Зачем и как праздновать старый новый год. Что такое старый Новый год и почему его празднуют? 13 января праздник старый новый год

В ночь с 13 на 14 января многие страны отмечают всеми любимый праздник — Старый Новый год. Из года в год многие поколения устраивают застолья в этот день. Самое интересное то, что мало кто задумывается об истории появления праздника. Верующие, которые соблюдают пост, на Старый Новый год могут отпраздновать праздник от души, полакомиться вкусными блюдами.

Старый Новый год появился после смены летоисчисления — эта традиция основана на расхождении двух календарей: григорианского и юлианского.

Раньше на Руси Новый год отмечали в день весеннего равноденствия, а именно — 22 марта. После того, как было принято христианство, византийский календарь начал вытеснять старый, после чего Новый год отмечали 1 сентября.

Стоит сказать, что до XV века не была установлена единая дата праздника. Одни праздновали его осенью, а другие — весной. В 1492 году на Руси установили дату Нового года — 1 сентября.

В декабре 1699 года Петр первый перенес праздник на 1 января, после чего очередной 1700 год начался спустя четыре месяца.

Православная церковь отмечает Новый год, Рождество Христово и остальные праздники по юлианскому календарю. В результате такого расхождения жители России отмечают два раза Новый год — по-старому и новому стилю.

С этим праздником связано много обычаев и традиций. В этот день православная церковь вспоминает день Святого Василия Великого. В народе праздник еще называют как Васильев день, для года этот день был очень решающим.

Дети в этот день рассыпали по дому пшеницу, ржу и овес, а также приговаривали:

«Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».

После этого хозяйка дома собирала все зерна с пола и хранила их до посева.

Еще одним своеобразным обрядом является варение каши. В ночь на Новый год женщина приносила в дом крупу, а мужчина приносил воду из колодца. Пока печь не истопится, трогать крупу и воду не разрешалось. Затем старшая женщина размешивала кашу в горшке.

При размешивании каши она говорила специальные слова. Затем хозяйка ставила кашу в печь с поклоном. Если каша получалась наваристой, а горшок полным, то ее съедали и ждали счастливого года и большого урожая.

В том случае, если горшок трескался или каша выходила за его пределы, ее выбрасывали.

Девушки проводили разные гадания на Старый Новый год. Эти гадания считались самыми правдивыми, ведь можно было увидеть своего суженого.

Для этого девушки перед сном расчесывали волосы, клали гребешок к себе под подушку и произносили волшебные слова: «суженый-ряженый, приди мне голову расчесать».

Не менее интересным был обряд хождения по домам, люди угощали гостей блюдами из свинины. По традиции гостей нужно было накормить пирогами и другими блюдами со свининой.

Святой Василий был покровителем свиноводов, а также любых продуктов из свинины. Все верили, что обилие блюд из свинины в эту ночь станет залогом изобилия и прибыли.

Есть еще традиция — лепить вареники с сюрпризом. Всем интересно, кому и какой сюрприз достанется.

В праздник не принято давать в долг, потому что потом не будет достатка. При этом получить деньги в этот день считалось хорошей приметой — это к прибыли.

В Васильев вечер все надевали новую одежду, чтобы потом весь год одеваться хорошо. Год будет счастливым, если его провести весело.

Если небо будет звездным и ясным на Васильев день, то можно ожидать богатого урожая ягод и орехов. Пушистый снег также свидетельствовал об обильном урожае.

Когда Новый год и Рождество позади, отгремели фейерверки и хлопушки, закончились обильные веселые застолья, и «длинные» каникулы наконец подошли к концу, впереди остается еще один странный праздник, на «закуску» - Старый Новый год. Многие россияне, даже не зная, в чем его суть, не забывают его отмечать - чтобы продлить себе праздники. Историю и традиции Старого Нового года изучил корреспондент .

История с календарями

Юлий Цезарь, захвативший власть в Древнем Риме, в 45 году до н. э. для простоты управления своей державой ввел в обращение новый календарь. Честолюбец и военный гений, опиравшийся на самую совершенную в свое время административную и военную систему, он даже не мог помыслить, что пройдут считанные столетия - и «вечная» Римская империя канет в историю, а ее система летоисчисления, разработанная учеными - александрийскими астрономами во главе с мудрецом Созигеном, каждые 128 лет будет накапливать лишний день и в конечном итоге устареет.

