Вшивание канта в подушку. Как пришить кант к изделию. Обработка декоративных элементов

Здравствуйте, мои дорогие)). Сегодня хочу написать небольшой пост про то, как вшить кант . Мне понадобилось пришить кант, когда я хотела украсить джинсы, которые я шила для своего ребенка. И хочу заметить, что именно такие мелкие детали на одежде, как кант, интересная обтачка, необычные карманы, делают из «просто» брюк — «стильные» джинсы.

Делается кант очень просто, ведь это просто полоска ткани, которая вшивается в шов изделия (в моем случае — в боковой шов джинсов).

Поэтому не буду писать про абстрактные вещи, а покажу вам на конкретном примере.

Для этого:

  • Замеряем длину бокового шва в изделии
  • Вырезаем полоску ткани (см. пункт 1 на фото ниже) , из которой будет делаться кант длиной = длине бокового шва и шириной = (а вот тут мы сейчас высчитаем желаемую ширину).

Как определить ширину канта?

Например: если вы хотите, чтоб кант из шва «выглядывал» на 3 мм, то учитываем, что мы полоску ткани складываем вдвое и закладываем на это 6 мм. Теперь к этой величине нужно еще добавить величину припусков, я на джинсах этих закладывала припуски 1 см, поэтому добавляем еще 2 см на припуски, итого: 2,6 см — ширина канта.

Если у вас припуски 1,5 см + желаемая видимость канта, например, 5 мм, то и высчитываем аналогично: (1,5 + 0,5) × 2 = 4 см и т.д.

  • Складываем полоску вдвое вдоль длины и утюжим (см. пункт 2 на фото ниже)
  • Прикладываем готовый кант к лицевой стороне изделия (в моем случае на лицевую сторону передней части брюк на боковой срез) и пришиваем на расстоянии 1 см от бокового среза.(см. пункт 3 на фото ниже)

Теперь складываем лицом к лицу переднюю и заднюю часть брюк, совмещая их по боковому шву, пришиваем четко в ту строчку, которой был пришит кант.

Обрабатываем внутренний срез зиг-загом или оверлоком и утюжим шов с лицевой стороны.

Вот такой красивый боковой шов получился, а без канта он был бы совсем не примечательный:

Как пришить к изделию объемный кант?

Как правило, такой объемный кант применяется при пошиве подушек, одеял и т.д.

В этом случае в готовый кант закладываем шнурок, который и будет придавать объем.

Как посчитать ширину объемного канта?

При расчете добавить к 1 см величину припусков.

Пришиваем такой кант специальной лапкой для пришивания молнии .

Если кант пришивается в круговую (как на подушке), то нужно аккуратно его состыковать в месте «начало-конец». Накладываем друг на друга и заводим продолжение канта в область припусков. Лишнее срезаем.

1

С рекомендациями этой статьи вы не только научитесь шить самостоятельно чехлы на подушки с валиками, но и сможете узнать о приёме, который поможет вам выполнять различные изделия: прихватки, салфетки и многое другое, используя декоративную отделку валиком. Всё это сделает ваш дом уютным и красивым. Для работы вы можете использовать остатки тканей. После того, как вы поймёте принципы выполнения валиков, вы сможете шить любые вещи, декорированные им.


Для шитья подушки с валиком по периметру вам понадобится:


Шнур (вы можете купить его в швейном магазине), достаточной длины, чтобы обрамлять всю подушку по периметру (возьмите с запасом),
- около 1 кв.метра основной ткани, которая пойдёт на наволочку. Размеры рассчитайте, исходя из размера вашей подушки,
- универсальная молния, на несколько сантиметров короче, чем длина подушки,
- сантиметр,
- швейные и раскроечные принадлежности.

Первое, что нужно сделать, это отмерить шнур нужной длины (с запасом 1-2см) и раскроить ткань, которая пойдёт на изготовление валика.


Чтобы выкроить полоски для валика, измерьте толщину шнура, прибавьте 2,5 см на швы и сделайте разметку на ткани.



Если вам не хватает длины полос для изготовления всего валика, то соедините отдельные полосы следующим способом:




Вставьте шнур и зашейте валик как можно плотнее, отступая от края не менее 1 см.



Отрежьте 2 куска ткани на наволочку, приколите валик, как показано на фото.


Надрежьте ткань валика в местах сгиба.


Пришейте валик к наволочке.


Место соединения концов валика выглядит так:


Вставьте молнию.






Пришейте вторую сторону чехла на подушку.



Чудесная подушка готова!

