Ювелирные изделия сальвадора дали в фигерасе. Комментарии Сальвадора Дали о своей коллекции ювелирных изделий (1959 г.). «Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не

Шедевры - как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она - вдохновительница, он - исполнитель. Идеальное тому подтверждение - дуэт Гала и Сальвадора Дали. Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши - он стал придумывать ювелирные украшения.

Ювелирная коллекция Фонда «Гала - Сальвадор Дали» - роскошное наследие гения

История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали.Названия всем украшениям Дали придумал сам...

Лист с прожилками, 1953

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали.

Сплетенные, 1964

К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов и в сотрудничестве с талантливыми ювелирами создал 37 ювелирных украшений, которые стали частью постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Вирджинии в Ричмонде.

Постоянство памяти, 1949.

В августе и сентябре 1973 года, за год до открытия театра-музея, показ драгоценной коллекции состоялся в Фигерасе, в рамках временной выставки. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям - трем юридическим лицам из Японии.

Сердце из медовых сот.

Золото, круглые бриллианты, круглые и овальные рубины

Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

Рубиновые губы, 1952

Брошь создана для актрисы Полетт Годар

Музы Чаплина и Ремарка.

Женские губы с 1930-ых годов вдохновляли Дали.Тогда это была улыбка скандальной звезды Мэй Уэст,которой посвящен знаменитый портрет-комната.

"Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты",

1934-1935 г.г.

В 1999 году Фонд «Гала - Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть театре музее в Фергасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали - единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм - узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами.

Ожерелье древо жизни, 1949

Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

Крест ангела, 1960

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста - «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Королевское Сердце, 1953. Его середина пульсирует, как настоящее сердце.

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником.

Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Здесь образ плавно открывается и закрывается драгоценным камнем.

И снова Дали со своими шуточками – наверху лестницы все путаются и пытаются войти в зеркала, хотя проход там справа.

Все ювелирные украшения Дали превращены в сердца, губы, глаза, цветы, животных, религиозные и мифологические символы. Многие их них вообще не предназначены для ношения.

Крест из золотых кубов, 1959.

Лазуритовый крест.

Золото, платина (лучи), бриллианты круглой огранки, природные рубины кабошоны, пластины полированного лазурита.

Крест из побегов, 1959.

Падший ангел, 1963.

Цветок жизни, 1959.

Лебединое озеро, 1959.

Паук ночи, 1962.

Свет Христа, 1953.

Дафна, 1967.

Дельфины и русалки, 1969.

Космический слон, 1961.

Космический слон

Золото, природные изумруды, рубины, алмазы, на спине слона - полированный кристалл аквамарина, в основании - большой необработанный кристалл аквамарина. Часы с механизмом Omega.Тема слона на длинных и тонких ногах-ходулях часто встречается в работах Дали. Прообразом послужил "слон Бернини" - статуя слона с обелиском на спине, установленная в Риме. Вот только слон Бернини имеет нормальные ноги, хотя и похож на поросенка, поскольку великий скульптор никогда не видел это животное и создавал монумент по описаниям очевидцев.

"Слоны", 1948г.

Психоделический цветок

Золото, натуральные камни.

Камни цветка: голубые - сапфир, шпинель, аквамарин; желтые - циркон; розовые - шпинель, гранат; красные - шпинель, гранат.

Камни цветочного горшка: шпинели, необработанные кристаллы рубина, полированные пластины лазурита. Внутри горшка спрятан механизм, вращающий цветок.

Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.

Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».

Ниже-Виноград бессмертия, 1970.

Создавая эскизы изделий, художник до мельчайших подробностей прорисовывал детали, а в комментариях указывал точное описание материала и цвета. Сам отбирал камни и придирчиво следил за работой ювелира, воплощавшего его идеи в жизнь. Использовал драгоценности только с насыщенной, сочной палитрой: снежно-белый жемчуг, густо-красные рубины, темно-синие сапфиры, ослепительное золото, блестящее, без патины, серебро.

Брошь-часы Глаз Времени.

Рубин кабошон, бриллианты круглой огранки и багет.

Композиция Живой цветок.Золото, бриллианты круглой огранки, конголезский малахит.

Брошь Офелия.Золото, природный цитрин, ограненный шестигранником, зеленые гранаты демантоиды огранки маркиза, натуральный жемчуг.

