Музейный урок «Традиции женской одежды ногайцев. Ногайская национальная одежда. Презентация на тему одежда ногайцев

В Дагестане проживает 72 народности. Представители каждого народа имеют свой особенный исторически сложившийся национальный костюм. Сегодня нередко старинные искусно сделанные национальные костюмы на торжественные мероприятия и праздники одевают старейшины и даже официальные лица. Красота национальной одежды и ее историческая значимость высоко ценится и молодым поколением дагестанцев. Костюмы бережно хранят и передают по наследству.

Для начала давайте рассмотрим особенности мужского и женского костюма жителей Дагестана.

Мужской костюм

Мужской национальный костюм у всех народов Дагестанской республики практически не отличается от одежды других народов Кавказа.

Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.

Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.

Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.

Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха - это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.

От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги.

Женская одежда

Костюмы дагестанских женщин очень разнообразны, отличаются широкой цветовой гаммой, кроем, отделкой и украшениями. Женская одежда со временем изменилась гораздо меньше мужской, отражала этнические особенности, нравы и обычаи древности, территорию проживания.

Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальное положение и богатство. Молодые девушка одевались в одежду ярких цветов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду.

Как уже говорилось выше, одежда различалась у представителей народностей, проживавших на разных территориях. Предлагаем более подробно рассмотреть особенности национального костюма в различных частях Дагестана.

Нагорный Дагестан

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубаха туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, что длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка - чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

Южный Дагестан

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма - многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Второй особенностью женского костюма являлось обилие украшений на платье. Одежда была отделана драгоценными камнями и золотыми и серебряными монетами, расшивалась крупными узорами.

Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета.

На голове женщины носили шелковые или шифоновые платки.

Кумычки и чеченки

Традиционным у кумычек и чеченок-аккинки было распашное платье-къабалай с широкой длинной юбкой.

Платье было украшено двойными застежками и серебряным филигранным поясом на талии. Къабалай имело двойные рукава: нижние - узкие длинной до кисти руки и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу.

На голове носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди.

Ногайки

Костюм ногайцев более всего походит на среднеазиатские одежды. Наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.

Женщины носили стеганый кафтан-бешмет. Головным убором молодых девушек были красивые тюбетейки, а для женщин старшего возраста платки.Сегодня на российском рынке появляется всё больше фирм и компаний, предлагающих качественную офисную технику. Вместе с тем, предложения эти зачастую оказываются неприемлемыми по цене… И лишь немногие фирмы предлагают свои покупателям технику, отличающуюся приемлемым балансом цена-качество. Среди этих фирм - и интернет магазин «VSEPRINTERA.RU», предлагающий принтеры и расходные материалы к ним. Чтобы , обязательно зайдите на вебсайт магазина!

Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки (къыспа), кафтана (еленъ), бешмета и черкески (у богатых), бурки (ямышы), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины XVII века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские, - нередко традиционную одежду.

В XIX веке существовали две формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт большой, в меньшей степени малой семьи был строго регламентирован. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата (система мусульманского права), что способствовало сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщины и младших мужчин.

Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и другие песни, песни-оплакивания), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

Большое развитие получили музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан народный календарь, развиты народная медицина и ветеринария. Сохранялись элементы традиционных верований, связанные с культами природы.


Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков (рис. 14-20). В нем объединены черты, отражающие традиции как кочевого, например, длинный бешмет, так и оседлого образа жизни (может, и подражающие соседи им горским народам - у них бешмет был короче). Как и в некоторых других сторонах материальной культуры, в одежде ногайцев имеются особенности, которые были свойственны в прошлом разным группам ногайцев, живших в различных климатических условиях.

Рис. 14. Ногайцы. 1636 г. Рис. 15. Ногайские костюмы
[из кн.: Олеарий А. Описание (ногайская княжна и простой ногаец),
путешествия в Московию и через 1789 г. Рисунок Я. Потоцкого
Московию в Персию и обратно. - Спб., 1906]

