Белая женщина привидение. "привидение в белом". Призрак Анны Болейн

Мы знаем, что в сельской местности - это водяные, русалки, лешие, кикиморы и прочая нечисть. Городские привидения не имеют фольклорных аналогов, они порождения искусственной среды, созданной самим человеком, поэтому имеют свою специфику и уникальность. Некоторые городские мифы послужили основой для многих фильмов-ужасов, к примеру, призрак по имени Кровавая Мери или широко известная Женщина в белом, которые, согласно легендам, имели своих реальных прототипов. Вот современная городская легенда. Как-то ночью в квартире одной пожилой женщины раздался телефонный звонок. Она взяла трубку и, к своему великому ужасу, услышала голос своего покойного мужа, который стонал от боли. Женщина бросила трубку, но телефон тотчас же зазвонил снова. Ей так и не удалось сомкнуть глаз. Наутро она едет на кладбище и видит, что на могиле ее мужа лежат какие-то доски, обрывки телефонных проводов (накануне был большой ветер). Или вот такая история. Молодой человек возвращается поздно ночью с вечеринки и подсаживает по дороге молодую женщину в белом платье, которая дрожит от холода. Он дает ей свой пиджак. Утром он вспоминает, что незнакомка не отдала ему пиджак (а может, просто хочет продолжить знакомство), и едет к ней домой (адрес он запомнил). Но, к своему удивлению, узнает от родителей девушки, что их дочь несколько лет тому назад погибла при автомобильной катастрофе. Он едет на кладбище и находит на ее могиле свой пиджак.


Вероятно, в таких легендах отразилась подсознательные страхи жителей городов перед неведомой инфернальной силой. У каждого города своя история и свои ужасы.
Наш город тоже имеет свою историю и свои городские легенды, которые из уст в уста передаются следующим поколениям. Есть свои дома с привидениями и призраками. В предыдущем номере в материале «Легенды о Городе» я приводила факт о том, что призраки почему-то любят учреждения культуры. Помнится, несколько лет тому назад по городу ходила легенда о краеведческом музее. Говорили, что по ночам там неспокойно: из зала, где лежал мумицифированный труп женщины, найденный археологами в одном из улусов и почему-то сданный в музей, слышались крики, стенания, угрозы, плач. Сторожа отказывались работать, и только после того, как женщину увезли обратно на родину и повторно похоронили, в музее стало спокойно. Хотя кто знает, ведь там все равно полно вещей, привезенных из раскопок, они, по слухам, также могут влиять на ауру помещений. Еще одно учреждение культуры имеет своего, так сказать, стационарного призрака. Кстати, более десяти лет тому назад я некоторое время работала в этом учреждении. И однажды засиделась допоздна, так как ждала одну девушку, которая должна была подойти ко мне по делу. Занятая чтением, не заметила, что уже темнеет, а девушки моей нет. Решив, что уже не стоит ждать, собралась выходить и увидела, что двери заперты снаружи. Сторож, видимо, посчитав, что никого нет, запер двери и куда-то ушел. Значит, я просидела под замком, одна-одинешенька, в здании, где водились привидения, и многие служащие утверждали, что видели призрак девушки в белом национальном платье. А моя девушка, видимо, приходила и наткнулась на замок. К моей великой радости, сторож скоро пришел и очень удивился, обнаружив, что запер кого-то. По рассказам, девушка-призрак раньше училась в этом здании в 60-х годах прошлого века и даже жила здесь же, в студенческом общежитии. Однажды в какой-то праздник девушки решили подшутить и втолкнули самую скромную сокурсницу – предварительно напоив вином - в комнату парней, причем в обнаженном или полураздетом виде. Что случилось там, в этой комнате, история умалчивает, но потом девушку эту подвергли всеобщему остракизму, и бедняжка, не выдержав позора, повесилась. С тех пор ее призрак изредка появляется в коридорах этого здания. Кому-то она улыбается – в таком случае человека ждет удача, кому-то показывается сердитой – тогда, наоборот, жди чего-нибудь плохого. Иногда служащие слышат ее легкие шаги по коридору, выглядывают – никого.


