Как побороть синдром отличницы. Комплекс отличницы (отличника): что это и как избавиться. Как предотвратить появление синдрома отличника

Хорошо быть во всем первым, идеальным и безупречным, доводить все начатые дела до совершенства? Для человека с синдромом отличника, это главная цель, девиз жизни. Он не может перенести внимание на другое занятие и успокоиться, пока не сделает все образцово. Стремление достичь этого любой ценой не всегда приносит счастье. Зачастую человек чувствует себя взволнованно, что выматывает как физически, так и морально. Что может стать причиной развития синдрома и как от него избавиться? Можно ли помочь ребенку с синдромом отличника?

Как возникает синдром?

Конечно, все проблемы тянутся из детства. Взрослый обладатель этого синдрома, будучи ребенком, получал от родителей строгие указания и за малейшие проступки был наказан . Такой ребенок, прийдя в школу, точно знает, что пятерка - лучшая оценка, а три или четыре - не оценка вовсе. Если получил не пять, то не получил ничего, ноль.

Родители такого малыша, мотивируя ребенка на отличную успеваемость, рискуют вырастить перфекциониста. Ребенок растет с пониманием того, что станет позором для родителей, если не будет идеальным.

Обвинять только родителей в сложившейся ситуации нет смысла. Они лишь повторяют шаблон, по которому воспитывали их.

Далее, ситуация развивается как по сценарию. Учиться только на пятерки практически невозможно. Ведь не может же быть склонность ко всем предметам? Малышу приходится преодолевая свои личные предпочтения, стараясь угодить взрослым, зубрить то, что ему не совсем интересно или непонятно. Установка "быть лучшим" не дает возможность разобраться в собственных предпочтениях.

Ребенок растет с пониманием того, что его любят, когда он все делает на отлично. Если ему ставят четыре, то возникает разочарование и ощущения себя неудачником. Домой идти не хочется, там недовольные оценкой родители, лишь помогут утвердиться в роли отстающего. Постепенно, такое отношение к жизни приводит к неврозу и возникновению синдрома отличника у ребенка.

Развитие синдрома у взрослого

Ребенок с комплексом отличника становится взрослым, имеющим много проблем и различных патологий. Ведь после окончания школы не происходит необходимой для счастливой жизни адаптации во взрослом мире .

Зато есть проблемы со здоровьем, ведь постоянная загруженность создает синдром хронической усталости. Отдыхать некогда: различные кружки, спортивные секции, репетиторы, постоянные укоры родителей приводят к стрессу, которого ребенок даже не осознает, ведь он пытается угодить взрослым.

С возрастом необходимость быть лучшим и делать все идеально никуда не уходит. Так и продолжает взрослый шагать по жизни с установкой: "Либо первый, либо ты ноль!".

Постоянно испытывая трудности в общении с обычными людьми, не могут найти друзей или удержать их. Личная жизнь не складывается, ведь партнер тоже нужен идеальным, соответствующий самым высоким требованиям.

Жизнь как экзамен

Девочка, выросшая с синдромом отличницы, будет стремиться стать:

Вся дальнейшая жизнь будет строиться исходя из установки, полученной в детстве. Став начальницей будет безжалостно и очень требовательна. Работая по 24 часа и без выходных , тоже будет требовать от остальных.

Выйдя замуж, будет уделять семье внимание исходя из завышенных требований к себе и к членам семьи . Выполняя все обязанности автоматически, не будет счастлива и не сможет дать счастье партнеру.

Если ребенку в детстве не объяснили, что его любят, только за то, что он есть, то когда он вырастет, будет иметь заниженную самооценку.

Очень часто, тратя жизнь на гонку за первым местом, люди, страдающие синдромом отличника, остаются одинокими.

Неумение расслабится и вовремя отдохнуть, приводит к нервным срывам и другим заболеваниям нервной системы. Какая уж тут счастливая жизнь.

Как избавиться от синдрома отличника

Чтобы избавиться от синдрома отличника, взрослому человеку надо не бояться нарушать стереотипы поведения, жить с удовольствием, вопреки старым привычкам и страхам:

  • Перестать бояться ошибок и позволить окружающим их заметить;
  • Научиться перепоручать свои дела, не боятся просить о помощи;
  • Поэкспериментировать со стилем одежды, перестать постоянно носить деловые костюмы;
  • Заняться тем, что интересно, а не тем что надо;
  • Обратиться за помощью к психологу или психиатру, специалист поможет понять ошибки и сделать жизнь проще и счастливее.

