Женский макияж в 18 19 веке. Абстинентный синдром при алкоголизме лечение народными. Поговорим о Пушкинской эпохе

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

*если Вы хотите красивый без эффекта маски, с идеальным тоновым покрытием, который держится на лице минимум 8 часов, то будьте уверены этот курс специально для Вас…


Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.


Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» - столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

ИДЕИ МАКИЯЖА
для голубых глаз + видео урок

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.


П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.


Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

В XVIII веке макияж - и женский, и мужской - превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века .

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны - например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, - и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян» . Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу - белилам, румянам - и обязательно пудрили парики.

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году - через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой - это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова - ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово - описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым» .

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, - но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, - так художник соскребает с холста лишнюю краску.

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше - правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру - белую и различных оттенков - обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми - тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго - только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь - более дешевый и вредный вариант, - или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков - свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки - щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью» .

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех» .

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы - Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме - в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени» .

В начале 17 века, как это ни удивительно, косметикой пользовались больше, чем в его середине. Связано это, скорее всего, с религиозными процессами, охватившими многие европейские страны. К примеру, пуритане в Англии в данный период считали, что косметика, ювелирные украшения, красивая прическа - главные признаки тщеславия, поэтому они считались греховными. Такая точка зрения весьма схожа с отношением к женской красоте в средние века.

Так, известный в Великобритании врач, а позже и философ, Джон булуэр в своей работе "Антропометаморфозы", опубликованной в 1650 году, описывает все виды макияжа и косметики, которыми пользовались в то время в его стране. Все эти средства он считал недостойными столь великой нации, ведь их источники принадлежат неевропейским, а значит, примитивным культурам.

Несмотря на то, что в 17 веке косметика использовалась практически всеми, красота всё-таки оставалась мимолётным явлением. Слабое здоровье и косметические средства, содержащие ядовитые вещества (свинец или ртуть) приводили к тому, что пик привлекательности женщины приходился всего лишь на 20 лет, увядала она к 24 годам, а к 30 считалась уже старой. Только представьте, что в 1600- ых годах не было лучшего скраба, чем купоросное масло, представляющее собой концентрированную серную кислоту. Его применение наносило непоправимый вред не только коже, но и всему организму.

Определенному безветрию в моде на макияж, пришедшее в конце 18 столетия, суждено было продлиться не больше двух десятков лет. Единственное, чем пользовались женщины того времени, – это гигиеническое мыло для лица и тела, а также капля румян, изготовленных на основе природных красителей. С пришедшей на смену эпохой романтизма в 20-е гг. 19 столетия популяризуется мода на макияж – бурные страсти и эмоциональные душевные переживания в душе должны иметь отпечаток на внешности. Модным становится нездоровая бледность, темные и влажно блестящие глаза – таков эталон красоты эпохи романтизма.

Женщины повально начали пить уксус и есть лимоны. Делалось это с целью потери веса и достижения мертвенно-бледной кожи. Женщины мало спят – с целью появления кругов под глазами. Для придания блеска в глаза капают сок белладонны и атропин. Темные подводка глаз и тени для век придают облику демонический вид.

Но Ее величество мода изменчива, и с 50-х гг. болезненность и бледность в образе женщины перестает быть привлекательной. Мужчин начинает манить теплота, женственность и покой в женском облике. В целях соответствия новому эталону, женщины отказались от густого макияжа. Женщины предпочитают лишь немного осветлить лицо яичным белком, подцветить скулы румянами – немного ярче при темных волосах и светлее – при светлых, а также подвести брови бриллиантином. Никогда прежде, наверное, макияж не был таким щадящим, как в середине 19 столетия. Точка зрения на сам макияж изменилась, как на само слово «макияж», которое, появившись веком раньше, обозначало в отрицательном смысле искусство скрывать недостатки. В 19 столетии негативный оттенок со слова снимается, и оно обретает значение «средства, скрывающие недостатки лица».

Специфической особенностью макияжа 19 столетия
становится то, что макияж перестает быть привилегией лишь знатных дам. В связи с устройством промышленного изготовления косметика становится доступной даже низшим слоям общества. Приличные девушки из бедных семей приобщаются к искусству макияжа и с радостью обучаются припудривать лицо, подкрашивать губы и подводить глаза. Но надо заметить, что проститутки в 19 столетии, как и во все времена, всегда красились дерзко: наносили много пудры и румян, использовали яркую помаду и подводили жирным черным цветом глаза.

В конце 19 столетия была придумана жидкая пудра. Она идеально скрывала все недостатки кожи и, застывая, создавала эффект маски. В сочетании с небольшим количеством румян и помады, оно походило на лицо жрицы. Мужчины того времени просто таяли перед такой загадочностью.