2 Мастер-класс "Кант на подушке"

По краю детали подушки пришиваем полоску ткани, отрезанной по косой линии, с веревочкой или мягкой проволокой внутри


На местах пришивания к углам подушки делаем насечки


Процесс соединения канта:


Лишнее обрезаем


Скалываем и сшиваем детали подушки


Прокладываем две строчки


Углы надсекаем


Наполняем подушку синтепухом


Сшиваем вручную


Вот и все) Любуемся результатом)



Довольно часто при пошиве ламбрекенов, покрывал и других декоративных элементов, например декоративных подушек, используют для отделки кант со шнуром.

Остановимся подробнее на том, как вшить такой кант по периметру декоративной подушки.

Кроим квадрат нужного размера, не забывая прибавить на припуски по 2см. Если подушка 40х40см, то квадрат кроим 44х44см. Это будет лицевая сторона подушки. Чтобы было легче вшить кант, углы скругляем.

Задник подушки состоит из двух частей, соединенных молнией. Припуски под молнию составят 1см и 3см. Я для задней стороны подушки стараюсь раскроить детали побольше, потом осноравливаю её по верхней. Если ткани достаточно, то можно просто выкроить прямоугольник размером 46х50см и разрезать его на две части, например 46х30см и 46х20см. Или смотрите по обстоятельствам, если у вас небольшие остатки ткани, главное, чтобы в итоге после того, как будет пришита молния, задняя деталь подушки не была меньше, чем 44х44см.

После того, как молния пришита , раскладываем заднюю часть наволочки, а сверху укладываем верхнюю (лицевую) деталь и осноравливаем обе детали по верхней.

Затем берем верхнюю деталь лицевой стороной вверх, накладываем на нее кант изнаночной стороной вверх, отступая от среза детали на 5мм (это делается для того, чтобы потом можно было без проблем обметать шов), и односторонней лапкой пришиваем кант как можно ближе к шнуру.

Для справки: лицевая сторона канта

Шнуром или кантом можно красиво отделать края изделий — воротники, борта, карманы — или выполнить другую декоративную отделку. Тем более что пришить кант или пришить шнур к изделию довольно просто. Кант — это сложенная вдвое , которую вшивают в край изделия.

Шнур можно настрачивать сверху как тесьму, а можно, вложив его в косую бейку и аккуратно заделав, объемно окантовать изделие, подчеркнув тем самым форму каждой детали.

  1. Для того чтобы узнать нужную ширину бейки, загните угол ткани или бумаги для выкройки поверх шнура. Сколите булавками как можно ближе к шнуру. Отступите 1,5 см от булавок и срежьте ткань или бумагу параллельно булавкам. Удалите булавки.
  2. Отмеренным кусочком можно воспользоваться как выкройкой и вырезать шаблон из картона. Пользуйтесь им, чтобы отмерять необходимую ширину и расчертить косые бейки на ткани. Вырежьте и соедините бейки, чтобы получить одну необходимой длины.
  3. Внутрь бейки, сложенной вдвое лицевой стороной наружу, вложите шнур. Необработанные края сложите и сколите. С помощью лапки для вшивания молнии, установленной слева от иглы, прошейте машинкой как можно ближе к шнуру. Удалите булавки.

На деталях с плавным изгибом приколите тесьму к лицевой стороне припуска шва одной из сторон (шнур должен быть с внутренней стороны изгиба). Надрежьте тесьму в месте изгиба. Чем глубже будет изгиб, тем ближе к шнуру нужно делать разрезы. Пристрочите тесьму.

На деталях с острыми углами, приколов тесьму к припуску одной из сторон, отмерьте 1,5 см от вершины угла и глубоко надрежьте тесьму, почти вплотную к шнуровидному утолщению. Строчите, развернувшись в вершине угла с поднятой лапкой.


Не фиксируйте шнур строчкой на расстоянии 2 см от каждого конца сложенной вдвое косой бейки. В месте соединения наложите концы бейки один на другой и заколите булавкой. Оттяните ткань и подрежьте концы шнура на 2 см. Сложив внахлест заглаженные стороны бейки, прострочите в месте соединения. Срежьте лишнюю ткань.

Эта публикация размещена в категории с тегом , .

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Сделать отделку кантом это один из самых распространенных способов «придать красоту» одежде. Кантом украшают края отдельных деталей и подчеркивают фасонные линии.

и если припуски шва на отделываемой детали шире, чем на канте его следует подрезать до нужной ширины.

Уравниваем срезы канта и срезы обрабатываемой детали и нашиваем кант на край детали.

