НОД «Одежда». Развитие речи. Старшая группа. Конспект НОД "Такая разная одежда!" Формы организации совместной деятельности

Нестеренко И.Е. воспитатель

МБДОУ «Детский сад с. Купино

Шебекинского района Белгородской области»

Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа

Тема: « Одежда наших предков»

Интегрированные образовательные области

. «Познание»

. «Коммуникация»

. «Социализация»

. «Художественное творчество»

. «Безопасность»

. «Музыка»

Виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Продуктивная

Музыкально-художественная деятельность;

Цель: закрепить знание детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями его изготовления и применения; рассказать о значении узоров-оберегов; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; развивать у детей речь, мелкую моторику рук, творческие способности в разных видах деятельности.

Задачи:

в области обучения - закреплять знание о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;

в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность;

формировать образную речь; обогащать словарь;

в области воспитания - прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Формируемые представления:

1) Быт русского народа

2) Русский костюм (элементы: сарафан, рубаха, порты, кокошник, лапти, пояс-кушак)

3) Русский характер (весёлость, удаль, гостеприимство)

4) Обычай (когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор - кокошник).

Методические приёмы: метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание, беседа, метод вхождения в образ.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии «Во поле березонька стояла», «Ой, ниточка тоненькая», «Лен».

Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, колодец, коромысло с вёдрами, самовар, рушник, каравай, народные музыкальные инструменты, расписные столы, плетень, нитки, иголки, ножницы, игольница, тарелочки).

Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение музея, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц. Разучивание попевок, песен. Работа над движениями в хороводах.

Обогащение словаря: Кокошник, пояс-кушак, рубаха, сарафан, порты, понева, распашная понева, глухая понева, косоворотка.

Ход занятия

Зал оформлен в русском стиле. Выходят мальчики со свистульками, бубном, зазывают. Девочки в русских костюмах находятся в тереме.

1-й мальчик

Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Приходи скорей, народ!

2-й мальчик

Приходи - кому охота!

А кому неохота - тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Воспитатель в русском костюме с ряжеными детьми заходят под русскую мелодию, встают около лавочки.

1-й мальчик

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй-ка, звончата!

Дома ли Дарьюшка,

Дома ли Настенька,

Дома ли Александра,

Дома ли душенька Ангелина?

Девочки (выглядывают из терема). Мы туточки!

2-й мальчик

Красны девицы,

Выходите погулять,

Себя показать!

Под народную мелодию мальчики ведут девочек, садятся на лавочки.

Воспитатель в русском костюме:

Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые.

Девочка: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе!

Хозяйка: Спасибо за приглашение! С удовольствием останусь у вас на беседе и хозяйкой буду. Только скажите, на какую беседу вы собрались?

Девочка: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской одежде рассказать.

- А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.

Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук).

(дети вместе с воспитателем рассматривают народную одежду)

(достает рубаху.) Что это такое?

Дети отвечают.

Хозяйка достает сарафан, юбку-поневу, порты, передник. Дети называют.

Дети, как все это назвать одним словом?

Дети. Одежда.

Хозяйка. Правильно, это одежда. Похожа ли эта одежда на вашу?

Дети отвечают.

Такую одежду носили крестьяне. Называют ее русским народным костюмом.

Посмотрите на эту рубаху. Как вы думаете, кто носил такую рубаху?

Такую рубаху носили и девушки, и женщины, и маленькие дети. Это женская рубаха. Смотрите, какая она длинная - до пят.

Как видите ребята, одежда русских людей в старину была удобной икрасивой. Где-же брали люди одежду? (сами делали). Кто скажет, из какой ткани шили одежду?

Из льняной.

Ребята, мы с вами уже рассматривали льняную ткань. Давайте вспомним, какая она? Чем хороша и чем плоха льняная ткань?

Ответы детей: «Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна, в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит».

«Плоха она тем, что быстро мнется и с трудом разглаживается».

-«А какой цвет имеет льняная ткань?»

Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что делать?

Покрасить.

А чем? Где взять краски для окрашивания ткани?

Дети отвечают, что в то время люди использовали растения зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику.

- А как называли людей, которые красили ткань?

Крашенники

(«Зверобой - красный цвет - означая - праздник, радость, тепло), (лук - желтый - цвет солнца, богатства (коричневый - символ земли - кормилицы; (василек - голубой - символ неба, молодости;(зеленый - цвет травы, растений, природы).

