Аттестация примерный анализ работы с родителями. Отчет о взаимодействии с родителями в старшей группе Как написать отчет работе с родителями

Отчет о работе с родителями в ДОУ: "Родители - подмога и опора"

«Родители - подмога и опора в нелегком, воспитательском труде.
Починят, нарисуют, свернут горы, чтоб садик стал красивее везде»

Именно так я могу сказать о моих главных помощниках – родителях. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. И оно во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ, направлены на создание единого образовательного пространства.
Прошедший 2016-2017 учебный год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей. Родители с большим желанием участвовали в совместных с детьми творческих конкурсах.
В нашем детском саду традиционно, в начале осени, проводиться выставка поделок из овощей "Чудеса осени". Родители и дети охотно принимают участие, проявляя творчество и фантазию. Ребята с удовольствием показывают и с гордостью рассказывают, как они трудились над поделками вместе со своими мамами и папами. Каждый, кто участвовал в выставке, был отмечен сертификатом.
С наступлением зимы мы вместе с детьми участвовали в акции «Покормите птиц зимой». На выставку педагоги вместе с детьми подготовили буклеты, призывающие горожан проявлять милосердие к птицам, а наши папы и дедушки постарались и сделали кормушки из дерева, картона, пластиковых бутылок. Сколько фантазии, необычных материалов увидели мы в этих работах. Какими необычными получились они! Развесив кормушки на своей площадке в детском саду, ребята позаботились, чтобы кормушки всегда были наполнены кормом для птиц, и радовались, когда видели, как прилетали пернатые друзья к кормушкам. Такие акции дают нашим детям прекрасную возможность изучить живую природу и научиться сочувствовать братьям меньшим.
В преддверии Новогодних праздников воспитатели создают для своих воспитанников настроение настоящей сказки и волшебства. В детском саду ежегодно проводим конкурс "Новогодняя игрушка своими руками", дети вместе с родителями сделали на выставку замечательные новогодние поделки, а потом вместе с детьми украшали территорию детского сада. Цель таких конкурсов - развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизация совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.
Накануне празднования Дня победы состоялся конкурс чтецов "Мы помним! Мы гордимся!" Наши родителя приняли участие вместе со своими детьми, выучили замечательные стихотворения, сшили костюмы военной тематики для детей. На празднике ребята всех возрастных групп читали стихотворения о подвигах дедов и прадедов, о Великой Победе! По завершению праздника, каждому участнику конкурса чтецов были вручены дипломы.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Мы вместе стремимся сделать так, чтобы детям в детском саду было хорошо и уютно. Неоценимую помощь родители оказывают в благоустройстве и озеленении территории детского сада. С наступлением лета приносят рассаду цветов, на участках красят постройки, заполняют песочницы привезенным песком. Каждый из них вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Очень приятно видеть радостные глаза родителей, когда мы их благодарим за участие и вручаем грамоты.
Творчество детей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и детям и взрослым. Воспитанники детского сада "Незабудка" вместе с родителями с большим желанием принимают участие в городских, всероссийских и международных творческих конкурсах. Это не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе. Проигравших, у нас не бывает, поскольку каждый родитель стремится, чтобы его ребёнок получил приз.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом , можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Наш коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и продолжает искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь наша общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад »Росинка»

Отчёт о проделанной работе с родителями во второй младшей группе

за 2015-2016 уч. год

Воспитатель:

Серина Т.А.

Г.Ядрин

В нашей группе в течении года систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлен годовой план, в нем указаны все совместные мероприятия.

На протяжении всего времени мы тесно взаимодействовали с семьями воспитанников. Для этого были проведены родительские собрания, консультации, оформляли стенды, папки - передвижки. Проведенные собрания: «Задачи развития и воспитания детей 3-4 года», «Роль движения в жизни детей», «Наши успех и достижения». Мы подготовили и провели все запланированные праздники: «Осень золотая в гости к нам пришла», «День Матери», «К нам шагает Новый год», «Мой папа-самый лучший», «Женский день 8 марта», «День смеха». Каждый ребенок был задействован в празднике, родители так же принимали активное участие в подготовке и проведении праздников. А именно: украшали группу, вырезали снежинки, изготавливали декорации.

