Как правильно выбрать хороший детский сад для ребенка: критерии для частных и государственных садиков. В какой частный детский сад отдать ребенка, или Лучшее — детям! Что делать, если мест нет

Выбор детского сада - дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой - неизмеримо хуже.

Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.

Довольно надежный источник информации - "сарафанное радио". Заранее начинайте собирать отзывы о детских садах вашего района у соседей, знакомых, родителей "детсадовцев" на детской площадке, в поликлинике, у участкового врача.

Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вам вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.

Отобрав адреса учреждений, о которых вы узнали что-либо вас заинтересовавшее, отправляйтесь на разведку. Советуем вам взять с собой эту книжечку и напротив каждого из нижеперечисленных пунктов проставлять плюсы и минусы. Придя домой, подсчитайте все плюсы и минусы, подумайте и обсудите в семье: будете ли вы спокойны за свое чадо, оставляя его на целый день именно в этом детском саду.

Приезжайте в детский сад к прогулке (приблизительно в 10.30 час. - 11.30 час.). Начинать надо с беседы с заведующей, затем - осмотр сада и его территории.

Беседа с заведующей

У заведующей поинтересуйтесь режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Выбирайте такой садик, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.

Если в группе нет помощника воспитателя (нянечки) и второго (сменного) воспитателя - ищите другой сад, несмотря ни на какие доводы.

Помните, важен не факт присутствия в штате логопеда и психолога, а то, скольких детишек ему придется "вести". Один психолог (логопед, дефектолог) на 70-80 детей - несерьезно.

Выясните, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся.

Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года (весной и осенью - больше овощей и фруктов; супы не гороховые, а овощные; не макароны и картошка, а кабачки и капуста). Возможно ли кормить малыша отдельно, если он аллергик.

Попросите рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале.

Стандартный набор дисциплин:

  • знакомство с окружающим миром или экология;
  • игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
  • развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению,
  • согласованию слов, составлению устного рассказа об увиденном);
  • знакомство с детской литературой (прослушивание, пересказ прочитанного, заучивание
  • наизусть);
  • математика;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • физкультурные занятия.
  • В подготовительной группе добавляется обучение грамоте.

При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) тщательно взвесьте, действительно ли так необходимы вашему малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.

Опытными педагогами и психологами установлено, что ребенок "готов" для сознательного восприятия большого количества разнообразных "наук" и знаний лишь к 5-6 годам и общее количество занятий в течение всего дня не должно превышать четырех-пяти, включая индивидуальные занятия.

Отдельно об иностранном языке. Сама по себе идея обучения иностранному языку уже в раннем детстве неплоха. Однако нужно иметь в виду, что раннее двуязычие может привести к задержке речевого развития или заиканию. Особенно эта опасность реальна, если ребенок не просто изучает язык, а попадает в иноязычную среду. Не следует также заниматься постановкой звукопроизношения с детьми до 5 лет, а также с детьми, имеющими логопедические проблемы.

Осмотр помещения и территории

Во время знакомства с садиком обращайте внимание: как разговаривают между собой воспитатели, дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Ваша задача - понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребенка.

Обратите особое внимание:

  • на выставку детских работ;
  • есть ли информация для родителей, рекомендации специалистов;
  • разнообразны ли игрушки, доступны ли они детям, по возрасту ли подобраны, будут ли интересны вашему малышу или призваны лишь "пустить пыль в глаза", создать в группе "яркое пятно";
  • есть ли уголки для сюжетно-ролевых игр;
  • предусмотрено ли место для рисования и конструирования в свободное время;
  • есть ли книжная выставка;
  • если для еды не оборудовано отдельное место, и прием пищи и занятия происходят за одними и теми же столами - это не так важно. Гораздо важнее - подходит ли эта мебель вашему малышу по росту и не испортит ли осанку неправильная спинка стула;
  • существуют ли специально оборудованные музыкальный и физкультурный залы (в некоторых садах они могут быть совмещены, что вполне допустимо) является строго обязательным.
  • Приветствуется зал с оборудованием для лечебной физкультуры, однако занятия ЛФК ни в коем случае не заменяют обычную физкультуру!
  • предусмотрены ли сушуары для волос;
  • есть ли специальные резиновые коврики и дорожки (при наличии в саду сауны или бассейна);
  • есть ли при сауне специальная комната отдыха, или распаренным малышам придется сразу бежать в свою группу;
  • на чистоту и безопасность туалетных комнат.