Дети, нравится вам такая рубаха? Какая она?

Раньше на Руси крестьянки носили такие рубахи. Каждая женщина старалась ее украсить. Вот эта украшена вышивкой. Маленькие дети тоже носили длинные рубахи до пят. Их одежда состояла из одной этой рубахи. Шили ее не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Эта материя не только мягкая, но считалось, что она охраняет ребенка. Рубаху носили и мальчики и девочки. Когда девочка подрастала, ее костюм дополнялся новым предметом одежды.

Как вы думаете, что еще носила девушка кроме рубахи?

Молодая девушка поверх рубахи надевала сарафан. Посмотрите, какие красивые сарафаны носили девушки. Сарафаны тоже шили из льняного полотна, но полотно для сарафана окрашивали. Каждая девушка украшала свой сарафан по-разному: кто-то вышивал, кто-то нашивал ленты, тесьму. Вышивка и другие украшения служили оберегом. Считалось, что это сбережет девушку от разных неприятностей.

Из чего состоял костюм девушки?

Такую одежду - рубаху и сарафан - носила молодая девушка. Шло время, пора девушке замуж выходить. Замужняя женщина уже носила другой костюм. Вместо сарафана на рубаху надевалась понева. Понева - это юбка.

Поневы были разные. Эту называли распашной. Видите, дети, она просто запахивается. Но еще были поневы глухие. Они не запахивались, а надевались через голову. Глухие поневы еще больше похожи на современные юбки. Часто они были в клетку, в полоску, украшались вышивкой. Это, дети, женский народный костюм.

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).

- А причёски? (коса или распущенные волосы).

-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры - головной убор с платком).

Кокошники - формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.

Мы побеседовали с вами о детском костюме, костюме девушки, замужней женщины. Чтобы сшить такой костюм, необходимо время, а также старание и труд.

Чем отличался костюм девушки от костюма женщины?

Ответ: девушка поверх рубахи одевала сарафан, а женщина одевала юбку поневу.

В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем.

«Делу время, а потехе час»

Хоровод «Во поле березонька стояла»

Хозяйка: мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду.

Чем мужская рубаха отличается от женской?

Мужская рубаха короче женской. Она по колено. Мужские рубахи также оформляли вышивкой или тесьмой. Эти украшения оберегали и делали безопасными все отверстия: ворот, подол, рукава.

Вышивки на руках оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.

Узоры на груди оберегали легкие и сердце, на подоле - не давали злой силе подобраться снизу.

Рукава длинные и широкие.

Чем отличается старинная рубаха от современной?

Ворот у нее особенный, выкроен сбоку горловины. И поэтому

она называлась косоворотка.

И обязательным предметом мужского костюма был пояс - кушак. Считали, что с поясом теплее, ветер не задувает. Ходить без него считалось плохим тоном. К нему часто подвешивали ключи и даже инструменты.

А это штаны, еще их называли порты или портки. А сейчас этот предмет одежды как называют?

Штаны иногда тоже отделывали вышивкой, но чаще они были без украшений.

Из чего состоял мужской костюм? (из рубахи, штанов, пояс-кушак)

Хозяйка: Что за узор вышит на одежде?

Дети: Орнамент.

Хозяйка: В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, красные круги - символ солнца, крест - это тоже символ солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак - засеянное поле (квадраты, а в них точки), означает богатство и плодородие, ромб - символ земли, плодородия, цветы - символ богатства.- Даже цвета имели своё значение:

Красный - благополучие

Жёлтый - тепло и ласка

Синий - радость

Чёрный - богатство

Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.

Хозяйка. На ноги наматывали онучи и обували лапти.

-Вот лапти. Что же это за обувь, мягкая, удобная да с завязочками? Эту обувь носили в старину наши прадедушки и прабабушки. Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком. Лапти плели по-разному и рисунок получался разный.

Для того, чтобы лапти были красивыми и удобными, необходимы были умения, которые передавались от старого деда к молодому парню.

-Какого цвета лапти? Знаете ли вы, из какого материала плели лапти? Попробуйте отгадать загадку:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают-

Шкурку тонкую сдирают.

Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Вот поэтому в старину лапти звали еще и по-другому: лыченица. А как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки). А еще лапти плели из бересты. Такие лапти считались праздничными.

