День коренных народов мира сценарий. Сценарий праздника посвященный Дню коренных народов мира "Ямал собирает друзей" материал (старшая группа) на тему. Исполнение песни «Во поле береза стояла»

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа.

Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению , учрежденной в 1982 году.
Каждый год Международный день коренных народов мира посвящен определенной теме. Основное внимание Международного дня в 2016 году уделено теме "Право коренных народов на образование ".

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5 тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7 тысяч.

© AP Photo / Thomas Kienzle


© AP Photo / Thomas Kienzle

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Это очень важный праздник, цель которого привлечь внимание общества к проблемам малочисленных народов, голоду, болезням, их правам и развитию.

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН учредила этот важный и значимый памятный день. С тех пор заседания проходят каждый год. На них обсуждаются такие интересные вопросы, как партнерство между официальной властью стран и малочисленными народами, вопросы здоровья и медицины, подробно рассмотрена проблема ВИЧ и СПИД, вопросы культуры и творчества, а также сохранения традиций и защиты прав коренных народов.

Подлинная демократия начинается с осознанности и ответственности, а потому идея праздника заключается в полном принятии малочисленных народностей большинством, в уважении их традиций и обрядов, в тактичном предоставлении, но не навязывании им медицинских услуг, в изучении их ценных знаний, прошедших сквозь века.

Как отмечать праздник

В этот день можно вспомнить, какие народности проживают на родной территории, познакомиться с их традициями. Особо активные могут навестить племена лично, не забывая о толерантности и вежливости.

В школах, детских садах и институтах можно устроить костюмированное представление, где ученики расскажут каждый о своем заранее выбранном народе. Это будет полезное и интересное мероприятие, как для детей, так и для взрослых.

Руководители компаний могут провести семинар и благотворительную акцию.

  • На территории Российской Федерации проживает 47 племен малочисленных народов.
  • Водь – вымирающее племя, проживающее на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, насчитывающее 74 человека (на 2010 год).
  • В языке эскимосов 75 слов названия снега. Вот уж повезло!
  • До 1917 года народ вепсов назывался чудью, отсюда название Чудского озера.
  • В Новой Зеландии до сих пор проживает народ Маори. Одной из традиций Маори является съедать врага после убийства, так как его сила по преданию переходит к тому, кто его съел. На фоне каннибализма, приветствие у этого народа поразительно нежное: они касаются носами и делят одно дыхание на двоих.
  • На территории Аргентины проживает народ Гуачо.
  • В Монголии живут последние оленеводы-кочевники – Цаатаны.
  • В мире еще осталось около 30 племен, находящихся на грани исчезновения.
  • В Австралии проживает племя Гуугу Йимитир, жители которого интуитивно чувствуют нахождение сторон света лучше любого компаса.
  • У цыган сохранились традиции их древних предков – египтян, бальзамировать умерших и складывать их пожитки в склеп.

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно , установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия — не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране — 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

Цель:

  • воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;
  • вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

Задачи:

  • воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
  • расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
  • формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
  • знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Дети поют песню «Мы дети твои, Россия!»

Ведущий: Наш Нижегородский край – многонациональный край. Много национальностей проживает в нем. И всем хочется жить в мире, согласии, уважении, терпимости друг к другу, по законам добра.

Ребёнок:

Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!

Ведущий: Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия – Это Родина!

Ребёнок:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.

Ведущий: Сегодня у нас много гостей из разных уголков нашей многонациональной страны. Встречайте первых гостей. Гости из России.

Дети: Здравствуйте!» (дети одеты в русский народный костюм)

А мы живём в России,
У нас леса густые,
У нас берёзы белые…
И космонавты смелые!
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы, столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Приезжайте чаще к нам,
Очень рады мы гостям!

(Дети исполняют танец «Кадриль» , под фонограмму «Когда-то россияне»).