На ровных, прямых участках срезов, на края деталей, кант просто нашивается наметочной ручной строчкой.

Припуски на шов на канте, который будет прикреплен к вогнутым срезам, необходимо рассечь ножницами, не доходя до выпуклости канта 2 – 3 мм. Одновременно рассекаем и припуски шва на основной детали.

На выгнутых участках срезов, на припусках необходимо сделать треугольные надсечки.

На участках срезов, которые представляют собой внутренний угол, на припусках на шов на канте и на детали, прямо в уголку, делается пара – тройка простых надсеканий припусков.

На срезах представляющих собой внешние углы, в углу на припуске канта и детали выполняем высекание треугольников материала из припуска.

Теперь переходим непосредственно к выполнению разных видов швов с кантом.

Кант в стачном шве на ребро.

На край одной из основных деталей (кому на какую сторону удобнее) накладывается кант. Утолщение на канте располагается в противоположную сторону от среза этой детали.

Срезы канты и детали уравниваются, и кант наметывается не неё.

Затем на деталь, с нашитым на неё кантом, накладывается вторая основная деталь, срезы их уравниваются,

и прокладывается стачной шов.

Затем все ручные строчки аккуратно удаляются.

И вот с лицевой стороны, между двумя основными, деталями, соединенными стачным швом на ребро, кант будет выглядеть вот так.

Кант в настрочном шве.

Если припуски выполненного стачного шва на ребро с кантом заутюжить в одну из сторон и настрочить на деталь, получится кант в .

По лицевой стороне, по припускам строчек можно проложить одну строчку,

а можно и две (по модели).

Кант в настрочном шве, такая отделка встречается очень часто. Например, в рельефных швах, при выполнении кокеток и т.д.

Кант в накладном шве.

Отделку кантом в накладном шве применяют, когда отдельно выкроенные, и декорированные кантом, меньшие детали настрачиваются на большие детали изделия или на само изделие. Например, планки и т.д.

Сначала кант накладывается на край меньшей детали и настрачивается на её край, естественно с соблюдением всех правил описанных выше в статье по работе с разными срезами.

Затем кант отворачивается на изнаночную сторону детали и выметывается ручной строчкой.

Настрочить «младшую» деталь на «старшую» можно одной строчкой

Кант в обтачном шве.

Кант можно выполнить в обтачном шве. Это когда одна деталь обтачивается точно такой же. Например, пояса, паты, хлястики, клапаны, подушки, одеяла, покрывала, наволочки и т. д.

Или при выполнении обработки среза , отдельной выкроенной деталью, и в этот вид обтачного шва тоже можно вставить кант.

Естественно, что всё разнообразие форм и видов, отдельных деталей одежды, уместить в одной статье невозможно, поэтому я покажу только небольшой участок такого обтачного шва.

Первым делом кант накладывается на край детали, той, которая будет находиться сверху, с лицевой стороны. Срезы их уравниваются, и кант наметывается на деталь.

В таком положении выметанный край детали можно закрепить одной строчкой

Точно так же, точно в таких же швах, можно выполнить и плоский кант. Его выполнять значительно легче. Некоторые дополнительные швейные операции не потребуются, не нужна и специальная лапка, да и швейной машиной или оверлоком, «подлезть» и прострочить там, где нужно, не проблема.

Плоский кант «вставляется» в шов так, чтобы некоторая часть его (по модели) выступала наружу (2 – 5 мм).

Всего вам самого доброго, уважаемые читатели! С уважением, Милла Сидельникова!

Сшить подушки своими руками значит не только сэкономить на спальных принадлежностях, но и украсить свой интерьер, придать ему индивидуальность простыми и недорогими средствами. Глядя на фото самодельных подушек в интернете, может показаться, что тут нужен большой опыт или врожденное дарование. Но те же задачи возможно решить куда проще, и уж точно, занимаясь пошивом подушек, есть возможность пройти от простого к сложному, создавая в конце концов вещи, достойные призов на выставках самодеятельного творчества. Помочь читателям одолеть несколько этапов этого пути и призвана данная статья.

Что нужно знать сразу

Сшить оригинальные подушки как простые спальные, в виде основы и наволочки, возможно далеко не всегда. Поэтому особое внимание нужно обратить на выбор ткани и набивки. Подушка располагает ко сну, и кто-то когда-то на ней да и заснет. Вероятно, усталый, с немытой и нечесаной шевелюрой: когда глаза слипаются, не до разглядывания красот, было бы куда голову преклонить. Т.е., ткань обшивки должна не только хорошо принимать отделку, но и поддаваться чистке. А лучше всего, чтобы набивку можно было вынуть и чехол постирать, не портя его декор. Кроме того, и самая набивка должна как можно дольше сохранять гигиенические качества, упругость и быть в меру податливой. К материалам для подушек, удовлетворяющим этим требованиям, мы еще вернемся, а пока обсудим способы их украшения от простого к сложному, помня о вышесказанном.