Лапти очень легкие. Нога в них не парится, не потеет, так как через дырочки плетения проходит воздух, ноги «дышат». А чтобы они не сваливались, у них есть завязочки.

Лапти носили и летом, и зимой. Как вы думаете, долго ли можно лапти

проносить? Лапти имели очень короткий срок службы. Летом снашивали за три дня, а зимой за десять дней. Почему? (Летом много работали, далеко ходили, машин не было). Представьте, сколько зимних вечеров было потрачено, чтобы обеспечить семью такой обувью.

Вот сколько интересных вещей показал нам сундук.

Самостоятельная работа детей.

А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси.

Мальчики будут украшать пояс-кушак кистями из ниток, а девочки девичий головной убор помпонами.

Но, прежде чем приступить к работе, повторим, как нужно обращаться с иголкой и ножницами.

Дети вместе с хозяйкой повторяют ТБ при работе с иголкой и ножницами.

Хозяйка:

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Не бегай с ними ты по залу,

Так можно сделать себе рану.

Коль просит кто - то, не зевай,

Вперед колечками подай.

Храните ножницы на месте,

С концами сомкнутыми вместе.

Игла всегда должна быть с ниткой, чтобы было легче её найти.

Игла должна храниться в игольнице.

Нельзя вкалывать иглу в одежду, потому что это опасно.

Нельзя брать в рот иглу, нитку, булавку, пуговицы, и другие предметы.

Иглу передают тупым концом, а ножницы кольцами вперёд.

(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям.)

Работа детей сопровождается песнями «Во поле березонька стояла», «Ой, ниточка тоненькая».

Хозяйка: Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

Песня «Лен»

Анализ занятия.

Хозяйка: Что вы узнали сегодня на нашей беседе? (Люди одевались по-особенному). Какие новые слова вы услышали? (Кокошник, порты, пояс-кушак).

Обобщение: Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Хозяйка: по русской традиции гостей всегда угощали чаем, вот и я вас угощу чаем с баранками и пирогом.

Дети: До свидания, гости дорогие!

Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «познание» в старшей группе. Итоговое мероприятие по теме "Одежда". Викторина "Школа модельеров"

Цель Создание условий для закрепления знаний у детей об одежде.
Задачи:
Обучающие: Формировать у детей отчётливое, дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.
Развивающие: Развивать мыслительные операции, зрительное восприятие. Развивать умение работать в коллективе. Способствовать развитию творческих способностей и свободы самовыражения
Воспитательные: Возбудить интерес к профессиям, связанным с пошивом одежды, воспитывать отзывчивость, положительное отношение к занятиям.
Предварительная работа:
Чтение Л Кон «Лен», Бианки «Как рубашка в поле выросла»
Рассматривание одежды, предметных картинок на тему «одежда»
Раскрашивание картинок.
Беседа о профессиях, связанных с пошивом одежды.
Составление и отгадывание загадок про одежду.
Рассматривание различных видов ткани.
Оборудование:
1. Посылка с одеждой из ткани.
2. Презентация на тему: «Одежда» 4 -лишний
3. Силуэты одежды, разрезанные на несколько частей.
4. Силуэты одежды для рисования.
5. Карандаши, краски, кисточки.
6. Жетоны
Методы и приемы:
- сюрпризный момент,
- практические,
- наглядные,
- словесные: художественное слово

Ход мероприятия

Воспитатель: День необычный сегодня у нас
Мы искренне рады приветствовать Вас!
Для умной игры собралась детвора
Соревнование начинать нам настала пора!
И так правила помним, не кричим, а поднимаем руку, за правильный ответ вы получаете жетон.

Задание для самых находчивых детей: «Подумай и ответь».
- Для чего нужна одежда?
- Почему у животных нет одежды, а у людей есть?
- Перечислите зимнюю одежду.
- Перечислите летнюю одежду.
- Назовите домашнюю одежду, для чего нужна домашняя одежда?
- Какую вы знаете спортивную одежду? Для чего она нужна?
- Кто шьет одежду?
- Где шьют одежду и где ее покупают?
- Из чего шьют одежду?
- Как называется в одежде дырочка для пуговицы?
- С помощью чего можно застегивать одежду?
- Какую одежду надевают на руки?
- Какую одежду надевают на ноги?
- Какую одежду могут носить только девочки?
- Какую одежду носят и девочки и мальчики?
- У какой одежды есть воротник?
Молодцы ребята.
Сейчас задание для самых быстрых детей эстафета «Жадина»
Каждый ребенок приносит из коробки вещь, и отвечает на вопрос Чья? Чей? и т.д.

