Пути развития способностей у детей. Родительское собрание "учебные способности ребенка и пути из развития". Творческого или продуктивного мышления

ПУТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и и личности в целом. Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них- это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Второй- школьник, активно не желающий учиться. Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, на предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ- и вам придется столкнуться с немалыми трудностями. Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Возможны и дефекты. В психологии существует такое понятие- сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства и носит название сензитивного . Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким- то дефектом. («Маугли» пример, случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем вновь попадали в человеческое общество (Амбала и Камал из Индии.) Но, увы, нормальными людьми никто из детей так и не смог стать. Слишком многие функции приходилось у них формировать у них после того, как сензитивный период был везвозвратно упущен. Знания сензитивных периодов позволяет нам говорить какую психическую особенность или функцию следует развивать на данном периоде. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее. «Готовь сани летом, а телегу зимой»-гласит народная мудрость. Эти слова вполне приемлимы и к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Я сейчас выделю только те моменты, которые наиболее часто приводят детей к дефектам в учебной деятельности(т.е. несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности.(т.е. нежеланию учиться) Во- первых, это общее развитие. Общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь и общий запас знаний и представлений об окружающей действительности., умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. (например выражение в 2-3 действия не могут выполнять). Во- вторых , это воспитание умения произвольно управлять собой . Трудность сосредоточения на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. Делать то, что совсем не хочется. В-третьих , пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению . Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе- большие или маленькие- неизбежно встречаются у каждого. Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому. Как развивается их сынишка или дочка. Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодками. Правильно поступают те взрослые- которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают книги, вместе рисуют, разъясняют явления природы. Дома можно проговаривать то, что видели на прогулке- это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но взрослые при этом должны проявить заинтересованность. В вашем возрасте это совместное выполнение домашних заданий, поиск интересного материала в энциклопедиях, в интернете, из личного опыта. Все это способствует расширению кругозора ребенка, развитию пытливости и любознательности. На данном возрастном периоде дети очень привязаны к своим родителям. Дети очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на это. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Н-р, дети не хотят читать. Что же делать в этом случае? Совет для всех один: начинайте читать вслух вместе с ребенком. скажем, страницу- он, страницу- вы. Постепенно увеличивайте норму чтения. Этот простой прием очень эффективный и срабатывает почти всегда. Конечно книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Сама по себе интересная книжка не стимулирует ребенка к чтению. Но ради общения со взрослым, которое возникает в процессе совместного чтения, ребенок готов преодолевать трудности чтения, которых в другом случае он старается всячески избегнуть. Для развития внутреннего плана действия т.е. умение действовать в уме, полезны разные настольные игры: шашки, лото- для произвольного внимания, бильярд-для моторики. Еще раз хочу сказать, что постоянное общение с родителями совершенно необходимо для общего развития. Когда же происходит отставание в общем развитии, то учиться этим детям трудно с самого начала. Из дести предложенных им слов они в состоянии запомнить только три-четыре. И то при неоднократном повторении. Они не справляются с решением простейших задач, потому что не могут запомнить условие. Одновременно помнить и думать такие дети не в состоянии, им это не под силу. Учение превращается в самую настоящую муку и для них самих, и для учителей. Задержка общего развития у ребенка- настоящая беда и для него самого, и для всей семьи в целом. Не надо беззаботно относиться к первым проявлениям отставания в развитии, как это иногда бывает, - ничего, мол, пусть немного подрастет, все само собой потихоньку образуется. Если же сензитивный период упущен и родители сразу не обратили внимание на ребенка должного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции или способности будет тормозиться вторая, обе они застопорят развитие третьей, и далее этот процесс пойдет со все усиливающим нарастанием. Если конкретно рассматривать, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии, то будет служить указанием, чего должна остерегаться семья, если она хочет предупредить задержку общего развития. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. (родовые травмы, гипоксии, нарушения кровообращения, которые бывают различными по степени тяжести) в нормальной семье, где старшие занимаются ребенком так, как я уже говорила выше, такое заболевание проходит бесследно для развития. Но если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты? На первое место должен быть поставлен дефицит общения . Когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, формально спросить. Ит. д., что купить) объясняют усталостью после работы, массы всяких домашних дел. Я не собираюсь оспаривать обычно перечисляемые причины- сами по себе они вполне реальны: все мы устаем после трудового дня, после уборки, стирки и других дел. Важно понять, что общение с ребенком, нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. Если у вас ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из самых первых мест ваших семейных обязанностей. Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимися на их развитии, являются конфликтные отношения в семье . В большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор. Следующим моментом, тяжело сказывающимся на общем развитии является неполноценность общения , качественной стороне общения. Если в доме нет книг, никто их не читает, если семья не выписывает ни газет, ни журналов. Выходные проводятся около телевизора, взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием костей соседям- значит в семье низок общий интеллектуальный уровень. И уже в силу этого трудно ожидать интелеллектуального полноценного общения с ребенком. Следствие- бедный словарный запас, не умение употреблять слова в переносном значении, страдает эмоциональная окраска слова. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений. Таковы основные неблагоприятные факторы, приводящие к отставанию в развитии: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения. Насколько эффективными могут быть родительские усилия, если отставание уже наметилось? Отставание в развитии преодолимы. От родителей требуется проявить любовь и терпение в отношении своего ребенка. Трудно другое- перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить время: где-то сократить время, проводимое у телевизора, разговоры по телефону. Но это необходимо сделать. (значительных результатов добиваются родители которые постоянно занимаются своими детьми: проводят регулярное лечение, делают массаж, дети посещают разные кружки, следят учебой, возят отдыхать, находятся в постоянном контакте с учителем. В жизни их детей нет «пустот», дети постоянно чем-то заняты. Если у ребенка есть пустота, то она обязательно чем-то заполниться.) Перейдем ко второй теме - произвольно управлять своим поведением. К сожалению, во многих семьях ребенку разрешается делать все, что ему хочется. Он не приучен ни к каким запретам. Для него не существует «нет» и «нельзя». Учеба с самого начала окажется для него мучительным преодолением себя, а он этого делать не умеет. Вероятно, что он сразу же возненавидит учебу, расценивая ее только как способ доставить ему мучения. И будет всячески уклоняться от нее, как мы взрослые, стараемся избегать всего того, что причиняет нам травму. Будет стремиться пропустить школу при всяком удобном случае, начнет врать учителям и домашним или встанет в позу этакого героя, бравирующего своими двойками. Поэтому необходимым элементом учебы должна стать выработка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом. Что можно и чего нельзя, ребенок усваивает довольно быстро, если взрослые всякий раз незамедлительно и однозначно реагируют на его поступки. И тут не надо бояться прибегнуть к наказанию. В нормальной семье в распоряжении родителей всегда есть целый набор самых разных наказаний. В общем они сводятся к каким-то ограничениям или лишению ребенка чего-то привычного или ожидаемого им. Можно не разрешать смотреть передачу по телевизору, играть на комьютере, отказаться от беседы перед сном. Но все подобные варианты наказания можно использовать, только если в семье действительно сложились нормальные отношения. Дети обычно оказываются очень чувствительны даже к интонациям взрослых. Но если в семье все постоянно раздражены, все постоянно разговаривают друг с другом на повышенных тонах, то ребенок через некоторое время усваивает эту норму. Как может быть для него повышение голоса наказанием или выражением неодобрения, если все вокруг так и разговаривают. Если папа, придя с работы садиться за комьютер, мама- исчезает на кухне и гонит ребенка, чтобы он не мешал, то как эти родители могут наказать ребенка лишением общения? Как они могут лишить его того, чего ему никогда не давали? Поэтому помните: чем больше вы уделяете внимания своему ребенку, чем больше вы проводите вместе с ним времени, играете, читаете, учите уроки, занимаетесь общими делами, чем больший душевный контакт у вас с ребенком, тем больше возможностей для выражения неодобрения у вас в распоряжении. Если же такого контакта нет, ребенок мешает и раздражает вас. Если вы привыкли срывать на нем ваше плохое настроение, если разговор на повышенных тонах, переходящий в крик, стал обычным делом, то не посетуйте: очень скоро ремень действительно сделается единственным языком вашего общения с ребенком. Другой вопрос: как же добиться, чтобы ребенок приучился сразу же выполнять указания старших? Тоже проведением в жизнь определенной линии: не жалея времени, заставить ребенка всякий раз выполнять то, что вы от него требуете. Например: вот малыша надо усаживать за стол ужинать. А в руках у него мишка. Мама говорит: «Дай мишку». Ребенок медленно поднимает глаза и вопросительно смотрит на маму. -4-

