Детский сад страна загадок не забудется она. Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну загадок и отгадок. Танец маленьких утят

Татьяна Кузнецова
Страна загадок с использованием ТРИЗ

СТРАНА ЗАГАДОК .

«Учить творчеству? Невозможно!

Создать условия, но не учить!

Учить, но не собственно творчеству…»

Подготовил :

Кузнецова Т. Н.

Еще вчера так вопрос не стоял. Школа готовила исполнителей , это устраивало почти всех . А между тем, проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы видны улучшения. Вот несколько приемов для работы с детьми. Они взяты из курса : «Развитие творческого воображения» . Дети называют его проще : «Фантазирование» .

Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка . На материале загадок можно решить множество методических проблем : от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей. В то же время, сочинение загадок – это творчество , доступное даже 4-5-летним детям.

Давайте ненадолго станем как дети. И попробуем сочинить загадку . Сначала сами, а потом с ребятами. Перед нами табличка. (Назовем ее опорой) .

Предположим, мы решили составить загадку о настольном маленьком волчке. Заполним опору.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

на балерину неживой

на зонтик от дождя не укроет

на гриб несъедобный

Получилась загадка : «Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?»

Загадка про шарик для пинг – понга.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

Жемчуг дешевый

Бисер крупный

Яйцо не бьется

Получается : «Как жемчуг, но дешевый; как бисер, но крупный; как яйцо, но не разобьешь. Что это?»

Можно чуть улучшить :

Сказал бы : «Жемчуг» , да дешев.

Сказал бы : «Бисер» , да крупный

Сказал бы : «Яйцо» , да не бьется.

КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

круглый мяч

легкий пух

белый снег

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

летает птица

скачет заяц

стучит сердце

Разделив каждую пару выражением «но не» или «как» , получим :

«Круглый, как мяч, «Летает, но не птица,

Легкий, как пух, Скачет, но не заяц

Белый, как снег». Стучит, но не сердце».

Получилось три загадки про один шарик . А теперь придумаем загадку про свечу .

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

светит лампа

тает снег

капает дождь

«Светит, но не лампа

Тает, но не снег

Капает, но не дождь.

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ .

«Две ноги на трех ногах, а четвертая – в зубах…» – с этой известной загадки К . И. Чуковского открываем мы вход в ГОРОД ЗАГОДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ, где все предметы загадывают , указывая на их части. Здесь живут очень странные предметы . Одни из них любят «Разобраться» на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков.

Проходил как – то по городу ленивый художник. Видит – стоят дома пустые, специально для еще не придуманных загадок построенные . «Дай – ка» , - думает, - нарисую загадки , да и поселю их в домики. Начал он нарисовать, и так лень ему стало, бросил это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику – и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу. Вот на альбомных листах – эти незаконченные загадки .

Научимся загадывать предмет , указывая его части и их количество.

Например, «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник» , получится автомобиль. Вот такие загадки живут на улице Разобранных предметов.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ (СКОЛЬКО) НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ

Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнивать, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т. п.)

Как составить загадку про стул , указывая на его части?

Четыре ножки, спинка, сиденье.

Хорошо, но это будет слишком простая загадка .

Скажите, а если снять ножку у стула и показать ее отдельно, что получится?

Просто палочка.

Отлично, и как тогда составить загадку про стул ?

Четыре палочки, две доски…

А про неваляшку?

Четыре мячика и колокольчик.

Поговорив с ребятами таким образом, начинаем придумывать. Опора в этом случае остается та же, что и раньше, только надо пояснить, что части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета , о котором идет речь.

Наиболее подходящие предметы для этой опоры : счеты (на десяти палочках по десяти кружочков, шторы, лампочка, расческа, вилка.

дужки 2 рыболовные крючки

стекла 2 лужи

оправа 1 Буква «В»

Теперь первый столбик убираем (например, стираем резинкой) . Получаем : «Две лужи на двух крючках, одна буква «В» (ОЧКИ) .

НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ СКОЛЬКО? НА ЧТО ПОХОЖИ?

1 панцирь

1 болото

1 солнце

В этом примере первый столбик мы предусмотрительно спрятали. А загадка получилась вот какая : «В панцире болотце, а в болотце – солнце» . (ЯЙЦО)

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ .

Для разминки сочиним простую загадку про иголку . Выясним : где, у кого, в каких предметах есть иголки? Получаем загадку : «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки? Аналогично можно составить загадки про колесо , пружину, шляпу, бантик.