Косметическая промышленность конца 19 столетия раскручивается, соответственно, популяризуются и косметические средства. Актрисы 19 века с радостью дают уроки красоты и публикуют на страницах журналов рекомендации и рецепты, как сохранить молодость и красоту. Понемногу женщины осознают, что настоящая красота – это искусство владеть свои телом, чувствами и голосом, а уж никак не сильная «накрашенность».

В древности существовала традиция красить зубы. Она сохранилась и в 19 столетии. Женщины красили зубы в желтый цвет, чтобы лицо казалось бледнее.

Не только современные женщины любят делать красивый make-up, но и в древние времена макияж был частью культуры для мужчин и женщин на протяжении многих лет. Рассмотрим интересные факты о макияже и косметике древних времён.

Белый макияж гейш

Белый макияж – это символ всех гейш, начиная с 8 века н.э. Такой макияж делался на основе рисового порошка, смешанного с водой до пастообразного состояния. После этого пасту наносили на лицо.

Египетский макияж

Много легенд ходит вокруг красоты и очарования египетской царицы Клеопатры. И это не удивительно, так как в Египте существовал особый культ косметики. Еще 10 000 лет. до н.э. египтяне начали применять душистые масла для очистки и поддержки в хорошем состоянии своей кожи. Таким образом, они защищали кожу от солнечных лучей и избавлялись от неприятных запахов. В качестве масел использовались: масла ромашки, лилий, лаванды, роз, мирры, мяты.

Для создания разноцветного макияжа применялись разные средства:

  • охра: имела пигмент жёлтого и красного цветов;
  • сурьма: в качестве туши для глаз;
  • обожжённый миндаль: применялся в качестве теней и подводки для глаз.

Макияж в Древнем Риме

В Древнем Риме макияж женщины зависел от её социального статуса. В целом, в Риме особое внимание уделяли макияжу: женщины даже не представляли свою жизнь без косметики. Они красили глаза, использовали мел для отбеливания кожи, и румяна. В Риме считалось, что женщина без макияжа, как еда без соли.

Популярным был в Риме и маникюр: лак для ногтей делался из крови овец и жира, и имел ярко–красный оттенок. Любили ярко красить ногти в золотой, красный, чёрный цвет и китайские императоры, а вот обычным людям этого делать было нельзя.

Макияж лица в Средневековье

В Европе, в эпоху Средневековья, женщины красили свои лица в белый цвет, практически полностью выщипывали брови или вырывали волосы на лбу, чтобы поднять линию волос выше. Для губ использовались бальзамы на основе пчелиного воска, а для щек – большое количество румян. В то время косметика для отбеливания лица была очень опасная, так как её делали из мышьяка, уксуса и мела.

Кстати до 14 века христианская церковь запрещала использование макияжа, аргументируя это тем, что он имеет сатанический ритуал.

Макияж во времена Французской революции

Чтобы доказать, что во Франции после революции стало жить весело и хорошо, французы пользовались красными румянами и помадой. Таким образом, люди в других странах должны были завидовать здоровью и веселью французов.

Красота по-арабски

Женщины из гарема султана особое внимание уделяли депиляции. Они буквально сжигали на своём теле волосы с помощью крема, состоявшего из смеси извести и аурипигмента, который был побочным продуктом мышьяка. Сначала женщина принимала баню, затем наносила крем на кожу, а после этого использовался бронзовый скребок для удаления остатков крема. Если вовремя не смыть крем, то он мог вызвать сильные ожоги.

Когда появилась мода на загар?

Сегодня каждая женщина стремится иметь красивый бронзовый оттенок кожи. И моду на загар ввела знаменитая Коко Шанель. После круиза по Средиземному морю, она появилась на фотографии загоревшей, и с тех пор мода на «шоколадную кожу» только усилилась.

Стиль барокко появился около 1600 года в Риме и распространился на большую часть Европы.

Мода в западноевропейской одежде в период 1600–1650 годов характеризуется льняными воротниками, обилием пышных кружев, длинных шлейфов и глубоких вырезов.

Узкие рукава платьев постепенно расширялись, в 1630 годах они были очень объемными и заканчивались чуть ниже локтя.

Появились мужские шляпы с широкими полями, а место брюк заняли бриджи.

В 1650–1700 годах стиль барокко в одежде претерпел большие изменения. После окончания Тридцатилетней войны и реставрации Англии военное влияние в мужской моде сменилось декоративным изобилием, которое царствовало в течение всего последующего столетия.

Широкий силуэт с высокой талией уступил место плавным линиям и заниженной талией в одежде как у мужчин, так и у женщин. В этот период пика популярности также достиг парик, который являлся основным пунктом мужской моды.