Брошь Тристан и Изольда, 1953 г.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.

Золото, платина, бриллианты, гранат альмандин (треугольный кабошон).Та же легенда о роковой любви отражена в картине, написанной в 1944 г.

Тристан и Изольда

Руки-лепестки движутся, цветок раскрывается и закрывается.

Механизм, который приводит в движение лепестки, размещен в малахитовом блоке.

Благодаря оправе «pave» (дорожка) создается иллюзия, будто вся поверхность обода, изящно очерчивающего глаз, покрыта бриллиантами. Этот принцип крепления бриллиантов напоминает технику мощения дорог: маленькие круглые камни расположены в углублениях "дорожки".

"Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть – дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения".

(Комментарий С. Дали к своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.).

Композиция "Взрыв".

Платина, природные рубины грушевидной формы и овальные, круглые бриллианты, пластинки полированного лазурита неправильной формы, кристалл флюорита.

Кольцо Корсет

Золото, граненые алмазы, жемчуг.

Ниже представлены недрагоценные репродукции компании Margot Townsend, выпущенные по эксклюзивной лицензии фонда «Гала - Сальвадор Дали».

Ювелирные украшения Дали не просто броши, кольца, кулоны Это драгоценные композиции, в каждой из которых заключен сюжет, сочетающийся с материалом, формой и исполнением.

В Европе, как указывает Германн Шадт, демонстрация ювелирных произведений Дали впервые состоялась в 1971 г. Автор сообщает, что « ... его работы часто осмеивались как китч, тем не менее сегодня ситуация меняется на более справедливую, и эти произведения могут быть определены как особое выражение сюрреализма, который может рассматриваться как одно из важжных художественных движений XX века».

Творчество Сальвадора Дали многогранно. Его произведениями, которых насчитывается свыше 1500, являются картины, графические работы, книжные иллюстрации, скульптуры, ювелирные изделия. Он был великим дизайнером - художником-оформителем театральных декораций, костюмов, ювелирных украшений.

В 1941 году стали зарождаться первые украшения Сальвадора Дали. Он делал их чертежи с полным описанием материалов для их изготовления. Одним из главных правил художника являлось применение ярких тонов золота, драгоценных камней и т.д. Интересные задумки Сальвадора Дали реализовались его другом - ювелирным мастером Карлосом Алемони.

Миллионер К. Кэтэрвуд имел счастье приобрести созданные дизайнером первые 22 изделия. Выкупившим остальную часть был Фонд Оуэн Чеэзэма.

39 набросков были разработаны художником к концу 1969 года. При содействии искусных ювелирных мастеров он сделал 37 изделий из драгоценных камней, выставленных впоследствии в музее изобразительного искусства американского города Ричмонда штата Вирджиния.

Коллекция драгоценностей в городе Фигерасе Испанской провинции Герона была выставлена в 1973 году. Затем, в 1981 году ювелирные украшения перешли в собственность миллионера из Саудовской Аравии, распродавшим драгоценности японским юристам. Вскоре один из японских покупателей вернул чудесное творение в Испанию.

В ювелирных изделиях художника прослеживается прекрасная комбинация сюжетов, размеров, материалов и форм. Благодаря этому сразу узнается уникальный стиль великого гения. Его творения завораживают не блеском драгоценных камней, а перевоплощением изделий в разнообразие «сердец», «губ», «глаз», «цветов».

Для примерного ознакомления с ювелирным творчеством Дали, можно рассмотреть некоторые, наиболее характерные для его стиля украшения. , и использовались Сальвадором Дали для создания великолепного произведения «Королевское сердце». В центре этой композиции находится механизм, заставляющий сердце биться как живое.

Его создание «Кровоточащий мир» пронизано скорбью мира, раздробленного на войну и хаос. Жемчужная стрела в медальоне, который художник посвятил войне, является символом любви Христа и ожиданием мира.

«Глаза времени» говорят о том, что человек не способен убежать от своей судьбы. Складывается впечатление, что изображенные глаза пристально следят за настоящим и будущим человека. Также оригинальной композицией является «живой цветок», в котором бриллиантовые лепестки направлены к свету.

Созданная в 1958 году шикарная брошь под названием «Рубиновые губы с зубами, как жемчуг», была посвящена актрисе Полетт Годар. Эта композиция страстного образа не оставляла в покое дизайнера на протяжении многих лет.