Рис. 16. Терские ногайцы. 1770-1771 гг. Рисунок Г. Белого [из кн.: Guldenstadt J. A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Geburge. - St. Petersburg, 1787]
Натуральный в своей основе характер ногайского хозяйства в прошлом оказывал влияние на одежду населения. Широко использовалась одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашнего производства, из войлока, шкур и кожи домашних и диких животных.
Вместе с тем еще в XV-XVI вв. ногайцы получали из Москвы сукно, холсты, через существовавший в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайские, индийские шелка и другие ткани. Позже покупали персидский ситец, льняные русские полотна, шелк в нитках. В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист - батис, диагональ - дыгнал. Другие названия тканей указывают на широкий ареал их бытования и у народов Северного Кавказа. Например, у ногайцев - шилле явлыкъ, у карачаевцев - чилле, у кабардинцев - щылле (шелковый платок, натуральный шелк); у ногайцев - ка-
теби, у адыгов - къатаби, у осетин - хъасдабас (бархат). Словом «къатеби» у ногайцев называют и вельвет. Многие наименования видов тканей общие для некоторых тюркских народов, а иные - собственно ногайские. В целом, одни названия тканей указывают на давние торговые связи ногайцев с соседними народами, другие - на то, что они издавна появились и бытовали у ногайцев. Обратим внимание на эти названия: шелковая ткань - камка, ткань - кумаш, сукно - шыт, сатин (холст) - кетен, бязь - боьз, ситец - шыт, сатин - лаьстик, куьршенке, байка - тувмыс, маркизет - дуьлбет, шелк - даьрий, тисненый ситец - саьрпинке кумаш, трикотаж - тор кумаш, тонкая шерстяная ткань для женского платья - кагоьт, буклированная ткань - буьрлентуьйин и др.

Р и с. 18. Ногайка. Конец XIX в. [МАЭ. № 1403-21]
(фото Ордэна)
Мужская одежда ногайца включала в себя нательную рубаху (ишки коьйлек), которая заправлялась в штаны с широким шагом, иногда носилась и навыпуск. Из более грубой и плотной ткани шили верхнюю рубаху (тыс койлек). На рубаху надевали куртку-

Рис. 17. Ногайцы. 1858 г. [МАЭ. № 1403-74] (фото Ордэна)

безрукавку (кыспа, курте тон). Существовал и легкий кафтан (еленъ) без подкладки. Богатые степные ногайцы носили бешмет (каптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Принадлежностью легкого верхнего костюма была также чекмень (шепкен). Бытовала у ногайцев и так называемая кавказская рубаха до колен (койлек). В XIX в. у ногайцев появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плечами (ямышы). Зимой поверх легкой одежды надевали шубу (тон), а для повседневной - рабочую шубу (шонтык), которая была короче и выше колен. Из овчины шили безрукавку (мелте тон), надеваемую под кафтан. Самой распространенной у ногайцев была цельнокроеная шуба (пишилген тон), несколько меньше - с отрезной талией - буьрме тон (букв, шуба в складку). Все виды шубы шились с воротником. Имелось два вида воротника: стоячий (тутпа яга) и отложной (яйма яга). Делались вшивные карманы (къыйыкъ кисе). Рукава и подол имели оторочку (аьдипли, кырпувлы). Для шубы - буьруьв тон - были характерны вшивные прямые рукава (сукпа енъ). Запах (каплама) шубы шел слева направо.
Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся кожаный поясной ремень (белбау). Наряду с ремнем старики пользовались кушаком - скатанной или сложенной двухметровой полосой шелковой ткани. Разнообразны были головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка-ушанка (кулакшын боьрк), изготовленная из овчины (элтир боьрк, корпе боьрк). Носили также кругловерхую баранью шапку, крытую сукном, под ней иногда маленькую шапочку (аракчин), шитую мишурой. Летом носили матерчатую шапку (топыш борк или тобытай) на подкладке из легкой ткани и на верхушке украшенную бахрамой и войлочную шляпу (кийиз боьрк) с круглой тульей и широкими ПОЛЯМИ, украшенную по тулье шнурком. В дождливую и снежную погоду ногайцы надевали башлык (баслык). Ногайский башлык отнесен к прототипу головного убора жителей Средней Азии VI-IV вв. до н. э., а также гуннов [Гаджиева, 1976. С. 123].
Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной обувью в широких слоях населения были поршни (лапти из целой сыромятной кожи) - ыдырик. Их шили из кожи крупного
рогатого скота. Из воловьей или коровьей шкуры шерстью внутрь шили также другой тип чувяков (кон шарык), в которые зимой для утепления клали мягкую сухую траву (шевей). Эта обувь бытовала и у других народов Северного Кавказа. Из сафьяна или хрома шили чувяки на твердой подошве (бапиш). Носили бапиш с чулками (мес). Мес делали из желтого или красного сафьяна. В ходу были сапоги (этик) из верблюжьей или коровьей кожи.
Траурная одежда была темного цвета. Старики, побывавшие в Мекке на паломничестве, носили чалму.
Мужскую одежду дополняло оружие (савыт-садак) и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев и военная организация их связана с золотоордынским периодом истории народа [Гаджиева, 1976. С. 19, 162; Ялбулганов, 1998].
Кочевник был вооружен луком (яй) со стрелами (окъ) - наконечник стрелы назывался йебе, топором (балта), копьем (суьнги, най- за), щитом (калкан), деревянной дубинкой (шокпар), мечом (алда- спан), шашкой (кылыш). Воин надевал панцирь (куьбе, куьренке), шлем (тувылга), сетчатую кольчугу (куьбе, телегей). Для стрел была специальная сумка (карамсак). Первые ружья появились в XVII в. Для драки пользовались плетеной нагайкой - камшы, палицей из дерева - шокъпар, кнутом - сыбырткы.
Мужчины, как правило, брили голову. У мальчиков оставляли на голове чубчик (кекел), а у юношей чуб (айдар). Старики и мужчины носили бороду.
Женский костюм по покрою близок к мужскому. Но в нем ярче проявлялись возрастные и социальные различия. Широкое расселение ногайцев внесло свои изменения как в покрой, так и в материал для женской одежды. Различия стали проявляться во второй половине XIX в., когда контакты между разными группами ногайцев ослабели. Женскую одежду также можно разделить на нательную, верхнюю, праздничную, будничную и траурную. Носили штаны, поверх них туникообразную рубаху (коьйлек). На платье-рубаху надевали короткий шелковый кафтан (зыбын). Его шили по талии, и он плотно облегал фигуру. На рукава зыбына нашивали нарукавники (енгсе). Часто шили кафтан без рукавов (кыспа, елен). Воротник был стоячий, простроченный. Другой верхней одеждой было распашное платье