У женщин широкие платья были вытеснены менее пышными с горизонтальным акцентом на плечах. Полные и свободные рукава стали длиннее и уже.

Женщины носили тугой корсет с глубоким вырезом. Платья украшались кружевом и золотой вышивкой.

1. В эту эпоху девушек все больше привлекает кино – актрисы становятся образцом для подражания. Эталон – Мери Пикфорд и Лилиан Гиш. Их лица обрамляют кучеряшки, а макияж роднит их с ангелочками (Хелена Рубинштейн назвала это look’ом Купидона).

2. Вместе с тем в образах 1910-х нет излишней претенциозности, так как это – период Первой мировой войны. Женщины в отсутствие воюющих мужчин вынуждены были успевать все и сразу – времени на уход за длинными волосами у них практически нет. И девушки их отстригают.

3. Поклонницы старых традиций и длинных локонов все еще пытаются делать пышные прически, но ускоренный темп жизни и от них требует не сильно заморачиваться по части укладок: к счастью, в 1910-м были изобретены бигуди – и проблема кудряшек отпала. Накрутил – и лег спать, проснулся – снял – и вуаля!

4. В 1913 году была выпущена первая тушь для ресниц. Ее название известно нам и сегодня –MAYBELLINE. Правда, тогда она выглядела своеобразно: фактически это был контейнер с сажей и углем, к которому прилагалась специальная кисточка.

5. Семимильными шагами развивается Max Factor – компания эмигранта из Польши Максимилиана Факторовича. Это она поставляет бьюти-средства на съемочные площадки Голливуда. Главное преимущество косметики марки перед конкурентами – она не трескается на лице… Кстати, именно Факторович первым стал продавать тени для век, которые создал на основе хны, вдохновившись макияжем турецких див.

6. Марка Maurice Levy тем временем выпустила роликовую помаду для губ, заключенную в металлическую трубку, и румяна.

Видео Французский макияж 17 века. Как сделать?

Исторический макияж. История развития макияжа и косметики

Слово "макияж" имеет французские корни, и в русский язык вошло недавно, всего пару десятков лет назад. Однако история макияжа началась еще много веков назад. Слово " косметика" имеет греческое происхождение от слова "kosmetike", и означает искусство украшать. Только вот представления об этом искусстве у каждого народа были свои.

Изначально макияж, а, точнее, раскрашивание лица, использовалось в обрядах - религиозных и магических.

Макияж, если тогда его было можно так назвать, использовался для боевой раскраски воинов, а также как знак принадлежности к определенной касте. Поэтому он играл не "украшательную" роль, а имел серьезный социальный или религиозный смысл. Конечно, тогда мало думали о декоративном аспекте, такого грима - было важнее испугать, поразить, повергнуть в смятение соперника или врага, внушить уважение, ужас, обожание, близкое к обожествлению. Племена Нуба в Судане и Криапо в Бразилии, а также жители новой Гвинеи до сих пор имеют самый творческий, можно сказать первородный, ритуал макияжа.

Еще люди каменного века пытались различными способами украсить свои лица, делая на них самые разнообразные изображения. Это были орнаменты, элементы растительного и животного мира, символические обозначения и многое другое.

Например, племена майори из Новой Зеландии славились маскообразными татуировками на лице, которые именовались "мокко". Рисунок "мокко" представлял собой достаточно сложный и сугубо индивидуальный узор. Он выполнял сразу несколько функций. Это и показатель заслуг, и обозначение общественного положения, и особый элемент украшения. Погибшему во время битвы воину с маской "мокко" воздавались особые почести - его голова отрезалась и бережно хранилась как память о прошлом. А вот с несчастными, кому довелось умереть без такого украшения лица, обращались достаточно сурово. Их тела оставлялись на растерзание диким животным и птицам.

Но это длилось не так долго - женщины стали использовать макияж из стремления быть красивыми. С древних времен раскрашиванию лица женщин уделялось особое внимание. Так, жены японских аборигенов айну имели пометы на лице, выдающие их семейное положение, количество детей. Кроме того, изображение на лице было признаком выносливости и плодовитости.

Первооткрывателями искусства красоты были, древние египтяне. Именно они, изобретая составы для бальзамирования, открывали много различных лечебных и косметических веществ, которые способны были исправить недостатки кожи, украсить лицо и тело. Уже во времена Нефертити существовал традиционный набор для макияжа - губная помада, румяна, подводка для глаз и бровей.

Макияж 19 века. Такие удивительные красавицы: на какие ухищрения шли модницы XIX века

То, что сегодня кажется некрасивым, 150 лет назад казалось невероятно привлекательным. Девушки прошлого ели мел и клеили себе брови из мышиных шкурок, чтобы быть самыми-самыми.