Постоянно обновлялась информация в папке «Консультации»: «Осень», «Игры осень на прогулке», «ОРВИ и грипп», «Правила безопасности на дорогах и профилактика детского травматизма», «Гигиенические навыки и закаливание», «Умения и навыки детей 3-4 года», «Воспитываем словом», «Чем опасна оттепель на улице», «Обеспечение безопасности детей».

Совместно с родителями в группе были организованны выставки работ: из природного материала «Волшебные превращения», фотовыставка «Нашим дорогим мамам посвящается!», фотовыставка «Мой папа лучше всех», фотовыставка «Портрет моей мамочки».

Для родителей нами были организованны стенгазеты: праздничное поздравление к празднику пап, праздничное поздравление к Женскому дню 8 марта.

Организовывались выставки дидактического материала по образовательным областям: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Благодаря совместной работе за летний период на участке были такие изменения: покрашена веранда, сделан из шин корабль, цветник. За что мы в конкурсе «Участок года» получили заслуженное второе место.

Для родителей в приемной подготовлены уголки: сетка занятий, режим дня советы и занятия, по пожарной безопасности. Также в группе оформлены уголки: «Родина наш дом родной», «Осени», «Зимы», «Весны», «Лето».

Были проведены беседы: индивидуальные беседы, вновь поступающих детей, беседа «Гигиенические требования к детской одежде и обуви», «Как провести Новогодние праздники дома», «О внешнем виде детей».

Родители были привлечены к изготовлению кормушек, к постройкам из снега.

Только при совместном сотрудничестве, поддержки родителей мы реализуем поставленные задачи.

Зерендинская

средняя школа №1

Белик Наталья Васильевна


Вот первая школа – Уютный наш дом. Живём в нём с детьми мы Духовно, богато. Здесь каждый урок С темой краткою: жизнь Всё лучше – детям: Таков наш девиз!


Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями – наиболее трудный аспект в деятельности классного руководителя, поэтому проблемой считаю создание эффективной целостной системы работы с родителями начальной школы .


« От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/Василий Александрович Сухомлинский/


«Мы должны завершить

строительство общества

максимальных возможностей,

где уважают личность и

свободу каждого человека,

где заботятся о тех, кто

не в состоянии позаботиться

о себе сам, где ценится

любой труд, где защищают

материнство и детство,

где заботятся о пенсионерах,

где уважают ветеранов и

людей, защищающих родину…

Мы должны построить

общество, где ценится честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные

ценности...»

(Из Послания Президента страны народу Казахстана)


Цель:

Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.

Задачи:

Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.

*Объединение усилий администрации, педагогов и родителей в воспитании и развитии ребёнка как личности.

*Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно – воспитательном процессе школы.

Актуальность

Низкая заинтересованность

некоторых родителей

к школьной жизни ребёнка

Низкая заинтересованность

некоторых родителей

к школьной жизни ребёнка

Актуальность

Очень важно с 1-ого года

обучения и воспитания

сделать родителей

соучастниками педпроцесса

Очень важно с 1-ого года

обучения и воспитания

сделать родителей

соучастниками педпроцесса

Организация тесного

Нежелание родителей

посещать школу,

взаимодействия родителей

с учебным учреждением,

самоустранение

установление единой

педагогической позиции

Нежелание родителей

Организация тесного

посещать школу,

взаимодействия родителей

с учебным учреждением,

самоустранение

установление единой

педагогической позиции

А при этом, с одной стороны,

неинтересные однообразные

формы работы с родителями.

А с другой стороны, высокая

загруженность родителей

Совместная работа

по воспитанию и развитию

детей в школе и дома,

А при этом, с одной стороны,

неинтересные однообразные

формы работы с родителями.

А с другой стороны, высокая

загруженность родителей

Совместная работа

по воспитанию и развитию

детей в школе и дома,



принципы

  • Все люди разные
  • Каждая личность неповторима и уникальна
  • Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
  • Жизнь создаётся любовью
  • Любить человека- значит утверждать его неповторимое существование
  • Необходимо отделять поведение от сущности человека


Основная цель: определение методов воспитательного воздействия;

выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка.


Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований школы и семьи.


Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в ответе за своих детей»


Формы работы с семьей

Презентация школьного учреждения

Открытые уроки с детьми для родителей

Посещение семьи

Педагогические беседы с родителями

Тематические консультации

.Групповые собрания родителей

"Круглый стол" с родителями

Конференция с родителями

Наглядная пропаганда

Тематические выставки


СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

«Папа, мама, я – спортивная семья», «Читающая семья», «Традиции моей семьи» и др.

СОВМЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ И ТУРИСТИЧЕС-КИЕ ПОЕЗДКИ

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ

В Кокшетау

«Мой село родное Зеренда», «Традиции моей семьи»,

«Твори добро» и др.


Вот так весело проходят наши праздники



Родители – наши помощники


«Очумелые


« Своими руками» - вот что помогает сделать знания осязаемыми, а потому привлекательными и запоминающими навсегда, как яркие ощущения»


Активность посещения родительских собраний, индивидуальных бесед, сотрудничество с классным руководителем и социальным педагогом.

Активность участия родителей

во внеурочных мероприятиях


МОЮ РАБОТУ…

ОЦЕНИВАЮТ ПО…

СТРЕМЛЮСЬ, ЧТОБЫ ОЦЕНИВАЛИ ПО…

Количеству

Количеству

проведенных мероприятий

Количеству

и своевременности отчетов

Количеству

призеров и победителей конкурсов и олимпиад

Количеству

жалоб и благодарностей

Количеству

Количеству

детей, желающих у меня учиться

выступлений на педсоветах, МО, …

Количеству

Количеству

реализованных социально-значимых проектов, добрых дел

успевающих, отличников и хорошистов

Количеству

законопослушных воспитанников



«Учить и

воспитывать

Мне очень

от сердца к

повезло с родителями!!!

сердцу»


Показатели результативности проведенной работы :

Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.

Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.

Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)

Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей

Наметились положительные стили воспитания

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве, помогают педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.


Актуальность

« Я знаю: без сомнения, Продлится много дней Союз детей, родителей И нас, учителей!»


Спасибо за внимание

Наталья Климова
Отчёт о работе с родителями

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Актуальность

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей . Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей , создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С, Макаренко : «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей , возможностям педагогов.

При взаимодействие с родительской общественностью я поставила перед собой следующие задачи :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

С целью изучения семьи для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования . Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем .

Это направление также индивидуальное общение позволило выделить три группы родителей .

Родители – активисты , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения .

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители - наблюдатели .

Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста мною был подготовлен материал в родительский уголок . Это папки передвижки, информационные листы, памятки.

Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Мы сделали подборки ко всем праздникам (День Знаний, День дошкольного работника , День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей).

В течение года мною использовались активные формы и методы работы с родителями

- родительские собрания

Консультации

Выставки творческих работ

Дни добрых дел

Участие родителей в подготовке праздников

Совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы ;

Беседы с детьми и родителями

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание .

На первом организационном родительском собрании была предоставлена информация для семей воспитанников о возрастных особенностях детей 4-5 лет. Также их вниманию была предоставлена информация о годовых задачах детского сада на текущий учебный год. Были подведены итоги готовности группы к началу нового учебного года.

Была объявлена благодарность родителям за оказанную помощь в подготовке участка к летне-оздоровительной работе . Большинство семей приняло активное участие в мероприятии День добрых дел. В этот день было изготовлено и покрашено оборудование из автомобильных шин : машина, мотоцикл, корабль. Украсили участок матрёшка, весёлый осьминог, гусеница. Расцвели на грибке-песочницы колокольчики, по крыше домика поползли божьи коровки. Стены веранды украсили картины с изображение сказочных персонажей. Всё это радует детей. Создаёт атмосферу красоты и уюта.

Также на первой встрече родителям был предложен план работы по проектной деятельности «Русская матрёшка» и приглашение принять участие в этой деятельности. Родители с радостью откликнулись на предложение и в этом направлении, началась совместная деятельность : сбор экспонатов, знакомство детей с народной игрушкой, разучивание стихов, песен, танцев. Вниманию родителей были представлены выставки творческих работ по данной теме . Заработал в группе мини-музей «Русская матрёшка» .

Вторая встреча с родителями была организованно в форме круглого стола. Родители приняли самое активное участие в обсуждение темы «Назначение игрушки» . На примере конкретных игрушек родители делились своим опытом по данной теме, впечатлениями из своего детства.

Рассказали, чем руководствуются, покупая игрушку для своего ребёнка. Каким образом игрушка может неблагоприятно повлиять на психику и здоровье детей.

В ходе беседы пришли к мнению что важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. Приобретая игрушки иностранного происхождения, такие как Бетманы, человеки-пауки мы невольно провоцируем ребёнка на агрессию и жестокость, вызываем страх и тревогу, искажаем восприятие окружающей действительности.

