Можно ли стирать на егорьев день. Пословицы, народные приметы и традиции праздников на руси. У южных славян

09.12.2018, 11:03 1.1к

Юрьев день – церковный день памяти Георгия Победоносца, которого в народе называли Юрием или Егорием. На Руси его считали защитником отчизны, а многие русские князья верили в то, что он их благодетель. Юрьев день отмечают два раза в году – 6 мая (Егорий Вешний) и 9 декабря (Егорий Зимний).

Значение праздника Юрий Холодный

Наши предки называли святого Георгия такими именами: Егорий Храбрый, Георгий Победоносец, Змееборец. В его честь построено множество храмов, ему были посвящены стихи, сказания и песни.

В церкви очень почитаются дни памяти Георгия Победоносца.

Со времён правления Дмитрия Донского, святой Георгий считается защитником Москвы. Образ Георгия на коне с копьем в руке изображён на гербе Московского государства, на печатях князей, на монетах.

В 1769 году был установлен военный орден Святого Георгия, он оценивался, как самая почётная награда.

Приметы и традиции на Юрьев день

Егорий работы начинает, Егорий и завершает.

На Руси два Юрия: холодный и голодный.

Егорий с гвоздем, а Никола с мостом. К этому времени начинали дверь оббивать овчиной, утеплять окна.

9 декабря ходили к колодцу и прислушивались к воде: если шумно – будут сильные морозы, если тихо, то зима предстоит тёплая.

Егорий Зимний был заступником диких зверей. Говорили, что в этот день медведь засыпает в берлоге, а волки собираются в полчище, начинают охотиться.

Считалось издавна, что Егорий – владетель над волками. В народе говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал». Это значит, что нельзя спасать животное, которому суждено быть съеденным волками. Этим поступком можно рассердить святого Георгия.

Легенда гласит, что в этот день Егорий бродит по лесу в обличии старика и делит между стаями волков добычу.

9 декабря на Егория нельзя ходить в лес, потому что могут напасть змеи. А по другой версии, Егорий способен защитить человека от змей.

На Юрьев день нельзя было работать, это считалось неуважением к святому. И всем, кто не соблюдал правила, приходили волки и нападали на этого человека.

История праздник Егорий Зимний 9 декабря

В России с этой датой связаны печальные события. Бедные крестьяне закреплялись за боярами. Они обязаны были за неделю до и неделю после Юрьева дня переходить от одного землевладельца к другому. До этого времени требовалось полностью рассчитаться с предыдущим хозяином. Установлены эти две недели были Судебником 1497 года. Когда Борис Годунов пришёл к власти, он отменил указ об установленных днях и неделях.

С этими событиями связана известная поговорка:

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Егорий Вешний (Юрьев день) — день славянского календаря, приходящийся на 23 апреля (по старому стилю) или 6 мая (по новому стилю).

По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал».

Рано утром проводили обряд выгона скота на пастбища. С наговорами молодежь рано утром, пока не высохла Ярилина роса, обходила все дворы:
«Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!»

У южных славян этот день является календарной границей между первой и второй половинами года. Дмитриев и Юрьев день делит год на «дмитровское» и «юрьевское» полугодия.

В этот день перед выпасом хозяева катали по хребту животных пасхальное яйцо желтого, зеленого или красного цвета, которое потом преподносили пастуху с просьбой быть внимательным, не дремать, чтобы животные были накормлены и напоены вволю. Затем скот вербой выгоняли из хлева и кормили особыми хлебцами (бяшками). Перед тем, как животные в первый раз после зимы покинут двор, они должны переступить через поясок, чтобы не забыли дорогу домой. В день Егория Вешнего животные паслись до высыхания росы.

Покровителя пастухов, Ярило, просили защитить животных от хищных зверей. Обряд обхода начинался по звуку рожка, в который дудел пастух и обходил трижды стадо посолонь (по часовой стрелке) и трижды противосолонь (против Солнца). Завершался обряд замыканием круга на железный замок. Считалось, что вокруг животных воздвигалась невидимая защита, которая их убережет от разной нечисти и диких зверей. Иногда обход посевов и выгон скотины совмещались в одном обряде: животных ненадолго пускали на зеленеющие поля, поскольку считалось, что это благоприятствует урожаю и надоям.

В день Егория Вешнего Ярило отмыкает землю, выпускает росу (оплодотворяет) и травы начинают буйно расти. Проводится особый обряд — Отмыкание Земли (или Зарод).

В это время распахивали пашни и начинали сев. Считалось, если омыться чудодейственной Ярилиной росой, то можно стать здоровым и сильным. Вечером ставились качели и проводились всеобщие гулянья. В этот период начинались весенние свадьбы.