Р и с. 19. Ногайские девушки в национальных костюмах. Караногай. Конец XIX в.
(фото Д. Ермакова)

(шыба). Оно было длинным с облегающим лифом, рукава - тоже длинные. На рукава праздничных платьев пришивали нарукавные подвески (капашык). Нарядные платья украшали шитьем, обрамляли галуном. К верхней одежде принадлежал бешмет (каптал). Богатые женщины надевали бешмет из красного или зеленого шелка, украшенный нагрудником (тоьс туьйме), и подпоясывались широким ремнем (кусак). Бешмет шился длиной до колен со стоячим воротником, высотой 2-3 см, на подкладке из легкой ткани, а для зимы - подбитый ватой, шерстью. Простегивали его сверху вниз стежкой.
Зимой женщины носили также меховые шубы (тон) - мехом внутрь. Их изготовляли из мерлушки (элтир тон), каракуля (коьрпе тон), овчины (тери тон), выдры (кундуз тон). Покрой шубы напоминал бешмет. У богатых он был крыт атласом, у бедных - практичным сукном. Ворот, подол, рукава украшали оторочкой.

Рис. 20. Женщина в ногайском национальном костюме. На заднем плане выполненная ее руками кошма (кийиз) с изображением родовой тамги S. Терекли-Мектеб. 1985 г. (фото И. Матакаева)

