Испытание чувств. нравственные основы семейной жизни. монахиня нина (крыгина). (видео). Введение в курс "нравственные основы семейной жизни" «С февральско-октябрьской революции началось разрушение духовных традиций, а вместе с ними — и института семьи»

Экспериментальный учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов.

В настоящее время данный предмет введен на 20 базовых площадках Свердловской области - идет его апробация.

Этот курс разработан для учащихся 10-11 классов, - поясняет монахиня Нина. - Особенность курса - он светский, подходит для любых конфессий, а также для людей как верующих, так и неверующих. Курс призван помочь найти основы, ценности, на которых можно построить счастливую семью, и больше рассчитан не на интеллект, а на то, чтобы отозвалось сердце.

В программе применяется системный подход, объединяя знания по психологии, культурологии, философии, религии, медицине и социологии. В 10 классе школьникам предлагается осмыслить себя, как личность, изучить этапы добрачных отношений, вступление в брак и рождение ребенка, а в 11 классе - разобрать понятие «зрелости семьи» и подвести итоги. К учебнику прилагаются дополнительные материалы - учительская хрестоматия для правильной подачи материала и различные мультимедийные файлы, как то фрагменты их художественных фильмов, теле- и радиопередач.

Всем школам новый курс предлагается в качестве эксперимента с одобрения родителей. Обучение добровольное, факультативное. По словам монахини Нины Крыгиной, когда она провела первые три урока в классе одной из екатеринбургских школ, юные слушатели сошлись во мнении - такой курс им нужен.

Так ответило 95% учеников, - говорит монахиня. - А самым приятным и ценным для меня было то, что в анонимных анкетах прозвучала такая фраза: «Наконец-то с нами начали говорить о жизни».

Нина Крыгина в прошлом - кандидат психологических наук, профессор Магнитогорского Государственного Университета, ныне - монахиня Среднеуральского женского монастыря.

Клерикальную экспансию в современной России можно уподобить газу, который, распространяясь в пространстве, занимает все свободные ниши. Речь тут не идет о духовном возрождении, проповеди веры и прочих религиозных категориях.

Программа застройки парков и скверов храмами, передача РПЦ движимого и недвижимого имущества, «воцерковление» школы и армии — все это происходит в рамках корпоративной логики, когда клерикальная корпорация тупо занимает пространства, не защищенные институтами гражданского общества. А поскольку с гражданским обществом в России сейчас тяжело, то и таких «зачищенных» пространств появляется все больше и больше.

Пять лет назад во всех школах России, несмотря на отсутствие подготовленных учителей и очевидного социального запроса, был в обязательном порядке внедрен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этого предмета большинство российских школьников изучают «Основы православной культуры» (ОПК — отсюда термин «ОПКизация»). Предмет преподается пока только в 4-м и 5-м классах, но в течение всех последних лет патриархия не ослабевает в своей борьбе за его расширение. Причем чаще всего звучит предложение охватить предметом весь учебный процесс — с первого до последнего класса. И звучит оно из уст даже самых просвещенных представителей духовенства — например, митрополита Илариона (Алфеева).

Он как бы призван реставрировать уже забытый советский курс «Этика и психология семейной жизни», позже частично влившийся в «Основы безопасности жизнедеятельности». Лоббистом нового курса, методические пособия по которому составлены в Екатеринбургской епархии РПЦ, выступила Ассоциация родительских комитетов и сообществ России. Именно встреча главы этой ассоциации с замминистра образования и науки в конце прошлой недели привлекла внимание общества к новому проекту. Сейчас, когда во главе Министерства образования утвердился близкий РПЦ человек — специалист по истории этой церкви — Ольга Васильева, наступил благоприятный момент для клерикальной экспансии в школу. Судьбу «Нравственных основ семейной жизни» предполагается решить быстро — на заседании учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования через две-три недели. Однако из-за утечки в СМИ министерство немного отыграло назад и выпустило заявление о готовности допустить к обсуждению педагогов и родителей.

Монахиня Нина

Авторами курса являются два кандидата: биологических наук — священник Дмитрий Моисеев и психологических наук — монахиня Нина (Крыгина). Ныне под именем Варвары она является игуменьей того самого Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», духовником которого состоит старец-схиархимандрит Сергий (Романов), известный также как духовник депутата Натальи Поклонской и покровитель «секты царебожников», проповедующей особое почитание царя-мученика Николая II. Сам монастырь является общепризнанным в РПЦ центром этого движения, и учебный курс, составленный его игуменьей, не может не содержать соответствующих коннотаций. В интернете нетрудно найти видеолекции матушки Нины (она же — Варвара) на темы семьи и брака, в том числе довольно деликатные для монахини.

