременно со­хранять общий контекст каждой части методики.

    Интерпретация всех трех частей комплекса проективного интервью преимущественно содержательная. Следует подчер­кнуть, что между ответами ребенка на отдельные вопросы и симптомами психологического неблагополучия нет однознач­ной связи, и диагностические выводы о характере трудностей ребенка не являются обоснованными, если базируются лишь на отдельных ответах. Такие выводы имеют под собой осно­вания только тогда, когда подтверждаются целым рядом выс­казываний ребенка по всем 3 частям интервью (например, вы­вод о том, что причиной затруднений ребенка является семей­ное неблагополучие, остро им переживаемое, правомерен, если во всех частях диагностического комплекса имеется подтвер­ждение этой гипотезы).

    Использование методики Розенцвейга в работе с детьми

    Методика разработана и апробирована В. В. Добровым и приводится в авторском изложении. В практической деятель­ности мы столкнулись с рядом задач, в ходе решения которых были вынуждены создать модифицированный вариант мето­дики Розенцвейга.

    Задачи, повлекшие за собой изменение методики, носили сугубо конкретный характер. По работе нам часто приходит­ся сталкиваться с таким явлением, как кризис, в который по­падают учащиеся при переходе из начального звена в сред­нее. В литературе «кризис перехода» описан, хотя и неполно.

    ЦСИ.ШШ ш^иАоаиагностика t просрориентац ия

    Тестовый материал к методике «Детский мир»

    Обычно приводятся жалобы родителей и учителей, сводящие­ся к тому, что ребенок стал невнимательным, рассеянным, плохо запоминает, неизвестно о чем думает на уроках, стал раздра­жительным, обидчивым и т.п.

    Для того, чтобы проводить консутативно-коррекционную работу с учащимися, учителями и родителями, необходимо было выяснить характер изменений, и в каких значимых для ре­бенка отношениях это происходит.

    Первое изменение, которое мы внесли в детский вариант методики Розенцвейга состояло в подборе по трем типам от­ношений: отношения ребенка с родителями («Семья»), отно­шения с учителями («Школа»), отношения со сверстниками («Сверстники»). Второе изменение заключалось в сокраще­нии количества стимульного материала с 24-х до 15-ти карто­чек, по пять карточек на соответствующий тип отношений. Проводя классический вариант методики фронтально, с клас­сом, мы заметили, что к концу тестирования многие учащиеся устают, у них пропадает интерес к работе и, как правило, ме­няется характер ответов. Этим и было вызвано сокращение количества стимульного материала. Третье изменение каса­ется инструкции. Многократное экспериментирование с ин­струкцией дало нам основание утверждать, что большинство детей 3, 5, 6 классов испытывают значительные трудности, когда им предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что, по твоему мнению, скажет второй персонаж, изображенный на картинке?». Механизмы проекции, как нам кажется, у детей данного возраста развиты недостаточно хорошо. По характе­ру ответов видно, что инструкция ими переформулируется в то, как должен ответить второй персонаж, поэтому ответы уча­щихся носят социально-желательный характер, т.е. дети зна­ют, как должен вести себя человек в той или иной ситуации.

    Инструкция, которая предлагалась нами, переводит мето­дику из проективной в самооценочную. Однако до проведе­ния методики психологу необходимо установить полный кон­такт с классом, и лишь в ситуации доверия можно проводить данную методику.

    Инструкция

    «На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть-одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэто­му напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал». После этого мы обычно говорим о том, ка­кие чувства и эмоции бывают. Для создания у учащихся чув­ства безопасности практикуется и анонимное выполнение за­дания. Полученные ответы, на ваш взгляд, говорят сами за себя.

    Пример: 1 ситуация. Ответ: «А я не знаю, откуда они там появились (двойки), (испытываю стыд). Или 4 ситуация. Ответ: «Ладно, посмотрю (оп"ять мне сидеть), - обида.

    Далее ответы оцениваются и индексируются в соответствии с основной методикой. Исходя из наших целей, мы индекси­ровали только чувства, которые испытывали учащиеся. Рабо­тая с основной методикой, мы отказались от использования ключа и вычисления GGR, т.к. считаем этот показатель мало­операционным. Результат оценивается на уровне анализа тен­денций и отдельных реакций. Для более удобного анализа полученные баллы переводятся нами в проценты, причем бал­лы, полученные по каждому типу отношений, например, по «Семье» принимаются за 100%, и, исходя из этого, высчитыва-ется процент отдельных реакций. В конце составляется таб­лица по всем трем типам отношений. Таким образом, обра­ботка проводится в несколько этапов: индексация ответов учащихся, составление таблиц («Семья», «Школа», «Сверст­ники», общая) на каждого учащегося в баллах, суммирования результатов в общеклассные 4-е таблицы (в баллах) и после этого вычисление процентов, описанных выше. В итоге мы по­лучаем результаты как по одному учащемуся, так и своеоб­разный портрет класса.

    Тестовый материал к детскому варианту методики Розенцвейга