Методы декорирования подушек

Расцветка

Самый простой способ сшить декоративные подушки точно так же, как обычные спальные – выбор расцветки ткани. А простейшее из самого простого решения – несколько подушек разных расцветок, образующих вписанный в интерьер ансамбль. Таким образом можно не только превратить будуар кокотки в нечто подобное нежно-пушистому облаку, но и выразить индивидуальность лаконичных стилей интерьера. Работа такая, надо сказать, умственно очень непроста, но технологически и финансово элементарна. Напр., слева на рис. диван с композицией из подушек недаром поставлен на фоне окна (картины?) с контрастной общему тону живой зеленью, и цветок в вазе помещен справа от дивана тоже не зря.

В центре на рис. способ, основанный на сходных эстетических принципах, но не требующий лаконического интерьера и специальной организации размещения его предметов. Суть здесь в том, что фон обивки мебели и обшивки подушки один и тот же, равно как тон и плотность узора там и там, но рисунки узоров несколько различны. И подушка выделена широким, т. наз. французским, кантом, того же, что и общий фон, но более темного цвета; колер чуть-чуть светлее пущен на нижние и боковые детали обивки мебели.

Наконец, справа на рис. показан способ придать подушке выбором расцветки ткани, как говорят, эстетическую самодостаточность, т.е. способность выражать заложенное в нее мастерицей значение в любой обстановке. Представьте себе такую подушку на… помойке. Будет ли она там хуже выглядеть? И дело тут не только и не столько в выборе 2-3, не более, броских цветов, составляющих достаточно крупный узор, но и в расположении стилизованных изображений цветков на видимой поверхности вещи.

Аппликации и печать

Лишь немного сложнее технически, но не менее выразительной может быть украшение подушек аппликациями. Тут, как и в пред. случае, залог успеха – художественный вкус автора и, желательно, объединение как минимум 2-х вещей в ансамбль, причем, в отличие от использования расцветок, его значение может быть абсолютно ясным вплоть до фривольности, как слева в ряду фото, но скабрезности нравственно здоровый человек в данной композиции углядит не более, чем в нормальных супружеских отношениях.

Развернутую многозначную композицию из подушек с аппликациями технически выполнить уже сложнее, и есть риск удариться в мельтешение. Однако в наши дни фотопечать на ткани доступна по цене, а изображения получаются стойкими и качества такого, какое только позволяет получить фактура материала. Так что, обдумывая многоподушечную группу с картинками, прежде всего стоит рассмотреть вариант фотопечати на заготовках, в центре на рис., тем более, что подобрать/создать картинки и смоделировать весь ансамбль можно заранее на компьютере.

Примечание: современная техника фотопечати на ткани позволяет создавать изображения, зрительно равнозначные вышивкам. Лоскуты с печатными картинками также могут лечь в основу аппликации, справа на рис.

Форма и фрагмент

Большинство хороших дизайнеров предпочитает работать именно с формой, считая ее первопричиной выразительности вещей, а цвет, фактуру и рисунок/узор – факторами уже следующих порядков. Одно-двух-трех тоновые диванные подушки, эстетическое значение которых достигается формой, также могут быть технологические несложными (поз. 1 на рис.) благодаря использованию современных материалов, см. далее.

Работая с формой, появляется возможность применить новый подход осмысленного украшения вещи: модульность, поз. 2. Технологически в данном случае только монотонно нарастает трудоемкость без появления принципиальных сложностей, т.к. все собираемые в изделие модули конструктивно подобны и несложны. Но в таких случаях нужно продумать – как его чистить, если только нет желания не реже чем раз в 1-2 года полностью переделывать. Мебельный пылесос и чистящие средства к нему – дело понятное, но надо, чтобы применять их приходилось пореже.

Модульный принцип позволяет также без существенного увеличения трудоемкости создавать шитые вещи простой формы, в которых форма тем не менее работает на эстетику. Это т. наз. техника пэчворк; попросту – лоскутное шитье. Пэчворк это не обязательно нечто нарочито грубое, посконное, даже аляповатое.