Своим падением юлианский календарь в значительной степени обязан торжеству христианства. Благочестивые католические астрономы к ХVI веку убедились, что праздник Рождества Христова, первоначально совпадавший с днем зимнего солнцестояния, начал все больше сдвигаться в сторону весны. В результате в 1582 году папа Григорий XIII, прославившийся не только жестокими гонениями на протестантов, но и ученостью, распорядился ввести более точный календарь, получивший по его имени название - Григорианский.

Духовная паства Римско-католической церкви быстро приняла нововведение. Протестантская Европа долго сопротивлялась, но в основном из духа противоречия папскому престолу - удобство нового летоисчисления сознавали и там. Дольше всех, до 1752 года, продержались консервативные англичане и шведы, но в конце концов сдались и они.

Российская империя недаром гордилась званием Третьего Рима - она была верна римскому юлианскому календарю до конца. Однако после Октябрьской революции декрет Совнаркома от 26 января 1918 года унифицировал систему летоисчисления в России со всем миром. Только Русская Православная церковь, не подчинившись безбожным большевикам, отлучившим ее от государства, сохранила верность юлианскому календарю. Так возник российский феномен новогодних праздников - Рождество после Нового года и традиция отмечать Старый Новый год с 13 на 14 января, то есть по «старому стилю», как неотъемлемая часть нашей новогодней эпопеи.

Васильев день

Праздник Старый Новый год обязан своим появлением как неистребимой привычке советских граждан найти повод отметить что-нибудь веселым застольем, так и народным обрядовым и религиозным традициям, связанным, в частности, с церковным праздником - днем Василия Великого, приходившимся на 14 января старого стиля. Не секрет, что в русских народных обычаях, особенно крестьянских, христианские обряды неразрывно и органично переплетаются с дохристианским наследием.

Христианский святитель позднеримской эпохи, религиозный философ и писатель, архиепископ Василий Кесарийский у русского крестьянина назывался Василий Солноворот, что связано с днем зимнего солнцестояния, и Василий-свинятник - покровитель свиноводства. Васильев день приходится на окончание строгого Рождественского поста (28 ноября - 6 января), на протяжении которого верующие воздерживаются от новогодних празднеств.

День почитания святого Василия вписывается в Рождественские Святки - 12 веселых дней между Рождеством и Крещением Господним, когда не возбраняется радоваться и веселиться, а также разговляться за праздничным столом. Поэтому в этот день, как дань почтения Василию-свинятнику, украшением трапезы по обычаю являлась запеченная свиная голова, жареный поросенок или другие блюда из свинины, а в домах победнее - печенье в форме свинок или прочего домашнего скота.

А вот интересный народный обряд у славян - обсевание или посевание, исполняемый в православных странах на 13-14 января, имеет явно дохристианские корни и приурочен к зимнему солнцестоянию, когда светило «поворачивает на весну» и означает задабривание будущего сева и урожая. Отсюда и другое, простонародное название Васильева дня в русском крестьянском обиходе - Овсень, а также Бусень и Таусень в Украине и Белоруссии.

Обряды хлеборобов связаны с культом зерна как залога благополучия и выживания крестьянской общины. В наши дни их сохраняют в первую очередь реконструкторы фольклорных традиций, но еще сто лет назад они чтились в каждой большой патриархальной крестьянской семье от Буга и Карпат до Сибири. Открывали праздник дети, символ весны и продолжения рода, которые ходили по домам и «сеяли» зерна из рукава или из мешка с присказкой: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу». Хозяйка дома - «большуха» - затем собирала это зерно в передник, и именно им открывали весенний сев.