Иногда, только с появлением собственного ребенка, женщина с синдромом отличницы, начинает понимать, что любит она его просто так и не перестанет любить ни при каких обстоятельствах. Возможно, именно сейчас, прейдёт правильное видение ситуации и не потребуется помощь специалиста.

Хотя возможна и обратная ситуация, когда ребенок, воспитанный матерью с синдромом отличницы, будет перенимать ее жизненную психологию.

Как вести себя с ребенком, чтобы не воспитать его с синдромом отличника

  • Уделять внимание малышу, обнимать не за хорошее поведение, а просто так;
  • Выслушивать то, что ребенок хочет рассказать, успокаивать его, гладить по голове;
  • Говорить ему о своей любви ;
  • Чаще играть с ним , стараясь выделить больше свободного времени для общения с ребенком.

Очень важно объяснить ребенку, что быть первым, это хорошо, но нет необходимости быть первым всегда и во всем. Лучше делать то, что действительно нравится.

Как распознать в мужчине синдром отличника?

Сильный, знает что хочет, всегда добивается поставленной цели - это хорошо и нет ничего страшного, но так только кажется на первый взгляд. А вдруг что-то пошло не так, не получилось, реакция может быть непредсказуемой. Раздражение, злость, ощущение того, что почва уходит из-под ног. Происходит это от того, что человек всегда действует как надо, обращая внимание на то, что скажут коллеги, соседи и просто посторонние люди, совсем забыв, что же он хочет на самом деле.

Если мужчина все время хочет быть первым, то он становится уязвимым перед различными непредвиденными ситуациями, что может привести к непониманию и в личных отношениях в том числе. Подобное отношение в профессиональном плане может привести к синдрому выгорания.

Как с этим бороться?

Попробовать понять, сколько удивительных и прекрасных моментов проходит мимо. Что в жизни упускаешь, теряя время, близких?

Стоит научиться определять главное, не отвлекаясь на мелочи. Боязнь что-то сделать неправильно, потерпеть неудачу необходимо заменить действием и не бояться результата, какой бы он ни был. Ведь даже неудачный опыт, это опыт, на котором учатся.

Человек, страдающий синдромом отличника, должен перестать сравнивать себя с другими людьми, необходимо осознать свою ценность и ценность тех, кто окружает. Также необходимо учиться радоваться достижениям не только своим, но и чужим, не судить себя строго за ошибки.

Не отрицать свои эмоции, плохие или хорошие, осознать и полюбить свою жизнь такой, какая она есть. Стоит смириться с тем, что мир не идеален, не бывает безупречных любовных историй, разве что в кино. Идеальная жизнь, жена, дети, родственники - миф, навязанный глянцевыми журналами и низкой самооценкой.

Не стоит превращать жизнь своих близких в бесконечную череду требований, упреков и обид. Надо начать жить полной жизнью, чувствуя все краски, наслаждаться отдыхом, проведенном в кругу не совсем "идеальной" семьи, но для которой и стоит иногда быть первым и лучшим.

В жизни все и так не просто, не стоит усложнять ее ни себе, ни окружающим, вспоминайте об этом, когда в следующий раз поставите перед собой цель, стараясь все сделать идеально.

Вы перфекционист до мозга костей и стремитесь всегда быть лучше всех и прыгнуть выше головы? Наши эксперты знают, как избавиться от ненавистного синдрома отличницы, который отравляет вам жизнь.

Психолог, психодраматерапевт Ольга Митягина считает, что каждый человек имеет право на ошибку.

Этот синдром чаще всего зарождается в детстве, если родители требуют, чтобы ребенок учился только на пятерки. Тот, кто привык бороться за их любовь с помощью оценок, во взрослой жизни зациклен на результате, зависим от мнения окружающих, болезненно переживает свои неудачи. У таких людей занижена самооценка, они вечно копаются в себе, боятся всего нового, незнакомого, потому что не дают себе права на ошибку. «Отличник» не только страдает сам, но и мучает своих близких бесконечными тревогами и придирками. И тут важно не довести до крайности, перевоспитать себя и постараться стать хотя бы хорошистом.

