Как снять мерки с женской фигуры для пошива прямой юбки. Построение прямой юбки. Чертеж основы Мерка которая используется для определения ширины юбки

Цель урока: Научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.

Задачи урока :

Образовательные :

  • Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
  • Научить правильному измерению фигуры человека;

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
  • Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
  • Развитие навыков работы в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке;
  • Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты, карточки-рисунки для итоговой проверки знаний, запись на доске: пословицы “Люби дело – мастером будешь”; “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Методы:

  • объяснительно-демонстрационный;
  • частично-поисковый;
  • инструктаж;
  • практическая работа.

Тип урока : комбинированный.

Формы организации учебной деятельности : практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.

План урока

Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся

2. Мотивационное начало урока

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи урока.

3. Изучение нового материала

Решение проблемы урока. Текущий инструктаж

Практическая работа

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Ответы на вопросы, работа с рисунками, взаимоконтроль.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Анализ хода и результатов игры.

Ход урока

I . Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Отметка явки.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Проверка организации рабочих мест.
  5. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы рассмотрели классификацию одежды и основные требования к ней. На сегодняшнем уроке мы приступаем к проектированию и изготовлению одежды.

Вспомните, пожалуйста, что называется одеждой?

Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.

Какие вы знаете группы одежды? Назовите их?

Ответ: В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях, а производственная для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.

Каким требованиям должна отвечать одежда?

Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.

У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками). Приложение 1

Проблемная задача. Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить юбки. Учащиеся видят, что на одной девочке юбка сидит хорошо, а другой она велика. Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?

Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека.

Проблемная задача. Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе юбку. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться и какие события вам предстоят. Обсудите ответы.

Обсуждение в парах и группах.

Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: швея, закройщик, приёмщик заказов. При оформлении заказа необходимо подобрать модель изделия и снять мерки с фигуры заказчика.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем шить изделие.

Учитель и ученики обсуждают и вместе составляют план работы над изделием.

План изготовления юбки.

  1. Снятие мерок для построения чертежа юбки.
  2. Конструирование юбки. Построение чертежа.
  3. Моделирование изделия.
  4. Раскрой юбки.
  5. Выполнение поузловой обработки.

Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.

Решение проблемы:

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…

  • Линия воды находится на линии шеи.
  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
  • На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.
  • На уровне середины колена будет располагаться линия колен. Приложение 2

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Какие мерки необходимы для построения юбки? Какие мерки необходимы нам были для построения фартука? (демонстрация рисунков с изображением юбок различных конструкций, фасонов)

Ответ: Для изготовления фартука нам были необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длины изделия.

После повторения ознакомить учащихся с мерками, которые требуются для построения юбки. Рассказать и показать правила снятия мерок, используя манекен и инструкционную карту « Снятие мерок для конструирования юбки». Обратить внимание на точное выполнение этой работы, так как от правильности снятия мерок зависит, как юбка будет сидеть на фигуре.

Текущий инструктаж

При снятии мерок нужно помнить следующее.

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  • Талию предварительно опоясывают пояском.
  • При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
  • Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
  • Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере , так как чертеж строят на одну половину фигуры.
  • Все величины записывают в сантиметрах.

Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).

Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.

Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки»

Учащиеся снимают мерки группами по три человека: измеряемая, измеряющая, записывающая, поочерёдно меняя операции. (При выполнении используется игровой момент. Работа выполняется в виде игры «Ателье»- заказчик, закройщик, приёмщик заказа.)

Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 3

Целевой обход учителя

Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.

Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?

- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)

Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки.

Подведение итогов урока. О ценка работы учащихся на уроке.

Организация домашнего задания

Текст § 10, приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика.

Список используемой литературы:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5,6,7,8,9 классы. Пособия для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.
  2. Технология: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных школ (вариант для девочек)/ Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. / Под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Технология.6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику « Технология. 6 класс» под ред. В.Д.Симоненко/авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова - Волгоград: Учитель,2008.

ОСНОВНЫЕ МЕРКИ

Все мерки, снимаемые с человека, делят на пять групп: обхватные, продольные (длины), поперечные (ширины), диаметры и проекционные. Диаметры и проекционные размеры используются для характеристики телосложения фигур и построения скульптурных эталонов типовых фигур и манекенов.
Для получения точных измерений фигуру подпоясывают по талии тонким шнуром, располагая его параллельно полу. Все мерки снимаются без учета припусков на швы. Обмеряя себя, е втягивайте живот и не разгибайте спину, если вы привыкли сутулиться.
Названия измерений записывают начальными буквами. Ниже приведено описание основных измерений для плечевого изделия..
1.Длина спины (Дс.) измеряется от седьмого шейного позвонка до талии с учетом выпуклости лопаток. Если фигура с выступающими лопатками, сантиметровую ленту сдвигают на уровне ростка вбок, чтобы она проходила через выпуклость лопатки. Если одна лопатка выступает больше другой, измерение производят по обеим сторонам (рис.1).2. Длина юбки (Дю.) измеряется от талии по боку вниз до желаемой длины (рис.2). Для большей точности можно делать два измерения. При выступающих ягодицах измерение производят через выпуклость ягодиц, а при выступающем животе - и через выпуклость живота.
3. Длина рукава (Др) измеряется от плечевого сустава до первого сустава большого пальца (рис.3).
4. Длина полочки до талии (Дпт) измеряется от точки соединения плечевых швов у основания шеи через выпуклость груди до талии (рис.4).
5. Наклон плеча спинки или высота плеча косая (Впк) измеряется от центра спины на талии, до конца плечевого сустава, т.е. до точки соединения плечевого шва (рис.5).
6. Высота груди (Вг) измеряется от точки у основания шеи до центра выпуклости груди (рис.6).
7. Наклон плеча полочки (Нпп) измеряется от точки соединения плечевого шва (по плечевому суставу) до центра выпуклости груди (рис.7).
8. Ширина спины (Шс) измеряется по выпуклостям лопаток между соединениями рук с туловищем. Это сложное измерение выполнять особенно внимательно, так как нет четких границ места соединения рук и туловища (рис.8).

