Объект исследования по теме рациональное питание. Рациональное питание учащихся как элемент физического развития. Оптимальный режим питания

Кривенко Екатерина, Тишанинова Екатерина

Руководитель проекта:

Евдохин Василий Владимирович

Учреждение:

МНБОУ "Лицей №76" г. Новокузнецк

В своей исследовательской работе по физкультуре Рациональное питание учащихся как элемент физического развития" автор выясняет, как рацион питания влияет на здоровье и физическое развитие учащихся, а также изучает современное состояние проблемы рационального питания.

В процессе работы над исследовательским проектом по физкультуре "Рациональное питание учащихся как элемент физического развития" ученицами 9 класса была поставлена цель проанализировать питание в образовательном учреждении МНБОУ «Лицей № 76


В исследовательской работе по физкультуре "Рациональное питание учащихся как элемент физического развития" изложены теоретические сведения о необходимости и важности соблюдения рациона питания школьников.

В данном проекте по физкультуре "Рациональное питание учащихся как элемент физического развития" автором были представлены результаты анализа меню образовательной организации на предмет соответствия правилам рационального питания учащихся среднего школьного возраста и изучена степень влияния рационального питания в образовательных учреждениях на уровень физического развития учащихся.

Введение
Особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста.
Рациональное питание как элемент физического развития.
Выводы
Список литературы
Приложение

Введение

Тело – багаж, который несёшь всю жизнь. Чем оно тяжелее, тем короче путешествие.
(Арнольд Глазгоу)

Воспитание здорового, гармонически развитого человека - основная задача семьи и школы. Именно в школьный период жизни закладывается фундамент для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Физическое развитие детей – это залог сохранения их здоровья и возможности вести полноценную жизнь в обществе.

Одним из элементов правильного физического развитияявляется рациональное питание. Известно, что структура фактического рациона питания россиян, сложившаяся в настоящее время, не соответствует физиологическим потребностям организма. Дефицит белка в рационе питания населения составляет 20 %, дефицит витаминов 20–30 %, недостаток йода испытывает 70 % населения, а недостаток селена – 40–45 %. (см. литературу № 1)

Наиболее остра проблема неадекватного питания и алиментарно-зависимых заболеваний у детей школьного возраста. Это обусловлено специфическими физиологическими потребностями растущего организма и высокими умственными и физическими нагрузками, которые испытывает современный школьник. В этой связи сбалансированное питание детей – основа их здоровья, обусловливающая оптимальное функционирование всех систем организма в будущем.

Организация рационального питания в образовательной организации представляет собой сложную работу разных специалистов, требующую учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Однако в современных школах часто можно наблюдать ситуацию, когда школьное меню составлено с нарушением норм питания для детей того или иного возраста, происходит дополнительная реализация продуктов питания, которые наносят вред организму учащихся.

Многие дети питаются неорганизованно, употребляют большое количество чипсов, сухариков и сухих продуктов быстрого приготовления. Все это сказывается отрицательно на физическом развитии подрастающего поколения. По данным Минздрава РФ, диагноз «здоров » сегодня может быть поставлен только 12% учащихся начальных классов, а к моменту окончания средней школы количество здоровых детей сокращается до 5%. В этом повинно плохое несбалансированное и неправильное питание детей.

Методы исследования: теоретический (анализ литературы по данной теме), описательный, сравнительный (сравнение результатов анкетирования), наблюдение, анализ результатов.

Объект исследования: рациональное питание как элемент физического развития.

Предмет исследования: зависимость уровня физического развития учащихся от типа питания в образовательных учреждениях.

Цель: – проанализировать питание в образовательном учрежденииМНБОУ «Лицей № 76 » по параметрам соответствия нормам рационального питания и степени влияния на физическое развитие учащихся.

Задачи:

1.Изучить современное состояние проблемы рационального питания учащихся.

2. Проанализировать меню образовательной организацииМНБОУ «Лицей № 76 » на предмет соответствия правилам рационального питания учащихся среднего школьного возраста.

3. Изучить степень влияния рационального питания в образовательных учреждениях науровень физического развития учащихсяна примере МНБОУ «Лицей № 76 ».

Городская конференция младших школьников «Открытие»

Секция «Валеолог ия »

Правильное
питание –

залог здоровья

г.Когалым, 2015

Введение 3

Глава 1. Здоровое питание – основа жизни 4

1.1. Формирование здорового образа жизни 4

1.2. Роль витаминов в питании школьников 4

1.3. Калорийность пищи 5

1.4. Нужен ли утренний завтрак 5

1.5. Пирамида питания 6

Глава 2. Организация питания в школьной столовой 6

2.1. Залог успешной учёбы – правильное питание 6

2.2. Питание учащихся МАОУ СОШ № 7 корпуса 2 в школьной столовой 6

Глава 3. Наши исследования 7

3.1. Анкетирование школьников по вопросу питания 7

3.2. Исследование популярного у школьников продукта – чипсов 8

3.3. Исследование продуктов питания на наличие в них нитратов 8

Заключение 8

Список источников информации и интернет - ресурсов 9

Приложение 10

Введение

« Здоровье дороже золота», - сказал английский поэт и драматург Уильям Шекспир. Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. Статистика показывает, что к концу обучения в школе большинство детей имеют хронические болезни, обусловленные неправильным питанием.

Одним из главных условий нормального развития школьника является правильное питание. В детском организме происходят чрезвычайно важные внутренние изменения (формируется нервная, эндокринная, лимфатическая, дыхательная, иммунная и другие системы) . Большую часть времени школьники проводят в школе, выполняя тяжёлый труд – получение и усвоение знаний по школьным предметам, и в то же время они растут, развиваются, поэтому должны питаться полноценно, так как питание обеспечивает формирование организма, способствует сохранению здоровья.

