Использование «лего» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Конспект занятия по легоконструированию в логопедии Организация и проведение занятия с Лего в детском саду

Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:

  • автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • продолжать закреплять пространственное значение предлогов: В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД;
  • закреплять умение образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;
  • продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов;
  • продолжать развивать фонематические процессы;
  • активизировать познавательные процессы (восприятие, память);
  • продолжать обогащение словарного запаса детей;
  • развивать мелкую моторику детей;
  • формировать навыки самостоятельности, активности;
  • формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: конструктор ЛЕГО, схемы построек, лазерная указка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Актуализация знаний.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли наши друзья. Помни что в их именах есть звук [Р]. Давай вспомним их имена.
Ответы детей…
… предлагают нам отправиться в ЛЕГО-страну. Вы хотите отправиться в путешествие?
Ответы детей…

  1. Сегодня нас ждет загадочный ЛЕГО-остров и волшебник который там живет. Как вы думаете, какой транспорт поможет нам добраться на остров? (детям предлагаются ЛЕГО-модели автомобиля, самолета и моторной лодки.)

Ответы-рассуждения детей…
Наша лодка не обычная у нее есть мотор. Как мы назовем лодку с мотором?
Ответы детей…моторная
Давайте заведем мотор и отправимся в путь…
Ррррр…

  1. А вот и наш ЛЕГО-остров, он очень маленький. Высадиться на него можно только с правой стороны. Причаливай нашу лодку к берегу.

Посмотри и назови, что ты видишь на острове (гора, пальмы, попугай, пират…)
Наши друзья узнали от волшебника-хранителя тайн, что на верхушке горы спрятан сундук с новыми ЛЕГО-деталями. Вы хотите узнать, что находиться в этом сундуке?
Ответы детей…

  1. Пират, живущий на острове, не хочет, чтобы мы забрали сокровища острова и хочет проверить нашу смекалку. Мы сможем подняться на гору только в том случае если построим лесенку из ЛЕГО-кирпичиков, используя предложенную схему.

Посчитайте сколько ступенек у нашей лестницы.
Дети считают: одна ступенька, две ступеньки…

  1. Подняться по лестнице мы сможет, если правильно произнесем слоговой ряд. ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ…
  1. Волшебник отдаст нам сундук с сокровищами, если мы правильно произнесем чистоговорки.

Ра-ра-ра - высокая гора.
Ру-ру-ру - мы поднялись на гору.
Ры-ры-ры - поиграли в ЛЕГО мы.
Ри-ри-ри - ты сокровища бери.
Итог.
Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и теперь сундучок с новыми ЛЕГО-детальками по праву принадлежит вам. А это значит, что вы сможете продолжать фантазировать и конструировать в ЛЕГО-стране.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали, что видели и с кем познакомились? Какие задания пирата и волшебника были для вас сложными?
Ответы детей…
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Я уверена, что вы будете продолжать радовать нас своими новыми, удивительными постройками из конструктора ЛЕГО. Желаю вам успехов!

Логопедическое занятие по теме: «Лего»-технология.

Цели:Отработка предлогов «на», «за» у ребенка средней группы.

Отработка предлогов «Под»,понятие вверх,у ребенка старшей группы.

Отработка предлогов «не», «только»,закрепить предлог «между»,у ребенка подготовительной группы.Формирование сторон лево,право у всех детей.

Задачи:

У тебя на столе кирпичики разных цветов.

Поставь кирпичик «НА»кирпичик,построй башенку.

Хорошо.Расскажем о башенки

Зеленый кирпчик лежит «на» столе.Продолжи.

Молодец!

Обязьянки понравилась твоя башенка,давай с ней поиграем.

Умничка!

Строит.

Красный кирпичик лежит «на» зеленом кирпичики

Желтый кирпичик лежит «на»красном кирпичике

Синий кирпичик лежит «на» жёлтом кирпичики.

Обязьянка прыгнула «на» башенку.

Обязьянка прыгнула «на» стол.

Построй башенку так чтобы кирпичик красного цвета был внизу,а желтый кирпичик на верху.

Молодей!Расскажим о твоей башенки.

-«Под» желтым кирпичекам лежит красный кирпичик.