В схеме такой загадки – только один вопрос : «куда входит?» , «где встречается?» , или «у кого есть» Составим аналогичные загадки , но не будем называть окружение прямо, а зашифруем его. Можно вместо прямого названия поставить метафору (не ежик, а живой клубок, можно назвать предметы по признакам (и у шустрого есть, и у зеленой есть) – можно по функциям.

В опорах возможны такие вопросы :

ГДЕ ЖИВЕТ? НА ЧТО ПОХОЖЕ «ЖИЛИЩЕ» ?

на небе на черный плащ

в озере на зеркало

ГДЕ ЖИВЕТ? КАКОВО ЖИЛИЩЕ?

на небе воздушное

в озере мокрое

Добавим для благозвучия несколько слов, получаем : «На черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются!» и «в воздушном доме живут, а в мокром видны» (ЗВЕЗДЫ)

Рассмотрим еще один пример :

ГДЕ ЖИВЕТ? КАКОВО ЖИЛИЩЕ?

в стручке зеленое

в банке прозрачное

«В зеленом родится, в прозрачном хранится» . (ГОРОХ)

ГОРОЛ ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ .

В этом городе мы сможем увидеть функции предметов : главные и второстепенные, явные и скрытые. Жители города загадочных дел более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них : «Я и дыротык и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?» (КАРАНДАШ)

Заметим : названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например : расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по тому же принципу названия другим вещам – выйдут загадки . Что такое затемнялки? (ШТОРЫ) . Освещалка? (ЛАМПОЧКА) .

Жители города предлагают нам несколько заданий.

1. Загадаем описанным способом : зеркало, платок, ложку, вазу.

2. Придумайте как можно более длинную загадку о кирпиче , называя всевозможные применения этого предмета.

3. Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике?

4. Нужно загадать известного героя сказки или мультфильма и, не говоря ни слова, одними только жестами, действиями помочь отгадать загадку . Пример : подходим к стулу, делаем вид, что трогаем, потом «вытягиваем» длинный нос… Ясно. Это папа Карло.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Набережные Челны

Сценарий праздника «День рождения детского сада»

Средняя группа

Составили:

Набережные Челны

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День рождения детского сада»

Задачи:
1. Воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам – гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада.
2. Привлечь внимание детей к истории детского сада, развивать их познавательную активность.
3. Развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность и патриотизм.

Оборудование: клубки ниток и толстые карандаши; шарики; стулья; набор кукольный театр «Теремок»; домик; искусственные ёлки и деревья; каравай; диски с песнями – «Если весело живётся», «Танец утят», «Маленькая страна».
Звучит песня «Маленькая страна» (Слова и музыка И. Николаев) в исполнении Н. Королёвой.
Дети входят в празднично украшенный музыкальный зал воздушными шариками и выстраиваются полукругом лицом к зрителям.
1 Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы спешили в зал с весельем,
Хотим поздравить детский сад.
Встречает он свой день рожденья
Уж 20 год подряд!
1 ребёнок: Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Все от первого до последнего ряда.
Вас приветствуют дети нашего сада
2 ребёнок: Пускай же задорно.
В просторе широком
Для всех вас звучит в нашем зале высоком
Наш пламенный детский …
Все: Привет!
3 ребёнок: Будем петь и веселиться,
В игры шумные играть,
А пока всем предлагаем
Праздник песенкой начать!

Дети исполняют песню «Детский сад – волшебная страна» и садятся на стульчики.

«Детский сад – волшебная страна» (Слова и музыка О. Шапоренко)
Мы росли в тепле и ласке,
Как цветочки по весне,
Каждый день встречали сказки
В удивительной стране.
Хорошо, что есть на свете
Государство «Детский сад».
Там всегда играют дети -
Много маленьких ребят!
Припев: Детский сад - волшебная страна,
Чудесами, тайнами полна.
Детский сад - страна загадок,
Не забудется она.
Здесь пенек мечту имеет,
Здесь Кикимора живет,
Паровоз дружить умеет,
Разговаривает кот.
Даже злая Бабка-Ёжка
Тут царевной может стать,
А изба на курьих ножках
Любит «русскую» плясать.
Припев.
2 Ведущая: Родной дом у вас не только там, где вы живёте, но и там, где ваши друзья. Сегодня у нас особый праздник – день рождение нашего детского сада. Каждый из вас при рождении получил имя, которое для вас подобрали ваши мамы и папы. А знаете, как называется наш детский сад? Имя его «Родничок». А что оно означает? Родничок - это водный источник, текущий из глубины земли. Из родника начинается река.
Наш «Родничок» несет в себе добро, заботу, тепло, уют, внимание ко всем ребятам нашего сада. «Родничок» дружит со всеми ребятами. Это сад, в котором всем хорошо, весело, комфортно.