В ходе подготовки данной работы и проведённого анкетирования учащихся мы выяснили, что есть проблема в организации полноценного режима питания. «Рабочий день» школьника не всегда начинается с завтрака, часто дети просто перекусывают чипсами, сухариками, булочками запивая всё это газировкой. В результате неправильного питания происходит ухудшение здоровья. И тогда мы задумались о том, какое значение имеет питание для школьников, так ли «страшны» любимые детьми чипсы, содержат ли фрукты и овощи, которыми мы питаемся в школьной столовой, нитраты? Насколько калорийно питание в нашей столовой?

Актуальность нашей работы: обусловлена необходимостью проанализировать значение правильного питания в сохранении здоровья школьников. Через выполнение данной работы мы постараемся разработать рекомендации рационального питания для школьников. Цель исследования: выяснить необходимость правильного питания для детей школьного возраста.

Задачи:

Изучить информацию в источниках по данной теме;

Узнать о роли витаминов и что такое «калорийность пищи», «пирамида питания»;

Изучить роль утреннего завтрака и его значение для школьников;

Выяснить, наносят ли вред нашему здоровью чипсы;

Провести анкетирование среди учащихся;

Встретиться с медицинским работником школы и заведующей школьной столовой;

Сделать выводы на основе полученных знаний.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если правильно питаться, то мы будем меньше болеть.

Объект исследования : человек. Предмет исследования : правильное питание

Методы исследования : чтение и анализ литературы по теме; анкетирование школьников;

беседа с медицинским работником и заведующей школьной столовой; изучение меню

школьной столовой; исследование продуктов: чипсов, фруктов и овощей; анализ

результатов исследования, фотографирование результатов работы.

Глава I . Здоровое питание – основа жизни

1.1. Формирование здорового питания

Самым важным этапом в жизни человека является - детство, когда закладывается фундамент всей его судьбы, его здоровья. Школьный возраст – это период развития человеческого организма, в котором завершается формирование костной ткани, скелетно-мышечного аппарата и других важных органов. Поэтому так важно, чтобы питание было сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые витамины, минералы и микроэлементы. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырёх раз в день, причём на завтрак, обед, ужин непременно должно быть горячее блюдо. Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания (Приложение 1). Школьная столовая обеспечивает школьников горячим питанием. Но, к сожалению, вне школы школьники, особенно дети младшего школьного возраста, не зная и не разбираясь в огромном ассортименте продуктов питания, подвержены опасному влиянию некачественной пищи. Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

1.2. Роль витаминов в питания

Организм школьника будет хорошо расти и развиваться, если будет получать надлежащий комплекс витаминов. Витамины (от латинского «vita» - жизнь), группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности. Без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозможно. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей. Из 30 известных и изученных витаминов к обеспечению здоровья человека причастны около 20 из них (Приложение 2). Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах, повышают выносливость и устойчивость организма к заболеваниям. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, таким как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Человек становится раздражительным, быстро утомляется, у него снижается аппетит. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.

1.3. Калорийность пищи

Часто от взрослых можно слышать слова «продукт высококалорийный», «продукт низкокалорийный». Нам захотелось разобраться, что означает слово «калорийность».

Под калорийностью, или энергетической ценностью, пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал). Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Суточное потребление калорий зависит от возраста, пола и занятий, поэтому оно различно. Калорийность рациона школьника должна быть следующей:7-10 лет – 2400 ккал; 14-17лет – 2600-3000 ккал; если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше. Каждому, кто желает вести здоровый образ жизни, необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.

1.4. Нужен ли утренний завтрак

В народе есть такое мудрое высказывание: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!» Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает такое определение: «Завтрак – первый дневной прием пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды». Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются заболевания, приступы беспокойства. Завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. На завтрак школьнику лучше кушать каши, яйца или запеканку. Голодный школьник, перекусивший «всухомятку», быстрее устает и хуже учится. Запить завтрак можно чаем, молоком, кефиром или какао. Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. Фрукты - это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

1.5. Пирамида питания

Питание неотъемлемая часть нашей жизни, и вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения. Пищевая пирамида - это схематическое изображение принципов здорового питания, разработанных диетологами. В основании этой пирамиды лежат физическая активность и достаточное потребление жидкостей. Продукты, расположенные внизу пирамиды, нужно употреблять в пищу как можно чаще, соответственно расположенные вверху - исключить из рациона или употреблять в ограниченном количестве (Приложение 2).

Глава II . Организация рационального питания в школьной столовой

2.1. Правильное питание – хорошая учёба

Пища – это источник энергии для человека. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Частые заболевания учащихся – холецистит, панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка. Факторы, способствующие этим заболеваниям: питание наспех и всухомятку; питание с большими перерывами; употребление копчёной, жареной, острой, горячей, холодной пищи; жевание жевательной резинки. Отсутствие стабильного горячего питания повышает риск заболеваний желудка и кишечного тракта у детей гораздо выше, чем у взрослых. Недостаток питательных веществ вызывает у школьников: потерю внимания, слабость и переутомление, ухудшение памяти и работы мозга, возникновение лёгкого доступа вирусных инфекционных заболеваний. В беседе с медицинским работником школы мы выяснили, что 16% учащихся уже имеют болезни органов пищеварения. Чтобы к окончанию школы этот процент не вырос, необходимо правильно организовать своё питание. Если ученики не будут правильно питаться, то не смогут хорошо учиться и достигать спортивных и учебных вершин. Не менее значимое место, чем учебный класс в школьной жизни имеет значение и организация питания через школьную столовую.

2.2. Питание учащихся МАОУ СОШ № 7 корпуса 2 в школьной столовой

В нашей школьной столовой получают горячее питание 237 учащихся 1-9 и 11 классов. Льготным питанием пользуются 47 обучающихся из многодетных и малообеспеченных семей. Охват горячим питанием составляет 100 % . Столовая, позволяет организовывать горячие завтраки, обеды и рассчитана на 80 посадочных мест. Для того чтобы все учащиеся получали питание горячим, работа школьной столовой организована по графику. Вопросами организации питания в школе занимается целый ряд сотрудников. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и сделанной в соответствии со всеми технологиями пищи и организованный приём приготовленной пищи. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота и отвар из шиповника. Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Персонал столовой всегда встречает детей с улыбкой. Поэтому дети с удовольствием посещают школьную столовую.