С вечера 13 января по новому стилю в доме ставилась праздничная каша, как правило - гречневая, которая была не только угощением к праздничному столу, но и средством гадания на будущий урожай и благополучие дома. Переодевшись в чистые нарядные рубахи и помолившись, старший мужчина и старшая женщина в семье принимались за работу. Он приносил воду, она доставала из амбара зерно или крупу, растапливала печь и заваривала кашу с соответствующими приговорами и напевами. Младшие члены семьи наблюдали за ритуалом в благоговейном молчании, чтобы не отпугнуть от дома Жиценя - языческого древнеславянского духа жита, покровителя хлеборобов.

Когда «магическое» варево упревало, его водружали на стол и тщательно осматривали. Если каша «убежала» - жди беды «через край». Треснувший горшок тоже не предвещал ничего хорошего. Если зерна жестковаты - хозяйство худо-бедно, но продержится. В случае негативного прогноза кашу выбрасывали в реку. А если каша удалась на славу - урожай будет хорош, семью ждет процветание, и угощение можно подавать домашним.

Колядование и щедрование

Колядки

Вечером на Васильев день молодежь ходила по селу колядовать. Так как исконным смыслом этого праздника было заклинание щедрого урожая, это называлось также - щедровать. У украинцев и белорусов за этим вечером закрепилось название Щедрого.

Рефрены «васильевских щедрований» некоторые ученые-фольклористы находят даже более разнообразными, чем у рождественских колядок, и усматривают в этом отголоски языческих ритуальных песнопений. Впрочем, не забыт в них и христианский покровитель этого дня - святой Василий: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

Хозяин должен был как можно обильнее одарить горластых полуночных певцов угощением и мелкими деньгами не только чтобы они поскорее убрались вопить к соседям, но и удача в полевых работах и сборе урожая не отвернулась от него. Присутствует в щедровании на Васильев день и шествие с ряжеными, которое во многих регионах имеет специфику. Общеславянские ряженые - «коза», «волк», «тур», «медведь» - сопровождаются, например, в некоторых областях Белоруссии красивой нарядной девушкой - Щедрой, а в Украине - Василем и Маланкой.

Ночью под Старый Новый год принято также гадание девушек на суженого - на ореховых скорлупках, на гребешке, на угольках, на пирогах и т. д., хотя этот обычай относится ко всему периоду Святок.

Традиция «щедрования» и заклинания урожая в предновогоднюю ночь существует у всех славянских и большинства европейских народов в разнообразных формах. При этом у католиков и протестантов, а также у части зарубежных православных она привязана к григорианскому календарю.

Старый Новый год в других странах

Зимний Белград

Помимо РПЦ, верность юлианской системе летоисчисления сохраняет еще ряд поместных церквей - Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая, несколько древневосточных церквей, среди которых Эфиопская и т.д. С этим связаны традиции отмечания Старого Нового года и святого Василия 13-14 января, сохранившиеся в ряде стран.

Сербы даже именуют Старый Новый год Сербским (Српска Нова година). Кстати, несмотря на историческую популярность в Сербии свиноводческого хозяйства, Васильев день у сербских крестьян считается «профессиональным» праздником не свинопасов, а сыроваров. Праздник тоже сопровождается шествием ряженых - молодых парней, изображающих шуточную свадебную процессию. В некоторых районах страны существует обычай на Василия Великого вносить в дом «бадняк» - затейливо украшенный букет из дубовых веток или просто дубовое полено, который заготовляют на Рождество и в Сочельник сжигают в очаге или на костре.

Разумеется, у таких любителей вкусно поесть, как сербы, Васильев день не обходится без кулинарного «специалитета». На стол подают «василици» - аппетитные кукурузные пироги с каймаком - густыми створоженными сливками, а также «попару» - блюдо из кукурузного хлеба, залитого горячим молоком с добавлением брынзы, масла и оливок.

Отмечают Старый Новый год также в Македонии и изредка - в Болгарии, но там это скорее обычай, перенятый у русских в эпоху социализма. Кроме того, в Западной Европе в ночь с 13 на 14 января садятся праздновать не только выходцы из бывшего СССР. Жители швейцарского полукантона Аппенцелль-Иннероден, суровые горцы-протестанты, в XVI веке также не приняли календарную реформу папы Григория и отстояли свое право отмечать Новый год по юлианскому календарю.

