Тонировка паркета колерованным лаком. Тонированный лак или морилка - откуда пятна? Тонировочные лаки по старой краске

Здравствуйте уважаемые посетители!
В этой статье мы хотим вам рассказать о тонированных (колерованных) лаках и морилках, специфике их нанесения и распространенных ошибках. К нам обращаются клиенты с просьбой подобрать лак на пол и стены, за колеровать его в выбранный оттенок. В такой ситуации мы предлагаем два пути:

1) Заколеровать лак и покрыть им пол или стены в два слоя (процесс менее трудоемкий).

2) Пройти сначала тонированной морилкой 1-2 слоя, потом сверху бесцветным лаком.

В чем же разница, что выбрать, пойти по пути более простому - сразу тонированный лак или сначала морилка, а потом лак? На самом деле разница есть и довольно ощутимая. Тонированным лаком сложнее работать, в первую очередь мы здесь говорим о лаках на основе растворителя (пф, алкидных, алкидно-уретановых, полиуретановых...). Колеровка придает лаку определенный цвет, но при все при этом он остается полупрозрачным, соответственно нужно положить лак на поверхность равномерным слоем иначе будут переходы и пятна. При нанесении кистью, на деле это оказывается далеко как не просто. Лаки на растворителях более вязкие, тонко наноситься не хотят, нужно разбавлять растворителем, но соблюдать пропорцию иначе лак сильно потеряет в прочности. Плюс к этому самый неприятный момент, продолжая красить поверхность вы будете наносить свежий лак на уже немного подсохший и здесь получается полоса, более интенсивного цвета, лак размазываться не хочет как надо, верхний свежий и нижний слои как бы связываются. По этой причине браться за цветной лак на основе растворителей мы новичкам не советуем. С водными (акриловыми) лаками, ситуация обстоит намного проще, они легче наносятся и протягиваются, дают достаточно много времени для работы с ними. По легкости нанесения они приближаются к морилкам, если уж колеровать лак, то водной основе!

Второй вариант - нанесение морилки, потом лак, процесс намного более трудоемкий, но результат стоит этих затрат. Морилка легка в нанесении, более тонкослойная, лучше впитывается и подчеркивает текстуру дерева, то есть при ее нанесении цвет выглядит более натурально. А если вы еще пока морилка сырая протрете ее ветошью, результат превзойдет все ожидания, цвет станет как бы естественным. Дерево в своем составе имеет твердые и мягкие волокна, там где дерево тверже морилка впитывается меньше, где мягче больше, здесь цвет будет более интенсивным. Протирая ветошью вы еще больше подчеркиваете этот контраст, цвет становится мягче и естественней. Профи покрывают таким образом обычную елку и делают из нее по цвету самые настоящие дорогие породы (дуб, тик, бук, красное дерево, орех и т.п.), с виду не отличить. Но если вы пройдете только кистью, результат будет немного другой, будет видно, что поверхность крашеная. Затем когда морилка полностью высохнет, желательно, особенно когда состав на водной основе, пройти дерево наждачной бумагой, примерно номер 180 - 240, это уберет вставшие торчком ворсинки, их практически не заметно, но поверьте, если не сделаете этого, цвет (под лаком) будет хуже смотреться. Затем два слоя лака, на любой основе, лак бесцветный, он не создаст проблем в нанесении, даже если вы его где то плохо его протянете кистью, это практически не будет заметно, так же бесцветный лак удобно нанести краскопультом.

Мы надеемся данная статья была вам полезна, но если у вас останутся вопросы пишите и звоните, мы с радостью вас проконсультируем.

Чтобы вернуть доскам первоначальный цвет, обновить внешний вид и сохранить текстуру дерева, проводится тонировка паркета. Есть несколько вариантов осуществления такой процедуры и чаще используют масло, лак и морилку. Процедуры тонировки несложные и проводить их можно самостоятельно.

Как тонировать паркет?

Обновление покрытия имеет ряд преимуществ: пол становится более привлекательным, можно замаскировать незначительные дефекты, а еще разнообразить общий дизайн помещения. Тонировку, циклевку паркета и другие подобные процедуры можно проводить самостоятельно, учитывая основные правила:

  1. Процедура придания желаемого цвета покрытию должна проводиться на последнем этапе строительных работ, то есть после отделки стен и потолка.
  2. Сначала проводится предварительная обработка и лучше всего для этого обратиться к специалистам.
  3. Результат тонировки будет зависеть от материала, из которого изготовлен паркет.