При составлении меню школьных завтраков учитываются нормы и калорийность питания. Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи. Какое же меню в нашей школьной столовой? Какова калорийность завтраков? Содержат ли блюда, которые едят школьники, необходимое количество белков, жиров и углеводов? С этим вопросами мы обратились к заведующей школьной столовой. Она рассказала нам о том, как разработано дотационное цикличное меню для школьников. Мы не ставили целью исследовать всё меню, нам было интересно, в какие дни калорийность пищи была самой высокой и самой низкой, в каких продуктах, из школьного меню больше и меньше белков, жиров и углеводов (Приложение). Проведя краткий анализ школьного меню, мы выяснили, что оно разнообразно, содержит жизненно необходимые для растущего организма белки, жиры и углеводы. Во всех продуктах есть минеральные вещества и витамины. Учитывая то, что за завтраком необходимо получать 20-25% калорий от суточной нормы, калорийность завтрака для учащихся должна составлять 800 ккал, к сожалению, в нашей столовой эта норма не выдерживается и в среднем за 12- дневный период составляет в меню на возрастные группы 7-10 лет - 454 ккал. В меню на возрастные группы 11-17 лет – 462 ккал. Для учащихся льготной категории – 711 ккал.

Чтобы сделать питание учащихся в школьной столовой сбалансированным и калорийным необходимы дополнительные средства. В последнее время разговор идёт об увеличении родительской платы за питание.

Глава III . Наши исследования

3.1. Анкетирования школьников по вопросу питания

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-7 и 11 классов по теме “Твоё отношение к питанию”. В опросе участвовало- 70 учеников. Из них: 5Д – 18; 6 Е-15, 7 Д - 20; 11Д -17 учащихся. Результаты анкетирования (Приложение 5) показали, что 33% опрошенных, любят “вредную пищу» (чипсы, сухарики, газировку). 89% употребляют в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества. 66% опрошенных не завтракают утром или делают это иногда. Почти 50% - не употребляют в пищу богатую йодом морскую капусту, который важен для умственного развития. 48% изредка едят рыбу, а 15% вообще её не едят. 57% постоянно или часто пьют газированные напитки. 61% не едят или редко употребляют в пищу каши. Порадовало в опросе то, что 79% часто употребляют пищевые продукты с большим содержанием витаминов (фрукты, овощи). 54% употребляют препараты содержащие витамины. Многие из опрошенных отдают предпочтение молочным и мясным продуктам. Статистика опроса неутешительна. Ребята в большинстве случаев питаются не совсем правильно, не получая всех полезных веществ и микроэлементов. Неправильное питание способствует развитию хронических заболеваний, быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Употребление «вредной пищи» ведет к накоплению вредных веществ в организме. Если в дальнейшем будет так продолжаться, у большинства могут развиться различные патологии.

3.2. Исследование популярного у школьников продукта – чипсов

Мы выяснили, что чипсы – это один из популярных продуктов у школьников. Чтобы узнать, полезны они или вредны, мы провели исследование чипсов от 5 производителей (Приложение). В ходе данной работы мы выяснили, что в чипсах много опасных добавок, которые могут повлиять на здоровье (Приложение). Проведя исследование, мы сделали вывод, что чипсы вредят здоровью.

3.3. Исследование полезных продуктов – овощей и фруктов

Провели мы исследование на наличие нитратов некоторых фруктов и овощей, которые использовались для приготовления блюд из школьного меню в нашей столовой. Во всех взятых образцах нитратов не обнаружено (Приложение).

Заключение

Изучив дневной пищевой рацион школьников, мы выяснили, что ежедневно горячее питание получают 237 учащихся. Достаточно большой процент учеников питаются неправильно, многие не соблюдают режим питания, вследствие чего может увеличиться процент учащихся с заболеваниями органов пищеварения. Анализ состояния питания в школе показывает, что в рационе учащихся в малом количестве присутствуют необходимые для здоровья продукты: творог, молоко. Порадовало то, что в школьном буфете не продаются вредные продукты: чипсы, кириешки, газированные напитки, которые негативно отражаются на здоровье. Результаты исследования мы доведём до сведения учащихся, родителей, педагогов школы. Учащимся и родителям хотим дать ряд практических советов и конкретных рекомендаций, выполнение которых позволят сохранить здоровье (Приложение). Будем проводить разъяснительную работу среди школьников по пропаганде правильного питания и активного образа жизни с целью улучшения здоровья. (Нами разработаны и проведены классные часы в начальной школе «Правильное питание – основа здоровья», по итогам проведённого исследования оформлен стенд о здоровом и рациональном питании). Выяснив необходимость правильного питания для детей школьного возраста, считаем, что цели своей работы достигли. Гипотеза о том, что если правильно питаться, то будешь меньше болеть подтвердилась.

Всегда помните о том, что здоровье в наших руках, а правильное здоровое питание - залог нашего долголетия. Будьте здоровы!

Список источников информации и интернет - ресурсов

Советы диетолога: здоровое питание для школьников. silver- studio.com.ua›…znat/sovety…shkolnikov.html Правильное питание школьников – основа здоровья...

zid.com.ua›rus_creativework…shkolnykov…zdorovya-y…

Словарь Ожегова - Википедия ru.wikipedia.org›Словарь Ожегова

Боровская Э. «Здоровое питание школьника» «Эксмо» 2010

И.Мельков «Рациональное питание детей школьного возраста» М. «Просвещение» 2009

Приложение 1

Белки - основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Наилучшими источники белка считают рыбу, курятину, индейку, нежирное мясо, обезжиренные молочные продукты, орехи, сывороточные продукты, а так же яичные белки.