Михаил Кожемякин

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Традиция отмечать Старый Новый год связана с расхождением двух календарей: юлианского - календаря "старого стиля" и григорианского - календаря "нового стиля", по которому живут современные люди. Это расхождение в XX-XXI веках составляет 13 дней, а Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.

С 1 марта 2100 г. разница между юлианским и григорианским календарями составит 14 дней. С 2101 г. Старый Новый год будет отмечаться на день позже.

Практически все протестантские государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в XVIII веке, удалив из календаря лишние несколько дней. Россия же перешла на новый календарь только в 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января 1918 г. сразу настало 14 февраля.

В результате перехода на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 январем по юлианскому календарю.

Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю: и Обрезание Господне (до 1918 г. совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово. Современный Новый год выпадает на предрождественский пост - православный сорокадневный пост в честь Рождества. По старому стилю все шло своим чередом ‑ Рождественский пост предшествовал празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней люди встречали Новый год.

Поэтому Новый год по старому стилю важен для православных верующих людей, живущих в странах, где церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.

В России до 1918 г. приход Нового года попадал на период святок, поэтому все народные новогодние приметы более применимы именно к Старому Новому году. Люди верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина - счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги - весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. Кроме того, были известны и следующие приметы: "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков"; "Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай"; "Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив"; "Если в Новый год бывает ветер - к урожаю орехов"; "Новый год - к весне поворот"; "Новый год - санки на ход"; "Новый год первый час дня набирает".

Кроме того, 14 января (1 января по старому стилю) в старину носил название Васильева дня ‑ празднование памяти св. Василия Великого Кесарийского - и имел решающее значение для всего года.

В этот день было принято проводить всевозможные гадания и древние обряды. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером. Особенно его ждали незамужние девушки, которые в это время охотно гадали. Они верили: что в Васильев день нагадаешь, то обязательно сбудется.

Святого Василия считали "свинятником" - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

Поэтому основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Согласно поверью, жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год; мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха - чтобы быть легкими, как птица.

Интересен был обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову.

Был еще обычай на Васильев день с особыми обрядами варить кашу. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя - они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова.

Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь - с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая - такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо была мелкая да белая, а горшок трескался - это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

В старину в Васильев день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.

Хозяева дома давали посыпальщику что-либо в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами.

Есть еще традиция в России в ночь на Старый Новый год лепить и варить вареники, часть которых с сюрпризами. В каждой местности (даже в каждой семье) значения сюрпризов могут отличаться.

По приметам, если ночью перед Васильевым днем небо ясное и звездное, значит, будет богатый урожай ягод. По народным поверьям св. Василий Великий охраняет сады от червей и вредителей. Утром Старого Нового года нужно пройти по саду со словами древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!"

В некоторых регионах России существуют свои традиции встречи Старого Нового года. Например, в Ялге - пригородном поселке Саранска (Мордовия) жители собираются возле новогоднего костра водят хороводы и вместе со старыми вещами сжигают все неприятности, что накопились за год. Еще у них вошло в традицию шуточное гадание со старым сапогом или валенком. Ялгинцы встают в круг и передают друг другу "волшебный башмачок", в котором лежат записки с добрыми пожеланиями. Они верят, что вытянутая из сапога записка обязательно принесет удачу.

Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и бывших советских республиках. В Белоруссии и на Украине вечер накануне 14 января называется "щедрым", поскольку принято готовить "щедрую кутью" - богатый стол после рождественского поста. Отмечают Старый Новый год и Грузия, и Абхазия.

В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа или Хечхуама - День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Свое начало праздник обновления или сотворения мира берет в языческом прошлом страны и связан с почитанием божества Шашвы - покровителя кузнецов. Традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве. Праздник собирает под кров семейного святилища - "кузницы" - всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов - жены и невестки остаются дома.

Встречают Старый Новый год и в некоторых других странах.

В бывшей Югославии (Сербии, Черногории и Македонии) также отмечают Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю.

Сербы называют этот праздник "Сербский Новый год" или Малое Рождество. Иногда сербы в этот день вносят в дом "бадняк" - одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества.