В отличие от своих бабушек, европейские и российские красавицы 19 столетия отошли от канонов классицизма с его излишествами и вычурности в пользу естественности и демократизма. Конечно, в те времена еще господствовал культ роскоши и блеска, но пышные платья и огромные прически постепенно уступали место легким и воздушным туалетам, а макияж 19 века был максимально естественным и практически незаметным.

Практически все 19 столетие (начиная с 1837 года) прошло под знаком викторианской эпохи. Это было время высоких эстетических идеалов, культурного подъема и, одновременно, сдержанности и простоты.
В те времена, а особенно в эпоху ампир, в женской красоте больше всего ценилась опрятность. А поскольку обилие декоративной косметики при почти полном отсутствии личной гигиены приводило к быстрому старению кожи и различным болезням, дамы вовремя поняли, что лучший способ сохранить молодость и здоровье – это свести использование «искусственной красоты» к минимуму. Поэтому на портретах начала 19 века практически невозможно встретить густо накрашенных лиц.

С приходом эпохи романтизма в моду вновь вернулась мода на неестественно бледную кожу. Но теперь нужный эффект достигался вовсе не за счет толстого слоя фарфорового грима. Красавицы этой эпохи старались избегать солнца, боясь испортить цвет лица загаром, носили для этих целей широкополые шляпки. Но при этом цвет лица оставался естественным. Лучи солнца не касались даже рук, о белизне которых заботились с особенной тщательностью. Некоторые особо фанатичные дамы не снимали перчатки даже во время сна, из страха, что кожа вдруг почернеет.
Чтобы придать лицу «алебастровый» оттенок, дамы в неограниченных количествах ели лимоны, толченый мел и пили уксус натощак. К сожалению, это сказывалось на продолжительности жизни женщин: с выжженным желудком мало кто умудрялся дожить до глубокой старости.

Вообще, в эпоху романтизма в кругах высшего света считался модным образ томной, болезненной и глубоко чувствительной барышни. На какие только ухищрения не шли девушки, чтобы добиться желаемого эффекта! Красавицы не спали по нескольку ночей подряд, в надежде
«обзавестись» темными кругами под глазами. А чтобы глаза блестели, в них капали атропин (препарат из экстракта пасленовых растений) и свежий сок белладонны – ядовитого растения, которое при передозировке могло вызвать серьезнейшее отравление. Бледность лица оттеняла желтая краска, которой девушки красили зубы – и без того нездоровые, ввиду отсутствия нормальной стоматологической помощи. А завершала все это «великолепие» черная подводка, которую обильно наносили на веки. При всем при этом в моде оставались «собольи» брови, которые специально обученные люди умело мастерили из мышиных и крысиных шкурок.
К счастью, в середине 19 века столь фантасмагорический женский образ сдал свои позиции. На смену ему вновь пришла естественность. Макияж стал менее заметным. Эталон женской красоты вновь олицетворял покой, умиротворение и внутреннюю теплоту.

Макияж в 19 веке стал не только умеренным, но и доступным. Если раньше пользоваться косметикой и парфюмерией могли лишь дамы из высшего общества, то теперь, в эпоху подъема промышленности, румяна, белила, помада и прочие атрибуты красоты стали доступны практически для каждой девушки.

Массовый выпуск косметики во второй половине 19 века женщины встретили с небывалым энтузиазмом. В больших городах, рабочих поселках и отдаленных сельских имениях прекрасный пол мало-помалу начал осваивать тонкости нанесения крема и пудры, подкрашивания губ и глаз. Правда, в крестьянской среде женщины косметикой практически не пользовались: тяжелый деревенский быт мало способствовал тяге к прихорашиванию. Но все равно, нет-нет, да и появится в шкатулке у крестьянской девушки тюбик румян или недорогая, но кокетливая пудреница с зеркальцем!
Как ни странно, особенно обрадовались массовому выпуску декоративной косметики… городские проститутки! И если «приличные» женщины предпочитали краситься довольно умеренно и неброско, то у дам полусвета существовали свои, определенные правила. Считалось, что лучший способ привлечь клиента и понравиться ему – это вычурный и яркий образ, который достигался с помощью большого количества косметики. И если бы вы встретили на улице того времени особу с ярко накрашенными губами, кроваво-красным румянцем на щеках и веками, подведенными иссиня-черным карандашом, вы бы ни на миг не усомнились в ее профессии!