Анализируя произведения Сальвадора Дали, известные художники приходили к выводу, что из его образов невозможно исключить никакую деталь. Все созданные творения, пропитанные мыслью художника, являлись знаковым обозначением XX века. Одно из его изречений, посвященных начинающим художникам: «Учись делать так, чтобы твоя кисть рождала золото и драгоценные камни».


Когда попадаешь в этот зал после яркого испанского солнца, то окунаешься в полную темноту, которая режет глаза, и только подсказки на полу направляют тебя в нужную сторону. Единственный свет – это подсветка к ювелирным изделиям, кстати фотографировать со вспышкой нельзя – попросят покинуть помещение. Помимо того, что Сальвадор Дали был художником, он был талантливым ювелиром.
В музее в Фигерасе представлены как оригинальные украшения, так и эскизы его работ, сделанные уже после его смерти. Фонд «Гала-Дали» в 1999 году выкупил эту коллекцию за 5.5 миллионов евро. Все работы выполнены из различных драгоценных камней, - Гала ведь хотела купаться в роскоши – так и зародилась идея создания этой коллекции. Сальвадор хотел и умел удовлетворять любые прихоти своей музы. Он говорил: "Украшенные драгоценностями работы созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь".
И еще добавлял «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником. Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью». На заглавной фото - "Гранатовое сердце"


Первая картина, которая висит около лестницы, ведущей нас к Ювелирному залу. Она название "Апофеоз доллара"


Лестница, ведущая вверх, перила которой, наше воображение воспринимает как знаменитые усы Дали.


Своим ювелирным изделиям Дали любил придавать свои излюбленные сюрреалистические формы. Помните его известную картину "Постоянство памяти"?


Символы веры, такие как распятие,занимали одно из главных мест в творчестве художника.


"Глаз времени", с застывшей слезинкой.


"Лист в виде руки с венами"


"Дерево жизни"


"Мед в сотах драгоценного сердца"


"Бабочки"


Живое, пульсирующее "Королевское сердце", сделано из 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда. Внутри встроен механизм, который заставляет сердце биться.


Жемчужные зубки и "Рубиновые губки"


"Психоделический цветок"


"Ночной паук"


Все увидели женский образ?


Дверца открывается и закрывается, показывая нам


"Виноград бессмертия" - гроздь из винограда и черепов


"Крест из золотых кубов".


"Падший ангел"


"Космический слон"

Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое?
- Бьющееся сердце из рубина!
Диалог Сальвадора и Гала

Шедевры - как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она - вдохновительница, он - исполнитель. Идеальное тому подтверждение - дуэт Гала и Сальвадора Дали.Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши - он стал придумывать ювелирные украшения.

Ювелирная коллекция Фонда «Гала - Сальвадор Дали» - роскошное наследие гения

История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали.Названия всем украшениям Дали придумал сам...

Лист с прожилками, 1953

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали.

Сплетенные, 1964

К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов и в сотрудничестве с талантливыми ювелирами создал 37 ювелирных украшений, которые стали частью постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Вирджинии в Ричмонде.

Постоянство памяти, 1949.

В августе и сентябре 1973 года, за год до открытия театра-музея, показ драгоценной коллекции состоялся в Фигерасе, в рамках временной выставки. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям - трем юридическим лицам из Японии.

Сердце из медовых сот.
Золото, круглые бриллианты, круглые и овальные рубины

Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

Рубиновые губы, 1952

Брошь создана для актрисы Полетт Годар
- музы Чаплина и Ремарка.

Женские губы с 1930-ых годов вдохновляли Дали.Тогда это была улыбка скандальной звезды Мэй Уэст,которой посвящен знаменитый портрет-комната.

"Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты",
1934-1935 г.г.

В 1999 году Фонд «Гала - Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть театре музее в Фергасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали - единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм - узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами.

Ожерелье древо жизни, 1949

Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

Крест ангела, 1960

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста - «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Королевское Сердце, 1953. Его середина пульсирует, как настоящее сердце.

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником.

Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Здесь образ плавно открывается и закрывается драгоценным камнем.

И снова Дали со своими шуточками – наверху лестницы все путаются и пытаются войти в зеркала, хотя проход там справа.

