Заходите, мы уже вас ждём!

Птюхин (ptyukhin)

ptyukhin

Вологда

http://ptyukhin.narod.ru


Профиль: Живопись


О себе

Художник-живописец Василий Иванович ПТЮХИН родился в 1948
году на острове Итурупе на Курилах у
подножья вулкана Богдан Хмельницкий.
Окончил Дальневосточный институт
искусств по специальности "Живопись".
Сейчас живет и работает в старинном
русском городе Вологде. Член Союза
Художников России. Лауреат международного фонда «Культурное
достояние».... Полностью

Художник-живописец Василий Иванович ПТЮХИН родился в 1948
году на острове Итурупе на Курилах у
подножья вулкана Богдан Хмельницкий.
Окончил Дальневосточный институт
искусств по специальности "Живопись".
Сейчас живет и работает в старинном
русском городе Вологде. Член Союза
Художников России. Лауреат международного фонда «Культурное
достояние». Участник региональных, всероссийских, международных
и зарубежных выставок. Его работы
находятся в частных коллекциях России,
Англии, Франции, Королевства Нидерландов,
США, Германии, Испании, Португалии,
Абхазии, Украины, Венгрии и Югославии,
а также в музеях и картинных
галереях.
Выставочную деятельность начал в 1975 году на Дальнем востоке. Это
были краевые выставки, которые проходили
в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.
Затем последовало бесчисленное множество
коллективных и персональных выставок
в городах Томск, Красноярск, Вологда,
Киров, Ярославль, Великий Новгород,
Санкт-Петербург, Москва.
Художник работает в манере реалистической школы
живописи, того ее направления, что
тяготеет не к максимально натуралистическому
изображению, а к символическому осмыслению
сюжета. Прежде всего, стоит отметить
сам факт обращения художника к историческим
темам, столь нехарактерного для
современного искусства. Это свойство
человека, которому есть, что сказать и
который может выразить свои мысли на
холсте.
Рожденный и выросший среди океанских просторов, он, кажется, впитал
в себя энергию вольного морского ветра,
океанский размах и чувство независимости.
Он не ограничивается, как это часто
бывает, сюжетами местечка, к которому
он привязан географически. Фрагменты
античной истории, евангельский сюжет,
сцены из русской истории – стали темами
для работ Василия Птюхина. Немногословные
и лаконичные композиционно, в достаточной
мере условные по цвету, они приближаются
к некой знаковости (таковы, к примеру,
полотна "Диспут", "Домициан, ты
не прав", "Царская невеста", "К
новым берегам", "Набат"). 
Обратимся к некоторым из них. Вот, например,
"Диспут". Средневековая инквизиция.
Казалось бы, где средневековье, и где
мы, однако нет ничего случайного в
подобных сюжетах – и в наше время от
имени господа людей унижают, мучают и
убивают по всему миру. А что вытворяет
инквизиция светская! Художник с отзывчивой
душой не может пройти мимо равнодушно.
Но вернемся к самой картине. Рисунок