1. Всякий раз определяйте допустимое время на выполнение задачи.

Экономьте время и силы, потому что идеального результата все равно не существует.

2. Делайте регулярно что-то новое.

Важно перестать зацикливаться на результате и начать получать удовольствие от процесса. К примеру, осваивая кулинарный рецепт, обращайте внимание на цвет и текстуру продуктов, запахи, собственные ощущения. Учитесь радоваться всему, что делаете, будь то готовка, работа или занятия спортом.

Фото Getty Images

3. Займитесь тем, в чем вы полный профан.

Можно пойти на танцы – в группе начинающих у всех будет что-то не получаться, и вы свои ошибки не воспримете слишком болезненно. Специально погружайте себя в чуждую среду. Вам нужно научиться совершать ошибки, адекватно воспринимать неудачи и промахи. Для этого специально нарушайте привычный уклад жизни. Занятия рисованием или лепкой также помогают побороть страх ошибиться.

4. Участвуйте в командных играх, коллективных обсуждениях.

Старайтесь работать в группе, прислушивайтесь к другим. Перфекционисты уверены, что лучше них работу никто не сделает, поэтому важно развивать в себе навык взаимодействия с людьми.

5. Не бойтесь выглядеть смешно.

Позволяйте себе просто дурачиться, малевать глупые картинки, измазаться краской, шалить вместе со своими детьми. Это даст вам возможность почувствовать себя неидеальным.

6. Устраивайте себе дни непослушания.

К примеру, раз в месяц ходите целый день в пижаме, или не мойте посуду, или сознательно опоздайте на работу. Продемонстрируйте себе и окружающим, что вы живой человек, а не робот.

7. Составьте список своих достоинств, лучших качеств, на которые вы опираетесь.

Вспомните, какая вы на самом деле, независимо от успехов, неудач, внешних обстоятельств. Если вы любящая жена и мама или заботливый сын – это главное, что будет с вами всегда, не обесценится, даже если вы совершите прокол на работе.

8. Хвалите себя за любые, даже самые маленькие победы и прощайте себе даже самые большие, на ваш взгляд, оплошности.

Посмотрите на себя со стороны: сколько событий произошло от вашего рождения до сегодняшнего дня, и вы со всем справились. К тому же во вселенском масштабе ваши достижения все равно не грандиозны, а провалы не смертельны. Это всего лишь вехи на линии жизни.

9. Вспомните, что вы сделали за последние год-два, какие умения приобрели, чего добились

Наверняка вам есть чем гордиться. А если чего-то важного не осуществили, вам есть к чему стремиться. И перестаньте сравнивать себя с другими. Страдать от того, что кто-то достиг в жизни большего, бессмысленно и непродуктивно.

Как помочь себе, когда боитесь совершить ошибку

Когда чувствуете, что накатывает тревога, в голове навязчивые мысли о том, что вы не справитесь с поставленной задачей, сконцентрируйтесь на своем теле и постарайтесь почувствовать почву под ногами. Примите комфортную позу, распрямите плечи, несколько раз поочередно сфокусируйте взгляд на дальнем и ближнем предметах. Таким образом вы снимете внутренний зажим, расслабите тело и сигнализируете головному мозгу, что ничего страшного не происходит.

Эксперт тренинг-центра «СЕКС.РФ» Наталья Романовская:

Синдром отличницы – это перфекционизм. Но перфекционизм, который навязан родительскими установками: «для того, чтобы получить что-то, нужно быть какой-то специальной, то есть лучшей». На одной из открытых лекций «СЕКС.РФ» я рассказывала про синдром отличницы. Выяснилось, что почти все присутствующие девушки ощутили это в себе. Дело в том, что наш менталитет и воспитание очень этому способствуют. Женщины с этим синдромом стараются сделать все идеально, но не для себя, а больше для других. В основе лежит страх, что если ты не будешь хорошей, полезной, удобной, тебя просто не будут любить. Так и получается, что в сексе стараешься только для мужчины, в жизни – для близких и друзей. А для себя – нет. Зато вроде бы все любят.