9. Ширина груди (Шг) измеряется выше грудных желез между впадинами, где соединяются руки с туловищем (рис.9).
10. Расстояние между центрами груди (Цг.) измеряется между центрами выпуклостей груди (рис.10).
11. Полуокружность шеи (Пош или Сш) измеряется по основанию шеи до яремной впадины (рис. 11).
12. Полуокружность груди (Пог или Сг) измеряется вокруг туловища на уровне подмышечных впадин и выпуклостей груди (рис.12).
13. Полуокружность талии (Пот или Ст) измеряется по самому узкому месту туловища (рис.13).

14. Полуокружность бедер (Поб или Сб.) измеряется по выпуклостям ягодиц, по бедрам с учетом выпуклости живота (рис. 14).
15. Обхват руки (Ор) измеряется вокруг руки по самому выпуклому месту на уровне подмышечной впадины (рис.15).
16. Обхват кисти руки (Окр) измеряется по самому широкому месту кисти руки (рис.16).

17. Длина плеча (Дп) измеряется от основания шеи до плечевого сустава (рис.17).

Если необходимо уточнить расположение линий фасона, производят другие дополнительные измерения, например, измеряют расстояние между складками в юбке, от талии до подреза и др.Выполнять измерения надо в нижнем белье перед зеркалом, особенно основные долевые.

Для построения чертежа выкройки юбки необходимо снять следующие мерки.

Ст – полуобхват талии – плотно опоясываем сантиметровой лентой по резинке линию талии вокруг туловища (рис.18).

Сб– полуобхват бедер – ленту накладываем горизонтально: сзади – по выступающим точкам ягодиц, спереди – с учетом выпуклости живота (не поднимая на него ленту, а ослабляя ее (рис.18).

Дю – длина юбки – определяется следующим образом:

Дсб – длина юбки сбоку снимается от талии вдоль правого бока до пола (рис.19);

Дсп – длина юбки спереди снимается от линии талии по средине переда до пола (рис.18);

Дсз – длина юбки сзади снимается сзади от линии талии до пола (рис.20).

Затем устанавливаем расстояние от пола до желаемого нижнего края юбки и вычитаем полученную величину от мерок длины юбки сбоку, спереди и сзади. Таким образом, определяем длину юбки сбоку, спереди и сзади (рис.21).

Для построения чертежа выкройки брюк необходимо снять следующие мерки.

1.Полуобхват талии (Ст). Ленту накладывают горизонтально вокруг туловища по линии талии.

2.Обхват бедра (О бедра). Лента строго горизонтально обвивает бедро, касаясь верхним краем подъягодичной складки, замыкается на его наружной стороне.

3.Длина брюк, длина брюк до колена (Дбр, Дбрк). Измеряется от линии талии по боку до нужной точки.

4. Длина от талии до пола сзади (Дсз). Измеряется по линии, продолжающей линию позвоночника до пола.

5.Длина шага (Дш). Измеряется по внутренней поверхности бедра от паха до пола при слегка раздвинутых ногах.

Высота подъягодичной складки (Впя). Измеряется от середины подъягодичной складки до пола вертикально.

6.Высота сиденья (Bс). Человек, с чьей фигуры снимается мерка, должен сесть на стул с плоским твердым сиденьем. Измеряют по боку от линии талии до сиденья стула.

Длина сиденья (Дс). Лента проходит от линии талии спереди через пах до линии талии сзади.

7.Обхват колена (Ок). Измеряется на согнутой под углом 90 е ноге на уровне коленной точки.

Прежде чем сделать чертеж выкройки, надо проверить, правильно ли сняты мерки. Полуобхват груди должен быть равен сумме мерок половины ширины спины, ширины проймы и половины ширины переда. Половину ширины спины берут по снятой мерке; ширина проймы рассчитывается по мерке обхвата руки (Шпр = Ор: 3 + 0,5см); половина ширины переда равна половине ширины бюста минус приблизительно 2 см. Если допущена неточность более1 см, мерки нужно проверить еще раз. Длина спины до талии должна быть равна сумме мерок глубины проймы и длины бока.

Урок разработан для учащихся 7 класса спец.(корр.) школы. Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье». Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках. Для закрепления материала и проверки знаний применяется тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки.

Р.Н. Муратова, учитель технологии

Заинская специальная (коррекционная) общеобразовательная кола VIII вида

Цель: Формирование умений по снятию мерок для построения чертежа юбки.

Задачи:

  1. Дать сведения о юбках, познакомить с историей юбки, систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека, научить снимать и записывать мерки.
  2. Коррекция развития внимательности, логического мышления.
  3. Воспитание ответственного отношения к работе, самостоятельности, эстетического вкуса.

Наглядность и оборудование: образцы юбок, рисунки, журналы мод, чертеж прямой юбки, сантиметровая лента, бланки заказов, таблица «Мерки для построения чертежа юбки», линейка, карандаш, учебник, тетрадь.

Межпредметные связи: История, математика, анатомия.

Ход урока

I. Организационная часть урока:

Приветствие учащихся;

Проверка явки учащихся;

Проверка готовности к уроку;

Сообщение новой темы, цели занятия.

II. Изучение нового материала .

  1. Подготовка к усвоению нового материала проходит в форме беседы с учащимися и проверки их знаний об одежде и по измерению фигуры человека.

Вопросы для проверки:

  • На какие две группы делится одежда? (Плечевые, поясные).
  • Какие плечевые изделия вы знаете? (Платье, пальто, куртка, блуза, сарафан, халат, ночная сорочка…)
  • Какие поясные изделия вы знаете? (Юбка, брюки, шорты, юбка-шорты, бриджи…)
  • Для чего снимают мерки? (Для более точного изготовления выкройки будущего изделия).
  • По какой стороне фигуры человека снимают мерки? (По правой стороне фигуры).
  • При помощи чего снимают мерки? (Сантиметровой ленты).

2. Объяснение учителя.

Во время беседы с учащимися формируется определение, что юбка – это

один из видов легкого платья. Она может быть как отдельным, самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма (иллюстрации из журналов мод, рисунки).

По назначению юбки бывают выходные, повседневные, спортивные, форменные, для отдыха. По конструкции – прямые, конические, клиньевые.