Вообще, в общежитиях часто приживаются призраки. Это, скорей всего, связано с тем, что обитатели постоянно меняются, и потому хранитель дома – домовой – не приживается в таких зданиях. К тому же молодые люди, проживающие вдали от родителей, не всегда ведут примерный образ жизни, бывает и такое, что от неразделенной любви или по другой дурости кончают жизнь самоубийством. В университетских общежитиях также есть такие привидения. В одном из них я жила на первом курсе. Там также видели девушку в светлой ночной рубашке, которая повесилась в общей умывальной комнате также в конце 60-х годов прошлого века. Согласно легенде, она забеременела без мужа, а парень ее отказался на ней жениться… Возвращаться домой с ребенком и без мужа в те годы было большим позором. И никого, кто бы ей помог, рядом не оказалось... Ее призрак видели в определенное время, обычно рано утром, когда большинство студентов еще крепко спят и видят сны. В наше время призрак чуть ли не до смерти напугал одну студентку- старшекурсницу, которая в тот день рано утром куда-то улетала и, чтобы успеть к рейсу, встала очень рано. Она, стараясь не шуметь, оделась и направилась в умывалку. Через несколько минут оттуда раздался ее страшный крик. Ее привели оттуда почти невменяемую и долго приводили в чувство. А на самом деле случилось вот что. В умывальной комнате горела только одна лампочка, было темновато, когда она вошла туда и стала умываться. Вдруг в зеркале увидела, что сзади к ней плывет в воздухе что-то белое. Она в ужасе замерла. Призрак встал рядом с ней и также стал умываться. Девушка закричала и потеряла сознание. После этого случая в умывалку стали ходить только толпой и заставили парней вкрутить лампочки, чтоб стало светлее…
Рядом с этим общежитием стояло другое, там я жила уже будучи в старших курсах. На чердаке этого дома однажды повесилась другая девушка. Умница и красавица, без пяти минут выпускница. Она не была беременной, и парень ее не бросал, наоборот, считал дни, когда любимая, получив диплом, приедет на работу в его село. Но так и не дождался… Ее, эту девушку, старосту группы, умницу и красавицу, вдруг, с какой-то тапочки, обвинили в воровстве, причем не кто-нибудь, а лучшие подруги, с которыми она прожила все пять лет учебы в одной комнате. Они устроили судилище и даже ухитрились устроить так, чтобы на этом судилище присутствовал не кто иной, как сам руководитель факультета. Видимо, руководителю такого уровня делать было нечего, как ходить по общежитиям и лично присутствовать на девичьих разборках - кто, когда и зачем взял чьи-то рейтузы или что-то в этом роде. После судилища она долго, почти всю ночь, ходила по коридорам общежития, и никто не вышел вслед за ней посмотреть, как там она, никто не поинтересовался ее состоянием. Никто не взял за руку и не сказал: «Не бери в голову, это все пустяки, дело житейское, они просто тебе завидуют, и парень твой, если по-настоящему любит, ни за что не поверит им!» Или какие-то другие слова, которые были ей так нужны в ту ночь. Она долго сидела в общей кухне на другом этаже, а под утро забралась на чердак и повесилась на пояске своего платья в стиле «кантри».


С тех пор прошло много времени, но я почему-то часто думаю о ней, может, потому, что я ее хорошо помню, она была очень запоминающейся девушкой. Иногда думаю о тех девушках: а чего они добивались и как жили все это время, неужели их не мучают угрызения совести? Кстати говоря, живут и радуются, некоторые даже процветают, имеют все возможные и невозможные регалии, звания, имеют семьи, детей, благодарных учеников… В общем, как говорится, «сеют разумное, доброе, вечное…» И, возможно, уже даже не помнят о том случае или делают вид, что не помнят. А девушка эта, навсегда оставшаяся двадцатидвухлетней, не вышедшая замуж за любимого человека, не родившая детей, никого не выучившая, по их вине наложившая на себя руки, навеки прикована к тому чердаку, где когда-то так обидно и нелепо оборвалась ее юная жизнь. Иногда, кто знает, может, ее душа спускается с чердака и ходит неслышной тенью по коридорам, где когда-то и она о чем-то мечтала, кого-то любила, на что-то надеялась… Руководитель факультета, еще далеко не старый человек, неожиданно скончался от инфаркта, а попросту - от разрыва сердца.


Здание, бывшее в мое время историко-филологическим факультетом, также слыло домом, где обитают привидения. Оно до сих пор стоит, зияя пустыми окнами и пугая припозднившихся прохожих, которые, начитавшись разных небылиц и баек (вроде моих), спешат скорее пройти мимо этого, так сказать, городского етеха. В наше время там неожиданно умерла от разрыва сердца девочка-подросток, которая осталась часа на два перед школой подменить мать, сторожившую это здание. В этот день, помнится, у нас отменили лекции. Вообще, рассказывали разное. Однажды студентки одной группы задержались в здании, готовясь к какому-то празднику. На сцене лекционного зала горел неяркий свет, а в самом зале было темно. Постепенно все разошлись, остались самые активные, человека три или, может, четыре. И тут кто-то из девушек, взглянув в зал, увидел, как что-то черное, большое и клубящееся ползло в сторону сцены. И, конечно же, завизжал от страха. Потом все как ломанулись оттуда и потом с трудом вспомнили, как оказались на улице. Мимо них, беспечно смеясь, шли люди, и было еще не так темно, просто весенние сумерки. «Что это было?» - спрашивали они друг друга, но никто не мог дать внятного ответа на этот вопрос. По крайней мере, это было что-то ОЧЕНЬ СТРАШНОЕ и иррациональное, и ЭТО ползло в их сторону. Назавтра они, конечно же, рассказали остальным однокурсникам об этом напугавшем их случае, но никто не придал их словам особенного значения, под конец они даже сами подумали, что, возможно, им просто показалось. В окна заглядывало весеннее яркое солнце, старосты групп делали перекличку, ждали стипендию, и всем было не до каких-то страшилок. Хотя странно, что до сих пор на это здание, которое стоит в самом центре города, никто особенно не претендует, чтобы построить очередной торговый центр. По слухам, это место вместе с остовом полуразрушенного здания вроде бы отдано музею музыки и фольклора, но, как всегда, видимо, не выделено средств на строительство этого учреждения культуры.