Традиционные женские головные уборы разнообразны - это такъыя, кундыз боьрк, ока боьрк. Такъыя - это девичья шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такъыя были нашиты серебряные украшения, монеты. Шадочка такъыя известна у туркмен, каракалпаков и других тюркских народов. Кундыз боьрк шили из меха выдры с красным суконным верхом, на который нашивался серебряный галун; носили ее до замужества. Ока боьрк (букв, галунная шапка) - это женский головной убор, который был распространен больше у кубанских ногайцев и частично у джембойлуковцев, етисанцев, едишкульцев. Она была высокой, с полусферическим верхом. Поверх нее женщины носили платки (явлык). Они зависели от сезона. Зимой это были пуховые вязаные платки. Есть мнение, что «именно ногайские женщины положили начало вязанию непревзойденных пуховых платков - известных в мире как оренбургских [Глухов, 1993. С. 94].
После свадьбы молодая женщина в знак замужества надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы надевалась ткань в форме косынки с опускающимися сзади концами, спереди обшитыми драгоценностями (келиншек сулауш).
Под тастаром женщина носила другой длинный разноцветный платок (байлауш), которым несколько раз обвязывали голову, а концы его свисали на спине под тастаром. Во время праздников спереди на платок нашивали кораллы, бусы.
Во время траура у женщины белый тастар заменялся желтым, а красная рубашка - темною.
Носили также различные косынки: явлык, шокъа"йа, бастарт- кыш. Ногайки, жившие у Терека, носили на голове наїдку (шутку). В непогоду поверх платков надевали суконный дождевик (ям- гырлык), сшитый как башлык.
Из красного или желтого сафьяна шили красиво отделанные сапоги (атув или этик) с прямыми или загнутыми носками. Молодые женщины и девушки носили туфли на каблуках (баьпиш) с приделанными к каблукам маленькими звоночками (коягырав). Летом носили различные чувяки (шарык). Существовала обувь типа башмак (басмак) - красные или черные башмаки с прочными подборками. А вот тип обуви в форме сандалии с двумя деревянными подставками, обшитыми кожей (тавалдырак или агашаяк), встречается не только у ногайцев Севершго Кавказа,

но и Крыма" [см. Крымские татары, 2005. С. 62], также, что интересно, и у контактировавших с ногайцами черкесов, у которых самоназвание не указано, а отмечено, что «женщины высшего сословия нашій носили ходули (в виде скамеечек)» [Калмыков, 1974. С. 170]. В то же время башмак - деревянные сандалии" - известен в Японии, Китае. Будучи в древности соседями восточньгх народов, не перенесли ли ногайцы этот тип обуви и на Кавказ?
Украшения у ногайских женщин, как у большинства народов Востока, были традиционно серебряными, золотые встречались реже. Распространены были кольца, серьги, перстни, наручные браслеты. Ногайские женщины любили и носили украшения не только из золота и серебра, большой популярностью пользовались драгоценные камни. Об этом свидетельствуют и названия на ногайском языке: агат - кантас, коралл - маржан, жемчуг - ынжы, рубин - лал, яхонт - якут,/изумруд - зубаржат. Достоин внимания следующий факт. Очевидцы писали, что девочки с ранних лет на крыле носа или на носовой перегородке носили кольца (алка, тога). Тога носили не только девочки, но иногда и мальчики, обручённые до рождения родителями. «Родившаяся первою, а также и некоторые другие из их дочерей, если они еще в чреве матери были обещаны богу или известному имаму и святому, носят... в правой ноздре кольца с бирюзою, рубином или кораллами; подобные же кольца носят мальчики в ушах» [Олеарий, 1906. С. 405].
Придавая^ большое значение своей внешности, ногайка пользовалась парфюмерными изделиями, покупала кенас для мытья волос, краску/для ногтей, румяна и белила.
Большие преобразования в ногайском костюме произошли в годы советской власти. Коллективизация сельского хозяйства, завершении перехода к оседлому образу жизни, индустриализация страны, появление городских жителей из среды ногайцев способствовали: модернизации костюма.
Мужоккя одежда ногайцев претерпела значительные изменения уже в первые годы советской власти. Фабричные сапоги, ботинки, галоши заменили самодельную обувь. Тогда же получила широкое распространение одежда военного покроя: галифе, рубаха со стоячим ворртником и накладными карманами на груди. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали узким ремнем.