Декоративные подушки в технике пэчворк возможно сшить изящными и аккуратными без мучительных раздумий и разглядывания образцов/эскизов до рези в глазах, поз. 3 и 4. Нужен только ключевой элемент (преимущественно в центре), гармонирующий с общим дизайном вещи, но и чем-то в нем выделяющийся. На поз. 3 это достигается рисунком того же тона, но много более крупным, чем у элементов одной диагонали и в тоже время, естественно, боле мелким, чем сплошная цветовая заливка квадратов другой. А на поз. 4 ключ, наоборот, выделяется формой, мелким размером и рельефом (выпуклостью).

Ключ-элемент

Вообще, компактный ключевой элемент (элементы) способен придать изящества подушке, выполненной в любой технике. Напр., на поз. 1 рис., ключ – простая пуговица в сочетании с поворотом лоскутьев из ткани с тривиальным черно-белым геометрическим рисунком, вплоть до обрывков старого матраца. В случае использования более яркого и пестрого материала вместо пуговицы, обтянутой тканью, возможно, лучше подойдет пуговица с круглым сборчатым бантом, поз. 4.

На поз. 2 кисти и пуговица облагораживают подушки из ткани скромной расцветки. Такой подход привлекателен тем, что возможно использовать мебельные обивочные и даже технические ткани, плохо пачкающиеся, хорошо чистящиеся, но не выпускающиеся яркими и блестящими. А на поз. 3 пример того, как кисти придают эстетическую самоценность подушке со слишком мелким для этой цели узором. Возможно, узор покрупнее чем-то не подошел к общему дизайну, но декоративная самодостаточность подушке все равно требовалась, вот кисти и выручили.

Примечание: одинарная кисть на углу подушки способна сыграть, не теряя эстетического значения, и сугубо утилитарную роль, скрывая последний шов, см. далее. В таком случае она может быть с успехом заменена помпоном. Как сделать кисть и помпон своими руками, см. след. рис., но вообще-то с кистями и помпонами как многочисленными элементами основной отделки подушек нужно поосторожнее, см. далее.

Кружева, вязание и вышивка

У всех этих способов украшения подушек (см. рис.) общее то, что вещи, с одной стороны, трудоемки и сложны в исполнении (если только не используются готовые кружева или органди). С другой – кружевные и вязаные подушки на диван обеспечивают не только великолепный эстетический эффект, но и респект с престижем: сложная качественная работа говорит сама за себя. Притом все такие вещи многократно чистятся и стираются: плетут кружева и вяжут люди веками; то и другое мастерство вполне приспособлено к стирке куда более жесткой, чем в современной стиралке с синтетическими моющими.

У вязаных диванных подушек есть еще одно преимущество: в них безо всяких сложностей маскируется последний шов, см. далее. И, между прочим, благодаря этому же обстоятельству вязаные декоративные подушки могут быть очень простыми в исполнении, если шить их из старых свитеров, как справа на рис.

О трикотаже

Трикотаж как материал для обтяжки подушки сохраняет все преимущества вязаных вещей, в т.ч. возможность вести скрытый лицевой шов. Есть у него и свои особенные достоинства. Во-первых, мягкость поверхности – шерсть иногда «кусает» лицо, а вязать из мохера или пуха сложнее. Во-вторых, доступность: кому не приходилось гадать, что делать со свитерами-кофточками выросшего ребенка? Набить холлофайбером (см. далее), зашить проймы, малость приукрасить – и за час-полтора готова неплохая оригинальная подушка из подручных материалов, см. рис. Подойдет ли она в гостиную, дело общего дизайна, но как подушка в детскую будет вполне на своем месте. Спать на ней тоже можно, не рискуя отпечатками пуговиц на щеке: перевернул, да и все тут.

О вышивке на подушках

Для умеющих вышивать подушка – благодатная во всех отношениях канва, см. рис.:

При желании вышить по всему полю понадобятся специальные пяльцы в виде рамки; канва в ней растягивается (распяливается) суровыми нитками. Рисунок, узор – тут все на ваше усмотрение и умение, но кое-какие особенности по сравнению с вышивкой прочих вещей есть:

  1. Не надо вышивать бисером, негигиенично и неудобно будет. Любыми известными способами чистки подушек полностью удалить частички грязи из отверстий в бисеринках невозможно, и прилечь на бисерную поверхность тоже не очень-то приятно;
  2. Вышивайте крестом: вышивка гладью под головой/телом быстро пачкается и сползает, а при стирке сморщивается;
  3. При вышивке по всему полю делайте сплошной широкий кант: в нем так же легко спрятать последний шов, как и в вязаной подушке.