Они появлялись испокон веков, по всему миру, и продолжают появляться и поныне. Мы нарывались на подобные случаи, не менее дюжины раз с самого детства. Чаще всего это выглядит где-то так: Молодая женщина в приступе тоски и безнадеги из-за жестокости и побоев мужа убивает своих детей. Или же она убивает их потому, что они мешают ей выскочить замуж за мужчину ее мечты. В любом случае, когда она умирает, то становится призраком. Самая известная версия этой истории, скорее всего, родом из Мексики:

    Давным-давно, гласит предание, прекрасная индейская принцесса, донья Луиза де Лаверос полюбила симпатичного мексиканского дворянина по имени дон Нуньо де Монтескларо. Она полюбила глубоко и искренне, и родила от него двоих детей, но Монтескларо отказался жениться на ней. Когда он, в конце концов, бросил ее и взял в жены другую женщину, донна Луиза обезумела от гнева и заколола обоих своих детей. Ее нашли бредущей по улице, рыдающей, в залитой кровью одежде. Власти обвинили ее в детоубийстве и отправили на виселицу.
    Говорят, после этого призрак Ла Лороны («плакальщицы») бродит по ночам в окровавленной одежде и оплакивает своих убитых детей. Если на пути ей попадется ребенок, то она может взять его с собой в Нижний Мир, где обычно обитает ее дух.

Но даже это - только осовремененный вариант более древней легенды, возможно восходящей к тем временам, когда конкистадоры бесчинствовали на берегах Рио-Гранде – явное свидетельство того, как давно данная разновидность призраков ошивается вокруг. Ближе к родным пенатам, в районе Далласа, рассказывают другую историю. Местный дух известен как Призрак Уайт Рок Лэйк (Белого Горного Озера). История Ла Лороны объединяется здесь с другой известной городской легендой – легендой об исчезающем автостопщике. Иногда водитель (почти всегда ночью) подбирает голосующего на шоссе человека, а после этот человек или внезапно пропадает, если, например, автомобиль проезжает кладбище, или дает адрес, который приводит к заброшенному дому. У нашего отца мнение об исчезающем автостопщике сложилось весьма определенное:

    Этот призрак тем более опасен, что играет на одном из лучших человеческих качеств - потребности выручить человека, нуждающегося в помощи. Проблема с исчезающим автостопщиком состоит в том, что он не всегда исчезает бесследно, иногда он оставляет после себя подарочек на память – жгучее желание снова его встретить. Обычно этот поиск ведет прямо на кладбище и в мире становится на одного доброго самаритянина меньше. Некоторые духи всего лишь не могут сами приблизиться к нужному месту, но другие всего лишь любят играючи использовать лучшие стороны человеческой натуры.

Около Уайт Рок Лэйка вы увидите загадочные огоньки, услышите странные звуки, а местные жители, вероятно, расскажут вам уйму историй, если вы задержитесь там настолько, чтоб выслушать их. Вы узнаете про симпатичную девушку в промокшем насквозь белом вечернем платье, голосующая на дороге и затем исчезающая прежде, чем машина доставит ее по адресу. И о другой девушке, которую можно увидеть недалеко от побережья. Она просит позвонить по телефону, а затем исчезает, оставляя после себя лишь лужу воды и затухающее эхо криков.

Мы слышали и о других случаях появления Ла Лороны - в районе кладбища в Чикаго, в Форт Монро в Виргинии, на Мосту Плакальщицы в Дублине, Индиана, на мосту Калумет в Гэри, Индиана – и вообще, на Чикагщину они слетаются, как мухи на… мед. Но мы слышали, что женщину в белом/исчезающего автостопщика видели даже в Сингапуре. Но все эти призраки совершенно безвредны. Вот и мы к ним пока не лезем, зачем: каждый из них просто блуждающий призрак, бродяга, вреда с него - никакого.