Жиры - наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов, а жировые капсулы внутренних органов служат им опорой и защитой от механических повреждений. Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.

Углеводы – основной источник энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть - за счет белков и жиров. Сахар, мед, печенье, крупы, макароны, хлеб, пирожное и торты, мороженое, конфеты – это продукты в которых содержатся углеводы.

Приложение 2

Витамины.

Название

витамина

В чем польза

витамина?

Симптомы

от недостатка витамина в организме

В каких продуктах содержится

Витамин A

Происходит обмен белков, рост и формирование костей и зубов, процессы обновления кожи.

Появляются трещины губ, расстройство сумеречного зрения - «куриная слепота», развитие хронического гайморита, бронхита, трахеита.

Морковь, перцы, персики, яблоки, абрикосы, плоды шиповника, рыбий жир, печень, яйца, молоко.

Наиболее распространенные формы витамина группы В – это:B1,B2, B3 B5, В6,В7, В9, В12.

Обеспечивает нормальное функционирование мозга и нервной системы, а также участвует в формировании крови.

Отсутствие аппетита, утомление, шелушение кожи, конъюнктивит, анемия (малокровие), боль в мышцах, расстройство нервной системы.

Печень, яичный желток, молочные продукты, овес, геркулес, гречиха, творог, сыр, мясо, рыба

Витамин С

Стимулирует рост, способствует усвоению углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, нормализует уровень холестерина в крови, способствует усвоению железа из пищи.

Изменения со стороны центральной нервной системы и кожи, нарушение сна, быстрая раздражительность, боли в мышцах, повышение кровоточивости из десен. Цинга.

Шиповник, облепиха, черная смородина, все фрукты и овощи.

Витамин Е

Способствует усвоению белков и жиров, участвует в процессах тканевого дыхания, влияет на работу мозга, крови, нервов, мышц, улучшает заживление ран, задерживает старение.

Анемия (малокровие), наблюдаются слабые рефлексы, плохая координация движений, нарушение работы вестибулярного аппарата, увеличивается вероятность получения травм.

Зерновые и бобовые растения, спаржевая капуста, помидоры, салат, горох, шпинат, ботва петрушки, семена шиповника, мясо, яйца, молоко, говяжья печень.

Витамин РР

Участвует в обмене белков, регулирует высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. Используется для профилактики и лечения заболеваний ЖКТ, незаживающих ран и язв.

Вялость, апатия, утомляемость, головокружения, раздражительность, бессонница, снижение массы тела.

Мясо, печень, почки, яйца, молоко, хлебные изделия из муки грубого помола, крупы (особенно гречневая), бобовые, грибы.

Приложение 3

Пирамида питания.

    Основание пирамиды - три группы продуктов:овощи (3-5 порций) и фрукты (2-4 порции), цельнозерновые продукты - хлеб грубого помола, неочищенный рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши (6-11 порций). Также в этой группе находятся и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (оливковые, подсолнечные, рапсовое и другие масла). Такие продукты следует употреблять при каждом приёме пищи.

    Молоко и молочные продукты, йогурты, сыр и т. д. Людям с непереносимостью лактозы следует заменить молочные продукты на препараты, содержащие кальций и витамин D3. Употребляем 2-3 порции в день.

    На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся животные жиры, содержащиеся в красных сортах мяса (свинине , говядине ) и сливочном масле, а также продукты с большим содержанием так называемых «быстрых углеводов»: продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки, сладости. Недавно в последнюю группу стали включать и картофель из-за большого содержания в нём крахмала.
    Употребление этих продуктов следует сократить или, по-возможности, полностью исключить из рациона.

Приложение 4

Исследование меню в школьной столовой

В беседе с заведующей школьной столовой, мы выяснили, что дотационное цикличное меню рассчитано на возрастные группы 7-10 лет; 11-17 лет и для учащихся льготной категории. Раскладка делается на 12 дней. В меню кроме перечисленных блюд указывается, сколько белков, жиров и углеводов содержат блюда. Также перечисляются минеральные вещества и витамины. Энергетическая ценность выражена в килокалориях. Самыми калорийными по питанию в меню на возрастные группы 7-10 лет оказались дни, когда дети получали: тефтели из говядины (192 ккал), макаронные изделия отварные (135 ккал), напиток кофейный (116 ккал) и хлеб ржано- пшеничный обогащённый нутриентами (88 ккал). Всего – 531 ккал. Самым низкокалорийным оказался день, когда дети получали: колбасные, мясные изделия, запечённые в тесте (200 ккал), напиток из плодов шиповника (100 ккал) и фрукты свежие (47 ккал). Всего – 365 ккал.

Самыми калорийными по питанию в меню на возрастные группы 11-17 лет оказались дни, когда дети получали: кашу молочную манную с маслом сливочным (288 ккал), какао с молоком (190 ккал) и хлеб ржано- пшеничный обогащённый нутриентами (88 ккал). Всего – 566 ккал. Самым низкокалорийным оказался день, когда учащиеся получали такие же продукты как и возрастная группа 7-10 лет (365 ккал).

Для учащихся льготной категории самыми калорийными по питанию в меню оказался день, когда школьники получили: салат «Рыжик» (216,23 ккал); суп – лапша домашняя (170 ккал); зразы, рубленные с маслом сливочным (122 ккал); макаронные изделия отварные (117 ккал); напиток из плодов шиповника (100 ккал) и хлеб ржано- пшеничный обогащённый нутриентами (177 ккал). Всего – 902, 23 ккал. Самым низкокалорийным оказался день, когда дети получали: борщ сибирский (50 ккал); рыбу, тушённую в томате с овощами (109 ккал); рис отварной (139 ккал); напиток апельсиновый (106 ккал) и хлеб ржано- пшеничный обогащённый нутриентами (177 ккал). Всего – 581 ккал.