Макияж 20 века. История макияжа: 20-е годы

Модницы 20-х годов ХХ века не представляли жизни без развлечений, шампанского, сигарет, а также не видели себя без длинных нитей жемчуга, спадающих на плоскую грудь, и платьев с заниженной талией. Дамы сидели на изнурительных диетах, уделяли огромное количество времени спорту, увлекались массажем и косметическими процедурами, доступными в то время. И все это с одной целью: сделать плечи - шире, бедра, наоборот, - уже, а грудь – совершенно плоской. Всю женственность дамы пытались проявить в макияже. Но даже эта «женственность» была весьма изощренного представления, так как представляла собой образ роковой женщины.

Уголь для бровей, пудра из цинка, румяна только одного оттенка, сажа для ресниц, уксус, вазелин или сало с добавлением красного пигмента для губ - всё это было в косметичке у дамы, жившей в середине XIX века. Дамам XXI века повезло, ведь для того, чтобы создать образ в историческом стиле, достаточно умело использовать нужные текстуры и цвета современных косметических средств, а не портить свою кожу вредными компонентами.


Давайте мы рассмотрим характерные особенности макияжа в стиле середины XIX века. Безусловно, на сохранившихся до наших дней портретах, дамы выглядят идеальнее, нежели они выглядели в реальности, но, поскольку для нас портреты - это ближайший ориентир, к такому образу мы и будем стремится при подготовке к балу.
Идеал того времени - скромная и естественная красота. Только в том случае, если дама делала яркий макияж, то все её автоматически начинали считать падшей женщиной. Дамам из высшего света не позволялось даже на секунду допустить такого отношения к себе! Поэтому, за своим лицом дамы очень следили и пользовались косметикой очень осторожно.
Приличная девушка должна была выглядеть здоровой, с лёгким румянцем на щеках и розовыми губками. Леди прибегали к хитростям чтобы заменить косметику: умывались очень холодной водой чтобы выглядеть ещё бледнее, перед выходом к гостям чуть покусывали губы и щипали себя за скулы, чтобы сделать краски лица ярче.
В моде: бледный цвет лица, черные брови чтобы подчеркнуть бледность кожи, сверкающий взгляд и немного румян чтобы освежить лицо.
Для того, чтобы сделать такой исторический макияж, необходимо использовать правила современного дневного макияжа, но с учетом некоторых тонкостей:
Кожа лица:
- Выровненный тон с помощью лёгкой тональной основы в цвет кожи, или на тон светлее, - допустимо использование консилеров, - пудру лучше использовать рассыпчатую на тон светлее, - создавать рельеф и выделять скулы хайлайтерами не рекомендуется, т. к. в моде начала XIX века овальное лицо.
Румяна:
- Это самое важное, но многие наоборот пренебрегают румянами и в этом ошибка. Цвет румян нежно-розовый и наносить его нужно на самую выпуклую часть щеки. Главное не переусердствовать! Румян не должно быть много, только 1-2 лёгких прикосновения кистью.
- Обязательно припудрить сверху и растушевать.
Брови:
- Их любили на всем протяжении XIX века, за ними ухаживали, убирали лишние волоски, но при этом в моде сохранялся естественный изгиб и небольшая толщина. Брови обязательно необходимо подчеркнуть карандашом или тенями в цвет волос (или на тон темнее), придавая более четкие очертания.
Глаза:
- Дамы прошлого практически ничего не наносили на глаза, но мы будем пользоваться схемой дневного современного макияжа и будем использовать тени. Всё потому, что освещение в современных бальных залах электрическое и это добавляет необходимость использования теней чтобы ваши глаза на фото не были маленькими, заспанными и прищуренными. Важно использовать карандаш только коричневого цвета (не черный) чтобы подчеркнуть линию роста ресниц, немного удлиняющей туши (а не объемной) на кончиках ресниц и матовые) тени от цвета слоновой кости до коричневых оттенков.
- Использование жидкой подводки любых цветов и наведение стрелок - категорически недопустимо, - использование перламутровых теней (за исключением небольшого количества светлого оттенка под бровью и на подвижном верхнем веке) - также недопустимо, - использование цветных оттенков теней - недопустимо, т. к. макияж тут же превратится в современный, - накладные ресницы - крайне нежелательны.
Губы:
- Линия губ растушеванная, т. к. в историческом макияже губы должны оставаться естественными, - достаточно использовать нейтральных цветов блеск для губ или помаду чтобы сделать объемнее губы, - использование ярких помад - недопустимо.
Минимальный загар или его отсутствие подчеркнет вашу аристократичность и наоборот - чем больше загара на лице, тем больший эффект простушки он создаст.
С помощью таких нехитрых советов у вас обязательно получится создать необходимый нежный, естественный и целомудренный образ! Исторический_макияж@Pasdecote XIXвек кринолины /копирование и использование текста разрешено только при условии указания авторства и ссылок!