Выступление вокальной группы воспитателей «Родничок»
День рождения (Слова и музыка: Елена Плотникова)

Этот праздник всегда
Нас с улыбкой встречает -
Зажигает огни
И волшебные свечи!
Пусть, как шарики, вдаль
Улетают печали
В ярком мире добра
И мечты бесконечной!
Припев:
День Рожденья – праздник солнечных дней!
День Рожденья – встреча лучших друзей!
Долгожданный вечер звёзд золотых
В небе сказочной и светлой мечты!

В этот праздничный день
Все тебя поздравляют!
Будет много веселья,
Улыбок и смеха!
И тебе от души
Все сегодня желают
Сто процентов удач,
Сто процентов успеха!
Припев.

«Пусть в этот день
сбудутся все твои самые волшебные мечты!
И пусть все твои родные и друзья будут рядом с тобой
в твой День Рожденья!»
Припев 2 раза.

1 Ведущая: Наш дом, ребята, не был бы ни веселым, ни сказочным, ни радостным, если бы не было в нём сотрудников. Это их праздник. Ведь эту сказочную страну они создают для вас! Я прошу их войти сейчас в этот зал!
Звучит музыка. Сотрудники выходят в центр зала.

4ребёнок: Есть на свете где-то сад,
В этот сад идти я рад.
Здесь и летом, и зимой
Все друзья мои со мной.
5 ребёнок: Здесь растут не вишенки -
Анечки да Машеньки,
И шумят не веточки -
Иры, Даши, Леночки.
6 ребёнок: Помогают нам с утра
Нянечки и повара,
Сторожит здоровье наше
Медицинская сестра.
7 ребёнок: Хорошо живётся тут!
А в саду у нас растут
Не черешни и не груши -
Саши, Любы и Катюши.
8 ребёнок: Наш любимый завхоз
Всех по имени зовёт,
Воспитательница наша
С нами пляшет и поет.
9 ребёнок: Каждый день кипит работа
У заведующей забота –
Этим домом управлять, ничего не упускать.
10 ребёнок: И за все заботы им
Мы спасибо говорим.
Вот какой здесь чудо-сад
Для таких, как мы, ребят.

1 Ведущая: Эту песню наши ребята дарят всем сотрудникам детского сада.

Песня: «Живут волшебники на свете»
Слова М. Пляцковского
Музыка Б. Савельева
Живут волшебники на свете,
Они приносят радость нам.
Их в гости ждут с восторгом дети
И знают всех по именам.
Припев:
И где-то рядом сказки бродят,
Когда звучат их голоса.
Волшебники приходят,
Приходят и уходят,
Но остаются чудеса.

Живут волшебники земные,
Тепло, своих сердец даря,
У них улыбки озорные,
Но остаются чудеса.
Припев.

Живут волшебники - и верят,
Что детство-праздник без конца.
Что правде все открыты двери
И все распахнуты сердца.
Припев.

2 Ведущая: Хорошим и весёлым можно назвать тот детский сад, в котором дружные дети. А вы дружные ребята? А танец друзей знаете?

Танцевальная игра «Если весело живется, делай так»

Игра на сплочение детского коллектива . Взрослый начинает петь песню, выполняя определенное действие после каждой строки песни, а дети повторяют за ним.


Если весело живется, делай так (Два хлопка в ладоши).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так (Два хлопка).

В следующих куплетах вместо хлопков: два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа ногами, два прыжка, выкрикиваем слово „хорошо!". А последний куплет звучит так: „Если весело живется, делай все!" И после каждой строчки нужно повторить поочередно все движения из каждого куплета.

1 Ведущая: Какой же праздник без веселья и забав? Самое время поиграть.

Игра: «Клубочек»

Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается клубок ниток и толстый карандаш. По сигналу ведущего дети начинают перематывать клубок на карандаш. Один из детей держит клубок, второй наматывает нить на карандаш. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая работу . Второй приз можно присудить за самый аккуратный клубок.