Ведущий: Россияне - народ дружный, любят веселья и игры, и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Бубенцы»

П/игра «Бубенцы»
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Ведущий : Ребята, а ещё к нам приехали гости из солнечного Узбекистана. Они хотят рассказать о том,как они принимают гостей и угощают их чаем.(дети одеты в народный национальный костюм)

Ребёнок:

Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
Но особенно весной.
Приезжайте к нам, ребята,
С Волги, с Дона и с Невы!
Наш Ташкент, столица наша,
Будет братом для Москвы.
/Кудрат Хикмат/

Ребёнок:

У нас, в солнечном Узбекистане, очень жарко. Мы любим пить зелёный чай, потому что он очень хорошо утоляет жажду. Чай мы пьём из специальной чашки, которая называется пиалой. К чаю подают угощение: фрукты, сладости, сухофрукты.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает чай хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чаю в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, подливая ему постоянно новую порцию чая. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая – невежливо, можно обидеть хозяев дома.
Ведущий: Наши гости желают нас познакомить со своей национальной игрой, которая называется «Ловушка»

П/игра «Ловушка (Копкон)»

Из числа играющих выбираются двое водящих. Став друг против друга (расстояние между ними примерно 1,5 м), они соединяют руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники находятся за «воротами» с одной их стороны. По сигналу руководителя (вожака) все играющие должны пробежать на три счета («Раз, два, три!») через «ворота» (ловушку). На счет «четыре» «ворота» закрываются (водящие, приседая, опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то они сменяют двух водящих и игра продолжается.

Ведущий. А теперь мы встречаем гостей из Украины.

Дети:«Здоровэньки булы!» (дети одеты в костюмы: сарафан, венок)

Ребёнок:

Украина и Россия – славные друзья,
Без согласия и дружбы – им никак нельзя!
Там и тут народ – славяне непростой судьбы!
И живут они со всеми в мире и любви!
Украина и Россия, словно две сестры,
Раскрасавицы – подруги, ярки и просты!
Взрослых, всех мы призываем:
«Этнос не дробить. Украину и Россию – трепетно любить».

(Дети исполняют танец «Казачок!» под фонограмму « Ты ж меня пидманула»)

Ведущий: А ещё нам ребята из Украины привезли их национальную игру давайте в неё поиграем.

П/игра « Хлибчик (Хлебец)»

Дети, взявшись за руки, становятся попaрно (парa зa пaрой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку-пеку хлибчик! (Это выкрикивает хлибчик)
- А выпечешь? (спрашивает задняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрим!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Ведущий: следующие наши гости! Гости из Грузии. Встречайте!

Дети:Гамарджобат (

Ребёнок:

В Грузии горы высокие,
В Грузии море глубокое,
В море чёрном играют дельфины,
А в садах растут апельсины
И лимоны растут золотистые.
А ребята у нас голосистые.
Любим плавать, играть, кувыркаться
Любим петь и плясать, и смеяться!

(Дети исполняют танец «Лезгинка», под фонограмму «Грузинская лезгинка»)

Ведущий: И следующие наши гости Встречайте! Цыганочки!

Дети: Бахталэс (здороваются дети, дети одеты в национальные костюмы)

Ребёнок:

Цыганки мы – на белом свете,
Судьба нам петь и танцевать.
Цыганки мы, вольны как ветер,
А ветер в цепь не заковать!

Цыганки мы, и кто ж не знает,
Что любим мы лихих коней,
Ведь конь умчаться помогает
Навстречу ветру и мечте!

Цыганки мы, и доля наша:
Гитара, песня, перепляс,
Цыганки – в круг, и те, что краше,
Станцуют здесь, сейчас для вас.

(Дети исполняют танец «Цыганочка» , под фонограмму «Циганочка»)

Ведущий:

Пусть радость живет на планете.
И яркое солнце встает
Плетут венок дружбы счастливые дети
Заводят большой хоровод.

(Дети исполняют общий хоровод, под фонограмму «Гляжу в озёра синие» в исполнение Е.Шавриной)

Дети (хором): Мы разные, но мы вместе!

Ведущий:

Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Ведущий: Ребята, мы дарим вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом.

Счастья Вам и радости! всем, мира!