Сейчас задание для самых внимательных детей.
Посмотрите на экране у меня 4 ряда картинок. Вы должны сказать, какая картинка лишняя и почему. (Ответы детей.)

Задание для самых сильных детей.
Физминутка
- Как ухаживают за одеждой?
Давайте приведем нашу одежду в порядок.
Ох, испачкалась одежда,
мы ее не берегли,
обращались с ней небрежно,
мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
пятна тщательно потрем,
постираем, прополощем,
отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся,
Ну вот, одежда высохла.
Что мы с ней сделаем? (погладим)
Теперь наша одежда в порядке.

Следующее задание для самых сообразительных детей.
От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты? (Шубку)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой. (Валенки)

Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим - вот беда!
- Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге. (Детские ботинки)

Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной сидят. (Варежки)

Черна, а не земля, пушиста,
а не снег, греет, а не печка. (Шуба)

Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

Как только отправляется
Она зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждой – целых пять! (Перчатки)

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)

Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита. (Панамка)

По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Штаны)

Словно, майка,
Но с рукавами.
И девчонка и мальчонка
Носят меня, ведь я... (футболка)

Что же летом на ногах?
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену...(босоножки)

Солнце в мае светит ярко,
Ветер дует, и не жарко.
По погоде проявим сноровку
Куртку оденем лёгкую...(ветровку)

Задание для самых трудолюбивых детей.
Детям предлагают «сшить» платье.
На столе разложены детали платья, вырезанные из бумаги.
Задание: выбрать нужные детали и «сшить» (сложить) платье, рассказать, какие детали им потребовались.
Задание для самых творческих детей.
Мы с вами будем дизайнерами, а они придумают рисунок тканям.

Заключение
Ребята понравилось ли вам сегодня соревноваться?
Ответы детей.
Какое задание показалось самым лёгким?
Ответы детей.
А какое показалось задание самым трудным?
Ответы детей.
За что вас сегодня можно похвалить?
Ответы детей.
А теперь подведем итог и посчитаем жетоны.

Использованная литература:
интернет ресурсы.
Подрезова Т.И. "Материал к занятиям по развитию речи"

Тема : Зачем людям нужна одежда

Цели:

— рассказать, для чего людям нужна одежда;

— различать мужскую и женскую одежду;

— воспитывать бережное отношение к человеческому труду;

— поощрять проявление активности и творчества.

Словарная работа: существительные (картина, панама, сарафан, одежда, шорты, лето, весна, зима, осень, кепка, кроссовки, шлепанцы, путешествие, плащ, колготки, ботинки, шляпа, куртка, брюки, свитер, варежки, сапожки, перчатки); глаголы (носить, мерзнуть, сохранить, пригодиться); прилагательные (прохладный, дождливый, теплый, меховая); наречия (душно, жарко, удобно, уютно, красиво).

Оборудование : загадки, картины времен года, сезонная одежда, листы бумаги, заготовки прямоугольной формы, полоски, клей, куклы.

Воспитатель (показывает кукол). Куклам Вове и Вале надо собраться в далекое путешествие на целый год, а какую одежду им нужно взять с собой, чтобы в любую погоду было удобно, они не знают. Хотите им помочь собраться?

Дети . Да.

Воспитатель (раскладывает картинки с изображением времен года). Ребята, посмотрите, у нас много картинок с разными временами года. А что на какой картинке изображено, трудно догадаться. Давайте попробуем разобраться. Отгадайте загадку.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника.

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке...

Как зовется время это?

Угадать нетрудно — ... (лето).

Дети отгадывают. Как вы догадались?

Дети перечисляют разные природные признаки.

Посмотрите на одежду Светы и Димы. (Дети выходят в летней одежде.) Можно догадаться, какое время года?

Дети. Да. Света в сарафане, панаме, шлепанцах, а Дима в шортах, кроссовках, футболке и кепке.

Воспитатель . Какая погода бывает летом?

Дети. Жаркая, душная.

Воспитатель. Правильно ли одеты Света и Дима?

Дети. Да, они одеты в легкую одежду.

Воспитатель. Ребята, а для чего людям нужна одежда?

