Вымышленный друг у ребенка что делать. Воображаемые друзья у ребенка — это нормально? Человек из-под кровати

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к "доброму дяде детскому психиатру".

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как "домомучительница" фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь... Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма "Варежка", или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным "Сережкой" или "Наташкой". Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой "проблемой" бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного "я" ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при "давлении". С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).

Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу... Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, "Спокойной ночи малыши" с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок... А назавтра снова детский сад... И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество "событий", значимых для детей. Но и тут есть некоторые "но". Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на , или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма "Варежка" — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко "читаемый" вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник "обещает" еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка на шерсть, в конце концов, можно выбрать "лысую" породу или пуделя).

"И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!"

Самый плохой вариант — если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного "Карлсона". Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла "Маша", но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил "Карлсон", но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

Комментировать статью "Воображаемые друзья, или Cиндром Карлсона"

15.08.2019 22:58:18, Одинокая хикка

А я ничего не нашла о своей дочке. Она с 2,6 лет все время либо себя ассоциирует с маленькими хорошенькими зверьками: лисичкой, зайчиком, собачкой. Обязательно маленькими, либо разговаривает с воображаемыми зверьками. И иногда приходит типа волк, которого я или папа должны прогнать. Чтобы это значило. Сейчас ей уже 3 года.

28.10.2008 13:54:12, Марина

моя дочка играет с воображаемыми братьями и друзьями- теперь я поняла, что реально мы ни с кем её возраста не общаемся а в сад ходим редко -вот и страдает. сделала выводы

10.09.2008 13:50:52, Евгения

Всего 6 сообщений .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Воображаемые друзья, или Cиндром Карлсона":

воображаемый друг википедия. Посмотреть темы в других конференциях: Кулинария Купоны и скидки Зарубежный интернет-шопинг Хозяйство Почти даром Услуги Продам СП: обувь СП...

В середине февраля Владимир Сотников выпустит новую серию книг для детей под названием «Приключения лучших друзей. Повести Владимира Сотникова». В серию из тридцати книг войдут как уже ставшие популярными повести, так и новые произведения – продолжения приключений любимых героев и увлекательные истории с новыми персонажами. Каждый месяц маленькие читатели смогут узнавать из новой книги о приключениях отважных героев. Произведения Владимира Сотникова предназначены для детей 6-12 лет. В этом...

Наша семья и книги - большие и преданные друзья. Мне сейчас 55 лет и даже не помню свою жизнь без книги. В маленькой деревушке Усть-Горы при школе была небольшая библиотека, которую я перечитала на несколько раз. Любовь к книгам и привела меня работать в библиотеку. И вот уже 36 лет я работаю библиотекарем. Когда родился первый сын Денис, то с самого раннего детства я читала ему книги. В четыре года мой сын уже полностью декламировал М. Лермонтова «Бородино», а из прозы мы с ним читали Н...

Может, он к воображаемому другу обращался? У нашей поначалу было несколько таких подружек, и она с ними громко разговаривала в общественных местах...

Если ребенок ВСЕ время играет с воображаемым другом, я бы напряглась - скорее всего он одинок и ему не хватает общения с др.детьми.

Это абсолютно нормально:) Воображаемый друг помогает ребенку справиться со многими эмоциональными проблемами.

" Воображаемые друзья " многократно становились героями книг и фильмов: например, одним из популярнейших детских персонажей стал Карлсон, который живет на крыше.

Я думала, что просто воображаемый друг - ну, ничего страшного, сейчас зима, мы выбираемся куда-то нечасто, в детском коллективе уже месяц как не были...

Играет со своими воображаемыми друзьями, причем может так натурально "тащить" за руку этого кого-то, что любой актер позавидует.

Это тот, кто раскидывает игрушки, не спит по ночам, разрисовывает Димкины тетрадки и т.д. Кажется у Димы тоже были воображаемые друзья...

Когда ребенок обзаводится новыми друзьями, за него можно только порадоваться. Но как реагировать родителям, если новый друг малыша – воображаемый? Стоит ли беспокоиться или общение с вымышленными друзьями является нормой для детей? Это простые игры богатого воображения или психологические проблемы? Попробуем разобраться.

Мой новый друг

Воображаемые друзья уже несколько десятков лет представляют тему, интересную для психологов и педагогов. Стоит отметить, что число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико. Почти каждый ребенок хоть на короткий период заводил невидимого приятеля.

Родители могут и не знать, что ребенок разговаривает с воображаемым другом. А если и узнают, то обычно это происходит случайно. Например, дочь рассказывает об играх в детском саду с Машей. И эти рассказы не вызывают никаких сомнений у родителей. Но при желании познакомиться с подружкой своего ребенка, они узнают, что в садике нет никакой Маши. Подробно расспросив дочку, мама выясняет, что у Маши есть пушистый хвост, и она спит на радуге.