По форме современные юбки очень разнообразны:

  • прямые, узкие, слегка расширенные, зауженные книзу – «бочонок»;
  • прямые, широкие со сборками, мелкими складками, защипами, заутюженными складками;
  • широкие, зауженные книзу – «тюльпан»;
  • расширенные книзу «трапеция» и состоящие из клиньев;
  • расширенные книзу «колокол», клеш.

(Все юбки демонстрируются на стенде в М 1:2)

Почти любая юбка, сохраняя свою форму, может быть изменена и дополнена складкой, вставными клиньями, кокеткой, бейками или оборками, воланами и т.д.

Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо сидела бы на фигуре и соответствовала размеру, необходимо построить выкройку, а для этого снять мерки для построения чертежа юбки.

Объяснение правил снятия мерок для конструирования юбок.

Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам:

Мерки снимают по правой стороне;

Талию предварительно опоясывают шнуром;

Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения;

При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

Мерки, необходимые для построения чертежа прямой юбки:

Пот – Полуобхват талии, снимается горизонтально вокруг туловища на уровне талии. Мерка используется для определения длины пояса и расчета ширины вытачек.

ПОб – Полуобхват бедер, снимается по горизонтали вокруг бедер. Мерка используется для определения ширины юбки и расчета ширины вытачек.

Дст – Длина спины до линии талии, снимается по спинке от 7-го шейного позвонка до линии талии. Мерка используется для определения расстояния от линии талии до линии бедер.

Ди – Длина изделия, снимается от линии талии до желаемой длины. Мерка используется для определения длины юбки.

Мерки длин записываются полностью, мерки обхватов – в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Для построения чертежа основы прямой юбки надо знать не только мерки, но и величины прибавок на свободное облегание, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке. Прибавки дают к полуобхватам талии и бедер.

Прибавка по линии талии – Пт – 1см.

Прибавка по линии бедер – Пб – 3 см.

  1. Ознакомление учащихся с историей юбки.

Учащиеся делают краткие сообщения, которые они подготовили (опережающее задание).

Матерчатая юбка появилась в Древнем Египте, где она была принадлежностью как женского, так и мужского туалета. В Вавилоне юбка (а точнее рубаха – юбка) стала частью воинского «обмундирования». Юбки, а также рубахи-юбки со швом на плечах носили в Ассирии; короткие – мужчины и длинные – женщины.

В средние века юбка представляла собой присборенное у горла и подпоясанное в талии одеяние длинной до колен, которое носили как мужчины, так и женщины. Однако время шло, в Европе происходили большие экономические и политические сдвиги, бурно развивалась торговля. Людям, в первую очередь женщинам, требовались все новые и новые наряды для самых различных случаев жизни. Чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, в конце XIV в. мастерам пришлось разрезать платье в поперечном направлении, то есть разделить его на лиф и юбку. Это и положило начало юбке.

В разное время юбка становилась то длиннее, то короче, то шире, то уже, то свободно свисала, то опиралась на жесткий каркас, то закладывалась складками, то украшалась оборками, то удлинялась волочащимся сзади по земле шлейфом.

Юбка всегда была постоянной принадлежностью народного костюма. У каждого народа были свои традиции в ношении юбок. Так, русские замужние женщины обычно поверх рубахи надевали поневу – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей, украшали вышивкой или тесьмой.

В городской одежде (особенно высших слоев общества) юбка после 1890г. наконец-то становится полноправной и самостоятельной частью женского туалета. Но это были еще неудобные, длинные, зачастую волочащиеся по земле юбки, с корсетом и на каркасной основе.

Резкое укорочение длины юбки, освобождение от корсета и каркаса происходит в Первую мировую войну, когда женщинам пришлось заменить у станков ушедших на войну мужчин, и им понадобилась более простая и удобная одежда. Во второй половине XX в. К.Диор стал родоначальником стиля «новый взгляд», возрождающего элегантность. Он предложил удлинить юбки, сделать их пышными, как чашечка цветка. К.Шанель, в свою очередь, создала свои знаменитые костюмы, ставшие удобной униформой.

В 1960-е гг. на свет появилась мини-юбка. Это был настоящий переворот в моде, который совершила английская модельер Мери Квант. Решительный взмах ножниц – и появились юбки, едва прикрывающие ноги. В восторг пришла молодежь всего мира. В 70-е годы в моду вошли миди-юбки длиной до середины икры. Вскоре появились и макси-юбки, но стойкого успеха они не имели. Мода капризна и заставляет нас почти ежегодно обновлять свой гардероб.

В наши дни характерны разнообразные формы юбок: прямые, расширенные книзу, широкие, узкие, в складку, в сборку, из клиньев, короткие и длинные, юбки-брюки, юбки на бретелях, юбки на кокетках и другие.

  1. Работа по учебнику, по журналам мод.

Изучение темы совместно с учащимися по учебнику. Учащиеся делают записи в тетрадях о юбках, чертят таблицу мерок и таблицу прибавок для построения чертежа прямой юбки. По журналам мод определяют юбки:

Прямые, конические, клиньевые;

Юбки как самостоятельное изделие и в комплекте одежды;

Повседневные, выходные, спортивные, форменные, для отдыха.

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

  1. На какие две группы делится одежда?
  2. Какие поясные изделия вы знаете?
  3. Какие могут быть юбки по конструкции?
  4. Какие мерки нужно снять для построения чертежа прямой юбки?
  5. Какие правила следует соблюдать при снятии мерок?
  6. Для чего делают прибавки?
  7. Для чего снимают мерку Ди, Пот, ПОб, Дст?
  8. Какие мерки записывают полностью?
  9. Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?

IV. Физкультминутка.

V. Практическая работа.

Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье».

Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках.

Для контроля качества работы по очереди учитель вызывает учениц для проверки снятых мерок и заверяет бланк своей подписью. Затем проверенные мерки учащиеся записывают в таблицу мерок, начерченную в тетради.

VI. Закрепление материала .

Задание для проверки знаний в тестовой форме.

Обвести кружком номера правильных ответов.