Умничка!Поиграем с обязьянкой.

Обязьянка прыгает вверх.

Молодец!

Строит.

-«Под» красным кирпичикам лежит зелёный кирпичик.

-«Под»зеленым кирпичикам лежит красный кирпичик.

-«Под»красным кирпичикам лежит синий кирпичик.

Обязьянка прыгает вниз.

Обязьянка прыгает вверх.

А ты мне,построй башенку по схеме.

Раскажи мне о свое башенки.

Между какими кирпичиками находиться желтый кирпичик?

Между каками кирпичиками находиться синий кирпичик?

А теперь скажи мне какой кирпичик находиться выше красного?

Молодец!

Строит!

Желтый кирпичик находиться между красным и зеленым кирпичикам.

Синий кирпичик находиться между зеленым и желтым кирпичикам.

Выше красного кирпичика находиться желтый кирпичик.

Выше желтого находиться зеленый кирпичик.

Выше зеленого находиться синий кирпичик.

Выше синего желтый кирпичик.

Давайте поиграем в другую игру «Дорожка»

Подхожу к ребенку из средней группы.

Построй лисички дорожку.

Кирпичик «за» кирпичик.

Расскажи о своей дорожки.За зеленым кирпичиком стоит….?

Молодец!

Строит.

-«За»зелёным кирпичиком лежит синий кирпичик.

-«За» синим кирпичиком лежит красный кирпичик.

-«За» красным кирпичиком лежит жёлтый кирпичик.

Подхожу к ребенку из старшей группы.

А ты построй дорожку для зайчика такую чтобы красный был первый,а зеленый последний.

Расскажи о своей дорожки.

-«Перед» зайчиком стоит красный кирпичик,продолжи.

Умничка!

Строит.

-«Перед» красным кирпичиком стоит желтый кирпичик.

-«Перед» желтым кирпичиком стоит синий ктрпичик.

-«Перед» синим кирпичиком стоит зеленый кирпичик.

Подхожу к ребенку из подготовительной группы.

Построй дорожку по схеме.

Где лежит синий кирпичик.

Я зачеркну в схеми кирпичики который стоит в переди и с зади.

Какие кирпичики стоят теперь в переди и с зади.

Молодец!

Ребята давайте поиграем свами еще в одну игру. Наденьти ризиночку на левую руку.

Перед вами кубики.

Подхожу к ребенку из средней группы.

Поставь синий кубик с правой стороны.

Поставь желтый кубик с левой тороны.

Поставь красный кубик с правой стороны.

Поставь зеленый кубик слевой стороны.

Подхожу к ребенку из старшей группы и подготовительной группы.

Перед ними седит кукла.

Поставь синий кубик с лево от куклы.

Поставь желтый кубик с право от куклы.

Поставь зеленый кубик с лево от куклы.

Ребята постройте башенки мне на ковре.

А теперь встаньте с лево от башенки.

Встаньте за башенку.

Встаньте перед башенкой.

Встаньте с право от башенки.

Молодцы!

Понравилось вам сегодня играть в игры с лего?Что больше всего понравилось?

Строит.

Синий кирпичик лежит «между» красным и желтым кирпичиком.

Жёлтый кирпичик лежит» между»Синим и зеленым кирпичиком.

В переди стоит красный кирпичик,а с зади стоит желтый кирпичик.

Ставит.

Ставит.

Дорошенко О.В.,

к.пед.н., доцент кафедры специального

дефектологического образования

НОУ ВПО «РосНОУ»,

учитель-логопед ГБОУ гимназия 1596

(дошкольное отделение 1889) ЗАО г. Москвы

Использование Lego-игр на логопедических занятиях

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников и показатель его психического и речевого развития, а также первый этап в знакомстве ребенка с Lego, без чего невозможно дальнейшее использование его в целях диагностики, коррекции, развития, обучения и воспитания.

Lego – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенка и педагога. Так, на логопедических занятиях использование Lego помогает в развитии связной речи ребенка. Это выражается в формировании следующих речевых умений:

  • умение ребенка рассказывать о том, что он намерен построить (прогнозирующая функция) ;
  • умение рассказывать о том, как выполняется постройка (этапы планирования) ;
  • умение составить рассказ о том, что построено;
  • умение ребенка рассказывать о том, как он будет играть.