Дети . Чтобы быть красивыми, не болеть зимой и не замерзнуть, а летом не сгореть на солнце.

Воспитатель. Мы с вами вспомнили, какая погода бывает летом, а теперь рассмотрим еще одну картинку. Какое на ней изображено время года? Послушайте еще загадку.

У избы помоет крышу,

Отведет в берлогу мишку,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы ее тихонько спросим:

«Кто ты?» И услышим: ... (осень).

Дети отгадывают.

Ребята, так что же изображено на картинке?

Дети. Осень.

Воспитатель . Какая погода осенью?

Дети . Прохладная, дождливая.

Воспитатель . К нам на занятие пришли Даша и Вова в осенней одежде. Давайте посмотрим, что на них надето?

Дети . На Даше надеты: свитер, юбка, колготки, плащ с капюшоном, ботинки, а на Вове — брюки, свитер, ботинки, куртка, шапка.

Воспитатель. Какая одежда пригодится кукле Вале осенью?

Дети . Свитер, юбка, плащ с капюшоном, колготки, ботиночки, шляпа.

Воспитатель. Какая одежа пригодится кукле Вове осенью?

Дети . Брюки, свитер, куртка, шапка, ботинки.

Воспитатель. Послушайте загадку. О каком времени года в ней говорится?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети отгадывают.

К нам на занятие пришли Никита и Соня в зимней одежде. Давайте посмотрим, что на них надето.

Дети . На Соне — шуба, шарф, меховая шапка, варежки, сапожки, на Никите — пуховик, шерстяные брюки, теплые ботинки, варежки.

Воспитатель . Какая одежда поможет согреться зимой кукле Вале?

Дети . Шуба, меховая шапка, варежки, сапожки, шарф.

Воспитатель . Какая одежда пригодится зимой кукле Вове?

Дети . Пуховик, меховая шапка, перчатки, теплые носки, сапоги.

Воспитатель. Мы вспомнили, какая погода бывает зимой, давайте рассмотрим еще одну картинку. Какое время года на ней изображено? Послушайте загадку.

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг

И станет летом вдруг.

Ты знаешь, кто она?

Красавица -... (весна).

Дети отгадывают.

На картинке изображена весна. Какая погода бывает весной?

Дети. Прохладная, солнечная, дождливая.

Воспитатель. К нам на занятие пришли Полина и Костя, одетые по-весеннему, давайте посмотрим, во что они одеты.

Дети. Полина в юбке, свитере, перчатках, плаще, ботинках, а Костя в брюках, куртке, шапке.

Воспитатель . Весной (куклам) Вале и Вове пригодится та же одежда, что и осенью. Много одежды у Вали и Вовы и в любую погоду им будет удобно, уютно и красиво.

Вот только куда нам сложить столько вещей? В чем можно перевозить одежду и обувь?

Дети . В сумках, пакетах, чемодане, рюкзаке.

Воспитатель. Я вам приготовила листы бумаги, клей, заготовки прямоугольной формы и полоски. Мы сейчас будем делать дорожные сумки для наших кукол, с которыми они отравятся в путешествие.

Воспитатель показывает приемы работы, помогает расположить на листе прямоугольник и полоску так, чтобы получилась дорожная сумка. Работы детей выставляются в холле.

Куклы благодарят вас за помощь, вы не только подсказали, какую одежду им брать в дорогу, но и сделали дорожные сумки, чтобы их вещи не потерялись.

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Программное содержание:

Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.

Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Учить согласовывать речь с движением.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Учить работать детей парами.

Активизация словаря: по теме.

Оборудование : предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход занятия

Организационный момент.

Беседа. Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.

Дети начинают вместе с педагогом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт. Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.

Основная часть

Лексико-грамматические игры и упражнения

    «Отгадай загадку»

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)

Я с полями, с козырьком.

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)

Зимой протянулся,

Летом свернулся (ШАРФ)

А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки (Одежда.)

А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку (Головные уборы.)

Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.

Дети договаривают подходящие по смыслу слова.

    «Договори слово»

Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз

В магазин ходили сами и купили туфли маме.

Моднице Иринке – новые……………… ботинки.

Братику Антошке – новые……………….сапожки.

Маленькому Леше – блестящие…………калоши.

Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.

А милому папочке – домашние…………тапочки.

Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах. (Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.)

    «Что наденем на прогулку?»

