Презентации и фотоматериалы для работы с родителями. Презентация на тему "работа с родителями в детском саду". Семья – это летом поездки на дачу

"Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить ни кто"-так считал В.А. Сухомлинский Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.


Родители- главные воспитатели своих детей.Родители- главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.


Формы сотрудничества с родителями Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего- либо, система организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.


Содержание форм общения с родителями Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.


Традиционные формы организации общения педагогов и родителей: Коллективные родительские собрания конференции круглые столы анкетирование по разным вопросам семинары Индивидуальные Беседы тематические консультации и т.д. Наглядно- информационные фотографии выставки детских работ ширмы папки-передвижки дни открытых дверей утренники информационные стенды буклеты


Нетрадиционные формы общения Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.


Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно - аналитические социологи ческие срезы опросы «почтовый ящик» Досуговые совместные досуги праздники участие родителей и детей в выставках участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада выставках родительских работ по изодеятельности Познавательные семинары- практикумы родительская гостиная проведение собраний консультаций в нетрадиционной форме игры с педагогическим содержанием библиотека для родителей Наглядно- информационные информационные папки для родителей организация дней открытых дверей открытых просмотров занятий и других видов деятельности выпуск газет организация мини- библиотек защита семейных проектов презентация детского сада информация о детском саде на сайте


Задачи взаимодействия Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи: Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.



Доброволец. Гость группы Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.








Дни открытых дверей В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.


«Родительский университет» Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Круглый стол «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).


Детско-родительский журнал «Лучик» Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.





Моя семья. Дошкольное учреждение. Дошкольные образовательные учреждения. Наша дошкольная группа. Дошкольная педагогика. Дошкольные отделения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Наша дошкольная жизнь. Формы работы с родителями в доу. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Образовательная программа дошкольной организации.

Программы дошкольных образовательных учреждений. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Основная образовательная программа дошкольного учреждения. Общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения. Охрана труда в дошкольном учреждении.

Школа молодых родителей. Социальное партнёрство семьи и ДОУ. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Программы развития дошкольного образовательного учреждения. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Санитарное содержание дошкольного учреждения. Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ.

Муравьиная семья. Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Воспитанники группы № 3. Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Отношение между дошкольным учреждением и родителями. Презентация образовательной программы дошкольного учреждения. О расходах на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений. Обновление образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 11. Конкурс «Наша дошкольная жизнь».

М.С.Арсеньева старший воспитатель д\с 21 «Сказка» сайт

Слайд 2

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Слайд 3

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи – знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте. Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары- практикумы), проведение мастер – классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Слайд 4

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Здоровье» Образовательная область «Физическая культура» Образовательная область «Безопасность» Образовательная область «Социализация» Образовательная область «Художественное творчество» Образовательная область «Музыка»

Слайд 5

Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия: между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться; между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления; между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения; между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Слайд 6

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Слайд 7

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно – правовых документов, в т.ч. «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других. Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого – педагогических, физиолого - гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Слайд 8

В области дошкольной педагогики родителям важно:

знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми. Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально – педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

Слайд 9

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества. Признаками такого сотрудничества являются:

осознание цели деятельности каждым участником процесса; четкое разделение и кооперация труда между его участниками; личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем; положительные межличностные отношения. детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Слайд 10

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

изучение семей детей; привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения; изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Слайд 11

единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду; установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики; взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе; изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды; индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом; систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми; привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.

Слайд 12

Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

1. Первые контакты между семьями и ДОУ приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора. 2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они помогли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. 3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.

Слайд 13

(продолжение)

4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий. 5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана. 6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом. 7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. 8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Слайд 14

Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. В тоже время преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имею специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, из взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не получает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что родители – его союзники и он не может обойтись без совета и помощи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организованна совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Слайд 15

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка; второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении; третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно – деятельностный подход. Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

Слайд 16

Основные блоки по работе с родителями

Слайд 17

Совместные мероприятия педагогов и родителей

  • Слайд 18

    Анализтеории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе – организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

    Слайд 19

    Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др. Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решений кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

    Слайд 20

    Наглядные формы: библиотеки и папки – передвижки, видеофильмы, памятки – рекомендации для родителей и детей, открытки – приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др. Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др. Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

    Слайд 21

    В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:

    изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.); обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями; расширение средств и способов работы с родителями; обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

    Посмотреть все слайды

    «Взаимодействие

    педагога

    с родителями »

    Презентацию подготовила

    учитель начальных классов

    МБОУ «Большаковская СОШ»

    Абрамович Татьяна Юрьевна


    Совместное взаимодействие

    РОДИТЕЛИ


    Цель педагогического взаимодействия семьи и школы

    создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».


    Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:

    Направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей; -оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю; -укреплять авторитет родителей в семье; -помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях; -тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.


    Задачи классного руководителя в работе с родителями:

    • 1 Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
    • 2 Обеспечивать максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности учащегося.
    • 3 Организовать совместную деятельность родителей и учащихся.
    • 4 Выявлять основные аспекты нравственного воспитания в семье.

    Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики

    Примерные темы для совместного обсуждения

    • Физиологические особенности младшего школьника.
    • Психология младшего школьника.
    • Основы построения общения с младшим школьником.
    • Особенности адаптации ребёнка к школе.
    • Значение режима дня в жизни школьника.
    • Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
    • Как научить ребёнка учиться?
    • Что делать, если ребёнок говорит: «Не хочу!»
    • Как бороться с ленью?
    • Средства массовой информации в жизни ребёнка.
    • Традиции и обычаи семьи в воспитании школьника.
    • Книга в жизни семьи и ребёнка.

    Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу

    Примерная тематика встреч:

    • Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
    • Праздник рождения класса.
    • Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой.
    • Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
    • Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».
    • Родительское собрание «Наши первые книжки».
    • Презентация классного журнала «Новости школьных уроков».
    • Знакомство с родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений класса.
    • Организация и проведение родительских уроков.
    • «День открытых дверей».
    • Выпуск собственной родительской газеты силами родителей детей.

    Диагностика

    Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

    • родительских собраний;
    • тематических и индивидуальных консультаций;
    • внеклассных мероприятий;
    • организации поездок и экскурсий;
    • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
    • при анализе работы с классом.

    Оперативная диагностика необходима:

    • в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям;
    • в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

    Итоговая диагностика проводится в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.


    Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

    Родительские

    университеты

    Вечер вопросов

    и ответов

    Конференция

    Родительское

    собрание

    Групповые

    Групповые

    Индивидуальные

    Активные формы



    Консультация. Беседа

    Индивидуальная консультация носит изучающий характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Кл. рук-ль предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке.

    Важно также обсудить вопросы:

    • Какое мнение сложилось у родителей о предыдущем классе и педагоге, у которого ребёнок учился?
    • Какое мнение о школе у родителей уже сложилось?
    • Как оценивают родители положение ребёнка в его собственной семье?
    • Что ребёнку в семье можно делать и чего нельзя?
    • Какая помощь нужна родителям от школы?
    • Какой они понимают воспитательную систему класса?
    • Какие поручения в классе мог бы выполнять их ребёнок?

    Темы консультаций для родителей:

    - Если ребёнок – левша?!

    • Детская агрессивность и её причины.
    • Самостоятельность ребёнка во время выполнения домашних заданий. Как её развивать?
    • Как развить у ребёнка интерес к чтению?
    • Обидчивость и плаксивость ребёнка – что за этим стоит?
    • Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребёнка.
    • Ваш ребёнок в коллективе детей.
    • Детский эгоизм. Как его преодолеть.
    • Если ребёнок не хочет идти в школу.
    • Фантазирование и ложь ребёнка. Мнение специалистов.
    • Друзья в жизни ребёнка.
    • Причина детского одиночества.

    Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй.

    Использовать беседу с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях.

    Результаты беседы не должны становится гласными, если кто-то из её участников этого не хочет.

    В беседе кл. рук-ль должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания.



    Родительские чтения

    Дают возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.


    Родительские вечера

    Проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

    Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

    Родительский вечер позволяет не только высказать своё мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определённые выводы, чему-то научиться, взяв что-то на вооружение в свой воспитательный арсенал.


    Примерные темы родительских вечеров:

    • Год рождения моего ребёнка – каким он был, этот первый год!
    • Первые книжки ребёнка.
    • Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?
    • Друзья моего ребёнка.
    • Праздники нашей семьи.
    • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
    • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
    • Наказания и поощрения в нашей семье.
    • Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.
    • Фотографии нашего детства.
    • Как научиться говорить «Спасибо» своему ребёнку.
    • Если ребёнок болеет…
    • Как мы учим своего ребёнка трудиться.
    • Нравственные уроки нашей семьи.
    • Роль папы в семье. Семейные диалоги.

    Родительские тренинги

    • Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

    В родительских тренингах участвуют два родителя, от этого эффективность работы возрастает.

    Каждое тренинговое занятие анализируется, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий.


    Родительские ринги

    • одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.

    Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные мнения, разные позиции. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

    Последнее слово в ринге остаётся за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции.


    Примерные темы родительских рингов:

    - Плохие привычки – наследственность или влияние социума?

    • Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?
    • Что делать, если отец не интересуется воспитанием собственного ребёнка?
    • Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком?
    • Нужны ли ребёнку праздники?
    • Трудности школьного урока. В чём они состоят?
    • Дети разных национальностей в одном классе.
    • Школьная форма. «За» и «против».
    • Если дети безответственны.

    Вывод:

    • Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.

    Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №246 ОАО «РЖД» выполнила заместитель заведующего по УВР Кустова И.Ю.


    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Наша интересная жизнь с Родителями!


    • Ещё до прихода ребёнка в ДОУ, между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые позволяют родителям поближе узнать наш детский сад:
    • - родители посещают группы детского сада, знакомятся с педагогами, предметно-развивающей средой,
    • - родители знакомятся с нормативными документами ДОУ (Устав, лицензия),

    • - родители знакомятся с важными адаптационными моментами,
    • - оформляется родительский договор.

    В основе работы с родителями лежит принцип сотрудничества и взаимодействия.

    Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада.


    Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Мы выделяем основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

    Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;

    Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

    В своей работе мы используем как традиционные формы (собрания, консультации, беседы), так и новые: "круглые столы", игровые тренинги, где происходит сближение родителей, педагогов и детей.


    Основные формы работы с родителями:

    Совместные праздники и досуги, занятия с участием родителей

    Групповые и общие родительские собрания, работа с родительским комитетом

    Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями

    Дни открытых дверей, дни общения, дни добрых дел

    Мастер-классы, оформление фотомонтажей, коллажей

    Родительская почта, родительские гостиные, семейный вернисаж


    Педагогический совет с участием родителей

    Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

    Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

    Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов) .


    Родительское собрание

    Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

    Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

    Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру проведения собрания.




    • Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
    • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
    • Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
    • Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
    • Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
    • Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
    • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
    • Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
    • Будьте терпеливыми к ним.

    • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
    • Поддерживайте тесные контакты.
    • Высказывайте свою признательность им.
    • Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
    • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
    • Поощряйте посещаемость родительских собраний.
    • Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
    • Обучайтесь навыкам сотрудничества.
    • Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

    Спасибо за внимание!