  1. К легкой одежде относятся поясные изделия
  1. юбка 5. платье
  2. сарафан 6. шорты
  3. пальто 7. ночная сорочка
  4. брюки 8. юбка – шорты
  1. Юбки по конструкции бывают
  1. прямые 4. конические
  2. клиньевые 5. расширенные
  3. диагональные 6. зауженные
  1. Какие мерки записывают полностью
  1. Пот 3. Ди
  2. Дст 4. ПОб
  1. Установить соответствие.

Условные обозначения Название мерок

  1. Пот А. Длина спины до талии
  2. ПОб Б. Полуобхват талии
  3. Дст В. Длина изделия
  4. Ди Г. Полуобхват бедер

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4В.

  1. Установить соответствие.

Условные обозначения мерок Назначение мерок

  1. Пот А. Для определения расстояния от линии
  2. ПОб талии до линии бедер.
  3. Ди Б. Для определения длины пояса и расчета
  4. Дст ширины вытачек.

В. Для определения ширины юбки и расчета

Ширины вытачек.

Г. Для определения длины юбки.

Ответ: 1Б, 2В, 3Г, 4А.

VII. Подведение итогов урока.

Анализ выполненной работы;

Выставление оценок.

VIII. Сообщение темы следующего урока : Построение чертежа основы прямой юбки в масштабе 1:4.

IX. Домашнее задание .

Знать обозначение и назначение мерок. Принести масштабную линейку (М 1:4).

X. Уборка рабочего места .


Конструирование юбки (построение чертежей и выкроек)

Легкая одежда. Ассортимент женской одежды и одежды для детей включает белье, легкую и верхнюю одежду. Все изделия, относящиеся к легкой одежде, можно разделить на две основные группы: поясную и плечевую. К изделиям поясной группы относятся юбка, юбка-брюки и брюки (рис. 28), а к группе плечевых изделий - платья, блузки, халаты и др.

К готовой одежде предъявлются определенные требования. Основными из них являются гигиенические, эксплуатационные и эстетические. Выполнение этих требований зависит от свойств ткани конструкции изделия и выбранных способов обработки.

Гигиенические требования к одежде должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма. Одежда должна быть легкой, достаточно свободной и удобной.

Одним из важных эксплуатационных требований является продолжительность срока носки одежды, которая зависит не только от свойств ткани и качества обработки, но й от конструкции изделия и условий носки.

Эстетические требования состоят в том, что одежда должна быть красивой и современной. При создании одежды нужно учитывать возраст, особенности телосложения и внешности человека.

Юбки составляют самую большую группу поясных изделий. Юбка может быть частью костюма, самостоятельным изделием или частью платья.

По силуэту юбки можно разделить на прямые, расширенные и зауженные книзу.

По покрою юбки делятся на три группы:, прямые, клиньевые и конические, или клешевые (рис. 29).

Прямые юбки могут быть прилегающие - одношовные, двухшовные или трехшовные, со складками или без них, широтае - в сборку или со складками. Верх юбки может быть на поясе на корсаже или на резинке. В прямых юбках нити основы расположены вдоль изделия.

Клиньевые юбки состоят из нескольких клиньев. Нить основы в таких юбках проходит по центру каждого клина. Расширение каждого клина книзу создает характерное для клиньевых юбок равномерное распределение фалд.

В основе покроя конических юбок лежит часть круга. Посередине переда нить основы располагается вдоль изделия, а в остальных местах по-разному.

Запомните слова: юбки прямые, клиньевые, конические, клешете.

Снятие мерок для построения чертежа юбки

Юбка, как и любая другая одежда" должна хорошо сидеть на фигуре, соответствовать ее размеру и росту. Для изготовления выкройки юбки надо снять следующие мерки (табл. 17, рис 30).

Прямая юбка

Детали юбки. Прямая юбка состоит из двух деталей - переднего и заднего полотнищ (рис. 31). Заднее полотнище юбки уже переднего, так как боковой шов при шитье легкой одежды обычно располагают ближе к спине. Такое расположен не бокового шва зрительно изменяет осанку фигуры - делает ее более стройной и подтянутой.

Ширину юбки рассчитывают по бедрам, следовательно, в талии она будет широка. В прямых широких юбках лишнюю ткань по линии талии можно собрать на сборки или убрать в складки. Если юбка прилегающая, то лишнюю ткань убирают в вытачки. Вытачки чаще всего располагают так: две спереди, две сзади и по одной на линиях бока (см. рис 31). Ширина и длина вытачек не одинакова - это зависит от формы той части тела, которую облегает данная деталь юбки. Обычно самые широкие и длинные вытачки - боковые, а самые узкие и короткие - передние.

Запомните слова; вытачка, мерка - длина спины до талии.

Вопросы и задания

1. Как располагается нить основы у юбок различного покроя?

2. Какие мерки снимают для построения чертежа юбки?

3. По какой мерке рассчитывают ширину юбки?

4. Из каких деталей состоит юбка и чем они отличаются друг от друга?

5. Для чего нужны вытачки?

6. Снимите мерки друг с друга.

7. Рассмотрите рисунок 31 и запомните названия линий чертежа юбки.

8. Подготовьте лист альбома для построения чертежа юбки.

Построение чертежа. Для расчета величины отрезков чертежа швейного изделия, кроме мерок, необходимо знать величину прибавок на свободное облегание.

Прибавка на свободное облегание - это величина, которую прибавляют к размеру снятой мерки, чтобы сшитое изделие было достаточно свободным и удобным в носке. При конструировании прямой юбки прибавки дают к полуобхватам талии и бедер. Величина прибавки зависит от назначения изделия и его конструкции.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа прямой юбки на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Расчет количества ткани для изготовления прямой юбки. При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см на обработку ее верхнего и нижнего срезов и на выравнивание поперечного среза ткани. Если ткань широкая (например, 1 м 40 см), то величина Ди + 10 берется один раз, так как в этом случае ширина ткани позволяет оба полотнища юбки выкроить из * одной длины, а если ткань узкая, эта величина берется два раза? (Ди + 10) . 2 (рис 32, а, б).

Вопросы и задание

1. Какие линии используют при построении и обводке чертежа?

2. Как определить положение линии бедер?