Рельеф

Рельефный декор: бахрома, банты, оборки, буфы, интарсия, плетение, объемные аппликации (нашивки), простегивание, и т.д., и т.п., см. рис. – широко применяется для отделки подушек, т.к. позволяет добиться потрясающих эстетических эффектов. Однако, затевая свой первый (или очередной) шедевр, имейте в виду, во-первых, что создавать красоту методом «Хочу всего много! И побольше!», неверно в принципе. Нужно понять, что вы чувствуете, чего хотите, и выразить это доступными вам средствами. Которые вовсе не обязательно должны быть мудреными и заковыристыми.

Во-вторых, помните – вы не доверенная швея маркизы Помпадур или графини деМонсоро. Созданную своими руками прелесть несказанную вам же когда-то и стирать. И дело не в только том, выдержит ли эта вещь стирку, но еще и в том, выдержит ли машина стирку такой вещи. Не то, неровен час, придется осваивать интересные, но никак не простые способы ремонта стиральных машин. Бахрому с кистями еще можно отороть и нашить потом снова, а вот для запачканной трудоемкой подушки из помпонов трудно придумать что-то лучшее, чем выбросить ее и сделать новую. Если духу на это хватит после такой оказии.

Впрочем, отговаривать людей от стремления к красоте бессмысленно, да и негоже. Так что про всяк случай на рис. выше – 2 способа изготовления роз из фетра или ватных дисков. Такие цветы при необходимости легко спороть, а затем вновь пришить. Или же просто сделать новые взамен износившихся.

А на рис. справа – совет насчет бантов: берите за основу все тот же принцип лаконизма, он никогда не подведет, и делайте банты простые, чтобы их для ухода за подушкой можно было развязать и завязать. Подушечка-то та – из мешковины, а смотрится?

О буфах

Буфы на подходящей ткани, гладкой и глянцевитой – дело другое. Правильно выполненные, их без проблем можно пылесосить и стирать вручную. И сделать все это великолепие вовсе не так сложно, как кажется. Для начала нужно научиться читать схемы сборки буфов (их сборивания, как говорят швейники).

Для примера схемы сборивания простых буфов даны на рис. ниже. Все схемы буфов строятся по ортогонально-диагональной сетке, модуль которой (сторона квадратика) – 2-7 см, смотря по размерам изделия и плотности ткани. Сетка на схеме может быть показана явно, как справа на рис., или ее узлы только отмечены точками, как слева. Сетку наносят на изнанку заготовки маркером для текстиля в зеркальном отражении.

Далее, участки, стягиваемые (собираемые, сбориваемые) в буф, отмечаются либо сходящимися стрелками (слева), либо красными линиями (справа), а не стягиваемые – простыми тонкими линиями. Сборить буфы можно либо одной нитью, либо по отдельности. Первый способ – для ленивых, т.к. с изнанки образуется паутина ниток. В любом случае сборят каждый буф не менее чем 3 стежками шириной 4-5 мм, если в примечаниях к схеме не указано иного.

Затем, последовательность сборивания. Оно производится горизонтальными или вертикальными рядами, опять же, если в описании схемы не указано как-то еще. В случае, когда ряды указаны явно (слева), их выводят в порядке нумерации и также по номерам сборят буфы в ряду; здесь – Ряд1 1-2, 3-4 и т.д., затем так же Ряд2 и далее. При отсутствии явного указания рядов (справа) буфы сборят просто в порядке нумерации; по схеме справа – 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 и т.д.

Попробуйте собрать в буфы по этим, начального уровня, схемам, любой клочок ткани, и вы убедитесь, что времени это отнимет немного, даже если сборить по одному. А затем кошмарным ужасом не покажется и просмотр подборки мастер-классов об изготовлении подушек с буфами куда более эффектных и сложных:

Видео: подушки-буффы своими руками, мастер-классы

О подушках-фигурках

Принцип «Не надо много всего! И попроще!» особенно уместен применительно к декоративным подушкам, эстетически работающим прежде всего формой. Их часто шьют по выкройкам для мягких игрушек, забывая, что шитый котик не умеет сам себе мыть под хвостом. И принимать на себя ему придется не только комнатную пыль, но и жиропот. Возможно, особенно если речь идет о детских подушечках, так сказать, залповые выбросы загрязнений биогенного происхождения.

По детским подушкам, помимо того, не только скачут и ездят на них; ими не только дерутся и швыряются, на них еще и спят. А сон скособочившись, со съехавшей набок головой, формирующемуся костяку никак не полезен. Это особенно нужно учитывать при пошиве детской подушки-игрушки; для примера даем выкройки на рис.