Другие названия дня

  • Егорий вешний
  • Егорий голодный
  • Егорий теплый
  • Егорий храбрый
  • Егорий — резвая соха
  • Ерило зеленый
  • Комарник
  • Конский праздник
  • Ленивая сошка
  • Лошадиные именины
  • Отмыкание Земли
  • Праздник пастухов
  • Росенник
  • Скотопас и волчий пастырь
  • Скотский день
  • Юрьев день
  • Ярила вешний
  • В церковном календаре

    Русская Православная церковь в этот день почитает Георгия Победоносца и праведную Тавифу, мучеников: Авраамия Болгарского, царицу Александру, Анатолия и Протолеона; отмечает перенесение мощей священномученика Иоанна пресвитера. Георгия Победоносца просят о детях и воинах; просят помощи при недугах, об охране домашних животных; в скорби.

    У восточных славян

    У восточных славян Юрьев день являлся основным скотоводческим праздником года и первым выгоном скотины на пастбища. В Карпатах совершалось ритуальное доение овец и первые замеры молока. Южные славяне украшали животных и емкости венками из цветов и трав. Магические действия и языческие обряды были направлены на обеспечение благополучия скота на выпасе, повышение плодовитости, защиты от нечистой силы, волков и змей. На Балканах приносили в жертву ягненка.

    В Беларуси, Украине и восточных Балканах проводили обряды в поле, осматривали посевы с молебнами и водосвятием, но без участия священнослужителей. Устраивали трапезы с закапыванием остатков пищи в землю, чтобы повысить урожай. Для предотвращения засухи и града хозяева катались по посевам. С этой же целью в землю втыкали вербу, кресты из веток, свечи, освещенные в церкви, вертел после юрьевского ягненка. На пашнях молились, целовали землю, окропляли святой водой посевы. В восточных частях Беларуси всем селом жгли большие костры.

    У южных славян

    Юрьев день открывал новое полугодие (у сербов — «джурджевско»), которое продолжалось до 26 октября (8 ноября по новому стилю — Дмитриева дня) – начала «митровско» (дмитриевского) полугодия.

    В северо-западной части Хорватии и в Словении выполняется Зеленый Юрий – обрядовая процессия, которую возглавляет человек, покрытый зеленью с головы до ног. Также сербские мужчины в канун 23 апреля плели большую корзину из зеленых веток, наполняли ее венками и зеленью. Затем, перевернув вверх дном, надевали ее на плечи главаря процессии, состоящей из конных и пеших мужчин, украшенных цветами и играющих на музыкальных инструментах. Около каждого дома они пели песни, а хозяева поливали их водой из подойника.

    У хорватов такой персонаж назывался «Юрий» или «Зеленый Юрий». У словенцев молодые мужчины бросали «Зеленого Юрия» в реку. По другим источникам, в воду бросали корзину или просто обливали ряженого.

    В этот день отменялись многие запреты на еду. Разрешалось употреблять в пищу молодое мясо, молочные продукты, зеленые овощи; готовили сыр, ягнятину и домашнюю птицу. До этого можно было есть только овощи урожая прошлого года, а мясо и молоко не употребляли с начала (или с 1 марта). На молоко запрет был особенно строгим. Если у овцы погибал приплод, ее молоко выливали в реку, чтобы не оскверниться им.

    Первый надой предназначался предкам — его лили в воду, раздавали соседям для поминовения душ и так далее. Нарушение этого обычая грозило болезнями скота и гибелью приплода.

    Матери, потерявшие грудных младенцев, особенно строго выдерживали запрет на употребление молока, поскольку верили, что их умершие дети живут на молочных деревьях и пьют этот напиток. Если мать нарушит табу, то ребенок отлучается от дерева, голодает и проклинает ее.

    Многие славянские традиции и обряды в Юрьев день выполнялись для защиты от града. Словаки и болгары не делали никакую работу, которая сопровождалась шумом: не ткали, не выбивали палками белье, не пользовались мельницами. Также не выносили из дома молоко и не ели продукты из него на улице. Парни, взяв с собой шкуру обрядового ягненка, живую курицу, лопату, задвижку от запруды при мельнице, обходили кругом деревню и поле. Когда круг замыкался, все это закапывали в землю, символически запирая и предохраняя дома и посевы от града.

    Егорий Вешний или Юрьев день являлся первым из нескольких праздников, когда растения наделялись, помимо лечебных свойств, еще и магическими качествами. Ими украшали дома и хозяйственные постройки, кормили скотину, сушили для лечения и для оберегов. В обрядности восточных и южных славян этот день принадлежит магии и здоровью. Они занимались сбором росы для лечения в течение всего года, кувыркались по ней в поле, опоясывались зелеными ветками на голое тело, взвешивались на весах, которые укреплялись на молодых деревьях, чтобы быть здоровыми.