2 Ведущая: Тыпыр-тыпыр тыпырдатып
Бергә басаек әле.
Уйнап, көлеп, җырлап-биеп
Күңел ачаек әле.
Уен - урындык белән. В центр ставятся стулья, на 1 меньше, чем число участников. Дети под музыку ходят или бегают вокруг стульев. Внезапно музыка прекращается, надо успеть занять стул. Кому не хватило - выходит из игры. Один стул убираем и все продолжается. Биибез дә, җырлыйбыз да,
Гөрләп күңел ачабыз.
Татар халык көенә
Тагын биеп алабыз.

1 Ведущая: Ребята, ваши родители во всём нам помогают. И сегодня они приготовили для нас всех сюрприз. Сказка: «Теремок» (Дети смотрят сказку).
Действующие лица: Мышка
Лягушка
Заяц
Лиса
Волк
Медведь
Слева стоит теремок. Справа – несколько деревьев. На втором плане лес.

На поляну из-за деревьев выходит мышка с узелком и направляется к теремку.

Мышка (поет)
Каждый должен где-то жить
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать
И обедать где-то.
Как же мне не горевать,
Если дома нету?
Мышка останавливается перед теремком .
Мышка
Что за славный теремок –
Не большой, не маленький.
Он не заперт на замок,
Не закрыты ставенки.
Флюгерок стоит на крыше,
Под окном сирень цветет.
Вы скажите серой мыши,
Кто тут в тереме живет?
Я готовить мастерица,
Шить могу и вышивать.
Я хочу здесь поселиться,
Чтобы жить да поживать!
Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
Мышка
Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
Лягушка
Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
Из окна выглядывает Мышь.
Мышка
Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка
Я Лягушка-поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Я умею плавать брасом,
Воду из реки носить.
Со своим пришла матрасом
И прошу меня пустить!
Мышка
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!
Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
Зайчик
Что за славный теремок
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
С заячьей принцессой!
Посажу я огород
Рядом на лужайке.
Кто тут в тереме живет,
Расскажите Зайке!
Мышка выглядывает из окна.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
Кто тревожит наш покой?
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик
Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Я полы умею мыть
И махать ушами.
Мышка (Лягушке)
Может, пустим Зайца жить?
Лягушка (Зайчику)
Оставайся с нами!
Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка прячутся. На поляну из-за деревьев выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
Лиса
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери!
Кто тут в тереме живет,
Люди али звери?
Мышка выглядывает из окна.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса
Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик
Место ей найдется!
Мышка
Заходи, кума, смелее,
Вот как раз готов обед.
Лягушка
Вместе будет веселее!
Лиса входит в дом.
Лиса
Лучше дома в мире нет!
Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
Волк
Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
Мышка
Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик
И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка
И Лягушка-поскакушка.
Лиса
И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк
В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик
Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка
Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
Все жители теремка (хором)
Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
Медведь
С вами жить хочу и я! Но только он для меня мал, вдруг я его сломаю. Давайте, мы с вами лучше потанцуем.
Все жители домика кричат «Ура!» и приглашают детей на танец.

Танец маленьких утят.

2 Ведущая: Счастлив тот, у кого много друзей – хорошей дружбой надо дорожить.
1 Ведущая: Самый большой друг-это наш детский сад, потому что мы его любим, любим всех, кто здесь трудиться, живёт и растёт.
11 ребёнок: Любим наши мы игрушки,
Любим наших мы зверюшек.
Любим мы наш детский сад.
Любим взрослых и ребят.
12 ребёнок: Вот какой у нас хороший детский сад.
Все мы любим нежно детский сад.
Утром я бегу скорее в детский сад.
Вечером скажу: «До встречи, детский сад».
Детский сад, детский сад,
Все мы очень любим детский сад!
2 Ведущая: Итак, ногами топаем, руками хлопаем! И громко крикнем «Ура!»
Сколько добрых лиц вокруг,
Эй, ребята! Шире круг,
Громче музыка играй,
Испечём мы каравай!

Каравай (Русская народная песня).
Дети встают в круг, берутся за руки и водят каравай: поют и выполняют незатейливые движения, на протяжении песни (до хлопков) руки друг друга не отпускают.
Как на день рожденья сада
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины, (руки вверх)
Вот такой нижины, (присесть, руками коснуться пола/земли)
Вот такой ширины, (расходятся в стороны)
Вот такой ужины!.. (сходятся к центру)
Каравай, каравай, (хлопают в ладоши)
Кого любишь - выбирай!