Слева – подушка-рыбка. Форма и техника исполнения выбраны вроде правильно: уходу вполне подлежит, последний шов можно прикрыть хвостом или плавниками. Но – голова спящего может сползти набок, за ней потянется плечо и окажется, что спим скрючившись. От этого недостатка свободна подушка-сова, справа вверху: «ушки» придержат. Кто сильно ворочается во сне, тому лучше класть такую подушку прогибом между «ушами» к шее; эту выкройку несложно приспособить и для подушки-кота, только без хвоста. В том и другом варианте крой для лучшей эргономичности в качестве спальной принадлежности желательно делать диагональным, см. далее.

Примечание: для детишек – неуемных вертячек сонных справа внизу выкройка специальной подушечки, на которой ребенок сам собой приучается спать на спине или на боку, свободно вытянувшись.

Подушки в виде букв (см. рис.) еще ближе передвинулись от подушек к мягким игрушкам, чем подушки-фигурки: много в них провалов, куда там спать. Считается, что подушки-буквы обучающие, развивающие и т.п. Ну, разве что для координации движений и ориентации в пространстве, лазить между ними большими, как в лабиринте. Насчет скорейшего обучения грамоте – наукой пока не подтверждено. Тем не менее, вреда от подушек в виде букв тоже не отмечено, а забава для ребенка – уже ему польза.

Большие подушки-буквы должны хорошо держать форму и выдерживать соответствующие эксплуатационные воздействия, в отношении которых маленькие пользователи проявляют удивительную изобретательность. Один из вариантов исполнения конструкции такого рода показан на рис.:

Поролон 45 – это мебельный поролон наибольшей плотности; о том, что такое холлофайбер, поговорим ниже. Возможны, разумеется, и другие способы пошива подушек-букв, см. напр. следующее видео.

Примечание: схема на рис. пригодна также для набивки подушек-валиков, если желательно получить их торцы округлыми.

Видео: подушки-буквы своими руками, вариант изготовления


О подушках-паззлах

Подушка в виде элементов сборных мозаичных картин Puzzle тоже достаточно популярны. Считается, что при необходимости из них можно собрать матрац. Собрать-то можно, что да, то да. Но любой, кто пробовал спать на таком матраце, знает: невозможно это, расползается под тобой. Подушки-то, в отличие от деталек паззлов, мягкие, податливые, иначе не подушки, а нары какие-то получатся.

Материалы и техника

О том, что при пошиве нужно давать отвороты в 20-30 мм, проглаживать их, шить с изнанки и затем выворачивать изделие, и пр., что общеизвестно, распространяться не будем. Поговорим в этом разделе о вещах, начинающим швеям не всегда известных.

Ткань

Чтобы правильно сшить подушку без наволочки удобную, гигиеничную, практичную и долговечную, нужно подобрать подходящую ткань. Во-первых, к ее волокнам частички грязи прилипать не должны, чтобы их можно было высосать пылесосом без применения моющих. Во-вторых, ткань обшивки должна по возможности препятствовать миграции грязи в набивку, которую трудно чистить и менять. Этим условиям из легких, гладких и ярких текстильных материалов удовлетворяют шелк, атлас, креп-сатин и синтетические их аналоги. Из легких, но мягких – бязь, байка и др. бельевые ткани. Из грубоватых, но очень прочных – любые мебельные обивочные материалы. Также, в зависимости от стиля исполнения, возможно использование любых технических тканей, кроме, пожалуй, пропиленовой рогожи и ей подобных – слишком скользкие, но в то же время грубые и жестковатые.

Основа и уток

При раскрое подушки имеет значение ориентация нитей основы и утка ткани. Ортогональная (прямая) ориентация, когда основа и уток ориентированы перпендикулярно (вдоль) соотв. сторон, позволяет точнее выдержать форму подушки согласно выкройке. Но, если подушка прямого раскроя с острыми углами набита достаточно плотным материалом, ее углы могут оказаться пустыми и провиснут, поз. 1 на рис.

В подушках диагонального кроя (основа и уток – под 45 градусов к сторонам) углы всегда будут полными, но появится «талия» большая, чем предусмотрено выкройкой, поз. 2. Если подушка удлиненная, самая тонкая «талия» окажется на длинных сторонах, поз. 3, что не всегда желательно. В таком случае придать подушке приятной полноты поможет использование ткани сатинового или саржевого переплетения, поз. 4.