То ли еще не дошел смысл сказанного, то ли колеблется- отдать мишку или закапризничать. В ответ на задержку мама мгновенно выхватывает мишку из рук ребенка. мама спешит. Казалось бы все в порядке – цель достигнута: игрушка у ребенка отобрана и можно идти ужинать. А вместе с тем упущена еще одна возможность -потренироваться в выполнении маминых приказов. Он успел услышать, но не успел его выполнить. Мама выполнила его сама. Чтобы у ребенка не возникало такого феномена, как нежелание учиться, нужно выработать у ребенка навык управления своим поведением- делать то,что нужно, а не то, что захотелось. Начинается выработка с усвоения ребенком системы запретов- что можно и что нельзя делать. Проходит через формирование привычки выполнять приказы и указания старших и завершается усвоением норм старших как собственных норм поведения. Подвести ребенка к этому уровню управления своим поведением и является главной задачей родителей, озабоченных тем, чтобы избежать конфликтов, связанных с учебой. Поговорим теперь о третьем важном моменте- о выработке мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. А при наличии мотивации, как известно, человек может сдвинуть горы. У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной. Помимо познавательной (желание узнать для себя нечто новое), тут может быть и желание занять определенное место в классе, и стремление к изменению себя в сторону совершенствования, и многое другое. Сейчас рассматриваем только познавательную мотивацию. Во –первых, потому что среди других видов мотивации она остается главной. Во-вторых младший школьный возраст особо благоприятен для его формирования. Школьное обучение- это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе. Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать что-то новое, поддерживают желание спрашивать. Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы- они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное. Образовавшаяся привычка со временем станет потребностью. Став потребностью, она уже требует удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка- и желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций. Ну а в школе она поддерживает учебную работу. Они уже не попадут в число тех, кто активно не желает учиться. Необходимо создать в семье соответствующую обстановку. В которой тяга к познанию получает поддержку взрослых. Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. Даже то же самое совместное чтение- это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возникает духовная близость. Желательно, чтобы совместное

чтение, как и просмотр кинофильмов, телепередач дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Расширению кругозора, эстетическому развитию должно служить приобщение к культурным ценностям. Посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, походы должны заполнять досуг семьи. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирование познавательных мотивов. Известно, что многие писатели, художники, композиторы росли в семьях, где царила обстановка живого интереса к искусству. Очень хороший результат в плане развития познавательной потребности дают усилия, направленные на то, чтобы пробудить любознательность, вызвать чувство удивления, особенно перед каким –то знакомым явлением, показать в нем неизвестную сторону. Не зря я начала свое выступление с сензитивного периода. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 11-13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родным по духу людьми. .

Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на плакате представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания:

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».

Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Наручные часы нашего классного руководителя!

Кем ты будешь, когда вырастешь? .

Знаменитым человеком!

Почему ты так думаешь?

Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

Когда собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

Почему ты целый день валяешься на диване? .

Готовлюсь стать папой.

Почему ты дома не открываешь учебник?

Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

А я градусник дома забыл!

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей:

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не мо решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья : придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.

Анкета для учащихся.

1. Поддерживают тебя родители в учебе?

2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?

З. Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.

4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?

5. Какой предмет был самым любимым

а) у твоей мамы, б) у твоего папы?

6. Назови, что в течение последней недели читали твои

а) мама, б) папа?

7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?

8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?

10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?

Анкета для родителей

1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учебе?

10. Любит ли ваш ребенок учиться?

Этап проведения.

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Классный руководитель (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять классный руководитель и один из родителей).

Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнею слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это...» И так поочередно. Мы признаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).

Слайд 1: Способности ребёнка - как их распознать и развить?

Родительское собрание
2 а класс

Классный руководитель: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

«Способность - природная одаренность, талантливость»

«Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться»

“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Слайд 3: Способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. (“ Педагогический энциклопедический словарь”)

Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Слайд 5: Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Слайд 6: Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Слайд 7: В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

Общие - включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Слайд 8: Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой - нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Слайд 9: Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие
/ музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Слайд 11: Учебные и творческие способности

Отличаются друг от друга. Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности.
Творческие- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Слайд 12: Способности к общению

К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Отсутствие у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Слайд 13: Общие умственные способности

К ним относят например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико - синтетической деятельности, сосредоточенное внимание

Слайд 14: Высокий уровень развития способностей называется ТАЛАНТОМ.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий.