Все ювелирные украшения Дали превращены в сердца, губы, глаза, цветы, животных, религиозные и мифологические символы. Многие их них вообще не предназначены для ношения.

Крест из золотых кубов, 1959.

Лазуритовый крест.

Золото, платина (лучи), бриллианты круглой огранки, природные рубины кабошоны, пластины полированного лазурита.

Крест из побегов, 1959.

Падший ангел, 1963.

Цветок жизни, 1959.

Лебединое озеро, 1959.

Паук ночи, 1962.

Свет Христа, 1953.

Дафна, 1967.

Дельфины и русалки, 1969.

Космический слон, 1961.

Космический слон

Золото, природные изумруды, рубины, алмазы, на спине слона - полированный кристалл аквамарина, в основании - большой необработанный кристалл аквамарина. Часы с механизмом Omega.Тема слона на длинных и тонких ногах-ходулях часто встречается в работах Дали. Прообразом послужил "слон Бернини" - статуя слона с обелиском на спине, установленная в Риме. Вот только слон Бернини имеет нормальные ноги, хотя и похож на поросенка, поскольку великий скульптор никогда не видел это животное и создавал монумент по описаниям очевидцев.

"Слоны", 1948г.

Психоделический цветок

Золото, натуральные камни.
Камни цветка: голубые - сапфир, шпинель, аквамарин; желтые - циркон; розовые - шпинель, гранат; красные - шпинель, гранат.
Камни цветочного горшка: шпинели, необработанные кристаллы рубина, полированные пластины лазурита. Внутри горшка спрятан механизм, вращающий цветок.

Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.

Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».


Ниже-Виноград бессмертия, 1970.

Создавая эскизы изделий, художник до мельчайших подробностей прорисовывал детали, а в комментариях указывал точное описание материала и цвета. Сам отбирал камни и придирчиво следил за работой ювелира, воплощавшего его идеи в жизнь. Использовал драгоценности только с насыщенной, сочной палитрой: снежно-белый жемчуг, густо-красные рубины, темно-синие сапфиры, ослепительное золото, блестящее, без патины, серебро.

Брошь-часы Глаз Времени.

Рубин кабошон, бриллианты круглой огранки и багет.

Композиция Живой цветок.Золото, бриллианты круглой огранки, конголезский малахит.

Брошь Офелия.Золото, природный цитрин, ограненный шестигранником, зеленые гранаты демантоиды огранки маркиза, натуральный жемчуг.

Брошь Тристан и Изольда, 1953 г.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.
Золото, платина, бриллианты, гранат альмандин (треугольный кабошон).Та же легенда о роковой любви отражена в картине, написанной в 1944 г.

С.Дали
Тристан и Изольда

Руки-лепестки движутся, цветок раскрывается и закрывается.
Механизм, который приводит в движение лепестки, размещен в малахитовом блоке.

Благодаря оправе «pave» (дорожка) создается иллюзия, будто вся поверхность обода, изящно очерчивающего глаз, покрыта бриллиантами. Этот принцип крепления бриллиантов напоминает технику мощения дорог: маленькие круглые камни расположены в углублениях "дорожки".

"Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть – дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения".
(Комментарий С. Дали к своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.).

Композиция "Взрыв".

Платина, природные рубины грушевидной формы и овальные, круглые бриллианты, пластинки полированного лазурита неправильной формы, кристалл флюорита.

Кольцо Корсет
Золото, граненые алмазы, жемчуг.

Ниже представлены недрагоценные репродукции компании Margot Townsend, выпущенные по эксклюзивной лицензии фонда «Гала - Сальвадор Дали».

Ювелирные украшения Дали не просто броши, кольца, кулоны Это драгоценные композиции, в каждой из которых заключен сюжет, сочетающийся с материалом, формой и исполнением.

В Европе, как указывает Германн Шадт, демонстрация ювелирных произведений Дали впервые состоялась в 1971 г. Автор сообщает, что « ... его работы часто осмеивались как китч, тем не менее сегодня ситуация меняется на более справедливую, и эти произведения могут быть определены как особое выражение сюрреализма, который может рассматриваться как одно из важжных художественных движений XX века».

Сальвадор Дали рядом со своей работой «Рубиновое сердце». Фото: www. salvador-dali.org

Итак, начнем с конца – с апофеоза искусства ювелира Сальвадора Дали.