Набивка

Однако перьевая/пуховая набивка, во-первых, недостаточно упруга для декоративных подушек, их же не взбивают, как спальные, из-за скорой порчи отделки от такого обращения. Во-вторых, мелкое мягкое перо и натуральный пух для набивки подушек труднодоступны. В старину будущей невесте на брачную перину (непременный атрибут приданого) перо и пух собирали годами всей семьей.

В наши дни разработаны почти идеальные набивочные материалы для подушек – синтепух и холлофайбер. По гигиене они не уступают лебяжьему пуху; правда, не на время жизни поколений, а лет до 7-10. С другой стороны, и декор подушки больше не живет. Но у этих материалов есть несомненное преимущество: они в меру упруги и сохраняют это качество годами.

В сущности, синтепух и холлофайбер – один и тот же материал на основе тончайших спутанных волокон полиэстера; это тот самый полиэтилентерефталат (ПЭТ), из которого делают пищевую посуду и бутылки. Синтепух выпускается в виде пушистых гранул (слева на рис.), а холлофайбер подвергается дополнительной формовке и поступает в продажу листами (плитами), справа там же.

Листовой холлофайбер держит форму не хуже лучшего мебельного поролона. Кстати, в подушках-буквах (см. выше) из него можно делать всю основу, только недешево обойдется: листовой холлофайбер гораздо дороже поролона, а отход материала в данном случае большой. Но где листовой холлофайбер незаменим, так это при изготовлении подушек-облаков и пр. сложной неправильной формы: заготовку нужно обкромсать ножницами, а затем без выкройки обтянуть тканью по месту.

Другой набивочный материал, особенно пригодный для детских подушек – округлые силиконовые гранулы. Они не намокают, это раз. Два – силиконовые гранулы можно засыпать в чехол через пройму всего в 2-4 см шириной, что намного упрощает проблему последнего шва. Три – чехол от них можно опорожнить через ту же пройму, а гранулы промыть вручную в тазике. В машине – ни в коем случае, выйдет из строя мгновенно! Промытые и высушенные силиконовые гранулы возможно засыпать обратно в тот же чехол; подушка станет такой же, как и прежде.

Примечание: к гранулам из пенополистирола, которыми наполняют бескаркасную мебель, все вышесказанное относительно санитарно-гигиенических свойств силиконовых гранул не относится.

Последний шов…

…он трудный самый. Вы, вероятно, уже догадались, что это тот самый шов, который нужно зашить с лица, когда подушка уже вывернута и набита. Обычно для этого рекомендуют втачивать заранее молнию. Применительно, скажем, к креслу-груше или другой бескаркасной мебели это действительно оптимальный вариант.

Но у подушки нет испода и тыла, на которых никогда не сидят, не спят, не облокачиваются на них, а просыпаться с отпечатком застежки на щеке ни к чему при любых обстоятельствах. Что касается представителей сильного пола, то подушка с молнией способна прицепиться у них к усам, бороде и просто 3-5 дневной щетине. Прилипшая к личности подушка прекрасно гармонирует с помятой физиономией, но исключительно в комическом плане.

С подушками вязаными, трикотажным и вышитыми с кантом проблемы вообще нет, если нитка для последнего шва взята в тон материалу лица: стежки всего в 1-2 мм в таком случае полностью в него затягиваются и оказываются вполне прочными. Неплохие варианты также сплошной узкий текстильный кант цвета в тон общему, см. рис., кружевная либо сборчатая кайма, бейка и т.п. Однако универсальное решение последнего шва – узкая, в 2-4 см, пройма в углу. Через нее можно набить подушку синтепухом или силиконовыми гранулами, а лицевой шов замаскировать кистью или помпоном. Синтепух при необходимости вытаскивается клочьями вязальным крючком. Силиконовые гранулы поначалу просто выдавливаются, как паста из тюбика, а их остаток снимается уже с вывернутого чехла.

О подушках без шва

С такими издавна знакомы представители кочевых профессий и обитатели студенческих общаг времен до середины хрущевских. Красивый платок позволяет делать и декоративные бесшовные подушки буквально за минуты; основой может быть как обычная подушка, так и обрезанный по форме кусок поролона или просто комок тряпок. Как создается эта великолепная иллюстрация поговорки «Голь на выдумки хитра», показано на рис.:

Узел можно завязать фигурный или расправить его концы в розетку и прихватить нитками; правда, это будет уже формальным нарушением принципа «без шва». В таком случае в центр подойдет и что-то вроде розочки из описанных выше.

В заключение: функционал формы