Анализируя школьное меню, мы выяснили, что оладьи из печени с маслом сливочным имеют самое большое количество белков – 13,94 г. А самое большое количество жиров содержалось в сосиске отварной с маслом сливочным – 15,6 г. Каша молочная рисовая с маслом сливочным содержит наибольшее количество углеводов – 51,6 г. Меньше всего белков содержалось в напитках: вишнёвом, яблочном, апельсиновом и чае с сахаром (0,2 г.). Жиров меньше всего в хлебе ржано- пшеничном обогащённом нутриентами (0,3 г). Жиры отсутствовали в чае с сахаром, напитке апельсиновом и чае с лимоном. Меньше всего углеводов оказалось в сосиске отварной с масло сливочным.

Оформленный нами стенд по организации правильного питания

Приложение 5

Анкетирование школьников

постоянно

Как часто вы едите овощи и фрукты?

Употребляете ли вы в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества?

Принимаете ли вы препараты, содержащие витамины?

Завтракаете ли вы дома перед занятиями

Кушаете ли вы морскую капусту?

Как часто вы употребляете чипсы и сухарики

Кушаете ли вы молочные продукты?

Кушаете ли вы рыбу?

Кушаете ли вы мясные изделия?

Кушаете ли вы каши?

Пьёте ли вы газированные напитки?

Покупая в магазине продукты читаете ли вы из чего они состоят

Как часто вы ощущаете дискомфорт в желудке, расстройство пищеварения

Приложение 6

Фотоотчёт по исследованию чипсов

Фото 1. Приступаем к изучению чипсов. Фото 2. Описываем содержимое…


Фото 3. Образцы к проверке готовы! Фото 4. Определение жирности


Фото 5. Образцы проверены…. Фото 6. Результат проверки…



Фото 7. Самый малосодержащий жир образец… Фото 8. Проверка на содержание крахмала.

Фото 9. Встреча с медицинским работником школы. Фото 10. Делаем выводы.

Приложение 7

Исследование овощей и фруктов на содержание нитратов

Фото 11. Продукты подготовлены. Фото 12.Нитрат – тест для определения нитратов

Фото 13. Исследуем продукты питания

Фото 14. Исследование продуктов на содержание нитратов

Фото 15. Исследование продуктов на содержание нитратов


Фото 16. Содержание нитратов не превышает допустимых норм!


Фото 17. Содержание нитратов не превышает допустимых норм!


Фото 18. Таблица определения нитратов. Фото 19. Итоги тестирования на

нитраты…

В питании всё должно быть в меру:

    Пища должна быть разнообразной;

    Еда должна быть тёплой;

    Тщательно пережёвывать пищу;

    Есть овощи и фрукты;

    Есть 3-4 раза в день;

    Не есть перед сном;

    Не есть копчёного, жаренного и острого;

    Не есть всухомятку;

    Меньше есть сладостей;

    Начинайте свой день питательным завтраком;

    1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;

    В качестве самых подходящих напитков здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду - поскольку они не разрушают их зубов;

    Не перекусывать чипсами, сухариками и не пить газированные напитки.

Исследовательская работа «Рациональное питание школьников» Выполнила: ученица 4 класса МОУ «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района Алтайского края» Крац Наталья Руководитель: учитель начальных классов Яковенко Елена Александровна 2010 г.


Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Цель работы: Сбор необходимой информации в области сохранения и укрепления здоровья Задачи: 1) Развитие умения работать с дополнительным материалом. 2) Определение роли рационального питания в здоровом образе жизни. 3) Поднятие интереса к здоровому образу жизни. Предмет исследования: здоровый образ жизни. Объект исследования: рациональное питание школьников. Практическая значимость: каждый школьник может открыть работу и познакомиться с рациональным питанием.


«Здоровье выпрашивают себе люди у богов, но то, что в их собственной власти – сохранить его, об этом они не задумываются» Демокрит гг. до н. э.


Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжёлый труд, но также и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.




Наряду с основными компонентами пищи – углеводами, жирами и белками – в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде. У школьников из-за высокой умственной активности и роста потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены.


Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.


Здоровое питание – отличная учёба! Профессиональные заболевания учащихся – холецистит, панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка. Факторы, способствующие этим заболеваниям: Питание наспех; Питание всухомятку; Питание с большими перерывами; Употребление копчёной, жареной, острой, горячей и холодной пищи; Жевание жевательной резинки; Употребление алкоголя, курение.


Постоянночастоиногданикогда Как часто вы едите овощи и фрукты? 6 человек 3 человек а __ __ Употребляете ли вы в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества? __ __ 9 человек – Вы принимаете какие-либо препараты, содержащие витамины? 4 человек а 4 человек а 1 человек – Завтракаете ли вы дома перед школьными занятиями? 4 человек а 1 человек 3 человека 1 человек Питание учащихся 4 класса (9 человек)


Народная мудрость Какова еда – таково и житьё. Ешь правильно – и лекарство не надо. Обед без овощей – праздник без музыки. Зелень на столе – здоровье на сто лет. Гречневая каша – матушка наша. Лук – от семи недуг. Лук да баня всё правят. Хлеб да капуста лихого не пропустят. Морковь прибавляет кровь. Лимонный сок –сок благословения. Кто ест виноград, тот пьёт сгущенное солнце. Самые точные часы – желудок. Укоротить ужин – продлить жизнь. Не ложись сытым – встанешь здоровым. Ешь досыта, работай до пота. Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды. Поешь рыбки – будут ноги прытки. Лакомств тысяча, а здоровье одно.


