Развитие психических функций ребенка развития. Высшие психические функции. Развитие дошкольника. Анализ и синтез

Описание материала : предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики.

Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условием организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.
В силу дефекта речи дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

В связи со всем вышеперечисленным целесообразным является постановка следующих задач коррекции:
- развитие у школьников психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
- совершенствование процесса произвольного внимания и улучшения его продуктивности;
- развитие способности детей к относительно длительной и целенаправленной деятельности, подкрепленной каким-либо значимым материалом или игровой ситуацией.

Вниманию родителей предлагаются игры и упражнения, которые позволяют развивать у ребенка восприятие, внимание, мышление, память, мелкую моторику рук и ориентацию в пространстве.

Игры на развитие восприятия

Восприятие является ведущим познавательным процессом у детей дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке. Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов.

Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия детей являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие зрительного восприятия:


Игры для развития внимания

Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы.
Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Игры на развитие внимания:

  • «Искалки»
  • «Найди лишнее»
  • «Последовательность»
  • «Внимание и логика»


Задания на развитие мелкой моторики рук и графических навыков

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была установлена такая закономерность, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, т.е. устанавливается тесная связь функции руки и речи.
Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, путем тренировки движений пальцев рук.
Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически – 3-5 минут ежедневно.
С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой моторики.

  • «Пальчиковая гимнастика"
  • «Задания по развитию графомоторики »
  • «Готовим руку к письму » (задания для детей старшего дошкольного возраста)
  • «Раскраски - обводилки »
  • «Игры со счетными палочками »


Игры и упражнения на развитие ориентации в пространстве

При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела - формирование представлений о ведущей руке, и частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения.
Они затрудняются в понимании предлогов и наречии, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к - у», «в - на» (к дому - дома, в столе - на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед» - «после» - «за», что является следствием несформированности пространственных отношений.
У многих их из них восприятие целостного образа предмета: не могут разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала
В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей, письмо в два-три столбика, зеркальное написание букв).

Игры на развитие пространственных ориентаций:

«Ориентируемся в пространстве» игры для детей 3-4 лет

"Ориентировка в пространстве» папка с заданиями для дошкольников

Тема 7 «Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста».

План:

1. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника.

2. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

3. Развитие личности дошкольника.

5. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

6. Психологическая готовность ребёнка к школе.

I. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст от 3 до 6-7 лет . У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей: с одной стороны, под руководством взрослого, который создаёт условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создаётся их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.

Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется: осознанием собственного «Я», осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Социальная ситуация развития выражается в общении, во всех видах деятельности, и прежде всего, в сюжетно-ролевой игре.

Основными новообразованиями этого возраста являются:

1. становление иерархии мотивов деятельности, соподчинение мотивов;

2. возникновение потребности в общественно-значимой деятельности;

3. развитию наглядно-образного мышления.

II. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра . Значение игры в психическом развитии ребёнка заключается в следующем:

1. в игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и т.д.);

2. изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру;

3. в игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребёнка: возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели;



4. использование ребёнком роли даёт возможность ориентироваться на сверстников и согласовывать действия с ними;

5. наличие образца поведения развивает произвольность психических функций;

6. развивается способность к сопереживанию, и формируются коллективистические качества;

7. удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии;

8. игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения.

Компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, который бывает: общественный и бытовой; содержание; время игры; правила игры; роли: эмоционально-привлекательные (мама, доктор, капитан); значимые для игры, но малопривлекательные для ребёнка (директор школы); игровые действия; игровой материал; отношения детей в игре: реальные и ролевые.

III. Развитие личности дошкольника. Дошкольное детство является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения, которые связаны с оформлением мотивационной сферы ребёнка. Основными мотивами дошкольника являются:

1. игровой мотив;

2. мотив интереса к жизни взрослого человека;

3. мотив притязание на признание со стороны взрослого;

4. мотив притязание на признание со стороны сверстника;

5. соревновательный мотив, при котором ребёнок старается достичь лучших успехов, чем его друзья;

6. мотив самолюбия, при котором ребёнок стремится быть как все, и чуть-чуть лучше;

7. познавательный мотив, который активно развивается к 6 г.;

8. мотив страха.

В дошкольном возрасте развивается соподчинение мотивов – это главнейшее новообразование дошкольного возраста. Соподчинение мотивов – это умение подчинить личные мотивы общественным требованиям. Появление соподчинения мотивов является первым признаком развития воли. Ребёнок начинает управлять своим поведением, сдерживать желания, он становится более внимательным, действия – более целенаправленные.