Тонировка паркета маслом

Универсальным веществом является , которое придает паркету новый вид. После его нанесения натирать пол можно будет только специальными пропитками. Тонированное масло для паркета может быть с воском, одно- и двухкомпонентным. Перед использованием такого средства нужно убедиться, что оно не повредит древесину. Однокомпонентное масло наносится несколькими слоями, а двумя другими вариантами можно покрывать пол один раз. Процесс тонировки паркета такой:

  1. Сначала на поверхность нанесите слой грунтовочного масла, чтобы повысить эксплуатационные характеристики.
  2. Когда он высохнет, то наносится основной слой масла, которое должно быть густым. Важно двигаться кистью в сторону направления волокон.
  3. Высыхать пол будет ровно сутки. Если после этого цвет показался слишком светлым, то можно нанести еще один слой.

Тонировка паркета лаком

Чтобы изменить цвет пола, можно использовать , который не проникает в древесину, а создает сверху пленку. Если хотите сделать оттенок более насыщенным, тогда нужно наносить несколько слоев. Важно учитывать, что тонирующий лак для паркета недолговечен и через время он начнет стираться и трескаться. Схема нанесения лака идентична инструкции, представленной для масла. После тонировки сверху следует нанести слой бесцветного лака.


Тонировка старого паркета

Если покрытие уже старое, то рекомендуется сначала провести шлифовку (циклевку). Процесс является трудоемким и лучше его доверить специалистам, которые имею необходимое оборудование. Циклевка паркета с тонированием проводится в несколько этапов:

  1. Сначала поверхность шлифуется грубым, зернистым абразивом. Это удаляет старый слой покрытия и имеющиеся неровности.
  2. Для сглаживания незначительных неровностей применяется среднезернистая наждачная бумага.
  3. Чтобы удалить следы предыдущей обработки, используется мелкозернистый абразив.
  4. После этого наносится шпаклевка – специальная смола, смешанная с древесной пылью, образованной во время шлифовки.
  5. После высыхания проводят еще одну шлифовку мелким абразивом. Затем наносится грунтовка, которая подбирается под тип древесины.
  6. Проводится на следующем этапе покрытие лаком и межслойная окончательная шлифовка. После удаления пыли наносятся необходимые слои лака.

Тонируют ли паркет уложенный елочкой?

Обновить можно любой паркет и тот, что уложен елочкой. Для тонировки подходят описанные выше способы, а еще можно использовать морилку, которая проникает в поры дерева, как и масло. Она не подходит для больших помещений, поскольку впитывается неравномерно и поверхность может получиться пятнистой. Тонировка паркета из бука и другого вида дерева проводится так:

  1. Лучше использовать валик, который после смачивания не должен быть мокрым, а лишь влажным.
  2. Распределить морилку нужно равномерно по поверхности. Чтобы не было полос, первый слой наносите перпендикулярно паркету, а второй – вдоль.
  3. Для получения хорошего результата, нужно три слоя, так первые два должны сохнуть по три дня, а последний – минимум неделю. После этого можно проведите вскрытие пола лаком.

Тонировка паркета – цвета

Существует несколько популярных цветовых решений для покрытия пола, подбирать которое необходимо исходя из выбранного стиля помещения. Выбирая цвет, рекомендуется проверять его на части паркетного покрытия, чтобы убедиться, что оттенок является подходящим.

  1. Популярностью пользуется тонировки паркета в белый цвет, поскольку он подходят для многих стилей в дизайне. Такой пол будет визуально увеличивать комнату.
  2. Если выбирать для тонировки черный или другой темный цвет, тогда важно учитывать, что на таком покрытии будут сильно заметны царапины и потолок со стенами должны быть светлыми. Темные оттенки лучше всего выбирать для старого паркета, чтобы скрыть имеющиеся недостатки.
  3. Тонировка паркета красного цвета придаст помещению уюта и тепла.
  4. Практически для любого дизайна подходит коричневый цвет.
  5. Яркие оттенки нужно выбирать осторожно и только для современных дизайнерских стилей оформления.

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.

Лак на водной основе выбирают, прежде всего, из-за их безвредности, отсутствия резкого запаха, высокой скорости высыхания. Ним покрывают деревянные полы (доска, паркет, пр.), деревянные оконные рамы, двери, мебель, все, что сделано из древесины.

Из чего состоит водный лак

Ингредиенты лака на водной основе: вода+связующее+добавки.

Лак может быть однокомпонентным , содержа в качестве связующего полиуретан или акрил. Есть двухкомпонентный лак, в котором присутствуют оба связующих или некоторые другие.