Макияж 19 века. 19 столетие – век химических открытий и промышленной революции

Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных).Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца. А вот в 1878 году австриец Отто Файель изучал свойства танина (вещества растительного происхождения) в качестве солнцезащитного средства. Но у него оказался один серьёзный недостаток – он чрезмерно окрашивает кожу.Как уже говорилось выше, всевозможные косметические средства изготавливались в мануфактурах. Но их выбор был невелик, а цена была по карману лишь состоятельным людям. Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными.Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены. С уверенностью можно сказать, что зубной пастой «Colgate» или шампунем «Palmolive» пользовались очень многие читатели этой статьи. Но мало, кто знает, что фирма Colgate берёт своё начало ещё в 1800-х годах. В 1806 году на одной из нью-йоркских улиц Уильям Колгейт открыл производство мыла и свечей, которое затем расширилось до полноценного завода в Нью-Джерси (1820 год). А уже в 1857 году под руководством сына основателя Самуэля Колгейта была создана организация Colgate & Company. В 1866 году было разработано ароматизированное мыло, несколько видов парфюмерной продукции. Спустя 6 лет появилась новая торговая марка - Cashmere Bouquet – ароматизированное туалетное мыло.Международное признание компания получает на рубеже веков в 1900 году, когда её мыло и парфюм завоёвывают награды на Всемирной выставке в Париже. В 21 веке «Colgate-Palmolive» – трансконтинентальная корпорация, которой принадлежит несколько брендов, в том числе Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen.

Стиль этой эпохи - скромный, нежный макияж. Девушки стремились к подобию ангела:
Кожа – бледная, макияж глаз практически отсутствовал, на губах - не более чем вазелиновый блеск, яркие губы – вульгарность и дурной тон. В моде густые волосы, модницы преображали их в игривые локоны.

Яркие представительницы этой эпохи: Лилиан Даяна Гиш (одна из первых звезд немого кино), Мэри Пикфорд (Актриса театра и кино)

Определенному безветрию в моде на макияж, пришедшее в конце 18 столетия, суждено было продлиться не больше двух десятков лет. Единственное, чем пользовались женщины того времени, – это гигиеническое мыло для лица и тела, а также капля румян, изготовленных на основе природных красителей. С пришедшей на смену эпохой романтизма в 20-е гг. 19 столетия популяризуется мода на макияж – бурные страсти и эмоциональные душевные переживания в душе должны иметь отпечаток на внешности. Модным становится нездоровая бледность, темные и влажно блестящие глаза – таков эталон красоты эпохи романтизма.

Женщины повально начали пить уксус и есть лимоны. Делалось это с целью потери веса и достижения мертвенно-бледной кожи. Женщины мало спят – с целью появления кругов под глазами. Для придания блеска в глаза капают сок белладонны и атропин. Темные подводка глаз и тени для век придают облику демонический вид.

Но Ее величество мода изменчива, и с 50-х гг. болезненность и бледность в образе женщины перестает быть привлекательной. Мужчин начинает манить теплота, женственность и покой в женском облике. В целях соответствия новому эталону, женщины отказались от густого макияжа. Женщины предпочитают лишь немного осветлить лицо яичным белком, подцветить скулы румянами – немного ярче при темных волосах и светлее – при светлых, а также подвести брови бриллиантином. Никогда прежде, наверное, макияж не был таким щадящим, как в середине 19 столетия. Точка зрения на сам макияж изменилась, как на само слово «макияж», которое, появившись веком раньше, обозначало в отрицательном смысле искусство скрывать недостатки. В 19 столетии негативный оттенок со слова снимается, и оно обретает значение «средства, скрывающие недостатки лица».

Специфической особенностью макияжа 19 столетия
становится то, что макияж перестает быть привилегией лишь знатных дам. В связи с устройством промышленного изготовления косметика становится доступной даже низшим слоям общества. Приличные девушки из бедных семей приобщаются к искусству макияжа и с радостью обучаются припудривать лицо, подкрашивать губы и подводить глаза. Но надо заметить, что проститутки в 19 столетии, как и во все времена, всегда красились дерзко: наносили много пудры и румян, использовали яркую помаду и подводили жирным черным цветом глаза.

В конце 19 столетия была придумана жидкая пудра. Она идеально скрывала все недостатки кожи и, застывая, создавала эффект маски. В сочетании с небольшим количеством румян и помады, оно походило на лицо жрицы. Мужчины того времени просто таяли перед такой загадочностью.

Косметическая промышленность конца 19 столетия раскручивается, соответственно, популяризуются и косметические средства. Актрисы 19 века с радостью дают уроки красоты и публикуют на страницах журналов рекомендации и рецепты, как сохранить молодость и красоту. Понемногу женщины осознают, что настоящая красота – это искусство владеть свои телом, чувствами и голосом, а уж никак не сильная «накрашенность».