Подведем итог:

1. Самый первый вариант - самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.

2. Обратите внимание на территорию детского сада - насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта - не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.

3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.

4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:

  • Узнайте режим работы ДОУ.
  • Попросите показать вам лицензию и устав.
  • Спросите о программах и методиках, с которыми работают воспитатели.
  • Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
  • Попросите рассказать вам о персонале.
  • Поинтересуйтесь питанием.
  • Узнайте, какие группы есть в саду.
  • Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
  • Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.
  • Документы в детский сад.

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик - муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка?

1. Медицинская карта 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей: ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).

2. Свидетельство о рождении.

3. Страховой полис

Что делать, если мест нет?

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места.

Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально - сейчас в каждом детском саду существуют "Книги учета будущих воспитанников". Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди - это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - делайте выводы. Ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива. Но имейте в виду, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший…

Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: "Мама, пойдем в другой садик!" И потянула маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!)

В результате девочка "выбрала" обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой - салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул.

Определитесь с тем, что для вас важно

Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение.

Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт…

Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.

Познакомьтесь с заведующей садиком

Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.

Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.

Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.

Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.

Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки

Часто это оформляется словами: "Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?" Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут - мол, делать нечего… А другие спрашивают - платить или не платить? Ответ один - не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша "очередь".

Помните известный "закон взятки" - где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет!

Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь - за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше - так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением...

Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад - там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места. Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной "помощью садику" из кармана родителей - чего вы сможете потребовать?

Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая!

Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой "роскоши" и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.

Познакомьтесь с воспитателями

Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.

Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик

Пойдет ребенок в детский сад или нет, это вопрос, который должен решить каждый родитель индивидуально. Чтобы ответить на него нужно в серьез задуматься, а что это даст моему ребенку, принесет ли он ему пользу и не навредит ли? Чтобы понять это, нужно узнать обо всех достоинствах и «подводных камнях» современного дошкольного образования.

Что даёт детский сад ребёнку?

Бытует мнение, что если ребенок не ходил в детский сад, то он не сможет научиться находить общий язык со сверстниками и в будущем у него будут проблемы с общением и коммуникабельностью. На деле же, если ребенок контактирует с детьми во время прогулок на площадке или посещения секций, то это уже дает необходимую базу и проблем с коммуникабельностью у него возникнуть не должно. Главное чаще выводите карапуза «в свет», не сидите дома. А в детском саду, несмотря на все возможности общения, у малыша есть риск нарваться на агрессию со стороны сверстников, что может негативно повлиять на нежную детскую психику и действительно создать проблемы.

И не стоит думать, что эта своеобразная «школа жизни» совсем безобидна, хорошо, если ребенок справится с навалившимся на него стрессом, а если нет?

При постоянных конфликтах в садике, ребенок может замкнуться в себе. В таком случае, важно, чтобы воспитатель вовремя разрешил создавшуюся проблему, иначе возможен риск того, что у ребенка разовьется неуверенность в себе и страх перед самим общением. Помимо этого существуют случаи грубой некомпетентности самих воспитателей. Если ребенок систематически подвергается несправедливым упрекам со стороны взрослого персонала, то у него может сформироваться понятие, что это норма поведение, и что сила дает право унижать людей слабее себя.