Красной нитью через все лекции проходит указание на семью Николая II как на идеальный образец православной семьи. Много говорится и о «ритуальном убийстве» этой семьи (сами-знаете-кем) ради разрушения государства Российского. Проповедь «царебожия»? Пожалуй, хотя и в осторожной форме. Но не всем же шашкой с думской трибуны махать!

На популярном педагогическом сайте «Открытый урок» можно найти осторожную критику курса, причем от имени православного педагога. Эта критика сводится к двум позициям: во-первых, курс слишком «тяжеловесен» для обычной школы и адресован скорее педагогам и родителям, во-вторых — «школа не призывает к воцерковлению — это дело семьи и лично каждого человека».

И еще два вопроса вызывает новый курс, в порядке эксперимента уже преподающийся в школах 60 «православных» регионов России. Считается, что РПЦ выступает категорически против полового просвещения школьников, чтобы «не подталкивать» их к добрачным половым связям (как известно, благодаря спорам вокруг «Матильды», глава идеальной семьи Николай II таких связей не имел и иметь не мог). Однако новый курс содержит «биологические» компоненты, а один из его авторов — профессиональный биолог. Получается, что РПЦ вслед за католической церковью признает-таки необходимость полового просвещения, но хочет аккуратно взять его под контроль.

Другой вопрос — а столь ли однозначно вообще православное учение о семье, как полагают в Ассоциации родительских комитетов? Вот недавно упоминавшийся выше митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что человек, который не родил детей, не может рассчитывать на счастье (по-церковнославянски оно называется «блаженством»). Постойте: а что, у самого митрополита Илариона есть дети? Его официальная биография гласит, что в возрасте 20 лет, в 1987 году, он был пострижен в монашество, а до этого служил в армии и ни в каком браке не состоял. Патриарх Кирилл (Гундяев), также постоянно призывающий людей вступать в брак и рожать как можно больше детей, принял монашество в 22-летнем возрасте и тоже (официально) в браке не состоял. А между прочим, святые отцы православной церкви постоянно призывают пастырей не учить других тому, чего они не исполняют сами, и признают лучшим наставлением пример собственной жизни.

"Введение курса «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» в общеобразовательные школы Чердаклинского района»

С самого детства уклад родного дома запечатлевается в нашем сознании, влияет на тот стиль жизни, к которому мы будем стремиться много лет спустя, создавая уже свою семью. Так, в каждом доме существуют свои особенные и неизменные традиции и обычаи. Хорошая, крепкая семья живёт богатой внутренней жизнью, повседневно творит духовный мир индивидуальности каждого «чуда жизни», выводит его в большой мир.

Актуальность данного вопроса бесспорна. Меняются века, поколения, а семья была и есть основа государства. Его сила в её крепости, а это - рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению.

К сожалению, последние годы наблюдается кризис семейных отношений, который ведёт к катастрофе отечественную государственность и культуру. Одной из основных причин низкой рождаемости - ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.

В эти рамки не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребёнке. Идёт разногласие в супружеских и детско-родительских отношениях, искажение процесса семейного воспитания, неподготовленность детей к самостоятельной жизни. У родителей отсутствуют представления о закономерностях становления внутреннего мира ребёнка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе с помощью образования.

Таким образом, для решения проблем сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению я предлагаю ввести в школы курс «НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ», Целью моего проекта является - апробировать курс в МКОУ Чердаклинской СШ и распространить опыт в Чердаклинском районе.

Данный курс разработан для обучающихся 10,11 классов. Авторы пособия Д.А. Моисеев – иерей, священник храма Рождества Христова, г. Екатеринбург, кандидат биологических наук и монахиня Нина (Крыгина) – насельница Среднеуральского женского монастыря, кандидат психологических наук.