Слайд 15: Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:

“ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Слайд 17: От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности.

Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребёнка благо -приятствуют проявлению природных наклонностей. Задача родителей - создать эти условия. Даже если вы выделите в квартире уголок для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. А если ребёнок ходит в музыкальную, художественную, спортивную школы, в кружки ЦДТ, РДК, шансы на будущий успех будут гораздо выше.

Слайд 18: Если ваш ребенок не выказывает какой-то особой одаренности, это вовсе не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству.

Слайд 19: Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности... Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями.

Слайд 20: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к специалисту. Или попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты.

Слайд 21: Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

Слайд 22 - 39: Фотографии учеников 2 "а" класса, показывающие их увлечения, способности.

Родительское собрание «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и внеурочной деятельности».

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формирова­нию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на слайде представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повинове­нии, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле вос­питания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания.

3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей.

5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.

Этап проведения.

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопро­вождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длитель­ного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбы­лись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспе­вающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать подде­ржку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить ти­пичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

*Родители сидят в группах. На каждый вопрос отвечает одна группа.

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании­ отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья : придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него ­это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выра­жать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Наиболее частой причиной неуспеваемости является отсутствие мотивации на обучение, либо неправильная мотивация. По данным анкетирования из 37 учащихся только двум ученикам учиться не нравится, т.е. у большей части есть мотив к учебной деятельности. Вот тут стоит посмотреть поглубже – чем обосновывают свои мотивы дети.

43% имеют вполне сформированный мотив – получить знания. Это дети, которые внимательны на уроках, они стремятся к новым знаниям, активны на уроке. К ним же можно отнести и тех, кто учится для того, чтобы в будущем стать ученым или из любви к отдельному предмету (17%). Сложнее обстоит дело с теми, кто учится ради пятерки (9%) или похвалы мамы (3%). Этим ученикам не важны знания, им нужна 5! Очень часто такую установку дают своим детям именно родители. Какой вопрос Вы задаете сыну или дочке после школы?

    ответы родителей

Правильным с точки зрения формирования учебного мотива будет вопрос «Что нового ты узнал, с чем познакомился, что понравилось?», а не «Какую оценку ты сегодня получил?».

Хорошо было бы беседовать с ребенком о важности знаний в будущем, формируя у ребенка учебный мотив.

Одного мотива для успешного обучения недостаточно. Необходимо постоянно поддерживать ребенка, обсуждать с ним трудности, успехи, взаимоотношения с учителями, одноклассниками. Радует тот факт, что все ученики отметили Вашу поддержку, хотя при ответе на вопрос об обсуждении 5 учеников ответили довольно странно – «нет», «нормально», «да, бьют».

Учебные способности есть у всех. Ребенку необходима поддержка, иногда помощь в трудных темах, поощрения за успехи, чувство ответственности за отсутствие результата.

Давайте посмотрим как ВЫ поощряете и накзываете своих детей за успехи и промахи в учебе?

    ответы родителей.

А теперь посмотрим, что ответили Ваши дети:

Правильным с точки зрения педагогической науки можно считать поощрение в виде похвалы, развлечений (особенно театр!). Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стре­мился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы пере­ходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

Недопустимым будет возможность погулять за хорошую учебу. Прогулка является естественной потребностью организма и должна быть режимным моментом в распорядке дня ученика. Еще сложнее обстоит дело с денежным вознаграждением.

Следующий ворос нашей анкеты звучит так «Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе? Как?». Сначала хотелось бы послушать Вас.

    ответы родителей.

Давайте подумаем, а все ли получается у нас в жизни? Всегда ли мы успешны? Не думаю, что все ответят «да». Так почему же половина из Вас (50%) не дает права на ошибку своему ребенку? Что ждет ребенка за промахи? Его …

    Заканают (видимо родители)

    Накажут ремнем

    Не отпустят гулять

    Наругают

    Не дадут играть в компьютер

    5 дней без мультфильмов

    Закроют в комнате

    Поставят в угол

    Заберут телефон

    И, наконец, наругают и объяснят!

Именно объяснить ребенку в чем его промах, помочь понять причину неудачи, наметить пути исправления ситуации в наших силах. И это будет правильно. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказы­вать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учите­лю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

И здесь полезной может оказаться информация о любимом предмете и самом сложном для освоения с точки зрения Вашего ребенка.