4. Сделайте расчет и постройте выкройку юбки по снятым меркам.

Коническая юбка

Конические, или клешевые, юбки представляют собой полный круг ("солнце") или часть круга. Их делят на семь основных групп (рис 33).


Рис. 33. Виды конических юбок: а - клеш; б - большой клеш; в - малый "колокол"; г - средний "колокол"! д - большой "колокол", е - "полусолнце"; ж - "солнце"

Линии талии, бедер и низа этих юбок представляют собой чао ти окружностей. Для построения чертежа юбки сначала надо рассчитать величину радиуса окружности, являющейся линией талии.

Радиус рассчитывается по формуле: R=K·ПОт, где К - коэффициент, вычисляемый для каждого вида юбки (табл. 18). Следовательно, размер радиуса зависит от вида юбки и величины полуобхвата талии.

В конических юбках направление нитей основы и утка на различных участках неодинаковы. Поэтому распределение фалд на юбке происходит неравномерно - их больше на тех участках, где нити основы и утка расположены под углом 45° к долевому направлению. Кроме того, во время носки юбка в этих местах вытягивается больше, чем по долевой или поперечной нити. Для более равномерного распределения фалд на юбке и выравнивания низа в чертежи вносят изменения: по линиям, расположенным под углом 45° к нитям основы, линии талии и низа повышают (см. рис. 33). Величины повышения линий талии и низа зависят от вида юбки (табл. 18).

Чем больше фалд будет иметь юбка ("солнце", "полусолнце"), тем больше будут величины повышения линий талии и низа ("солнце": повышение линии талии - 2 см, линии низа - 4 см; "полусолнце": повышение линии талии -1,75 см, линии низа -3,5 см).

Расчет количества ткани для изготовления конической юбки.

При расчете количества ткани на коническую юбку надо к мерке Ди, прибавить 8 см на обработку верхнего и нижнего срезов и на выравнивание ткани. Затем следует измерить ширину юбки внизу (на выкройке) и проверить, достаточна ли ширина ткани. Если необходимо делать надтачки, то надо предусмотреть дополнительное количество ткани по длине надтачки с припусками.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа юбки большой "колокол" на 42-й размер

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, циркуль, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом.


Построение чертежей и крой юбок

Для построения чертежей юбок необходимо снять несколько дополнительных мерок. По линии талии подвяжите шнурок или тонкую резинку и следите, чтобы все время оставались в одном положении, иначе мерки будут неточные.

1) объем талии 2) объем бедер 3) длина спины 4) расстояние от линии талии до пола сбоку 5) расстояние от линии талии до пола сзади 7) расстояние от пола до нижнего края юбки. Величину расстояния от пола до нижнего края юбки вычтете из мерок длины от талии до пола спереди, сбоку, сзади, т.о. определите длину юбки спереди, сбоку, сзади. Построение чертежа выкройки юбки начинайте от горизонтальной линии низа юбки

Наименование

Мерки
Юбка прямого покроя с 8-ю вытачками на фигуру с высокими бедрами

Мерки: От=37, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 100, Длина юбки сзади до пола 100, Длина юбки сбоку до пола 102.

2-х бок. вытачек=0,55R=8,8 (каждая=4,4)

передних вытачек=0,15R=2,4

задних вытачек= 0,3R=4,8

Юбка прямого покроя с выступающим животом

Мерки: От=39, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 103, Длина юбки сзади до пола 100, Длина юбки сбоку до пола 101.

от пола до низа юбки= 35 R=(ОБ+2)-(ОТ+1)=54-40=14

2-х бок. вытачек=0,4R=5,6 (каждая=4,4)

передних вытачек=0,25R=3,5(2 и 1,5)

задних вытачек= 0,35R=4,9

Юбка прямого покроя с 10-ю вытачками на фигуру с узкой талией

Мерки: От=33, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 100, Длина юбки сзади до пола 100, Длина юбки сбоку до пола 101.

от пола до низа юбки= 35 R=(ОБ+2)-(ОТ+1)=54-34=20

2-х бок. вытачек=0,25R=5 (каждая=4,4)

передних вытачек=0,2R и 0,15R (4 и 3)

задних вытачек= 0,2R=0,4 каждая

Юбка с фигурными вытачками

Мерки: От=37, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 100, Длина юбки сзади до пола 101, Длина юбки сбоку до пола 101.

от пола до низа юбки= 35 R=(ОБ+2)-(ОТ+1)=54-38=16

2-х бок. вытачек=0,35R=5,6

передних вытачек=0,35R=5,6

задних вытачек= 0,3R=4,8

5 Юбка прямого покроя с 8-ю вытачками на фигуру с выступающими ягодицами

Мерки: ОТ- 35, ОБ-52, Д сп- 38 R =(ОБ+2)-(ОТ+1)= 54-36= 18.

Величина раствора боковой вытачки= 0,35R =6,3 . Величина раствора передней вытачки 0,15R=2,7. Величина раствора двух задних вытачек= 0,5R= 9 (каждая=4,5).

6 Юбка- полуклеш
Наименование и фасон Крой

Юбка 4-х шовная с прорезным

карманом

Юбка с фигурными складками
Юбка с односторонней складкой сзади. Передняя вытачка образует карман

Пошив: К верхним и нижним подрезампришивается мешковина кармана. К нижней линии капмана пришивается листовица шириной 4 см в готовом виде. Линия кармана м.б. прямая или несколько выпуклая, т.е. фигурная

Юбка этого фасона можно вырезать без бокового шва. На спинке оформить одностороннюю складку. По фасонной линии переда делаем подрез на ткани.

Юбка фантазия.

фасонная линия образует карман

Пошив : к фасонной линии 2-ой детали приметывается холст и подкройная деталь. Все вместе пристрачивается на машине. После чего выворачиваем подкройную деталь на лицевую сторону и отюживаем. Затем 2-ю деталь настрачиваем на 1-ю отделочными строчками. В последнюю очередь прострачиваем мешковину кармана. Этими строчками прострачивается 2-я деталь и частично 2-я деталь настрачивается на 1-ю деталь по этим же строчками. Делают 6-7 строчек на расстоянии 0,5- 0,7 см.Направление строчек чередуются вправо и влево.