Последний раз мы встречались с женщиной в белом в Иерихоне, в Калифорнии, несколько лет назад. Так же, как и Призрак Уайт Рок Лэйк, она была «исчезающим автостопщиком». Она просила отвезти ее домой и, если вы подбирали ее, то вскоре оказывались у старого пустующего дома в безлюдном месте и могли уже не беспокоиться о возвращении домой.

Кроме того, в этом случае дух – Констанс Велш – была самоубийцей. Она утопила своих детей, а сама спрыгнула с моста. Иногда самоубийцы превращаются в злобных призраков, мстящих людям, насолившим им при жизни. Они растеряны и отчаялись и со временем тьма настолько заполняет их, что они начинают преследовать любого, кто хоть отдаленно напоминает людей, которые довели их до самоубийства.

Наш отец после изгнания женщины в белом в Дюранте, в Оклахоме в 1991 написал в своем дневнике, что он думал, будто Ла Лорона относится к той разновидности духов, которую в Ирландии называют бин сид, или баньши .

    Иногда они одеты в белое, иногда в саван или в иную погребальную одежду. Они пронзительно кричат, вопят, иногда они предвещают приближение смерти для кого-нибудь из тех родственников, кто их слышит. Обычно они появляются в одном из трех обличий, которые соответствуют трем степеням женственности (и, возможно, имеют отношение к возрасту человека, смерть которого они предвещают). Баньши может выглядеть как прекрасная юная девушка, как зрелая женщина и как дряхлая ведьма. Последнее обличье, вероятно, имеет отдаленное родство с печально известной английской ведьмой, известной как Черная Энни, одноглазой старой каргой, физически сильной и внешне похожей на демона: длинные зубы, стальные когти и синее лицо. Она пряталась в огромном дубе, последнем, что осталось от древнего леса. Как и многие другие ведьмы, она питалась человечинкой, предпочитала детишек, которых она жевала после того, как сдирала с них кожу заживо. Эти кожи она вешала в своей норе под корнями дерева. Баба Яга из русского фольклора – другая разновидность ведьмы, живущей в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Она тоже любит детишечек, но, в отличие от Черной Энни, Баба Яга при случае могла оказать важную магическую помощь герою или найти ребенка. Если ее хорошенько да ласково попросить или застать ее в хорошем настроении, то она может помочь вам в вашем деле вместо того, чтобы сделать из вас отбивную.
    Баньши часто видели плачущей, когда она стирает окровавленную одежду в реке – обычно это одежда того, кто должен умереть. Она может появиться в виде ворона, кролика или ласки.

Проявите ма-ксимум заботы обо всем, что касается Вас, ибо Ваша жизнь и Ваше имущество в великой опасности;
видеть призрака или ангела, внезапно воз-никшего в небесах - потеря близ-кого родственника или какое-то другое несчастье;
в небе справа от Вас появляется жен-ский призрак, а слева - мужской и оба выглядят ра-достными - стремительный взлет от не-известности к славе, но звезда Ваша будет сиять не-долго, ибо смерть придет и унесет Вас;
призрак женщины в длинных одеждах спо-койно движется в небесах - Вы достигнете прогресса в научных занятиях и станете бо-гаты, но тем не менее в Вашей жизни будет присутст-вовать оттенок печали;
призрак ныне здравствующе-го родственника - Ваши друзья за-мышляют что-то недоброе, будьте осто-рожнее в заключении деловых контрактов;
при-зрак выглядит изможденным - этот чело-век скоро умрет;
призрак преследует Вас - странные, неприятные события;
убегает от Вас - беспокойство будет невелико;
для моло-дых людей - будьте осторожнее в отношениях с представителями противоположного пола.
Также см. Одежда.

Толкование снов из Сонника Миллера

Подпишись на канал Сонник!