Многие родители считают, что они не смогут так развить ребенка и подготовить его к школе, как это сделают в детском саду. Но никто не сможет донести новую информацию до ребенка так, как это сделали бы родители, и никого он так не послушает, как своих родных. А главное, в случае сложностей с изучением материала, мама с папой всегда помогут, и кроха не будет бояться познавать новое, он будет уверен в своих силах и стремиться вперед. При правильном подходе родителей к воспитанию и развитию, малыш может добиться гораздо больших успехов, нежели в детском саду. Читайте литературу по воспитанию, интересуйтесь методиками обучения, и результат не заставит себя долго ждать.

Еще один довод в пользу детского сада – если ребенок не будет ходить в детсад, то он не научится дисциплине и самоорганизации. В действительности, все не настолько однозначно. Ведь дома тоже можно, а на самом деле даже нужно, ввести распорядок дня. Организуйте день малыша, так чтобы всем было удобно, разнообразьте его всевозможными занятиями и играми, давайте интересные задания, позвольте ему быть немного самостоятельным.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, внимательно следите за его поведением. Насторожить должно, если малыш начал замыкаться в себе, стал равнодушен к любимым ранее играм, плачет перед походом в садик, нервничает без видимых причин и периодически приходит с синяками и царапинами. Поговорите с малышом, обсудите этот вопрос с воспитателем, если проблема есть, то ее надо решать.

Но не стоит думать, что отправлять ребенка в садик нельзя ни в коем случае. Садик садику рознь, при правильном выборе учебного заведения, детский сад может стать вторым домом для ребенка и принесет исключительно пользу и радость. И если Вы решили отдавать Ваше чадо в детский сад, к выбору нужно подойти очень ответственно.

В хорошем детсаде должен быть свободный доступ к информации о работе садика, его персонале, режиме, питании; в меню должны учитываться особенности конкретного ребенка; небольшие группы, не более 12 человек. Обязательно побеседуйте с воспитателем, пусть он расскажет Вам о своей методике обучения детей, можете поприсутствовать на одном занятии. Поговорите с родителями одногрупников, довольны ли они, охотно ли их ребенок ходит в этот детский сад.

Также вы можете рассматривать не только государственные садики, но и частные, или домашние сады, последние значатся «как центры по уходу за ребенком». Выберите наиболее подходящий вариант именно Вашему ребенку.

Итак, пример Северной Каролины. Думаю, понятно, что 1 звезду получает садик, который соответствует минимальным требованиям. С одной стороны маловато, но на самом деле уже хорошо - ведь некая проверка и оценка. Чтобы получить дополнительные звёздочки, нужно заработать баллы по многим компонентам за прошедший год: образование персонала, наличие оплачиваемого отпуска или иных дополнительных выплат у них же, сам процесс обучения детей, применяемые стандарты и подходы, не говоря уже о необходимом количестве педагогов, игрушек и свободной площади для игр и отдыха. Вот только некоторые пункты, которые берутся во внимание при проставлении так называемого рейтинга «окружающей среды» или атмосферы в детском саду:

  • Соотношение количества персонала и детей в учреждении;
  • Достаточно ли большая комната для детей и безопасно ли всё организовано;
  • Состояние и наличие материалов для игр;
  • Выполнение правил по смене подгузников/одежды, мытья рук;
  • Взаимоотношения между воспитателями и детьми и т.д.
Это только несколько требований из большого списка, поэтому легко представить, что в 5-звёздном садике листы ожидания свободных мест могут тянуться годами, хотя цена там явно очень высокая. При этом 3 звезды - это уже очень хороший результат. Если учесть, что детский садик должен вывесить свои баллы за каждый пункт на видное место, то очень легко разобраться, почему в одном учреждении чуть меньше, а в другом больше.