условный, ничего лишнего. Академическая
выучка гармонично сочетается с подчинением
натуры творческому замыслу автора.
Неестественные изломы, нарушение
перспективы – не мешают восприятию
картины, но помогают создать композиционное
пространство. Вместе с тем, художник
использует приемы, выработанные еще во
времена Возрождения, как бы давая понять
зрителю, что, несмотря на актуальность
темы, речь все-таки идет о временах
далеких. Внимательный и вдумчивый
зритель даже поймет, о ком идет речь.
Если присмотреться, то на бумаге, которую
держит в руке монах, изображена схема
движения планет. Вглядываемся в лицо
человека, прикованного к стене и держащего
свечу – да, мы догадались, конечно же –
это Джордано Филиппе Бруно, но не тот
изящный юноша, которого мы помним по
известной гравюре, а постаревший,
обросший и измученный. Тот, кто знаком
с протоколами инквизиции, может сказать:
"Все было не так. На этих допросах,
лицемерно называемых диспутами, узника
ставили на колени посреди зала, а его
мучители возвышались над ним, как бы
напоминая о том, что они-то и есть
представители бога на земле". Все это
так, но, если бы художник документально
воспроизвел все это действо на полотне,
то получилась бы неплохая иллюстрация
к этим документам, а искусство ничего
не выиграло бы. Хотелось бы еще отметить
умелое обращение со светом: два источника
света – доминирующий желтый, символ
огня, как бы предвосхищающий судьбу
героя, и небольшое количество голубого,
светящегося, как слабая надежда - удачно
освещают лица и одежду персонажей. Не
знаю, думал ли мастер об этих ассоциациях,
но, право же, получилось очень неплохо.
Картина написана в конце ХХ века, к
400-летию гибели замечательного мыслителя
и поэта. За разговорами о страданиях
церкви и несчастных христианах, мало
кто вспомнил об этом в нашей стране. 
А вот и еще один сюжет из наших времен:
"Домициан, ты не прав". Не правда
ли, знакомая фраза? Ну, это затем, чтобы
зритель не забывал, что речь идет не
только о времени оно – аллюзия налицо.
Конечно, в наше время артистов не изгоняют
с концертных площадок, теперь другие
способы расправляться с культурой и
оттого, что это происходит непреднамеренно,
творцам не легче. Но не надо думать, что
картина – замаскированный плакат. Это
живая сцена на античную тему, которая
найдет своего благодарного зрителя.
Она вообще никак не привязана к какому-либо
конкретному случаю и, если бы не
профессиональное исполнение, вполне
могла бы сойти за лубок, на что настраивает
и небольшой размер работы.
Из древнего Рима "Царская невеста" переносит
нас в средневековую Русь. Побывавшие в
Московском Кремле сразу узнают знакомый
интерьер. Художнику не пришлось долго
раздумывать над цветовой гаммой – здесь
все списано с натуры. Казалось бы, игривый
сюжет, десяток лет назад его назвали бы
даже смелым, однако и здесь не все так
просто.