1 Ведущая: Угощенье на столе,
Усаживайтесь все.
Есть конфеты и печенье, шоколадки и зефир.
Будет праздник на весь мир!
Список использованной литературы
1. А у нас сегодня праздник,- Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Праздники в детском саду,- Москва: Аквариум, 2006.

Путешествие в страну загадок.

Основные задачи:

Развивать диалектическое мышление детей, творческое воображение;

Развивать все виды восприятия;

Развивать речевую деятельность.

Закреплять умение сопоставлять, анализировать;

Развивать любознательность, умение работать в коллективе;

Вызывать радостное настроение.

Игровой персонаж : Знак вопроса с лицом, ручками, ножками, сделанный из картона, который путешествует вместе с детьми.

Материал: ковёр-самолёт, конверт с цветными карточками-иллюстрациями, волчок, чёрный ящик, знак музыкальной паузы, поднос,на котором –стакан молока, пирожок, яблоко, конфеты-звёздочки, разрезная картинка-звезда.

Страна загадок состоит из нескольких городов: город Сказок; город Чувств; Лесной город; город Математики; город «Звёздный»,город «Сюрпризный».

Ход занятия.

Сюрпризный момент. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты обозначает ковёр-самолёт, предлагает детям полететь на нём под звуки волшебной музыки в страну загадок.

Предварительно покрутить волчок, выбрать город.(На столе стоит волчок, вокруг разложены карточки с изображениями городов).

1. Воспитатель и дети приземляются в Городе Сказок.

    На столе стоит поднос со стаканом молока, пирожком и яблоком.

По предметам, которые на тарелке, дети определяют, из какой они сказки. Как эти предметы помогли героям сказки?

(«Гуси-лебеди»)

    Телеграмма: «Спасите! Нас съел Серый волк». Кто прислал телеграмму? Как называется сказка?

(Козлята: «Волк и семеро козлят»).

    Под музыку воспитатель вносит «чёрный ящик», в котором находится предмет, который принёс горе и слёзы старым людям. Назовите сказку и её героев.

(«Курочка ряба»).

    Позовите Сивку-бурку. Как звали хозяина этой лошади?

(Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»; Иванушка-дурачок).

    Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки?

Показывается иллюстрация к сказке.

(Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»; «Маша и медведь».)

    Отгадайте загадки и узнайте, из какой сказки эти звери:

1)Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?

2) Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят ищет?

3) Никого не обижает, всех боится?

4)В птичник повадится - жди беды, рыжим хвостом

заметает следы?

Воспитатель после отгадывания загадки показывает рисунок героев сказки: медведя, волка,зайца,лисы, петуха.

Воспитатель благодарит детей за ответы, вращает волчок, ставит знак «Музыкальная пауза».

Воспитатель вращает волчок, выбирают город. Садятся на ковёр- самолёт, летят в Город Математики.

    Приземляются в городе Математики.

Знак вопроса говорит: «Математику придётся в школе всем вам изучать. Помогите мне, ребята, вы ж умеете считать.

Мои загадки потрудней,

Считай скорее, не робей.

Внимание тоже пригодится,

Придётся, братцы, потрудится.

1)Пять ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он глядит в окно, считает,

Сколько их теперь играет?

2)Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди

Сколько мишек впереди? (5).

3)Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят? (4)

4) Сколько концов у палки? (2)

А у двух палок? (4)

А у двух с половиной? (6)

5) Три гуся летят над нами,

Три других за облаками,

Два спустились на ручей

Сколько было всех гусей? (8)

Знак вопроса благодарит детей за ответы.

Воспитатель вращает волчок, ставит знак «Музыкальная пауза».

После муз. паузы воспитатель вращает волчок, выбирают город. Садятся на ковёр- самолёт, летят.

    Приземляются в городе Чувств.

Вос-ль загадывает загадки:

1)Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора,

Назови их детвора!

(Глаза.)

2)Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит,то выходит.

(Нос.)

3)Всегда во рту,

А не проглотишь.

(Язык.)

4) Если б не было его,

Не сказали бы ничего.

(Язык)

5) Уши.

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

Еже…..!

Вос-ль благодарит детей за ответы, вращает волчок, ставит знак « Муз. паузу».

Вращают волчок, выбирают следующий город.

Садятся на ковёр- самолёт, отправляются в Лесной город .

    Приземляются в Лесном городе.