По-моему, такая оценка вполне разумное решение - во всяком случае, с точки зрения родителей. У них есть возможность сразу представить, за что они платят. К примеру, в Канаде детские сады стоят очень дорого. Цены очень варьируются, начиная от 500 канадских долларов, заканчивая (даже боюсь предположить) 1500 в месяц. Представьте, когда нужно отдать такую сумму за месяц, то, как минимум, хочется быть уверенным в этом учреждении. Тем более, если речь идёт о домашнем садике, где мама, имея своих детей, берёт ещё других малышей и присматривает за ними. Определить на глаз, почему один садик стоит в два раза дороже другого не всегда удаётся, поэтому наличие официальной системы проставления звёзд по конкретным и общедоступным требованиям меня привлекла.

Я не в курсе, насколько хороша эта система на самом деле, но однозначно можно сказать, что далеко не всегда от количества звёзд зависит качество заботы о детях в детском саду, поэтому основываться только на баллах точно нельзя. А какие у вас возникли мысли по этому поводу?



Статьи по теме: Дети

Lara Mama 22.04 13:53

Моя сестра с криком ходила в дет.сад.Все соседние дома слышали как орала!Не любила,жуть! Теперь рассказывает,что няня ее называла "микроэлемент".Теперь-то она понимает,что это не матюкня какая-то,а кнстатация факта.Она маленького роста(сейчас ей 30 и 1м49см:)). Воспоминания нехорошие. Но свою дочку отдала в сад. Только не в 1,5года, как отдали ее, а почти в три.
Всегда есть "две стороны монеты".Думаю,что надо общаться с воспитателем.Расспрашивать про своего ребенка,рассказывать про его индивидуальные особенности. Мы вот привели племяшку к воспитателю и сказали: " За ребенком глаз да глаз нужен.Она может убежать с площадки.Будьте внимательны,пожалуйста."
Я считаю,что садик нужен.В целом положительное влияние оказывает.Но много зависит от воспитателей.
Всем удачи!!!

Ринатка Ахметова 22.04 13:54

Я походила в детсад около года, а потом наотрез отказалась. Сказала что буду сидеть дома одна, но туда не пойду. И сидела ведь! Пока отец с работы придет (он работал по сменам) сидела одна дома под столом, но в дет.сад не ходила! А что мне там не нравилось не помню...
Конечно детсады все разные. Мне одна женщина из Австралии прислала описание их детского сада и того, что там детям в плане воспитания, получения навыков дают, так мы читали всей семьей не один раз. Моя Юля и части того не может, что более младший ребенок уже умеет там! Я спрошу разрешения и опубликую может отрывок потом. Вот это я понимаю детсад! Ребенок из него уходить не хочет, представляете...
А у нас воспитатели голодные, пошли туда от безисходности, тех что от Бога мало все-таки...
Часто на детей кричат, заставляют сидеть на горшках по часу и т.п. ужастики. Частенько дети воспитателей просто бояться, они их давят психологически, губя личность и всех выравнивая под одну гребенку.
Конечно есть и много хорошего и самое главное общение и коллектив. Это в жизни очень нужно.
Я вот тоже все решаю проблему как дать хорошее развитие, любовь и одновременно коллектив ребенку. Пока пришла к мысли самой создать детсад
А у вас в Москве много же всяких садиков коммерческих, элитных и т.п. Где на 5 человек один воспитатель, знающий английский и все известные методики и т.д... Может поискать что-то такое, типа центра развития? Или это безумно дорого?
У нас в Омске есть один такой садик. Там дневная группа и занятия (они называют себя монтессори). Туда очередь на несколько лет вперед и сумашедшая оплата.
Нет, ну чем не бизнес!? Люди же готовы платить за образование, за хорошее отношение к твоему ребенку. Есть спрос и нет предложения. Что-то не так... рынок этого не допускает.
И еще меня несколько сдерживает от садика то, что у большинства садиковских детей моих знакомых очень частые ОРЗ. Ну практически только выпишут в садик, снова на больничный. Не хотелось бы гробить здоровье ребенка. Хотя бытует мнение, что ребенок должен находится во всевозможных инфекциях, это тренирует имунную систему. Но мое сердце никак не может с этим согласиться...