Вниманию родителей был представлен видео фильм : «А у нас в детском саду мы играем так!» , и интервью с детьми на тему «С кем я играю в детском саду и дома?» . Родители познакомились с игровой деятельностью, жизнью детей в группе. Дети рассказали, с кем они любят играть, кто их друзья, какие игры предпочитают. Вопрос с кем вы играете дома, многих родителей привёл в смущение , дети рассказали, что родители с ними не играют . У кого то мамы готовят, стирают, убираются, а кто- то не любит играть. Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться больше внимания уделять детям.

Прошла презентация семейных авторских матрёшек. Родители поделились впечатлениями от процесса создания их, как дети реагировали на результат их совместного труда. Во время презентации царила добрая атмосфера, создалось впечатление, что от народной игрушки передались добро и любовь в сердца взрослых и детей.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей . Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Родители принимают самое активное участие в создание предметно – развивающей среды. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Были изготовлены макеты «Сельский двор» , «Динозавры» , паровозик из «Ромашково» , сшито постельное белье, спецодежда для дежурных, накидки, шапочки, фартучки в игровые уголки. Силами семей Панькиных и Душкиных появился уголок ряженья.

«В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всем нам очень помогает».

Это Евгений Сергеевича Панькин руками, которого для уютной кухоньки была изготовлена мебель - кресла и столик.

Ласковое солнышко, сделанное Натальей Владимировной Панькиной, согревает группу в любую погоду.

Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий. Оказывают помощь в подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь. В этом году семьи Панькиных и Чучалиных приняли участие в мероприятии «Я талантлив!» . Вместе со своими мамами и сестрёнками они исполнили песню «Большой хоровод» . Это выступление явилось для них дебютом и что является очень ценным. Ведь мамы, преодолев смущение, поддержали инициативу воспитателей и вызвали огромную радость у своих детей, выйдя вместе с ними на сцену.

Активное участие принимают семьи воспитанников в выставках и конкурсах проводимых в ДОУ. Яркими креативными работами радуют семьи Душкиных, Манисовых.

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу , нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители . «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. После проделанной работы на нашей доске объявлений появляется благодарность. Мы стараемся привлечь внимание родителей и детей к ней . Хотелось бы отметить, что благодарности, вручение грамот положительно влияет на взаимодействие с родителями . Они становятся более отзывчивыми к просьбам и проявляют инициативу. Пример семья Манисовых. Мама Светлана Сергеевна высказала желание принять участие в конкурсе «Пасхальное яичко» , посадить цветы на клумбе. В зимний период родители принимали участие в очищение участка от снега. А сколько положительных эмоций у детей было вызвано катание с горки, которая тоже была создана силами родителей .

Свои услуги предлагает дедушка Артёма Чучалина Валерий Васильевич. Сколько раз, выйдя на прогулку, мы были приятно удивлены, что участок очищен от снега. А совсем недавно, он заполнил новую песочницу песком. Заботливыми руками бабушки Артёма, Нины Николаевны, на клумбе расцвели фиалки.

В течение года для родителей оформлялись газеты : «Милая мамочка» , «Папа может всё, что угодно!» , «Мама солнышко, а мы её лучики!» .

Проанализировав свою работу по взаимодействию с родительской общественностью , пришла к выводу, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей . Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Я не остановлюсь на достигнутом, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями . Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому
  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • совместные экскурсии
  • Дни общения
  • Дни добрых дел
  • Дни открытых дверей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • оформление фотомонтажей
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • утренние приветствия
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями
  • тренинги
  • семинар-практикум
  • родительские гостиные
  • телефон Доверия
  • почта Доверия
  • семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.

Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!

В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает.

Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе .

Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Винни-Пуху», «Мы – дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки
  • папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
  • библиотека – передвижка
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»
  • фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»
  • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
    «Учись быть папой»
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
  • копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

  • праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
  • развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
  • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
  • спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»
  • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
  • совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
  • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»
  • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
  • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
  • совместные походы «В мир прекрасного
  • экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
  2. Консультации для родителей
  3. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
  4. Распределение ролей взрослых
  5. Изготовление пригласительных билетов.
  6. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
  7. Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
  8. Индивидуальные встречи и консультации
  9. Изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник : дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами:

Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!
(0. Высоцкая)

При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют.

Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлен «Уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но стоило появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок – украшение нашей приемной.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог – уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.