    Южные славяне в этот праздник гадали по сорванной зелени: если к утру, она оставалась свежей, то это сулило долголетие и здоровье, если же стебли увядали – предвестие болезней и смерти.

    В некоторых районах Сербии вплоть до недавнего времени группа девушек (кралица) ритуально обходила хаты с пожеланиями счастья и долгих лет жизни всем домочадцам.

    Болгары с 1880 года славят храбрость в день святого Георгия Победоносца. Они проводят воинские парады, освящают боевые знамена — по сути, отмечают день Болгарской армии.

    Особое значение эта дата имеет для болгарских цыган. Они считают своим покровителем Георгия Победоносца, их праздник называется Эдерлези. Цыгане закалывают и жарят на вертелах ягнят, вымаливают здоровье больным детям.

    Православные гагаузы 23 апреля (6 мая) отмечают Хедерлез, древний языческий праздник. В этот день они также почитают Георгия Победоносца. В обрядах прослеживаются древние скотоводческие традиции, ведь раньше в этот день между хозяевами и пастухами заключались договоры.

    Праздник в XIX веке длился 3 дня. Накануне убирали дома и в золе пекли хлеб между 2-х сковород. В день Георгия Победоносца разжигали большой костер посреди деревни и прыгали через него. Потухшие угли засыпали землей.

    ЕГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

    Это - один из самых популярных сельскохозяйственных праздников. Множество пословиц и поговорок связано с этим днём: "На Егория вешнего только ленивая соха не выезжает в поле"; "Юрий работу начинает, Юрий (зимний) и кончает”; "Храбрый ты наш Егорий, ты паси нашу скотину в поле, и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого".

    Так как Егорий считался покровителем и заступником скота, то в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище, на,так называемую,"Егорьеву росу". Выгоняли скот прутьями вербы, сохранившимися от Вербного воскресенья. К важному этому событию из хлебного теста готовили символические изображения коров, лошадей и других домашних животных; такие же изображения изготовлялись к этому дню и из глины. В народе верили, что 6 мая (23 апреля по ст.ст.) сам святой Георгий незримо выезжая на своём белок коне в поля, чтобы охранять скотину от хищных зверей и всякой другой напасти.

    Покровительствуя скоту, внимательно следит Георгий за работой пастухов, тех, от кого зависит благополучие скота. Отсюда и возник древний обычай: отпуская пастухов в этот день на пастбище, их окачивают холодной водой - чтоб были бдительнее и не дремали. Часто приговаривали и сами пастухи, также возлагавшие большие надежды на помощь святого Георгия: "Хоть все глаза прогляди, а без Егорья за скотом не уследишь".

    Праздник святого Георгия в народном восприятии - это весеннее празднество земли (недаром имя "Георгий” в переводе о греческого означает "земледелец"). Отсюда и множество поговорок о радостном "Побуждении земли: "Егорий землю отмыкает"; "Егорий весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет"; "Егорий храбрый - зиме ворог лютый"; "Пришел Егорий, и весне не уйти".

    В православном календаре этот дань - тоже очень важная дата. С именем святого Георгия, по преданию зверски замученного при императоре Диоклетиане, связано множество ярких легенд, на протяжении многих столетий поражавших воображение православных христиан.

    Самая известная на них, та, которая и создала прославленный многочисленными иноками зримый образ святого, - это предание о том, как святой Георгий победил змея, в течение долгого времени жучившего жителей Бейрута. Змей этот обитал в озере, неподалеку от города, и, выходя из своего логова, похищал многих людей, пожирая их затем в глубинах озера, а воздух города и его окрестности заражал своим зловонным дыханием, отчего в стране этой жители умирали от мучительных болезней.

    Много раз выходили отважные воины на битву со змеем, но всякий раз бывали побеждены им, а растерзанные трупы их поглощали волны страшного озера. И вот граждане Бейрута собрались и устроили совет, как им избавиться от кровожадного чудовища. Но не могли найти ответа. И тогда некий маг и волшебник подсказал им, что озёрный гад тогда лишь успокоится и перестанет поганить землю бейрутскую, когда жители города согласятся каждый день по жребию отдавать ему своих сыновей и дочерей.

    Поверили несчастные обитатели Бейрута магу и поклялись исполнять его совет. Царь же бейрутский, чтобы скрепить эту клятву своим словом, сказал своим подданным, что когда дойдёт до него черёд, то и он отдает свою единственную прекрасную дочь ненасытному чудищу. На том и порешили. Каждый день отсылали жители города на берег, озера юношу или девушку, и каждый день пожирал змей свою новую жертву, оставляя родителей её в неутешном горе и слезах. Вот дошла очередь до царского дома. И не мог царь нарушить своя царскую клятву.