Вымышленными друзьями не всегда становятся сверстники детей. Это могут быть сказочные персонажи, животные, взрослые и любые вымышленные существа. От малыша можно услышать рассказы о друге, которому 160 лет, или о крохотном карманном приятеле.

Наличие вымышленного друга не должно пугать родителей. Но как на это реагировать? Стоит ли поддерживать детские выдумки?

Что делать, если малыш завел воображаемого друга?

Осмеивать или запрещать общение детей с вымышленными друзьями ни в коем случае нельзя. Это приведет лишь к тому, что ребенок отстранится, потеряет доверие, но все равно продолжит призрачную дружбу, только теперь постарается сохранить это в тайне. Правильным решением будет разумная поддержка вашего малыша. Интересуйтесь жизнью вымышленного приятеля: кто он, где живет, о чем мечтает, что его волнует. Вы узнаете много нового о переживаниях, мечтах и волнениях собственного ребенка. Не стоит самим раздувать тему воображаемого друга, постоянно о нем вспоминая. Просто дайте понять ребенку, что он может делится всеми своими мыслями с вами.

Разобравшись в причинах появления вымышленных друзей, вы сможете лучше понять своего ребенка и при необходимости оказать ему помощь. Ведь далеко не всегда призрачный друг появляется из-за хорошо развитого воображения.

Воображаемые друзья появляются внезапно, и так же неожиданно могут исчезнуть. Дружба с невидимками может длится на протяжении нескольких лет. В возрасте с 3 до 8 лет – это обычное явление. Как правило, к поступлению в школу дети перестают общаться с призрачными собеседниками.

Причины воображаемой дружбы

Ребенку с богатой фантазией, конечно, легче представить невидимого приятеля и даже завести с ним дружбу. Но порой развитое воображение лишь помогает создать подходящие условия, а причинами появления вымышленного друга у детей является что-то другое.

  1. Недостаток общения является основной причиной появления воображаемых друзей. Ребенок чувствует себя одиноким и заполняет пустоту придуманным другом, которому можно доверить все секреты, поиграть и пообщаться. Если малыш растет без братьев и сестер или разница в возрасте между ними слишком велика, вероятность приобретения призрачного товарища возрастает.
  2. Слабый и беззащитный малыш нуждается в друге, который сможет его защитить. И он может в своем воображении создать себе защитника и героя.
  3. Иногда ребенок создает себе приятеля, на которого сваливает вину за свои проступки. Он может его постоянно ругать и одергивать, подражая поведению взрослых.
  4. Воображаемый друг может появиться в трудной для ребенка ситуации. Например, рождение младшего братика или сестрички может вызвать гамму переживаний и, чтобы не чувствовать себя брошенным, малыш заводит себе друга. Такая трагичная ситуация для детей как развод родителей часто приводит к психосоматическим расстройствам. Но к некоторым детям на помощь приходит воображаемый друг, который разделяет все переживания крохи, и помогает справиться с тяжелой ситуацией. У малыша, оказавшегося в больнице без родителей, может появиться невидимый друг, который будет его поддерживать и помогать.
  5. Иногда вымышленные приятели призваны мотивировать детей, служат им примером. Они могут помочь справиться с тревогой и поверить в свои силы. Такой невидимый друг служит примером и идеалом для крохи.

Воображаемые друзья исчезают, как только ребенок перестает в них нуждаться. Но даже зная это, родители могут испытывать беспокойство: насколько малыш погружен в фантазию, и может ли он отличить реальность от вымысла?

Реальность или игра

Широко распространено мнение, что воображаемый и реальные миры смешиваются у детей в голове. Действительно, воображаемые образы накладывают отпечаток на восприятие мира.

Стоит сказать пятилетнему малышу, что пол – это огненная лава, как он тут же постарается забраться с ногами на стул. Но если ему предложить представить вместо пола цветущую мягкую полянку, он с удовольствием по нему пробежится. Его поведение основывалось только на его воображении. Очень часто можно услышать рассказы детей о том, чего никогда не было. Однажды услышанные истории или увиденные ситуации могут наложить такой отпечаток на восприятие ребенка, что он будет помнить их, как будто это произошло с ним самим.

Можно подумать, что работа воображения затмевает реальность, смешивая действительное и выдуманное. Но это не совсем так. Именно воображение стоит отблагодарить за то, что мы в состоянии различать выдуманный мир от мира реального. Ведь чтобы представить вымышленные картины, необходимо осознавать и реальность.