Юбка с клапанами

Юбка с фигурным патом и драпировкой

Пошив :Заложить драпировку. обработать пат подкройными обтачками. пат наложите на нижнюю часть юбки, приметайте, отстрочите и проутюжьте.

Юбка с верообразной складкой

Юбка с карманами и складками
от кармана

1

Фасоны, чертежи и крой юбок

Юбка с ассиметричными односторонними складками

Крой


Юбка с драпировкой

Юбка с односторонней складкой, переходящей в карман


Модель разработана на основе прямой юбки в развернутом виде. нанести фасонную линию и линию складки. При раскрое приббавить на одностороннюю складку 6-10 см.

Пошив. застрочить вытачки. Под верхнюю часть кармана подложить подкладочную ткань и обработать петлю. Обтачку кармана притачать к запасу на складку, затем обтачку кармана притачать к запасу на складку, затем обтачку отвернуть к лицевой стороне юбки, сметать и стачать все 3 слоя поверху сразу. вывернуть мыс, выпустить кант, дать отделочную строчку. Деталь с обтачкой кармана положить на переднюю часть юбки и прострочить на 1/3 длины складки. стачать внутренний шов складки, обработать застежку.

Крой


Юбка с застежкой и одним карманом


Модель разработана на основе чертежа прямой юбки в развенутом виде. Вместо застежки оформляется по месту правой передней вытачки.

Пошив Обработать верх клапана подкройной деталью из отделочной ткани с прокладкой, настрочить юбку на кокетку. Отделочная строчка проходит по карману и кокетке. Обработать обе стороны под застежку. Сделать петли. Подшить низ.

Крой

Фасон
Костюмная юбка двухшовная

Примечания: линия боковых срезов может быть сдвинута как в заднего, так и в сторону переднего полотнища. она может проходить и через середину ширины сетки. Для малых размеров рекомендуется последний вариант.

Пояснения к чертежу-

В=(ОБ+2)-(ОТ+1)

Бок выт=1/2 В

Раствор задней вытачки=1/3В

Раствор передней вытачки=1/3В


Юбка с большой разностью между объемом бедер и окружностью талии

Юбка с большим количеством складок

Количество складок-20

Ширина складки по талии-ОТ/10=40/10=4

1/3х15=5 ширина складок по бедрам

2/3х15= глубина

150:10=15- ширина и глубина складки

Ширина полотнища 50х3=150

Юбка чертится на ткани


Крой юбки с большим количеством складок

Раскле-шенная двухшовная юбка На сложенную ткань лицевой стороной внутрь кладут выкройки серединами. Даются припски на швы и на подгиб низа. По низу припуск 4-6. Боковой шов 2-3 и по линии талии 1 см
Крой расклешенной двухшовная юбки

Юбка с бантовой складкой сбоку

От середины полотнища по линии талии откладываем отрезок, равный (ОТ/4=38,4=9,5). От полученной точки до низа проводится линия разреза, параллельной линии середины переда. К этой линии подводится вытачка переда. Расход ткани при ширине 75-80- 3 длины юбки +10-15 см.

При ширине 90-100-2 длины +20 см.

При ширине 1,4 1 длина+ 10-15 см (если окружность бедер<=50см)

Раскрой Выкройка разрезается по линии разреза на 2 детали. 1-я деталь кладется с середины сложенной вдоль ткани(к сгибу). 2-я деталь отодвигается от 1-ой на глубину складки на 12-16см. Глубина складки по линии низа уменьшается с каждой стороны 1,5-2 см.

Юбка с подрезными карманами

Расход ткани: 75-90- 2 длины+ 15-20см

1,4- 1 длина + 20-25 см

Пошив : мешковина кармана прикрепляется лицевой стороной к лицевой стороне юбки и приметывается по основной детали и вытачивается швом шириной 0,8см. Выворачивается на лицевую сторону. шов выметывается с образованием канта шириной 0,2 см и проутюживается. После чего отстрачивается

Крой юбки с подрезными карманами
6 юбка на кокетке Формакокетки бывает разная: прямая, овальная, фигурная и т.д. Ширина кокетки определяется по отношению к длине бокового среза. Кокетка может быть притачной и накладной (кокетка настрачивается на полотнище или полотнище на кокетку. По краю кокетка обделывается строчкой, кантом, кружевом, оборкой, воланом, тесьмой.
Крой юбки на кокетке

ПОШИВ ЮБОК

1) По контурным линиям прокладывают силки. середины полотнищ отмечаются прокладочными стежками, сметываются вытачки. Сметываются сколотые предварительно булавками боковые срезы. На левом боку шов не доходит до верхнего среза на 16-20 см, где будет обработана застежка. К верхнему срезу приметывается карсажная тесьма или пояс. Делается примерка.

2) Стачиваются вытачки, в конце строчка свордится на нет и обрабатывается в этом месте. Слабина ткани сутюживаются. Вытачки могут быть разрезанными и неразрезанными. Иногда они переходят в мягкие складки или заменяются вытачками-защипами, складочками, подрезами, рельефными швами. Вытачки сметываются от центра к срезу и стачиваются от талии вниз. В тонких и мягких тканях вытачки заутюживаются в сторону середины. В плотных, толстых тканях разутюживаются по обе стороны от шва стачивания. Вытачки, переходящие в мягкие складки, стачиаются вначале по длине, а потом под углом к сгибу. Складки заметываются от линии ткани к бедрам и проутюживаются ч/з ткань, смоченную в воде, с добавлением уксуса (на 1 стакан воды 1 стол. ложка уксуса)

Наименование Описание и пошив
Юбка клеш- полусолнце

Прежде, чем шить юбку солнце или полусолнце, надо учесть, что нельзя кроить ткань с ворсом, а также ткань с односторонним рисунком. из клетчатой ткани рисунок не совпадает, в ворсовых тканях будет отсвечивать. перед раскроем нужно проверить, совпадает ли рисунок. в готовой юбке низ иногда неравномерно растягивается. избежать этого можно так: выкроенное полотно нужно сложить в 6-8 раз. К сложенной юбке приколите булавками кусок ткани и внутрь положите грузики для оттяжки. оттянутые неровности выравниваются во врем примерки.