Однокомпонентный акриловый лак на водной основе более уязвим. Большой прочностью он не отличается, высокая влажность ему противопоказана. Поэтому такой лак используют для покрытия изделий, которые не подвергаются большим нагрузкам. Во всяком случае, полы ним покрывать точно не стоит.

Полиуретановый водный лак надежен – его используют там, где на покрытие возможны значительные нагрузки, его не «съедают» ни разлитый алкоголь, ни даже более сильные химические вещества.


Полиуретановый лак на водной основе обладает высокой прочностью

Двухкомпонентные водные лаки хороши тем, что проявляют положительные стороны всех входящих в них ингредиентов, которые дополняют друг друга.

Что учесть при нанесении лака на водной основе

  • Лак с водной основой не разбавляют растворителями. Можно добавить воды, но не больше 10-15%.
  • Размешивание лака перед нанесением на поверхность обязательно.
  • Лакирование, а также высыхание покрытия должны происходить при закрытых дверях и окнах, чтобы исключить сквозняки.
  • Исключите попадание прямых солнечных лучей на свежее покрытие.
  • Чтобы не было наплывов или пузырьков, перед нанесением последнего, финишного слоя лака по отлакированной поверхности нужно пройтись наждачкой.
  • В первое время по уже высохшему лаку лучше не ходить в обуви с твердыми подошвами, а под мебель подложить кусочки ткани или картона – твердость и стойкость к повреждениям водный лак набирает постепенно.

Как наносить лак на водной основе

На поверхность, которую собираетесь лакировать, нанесите грунтовку на водной основе. После грунтования древесина не так активно впитывает лак, и расход его будет меньшим. Кроме того, отлакированная поверхность будет глаже, ровнее.

Если поверхность имеет небольшие неровности, лучше использовать матовый лак, так как глянцевое покрытие сильнее проявляет дефекты, а матовое их приглушает, в некоторой степени маскирует.

Лак на водной основе можно наносить на старое лаковое покрытие. Только прежде чем наново лакировать поверхность, сделайте испытание на небольшом ее участке – на совместимость покрытий. Если результат положительный, что бывает в большинстве случаев, старый слой обработайте наждачкой, промойте водой (сначала с мылом, потом чистой). Лакировать – после полного высыхания.

И краскопульт-распылитель – лучшие инструменты для нанесения лака. Кистью можно покрывать поверхности, небольшие по площади.


Наносить лак на поверхность удобно распылителем
Кисть и валик для лакирования

Если в помещении слишком жарко и сухо, отложите работу. Влага из лака в таком случае будет испаряться слишком быстро, а это всегда приводит к дефектам покрытия.

Как покрывать поверхность тонированным водным лаком

Размешивание тонированного должно быть особенно тщательным, так как частички пигмента могут быть распределены по объему неравномерно. Добавляя в такой лак воду или смешивая несколько банок, лучше приготовить массу сразу для всей поверхности. Если красить, разводя и смешивая лак по частям, можно получить участки разных оттенков.


Испытайте тонированный лак на отдельных участках

Затонировать лак на водной основе можно и самостоятельно. Для этого влейте в него немного (5-8% объема) тонирующей пропитки, имеющей также водную основу.

Аккуратность в нанесении лака с тоном обязательна. Если слой на каком-то участке получится толще, покрытие в этом месте будет темнее. Чтобы избежать этого, для нанесения лака с тонировкой желательно пользоваться распылителем (краскопультом) или поролоновым тампоном.

2-3 слоя тонких слоя тонированного лака лучше, чем один толстый – при нескольких слоях цвет покрытия получается равномернее.

Чтобы получить красивый, визуально глубокий слой лакового покрытия, на дерево вначале наносят более темный лак, а верхние слои делают бесцветным или более светлым.


Двухкомпонентное лаковое покрытие выдерживает большие нагрузки

Никогда не наносите лак на старое покрытие, которое на поверхности местами стерлось – в этих местах отделка будет выглядеть светлее. В таком случае старое покрытие придется счистить. Хотя есть и другой вариант – воспользоваться лаком более темным, чем старый.

Имейте в виду, что если старый лак на каком-то участке стерся до основания, оголившаяся древесина будет впитывать новый лак активнее, чем остальная поверхность. Не обязательно счищать все старое покрытие – достаточно покрыть его два раза грунтовкой, и впитываемость выровняется. Можно поступить по-другому: вместо пропитки покрыть поверхность бесцветным лаком, а уже после его – тонированным.

Оставьте Ваш отзыв