Воспитатель:

В лес осенний, на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем.

Может быть в лесу осеннем

Мы листочки соберем?

Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» между разложенными на полу картинками листьев (клен, дуб, береза, рябина.)

Воспитатель: Очень красиво в лесу. На земле ковёр из листьев. Вечнозелёные ёлки. Вот и к нам на полянку сколько красивых, разноцветных листьев прилетело! (останавливаются.)

Давайте соберем букет из листьев (дети поднимают листочки). Посмотрите внимательно, у вас разные листочки?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие стихотворения вы знаете о деревьях?

1 ребенок .

Рябина

Сарафан у рябины с каймою,

Полушалок цветной с бахромою,

Золотыми расшит листьями,

Разрисован алыми кистями.

2 ребенок.

Береза. С. Есенин.

3 ребёнок.

Дуб.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый

Значит дуб выносливый,

Значит, закаленный!

4 ребенок.

Клен.

Листья у клена осенью разные –

Желтые, зеленые, золотые, красные.

Листья на землю ветер бросает

Ярким ковром весь мир укрывает.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой чудесный Лесной город.

(Воспитатель незаметно открывает коллаж из листьев прикреплённый к доске).

Он не простой, а волшебный. (Обращает внимание детей на коллаж) .

В нем живет много зверей, но сейчас они спрятались. Отгадайте кто они такие?

1) Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке- летом.

(Белка)

2)Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

3)За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало...

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

4)Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге.

Догадайся и ответь

Кто же это?...(Медведь)

5)Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (ёжик)

Ответы детей.

Вос-ль: Молодцы! (достает из корзинки спрятанного ёжика-игрушку.) Посмотрите, кто тут спрятался.

Ёжик: Здравствуйте, ребята!

Вос-ль: Давайте поиграем с ежиком.

Физминутка.

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Не умел он топать -Топ-топ-топ.

(Топают ножками.)

Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Научили топать - Топ-топ-топ.

(Топают ножками).

Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать…

Бегают на месте.

Вос-ль: Молодцы, ребята. Пора нам продолжить наше путешествие. Прощаются с ёжиком.

Вос-ль вращает волчок. Садятся на ковёр-самолёт и отправляются в Город «ЗВЁЗДНЫЙ».

    Приземляются в Городе «Звёздный».

Вос-ль: На этой планете вас ждут загадки о космосе. Прежде чем ответить, подумайте хорошенько.

1.Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды)

2.Лежит ковёр большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо)

3.Ну-ка кто из вас ответит: и совсем не больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт. (Солнце)

4.Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц).

5.Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят. (Планеты.)

6. Полная как апельсин, а прошла неделя только от неё осталась долька. (Луна)

7.По небу летает, самолёты обгоняет. (Спутник.)

Вос-ль: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились успешно. И мы с вами продолжаем наше путешествие. Давайте, посмотрим, куда же теперь наш маршрут идёт?

Вос-ль вращает волчок. Садятся на ковёр-самолёт, отправляются в

    ГОРОД «СЮРПРИЗНЫЙ».

Вос-ль: Посмотрите, нас здесь кто-то встречает. Кто же это, вы узнали?

Дети: Звездочёт.

Звездочёт: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы прилетели на мою планету. Ребята, а как вы думаете, почему меня зовут Звездочёт?

Дети: Любишь наблюдать за звёздами, считать их.

Звездочёт: Правильно, но ещё я изучаю другие планеты, а недавно у меня произошло несчастье. Самая яркая звезда, которая мне помогала найти верный путь, распалась на отдельные лучи. Помогите, пожалуйста, собрать мне эту звезду, Она была вот такая (показывает образец).

Дидактическая игра «Собери звезду» (дети по образцу собирают звезду из разрезной картинки). После того, как дети справятся с заданием, Звездочёт их благодарит и дарит яркие маленькие «звёздочки-конфетки».

Вос-ль: Ну что, мы с вами везде побывали, со всеми испытаниями вы справились, теперь пора нам возвращаться в детский сад. Давайте произнесём слова-заклинания. Закрываем глаза и все вместе говорим:«10,9,8,7,6,5,4,3- Ковёр-самолёт, в детский сад нас вези!»(Звучит весёлая музыка, возвращаются в д. с).

16.03.2016

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в страну загадок и отгадок»

Цель: развивать у детей память, внимание, логическое мышление, прививать любовь к русским традициям, загадкам и отгадкам...