В настоящее время ногайцы надевают шапки, кепки, фуражки. Старики носят штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясывая его узким ремешком, кожаные чулки с галошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя.
Старинная мода сохраняется лишь у незначительной части пожилых людей. Войлочные шляпы и башлыки носят старики и люди, занятые на полевых работах. Традиционные черты сохраняются в одежде пожилых женщин, которые носят длинные платья, теплые шали, большие платки. Молодые женщины и девушки одеваются по-городскому. Но в последнее время молодые женщины стали проявлять интерес к некоторым элементам старинной одежды (пояса, серьги, браслеты). Лучшие ногайские народные украшения в годы голодовок были обменены на продукты или проданы ювелирам и, таким образом, почти потеряны для народной культуры.
Ныне используется фабричная ткань. Домотканое сукно исчезло. Одежда, обувь, головные уборы покупаются в магазинах или заказываются в местных ателье. Одежда сельского и городского населения отличается лишь в деталях.
Характеризуя современную одежду ногайцев, нельзя не отметить различия в элементах костюма ногайцев, живущих в разных регионах.
У ногайцев Северо-Западного Прикаспия господствует единый тип одежды, у кубанских ногайцев несколько иной. У женщин Северо-Западного Прикаспия сохранилось относительно больше элементов старого женского костюма и своеобразие в стиле.
В этнографической науке уже давно установлено, что одежда может служить источником для выявления древних этногенетических и культурных связей. Для ногайцев эти связи, как выше уже отмечено, особенно широки и многообразны (Гаджиева, 1976; Керейтов, 1984, 1988).
Детали и названия видов одежды у ногайцев указывают на их древние корни и связи. Термин «тон» в значении «шуба» зафиксирован еще в древнетюркских рунических текстах. В этом же значении это слово представлено в тюркских языках Северного Кавказа, а также в киргизском, тувинском, хакасском, шорском, алтайском и других языках. У ногайцев до недавних пор существовали штаны из обработанной шкуры шерстью внутрь - саксыр, впоследствии
это название перешло к ватным штанам. Штаны из обработанной шкуры были распространены у многих народов, имеется аналогия с такими же штанами у монголов [Викторова, 1980. С. 33]. Интересным в ногайском языке является термин «кисе», обозначающий в настоящее время карман. Вместе с тем в прошлом так назывался мужской пояс, на который навешивали предметы нелегкого чабанского труда: нож, шило, трубку и т. д. В Ногайской степи нам довелось у одного информатора увидеть набор чабанской атрибутики с поясом. О таком наборе, существовавшем во многих местах, рассказывал известный художник, ныне покойный С. Батыров. То есть название пояса «кисе» перешло к карману. Такие пояса в прошлом были у казахов, киргизов и назывались кисе. Описывая вооружение казахов, Ч. Валиханов приводит рисунок пояса с сумкой, называя его kice [Валиханов, 1961. С. 466-468]. На основе значительного количества работ С. М. Абрамзон проанализировал присутствие кисе у киргизов [Абрамзон, 1971. С. 136-137].
Приводится интересная запись Ф. В. Пояркова о наличии кисе у киргизов. «У мужчин на опояске огниво (оттук), шило (шибе- ге) и сумочка с расческой для бороды (сакал тарак) и другие принадлежности. Прежняя опояска из ремня - кисе - вышла из моды и встречается очень редко у стариков... Кисе делается из ремня шириной от 1 до 3 вершков, к концу ремня прикреплен крючок, а по длине пояса-рсмня делаются дырочки для зацепки крючка; на правой стороне ремня пришита полукруглая сумка из кожи, сверху закрывающаяся крышкой во всю сумку, в которой имеется дратва (тарамыш), ремешки для сшивания седельных принадлежностей (тасма), а с левой стороны привешен нож и другие принадлежности. Прежде все это отделывалось серебром, медью, оловом и железом» [Абрамзон, 1971. С. 136].
Данный пояс у некоторых народов Северного Кавказа превратился в повседневный, иногда и праздничный, где место шила, трубки, ножа заняли подвески-украшения, иногда серебряные, в большинстве теперь встречаемые у старцев и артистов самодеятельных и государственных ансамблей танцев. И, таким образом, он в настоящее время как мужской тонкий кожаный пояс известен и у не тюркских соседей ногайцев на Кавказе. Не принесли ли его сюда предки или сами ногайцы?