В Черногории принято называть этот праздник "Права Нова Година", что значит "правильный Новый год".

Готовят на Старый Новый год василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком ‑ сливками, створоженными, как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста ‑ попареницу.

В ночь на 14 января собираются за праздничным столом, чтобы отметить приход Нового года и в Греции. Этот греческий праздник называется Днем Святого Василия, известного своей добротой. В ожидании этого святого греческие дети оставляют у каминов свои ботинки, чтобы Святой Василий положил в них подарки.

В Румынии Старый Новый год встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Для праздничного стола делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо.

Старый Новый год отмечают также на северо-востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. 13 января они празднуют старый день Святого Сильвестра, который по легенде, в 314 г. изловил ужасного монстра.

Считалось, что в 1000 г. монстр вырвется на свободу и уничтожит мир, но этого не случилось. С тех пор в предновогодний день жители Швейцарии наряжаются в маскарадные костюмы, на голову надевают причудливые сооружения, напоминающие кукольные дома или ботанические сады и называют себя Сильвестер-клаусами. Прогуливаясь по улочкам, местные жители шумят и кричат, тем самым, выгоняя нечистую силу и приглашая добрых духов.

Кроме того, Новый год по старому стилю отмечают в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании. 13 января они празднуют "Хен Галан". В этот день не бывает фейерверков или шампанского. "Хен Галан" встречают по традициям предков песнями, колядками и местным домашним пивом.

С 1752 г. в Соединенном Королевстве действует григорианский календарь, где Новый год наступает 1 января. Но маленькая община фермеров-валлийцев с центром в деревушке под названием Долина Гуэйн справляет наступление Нового года по юлианскому календарю, и в отличие от всей страны именно 13 января у них официальный выходной.

Причина, по которой Долина Гуэйн и окружающие ее фермы "отстала" от времени, теперь уже неизвестна. Одни говорят, что это была воля местного, настроенного против католической церкви феодала. Другие считают, что это была воля всей общины, решившей отстоять свой традиционный уклад.

Праздник начинают дети. С раннего утра они колядуют по всей долине, собирая гостинцы и деньги. Для взрослых веселье наступает ближе к вечеру. Вся деревня и близлежащие фермы собираются в местном пабе. Посторонних посетителей не пускают. В древнем пабе, одном из немногих в Великобритании, где пиво варят и тут же наливают в кувшины, кроме пива, ничего не подают. Местные жители еду приносят с собой. В пабе люди под аккомпанемент гармони поют на валлийском языке песни, которые исполняли еще их деды и прадеды.

Для местных жителей "Хен Галан" - это праздник добрососедства и "открытых дверей" - но открытых для своих. Согласно легенде, в стародавние времена обитатели долины хороводом с песнями ходили от дома к дому в гости.

В ночь с 13 на 14 января в России отмечают уникальный праздник для всего постсоветского пространства. И пока весь мир смотрит на это с недоумением, попробуем разобраться, как возник этот праздник и каковы его традиции.

Итак, празднование Старого Нового года пошло от смены летоисчисления – когда по традиции отмечали праздник по старому и новому стилю. Причем для многих ночь с 13 на 14 января – и есть настоящий Новый год, потому что эта традиция гораздо старше. Новое летоисчисление было введено в России не так уж и давно – в 1918 году, в то время как старому Новому году уже более 300 лет. Помимо России, старый Новый год справляют также в Белоруссии, Казахстане, Украине и других странах, населённых восточными славянами.

Теперь же о традициях праздника: Старый Новый год приходится на самый разгар Святок – пору веселья и сватовства. По православным церковным канонам в эти дни запрещается работать, нельзя крестить детей, венчаться и гадать. Любопытно, что, несмотря на все запреты, именно гадание – самая популярная традиция Старого Нового года: считается, что именно этот период — один из самых мистических в году и самый подходящий для гадания. В основном это гадание на суженого – используют при этом все, что попадется под руку: свечи, зеркала, воск, книги, кофейная гуща, воск и предметы обихода.