Всем известно, что этот эксцентричный гений обладал не только «постоянством памяти», но и постоянством в сердечных делах, что большая редкость для представителей мира богемы. Гала была его вечной музой, подругой, женой, возлюбленной. Для любимой Дали сделал роскошную брошь «Рубиновое сердце», украшенную 46 рубинами, 42 бриллиантами и 4 изумрудами. Механизмом внутри броши заставляет «сердце Дали» биться до сих пор. Взгляните, это потрясает:

А началось все с того, что однажды уверовав в универсальности своего таланта, Сальвадор Дали заставил поверить в это весь мир. Как ювелирный дизайнер он создал роскошную коллекцию из 37 изделий, обладающую неповторимым сюрреалистическим шармом.

«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя поставить на стол или на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это - ювелирное украшение» - С. Дали

С. Дали «Рубиновые губы», 1949 год, рубины, жемчуг. С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949 год, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP. Фото: www. artsy

Некоторые из ювелирных фантазий Сальвадора Дали стали культовыми произведениями в искусстве ХХ века - любимый художником «Космический слон», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, волнующе- чувственные «Рубиновые губы» и пульсирующее «Королевское сердце».

Встреча каталонского сюрреалиста с сицилийским герцогом-ювелиром на заброшенной американской ферме

В 1941 году Сальвадор Дали и Гала гостили у Каресс Кросби - американской издательницы в ее поместье в Вирджинии, с которой художника связывала дружба еще со времен Парижа. В 1934 году Каресс спонсировала его первое путешествие в Америку. Крестная парижских писателей «потерянного поколения», как называли Каресс Кросби, редактировала автобиографию Дали.

Дали, похоже, до того затосковал, что начал работать на природе, хотя раньше художник не любил писать на свежем воздухе, предпочитая уютную мастерскую. Его пленяла история старого Юга и он вызвал духов-призраков - жителей фермы Хэмптон-Хаус. Снежная погода предложила черно-белую композицию и в воображении сюрреалиста тут же родилась забавная картина, которую он назвал «Эффект Десяти Негритят, Черное пианино и Два Черных Поросенка на Снегу».

Каресс Кросби пригласила итальянского дизайнера - герцога Фулько ди Вердюра, чтобы познакомить того с Дали, предполагая их дальнейшее сотрудничество. Вердюра к тому времени как раз обрел имя и хорошую репутацию, проработав несколько лет дизайнером текстиля у Коко Шанель. В 1939 году он открыл собственный ювелирный салон в Нью-Йорке.

Дизайн Ф. ди Вердуры броши «Медуза», 1941 год, пергамент, гуашь. Миниатюрный рисунок принадлежит Сальвадору Дали

Видимо, для того, чтобы испытать гостя, Дали решил разыграть дизайнера. Приехав в Хэмптон-Мэнор молодой герцог был в ужасе: вместо элегантного особняка, который он воображал, его встретил обветшалый дом без электричества и тепла.

Вердюра так позже описывал воистину сюрреалистическую встречу с Дали в старой усадьбе Хэмптон-Мэнор:

Сальвадор Дали, Гала и Каресс Кросби в Хэмптон-Хаусе, Вирждиния, 1941 год

«В гостиной было смертельно холодно. Все сидели в пальто. Я снял свое пальто,когда вошел в дом и оцепенев от холода не смог попросить его обратно. Дали постоянно повторял: „Это мастерская Пикассо“. Я никогда не был в мастерской Пикассо, но мне рассказывали, что там та же нищета, как во времена его Голубого периода»
Позже выяснилось, что все было подстроено Дали, и Вердура, тоже любивший розыгрыши, быстро нашел общий язык с сюрреалистом, ну, а дом Кросби ему казался «картиной комфорта и восторга». В конце концов Вердура назвал свой визит «огромным успехом», потому что они вместе с художником начали работу над ювелирными украшений, которые впервые были показаны на выставке в галерее Жюльена Леви в 1941 году рядом с картинами Дали, а позднее и на выставке Дали и Миро в Музее современного искусства.