Задачи проекта:

- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими ценности и нормы семейной жизни,

- формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологи и этики,

- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью,

- снижение и предотвращение риска на пути к проектированию и созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение обучающимися учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:

    понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений о семье, супружестве отцовстве, материнстве, мужественности, женственности;

    формирование уважительного отношения к семейным традициям;

    знакомство с ценностями: целомудрие, любовь, дружба, верность, милосердие, жертвенность, терпение, прощение;

    укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций;

    знакомство с культурными образцами (историями счастливых семей) из истории России;

    закрепление знаний с помощью тренажерных заданий.

Результаты:

    приобретение твердых моральных устоев.

    воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности.

    Определение собственной стратегии подхода к семейной жизни.

В современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существуют ложные мнения и стереотипы, связанные с семейной жизнью. Отсутствие трансляции положительного опыта семейной жизни рождает разводы, случаи отказа от детей и стариков.

Новый предмет несёт в себе и обучающую, и воспитательную функции. Расширяет сферу партнёрства и взаимодействия родителей, учителей, детей.

Цель курса – формирование позитивных стремлений и установок на создание благополучной семьи. Затрагиваются не только психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни, но и понятия «семейного счастья», место семьи в социуме. На примерах показываются ценности и значимость семейной жизни.

Так, курс может помочь молодёжи уяснить семейные ценности: счастливое детство, материнство, отцовство, супружество, мужественность, женственность, взаимопомощь, честь семьи, почитание старших, ответственность за семью и перед семьёй (родом), любовь к Родине, служение Отечеству.

Через личное освоение содержания курса у части подростков выработается установка на саморазвитие и самовоспитание. Хотелось, чтоб через осознание материала были снижены риски на пути к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Учебно-методический комплекс соответствует современным требованиям: включает учебное пособие, хрестоматию, методические рекомендации с мультимедийными приложениями. Технология преподавания предполагает использование таких педагогических ресурсов, как фильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; Интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей.

«Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге - более чем в 30 регионах России.

Я думаю Ульяновская область, а в частности, Чердаклинский район не должны остаться в стороне. Данный курс помог бы задуматься как детям, так и родителям о важности создания сильных, крепких и любящих семей.

В ближайшее время в школьную программу может быть включен новый курс: «Нравственные основы семейной жизни». Принципиальное отличие новой дисциплины от ранее существовавших, таких, как появившаяся впервые еще в советские годы «Этика и психология семейной жизни», заключается в том, что ее разработкой занимались представители Русской православной церкви.

«Нравственные основы» ради «многодетной счастливой семьи»

Как сообщило издание «Коммерсант», решение рассмотреть возможность включить курс «Нравственные основы семейной жизни» в обязательную школьную программу в Минобрнауки приняли по итогам встречи замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной с главой Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольгой Летковой, которая передала соответствующее предложение родителей чиновникам.

По замыслу авторов, курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» должен помочь школьникам освоить систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре, и подготовить их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

Уроки семейных ценностей в рамках курса обществознания и факультативно были впервые введены в различных регионах в 2009 году. Сегодня подобные уроки проходят в школах 60 субъектов Российской Федерации.

Начиная с 2015 года Русская православная церковь выступает с инициативой о придании курсу семейных ценностей статуса обязательного предмета.

«Финальную версию этого курса пока не видели»

Сейчас предложения РПЦ встречены положительно, хотя пока речь не идет о моментальной их реализации.

Агентство «Интерфакс» приводит ответ пресс-службы Минобрнауки: «Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает все поступающие предложения. Вопрос внесения дополнительного курса в школьную программу требует широкого обсуждения с педагогическим и родительским сообществом».

Разработчиками школьного курса стали екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина) .

В то же время глава информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Геннадий Войтишко заявил ТАСС, что учебные пособия по курсу «Нравственные основы семейной жизни» проходили у них экспертизу несколько лет назад, но финальной версии пока не поступало.

«Учебники по этому курсу проходили экспертизу в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации около четырех лет назад, мы увидели их приемлемость, и они получили гриф нашего отдела. В рамках экспертизы мы проверяли их на соответствие православному вероучению и церковным взглядам на педагогику. Однако дальнейшую их судьбу мы не знаем, и финальную версию этого курса пока не видели. Хочу отметить, что на данный момент у меня нет информации о том, эти ли пособия предполагается использовать в новом курсе или речь идет о каких-то других», — приводит ТАСС слова Войтишко.