Пусть Старый Новый год и уступает в популярности и масштабе ночи с 31 декабря на 1 января, он прочно вошёл в дома россиян и стал полноправным зимним праздником. Возможно, потому, что он даёт возможность отдохнуть от суеты, побыть рядом с близкими и родными в уютной и спокойной обстановке.

Как рассказала психолог Наталья Кузнецова, два новых года подобны двум дням рождения, и при этом сильно отличаются:

— От старого Нового года не отказываются не только потому, что люди всегда рады дополнительному празднику, но ещё и потому, что на этом хорошо видно психологические аспекты праздника, как нежелание расставаться со старым годом, сложности переживания утрат и расставаний, тревога за будущее.

Гадания же, по мнению психолога, позволяют справиться с тревогой за будущее:
— Сама я, как и многие девушки, тоже гадала в подростковом возрасте. Но лет с 20 перестала, когда на очередных гаданиях на Новый год увидела смерть одного очень близкого мне человека, а потом сон ещё в ту ночь об этом. В тот же год случилось страшное событие… Так что гадание может понизить тревогу, а может и повысить. Скорее, гадая, мы пытаемся преодолеть страх неопределенности. Любопытно, что гадать запрещалось церковью и все равно люди гадали, потому что страх неопределённости сильнее запрета, — отмечает Наталья Кузнецова.

В канун Старого Нового года можно сделать всё, что не успели сделать 31 декабря: загадать желание под бой курантов, сходить на городскую ёлку, запустить фейерверк, снова чокнуться бокалами с шампанским со своими близкими – ведь праздник должен находиться в душе, а его происхождение и традиции, даты и каноны = не так важно.
Михаил Ланский

13.01.2016

Новогодние каникулы заканчиваются 10 января, но, хотя мы на следующий день возвращаемся к привычному рабочему ритму, мы знаем: буквально через несколько дней можно будет повторить веселое новогоднее застолье и опять загадывать самые сокровенные желания. Откуда же появилась в нашей стране традиция встречать приход Нового года дважды и почему второй Новый год на самом деле «Старый»?

Этот праздник, который сегодня кажется не имеющим особенного значения (он даже не отмечен в календаре как выходной день), когда-то и был главным моментом завершения одной календарной эпохи и вступления в следующую. Все изменилось в 1918 году, когда декретом Совнаркома было решено перевести страну с устаревшего юлианского календаря на григорианский.

В декабре Ленин подписал декрет о переходе на новое летосчисление, и все граждане Советской России, улегшиеся спать вечером 31 января 1918 года, проснулись утром уже 14.02.1918 года. Календарь «подогнали», чтобы провести переход на григорианское летосчисление. С тех самых пор у россиян есть законные основания устраивать себе два Новых года - с 31 декабря на 1 января и с 13 на 14 января.

Зачем советское правительство решилось на этот шаг? Во-первых, все народы Европы уже давно (с XVIII века) пользовались григорианским календарем, это создавало неудобства и путаницу в датах для жителей нашей страны. Во-вторых, следует вспомнить, что в первые годы Советской власти шла активная борьба против Православной церкви, всех ее праздников и обрядов. Она пользовалась (кстати, и до наших дней продолжает пользоваться) юлианским календарем, согласно которому вся цепочка событий и празднований выглядит естественной и законченной.

Сначала длительный предрождественский пост, затем Рождество и, наконец, Новый год, когда дозволяются разные вкусные блюда и веселье. А 14 января для христиан значимая дата еще и по другой причине. В этот день было проведено обрезание Иисуса Христа, смысл которого - показать людям, что Христос был истинным Человеком из «плоти и крови», а не бесплотным образом. Чтобы быстрее «сломать» все эти церковные традиции, Советское правительство поторопилось с декретом.

Кстати, не только россияне празднуют Старый новый год, но и жители всех стран, где был переход с юлианского календаря на григорианский. К этой дате «привязано» множество интересных обычаев и примет. Пусть и прошло почти сто лет с момента учреждения «второго» Нового года, но для нас, как и для наших предков, ночь с 13 на 14 января - особенная. Эта ночь полна волшебства, веры в сказку и надежд на лучшее будущее. «Вторая» новогодняя ночь приближается. Доставайте шампанское - пора наполнять бокалы!