Как это в жизни?

Ты делаешь все идеально. Все должно быть под контролем. А еще лучше, если будет четкая инструкция, что и как делать. И скорее всего, ты во многом успешна и все вокруг довольны тобой. Но что за этим стоит? Другие люди чувствуют, что ты все можешь взять на себя, потому что не в силах отпустить контроль. Они начинают пользоваться этим и все на тебя перекладывать. Итог – усталость и ощущение несвободы. Ты не живешь в моменте. Это синдром «отложенной жизни»: сначала надо поработать, а потом что-то будет. Из-за этого ты не наслаждаешься жизнью. Ты не балуешь себя просто так.

Что с этим делать?

Научись себя радовать. Начни с мелочей, например, купи себе платье и не думай о том, заслужила ты его или нет. Это воспитание в себе здорового эгоизма: радовать себя и благодарить просто так. Осознай свои потребности, полюби себя. Когда ты будешь радовать себя, мир начнет меняться. А люди вокруг будут стремиться радовать тебя.

Ну, всё же это не реально существующий "синдром". То есть не диагноз; речь идёт о склонности к избыточному совершенству в учебных и рабочих заданиях.

Как понять? Не залезая в источники, с позиции здравого смысла и наблюдений за своей любимой средненькой:

  1. Периодическое обнаружение себя на грани и даже за гранью нервного срыва. От перегрузки. То есть очевидная прослеживаемая связь: вы обнаруживаете, что аааааАААА!!! - ревёте/бросаетесь на людей/ненавидите себя/ненавидите людей/ненавидите эту чёртову учёбу-работу. Хотя вообще-то нормальны, вполне себе не истеричны. Проделываете несложный анализ (крутите головой, чешете в затылке, вспоминаете события пары-тройки последних дней) - и ага! - вы снова загрузили себя свыше сил человеческих.

И, если у вас склонность к избыточному совершенству (давайте всё же без синдромов, от них пахнет больничной хлоркой и лизолом), то такие состояния "на грани фола", и именно из-за взятия на себя фиговой тучи нагрузок по учёбе/работе, и стремления выполнить их лучшим образом, - более-менее регулярны. Ну, раз в пару месяцев или, скорее, чаще.

Благородная разгильдяйка такие состояния переживает лишь в сессии, и то далеко не всегда!

А! И при этом вас надо "бить по голове" и орать, что не надо всё делать идеально, а вы всё равно хотите умереть, но всё-всё сделать идеально, иначе вы слабачка и дура, и ужас.

  1. Отсутствие ранжирования и приоритетов в учебных/рабочих заданиях. То есть человек реально стремиться выполнить наилучшим образом и то, что действительно важно для будущего, и десятистепенные задания. Собственно, на 60% это и приводит к п.1, ещё 40% - от бездумной готовности взять на себя всю возможную учебную/рабочую/общественную нагрузку, чтобы быть совершенной ученицей/сотрудницей, а не (помните) слабачкой и дурой.

Если написанное выше не про вас, не узнали себя, - выдыхайте, нет у вас никакого синдрома.

Если узнали - объясните себе... гм... чтобы неуважительно не прозвучало, нет такого намерения... Вот: я когда-то объяснил себе, что если скотинка на себе много тянет, то о ней надо заботиться, иначе она падёт, и всем станет плохо.

Тут вот это главный момент: понять, что твои силы, этот ресурс, - конечны. И их надо распределять. И что возможно это только выделением минимума приоритетов (и вот тут - умирай, где стоишь!), ЗА СЧЁТ остального, где - не делать всё, что можно не делать. Погуглите "решётку Эйзенхауэра" из тайм-менеджмента, это в том же роде.

И - внутри самого приоритетного задания - ТОЖЕ ищем области, которые критично важны, туда - всё! - и области благородного пофигизма.

Можете и к психологам с этим, но вообще... как родитель, я дочке категорические внушения делаю, и она вроде - понимает; это параллельная смена установок и привычек.

Вы вполне, если у вас действительно "это", можете рассуждать, решать и внушать себе - сами. Никогда не поздно устроить себе счастливое детство!)

Синдром отличницы – это особый вид психического расстройства, при котором дети и многие взрослые преувеличивают и идеализируют свои возможности. В конечном итоге недуг может привести к неврозу, апатии и затяжным депрессиям.