Эта информация очень важна для определения учебных интересов ребенка, возможных мест затруднений. Проанализировав ее, можно выстроить для ученика образовательный маршрут: какие способности есть, как развить (сюда подключаем внеурочную деятельность – выбор кружка зависит от цели – либо усилить интерес, либо подтянуть ту область, которая вызывает затруднения)

Возвращаясь к беседам между родителями и ребенком, хочется обратить внимание на тему любимых предметов родителей в школе. Часто детям кажется, что их родители никогда не были учениками. Проговаривая с ребенком моменты о Ваших достижениях или промахах во время учебы, Вы даете ему понять, что понимаете его, что были такими же как он. Вероятнее, после такого разговора многие советы будут им более восприняты. По результатам анкетирования любимый школьный предмет мамы или папы смогли назвать 52% опрошенных. Другая половина либо не знает этого (т.е никогда не говорили об этом с родителями) либо в качестве любимых школьных предметов назвали:

    Вязание у мамы

    Работу у папы

    Косметику у мамы

    Стирку у мамы

Формированию учебных способностей учащихся способствует познавательная активность. Чтение художественной, научной литературы, просмотр телепередач и даже игры на компьютере могут способствовать ее повышению. Интересно, что только один ученик написал, что не читает сейчас. Семь человек (20%) назвали учебник по чтению, а один «Ну, погоди». Старайтесь, по возможности увлечь детей энциклопедиями, рассказами о природе, происхождении вещей. Это поможет углубить знания ребенка по предмету, а соответственно развивать учебные способности. Судя по тому, что в качестве любимых телевизионных передач назвали Ваши дети, помощи в развитии познавательных способностей это точно не принесет. И, наконец, компьютерные игры – играют все 100%! Есть и развивающие – шашки, пазлы, но больше – стрелялки, бродилки, гонки и т.п. в настоящее время есть огромное количество игр, помогающих развить учебные способности ребенка. Это и игры на внимание, память (мемори, что напутал художник), обобщение, нахождение лишнего предмета. И игры, непосредственно формирующие учебные навыки – математические вычисления, чтение слогов, слов, определение частей речи и т.д. от Вас зависит, во что будет играть ребенок и будет ли это способствовать его развитию.

Каждой группе родителей предлагается игра способствующая развитию мыслительныхспособностей детей на ноутбуках.

Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благо­дарим участников и просим каждого сформулировать свой, прове­ренный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой пред­мет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что ни­когда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пони­манием проблемы. Затем микрофон передается следующему участ­нику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это...» И так поочередно. Мы при­знаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что при­чин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Уз­нать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уни­кальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребен­ка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, пос­мотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка ни­каких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрос­лых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний раз­говор (раздает текст «Заповедей»).

Анкета для учащихся.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Анкета для учащихся.

    Нравится ли тебе учиться? Почему?_________________________________________

____________________________________________________________________

    Поддерживают ли тебя родители в учебе?____________________________

    Обсуждаешь ли ты с родителями свою учебу? (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)__________________________________

    Поощряют ли тебя родители за успехи в учебе? Как?________________________

____________________________________________________________________

    Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе? Как?______________________

____________________________________________________________________

    Назови свой самый любимый предмет в школе_____________________

    Назови самый сложный для освоения предмет______________________

    Какой предмет был самым любимым

у твоей мамы________________ у твоего папы____________________

    Какую книгу ты сейчас читаешь?__________________________________

    Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору______________________

    В какие игры играешь на компьютере?__________________________________

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напи­шите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Наручные часы нашего классного руководителя!

Кем ты будешь, когда вырастешь? .

Знаменитым человеком!

Почему ты так думаешь?

Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

Когда собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

Почему ты целый день валяешься на диване? .

Готовлюсь стать папой.

Почему ты дома не открываешь учебник?

Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

А я градусник дома забыл!

Введение 3

1. Определение способностей 4

2. Виды способностей 8

3. Структура способностей 11

4. Уровни и пути развития способностей 13

Заключение 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Введение

Понятие о способностях человека развивалось, в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго, было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

1. Определение способностей

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней 1 .

Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний 2 .

В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.

Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":

Способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.

2. Виды способностей

Так же как и характер, способности не самостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями - в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности - только в одном, определённом.

Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности 3 .

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные . Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.

Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать.

Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Глазомер - это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия.

Музыкальный слух - это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух - это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности - это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.

О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью.

Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильное утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность - это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.