В древности существовала традиция красить зубы. Она сохранилась и в 19 столетии. Женщины красили зубы в желтый цвет, чтобы лицо казалось бледнее.

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

*если Вы хотите красивый естественный макияж без эффекта маски, с идеальным тоновым покрытием, который держится на лице минимум 8 часов, то будьте уверены этот курс специально для Вас…

Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.


Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» - столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

Макияж 15 века. Средневековый макияж

Из восточных стран, пройдя Грецию и Рим, искусство макияжа понемногу проникло в европейские страны, где от столетия к столетию точка зрения на макияж менялась с молниеносной скоростью. В эпоху средневековья, когда все телесное почиталось за грех и «дьявольские помыслы», женщин за женщин не считали, ставя им в вину грех родоначальницы Евы, а все проявления макияжа подвергались травле. Простота, стыдливость и скромность считались главными достоинствами.

Средневековый макияж

С 3-го по 5-й столетия н. э. обряды купания, очищения, нанесения на тело и лицо каких-либо косметических средств заявляются святыми отцами как греховные, и европейское общество порицает не только какой-либо тщательный уход, но даже самое простое купание тела. Вонь грязного тела пытаются забить благовониями, к примеру, привязывая подушечки с ароматными травами под мышками, с целью заглушить запах пота. Всякая декоративная косметика для лица – белила и румяна – становятся символом распутства и грехопадения.

Но как бы не осуждала святая церковь косметику, как бы не запрещала ее, и каких бы гонений не устраивала, женский интерес так и не удалось унять. И к концу 9 столетия в итальянском городке Капуя, близ Неаполя, довольно прочно были устроены изготовление и продажа косметики. Итальянцы производили всевозможные притирания, белила и румяна, губную помаду, благовония и ароматические составы.

Из Италии мода на макияж постепенно проникла во Францию. В 1190 году король Франции, разрабатывая поощрительные указы, постановил привилегировать продавцов духов, ароматной воды и мыла, пудры, белил и чистящих мазей. Женщины, страдающие болезнями, имеющие на лице дефекты, с радостью нач али п риобретать и использовать декоративные косметические средства, а за ними и грим на лицо стали накладывать и все красавицы Европы.

В эпоху культа бессмертия человеческой души очень ценен был одухотворенный взор. Для достижения такого эффекта женщины стали капать в глаза сок ядовитой белладонны. Он делал зрачки больше, а глаза становились темными и блестящими. Но когда узнали, что частое использование белладонны очень вредно, модницы в тех же целях начали использовать настойки хризантем.

Волосам практически не уделялось внимания. Их скрывали под вуалью и сбривали на лбу, чтобы сделать его больше, а облику придать сходство с полной луной. Процедура удаления волос со лба была крайне болезненной - на волосы наносили смесь из негашеной извести и пигмента, и удаляли их. После этого «лысый» участок кожи смазывали свежей кровью лягушек, соком растения цикута или золой вымоченной в уксусе – считалось, что таким образом рост волос замедлится.

По постулатам раннего периода средневековья брови должны быть черными, дугообразными и тоненькими, словно нить. Такую моду скоро сменила другая тенденция – безбровость. Пример такой моды – легендарное изображение Моны Лизы.

Чем красились в 18 веке. Как же раньше красились девчонки на Руси!?

Вот как описывается русская кокетка 18-го века в сборнике «Пчела»: «Прехитро себя украшает, приятные сандалии обувает и везжды свои ощиплет, и духами учинит, и лицо, и выю (шею) ваннами наванит (покрасит) и черности в очесах себе красит». Женщины в России очкнь любили белилиться и румяниться, но при этом весьма неумело: Будучи красивыми от природы, они абсолютно искажали свои лица. Например, накладывали на щеки такое колличество краски, что (по мнению немецкого путешественника Олеария) иногда казалось, будто кто-то разукрасил их кистью. Женщины разукрашивали себе руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, при этом делали это самым уродливым образом: чернили светлые и белили черные брови. Княгиня Черкасская была очень красивой от природы женщиной очень и не желала краситься и румяниться, но была вынуждена покориться всеобщему обычаю, чтобы не подвергатся насмешкам. Церковь пыталась восставать против этого обычая, но тщетно. Косметикой повально увлекались женщины боярского сословия - они не только сурьмили брови, наносили на лицо румяна и белила, но и красили зубы. По всей вероятности, больше всех доставалось скоморохам шутам и скоморохам - они раскрашивали себя не только белилами и красками, но даже сажей. Самыми большими поборниками косметики на Руси тех времен, вероятно, были татары. Они красили ресницы, брови, губы, румянились, красили ногти хной и т. д. По словам одного из русских путешественников, девушки и женщины татар были похожи на «размалеванных кукол», которые в реальности были намного красивее.