Есть еще одно любопытное наблюдение С. М. Абрамзона относительно детали девичьей одежды у киргизов, наталкивающее на такую же мысль о девичьей одежде ногайцев. Дело в том, что у ногайцев сохранился термин «коькшыба», обозначающий ныне исчезающий из быта корсет девушки, снимаемый женихом в первую брачную ночь. Суть в самом существовании до недавних пор такого корсета у ногайцев и его аналогии у других родственных народов. В свое время Ч. Валиханов отметил следующее: «Говорят, что в прежние годы девицы носили корсеты (затягивали (ими) груди), называемые кщсхзбекgt;gt; [Валиханов, 1961. С. 267]. В древнетюркском anoBapejKOKuz переводится как грудь [ДТС. 1969. С. 313]. Ногайский язык, сохранив слово «коькшыба», видимо, утерял значение первой части его, ибо нынекоьк - голубой, а шыба - платье, т. е. голубое платье. Абсурдно называть корсет голубым платьем. Грудь вообще называется коькрек. Видимо, в древности ногайцы словом «коькшыба» называли корсет. Есть интересные данные о том, что у узбеков Ферганской долины в первой четверти XX в. была рубаха, называемая ногай куйнак (ногайская рубаха), имевшая вертикальный разрез спереди и стоячий воротник, плотно охватывавший шею, иногда украшенный рюшем, плиссировкой. Вертикальный разрез ворота закрывался складкой, закладывавшейся посередине всего полотнища стана (спереди и сзади), складку зашивали по линии груди [Рассудова, 1978. С. 161].
В женском костюме привлекает внимание бытовавшее до недавних пор среди ногайских женщин Северо-Западного Прика- спия специальное приспособление для волос - шашбау (букв, волосяная веревка). Данный элемент перекликается с накосниками киргизских женщин, называемыми чачпак или чачкап (мешок для волос) [Абрамзон, 1971. С. 139], у татарок [Мухамедова, 1972. С. 103], у некоторых народов Северного Кавказа [Студенецкая, 1989. С. 198-199]. Этот элемент в одежде туркмен, сравнивая его с девичьим головным убором у удмуртов, чувашей, башкир и ногайцев, Г. П. Васильева отнесла к числу скифо-сарматских элементов [Васильева, 1979. С. 200]. Она же отмечает в другой работе наличие девичьей шапочки такъыя [Васильева, 1954. С. 172], как и у ногайцев, киргизов. Близкую аналогию к киргизским женским ша
почкам (кеп такыя) имеют повязки у южных монголок-узумчин, от которых на виски опускались нити кораллов и серебряных или металлических пластинок и цепочек [Абрамзон, 1971. С. 139]. Термин «такийе», обозначающий шапочку, встречается в источниках XVI в. у народов Средней Азии [Мукминова, 1979. С. 74].
Интересным видом женской ногайской одежды был род чепчика - сылауш. Он имел аналогии не только у туркмен Северного Кавказа, но и у татар-мишарей - сылавыч [Мухамедова, 1972. С. 102].
Привлекает внимание и специальный белый платок (тастар) замужней женщины-ногайки. Такой тип платка был распространен у многих народов: татар, башкир, алтайцев [Шарифуллина, 1991. С. 76; Руденко, 1955. С. 195; Прыткова, 1953. С. 161]. О. А. Сухарева женский головной убор тастар связывает с дастор, обозначавшим в Средней Азии в XVI-XIX вв. мужскую парадную чалму, и считает, что он пережил такую же эволюцию, как и термин «то- кия» (у ногайцев - «такъыя») у народов Средней Азии, имеющий арабский корень [Сухарева, 1978. С. 327, 344]. Интересно то, что тастар у современных соседей ногайцев не встречается. Осталось название у некоторых народов Средней Азии, Казахстана, Поволжья. Но, как показали исследования одежды народов Средней Азии, термином «дастар» иногда обозначали и чалму. «В средневековье, как и позже, чалма имела ряд вариантов. Для ее обозначения в источниках используются термины «дастар» и «футе». Автор «Рашахат айн ал-хайат» рассказывает, что, когда Ходже Ахрару доложили о приходе его старшего сына Ходжа Калона, Ахрар приказал принести ему другую одежду и облачился в выходной халат и сапоги. Сняв с головы чалму (футе), он заменил ее дастаром» [Мукминова, 1979. С. 74].
Множество параллелей имеют почти все виды одежды ногайцев. Это особенно выявляется при сопоставлении девичьих и женских головных уборов. Они в основном имеют абсолютное или значительное сходство как в названиях, так и в формах, способах оформления и ношения с головными уборами народов Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Казахстана, Кавказа [Мухамедова, 1972. С. 100-104; Шарифуллина, 1991. С. 75-78; Сухарева, 1974. С. 306-307; Гаджиева, 1981. С. 93].