синяя линия проводится, если одношовная юбка
Клеш "солнце" Обработка застежки Переднее и ззаднее полотнища выкраиваются с припуском на обработку застежки по левым боковым срезам длиной 16-20 см, шириной 3-4 см. К сгибу верхней чсти застежки с изнаночной стороны подкладывается кромка или долевик, равным по длине застежки+2 см, шириной 1,5-2 см и притачивается на расстоянии 0,2 см от края. Срез припуска окантовывается. Для обработки нижней части застежки из подкладочной ткани в тон верха юбки выкраивается обтачка длиной, равной длине застежки +2 см. Обтачка прикладывается лицевой стороной к лицевой стороне припуска и притачивается. Свободный срез обтачки подгибается на 0,5 см и прострачивается по изнаночной стороне швом 0,2 см. Припуск на застежки закрепляется на конце 2-3 поперечными строчками
Колокольчик(с одним швом)

Можно использовать ткань с шахматным рисунком. Расход- 2 длины.

для полных от низа длину изделия и по линии талии припосаживают

Шестиклинка

ОТ=76, ОБ=104, (ОБ+4)/6=108/6

Шестиклинка ГОДЕ

Юбки с кокетками

Кокетки в юбках могут быть со стороны как переднего, так и заднего полотнищ. Их различают по длине и по оформлению линии отреза — соединения с основной частью полотнища. Важно знать, что маленькая кокетка на юбке эрительно удлиняет фигуру, а большая — сокращает.
Вытачки по линии талии по возможности должны быть перенесены в линию отреза кокетки, поэтому ее лучше проводить через вершины вытачек. Если же линия кокетки расположена выше концов вытачек, то их верхнюю часть закрывают, а оставшуюся включают в рельефы, складки и другие конструктивные линии. Если кокетка расположена ниже линии вытачек, то их либо сохраняют, либо удлиняют до линии отреза.

Модель юбки с обрезной кокеткой (на уровне 14— 18 см) по линии бедер (рис. 1)

Верхний край переднего и заднего полотнищ юбки с обрезной кокеткой заложен в мелкие складки глубиной 4 см каждая. Посредине кокетки переда и переднего полотнища юбки проходит застежка на пуговицах.
На выкройку переднего полотнища юбки наносят линию кокетки (рис. 2). Вытачку удлиняют до этой линии. Нижнюю часть переднего полотнища отрезают по линии кокетки. Вытачку на кокетке переднего полотнища закрывают, сближая ее стороны, но не накладывая их друг на друга. Верхний и нижний края кокетки оформляют плавными линиями. По нижнему ее краю намечают контрольные метки расположения складок переднего полотнища юбки. На уровне этих меток выкройку раздвигают на величину глубины складок (по 4 см на каждую). От середины передней половинки кокетки и переднего полотнища юбки откладывают величину полузаноса юбки под застежку шириной 4 см (рис. 3)
На выкройку заднего полотнища юбки наносят линию кокетки. Она проходит через нижний конец вытачки. Нижнюю часть заднего полотнища юбки отрезают по линии кокеткя. Вытачку закрывают, сближая ее стороны. Верхний и нижний края кокетки оформляют плавными закругленными линиями. По нижнему краю кокетки намечают контрольные метки расположения складок заднего полотнища юбки. На уровне этих меток выкройку раздвигают величину глубины складок (по 4 см каждая).

Модель юбки с отрезной кокеткой (Рис. 4)

Спереди кокетка оформлена с удлинением по центру, сзади параллельно верхнему срезу юбки. На переднем полотнище посредине переда заложена встречная складка, а на уровне вытачек - односторонние складки. На заднем полотнище юбки на уровне вытачек заложены односторонние складки.
На выкройку переднего полотнища юбка наносят линию кокетки, проходящую через нижний конец вытачки (рис. 5). Выкройку разрезают по линии кокетки. Затем закрывают вытачку на кокетке переднего полотнища юбки, сближая ее стороны, но не накладывая друг на друга. Верхний и нижний края кокетки оформляют плавными линиями.

На выкройке нижней части переднего полотнища юбки намечают линию расположения складки. Выкройку разрезают по намеченной линии и раздвигают на величину глубины складки (от 8 до 14 см). От середины переднего полотнища юбки откладывают величину глубины встречной складки по центру (от 8 до 14 см). Складки закладывают в заданном направлении и соответственно оформляют верхний срез переднего полотнища юбки (рис. 6),
На выкройку заднего полотнища юбки наносят линию кокетки, параллельную верхнему срезу. Кокетка расположена выше конца вытачки. Выкройку разрезают по линии кокетки. Верхнюю часть вытачки закрывают, оформляя верхний н нижний края кокетки плавными закругленными линиями, а оставшуюся часть включают в складку из нижнего конца вытачки на заднем полотнище юбки. По намеченной линии складки деталь разрезают и раздвигают на величину ее глубины (от 8 до 14 см). Складку закладывают в заданном направлении, учитывая глубину оставшейся части вытачки, и оформляют верхний срез заднего полотнища юбки.
По нижнему срезу переднего и заднего полотнищ дают небольшое расклешение (2—З см) и соответственно оформляют линии боковых швов и низа изделия.

Модель юбки с отрезной кокеткой сложной овальной формы спереди и сзади (Рис. 7)

Модель юбки с отрезной кокеткой сложной овальной формы спередя и сзади. Переднее и заднее полотнища юбки заложены мягкими складками, выходящими из под кокетки. Юбка заужена квизу. На выкройку переднего полотнища юбки наносят линию кокетки (рис. 8). Нижний конец вытачки удлиняют до этой линии. На нижней части переднего полотнища юбки параллельно его середине проводят три параллельные линии. Выкройку разрезают по линии кокетки. Закрывают вытачку на кокетке переднего полотнища юбки, сближая ее стороны, и плавными линиями оформляют верхний и нижний края кокетки. На выкройке нижней части переднего полотнища юбки по намеченным линиям делают разрезы, выкройку раздвигают на величину раствора складок (от 4 до 10 см), при этом нижний срез оставляют неизменным. Затем оформляют верхний и нижний срезы переднего полотнища юбки (рис. 9).