Протоиерей Дмитрий Моисеев является кандидатом биологических наук, монахиня Нина — кандидатом психологических наук. По словам разработчиков, курс сфокусирован на отношениях между членами семьи. Достоинством своего курса они считают то, что, в отличие от советских вариантов аналогичного предмета, в основу положен православный взгляд на семью. Курс рассчитан на два года с преподаванием один раз в неделю.

«Матушка Нина — большой профессионал»

«Могу сказать, что матушка Нина — большой профессионал в области педагогики и психологии, у нее есть замечательные видеолекции на тему психологии семейного воспитания», — сказал ТАСС Геннадий Войтишко.

Лекции монахини Нины можно найти как в интернете, так и на одном из православных телеканалов. Из ее выступлений известно, что она получила высшее образование в Москве, преподавала в Магнитогорском университете в звании профессора.

В миру будущая монахиня была замужем, родила сына. Семья распалась из-за того, что супруг не принял православие. Женщина ушла в монастырь, монахом стал и ее сын. Как считает сама матушка Нина, это был его личный выбор.

Известно также, что у Нины есть сестра-близнец Варвара, которая в свое время тяжело заболела и осталась жива, как утверждает монахиня, только благодаря молитвам матери. Сегодня Варвара является настоятельницей Среднеуральского женского монастыря, в котором живет и Нина.

Протоиерей Димитрий: из биолога — в миссионеры

Протоиерей Димитрий Моисеев является уроженцем Челябинска. В 1992 году он окончил биологический факультет Уральского государственного университета в Екатеринбурге. В девяностых годах Моисеев занимался созданием национальных парков на Урале, принимал участие в создании Музея садоводства Урала. Как биолог он специализировался на исследовании степной и высокогорной растительности Урала. Дмитрий Моисеев является автором аннотированного списка высших растений музея-заповедника «Аркаим» и его окрестностей.

Духовное образование он получил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, миссионерский факультет которого окончил в 1999 году. В марте 2001 года он был рукоположен в сан священника.

С 2002 по 2013 годы священник являлся руководителем Центра защиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии. Он является членом рабочей группы Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, Координационного центра по защите жизни и семейных ценностей при Синодальном отделе церковной благотворительности и социального служения Русской православной церкви.

Совместно с монахиней Ниной (Крыгиной) отец Димитрий является победителем Всероссийского конкурса педагогики воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2012 г.) (в номинации «Лучшее педагогическое исследование года»). Имеет грамоты от Министерства образования и науки Российской Федерации, Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви.

«С февральско-октябрьской революции началось разрушение духовных традиций, а вместе с ними — и института семьи»

Помимо курса «Нравственные основы семейной жизни», отец Димитрий вместе с монахиней Ниной и другими авторами занимался созданием программ и учебно-методических комплексов по предмету «Основы православной культуры» для учащихся и учителей 10 и 11 классов общеобразовательных школ.

В статье «Семейный курс в школе как основа построения диалога в событийном сообществе педагогов, учащихся и родителей» протоиерей пишет: «Одну из главных функций передачи традиций в истории нашего Отечества выполнял такой образовательный институт, как семья... Кризис современной семьи в значительной степени связан с утратой семейного взаимодействия, атомизацией, индивидуализацией, обособлением жизни каждого члена семьи.

Этот процесс начался не в настоящее время. Он имеет свою достаточно продолжительную историю. Значимым рубежом процесса разрушения традиционного семейного уклада и духовно-нравственных традиций в нашей стране явился 1917 год. С февральско-октябрьской революции началось активное и целенаправленное разрушение духовных традиций, а вместе с ними — и одного из главных условий их сохранения: института семьи...

Работая над созданием курса „Нравственные основы семейной жизни“, мы пришли к выводу, что для решения этой задачи необходимо ориентироваться прежде всего на ценности...

Предлагаем вернуть в содержание отечественного образования курс семейного содержания. В советское время это был курс „Этика и психология семейной жизни“. Однако в самом названии курса половина слов иностранного происхождения и недоступны для непосредственного осознания русскоязычного населения. Поэтому, на наш взгляд, более подходящая версия названия — „Нравственные основы семейной жизни“. Это название, которое предполагает ведение диалога не только в дискурсе чисто научного знания, но и в дискурсе отечественной духовно-нравственной традиции...

Одной из задач курса является помощь старшеклассникам не только в создании ими в будущем собственной семьи, но и в налаживании правильных взаимоотношений их с близкими людьми в родительской семье. Предполагаемым результатом является улучшение духовно-нравственной и психологической атмосферы в родительских семьях старшеклассников».