(Усвоение глагола надеть)

Педагог показывает картинки и задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня – платье» и т.д.

    Физкультминутка.

« Новые кроссовки»

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

У сыночка Вовки – новые кроссовки

Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).

Новые кроссовки.

Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).

Новые кроссовки.

    «Скажи по – другому»

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

    «Один – много».

Тюбетейка - тюбетейки - тюбетеек.
Пилотка - пилотки - пилоток.
Каска - каски - касок.
Шапка - шапки - шапок.
Кепка - кепки - кепок.
Платок - платки - платков.
Панама - панамы - панам.
Шаль - шали - шалей.
Шляпа - шляпы - шляп.
Фуражка - фуражки - фуражек.
Косынка - косынки - косынок.
Берет - береты - беретов.
Колпак - колпаки - колпаков.
Шлем - шлемы - шлемов.

    «Назови ласково»

Шапка - шапочка.
Пилотка - пилоточка.
Платок - платочек.
Шлем - шлемик.
Панама - панамка.
Шляпа - шляпка.
Косынка - косыночка.
Берет - беретик.

    «Времена года»

Ребята, а какое сейчас время года?

А за осенью придет…

Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда?

Зимняя, теплая…

    «Скажи наоборот»

Надевать - снимать

Обувать - разувать

Покупать - продавать

Завязать - развязать

Застегнуть - расстегнуть

Гладить - мять

Повесить - снять

Обуваться - разуваться
Развитие связной речи

Составление описательных рассказов

«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голеница, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

Итог занятия

О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об одежде, обуви и головных уборах.)

Конспект НОД в старшей группе

по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме. Познакомить с назначением одежды.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонема тического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания , доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением одежды, мяч.

Словарь: Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки , шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник, обувщик.

Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.

Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…

1. Организационный момент.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли разноцветные конверты. А что в конвертах вы узнаете сами, разобрав картинки так, чтобы получилось три общих слова. Собирать их вы будете по компаниям.

Педагог раздает фишки трех цветов, поделив детей на 3 компании.

Педагог: Ребята, что изображено на ваших картинках?

Игра «Лови и отвечай»

Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике.

Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик.

Какая одежда бывает по времени года? Летняя, зимняя, весенне - осенняя.

Игра «Разложи одежду по сезону» по компаниям.

Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего нужна одежда? (Чтобы защищать тело от холода, жары, грязи, пыли. дождя; чтобы было удобно и красиво).

Где продают одежду? Обувь? (В магазине «Одежда», «Обувь»)

Кто покупает одежду?

Какую одежду купит себе папа? Мама? Дети? (папа - мужскую, мама - женскую, дети - детскую)

Как называется одежда для дома? (Домашняя)

Одежда для работы? Рабочая

Одежда для праздника? Праздничная

Одежда для занятий спортом? Спортивная.

Физкультминутка.

Мы зимой гуляли – шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли – плащи надевали,

Плащи надевали – лужицы считали.

Летом мы гуляли – шорты надевали,

Летом мы гуляли – платья надевали.

По лугу ходили – бабочек ловили.

Упражнение «Назови и покажи части»:

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли, пуговицы;
обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок

Игра « Из чего шьют одежду?»

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

Сарафан из ситца - …

Платье из шелка – шелковое

Сапоги из резины - …

Игра «Кто подберет больше слов» - Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут.

Что можно обуть?

Что можно надеть?

Что можно связать?

Что можно завязывать?

Что можно застегнуть?

Пальчиковая гимнастика «Аленка»

Аленка-маленка

Шустра, быстра: 2 раза.

Воды наносила, Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела. Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга

Упражнение «Скажи наоборот»

Я назову слова, а вы скажете наоборот.

Надевать -…(снимать)

Расстегивать -…(застегивать)

Завязывать -…(развязывать)

Мять -…(гладить)

Белая -…(черная)

Новый - …(старый)

Чистая -…(грязная)

Педагог: Ребята, как нужно ухаживать за одеждой, чтобы она была чистая? (стирать, чистить)

- Чтобы она была аккуратной (гладить, складывать, не разбрасывать)

Упражнение найти «лишний предмет» и объяснить почему он лишний.

Платье, шорты, брюки, ботинки.

Куртка, шапка, шарф, шорты.

Сандалии, кепка, туфельки, сапоги

Итог занятия.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что понравилось?