Первая образовательная ступень в развитии ребенка - это чаще всего детский сад. Хорошо (хотя многие могут с этим поспорить), если подошла очередь на получение места в муниципальном учреждении, там большие просторные комнаты для игр, квалифицированные сотрудники, отдельные помещения для музыкальных и спортивных занятий. Но до трех лет, в зависимости от города и количества детских садов, вряд ли стоит ждать такого чуда. Поэтому многие мамы направляют свои стопы в частные учреждения. Как выбрать, какие особенности ждут маму и ребенка в частном детском саду?

Галина Чернышкова, педагог дошкольного образования высшей квалификационной категории, стаж работы 35 лет.

На поиски идеального частного сада для своей дочки отправилась автор портала сайт Яна Кравец. А наблюдения молодой мамы прокомментировала Галина Чернышкова, воспитатель с 35-летним стажем работы.

Нет ничего лучше, чем проверять все на собственном опыте. Вооружившись контактами нескольких детских садов и ребенком в возрасте 1 год и 7 месяцев, я отправилась смотреть, что же нам могут предложить.

Частные детские сады можно условно разделить на три группы. Первая - квартирные детские сады. Обычно это многокомнатная квартира большой площади, оборудованная для одной или более групп. Вторая - помещение с собственным входом. Комнаты в нем просторнее, чем в квартирном, планировка разнообразная. И третий - те, кому повезло - специально построенные для размещения детского учреждения здания. Со всеми вытекающими.

Требования в частных детских садах существенно ниже, чем в муниципальных - не нужно собирать огромную медицинскую карту, проходить длинный список врачей и сдавать кучу анализов. Требуется только три справки: два анализа и заключение педиатра о том, что ребенок на данный момент здоров. Насколько такое отсутствие методов предосторожности может способствовать тому, что в группу попадет болеющий чем-то ребенок?

Анализов, которые малыш должен сдать при устройстве в детский сад, действительно немного, но они очень важны: на энтеробиоз, на яйцеглист и простейшие. Основной же документ, который должны предоставить родители - медицинская карта ребенка. ее заполняет участковый педиатр, кроме того, свои отметки там ставят и узкие специалисты. Там же должны быть отметки об аллергических реакциях дошкольника, если они есть, и все профилактические прививки. Ведь случиться может всякое, и лучше, чтобы под рукой у руководства сада были полные сведения о здоровье подопечного. Нельзя недооценивать важность этих документов.

В квартирном детском саду, даже если это просторные комнаты, туалет вряд ли будет больше стандартного. В том квартирном, который я посетила, горшки стояли в коридоре между шкафами. Насколько это соответствует санитарным нормам?

Это недопустимая ситуация. Для этого должна быть горшечная - это такой шкаф с отдельными пронумерованными ячейками под каждый горшок. Номер ячейки должен соответствовать номеру горшка и номеру ребенка в списке. После каждого похода малыша в туалет горшки моются, а в конце рабочего дня обрабатываются специальным санитарным раствором. В туалете должна быть ванна, чтобы была возможность подмыть малыша. Кроме того, в туалетной комнате должен находиться отдельный кран около унитаза, для того чтобы быстро помыть горшки и смыть содержимое.

Какие есть требования к освещению? Муниципальные сады - это огромные пространства со стенами, больше состоящими из окон, чем из кирпича. В частных садах обстановка заметно хуже, особенно в квартирных, где на комнату может быть только одна люстра.

В муниципальных садах жесткие требования предъявляют и к освещению группы. Причем качественным должен быть и естественный, и искусственный свет. На окнах допускается только короткий тюль, без штор. Затенять окна можно только в спальне, сейчас это делают при помощи жалюзи. Люстры в игровых комнатах уже давно заменили современные светодиодные лампы.

В межсезонье большую проблему составляет вход в сад: насколько просторным он должен быть, как часто там должны убирать натаявший с ботинок снег или занесенную грязь? Кстати, в одном из садов две группы имели два входа - очень удобно. Хоть входное помещение с раздевалкой сами по себе небольшие.