БЕЛАЯ (БАБА, ДЕВКА, ЖЕНЩИНА) — явление смерти в образе женщины, девушки, покойница, предвестница несчастья, водяной дух, видение, призрак, угрожающий жизни человека.
«Белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет» (Ворон.), «После бани помрочило — бела, высока показалась. Я воскресну молитву зачитала, и все исчезло» (Мурм.), «Стоит белый человек — простыня вот так накинута» (Новг.).
«Предвестник в белом» (в белых одеждах, белом балахоне, чаще всего очень высокий) — один из самых популярных персонажей поверий в XIX и XX вв. В рассказе начала XX в. из Архангельской губернии явление женщины в белом на повети предшествует кончине девушки. В современном повествовании одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее: «Слух пустил кто-то... Будто один шофер ехал, вдруг машина резко остановилась, он видит: женщина идет. Одета во все белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
— А как купишь, сюда же приезжай. Потом рассчитаемся. Он съездил, купил. <...> А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Спрашивает его:
— Купил? — Он отдал материал. — Что хочешь теперь проси, все исполню.
Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
— Война будет?
Она отвечает:
— Войны не будет» (Вост. Сиб.).
Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», является отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина... и все голосом читает. Высо-о-кая — высо-о-кая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама все говорила, что это Смерть ему пришла» (Новг.).
Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Умерший, по поверьям, может прийти за живыми и «увести», погубить их — он несет с собой смерть, воплощает ее.
Белый цвет в одном из своих основных значений — цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь — и может ее отнять (сходное значение иногда приобретает образ женщины в черном или красном одеянии).
В поверьях XIX-XX вв. фигура в белом именуется и не вполне определенно («бела», «высока») и прямо называется смертью и, например, в современных рассказах Новгородской области трактуется как «обернувшийся простыней покойник» .
Образ белой женщины предполагает и несколько иные трактовки. В поверьях ряда Губерний России он связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчесывает себе волосы». Женщина в белом появляется у проруби: «...Мы только подошли — стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Все у нее горит около головы так. У этой проруби конской стоит и грозит пальцем: „Вы знаете, что в двенадцать часов на прорубь ходить нельзя?“ Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи» (Вост. Сиб.).
В повествовании из Костромской губернии белая женщина — покойник- колдун, «речной дружок» полупомешанной девушки: «...уж мы спать полегли, слышу я, стучится кто-то в окно, встала, глянула, <...> да так и обмерла со страху: стоит у окна Аксинья, вся, как есть, мокрая, и уж чего-чего нет у ей в подоле: и раки, и лягушки, и трава какая-то водяная... <...> Взбудила я помаленьку мужика своего, рассказала ему, в чем дело, — ён палку узял, а я — иконочку, родительское благословение, и пошли мы с ним вон из хаты, поглядеть, что будет. Только мы к углу подходим, женщина, вся в белом, метнулась было к нам, да, верно, благословение-то мое помешало — назад, да и пропала за углом. Только ента пропала, откель не возьмись Аксинья вывернулась, зубищами ляскаст, глянула на нас и говорит: „Графенушка, пусти меня заночевать, дуже я замерзла“. А я говорю: „Зачем ты ко мне пойдешь? Ведь твоя хата вон, рядом“. А она как захохочет, да пустилась бежать вниз, туда, к речке, да причитать: „Марья! Марья!“ — Это она энтого-то, дружка-то своего звала да энтого, речного-то... ну, ведь это ён женщиной-то белой обернулся, да за углом ее поджидал...»
Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыки крестьян: «Давай, говорю, Лавруш, подерем етта лык! Он отошел эдак в сторонку от меня, срубил березу, дерет сибе лыка, я тоже. Вдруг как закричит во все горло! Еле-еле пришел в себя и говорит: „Пришла, говорит, ко мне девка, высокая, белая, косы распущены, да как схватит меня рукой за галстук (шарф) и галстук сорвала“. Я посмотрел, а у ево на шее пятно большущее багровое... „Ну, говорю, Лавруш, побежим скорие домой, это леший с нами шутит, щобы чево худова не сделал, видно, березняк-ать — это ево“» (Волог.)
В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над эти курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».
Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала, или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал» (Ворон.) <Селиванов, 1886>.
Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одно временно принимающих женское обличье персонажей — МАРА, РУСАЛКА) образ белой женщины все же наиболее устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы — неудачи, болезни, смерти.
Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу высокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.
В крестьянских рассказах конца XX в. белая женщина чаще все же не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды (иногда подобным образом описывается появление Богородицы, также вещающей бедствия, перемены).

Марина Власова. // Марина Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 2000.

В нашем мире, изученном, казалось бы, вдоль и поперёк, до сих пор встречаются необъяснимые явления. И, хотя существование паранормальных явлений научно не доказано, многие в них всё равно верят. Возможно, потому что люди от природы любопытны, а призраки - удивительный шанс хотя бы заглянуть за завесу тайны потустороннего. Перед вами подборка самых знаменитых призраков мира.

1. Призрак Белой Дамы

Белая дама - собирательное название призраков. Как правило, очевидцы описывают длинноволосых женщин в белом платье, с тёмными печальными глазами и худым заострённым лицом. Иногда также говорят об окровавленных руках и лице, а Михаил Розенберг во время своего путешествия по Чехии видел Даму в чёрных перчатках.