Пускай, освобождаясь от оков 
одежды плоть грешна и набухает
концами пальцев подбородка и сосков
пускай она сияет в этом хае

Пускай взлетит и опояшет кнут
Не убоясь моей девичьей стати
пускай меня осудят и вернут
на двор отцу с позорною печатью

Стихи, написанные известной писательницей Галиной Щекиной
по поводу этой картины, опять наводят
на мысли о насилии над личностью. Кажется,
не убежать нам от этой темы, но вот перед
нами картина "К новым берегам".
Человек гордый и свободный отправляется
открывать новые земли. Даже попы, которым
автор явно не симпатизирует, здесь
играют позитивную роль. Вот как сам
художник рассказывает об этой картине:
"Когда на пленэре в Великом Устюге я
рисовал церковь, я, конечно, обошел ее
вокруг, прочитал надпись на мемориальной
доске и, вдруг, сердце екнуло – дата ее
построения совпадает с датой начала
великих открытий у нас в Сибири и на
Дальнем востоке. А если вспомнить, что
великие первопроходцы Дежнев, Попов и
Атласов произошли из этих мест, то не
исключено, что и они видели эту архитектуру
и, может быть, от этого места отходили
их незамысловатые суда. Тут же возник
сюжет. В процессе эскизирования церковь
постепенно исчезла, а фигуры остались.
Черно-белый вариант был готов, но вот
колорит как-то не находился. Хотелось
сделать что-то особенное, тем более
подобные картины мне уже встречались
на выставках. В результате было решено
отказаться от дальнейшей работы. Но вот
однажды я услышал интервью режиссера
кинофильма "Человек-амфибия", где
он рассказывал, как долго не мог подобрать
актера на роль Ихтиандра и, вдруг, он
увидел Владимира Коренева с его невероятно
синими глазами. "Вот он, мой герой",
- подумал режиссер. "Вот он, мой
колорит", - подумал я. Сначала картина
была синей - синей, почти гризайльной,
но потом я ее как-то раскрасил, о чем
теперь жалею".
Картина "Набат"- еще одна страница русской истории.
Точнее, тысячи страничек, слившихся в
одном образе. Маленький человек, бьющий
в огромный колокол, обреченный на смерть,
вызывает не жалость, но восхищение.
Невольно на ум приходит мысль: пока есть
такие герои на земле Русской, России –
быть. Полотно решено доходчиво и очень
рационально: за счет того, что оно
обозначено одной фигурой, художнику
удалось показать максимум экспрессии,
и вместе с тем, мы чувствуем многоплановость
композиции, но не благодаря перспективным
изыскам, а потому, что зритель понимает
– этот набат слышит множество сограждан.
А теперь, благодаря художнику, его слышим
и мы. Экспрессивен рисунок, экспрессивен
контрастный будоражащий цвет и, кажется,
экзальтирован автор, наносящий на холст
эти крупные пятна яркой краски. От
дрожания размыты границы колокола. В
натуре мы этого не видим, но художник
хочет изобразить звук, и это у него
получилось! Такой прием мог позволить
себе только современный автор.
Ассоциативно- символичны и портреты, исполненные
художником, это и портрет поэта Михаила
Сопина, и "Камерата" – портретное
изображение музыкально-поэтического
квартета, и портрет пейзажиста
Кочерыгина.
Каждый портрет, выполненный Птюхиным, особенно многофигурный – это
тоже своеобразный сюжет. Так, например,
если не знать, что "Камерата" -
коллективный портрет, можно было бы
подумать, что это просто сюжетная
композиция на музыкальную тему. Работа
эта заслуживает особого внимания. Она
исполнена в стиле, имитирующем технику
старых мастеров. Если бы не современная
книга в руке центрального персонажа,
можно было бы подумать, что и написана
она в те времена. Но, приглядевшись
внимательнее, мы обнаруживаем все больше
и больше черт, характеризующих современную
живопись. Это и лаконичность форм,
граничащая с геометричностью, и условность
изображения анатомических характеристик
персонажей, и умышленное пренебрежение
перспективой. А чего стоит фон - космическое
пространство с очертаниями далеких
галактик, о которых люди узнали только
в последние годы. Как-будто бы музыка и
поэзия Возрождения летят к нам через
века. Картина выполнена монументально
и вполне могла бы стать росписью
какого-нибудь театра или какой-нибудь
филармонии.
Герои портретов Василия Птюхина – это его ближайшее окружение.
Здесь поэты, музыканты, художники. Вот,
например, портрет пейзажиста Кочерыгина.
Их долгое время связывала преподавательская
работа в архитектурно-строительной
академии. На переднем плане изображен
художник, держащий этюд, как бы демонстрируя
публике свой тонкий лиризм (здесь Птюхин
проявил себя недюжинным копиистом).
Задний план – это тот же пейзаж, но
написанный мастером другого характера,
темперамента и другой школы.
О портрете Сопина говорят его стихи:

И стал я немым обелиском
Над степью, где все сожжено.
И плакал – 
Из камня –
О близком, 
О том, что вернуть не дано:
Где был
И жесток, и неласков,
И слышал,
Как ровно дыша
Кричала во мне несогласно,
К любви призывая,душа.
Эмоциональная выразительность работ В. Птюхина часто строится на
использовании практически открытого
цвета (откровенности красного – в
"Царской невесте", яркости оранжевого
в "Набате"). В целом, цветовая
насыщенность и декоративность свойственны
и пейзажам, и натюрмортам художника.
Монументальные по форме, выразительные
по цвету, композиционно тяготеющие к
знаку-символу работы живописца В. И.
Птюхина неизменно находят своего зрителя
среди любителей искусства.

Картины