В процессе Lego-игры речевая активность ребенка может проявляться в различных вариантах: играет молча; активно пользуется речью при общении с другими детьми; сопровождает свои игровые действия речью.

С целью формирования умения рассказывать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой, логопеду необходимо действия детей постоянно сопровождать вопросами-заданиями:

  • Расскажи, что ты построил (простое распространенное предложение типа: Я построил дом );
  • Расскажи о своей постройке (рассказ-описание: что напоминает твоя постройка, какая она по цвету, форме, величине; из каких частей состоит и т.д.);
  • Расскажи, как ты ее строил (сложносочиненное предложение типа: Сначала я построил стены (квадрат), а потом крышу, потом окна, дверь и трубу) ;
  • Расскажи, как ты будешь с ней играть; что можно с твоей постройкой делать, для чего она нужна.

Литература:

  1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego. – М.: Владос, 2003. – 104 с.
  2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М: Академия, 2003. – С.425 – 438.

Конспект НОД по лего – конструированию.

Тема: «Домик для друзей»

Цель : Продолжать знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой лего - деталей и вариантами из скрепления. Вырабатывать навык различения деталей. Закреплять умение отбирать нужные для постройки детали. Формировать умение употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа – слева, впереди – сзади, ближе – дальше. Воспитывать стремление выполнять постройку красиво. Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога.

Оборудование : Наборы ЛЕГО - деталей, платок, наборы для обыгрывания постройки на каждого ребенка.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Мы сегодня снова отправимся в нашу волшебную страну ЛЕГО. Но в ней случилось несчастье. Пронесся сильный ураган и разрушил красивые домики.

Ребята, вы поможете их починить?

Дети : Да!

Педагог : Сегодня мы перенесёмся в страну ЛЕГО с помощью волшебства.

Закройте глазки, а теперь откройте.

Вот мы и в стране ЛЕГО.

Сначала мы будем восстанавливать постройки, но для этого нужно узнать, из каких деталей они состояли.

Отправляемся на раскопки.

    Развитие ориентировки в деталях.

Игра «Под платочком». (Проводится на ковре ).

Педагог: Мы пришли к тому месту, где когда-то стояли домики. Но вы видите, какой на месте домиков завал. Надо его разобрать.

Дети выбирают все детали, лежащие под платочком, и называют их (по одной детали на каждую форму).

Педагог : Вы такие молодцы, вы так хорошо определили все детали!

    Проводится анализ образца.

А теперь давайте вспомним, какие бывают домики.

Дети рассматривают образец дома и выясняют, из чего сделаны основание, фундамент, стены, как сделаны перекрытия. Обращается внимание на то, как сделаны окна: кирпичики поставлены на бруски, сверху кирпичики накрыты длинной пластиной, которая их скреп­ляет. Благодаря этому они стоят прочно.

Показ иллюстраций домиков .

Педагог: Посмотрите на домик, что можно о нем сказать?

(красивый, одноэтажный, разноцветный, есть окна и дверь и т.д)

С чего начнем строить?

(пол, стены, крыша)

    Физкультминутка.

Педагог: А сейчас, ребята, мы немножко отдохнём и вспомним упражнение.

«Вот какой красивый дом!»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево – вправо).

Будем строить и играть.

(Ритмично выполняют приседания).

Дом большой, высокий строим.

(Встают на носочки, и тянуться руками вверх).

Окна ставим, крышу кроем.

(Выполняют прыжки на месте).

Вот какой красивый дом!

(Указательным жестом вытягивают руки вперед).

Будет жить мишутка в нем.

(Приседают).

    Самостоятельная работа.

Чтобы ваша постройка была крепкой детали нужно соединять аккуратно, не торопясь.

Теперь можно приступать к постройке домиков.

Педагог достает Лего-элементы.

Дети строят домики (под музыку).

Отметить, что все постройки красивые, прочные, аккуратные.

По окончании работы дети рассказывают о своей постройке.

Что вы можете рассказать о своем домике?

Как строили?

Какие строительные детали использовали?

Кто у вас в нем живет?

После занятия дети обыгрывают свою постройку, используя игрушки.