Задачи: Закрепить представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения. Совершенствовать умение делать обобщение, находить различение и предметов. Находить различие и сходство предметов. Закреплять количественный счёт до 6. Упражнять в разгадывании загадок, способствовать речевому развитию и слуховому воспитанию.

Материалы к занятию: Два набора матрёшек, мячи, игрушку зайца, корзину с овощами, знаки с обозначением остановок, руль, лепестки цветков с сердечками, муляжи насекомых.

Ход занятия

1 Вступительная часть.

Дети проходят в группу, встают полукругом. Ребята вы любите отгадывать загадки? А играть с игрушками? Тогда я приглашаю вас в страну «Загадок и отгадок», там вас ждут весёлые игрушки, занимательные игры и хорошее настроение. А отправимся в эту страну на машине. Вот руль, начало водитель будет (имя ребёнка), а затем водитель будет у нас меняться.

Садитесь и поехали.

2 Основная часть.

Звучит песня «Мы едим, едим, едим, в далёкие края».

Мы приехали, первая остановка «Игрушкино». Слушайте ребята загадку, отгадаете, и появится игрушка:

Его пинают, а он не плачет

Его бросают-назад он скачет (Мяч)

Посмотрите, а вот и мячи. Скажите мне пожалуйста, чем они отличаются? (цветом, формой, размером) А, сколько их, сосчитайте? Правильно шесть. А для чего нужны эти колючие мячи? Правильно для массажа.

Пальчиковые упражнения с массажным мячиком «Мы мячиком круги катаем».

А теперь следующая загадка.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружки,

Все они сидят в друг, дружке,

А всего одна игрушка (Матрёшка)

Молодцы, отгадали, а вот наша матрёшка. Даже не одна, а с подружками, посмотрите. Какие они румяные, круглолицые, в ярких сарафанах. Хотите с ними поиграть?

Игра «Разбери матрёшку»

Игра «Построй матрёшку по росту »

Игра «Найди самую большую и маленькую матрёшку»

Молодцы ребята, но нам пора в путь. Теперь водитель будет (имя ребёнка) поехали (звучит песенка).

Следующая остановка «Лесная». Если остановка называется лесная, то куда мы приехали? Правильно, в лес.

Как хорошо в лесу дышится, давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика (звучит спокойная музыка) скажите ребята а какие животные живут в лесу? (волк, лиса, заяц) .

Как их называют одним словом? (дикие животные) .

А теперь отгадайте мою загадку про лесного жителя:

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц)

Правильно вот и зайчик. Зайчик любит морковку, может, угостим его? У меня случайно оказалось угощение для зайчика. (Каждый ребёнок достаёт овощи из корзины и называет их). Огурцы, капуста, морковь, помидор как они называются одним словом? Правильно, овощи.

А теперь девайте, поиграем в игру.

Игра «Найди морковку»

Игра «Чудесный мешочек»

Молодцы, справились. А теперь овощи и фрукты хотят с нами поиграть в прядки.

Игра на развитие внимания и памяти.

«Какого овоща или фрукта не стало?»

Пусть зайка лакомится овощами, а нам пора в путь, теперь водитель будет (имя ребёнка) поехали.

Жу-жу-жу

Я на ветке сижу,

На цветке сижу,

И жу-жу, жужжу(жук)

Правильно ребята, это жук. Все наши паучки жучки попрятались, давайте их сейчас отыщем. Кого нашел (имя ребёнка), кого (имя ребёнка)? Кого нашла (имя ребёнка) - божю коровку. Кого нашел (имя ребёнка) - жука. Жу-жу-жу я в руках жука держу.

Пчела, жук, бабочка, стрекоза как их можно назвать одним словом. Верно насекомые.

Конспект. Вечер загадок в старшей группе «Почтальон Печкин спешит к нам в гости»

Описание материала: предлагаю вам конспект вечера загадок для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям, студентам педагогических колледжей. Этот конспект направлен на расширение и обогащение знаний детей об окружающих предметах и их словообразовании.

Конспект вечера загадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».

Интеграция образовательных областей : «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель : продолжать расширять и обогащать знания детей об окружающих предметах, название которых состоит из двух простых слов.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о сложных словах и их образовании из двух простых.

Развивающие: Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения.

Речевые : Развивать связную речь, излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь: сыроежка, водопровод, стеклорез.