Этот призрак является одним из самых знаменитых в мире. По легенде, чешская Белая Дама - не кто иной, как Перхта Рожмберк, считающаяся хранительницей рода Рожмберков и близких ему семейств. Её история могла произойти с любой знатной молодой женщиной, жившей в эпоху Средневековья: юную Перхту насильно выдали замуж за человека намного старше её самой, аристократа Яна Лихтенштейна. Он оказался злодеем, извращенцем и садистом, часто насиловал и избивал молодую жену, а также, не стесняясь её присутствия, устраивал оргии в замке. Несчастная женщина терпела издевательства 20 лет, потому что нравы той эпохи не позволяли ей покинуть супруга-деспота и вернуться к своей семье, да и церковь не дала бы разрешения на развод.

Говорят, что перед смертью граф Лихтенштейн попросил у жены прощения, но та не смогла его простить. Тогда граф проклял супругу словами: «Пусть тебе не будет покоя после смерти!»

С тех пор Перхта появляется в бывших владения Рожмберков: старом замке Совинец и раскинувшемся по соседству городке Чешский Крумлов. Вреда она никому не приносит, но для потомков рода может означать предупреждение о скорой смерти одного из родственников. До наших дней сохранился её портрет с подписью на неизвестном языке. Существует легенда, что к тому, кто сможет расшифровать подпись, явится Белая Дама собственной персоной и расскажет, где спрятан огромный клад.

2. Анку

Само слово «Анку» переводится как «скелет» или, в некоторых трактовках, «Вестник смерти». Этого призрака видели на дорогах Бретани. Он всегда появляется именно на старых просёлочных дорогах и никогда вблизи оживлённых автострад или населённых пунктов. Впрочем, маленькими деревнями призрак не брезговал и, по преданиям, наведывался туда частенько.

Выглядит анку как мертвец или скелет с длинными белыми космами. Он закутан в тёмный плащ с наброшенным на лицо капюшоном, скрывающим зеленоватый гнилостный свет во впавших глазницах, с косой на плече. За ним всегда следует запряжённая лошадью-скелетом похоронная повозка. Его появление сопровождалось звоном похоронных колокольчиков, порывами ледяного ветра и глухим громким стуком лошадиных копыт.

Считалось, что тот, кому посчастливится увидеть анку, умрёт в ближайшие два года. Некоторые источники говорят, что очевидца при встрече с призраком непременно сбивала с ног неведомая сила, а в рот ему набивалась земля, возможно, та самая, которую в скором времени кинут на его гроб. Если же человек сталкивался с анку в полночь, то непременно умирал в течение месяца.

Впрочем, анку - это не какая-то одна таинственная сущность. Предыдущего вестника смерти каждый год сменял на посту другой несчастный, которого угораздило умереть последним в году. Есть и другое мнение: анку - не кто иной, как библейский персонаж Каин, первый человек, совершивший убийство.

Последний раз анку якобы видели лет 50 назад. Возможно, что подобным призракам в наш просвещённый век просто не осталось места.

3. Дрожащий мальчик

В Ирландии есть странное место - Грипмейнский замок. Сейчас в замке никто не живёт, но он неплохо сохранился и открыт для туристов. И, разумеется, как в большинстве уважаемых европейских замков, в нём есть своё привидение, известное на весь мир как «Дрожащий мальчик».

Рассказывают, что если вы останетесь в замке на ночь, то около полуночи рядом с вашей кроватью возникнет бледный полупрозрачный силуэт ребёнка с тёмными, падающими на глаза волосами. Мальчик будет шептать: «Холодно, мне так холодно», и даже может прикоснуться к вашему лицу ледяными пальцами. Очевидцы говорили, что после их пробуждения мальчик не уходил, а продолжал стоять у кровати и жаловаться на холод. Убирался прочь он только после того, как несчастный посетитель древнего замка зажигал свет. При этом призрак не выходил из комнаты, не испарялся, нет - просто исчезал, как будто его здесь и не было, что, впрочем, вполне возможно.

По легенде, мальчик был наследником богатого старинного рода Нортумбрийских графов и получил замок от отца, погибшего, когда сыну было всего шесть лет. Его дядя-опекун решил избавиться от законного владельца и присвоить замок себе, поэтому отвёл ребёнка в поле зимней ночью и оставил там одного. К утру мальчик замёрз, и дядя получил-таки вожделенный замок. Правда, вместе с призраком: в некоторых источниках описано, что мальчик «вернулся» на следующую же ночь после своего погребения и изводил дядю всю оставшуюся жизнь.

Призрак ребёнка видят в замке до сих пор, причём некоторые впечатлительные туристы рассказывали о его появлении и в дневное время. В некоторых случаях о его появлении твердят в один голос целые группы людей, никогда до этого не встречавшихся и посетивших Грипмейнский замок впервые в жизни.