Начиная с XVII века, Франция становится кумиром русского дворянства и на протяжении почти трех столетий определяла правила хорошего тона, моду и косметику не только для коронованных особ, но и для провинциального дворянства.

В XVIII веке в Петербурге уже имелся свой косметический магазин купца Данилова, где можно было даже приобрести так называемый «воздушный прибор» для опрыскивания духами.

Пользоваться косметическими средствами было, главным образом, уделом знати, простой же народ пользовался травами как для медицинских, так и для косметических целей. На Руси издавна большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливаю! кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны. Сведения о лечебных свойствах растений и способы их применения мы находим в многочисленных старинных «травниках» и «лечебниках» («Травоврач», «Зельник», «Жизненник», «Цветник» и др.). Будем откровенны: к простому, доступному. находящемуся под рукой, мы часто относимся без должного уважения. Скажем, к лекарственным растениям, воде, которая с древнейших времен считалась основным лечебным, гигиеническим и косметическим средством. Врачи древности применяли воду для лечения, для косметических целей в виде ванн, обмываний, обтираний, душей, компрессов.

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.
«Чистота - залог здоровья!», также с полной уверенностью можно сказать, что чистота - залог красоты. В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.
Косметика, как считают некоторые, начинается не с нанесения кремов, помад и лосьонов, а прежде всего с мытья. Очистить кожу от грязи, кожного сала, отмерших роговых чешуек вот о чем нужно заботиться прежде всего.

Девочки, всем привет)))
Стало мне интересно, а как за собой ухаживали барышни того времени у нас в России? Понятно, что не было того изобилия косметики, ухаживающих средств, и современного оборудования, да и мода была другая...) Да и вообще индустрия косметологии только развивалась)

1. Щипцы для завивки волос


Чаще всего девушки завивали волосы дома, а для этого они нагревали щипцы, опуская их внутрь горящей керосиновой лампы. Не удивительно, что от этого волосы у них портились, а некоторые, особенно усердные вообще оставались без волос)))


но это, конечно, не было особой бедой для девушек, ведь тогда существовали…

2. Специальные накладки для волос


делались они из настоящих волос, и были уже завитыми)))

Кроме женщин ухаживали за собой и мужчины, в то время существовал культ усов - каждый мужчина мечтал иметь густые и длинные усы, чтобы сражать женщин наповал))) Поэтому в арсенале средств по уходу многие мужчины имели

3. Специальную жидкость для усов и бинт «Кошечка»


Жидкость «Кошечка» по консистенции напоминала современный гель - средство отлично склеивало усы и придавало им желаемую форму. Бинт «Кошечка» часто надевался во время сна, чтобы не испортить полученную форму)))

4. Щипчики для усов


использовались для того, чтобы подкрутить усы)))

ну, и чтоб не замочить усы были вот такие

5.Чашки с полочкой для усов

У женщин же растительность на лице не приветствовалась, тогда существовал эффективный

6. Электрический аппарат для разрушения волос


ха, предшественник современного прибора для электроэпиляции)))) Конечно, не каждая девушка могла позволить себе такой аппарат, в то время был он только у богатых особ)остальные же волосы выщипывали щипчиками, либо сбривали)

А вы знаете чем раньше чистили уши? Ватных палочек ведь в то время не было...)))) Были такие железные палочки, которые назывались…

7. Копоушки
вот копоушка из слоновой кости в футляре

Для домашнего омоложения существовал вот такой

8. Аппарат с массажными шариками


Модницы того времени усиленно водили им по лицу несколько раз в день)

А как девушки того времени боролись с запахом пота и с разводами подмышками?)) Ведь дезодорантов-то еще не было, и я не думаю, что они меньше потели, чем мы сейчас))) Секрет был в таком средстве как…

9. Подмышники




Кусочек плотной ткани наподобие наших подплечиков подшивался под платье, либо под корсет, иногда подмышники были надушены духами))
10. Подкладки для груди


ну, если уж у них подмышники были, то как же можно было обойтись без подгрудников?)))

Ещё девушки конца 19 века особенно тщательно ухаживали за ногтями - были и всевозможные пилочки, щеточки, и полировальные приспособления, и даже вот такой

в то время женщины делали высокие прически, и для того, чтобы шляпа держалась её крепили к голове булавками длиной 30 и более сантиметров. Были случаи, когда в тесной толпе булавки царапали лица соседей и даже выкалывали глаза. После этого было издано распоряжение, чтобы булавки продавались с наконечниками, но они иногда слетали, и несчастные случаи повторялись…

Видео прическа и макияж 18 века - стилист Оксана Бреусова