Интересно изготовление ниток из сухожилий животных. Такая нитка у ногайцев называлась тарамыс. Ее делали из спинных и ножных сухожилий крупного рогатого скота и лошадей. Изготовлением ниток занимались женщины. Эту картину наблюдал у древних монголов Г. де Рубрук, который писал: «Именно они разделяют жилы на тонкие нити и сплетают их в одну длинную нить» [Рубрук, 1957. С. 101]. Об этой особенности изготовления женщинами ниток С. И. Вайнштейн замечает: «У всех других кочевых скотоводов Евразии приготовление нитей из сухожилий также было делом женщины» [Вайнштейн, 1972. С. 256]. Такими нитями ногайцы шили одежду из шкур и изготовляли кожаную утварь вплоть до XX в., в иных местах к этому способу шитья обращаются и теперь (рис. 21, 22).

Рис. 21. Веретено, прялка и пряжа, а также музыкальные инструменты ногайцев [из кн.: Гмелин С. Г. Путешествие по России. - Спб., 1777. Т. И]

Останавливаться на всех фактах связей ногайской традиционной одежды и одежды народов Северного Кавказа, Поволжья, Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии, особенно татар, казахов, киргизов, кумыков, вряд ли правомерно. Дело в том, что в отмеченных исследованиях С. М. Абрамзона, Р. Г. Мухамедовой, Ф. JI. Шари- фуллиной, Е. Н. Студенецкой, С. Ш. Гаджисвой и ряда других ученых эти связи в определенной степени прослежены. Они указывают на давность и взаимность этих связей ногайцев со многими народами, что естественно влияло и на всю материальную, культуру этих народов. Примечателен еще один пример. Исследуя костюм татарских женщин Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., Г. Н. Ахмаров сделал вывод: «Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским» [Ахмаров, 1903. С. 158].

Р и с. 22. Шерсточесалка (юитарак) с тамгой. 1984 г. (фото Р. Ксрсйтова)

Ногайская национальная одежда


Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях,культурных связях, географии расселения народа.Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.


Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.


Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.


Кусак – серебрянный женский пояс Кускуйрук – нагрудные женские серебряные украшения


Тастар –белый национальный платок (на картинке по середине)


Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 – 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая – на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

4. Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" . Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" . В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).

5. Свадебные обряды

"У ногайцев в исследуемое время брачный возраст колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст прежде всего зависел от имущественного положения семьи" .

Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе.

Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от окружающих. Когда она достигала 11-12 лет, то больше не покидала своей повозки до замужества.

"Ногаец свободно мог женится на дочери своего материнского дяди на том основании, что они принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)" .

Непременным условием заключения брака была уплата калыма. Он рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калым выплачивался главным образом крупным рогатым скотом, а с развитием товаро-денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупного рогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При рождении девочки, односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена девочки 40 быков, да принесут вам пользу 40 голов скота". С течением времени размеры калыма несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многом зависела от социального, материального положения сторон, так же от личных качеств невесты.

Сверх калыма жених так же должен платить махар - определенную сумму денег.

"Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап – сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали. Исключение иногда делали для вдовы" .

Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже если была готова на предложение, ибо должна была получить согласие своей родни. Свата в этом случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через 7-10 дней он повторял свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего визита, который наносился через неделю, сват получал положительный или отрицательный ответ.

Второй этап открывался официальной помолвкой. Она происходила либо в воскресенье, либо в среду. В обеих семьях собирались самые близкие семье родственники. Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили головной платок, реже серьги. Сваты должны были договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы и решить другие вопросы. С этого дня обе стороны называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин).

Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время происходила передача калыма в дом невесты, хуржины, заполненные подарками для женской родни невесты. После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее неделями. Свидания устраивали жены братьев невесты.

Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в сопровождении снохи и подруги навестить родственников. Этим как бы она прощалась и приглашала на большую свадьбу.

Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить число, ногайцы обращались к своим астрологам, которые по расположении планеты сафар-юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих родственников. Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку - дар отца невесты.

6. Обряды, связанные с рождением ребенка

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание в ненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни. "По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающих весьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные" .

В доме мужа беременная жена освобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинская помощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов. "По представлениям ногайцев к роженицам могла придти "албаслы" (демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому они тщательно охраняли помещение роженицы" .

Рожать женщина ходила в дом своих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своих детей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца – "тунгъош".

Роженица оставалась в доме своих родителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени не имел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили к родственникам сообщить радостную весть и получить подарок.