4. Госпожа из Эхта

Госпожу из Эхта можно встретить в Голландии. Призрак не привязан к какому-то конкретному месту и может появиться где угодно. Госпожа из Эхта выглядит довольно впечатляюще: рваное тёмное платье, наброшенный на плечи тонкий плащ, голова, лежащая в тонких измождённых руках, а из обрубка шеи сочится кровь. Однако, это приведение вполне безобидно для случайного путешественника.

Встретить Госпожу можно, как водится, только ночью. В некоторых случаях обезглавленная женская фигура может просто пройти мимо, а в некоторых - остановиться напротив человека и заговорить с ним. Если вы по каким-то причинам понравитесь странному приведению, то оно отведёт вас на место, где закопан клад, но попросит не брать себе ни монетки, а раздать всё нуждающимся. Если же тот, кому достался клад, не выполнит этого условия, то найденные и присвоенные им золотые монеты обратятся в прах.

Однажды Госпожа из Эхта встретилась на дороге возвращающемуся домой ночью юноше. Она указала ему место, где закопан клад, и сказала, что он сможет забрать его себе, если только выкопает сокровища, не издав ни звука. Но глупый юноша, увидев сундук, полный золота, не удержался от радостного крика, после чего и сундук, и привидение в буквальном смысле провалились сквозь землю. С тех пор безголового призрака никто не видел. Видимо, Госпожа окончательно разочаровалась в людях и ушла в мир иной.

5. Чёрная дама Несвижского замка

Чёрная дама - это призрак Барбары Радзивилл, представительницы одного из знатнейший родов Польши и Великого Княжества Литовского. Раньше её можно было встретить в одной из комнат её родового гнезда - Несвижского замка. Выглядело привидение как красивая белокурая женщина с печальными карими глазами в богатом чёрном платье и жемчугах на стройной шее.

Так случилось, что, будучи ещё живой, молодая и красивая княжна встретилась с наследником польской короны Сигизмундом Августом. Как водится, между молодыми людьми возникла страсть, они стали любовниками и в итоге тайно венчались. Вскоре после этого первая жена Сигизмунда Августа умерла от эпилепсии, и Барбара была представлена ко двору как законная жена короля. К сожалению, королева-мать Бона Сфорца ненавидела всех отпрысков рода Радзивиллов, а потому в скором времени Барбара была отравлена по её приказу и умерла в страшных мучениях. Её не стали хоронить в усыпальнице польских королей, а отвезли тело в родной замок.

Как ни странно, но это едва ли не единственный призрак, происхождение которого можно объяснить чем то, кроме богатого воображения видевших его людей. Барбару, например, видели многие люди во время спиритического сеанса, устроенного для безутешного короля известным «магом и заклинателем» того времени паном Твардовским. Он вызвал дух погибшей королевы с помощью так называемого волшебного зеркала, предварительно договорившись с королём, что тот не попытается прикоснуться к супруге. Разумеется, король не выдержал, попытался обнять её, и она с громким звоном исчезла. Секрет её появления кроется в зеркале, которое пан Твардовский, в спешке покинувший Несвижский замок, оставил там. За тонким слоем амальгамы выгравирован облик Барбары, в точности такой, какой она была при жизни. Если свет попадает на зеркало под определённым углом, то призрак появляется в комнате.

Согласитесь, это удивительный по своему исполнению трюк, и объясняет довольно многое. Вполне возможно, что и остальные призраки, виденные людьми в других частях света и при других обстоятельствах, появились из-закаких-то вполне объяснимых причин. Другое дело, что причины эти пока неизвестны.

6. Корабль-призрак

Как ни удивительно, самым известным в мире призраком является не человек, а корабль - Летучий Голландец. Его наблюдают у южных берегов Африки и по сей день, правда, всегда на большом расстоянии. Описывается он как старинное потрёпанное парусное судно. Раньше, вплоть до 20-го века, морякам якобы удавалось приблизиться к кораблю-призраку на близкое расстояние, и тогда можно было различить призрачные силуэты исхудавших мужчин (по другой версии - двигающихся по палубе скелетов).

Фата-моргана

Согласно легенде, капитан корабля Филипп Ван дер Деккен влюбился в девушку, но та не ответила ему взаимностью, и тогда суровый моряк убил её жениха. Девушка этого не пережила и бросилась со скалы в море, а Ван дер Деккену пришлось бежать. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм, но честолюбивый капитан не пожелал пережидать непогоду в какой-нибудь бухте. Вместо этого он начал богохульствовать и поклялся, что никто из его команды не сойдёт на берег, пока они не обогнут «этот чёртов мыс», чем и навлёк проклятие на себя и свою команду. С тех пор корабль вынужден плавать по океану, а сойти на берег никто из команды не в состоянии. Есть версия, что капитан может ступать на берег раз в десять лет ровно на одни сутки, и, если он за это время найдёт девушку, которая добровольно согласится стать его женой, то проклятие исчезнет.