В саду приемная в каждой группе - это норма. Здесь для каждого малыша предусмотрен отдельный шкафчик, большая сушилка для обуви, низкие скамеечки для деток, готовых одеваться самостоятельно, и конечно, пространство, где воспитатель может помочь ребенку собраться. Безусловно, в частных детских садах ребятишек в группах меньше, но они все равно должны чувствовать себя комфортно, собираясь или возвращаясь с прогулки.

В квартирном саду были замечены мягкие игрушки. В одном из имеющих собственные помещения - только конструкторы, развивающие игрушки и так далее. Что можно сказать о «пылесборниках» - они разрешены? Как часто их нужно стирать?

Мягкие игрушки в детских садах давно находятся под строгим запретом. Игрушки должны соответствовать возрасту, быть безопасными для здоровья, к тому же выдерживать мытье и дезинфекцию. К примеру, в яслях игрушки моют два раза в день - в тихий час и вечером.

Огромное удивление вызвало отсутствие у одного из садов места для прогулок. Учреждение находится во дворе дома, у которого нет собственной площадки, поэтому зимой дети выходят на пятачок возле входа и копают снег лопаткой. Что они делают в межсезонье - думать не хочется. Летом обещают завершить оформление земли и построить площадку специально для сада. Очевидно, что работы будут вестись только в теплое время года (и это если удастся быстро завершить бюрократию с землей), так что покачаться на качелях дети смогут только к осени. Можно ли вообще открывать детский сад без хоть какого-то места для прогулок?

Никто не оспорит пользу прогулок, мы с ребятишками выходим на улицу два раза в день при условии хорошей погоды. Причем на прогулки составляется отдельный план, который включает в себя разные аспекты:

  • наблюдение - за погодой, птицами, насекомыми, изменениями в природе;
  • подвижные игры - «Лохматый пес», «Воробышки и кот»;
  • игры-упражнения - «Перепрыгни ручеек», «С кочки на кочку»;
  • труд - дети разметают дорожки, зимой лепят, играют в песочнице, собирают сухие листья;
  • свободная прогулка.

К примеру, летом, при хорошей погоде дети проводят на воздухе больше трех часов в день.

В том же саду воспитатель обнимала детей и сказала, что они по ней соскучились, поскольку половину дня ее заменяла другой воспитатель. А отсутствовала она по причине сдачи сессии. Через полгода - диплом. Может ли воспитатель не иметь высшего образования? Как вообще проверить компетентность сотрудников?

Конечно, воспитатель может не иметь высшего образования, но должен иметь среднее профессиональное. Воспитателем на младших группах, где еще нет подготовки к школе, может работать и студентка, только получающая педагогическое образование. При условии опыта работы с детьми, к примеру, если она несколько лет проработала помощником воспитателя, то есть няней. А компетентность сотрудников можно уточнить у заведующей детским садом. Я советую это делать не только родителям, отдающим своих детей в частные сады, но и муниципальные.

Частные сады имеют огромную проблему нехватки места. Соответственно и мебель поставить практически негде. Кровати-комоды и минимум столов, использующихся только для принятия пищи, поскольку находятся на кухне. Закономерный вопрос - где дети играют в мозаику, рисуют, лепят? Как должно быть оборудовано место для таких игр?

В детском саду дети тоже занимаются за теми же столами, что и едят. Но сейчас акцент делают на соответствие столов и стульев росту ребенка. Мебель должна быть регулируемой. Существует специальная маркировка, которая наносится на стол и стул:

  • 00 - рост ребенка до 85 см;
  • 0 - рост 85–100 см;
  • 1 - рост 100–115 см;
  • 2 - рост до 130 см.