Чаще всего синдром встречается в юном возрасте во время обучения ребенка в школе. Малыш старается получать одни «пятерки» и очень расстраивается, когда происходит иначе. Но если в детстве болезнь еще поддается лечению, то избавиться от нарушения у взрослых становится намного сложнее.

Причины появления синдрома отличника

Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:

  • Безразличие со стороны взрослых;
  • Частые конфликты с родителями;
  • Отсутствие кого-либо из членов семьи;
  • Неуверенность в себе или чувство одиночества у ребенка.

Со временем все это способно кардинально изменить личность человека. Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение. Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.

Симптомы заболевания

Самым ярким проявлением синдрома является острое переживание человека в случае малейших неудач. Даже отсутствие похвалы может стать причиной внутренней трагедии.

Так как основной целью ребенка с синдромом является не получение новых знаний, а завоевание наивысшей награды, дети часто оказываются зависимы от мнения других людей и страдают нестабильной самооценкой. Они также ревностно относятся к успехам своих одноклассников и друзей. Больные дети готовы пожертвовать любимыми развлечениями или прогулкой с лучшими друзьями ради первенства в учебе.

Синдром отличницы часто возникает, если еще в детстве ребенку не объяснили, что он любим независимо от оценок, званий и наград. Именно вследствие этого уже взрослый человек в течение всей жизни может думать, что с ним общаются из-за какой-либо выгоды.

В более старшем возрасте синдром обычно проявляется группой нескольких признаков, к которым относятся:

  1. Излишняя ответственность за любую возникшую ситуацию;
  2. Завышенные требования к друзьям и родным;
  3. Неумение расставлять приоритеты;
  4. Желание быть самым лучшим в любых сферах деятельности;
  5. Неумение проигрывать.

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть уже в детском возрасте. У ребенка появляется:

Все эти симптомы можно заметить и во взрослой жизни. Человек постоянно стремиться быть идеальным во всем: внешность, характер, карьера. Но зачастую все эти попытки остаются только лишь желаниями.

Диагностика синдрома

Чтобы установить или исключить синдром отличницы, следует в первую очередь обратиться за консультацией к психиатру. Именно он не только проведет устный опрос пациента, но и назначит дальнейшие исследования. Обычно больному рекомендуется дифференциальная диагностика болезни от обычного желания самореализоваться. Для этого специалисты используют специальный тест перфекционизма, включающий 45 или 24 вопроса. Во время ответа на пункты теста особенно важна честность пациента. В соответствие с набранными баллами и решается вопрос о психологическом состоянии больного.

Стоит ли лечить недуг?

Нужно ли лечить недуг? Может ли он ухудшить качество жизни? Что плохого в том, что ребенок или взрослый пытается добиться поставленных целей и сделать свою жизнь лучше? Именно это обычно волнуют больных с синдромом отличника. Ответить на вопросы однозначно сложно, но с уверенностью можно сказать, что патология способна подорвать эмоциональное состояние человека и привести к тяжелым психическим нарушениям.

Заболевание становится опасным даже в повседневной жизни. Например, у женщин с синдромом отличницы чаще всего возникают проблемы в личной жизни. Зачастую они остаются одинокими, так как в будущем муже ищут только идеал. Ежедневные придирки и скандалы также изведут любого, кто будет претендовать на это место.

Если не уделять должное внимание первым проявлениям недуга еще в детском возрасте, то во взрослой жизни можно ожидать следующие проблемы:

  1. Неумение наслаждаться каким-либо процессом, так как интересовать будет только лишь его результат;
  2. Зацикливание на каждой мелочи, которое приведет к неспособности мыслить абстрактно;
  3. Появление привычки «зазубривания», мешающей развитию творческого мышления;
  4. Отсутствие друзей и близких из-за тяжелого характера;
  5. Желание быть всегда первым, даже посредством нечестной борьбы;
  6. Эмоциональную нестабильность, раздраженность и апатию.