    Горько оплакивая свою единственную дочь, нарядил он её в красивейшие одежды, украсил драгоценнейшими камнями и отвёл на берег озера в урочное место. Сам же с большой свитой и толпами опечаленного народа отошел на безопасное расстояние от проклятого озера. И вот в этот момент, когда из вспенившихся черными валами вод, появился готовый сожрать новую жертву змей, свершилось чудо - неизвестно откуда прискакал на белом коне юноша с золотым копьём в руке. Обратившись к царевне, которая уже приготовилась к смерти, он сказал:"Не бойся, царевна, потому что именем Бога истинного спасу я тебя от змея.

    Осенив себя крестным знаменем, ринулся юный воин на чудовище, ударил его копьём в горло, проколол его и прижал к земле, конь же потоптал чудище ногами. Отважным этим ратником и был святой Георгий Победоносец. Поразив змея, он велел царевне связать змея своим поясом и отвести в город как покорного пса, что та и сделала.

    Жители Бейрута, видя эту процессию, в ужасе стали разбегаться, но змей уже был лишен своего колдовского могущества и не мог больше причинять людям никакого вреда. После этого святой Георгий умертвил змея мечом посреди города, а жители сожгли труп чудовища за пределами городских стен. Многие же из них приняли христианство, и с тех пор город этот не подвергался нападениям злобных чудовищ.

    Юрьев день (Егорий Осенний) 9 декабря 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, приметы этого дня, традиции, история . Ежегодно 9 декабря отмечается народный праздник Юрьев день, он же Егорий Осенний.

    В православном календаре эта дата посвящается годовщине освящения собора великомученика Георгия Победоносца в Киеве. В народе святой считается покровителем земледельцев и повелителем волков. А «осенний» он называется потому, что по старому стилю праздник отмечали 26 ноября, то есть осенью.

    В народе праздник имеет несколько названий – Юрий Холодный, Юрий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный, Егорьев день, Георгий Победоносец.


    История гласит, что у дворян было принято строить храмы в честь своих небесных покровителей. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый также повелел выстроить церковь в честь святого Георгия, чьим именем он был назван при крещении. Для строительства выбрали место недалеко от Киевского Софийского храма. Освящение храма было 26 ноября 1051 года. Князь завещал праздновать каждый год это событие. Так этот день является особой датой в православном календаре и в настоящее время.

    Юрьев день (Егорий Осенний) 9 декабря 2017 года имеет свои обычаи, приметы, традиции. Считается, если собираешься в этот день в дальнюю дорогу, нужно отслужить молебен о благополучном окончании пути.
    В нарде есть примета, что нужно раздать до Егория Осеннего все долги. В противном случае всю жизнь проживешь в долгах.

    Юрьев день очень ценился во времена крепостного права. Причиной тому было право крестьян в течение недели до праздника и недели после праздника перейти от одного земледельца к другому. В конце XVI века Борис Годунов отменил это.

    По этой причине в народе появилась пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» , означающая горькое сожаление о потере права выбора.

    Имеет Егорий Холодный 9 декабря 2017 года свои приметы . Говорят, если в Юрьев день 9 декабря волк воет рядом с жильем, то ждать сильных морозов. Если из колодца не доносится ни плеска, ни шума, то и вся зима будет тихой и спокойной. А если в этот день вода в колодце шла рябью, то будут метели и вьюги.

    Народный праздник Егорий Вешний, он же Юрьев день, отмечается 6 мая 2020 года (по старому стилю - 23 апреля). В православном церковном календаре это дата памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца - одного из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные - Егорий и Юрий.

    Содержание статьи

    История

    Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

    Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

    Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

    Традиции и обряды

    Этот день посвящают земле и домашним животным. С Егория Вешнего начинаются основные полевые работы. На засеянных нивах проводят молебны, окропления земли святой водой. Хозяева уделяют много внимания домашней скотине: чистят, моют, кормят вкусно и сытно.

    Это также праздник пастухов. Их привечают в этот день, дарят подарки, кормят яичницей.

    В этот народный праздник нельзя заниматься шерстью. Некоторые женщины, которые прядут или вяжут, предпочитают даже не смотреть в этот день в ее сторону. В противном случае волки много овец утащат.

    Приметы

    Если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес.

    День выдался теплым - лето будет ранним.

    Если на Егория Вешнего идет ливень - будет много травы и, соответственно, сена.

    Ветер с севера предвещает ранние морозы осенью.

    На березе листья крупные, значит, урожай будет хорошим и обильным.

    Нельзя ссориться или громко, эмоционально спорить о чем-нибудь - может убить грозой.