Заключение эксперта

Родителям нужно помнить, что частный детский сад - это, прежде всего прибыльный вид бизнеса, - считает Галина Чернышкова. - Большинство из них имеют полулегальный характер. И без тщательной проверки здесь не обойтись. Пройдитесь по всем пунктам - персонал, качество питания, условия отдыха и сна. Были случаи, когда дети в таких дошкольных учреждениях спали на надувных матрацах. Конечно, хороший частный детский сад может стать альтернативой муниципальному, попасть в который сейчас большая проблема. Но в любом саду ребенок должен развиваться интеллектуально и физически.

Вывод мамы

Выбор детского сада всегда будет за родителями. Прежде чем отдать свое предпочтение какому-либо из них, не ленитесь и пройдите, посмотрите все. Персонал всегда дружелюбно встречает потенциальных клиентов, отвечает на все вопросы и, что немаловажно, разрешает пришедшему ребенку немного поиграть, пока мама осматривает комнаты. Возможно, у крохи так сформируется положительный образ детского сада. Кстати, сразу после осмотра частных учреждений моей дочке внезапно дали место в муниципальном саду. Может быть, и вам повезет?

Распечатать

В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения. Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по детской площадке о детском саде могут различаться, как небо и земля. И для того, чтобы ваш ребенок оказался в числе тех, кто идет в детский сад , как на праздник, вы должны позаботиться о том, чтобы выбрать самое лучшее и самое подходящее именно для него.

Классификация детских садов по направленности – какие они бывают

Детский сад – наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Детские сады отличаются разными образовательными программами. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением какого-либо направления или направлений развития воспитанников – физического, интеллектуального, художественно-эстетического. Детский сад присмотра и оздоровления функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры. Центр развития ребенка детский сад . В таких центрах имеются игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных, а также в разном сочетании. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей. Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия – иногда диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах. В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.

Четыре типа детских садов

Помимо классификации по направленности, детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера. Муниципальные детские сады – это наше собственное детство. Очень многое в них зависит от заведующей или директора – при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет. В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка. Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.

Плюсы муниципального детского сада:
  • маленькая стоимость. Она установлена законом и составляет 150 рублей в месяц. Существуют категории льготников, например, мамы-одиночки, многодетные мамы, вдовы и т.д.
  • близость к дому. Помимо того, что врачи не рекомендуют возить малыша в садик, если дорога занимает больше 20 минут, в близлежащем садике у ребенка появится возможность завести друзей, с которыми он сможет проводить свободное время и в выходные.
Минусы муниципального детского сада:
  • слишком большая наполненность групп. 25-30 человек для государственного детского сада – не редкость. В результате учить, допустим, чтению или письму все равно приходится дома, воспитательница не успевает объяснить непонятные моменты такому количеству подопечных.
  • низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку вопрос не ставится. Отчасти это также вызвано проблемой «перенаселенности».
  • отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок отказывается есть какие-либо блюда, ему придется оставаться голодным до следующей трапезы.

Выбираем лучший муниципальный детский сад

  1. Во многих детских садах выстраиваются настоящие очереди. Чтобы отдать туда трехлетнего ребенка , очередь надо занимать сразу после рождения – и это, к сожалению, не преувеличение. Можно занять очередь сразу в нескольких детских садах , чтобы осталось время на окончательный выбор.
  2. Узнайте, есть ли в детском саду так называемая «адаптационная группа». Она предназначена для маленьких детишек, которые никогда раньше не посещали садик.
  3. Узнайте режим работы детского сада . Все государственные садики делятся на 12-часовые, 14-часовые и круглосуточные. Существует режим десяти- или пятичасового пребывания. Кстати, если воспитатели пытаются требовать от родителей, чтобы те забирали малышей раньше – это их личная инициатива, на которую они не имеют права. Так называемые «короткие дни» - тоже нарушение закона, детский сад должен работать одинаково во все рабочие дни.
  4. Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей. В муниципальных детских садах случаются нарушения Типового положения о ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях), согласно которому в группе должно быть не больше 20 детей и 2 воспитателя – один в первую смену и один во вторую, вместе с ними работает помощник воспитателя (няня). Это штатные сотрудники. Но иногда из-за недостаточного финансирования такого помощника может не быть и все функции няни берет на себя воспитатель.