Рекомендации В питании всё должно быть в меру; Пища должна быть разнообразной; Еда должна быть тёплой; Тщательно пережёвывать пищу; Есть овощи и фрукты; Есть 3-4 раза в день; Не есть перед сном; Не есть копчёного, жаренного и острого; Не есть всухомятку; Меньше есть сладостей; Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.;


Список литературы: С.Н.Заготова «Валеология. Справочник школьника».Ростов-на-Дону, 1999 г.-с.17 М.М.Безруких, Т.А.Филиппова Разговор о правильном питании». Москва, 2002 г. В.В.Балабанова « Биология, экология, здоровый образ жизни». Волгоград. «Учитель», 2004 г. А.М.Прохоров «Новый энциклопедический иллюстрированный словарь». Москва, 2001г.


Приложение Рациональное питание Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжёлый труд, но также и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание


Напряжённая умственная деятельность связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет 2% от всей массы тела и потребляет примерно 20% всей энергии, расходуемой организмом в покое. При этом пополнение запаса питательными веществами мозга происходит за счёт расщепления глюкозы. Понижение содержания глюкозы и кислорода в артериальной крови ниже определённого уровня ведёт к уменьшению интенсивности клеточного дыхания и нарушению мозговых функций. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися при неправильной организации рабочего дня и питания в школе.


Чтобы предотвратить подобное нежелательное развитие событий, следует перейти к «дробному» приёму углеводов, распределяя большую часть их суточной дозы на промежуточные приёмы пищи в течение школьного дня (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты и т.п.), что обеспечит постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будет стимулировать повышенную умственную активность школьников. Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к «дробному» употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях


Помимо простых сахаров, к которым относятся глюкоза, с пищей в организм поступают также и сложные формы углеводов, такие, как крахмал, декстрины, клетчатка и т.п. Общее количество углеводов, необходимых школьникам в течение одного дня, составляет от 300 до 400 г, или в среднем около 10 г углеводов на 1 кг веса тела. Относительная доля углеводов в общих энергозатратах организма, обеспечиваемых за счёт продуктов питания, у школьников достигает %. Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20% до 30% от общих суточных затрат энергии. Но жиры используются не только в энергетических целях, они также являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов A, D, E, K.


Другой важный компонент пищи – белки. На их долю в суточном рационе школьников обычно приходится не более 10-12% от общего количества энергии, получаемой из пищи. Но основное назначение белков не сводится к удовлетворению энергетических потребностей. Белки – это основной строительный материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания важнейших органов и тканей. При правильном питании школьники должны получать набор аминокислот, входящих в состав белков, так как их недостаток в пище ведёт к ослаблению важнейших функций организма и развитию болезненных состояний. Чтобы обеспечить поступление аминокислот в необходимых количествах и оптимальных соотношениях, пища школьника должна быть разнообразной и содержать белки как животного, так и растительного происхождения. Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а так же фасоль, орехи, зерновые и некоторые овощи. Белки животного происхождения более полезны для растущего организма школьников, так как аминокислотный состав в большей мере отвечает его метаболическим требованиям.


Наряду с основными компонентами пищи – углеводами, жирами и белками – в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде. У школьников из-за высокой умственной активности и роста потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.


Особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым относятся консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смесители, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляют в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Но они никогда не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используя на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В этой сфере добиться кардинальных изменений к лучшему можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.


1.2. Здоровое питание – отличная учёба! Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими вас продуктами! Боль – это «сигнал» организма о возможном заболевании, и если пренебречь этим, то через некоторое время можно получить множество серьёзных хронических заболеваний. Профессиональные заболевания учащихся – холецистит, панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка. Факторы, способствующие этим заболеваниям: Питание наспех; Питание всухомятку; Питание с большими перерывами; Употребление копчёной, жареной, острой, горячей, холодной пищи; Жевание жевательной резинки; Употребление алкоголя, курение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Исследовательский проект

на тему «Рациональное питание»

в номинации «Здоровье-главное богатство»

учащихся 4 д класса

Якушкиной Кристины Вячеславовны

Шариковой Софьи Александровны

руководитель

Латушко Елена Вячеславовна

г. Воскресенск 2015 год

Тема «Рациональное питание»

Содержание

Стр.

Введение _________

Основная часть ________________________________________

2.1

__________

2.2

Зачем человек ест? _____________________________________

2.3

З аповеди питания ______________________________________

Исследовательская часть ________________________________

3.1

Режим питании (анкетирование) __________________________

3.2

Современные добавки к продуктам питания ______________

Заключение ___________________________________________

Список литература _____________________________________

Приложение

Тема «Рациональное питание»

1. Введение

Цель: формирование понимания необходимости рационального питания школьников как средства укрепления здоровья и повышения интеллектуальных возможностей, широкая информированность детей о принципах и культуре здорового питания, формирование у них мировоззрения о правильной организации питания как основе здорового образа жизни.

Задачи:

    Сделать пищу человека энергетически полноценной, легко усвояемой.

    Развитие культуры рационального и сбалансированного питания.

    Формирование определенных знаний о питании.

    Определить режим питания школьника.

Обоснования выбора темы: с каждым годом в мире увеличивается количество больных как ожирением, так и дистрофией, все больше больных поступает с отравлениями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Неправильное питание сказывается не только на здоровье, но и на обучении школьников.

Проблема: можно ли повлиять на повышение качество обучения и улучшить самочувствие и здоровье учащихся при помощи рационального питания?

Гипотеза: если сформировать у обучающихся рациональные пищевые привычки с раннего возраста, то можно повысить качество обучения и избежать многих проблем со здоровьем.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, исследование упаковок от пищевых продуктов.

Основная часть

    Основные закономерности рационального питания

Фактор питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности.

Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемости.

Суть рационального питания.

1. Соблюдения равновесия между энергией, поступающей в организм с пищей и энергией, которую человек расходует в течении суток, в процессе жизнедеятельности.

2. Соблюдение отношения количества и качества поступающей с пищей питательных веществ, удовлетворяющих потребность организма.