«Учебник Кураева»: кто написал «Основы православной культуры»

С 2012 года в школьную программу в качестве обязательного включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Родители могли сделать выбор из тематических модулей, которые предлагались их детям. По состоянию на 2014-2015 годы 45 процентов учащихся выбирали курс светской этики, 33 процента изучали основы православной культуры, 18 процентов — мировые религиозные культуры, 4 процента — ислам, по 0,5 процента — буддизм и иудаизм.

В январе 2017 года Госдума рекомендовала Минобрнауки формировать духовно-нравственную личность школьников на всех ступенях образования. Данное предложение стало реакцией на инициативу РПЦ расширить курс «Основы религиозных культур и светской этики» практически на весь период обучения в средней школе: со второго по десятый класс.

Учебник «Основы православной культуры», официально рекомендованный Министерством образования и науки России для преподавания курса в средних школах, был создан под руководством протодиакона Андрея Кураева , который на тот момент занимал пост профессора Московской духовной академии. Среди учителей и учеников данное пособие известно как «учебник Кураева».

«Я вижу, что люди с отчетливым „голубым“ шлейфом косяком взлетают ввысь»

Отец Андрей — человек, мягко говоря, непростой, со своей позицией и с собственным видением того, что происходит в РПЦ. Его резкие выступления против «гомосексуального лобби» в церкви были подвергнуты критике. Вряд ли этому стоит удивляться, если в мае 2017 года в интервью «Московскому комсомольцу» Кураев говорил следующее: «У нас в церкви только один человек решает, кто станет епископом, а кто нет. И при этом я вижу, что люди с отчетливым „голубым“ шлейфом косяком взлетают ввысь. Даже те, кто был подстрелен при Алексии, вновь встают на крыло.....»

«В семье не спастись — это неписаный догмат монахолюбивого православия

21 октября 2017 года в блоге Кураева появился пост под названием «Основа православной культуры».

«Основа православной культуры — замонашить все, что можно и чего нельзя. Только один пример праведности навязчиво и веками преподносит „Матерь-Церковь“ — пример бездетных одиночек, — пишет отец Андрей, — Монашество дало прекрасные судьбы и примеры. Оно влюбило в себя церковь. И тем самым вытеснило саму возможность иных влюбленностей, иных путей, иных образцов.

Оно на корню убило иные возможности мирянской праведности. Не сложились в церковном сознании иконостасы из святых чиновников-не-берущих-взяток, или честных купцов, или крестьян, „скоты милующих“, или женщин, которые, вопреки дивной и жалостливой украинской народной песне, все же дали положительный ответ на вопрос „Хiба ж хто кохає нерiдних дiтей?“»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил , что Русская православная церковь порекомендует включить в школьную программу новый учебный курс - «Нравственные основы семейной жизни». Два года назад по инициативе РПЦ в российских школах появился еще один обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который уже изучают 1,5 млн учащихся четвертых классов.

Дмитрий Смирнов. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

РПЦ рекомендует изучать основы нравственности по одноименному пособию «Нравственные основы семейной жизни», разработанному екатеринбургским священником Димитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной (Крыгиной). «Русская планета» узнала у одного из авторов, в чем суть нового учебного предмета, насколько он необходим современным школьникам и чему он их научит.

- Отец Димитрий, какой круг тем охватывает учебный курс «Нравственные основы семейной жизни»?

Объединив знания, накопленные такими науками, как психология, социология, биология, богословие, мы создали системный курс о семье, отразив в нем основные аспекты семейной жизни. В учебнике рассматривается целый спектр вопросов. Как рождается и развивается семья. Какие возникают на этом пути кризисные моменты и как их преодолевать. Какова роль семьи в обществе. Какой должна быть иерархия семейных отношений. Каково значение семьи в плане осознания смысла жизни. И, разумеется, какие духовные традиции в вопросах семьи накоплены такими авраамическими религиями, как христианство, иудаизм и ислам.

- На какой возраст учащихся рассчитан учебник?

Это не один учебник, а целый набор материалов, который включает два учебных пособия для учащихся 10-х и 11-х классов, две методических рекомендации и две хрестоматии для учителя, несколько мультимедийных дисков.