В дошкольном возрасте эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения:

1. увеличение глубины и устойчивости чувств: появляется привязанность, дружба, ребёнок начинает ценить другого человека за постоянные качества;

2. развиваются высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, моральные:

3. развиваются детские страхи, которые появляются сначала за себя (боится темноты), потом за других людей;

4. ребёнок усваивает нормы проявления эмоций и чувств, учится управлять своим поведением, теряет «детскую непосредственность».

Самосознание – это способность оценить себя как отдельную, уникальную, неповторимую личность. Ещё в возрасте 2-3 года ребёнок отделяет себя от других людей, осознаёт собственные возможности. Особенно отчётливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание.

Самосознание выражается в самооценке. Самооценка дошкольника формируется : с одной стороны под воздействием похвалы взрослого, его оценка достижений ребёнка, а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребёнок переживает в разных видах деятельности. Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы. Ребёнок раньше осознаёт те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, не зависимо от того, как взрослый это делает: словом, жестом, мимикой, улыбкой.

IV. Направления развития речи детей дошкольного возраста. Основными направлениями в развитии речи являются:

1. увеличение словарного запаса , он становится больше в три раза; к 7-ми годам ребёнок усваивает примерно 4-4,5 тысяч слов. Это увеличение осуществляется за счёт всех частей речи. При этом дети часто употребляют слова, значения которых не понимают (напр. заигнорирую шапку в шкаф). Дети начинают объяснять этимологию слов; употребляют суффиксы. В дошкольном возрасте развивается «языковое чутьё», при котором ребёнок начинает придумывать новые слова, объяснять смысл старых слов, изменять звучание известных (напр. медуза – это банка с мёдом). У дошкольников появляется чувство ритма . У них часто встречается двойное склонение , при котором дети начинают изменять слово в зависимости от того, как оно было произнесено в исходной форме, с возрастом эта особенность исчезает (напр. по городу ходила большая крокодила).

2. развитие грамматического строя речи. Дошкольники начинают усваивать элементы грамоты : усваивают словарный состав предложения, звуковой состав слова, и то, что слово состоит из отдельных слогов.

3. развитие функций речи:

а) коммуникативная функция , которая служит средством общения: - ситуативная, контекстная речь, объяснительная;

б) интеллектуальная функция, которая показывает связь между мышлением и речью: планирующая функция, знаковая функция, обобщающая функция.

V. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

1. Память : основным видом памяти дошкольника является непроизвольная память. К 6-ти годам у ребёнка возникает долговременная память, но преобладает кратковременная память; развита зрительная, двигательная память, эдейтическая память – яркая, образная.

2. Восприятие становится многоплановым, начинает развиваться апперцепция; восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

3. Мышление. Ведущим видом мышления является наглядно-образное, зарождается абстрактное;мышление конкретно, слитно с ситуацией; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; увеличивается запас знаний, расширяются представления; развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; дети начинают экспериментировать, на основе чего развивается творческое, самостоятельное мышление; экспериментирование является показателем пытливости ума.

4. Внимание . Основным видом внимание является непроизвольное; к 7-ми годам хорошо развита избирательность внимания; сосредоточенность имеет предпочтительный характер; развито переключения внимания, распределение внимания отсутствует; устойчивость внимания к концу дошкольного возраста составляет 30 минут; объём внимания – один предмет.

5. Воображение . Самый поздний познавательный процесс, он беднее, чем у взрослого, основным видом воображения является воссоздающее воображение.

VI. Психологическая готовность ребёнка к школе. Основные симптомы кризиса семи лет. Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Психологи выделяют следующие виды готовности к обучению в школе:

1. физическая готовность: ребёнок должен быть морфологически и физиологически готов к обучению в школе; ребёнок должен быть здоров физически; развитие анализаторных систем; развитие мелких групп мышц; развитие основных движений: бег, прыжки;

2. специальная готовность: у ребёнка должен быть необходимый уровень развития психических явлений; умение читать; умение считать; умение писать;

3. психологическая готовность :

Интеллектуальная готовность, которая включает в себя: готовность в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний; в развитии всех познавательных процессов, речи.

Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, новое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к учителю, к одноклассниками, к самому себе.

Эмоционально-волевая готовность: эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонко развитые высшие чувства; сформированные эмоциональные свойства личности: умение сопереживать, сочувствовать. Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряженного трудиться, делать то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь . Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей. Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля». К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Известный отечественный психолог, Л.С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром . Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет . В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.


Внимание бывает непроизвольным и произвольным . С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.

Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность).

Невнимательность:

  • Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Организовать свою деятельность;
  • Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
  • Забывчивость в повседневной деятельности;
  • Отвлекаемость на посторонние стимулы.

(из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Гиперактивность:

  • Суетлив, не может сидеть спокойно;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать.

(из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Импульсивность:

  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика .

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка - это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами - что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое - играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения .

  1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
  1. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
  1. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.