Парадокс заболевания заключается в том, что из-за сильного желания быть первым во всем, человек болезненно воспринимает все свои ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Лечение синдрома отличника

Так как зачастую причина возникновения и развития синдрома кроется в окружении ребенка, в первую очередь, следует провести психологическую работу именно с семьей. Родители не должны пытаться компенсировать собственные неудачи победами ребенка; им необходимо регулярно показывать малышу то, что он действительно нужен семье, что его любят и ценят.

В случае, если ребенок принес плохую оценку из школы, его нельзя ругать или наказывать. Для начала следует поговорить с малышом и выяснить его чувства. Задумываться о правильности воспитания можно лишь, если ему все равно, и он не видит ничего страшного в плохой оценке.

Если у ребенка начинают проявляться первые признаки синдрома отличника, специалисты советуют:

  • Больше времени проводить с малышом: обнимать и целовать его без повода;
  • Интересоваться тем, что происходит в его жизни;
  • Поддерживать и помогать советом, когда это необходимо;
  • Не сравнивать малыша с другими детьми;
  • Предлагать отвлечься от занятий или пройтись с друзьями, когда он слишком много времени посвящает учебе.

Если выполнение данных советов не приносит заметного улучшения, следует обратиться за консультацией к квалифицированному и опытному специалисту.

Методы борьбы с патологией для взрослых

В этом случае самым важным условием успешной терапии является своевременное лечение. Сначала необходимо установить истинную причину появления синдрома, а после научиться расслабляться и отвлекаться от насущных проблем. Также специалисты советуют:

  1. Относиться к событиям с оптимизмом, искать в ситуациях положительные моменты.
  2. Найти себе любимое занятие, записаться в фитнес-зал или заняться экстремальным спортом. Человек должен отвлекаться от ежедневных забот и бороться со своими страхами. Все это помогает стать сильнее и упорнее.
  3. Хотя бы раз немного опоздать на работу. Таким образом начальник поймет, что человек – это не машина, которая не может ошибаться.
  4. Поэкспериментировать со своим стилем. Это помогает почувствовать свободу, перезагрузиться морально и привлечь новых друзей.
  5. Не воспринимать критику окружающих близко к сердцу. Чаще всего она, наоборот, помогает понять человеку свои ошибки и не совершать их впредь.
  6. Научиться прощать близких и врагов.
  7. Оставаться в любой ситуации человеком.

Многие врачи и ученые считают, что синдром отличницы возникает у детей из-за недостатка любви и внимания в семье. Получая наивысшие оценки, ребенок старается привлечь внимание взрослых и заслужить похвалу. Поэтому родителям очень важно регулярно показывать малышу свою любовь и заботу.

Если ребенок все свое свободное время тратит на уроки и школьные задания, следует предложить ему погулять, поиграть или пригласить друзей в гости. Также специалисты советуют записать малыша на творческие или спортивные кружки. При этом очень важно научить ребенка проявлять интерес не только к учебе, но и ко всему окружающему миру.

Профилактика

Лучшая профилактика данного недуга – это его отсутствие. Уже при первых симптомах заболевания родители должны проконсультироваться со специалистом и начать соответствующее адекватное лечение. Прежде всего стоит прислушаться к себе, оценить свое поведение и общение с ребенком, а также подумать о том, какие причины могли привести к развитию синдрома отличника.

Больным необходимо понять, что совсем не обязательно быть постоянно лидером. Жизнь прекрасна и без абсолютных побед во всех начинаниях. Нужно научиться расставлять приоритеты и принять то, что есть люди, которые могут делать что-то лучше. И это совершенно нормально.

Прогноз

Прогноз напрямую зависит от степени развития заболевания. Если синдром не переходит в сумасшедшую гонку за лидерством и маниакальное самосовершенствование во всех сферах, то в большинстве случаев недуг даже придает сил для масштабных достижений. Известно, что большинство знаменитых людей являются перфекционистами.

Но, если же синдром переходит все грани и превращается в серьезную проблему, прогноз становится крайне неблагоприятным. Такая форма болезни способна разрушить жизнь. Человек перестает замечать все то хорошее, что с ним происходит. Он ощущает себя беспомощным и никому не нужным. Чаще всего такие люди погружаются в глубокую и затяжную депрессию, а после – заканчивают жизнь самоубийством.