Появление Летучего Голландца часто объясняют явлением фата-морганы - миража, возникающего в море над поверхностью воды.

7. Призрак Анны Болейн

Анна Болейн - ещё один призрак, не привязанный к конкретному месту. Согласно истории, её можно встретить в любом месте Великобритании. Чаще всего очевидцы заявляют, что видели её бродящей по коридорам лондонского Тауэра, сидящей возле окна в монастыре Дин в Виндзорском графстве или в поместьях Бликлинг Холла. Её описывают высокую красивую женщину в белом, несущую в руках отрубленную голову. Иногда её видели проезжающей в повозке, влекомой безголовыми лошадьми, которой правит безголовый кучер.

История призрака Анны Болейн берёт начало в очередной легенде о несчастной любви. Анна была второй женой английского короля Генриха VIII. Ради неё он основал англиканскую церковь. Это было необходимо, чтобы развестись с предыдущей супругой: Папский Престол в то время был категорически против бракоразводных процессов, тем более когда дело касалось монархов. Так или иначе, король женился на Анне, она родила ему дочь, но потом любовь короля закончилась, и он увлёкся новой фавориткой. Несчастную Анну Генрих обвинил в государственной измене, заключил под стражу и впоследствии казнил. С тех пор Анна вынуждена бродить по просторам родной страны, не в силах найти успокоения.

Интересно, что призрак вероломного Генриха никто никогда не видел. По крайней мере, в письменных источниках об этом ничего нет. Что касается Анны, то о её частых появлениях написано в каждом путеводителе более или менее знаменитого замка.

8. Коричневая Дама из Райман Холла

Коричневая Дама - это призрак леди Дороти Уолпол, по официальным источникам умершей в 1726-м году жены Виконта Таунсенда Второго. Её отец долгое время не давал согласие на их брак, а когда Дороти всё же вышла замуж за виконта, то очень скоро полюбила другого человека. Разгневанный муж запер её в одной из комнат их замка, Райман Холла. Считается, что она умерла от оспы, но некоторые историки склонны считать, что причиной смерти послужила депрессия от разлуки с возлюбленным. Есть также версия, что ревнивый муж столкнул её с лестницы.

С тех пор Коричневую Даму не раз видели в коридорах поместья. Считается, что она не может покинуть Райман Холл, пока не найдёт своих детей, которых не видела до самой смерти из-за запрета мужа на свидания с ними. Она выглядит как размытая женская фигура в строгом коричневом платье. Это довольно «мирный» призрак. Леди никогда не пыталась вступить в контакты с очевидцами, не говорила с ними и даже не смотрела в их сторону - просто бродила по коридорам дома и исчезала так же внезапно, как и появлялась.

Удивительно, но существует даже одна фотография этого призрака, сделанная в 1936-м году уважаемыми фотографами капитаном Провандом и его помощником Индре Шира. У этих людей была безупречная репутация, поэтому большинство обывателей того времени не ставили под сомнение подлинность фотографии. Она была опубликована в авторитетном журнале «Сельская жизнь» и послужила старинному поместью отличной рекламой. Впрочем, говорить о подлинности фото в наши дни нецелесообразно: во-первых, даже в первой половине 20-го века такую подделку сделать было легко, а во-вторых, больше никаких документальных свидетельств существования призрака нет.

9. Чёрные псы

Чёрных псов традиционно описывают как лохматых собак размером с телёнка с горящими красными глазами и оскаленной пастью с огромными клыками. Их видели только в Великобритании и Ирландии, чаще всего недалеко от речных и морских берегов или на кладбищенских погостах. В остальном легенды о жутких чёрных псах сильно различаются. По одним источникам встреча с собакой означает неминуемую смерть или сразу от её клыков, или в скором времени от неизлечимой болезни. По другим поверьям псы считались, несмотря на свой вид, добрыми вестниками и могли проводить домой идущих ночью по дороге одиноких девушек или вывести из леса заблудившегося ребёнка, а опасными были только для грешников или преступников.

Некоторые эзотерики объясняют появление чёрных псов тем, что в этих местах якобы проходят некие магнитные параллели (спорная версия). Другие считают, что псы - это энергетический отпечаток живших в прошлом в этих местах собак, а появления их обусловлены метеорологическими явлениями. Третьи говорят, что это просто показавшиеся в отдалении от вас обычные собаки, а у страха, как известно, глаза велики.

Снять на плёнку чёрного пса не удалось ни разу, так что документальных свидетельств их существования нет. Разумеется, ещё полтора века назад на просторах Великобритании находили трупы с явными следами клыков на теле, но такое могли сотворить с одиноким путником и обычные волки.