Курс адресован старшеклассникам, поскольку они скоро покинут стены школы и нужно подготовить их к созданию семьи. Это не просто предмет, а образовательный проект, который направлен на изменение отношения к семье во всем обществе. Ведь сейчас у нас, к сожалению, к созданию семьи относятся менее серьезно, чем к покупке дорогого автомобиля.

- Какой образ идеальной семьи должен сложиться у школьников, если они успешно усвоят новый предмет?

Образ традиционной семьи. Ее глава - мужчина, который является защитником и добытчиком. Женщина, жена - помощница и хозяйка, она рожает и воспитывает детей. Представители старшего поколения воспринимаются как носители мудрости, о которых следует заботиться. Детей воспитывают как восприемников положительных семейных традиций. Примером для них являются взаимоотношения между родителями. Когда в семье есть послушание жены мужу, то есть и послушание родителям, а соответственно, и в обществе есть послушание младших старшим. Это залог прочности как семейных, так и общественных отношений.

Еще одна значимая характеристика образа традиционного брака в том, что он должен быть крепким, пожизненным, чтобы дети не оставались в неполных семьях или не росли с отчимом. И, конечно, важна многодетность. Когда в семье несколько детей, им легче расти и адаптироваться потом к взрослой жизни, чем единственному ребенку. Они с детства приучаются к ответственности, к тому, что есть другие люди, интересы которых нужно учитывать - их братья, сестры. Забота взрослых не сконцентрирована на них одних. Многодетность важна и для самих родителей, поскольку если возникают трагические ситуации, связанные с утратой детей, то они легче их переживают.

Не возникнет ли у учеников противоречия между двумя образами семьи - о том, о котором они услышат на уроках, и реальным? Ведь традиционных семей, соответствующих вашему описанию, почти не осталось…

Действительно, благополучных семей сейчас очень мало. Но именно поэтому и нужен учебный курс, который познакомит детей с представлением о прочной, счастливой, многодетной семье.

Во многих современных семьях главой семьи является не муж, а жена, которая вполне успешно решает все семейные проблемы. Это не повод для когнитивного диссонанса?

То, о чем вы говорите, это кризис женственности, который наблюдается не только в России, но и во всем мире. Карьерные мотивы у женщин возобладали над естественными материнскими чувствами. Поэтому они часто стали отказываться быть матерями и воспитывать детей. Отсюда и аборты, предохранение от зачатия, чтобы дети не препятствовали карьерному росту. И в результате в большинстве современных семей утрачен один из главных смыслов их создания - рождение и воспитание детей.

У мужчин кризис мужественности проявляется в том, что они до 30 лет живут под опекой родителей и не готовы взять ответственность за жену и детей. Идет инфантилизация мужского населения, собственно мужские качества не развиваются. Поэтому и возникают такие явления, как пробные браки. Вы правы в том, что в современных семьях мужчина чаще прилагательное к жене, он не может быть ее главой, защитником и добытчиком.

Разумно ли ограничивать область сферу применения женских сил и способностей исключительно домом? Образование, карьера, может, и не должны занимать в жизни современной женщины первое место, но все же они играют важную роль

Здесь есть момент недопонимания: в традиционной семье женщина вовсе не должна быть необразованной и забитой. Современная женщина может иметь высшее образование, хорошо, если у нее есть профессиональные навыки в педагогике, воспитании детей. Тогда она сможет дать своей семье, детям очень многое помимо того, что они получат в образовательных учреждениях. Она сумеет проявить себя в творческой деятельности. Дети, видя ее творчество, смогут сами приобщиться к творческому процессу.

Высокий образовательный уровень жены становится препятствием для семейного счастья лишь тогда, когда его нет у мужа. Но и в этом случае умная женщина найдет выход - понимая, что мужчина должен быть главой семьи, она преподнесет ему любую проблему так, что ее решение станет очевидно. Но обязательно скажет: «Вот так, мол, и так, а решение принимай сам». Оно само собой и родится.

- Преподаватели каких специализаций будут учить «Нравственным основам семейной жизни»?

Взяться за преподавание нашего курса могут учителя любых предметных линий. Главный критерий - желание сделать добро своим воспитанникам. Эти учителя должны понимать, что без серьезного разговора о семье, их воспитанники могут потерпеть неудачу в будущей семейной жизни.

- Важно ли, чтобы его преподавали учителя православного вероисповедания?