Видео: синдром отличника

Видео: психолог о синдроме отличницы

У нас тоже было такое. Ребенок от этого ужасно чувствует себя, я обращалась к психологу, чтобы справиться с проблемой. Оказалось, что посыл изначальный исходит от семьи, нам это помогло очень. Не может просто так появиться такой вот комплекс. Я рада, что преодолели это, ведь когда ребенок вырастает ситуация может и не измениться, у меня даже подруга есть с таким комплексом. Вижу, как тяжело бывает с этим во взрослой жизни... У нас похожее было. Только касалось это оценок в школе. Когда получил двойку за забытую тетрадь, я сказала Ура, у меня нормальный ребенок!. Теперь не боится получать оценки отличные от пятерок...

Ну так это не боязнь, а разумный подход. Мне самому это не очень важно, но важно мнение тех, кто мне дорог

Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит "результат на лицо". Хуже,когда комплекс отличника у взрослых остается. У меня брату 30 лет,а он все еще в нем...Как взрослым от него избавиться? У нас в первом классе были не оценки, а смайлики. Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю.

Иногда,чтобы понять проблемы детей, маме стоит оглянуться на свои "проделки" ,возможно развод и новый брак мамы, вынудил/вынуждает ребенка стать лучшим Я писала:

Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми.
Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах (до второго включительно). Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т.д. (в разные месяцы по-разному), а в конце месяца подсчитывали: у кого больше наклеек - тому приз. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть...
Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась.
Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Нет. Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. (К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения.)
В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов?". Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать. Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома.
Но я отвлеклась. Двое моих старших детей, обучаясь по такой оценочной системе, свою неуспешнось, неудовлетворенность приносили домой. Их настроение было тяжело выносить, тем более подрастали младшие и перенимали настрой старших. Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т.д. - все трудно объяснить, т.к. это целая технология. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал.
P.S.: Обучать по принципу - заинтересовать - очень непросто, ведь нужно встать на место ребенка и посмотреть его глазами. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007 , вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее.
Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики

Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло.
А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит (ходилка или лото).
Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее.
Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс.

Спасибо всем, кто помог посмотреть на это под другим углом Марина007
Спасибо вам за опыт... У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди...

ах, вот как это работает, бедные дети, как в цирке... возьму на заметку... Всем добрый день!
Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой.
Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался.
Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья!" А она, рыдая: "Мне поставят четверку!" Желание любви учителя и его принятия, ей было очень важно до такой степени, что она как могла, очень старалась во всем. На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы.
Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, т.к. экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе.
Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. (Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама.) Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить.
В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается.
Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. (У них там была такая система стимулирования хорошего поведения). Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик."

Эту историю я рассказала, чтобы показать, что в случае синдрома отличника у ребенка снижается жизненная сила из-за того, что она все время расходуется неэффективно (на то чтобы доказать всем, что он\она достоен быть принятым). В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, т.к. детей у нас много и уделять много внимания каждому мама (т.е. я) не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно.

Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак.
Об этом много рассуждали вот в этой теме:

Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь (например, что микробы сейчас позаражают всю семью).


Здесь я с вами согласна. И вот здесь надо работать над этим чувством дискомфорта, чтобы оно потом и не превращалось в страх.


Я не делю легкой рукой. Я просто люблю классифицировать
А если серьезно - не значит, что я всех поделила на 4 типа и все. Все люди разные, просто любая классификация предусматривает нахождение ОБЩИХ черт в разных людях. Чистые типы вообще встречаются редко, часто смешанные. Зато, если ты понимаешь, какие черты присущи человеку, легче разобраться, что он чувствует, и как с ним общаться в тех областях, где подходы у вас совершенно разные.
Неужели вы сами никогда не используете классификации? Например, такие, как "отличник-двоечник" или "рабочий человек - офисный работник". Ведь в этих классификациях тоже есть определенные черты, присущие типу. Как, впрочем, и масса промежуточных вариантов.


Во как! И на учительницу заодно наехали! А может, она просто была хорошим Учителем, каких сейчас днем с огнем найдешь, вот потому и любили (и кстати, тоже есть пример моей собственной учительницы начальных классов пожилого возраста - и ее мы тоже любили всем классом ) Н.В.
Классная формулировка! Напомнило:"Лом, а ты чего не пашешь, не сеешь, не жнешь?"-"А мне все в лом."