Ведомственные детские сады не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад . Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Плюсы ведомственного детского сада:
  • сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе,
  • лучшие условия пребывания детей (опять же по сравнению с муниципальными садами),
  • продуманное меню.
Минусы ведомственного сада:
  • довольно высокая оплата (до нескольких тысяч),
  • иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».

Выбираем лучший ведомственный детский сад

При выборе следует учитывать два важных момента:

  1. Проверьте наличие у детского сада государственной аттестации и лицензии.
  2. Обратите внимание, насколько хорошо обеспечивается социальная база предприятия, в чьем ведомстве находится детский сад , насколько это богатая организация. Иначе вы рискуете платить за сомнительное качество.

Частные детские сады – идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений. Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно. В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Частные детские сады , как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону. Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Плюсы частного детского сада:
  • маленькое количество детей в группе – около 10-12 человек, ребенок получает достаточно внимания
  • дети легче адаптируются к садику
  • разнообразное и вкусное питание, возможность угодить каждому малышу, индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть свои способности. В каждой группе работают несколько воспитателей, за развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
  • родители имеют право влиять на учебный процесс – например, через попечительские советы. В частности, они могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях.
  • многие частные детские сады работают по системе «детский сад – школа».
Единственный минус частного детского сада – его стоимость.

Выбираем лучший частный детский сад

  1. Обратите внимание на близость садика к дому. Даже очень хороший детский садик не подойдет, если дорога отнимает больше получаса на машине. Кстати, в некоторых частных садиках предусмотрена доставка детей до учреждения и обратно.
  2. Ознакомьтесь с лицензией на образовательную деятельность, Уставом учреждения и договором. Узнайте, есть ли у детского сада документ на ту площадь, которую он занимает в данный момент. В договоре должен содержаться комплекс предоставляемых услуг, условия оплаты и режим пребывания ребенка в детском саду . Все права и обязанности сторон должны быть детально оговорены и внесены в договор. А чтобы уберечь себя от неожиданных расходов, найдите в документах фразу «цена, уплаченная по договору, не может изменяться в течение срока пребывания ребенка в дошкольном учреждении».
  3. Ознакомьтесь с меню. Осмотрите помещения, игрушки, территорию для прогулок, обратите внимание на поведение воспитательниц и их общение с детишками.
  4. Узнайте о программе и о методиках, по которым работают в садике. Выясните, на какую школу ориентирован детский сад – частную или общеобразовательную.
  5. Вы можете задать дополнительный вопрос об образовании того, кто руководит садиком и степени квалификации педагогов, врачей и воспитательниц – в хорошем садике вам предоставят подробную информацию. Поинтересуйтесь, кто будет вести специальные предметы.
  6. Узнайте, в каком режиме работают медсестра и врач.
  7. Обратите внимание на срок работы детского сада : пять лет для нашей страны – уже солидный срок.

Домашний детский сад (семейный детский сад ) – еще один из видов частного сада. Обычно его содержит семейная пара в своей квартире, или основатели снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату. Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше – преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.

Плюсы домашнего детского сада
  • максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи,
  • маленькое количество детей – 3-5 человек,
  • индивидуальный подход к питанию.
Минусы домашнего детского сада
  • очень высокая оплата,
  • возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения.

Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.

Ищем идеальный детский садик

  1. Самый первый вариант – самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.
  2. Обратите внимание на территорию детского сада – насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта – не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада .
  3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике .
  4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Если выбор детского сада сделан

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик – муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка ?

  1. Медицинская карта № 20 с пометкой о прививках : полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы : кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей : ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Страховой полис

«Мест нет!»

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места. Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально – сейчас в каждом детском саду существуют «Книги учета будущих воспитанников». Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди – это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Платить или не платить?