С. Дали «Королевское сердце», 1953 год, золото, рубины, сапфиры, изумруды, аквамарины, хризолит, гранаты, аметист, жемчуг

«Фулко и я попытались выяснить, рождены ли драгоценные камни для живописи или живопись для драгоценных камней. Мы уверены, что они появились на свет друг для друга. Это брак по любви» - С. Дали

Танго вдвоем: Дали встречает Карлоса Алемани

В 1950-е годы Дали мечтал о более сложных и фантастических ювелирных проектах, к тому же он больше не принимал участия в общих выставках сюрреалистов, - они его исключили из своего движения. Дали провозгласил себя универсальным мастером, подобно тем, которые которые творили в эпоху Возрождения:

Некоторые из ювелирных фантазий Сальвадора Дали стали культовыми произведениями в искусстве ХХ века - любимый художником «Космический слон», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, волнующе-чувственные «Рубиновые губы» и пульсирующее «Королевское сердце».

«Как паладин нового Ренессанса, я также отказываюсь ограничивать себя. Мое искусство помимо живописи включает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную науку (психо-ядерную, мистико-ядерную) и ювелирное искусство». В эпоху Возрождения великие мастера не ограничивались одним единственным средством выражения. Гениальность Леонардо да Винчи выходит далеко за пределы живописи. Его научный дух постигал в морских глубинах и в воздухе возможность чудес, которые сегодня стали реальностью. Бенвенуто Челлини, Боттичели и да Лука обрабатывали драгоценные камни для украшений, создавали необыкновенной красоты кубки и орнаментные чаши, отделанные камнями”.

С. Дали «Чаша жизни», 1963 год, золото, желтые бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, пяпис-лазурь, с механизмом, приводящих в движение крылья бабочек. Фото: Richard Lozin

Желание Дали осуществилось с появлением в его жизни ювелира Карлоса Алемани.
Уроженец Буэнос-Айреса Карлос Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке,и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.

Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней,привезенных из Конго, - изумруды,сапфиры, лазурит, малахит.

Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.

До 1970 года гений сюрреализма создал всего 39 эскизов, по которым были сделаны 37 ювелирных украшений. Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который покупал и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году собрание стало собственностью саудовского магната, а затем было распродано трем коллекционерам из Японии.

В 1999 году Фонд Гала-Сальвадор Дали выкупил ювелирную коллекцию за 5,5 млн евро. Сегодня 39 украшений рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в Театре-музее в Фигерасе.

Слово Мастеру

«…Мое искусство в живописи, бриллиантах, рубинах, жемчуге, изумрудах, золоте, хризолите показывает, как происходят метаморфозы; люди творят и сами меняются. Когда они спят, они перевоплощаются - в цветы, растения, деревья. Новое преображение происходит на Небесах. Тело вновь становится венцом творения и достигает совершенства».

«В ювелирных изделиях, и во всей моей творческой деятельности я создаю то, что люблю больше всего… В моих работах подчеркивается логарифмический закон, а также взаимосвязь между духом и материей, между пространством и временем»

«Я осознавал связь между временем и пространством с детства. Однако мое изобретение «мягких часов» - вначале в живописи, а затем в 1950 году в золоте и драгоценных камнях - привело к разделению мнений: с одной стороны - к одобрению и пониманию, а с другой - скептицизму и недоверию.
Сегодня в американских школах мои „мягкие часы“ показывают, как пророческое выражение текучести времени - неделимости времени и пространства. Скорость путешествие в наше время (космические полеты) подтверждает эту веру. Время не застывшее, оно текучее».


Дали о легкомыслии некоторых драгоценностей, которые сам придумал:

«Они иллюзорны! Украшения Дали совершенно серьезны. Я рад, что люди улыбаются, глядя на сережки-телефоны. Улыбка - это приятно. Но эти серьги, как все мои ювелирные работы, серьезны. Они представляют ухо, символ гармонии и единства. Означают скорость современных средств коммуникации, надежду и опасность в мгновенном изменении мысли».

Но что, по мнению Дали, составляет наибольшую ценность? «Украшенные драгоценными камнями изделия - орнаменты, медали, кресты, предметы искусства - не были задуманы для того, чтобы оставаться инертными в бронированных камерах. Они были созданы для того, чтобы радовать глаз, поднимать настроение, пробуждать воображение и выражать убеждения…»

«…Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не будут выполнять функции, для которых они были созданы. Таким образом, зритель становится их последним создателем - глаз зрителя, его сердце и разум, сливаясь с большим или меньшим пониманием намерений художника, - дают им жизнь».

– Сальвадор Дали