Воспитательные : Воспитывать интерес к окружающим нас предметам и бережное к ним отношение.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением отгадок,7 карточек с цифрами от 1 до 7 (на обратной стороне написаны буквы МОЛОДЦЫ), самокат детский, посылка, стол с самоваром.

Методические приемы : Игровой прием, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, поощрение, подведение итогов - прочтение слова «молодцы», физкультминутка на внимание «Командиры», хоровое и индивидуальное проговаривание слов, чаепитие.

Ход.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам пришел гость.

На самокате въезжает почтальон Печкин (переодетый воспитатель).

Печкин . Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я приехал к вам на транспорте, который сам катит (демонстрирует.) Как его можно назвать одним словом? (самокат)

Верно, это сложное слово состоит из двух простых слов, повторите эти слова хором.

Молодцы. Мне прислали посылку с загадками, а я ни одной разгадать не могу. Помогите, пожалуйста. (достает из посылки иллюстрации-отгадки, раскладывает их по столу обратной стороной, обращает внимание детей, что здесь написаны цифры, а с обратной стороны - секрет, увидим его если отгадаем загадку).

Воспитатель . У меня тоже есть цифры (1-7), (располагает их на доске по порядку)

Под ними тоже есть секрет, увидим его в конце вечера.

Печкин. Ребята, под какой цифрой вы хотите отгадать загадку? (дети ходят вокруг стола и сами выбирают карточку с любой цифрой - называют 3)

Печкин читает.

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопровод)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы, вы отгадали загадку (переворачивает лист и показывает картинку водопровода).

Из каких слов вы составили слово «водопровод»? (воду проводит)

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 3, давайте откроем ее на доске (переворачиваем карточку-там буква Л).

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (по желанию детей -1)

Печкин читает.

Ей забили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не перестает

И в тарелку отправляет. (Мясорубка)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Верно (показывает картинку мясорубки.) Назовите 2 простых слова (мясо рубит)..

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем цифру 1 (М)

Печкин. Походите вокруг стола и выберите следующую загадку. (дети выбирают 6).

На зеркальном на катке,

На единственном коньке,

Он проехался разок,

И распался весь каток. (Стеклорез)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы! отгадали загадку (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 6. Переворачиваем ее (Ц)

Печкин. Предлагаю поиграть в игру « Командиры». Услышите это слово - выполняйте задание, которое я вам скажу. Не услышите - не выполняйте. Я посмотрю какие вы внимательные. Встаньте, пожалуйста в круг.

Командиры, руки вверх, (выполнить)

Командиры, хлопнули в ладоши,(выполнить)

Топните ногой (не выполнять.) Можно дать до 8 заданий.

Вы были внимательными. Какую загадку сейчас отгадываем? (2)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ». (Пылесос)

Печкин. Правильно. Назовите 2 простых слова (пыль сосет), (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем карточку (буква о)

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (дети выбирают цифру 7)

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Идут рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку.

Печкин . Из каких слов состоит это сложное слово? (вертит и летит).

Воспитатель открывает карточку на доске под № 7.(ы)

Печкин предлагает разгадать следующую загадку. (5)

Не спрашивая броду,

Лезу смело в воду -

На всякой глубине

Лишь по пояс мне. (Теплоход)

Рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку - отгадку, просит назвать 2 простых слова.

Воспитатель открывает на доске карточку под № 5(Д).

Печкин . Я сам отгадаю последнюю загадку под цифрой 4 .

Кто, на берегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой? (Паровоз)

Дает неправильный ответ, дети его исправляют.

Воспитатель открывает последнюю букву и предлагает детям прочесть слово, которое получилось на доске « молодцы».

Печкин. Спасибо, ребята, за помощь. Вы внимательные, умные, старательные,помогли мне разгадать загадки.

Воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит самовар и приглашает всех на чай.

Эти загадки можно использовать в следующий раз.

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?.. (Самолет)

Снег я убираю

Не лопатой, не метлой,

А железною рукой. (Снегоочиститель)

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо - сундучок. (Радиоприемник)

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Листопад)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пёстрый, как петрушка,

Ядовитый… (Мухомор)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это... (сыроежки)

Закипит - исходит паром,

И свистит, и пышет жаром.

Крышкой брякает - Скорей,

Ты чайку себе налей! (Самовар)

По луне я хожу,

Во все стороны гляжу.

Что увижу - не смолчу,

Все на Землю сообщу. (Луноход)