Играя, ребенок удерживает в голове фантазийный образ и реальность одновременно. Если кроха усадил с собой за стол игрушечного медведя и кормит его, поднося ложку с едой, он точно знает, что на самом деле игрушка не будет кушать. Малыш понимает, что кормление происходит понарошку, то есть он четко осознает, что реально, а что нет.

Присутствие воображаемого приятеля не должно беспокоить родителей, если оно ненавязчиво в жизни ребенка. Но если кроха все время проводит с призрачным другом, очень зависит от него и волнуется, когда они в ссоре, стоит уделить этому вопросу повышенное внимание.

Тревожные симптомы

В некоторых случаях взаимоотношение ребенка с выдуманным приятелем могут указать на его проблемы. И родители, распознав тревожные симптомы могут помочь справиться с тревогами и волнениями их чада.

  • Если общение малыша с невидимкой копирует взаимоотношения между членами семьи или в нем постоянно присутствуют одни и те же мотивы, оно может указывать на проблему, которая беспокоит и волнует кроху. Порой разобраться в переживаниях малыша совсем непросто, тогда на помощь может прийти психолог.
  • Если ребенок постоянно ругает и наказывает выдуманного друга, велика вероятность того, что он сам часто оказывается на месте провинившегося. Ставя себя на место взрослого человека, он пытается разобраться в ситуациях и снять стресс.
  • Если вымышленный друг является защитником малыша и исполняет все его желания, то часто оказывается, что кроха чувствует себя беззащитным и не умеет за себя постоять. Такой друг помогает отомстить всем обидчикам и создает более комфортный для ребенка выдуманный мир.

Вымышленные друзья приносят большую пользу ребенку. Кроме того, что они позволяют развиваться воображению, они также способствуют развитию навыкам общения и помогают справиться с тревогами и проблемами малыша.

Психология всё глубже входит в нашу жизнь. И теперь многие знают, что психолог разбирается с человеческими проблемами, но многие как и раньше не знают с какими.

Как правило, со специальностью «психолог» многие путают специализацию психиатра, тем более, что в американской традиции эти термины почти синонимы.

Давайте разберёмся.

Психиатр — это врач, занимающийся сложными случаями неадекватного поведения пациентов.

Психолог же — чаще всего это специалист, работа которого представляет нечто среднее между работой социолога и врача. Психолог не использует в своей практике лекарств; и люди, которые к нему обращаются называются клиентами.

Ради полноты картины следует упомянуть специализацию психотерапевта. Нет полной согласованности насчёт этого термина, но на практике это тот же психолог, но имеющий медицинское образование (психолог может его и не иметь). А это значит, что он как раз и может использовать лекарственные препараты в своей практике.

Итак, с чем психолог работает?

Общими словами это можно было бы выразить так: с неудовлетворённостью своей жизнью. Это могут быть и конфликты, и поиск работы, и способы выражения себя...

В зависимости от того, к какому направлению принадлежит психолог (гештальттерапия, психоанализ, бихевиоризм...) и глубины проблемы клиента, используются разные методы и разное время для их разрешения.

Чаще всего время и место встречи оговаривается заранее, если только психолог не сидит в кабинете, где с нетерпением ждёт очередного клиента.

Из-за того, что консультации психолога всё-таки платные, а также из-за желания россиян решить свои проблемы другим путём, (например, утопив их в стакане), — помощь психолога востребована, в основном людьми либо с высшим образованием, либо достаточно грамотными, чтобы обратиться именно к специалисту.

Работа с кризисными ситуациями : развод, потеря цели в жизни, завершение отношений, работа с любовной зависимостью, работа с острыми переживаниями, потеря интереса к отношениям, работа с ситуациями измены в паре

Я провожу индивидуальное и семейное психологическое консультирование по вопросам:

  • неудовлетворенность собой и жизнью,
  • самореализация,
  • конфликты в партнерских и семейных отношениях,
  • взаимное непонимание,
  • измены,
  • ревность,
  • психологическая помощь в ситуации развода,
  • возрастные, личностные и семейные кризисы.

Проблемы материнства и отцовства:

  • работа с бесплодием и невынашиванием,
  • готовности к родительству,
  • переживание беременности,
  • страхи и фобии при беременности,
  • подготовка к родам,
  • угроза прерывания беременности,
  • психологическая готовность к родам,
  • проблемы послеродового периода:
    • организация семейных отношений,
    • налаживание режима,
    • грудное кормление и пр.

Проблемы детско-родительских отношений:

  • конфликты и недопонимание родителей и детей,
  • сложности во взаимоотношениях с ребенком:
    • трудности в воспитании
  • малыш и няня,
  • взаимодействие с детьми в ситуации:
    • развода,
    • смерти близких родственников,
    • при рождении младшего ребенка и т.д.