3. Обязательное соблюдение режима питания.

Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Современные учебные программы очень насыщены. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома.

Роль питания в современных условиях повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием.

Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам (телевидение, радио, кино, компьютер и др.), создает большую нагрузку на нервную систему. Снять эту нагрузку помогает правильно организованное питание. В современных условиях к здоровью школьников предъявляются повышенные требования. Это является важной и ответственной задачей. В решении этой задачи одну из главных ролей играет рациональное питание. Большое значение имеет правильный режим питания.

Концепция рационального питания , в целом, сводится к следующим принципам:

- полноценное питание ;

- разнообразное питание ;

- сбалансированное питание ;

Правильное распределение объемов и видов пищи в течение суток (оптимальный режим питания).

2.2 Зачем человек ест?

Мы едим для того, чтобы ходить, бегать, дышать, смеяться, играть, работать – в общем, для того, чтобы жить! Каждый человек за свою жизнь съедает примерно пятьдесят тонн. Целый грузовой вагон! Наша внутренняя фабрика – кухня справляется с этим всего за пять-шесть часов. Разве не чудо?

Пища для людей является обязательным условием полноценной жизнедеятельности. В состоянии голода человек испытывает недомогание, быструю утомляемость и снижение умственной активности. Доказано, что в состоянии голода (но с употреблением воды) можно прожить около полутора месяцев. Без еды начинают постепенно разрушаться органы, отмирать клетки мозга, кости становятся хрупкими.

Вещества съеденных нами продуктов при окислении высвобождают химическую энергию. Но эта энергия не появилась из ниоткуда. Зеленые растения получают ее от Солнца (реакция фотосинтеза). Животные, употребляя растения или других животных в пищу передают энергию друг другу. Получается, что вся наша пища – это дар Солнца, и люди по своей природе - солнечные.

Пища влияет на психику. Мы заметили, что еда доставляет радость. Если желудок пуст, то мы ощущаем дискомфорт и начинаем искать пищу. Утолив голод, ощущаем наслаждение. Съеденные продукты - это не только удовольствие. Любая еда обязательно несет в себе определенную энергетику. Тело человека построено из пищи, и от нее также зависят его разум и чувства.

2.3 Заповеди питания:

Люди по-разному относятся к приготовлению пищи: одни с раздражением, другие, неутомимо пробуют все новые и новые рецепты приготовления блюд. Одни не любят принимать гостей, другие, наоборот, гостеприимны. Но правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность.

Попробуем перечислить те ошибки, которые ведут к неправильному построению рациона: чрезмерное потребление пищи (переедание); злоупотребление жирной едой; неправильный выбор продуктов; излишнее потребление жидких калорий (сладкой воды, соков, коктейлей); отсутствие режима питания; перебор со сладким; злоупотребление продуктами длительного хранения;

Как же можно исправить данную ситуацию?

Соблюдать разнообразие питания. Планировать меню так, чтобы еда содержала достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, фасоль, горох), углеводов (мука, сахар, крупы), жиров (различные масла, сало и проч.) При этом надо учитывать, что, например, белок мяса отличается от белка рыбы, а так же от белка творога или фасоли. Организму такое разнообразие идет на пользу. Иногда в семьях исключают молочные блюда, овощи, думая, без чего вполне можно обойтись. Но именно молочный белок - самый полезный, а вместе с овощами лучше переваривается мясо. Полезны разные каши - из гречки и пшена, овсянки и риса. Черный хлеб - настоящая кладовая полезных веществ. Поэтому, ничем не надо пренебрегать - это гарантия полноценного питания, что особенно важно для растущего детского организма. Каждый должен знать, какие витамины содержатся в том или ином продукте питания. Например в капусте и апельсине содержится витамин С, а также в укропе, петрушке, капусте, зеленом салате, красном сладком перце

В своей работе мы попытались выделить 10 заповедей правильного питания:

    Правильное распределение пищи в течение дня.

    Ежедневный рацион должен состоять из трех основных приемов пищи (завтрак, обед, ужин) и двух перекусов (второй завтрак, полдник).

    Избегайте спешки, недостаточного пережевывания пищи, еды всухомятку.

    Избегайте жареной пищи, чипсов, поп-корна, фаст-фудов, жирных сыров, копченостей, фруктовых нектаров, газировки и других чрезмерно сладких напитков.

    Равномерное распределение углеводов, белков и жиров, содержащихся в продуктах питания. Использование свежих продуктов.

    Учитесь есть медленно, тщательно пережевывайте пищу

    Запрещается смотреть телевизор, читать или работать за компьютером во время еды! Вы сильно рискуете съесть лишние калории.

    Сократите привычный размер порций (возьмите маленькую тарелку). Откажитесь от добавки. Желудок – заторможенный орган, его рецепторы реагируют только через 20 минут после приема пищи. Через 20 минут Вы почувствуете сытость.

    Чистите зубы сразу после основного приема пищи. Это удержит от желания съесть еще что-нибудь вкусненькое или перейти к десерту.

    Перед каждым приемом пищи выпивайте стакан воды (желательно за полчаса).

3. Исследовательская часть

3.1 Режим питании (анкетирование)

Нами было проведено анкетирование на базе 4 д класса. Учащимся были предложены вопросы:

В анкетировании участвовало – 23 человека.

Результаты анкетирования показали, что:

Таблица 1.

вопроса

Наименование вопроса

Ответы учащихся 4 д класса

Часто ли вы употребляете газированные напитки?

Не употребляют - 10 чел.

Ни часто - 10 чел.

Часто - 3 чел.

Используете ли вы для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре и т.д.)?

Редко - 10 чел.

Нет - 11 чел.

Да – 1 чел.

Сколько раз в день вы питаетесь?

5 раз в день - 1 чел.

3 раза в день - 22 чел.

Сколько литров жидкость вы выпиваете за сутки?

3 литра - 6 чел.