Хочу подчеркнуть принципиальный момент: наш курс изначально разрабатывался как светский. Не конфессиональный, а светский курс в полном смысле этого слова.

Конфессиональный курс - это когда приходят в школу и говорят: «Мы люди православные, в православной традиции надо поступать так и так, и не иначе». Такой подход уместен в православных гимназиях, в воскресных школах. А в обычных школах мы должны учитывать, что преподавание ведется для широкой аудитории - и для иудеев, и для мусульман. Поэтому в курсе «Нравственные основы семейной жизни» духовные вопросы рассматриваются не только с точки зрения христианства, но и с позиций мусульманской и иудейской религий. Мы представляем все три позиции.

Означает ли это, что, к примеру, школьник из мусульманской семьи сможет прослушать этот учебный курс без внутреннего дискомфорта?

Разумеется. Тем более что в вопросах семейного образа жизни у нас с этими религиями есть редкая точка пересечения интересов. Они тоже заинтересованы в многодетности, крепкой семье. Кризис семьи, который сейчас наблюдается, волнует их не меньше, чем православную церковь.

«Секрет семейного счастья»

Курс «Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге - более чем в 30 регионах России. «Русская планета» собрала отзывы о нем преподавателей, школьников и их родителей.

Татьяна Спиридонова , учитель литературы, преподаватель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

Если честно, я взялась вести этот факультатив по личным причинам. Я выросла в традиционной семье, где отец добывал деньги, а на маме был весь дом. Она всех нас кормила, обстирывала, убирала за нами. Работа ее не интересовала, она там только отбывала положенное время, и сразу домой. Еще в детстве я решила, что для себя хочу большего. Что не стану бесплатной обслугой для мужа и детей, заставлю, чтобы моя семья со мной считалась. И у меня все получилось. Причем два раза - оба моих брака распались. И знаете, что я сейчас думаю? А может, моя мама была умнее, когда готова была лишний раз уступить, уйти на второй план? Да, ей приходилось идти на компромиссы, зато мы с братом выросли в полной семье, с отцом. А мой сын хорошо помнит только отчима, да и того сейчас рядом нет. Не хочу, чтобы он тоже был несчастлив в семейной жизни, и своим ученикам этого не желаю. Поэтому сейчас мы вместе с ними пытаемся разобраться, где спрятан секрет семейного счастья. Далеко не со всеми постулатами из учебника я согласна, но обсуждать заявленные в них темы можно и нужно. Я сужу об этом по тому, насколько живой интерес они вызывают у учеников, какие жаркие дискуссии у нас развертываются на факультативе.

Семен Ткачук , ученик 10-го класса, слушатель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

Забавный факультатив. Но я считаю, что все эти рассуждения о традиционной семье - полная чушь. Вот нам объясняют, что мужчина должен быть главой семьи, и тогда все будет хорошо. Да если бы мама позволила отцу решать, как нам всем жить, мы бы жили в хрущевке, ходили в одежде с китайского рынка, а питались «Дошираком». Зарплаты отца как раз только на это и хватило бы. Хотя, нет, не хватило бы: он бы ее на пиво спустил. Наша семья целиком держится на маме. Она для меня образец и пример. Мне, конечно, приятно слушать, что моя будущая жена должна мне во всем подчиняться, но так не бывает. Я таких семей не видел, и не зря. У нас хорошая школа в хорошем районе, у детей из традиционных семей на нее денег нет.

Наталья Михалева , мама ученицы 10-го класса Полины Михалевой, которая изучает «Нравственные основы семейной жизни»:

Это я настояла, чтобы дочка посещала этот факультатив. Я поднимаю ее одна, мужчины в доме нет. Она не знает, какую роль в семье он должен играть, какие обязанности брать на себя. У нее нет перед глазами наглядного примера, как муж с женой должны договариваться, идти на компромиссы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Я очень боюсь, что когда дочка выйдет замуж, то будет обречена на развод. Я ей такой судьбы, как у меня, не пожелаю. А научить, как сохранить семью, не могу - у самой не получилось. Может, в школе ее этому научат. Хотя, надо признаться, пока что она ко всему, что им там рассказывают, относится с большим скепсисом. Говорит, что все это работало в XIX веке, а сейчас совсем другая жизнь. Но хорошо хотя бы то, что она над такими вопросами задумалась. Может, у нее получится найти свой рецепт семейного счастья.