Трудности детского возраста:

  • школьная неуспеваемость,
  • адаптация в детский сад и школу,
  • агрессия,
  • нарушение внимание,
  • гиперактивность,
  • непослушание,
  • тревожность,
  • конкуренция между братьями/сестрами,
  • расстройства настроения,
  • страхи,
  • неуверенность в себе,
  • низкая самооценка,
  • проблемы в общении со сверстниками,
  • психологическая травма,
  • переживание развода родителей,
  • смерть близкого,
  • стрессовая ситуация.

Семейные проблемы:

  • недопонимание в паре,
  • ревность, конфликты между супругами,
  • конфликты между детьми,
  • ситуация измены,
  • предотвращение развода,
  • любовники и любовницы,
  • разрыв отношений,
  • развод,
  • переживание потери близкого человека,
  • переживание смерти,
  • переживание семейных кризисов,
  • выстраивание гармоничных отношений с родительскими семьями,
  • неудовлетворенность в паре,
  • сексуальные проблемы в семье,
  • налаживания контакта и взаимопонимания в семье.

Личностные проблемы:

  • отсутствие личной жизни, близкий отношений,
  • неустройство в жизни,
  • проблемы в отношениях с противоположным полом,
  • личностный рост,
  • проработка своих детско-родительских отношений,
  • обида, агрессия на близких,
  • недопонимание, конфликты с родителями/детьми,
  • эмоциональное завершение отношений,
  • мотивация на личностное развитие и успех,
  • определение в своих целях и желаниях,
  • проблемы лишнего веса,
  • недовольство собой,
  • низкая самооценка, неуверенность в себе,
  • страхи, фобии, паники, навязчивы состояния,
  • депрессивные состояния,
  • тревожные состояния, неврозы,
  • частные смены настроения,
  • психосоматические расстройства,
  • нелюбовь к себе,
  • неприятие себя,
  • смена работы,
  • проблемы во взаимоотношениях в коллективе,
  • поиск личностного счастья,
  • развитие самодостаточности, ответственности,
  • выстраивание личностных границ,
  • переедание, невозможность самостоятельно похудеть,
  • булимия,
  • анорексия,
  • Совсем нет сил и энергии, упадок сил
  • Работа с кризисными ситуациями, разводами, ощущением опустошения, потери интереса и цели

Детские темы: (проблемы с детьми)

  • непослушание,
  • истерики,
  • проблемы детского сна, проблемы детского аппетита (много ест, мало ест),
  • проблемы приучения к горшку,
  • детская перевозбудимость,
  • налаживания режима дня,
  • частые болезни,
  • детские протесты и нежелание что-либо делать,
  • постоянные капризы,
  • адаптация к детскому саду/школе,
  • нежелание ходить в школу/ д.сад,
  • конфликты со сверстниками,
  • проблемы в воспитании,
  • ребенок дерется, кусается,
  • вопросы, связанные с туалетом, (недержание),
  • конфликты на детской площадке,
  • ребенок постоянно ноет, плачет,
  • детские страхи,
  • детская агрессия,
  • детская тревожность,
  • детская застенчивость,
  • детская замкнутость (нет друзей, не умеет дружить),
  • гиперактивность,
  • низкая самооценка у ребенка,
  • нет самостоятельности, ответственности,
  • лишний вес (бесконтрольный аппетит),
  • неуверенность в себе,
  • совместный сон с родителями,
  • зависимость от мультиков, компьютерных игр,
  • не любит читать, гулять и т.д.,
  • постоянно говорит "нет",
  • не умеет играть самостоятельно,
  • не слышит, когда ему что-то говорят, о чем то просят

Работа с подростками:

  • взаимоотношения со сверстниками,
  • подростковые кризисы,
  • низкая самооценка, нежелание учиться,
  • конфликты с родителями,
  • конфликты со сверстниками,
  • недопонимание с родителями,
  • подавленное настроение,
  • недовольство собой,
  • вопросы подростковой сексуальности и отношения к сексу,
  • влияние дурной компании,
  • алкоголь, курения, наркотики,
  • проблема лишнего веса,
  • отсутствие мотивации, цели,
  • проблемы с гигиеной,
  • проф. ориентация,
  • компьютерная зависимость,
  • формирование ответственности, самостоятельности, самодостаточности,
  • стеснительность, обидчивость,
  • повышенная агрессия

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.

Дружба – это прекрасно, но как быть, если в вашем доме завелся Карлсон – друг, которого не видит никто, кроме ребенка? Чего уж точно не следует делать, так это пугаться и паниковать, ведь в большинстве случаев воображаемые друзья у детей – явление абсолютно нормальное и проходящее само по себе со временем. Почему они появляются и что с этим делать – читайте далее в статье.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого. Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей. Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу. 5 из 5 (1 голос)