1 литр - 17 чел.

Есть ли у вас режим в питании?

Соблюдают - 17 чел.

Не соблюдают - 6 чел.

Во сколько вы ложитесь спать?

Ложатся с 21:00 - 22:00 - 20 чел.

После 23:00 - 3 чел.

По данным результатам анкетирования можно сделать вывод, что 85% учащихся 4 д класса соблюдают режим дня, режим правильного питания. Эти дети практически здоровы и не испытывают трудностей в учебе. Имеют всегда отличное настроение и активны в течение дня. Эти учащиеся способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. 15 % учащихся имеют отклонения в здоровье. Это снижение зрения, снижение познавательной деятельности и активности на уроках. У учащийся снижено желание учиться.

3.2 Современные добавки к продуктам питания

С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Пищевые добавки (ПД) – одно из древнейших изобретений человечества. Пищевые добавки – это природные и синтетические химические соединения, которые добавляются в продукты для облегчения технологического процесса, продления срока хранения.

Нами проведено исследование упаковок пищевых продуктов, где было обнаружено, что не все продукты питания могут быть полезными для нашего здоровья. Не все продукты содержат полезные добавки. М ы установили, что в составе газированных напитков, майонезах содержатся Е211, Е330, являющиеся канцерогенами.

Анализ качественного состава газированных напитков

Таблица 2.

Название

Добавки

Буратино

Е330,Е952,Е950, сахарат натрия.

Лимонад

Е330, Е211, Е952, Е951, Е950, фенилаланин.

Pepsi

Е338,Е330,Е124, Е152А

По результатам исследования стало понятно:

1. Без пищевых добавок сегодня не обойтись, поэтому не стоит панически бояться буквы «Е» на этикетке.

2. Обращайте внимание на маркировку и срок годности продукта.

3. Пусть вас не смущают «натуральные» или «идентичные натуральным» красители и ароматизаторы, но длинный список Е-добавок должен вас насторожить.

4. Если Вы склонны к аллергическим реакциям, исключите из своего рациона продукты, содержащие добавки, вызывающие аллергию.

5. Продукты быстрого приготовления используйте только в экстренных случаях.

6. Старайтесь меньше употреблять продуктов с длительным сроком хранения (копченые, консервированные).

Проанализировав этикетки, выяснили, что не на всех продуктах имеется информация о содержащихся в них пищевых добавках, но в отдельных продуктах были обнаружены весьма опасные ингредиенты.

4. Заключение.

Рациональное питание - это питание «умное», так как название произошло от латинского слова «Rationalis», что означает «Умный». Правильное рациональное питание и его значение для здоровья человека трудно переоценить: такое питание соответствует здоровому образу жизни и не вредит человеку. В основе концепции рационального питания лежит идея о том, что питание призвано давать человеку все необходимые для полноценной активной жизнедеятельности компоненты и вещества, при этом продлевать активный период жизнедеятельности и укреплять здоровье человека.

За многие годы были сформулированы три правила в питании: разнообразие, умеренность и своевременность. К сожалению, убыстрение темпа жизни современного человека, на всех стадиях жизни отбрасывается все эти правила. Одной из основных задач является внедрение в практику научных основ питания. Уже появились научно-обоснованные концепции питания (Л.В.Баранов основал «Школу рационального питания»).

Из вышесказанного можно сделать некоторые выводы. Фактор питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности. Поэтому важно обратить особое внимание на проблемы разумного потребления пищи.

Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает тратить значительную часть своей жизни на лечебные и восстановительные процедуры. Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью.

Подготовили учащиеся 4 "Д" класса

МОУ "Гимназии №1"
Список литературы

Смоляр В.И. "Рациональное питание", изд. Наукова думка, 1991г.

Вестон Прайс "Питание и физическая дегенерация" 2010г.

Сорока Н.Ф. "Питание и здоровье", изд. Беллорусь, 2009г.

Полный справочник "Правильное питание" - М.: Эксмо, 2006г.

Полный справочник диетолога - М.: Эксмо, 2006г.

Мельников И. "Рациональное питание для детей школьного возраста",

ЛитРес. 2009г.

Домашний доктор советует, как не болеть. перевод с англ.яз. ГП "Техническая книга", С-П, 2001г.

Интернет- ресурсы

http://www.grandars.ru/college/medicina/racionalnoe-pitanie.html

http://opitanii.net/story/racionalnoe-pitanie

http://www.takzdorovo.ru/pitanie/glavnoe/planiruem-zdorovoe-pitanie/

Приложение

Коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152. Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127. Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477. Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330. Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226. Вредные для кожи – Е230-232, Е239. Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251. Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312. Повышающие холестерин – Е320, Е321. Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466 По основным группам выглядит можно разделить:

Е100–Е182 – красители (усилители или восстановители цвета);

Е200–Е299 – консерванты (повышают срок хранения, стерилизуют и защищают от бактерий);

Е300–Е399 – антиокислители (сдерживают процессы окисления);

Е400–Е499 – стабилизаторы (сохраняют консистенцию продукта);

Е500–Е599 – эмульгаторы;

Е600–Е699 – усилители вкуса и аромата;

Е900–Е999 – антифламинги (противопенные вещества);

Е1000 и выше – глазирующие вещества, подсластители соков и кондитерских изделий.

Данные добавки не только запрещены, но и опасны для здоровья людей. Они приводят к различным заболеваниям:

Злокачественные опухоли Е 103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211, 213-217, 240, 330, 447, 924;

Заболевания желудочно-кишечного тракта Е 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466;

Аллергия Е 230, 231, 232, 239, 311, 313, 900, 901, 902, 904;

Болезни печени и почек Е 171-173, 320-322.

Памятка о правильном питании

Утром - сытый завтрак, после полудня - обед, вечером, за два часа до сна, - скромный ужин. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать в одно время. Это дисциплинирует!

Исследуемые упаковки