Юбки с оборками

Конструкции юбок с оборками строятся путем преобразования чертежа основы прямой юбки. На выкройку основы наносят линии притачивания оборок и оформляют их в зависимости от того, притачиваются они со сборкой или без нее.

Рис.1. Юбка с обоками по низу.

Рис. 2. Линия притачивания юбки.

Рис.3.

Юбка прямая, плотно прилегающая по бедрам с оборкой по низу. На выкройку переднего полотнища юбки наносят линии притачивания сборки (рис. 2) и разрезают по ней выкройку. Затем выкройку нижней части юбки разделяют на 5 равных частей, проводя четыре линии, параллельные середине ее переднего полотнища, разрезают и раздвигают на нужную величину в зависимости от фасона - на 5—15 (рис. 3). Заднее полотнище юбки строят аналогичным способом.

Юбка с подрезами и оборками сбоку

Юбка прямая, плотно прилегающая по бедрам, с рельефными линиями на уровне вытачек спереди и сзади. По боковым частям внизу оформлены подрезы с оборками.
На выкройку переднего полотнища юбки наносят линии рельефов и подрезов (рис. 2). Рельефная линия. параллельная середине переднего волотнища юбки, начинается на уровне конца вытачки и продолжается до низа. На боковой его части обозначают линию приталивания оборки. Затем нижнюю часть оборки разделяют на 4 равные части и проводят три линии, параллельные середине переднего полотнища. Выкройку разрезают по рельефной линии (рис.3), учитывая глубину раствора вытачки, и по линии притачиванив оборки. Для получения оборки нижнюю часть юбки разрезают на четыре части и раздвигают на нужную величину в зависимости от фасона (на 5—15 см).
Заднее полотнище юбки строится аналогично переднему.

Юбка со сложными подрезами — с кокетками из боковых швов, переходящих в рельефные линии, и тремя присобранными оборками из-под кокеток на боковых частях.

Рис.1. Юбка со сложными подрезами и оборками по бокам

Рис.2. Нанесение линий сложного подреза

Рис.3. Раздвиг чертежа выкройки юбки со сложными подрезами

Рис.4. Раздвиг чертежа выкройки юбки со сложными подрезами

На выкройку переднего полотнища юбки наносят линию сложного подреза (рис. 2). Затем параллельно низу юбки проводят линии притачивания оборок и далее параллельно середине переда — линии, разделяющие оборки на три равные части. Выкройку разрезаюг по линии сложного подреза, а затем контуры верхней, средней и нижней частей оборок на боковой части юбки переводят с выкройки на другой лист бумаги. Каждую из оборок раздвигают на величину сборки — от 5 до 15 см (рис. 3 и 4).
Выкройка заднего полотнища юбки строится аналогично выкройке переднего, с небольшими изменениями. Сложная рельефная линия подреза расположена здесь близко к концу вытачки. Поэтому последнюю целесообразно закрыть, а ее конец продлить к линии рельефа, тем самым заложив вытачку в рельефную линию на уровне кокетки. Если позволяет ширина ткани, боковые швы на сборках делать не следует.

Рис. 2. Нанесение линии направления складок-драпировок

Рис.3. Развод по рельефным линиям

Три маленькие незаутюженные складки, выходящие из наклонной, слегка изогнутой вытачки, создают эффект драпировки.
На выкройку переднего полотнища юбки наносят линии направления складок-драпировок (рис. 2). По намеченным линиям выкройку разрезают и разводят на желаемую величину. Расстояние между складками не должно быть одинаковым: между первой и второй оно примерно 3,5—4 см, а с каждой последующей уменьшается на 0,5 см по сравнению с предыдущим (рис. 3).

Модель 2 (рис. 4)
Юбка с асимметричной драпировкой по переднему полотнищу.

При асимметричной драпировке выкройку переднего полотнища юбки строят в полном размере. Дралировку можно расположить от линии тални до линии бедер и ниже. Если она проходит ниже линии бедер, то для большей элегантности юбку зауживают внизу по боковым швам на 2—3 см с каждой стороны. На выкройке намечают линию подреза, по которой будут располагаться складки дралировки (рис. 2). Размещать их в крайних точках линии лодреза нежелательно, необходимо отступить на 2—З см. От линии подреза к боковому шву проводят Ливии, определяющие направление складок.
Сначала разрезают выкройку переднего полотнища юбки по линии подреза (рис. 3) и закрывают вытачку на его левой части, а затем — по намеченным линиям драпировок. Ширина складок составляет от 3,5 до 4,5 см.
Заднее полотнище юбки оставляют без изменений.

Модель З (рис. 4)
Юбка с мягко драпирующимся запахом по переднему полотнищу

Выкройку переднего правого полотнища юбки строят в полном размере. Намечают линии подрезов (рис. 2), по которым будут проходить складки драпировкк. Эти линии идут от бокового шва к низа юбки до вытачки на талии на расстоянии 5—6 см друг от друга. По фасону намечают скругленную линию низа.
По намеченным линиям выкройку правого переднего полотнища разрезают и разводят на принятую величину (рис. 3) — от 10 до 15 см.
Левое переднее полотнище юбки оставляют без изменений, т. е. с вытачками по талии. Заднее полотнище также оставляют без изменений.

Построение конструкции конических юбок

ПОСТРОЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ КОНИЧЕСКИХ ЮБОК

К коническим относят юбки покроя клеш,"солнце" и "полусолнц" - клеш, "колокол".
Принцип построения выкроек таких юбок однотипен:
При построении чертежа уровня линии талии, бедер и низа определяют от точки О вниз по вертикали. При этом расстояние от точки О до линии талии выбирают о зависимости от проектируемой формы юбки, когда ОТ=К*Ст, где Ст— полуобхват талии, а К— коэффициент, характеризующий кривизну верхнего среза юбки. Для конических юбок К составляет: для покроя солнце — 0,32; полусолнце — 0,64; большой колокол — 0,8; средний —0,9; малый — 1,0; большой клеш — 1,2; клеш — 1,4.
В зависимости от модели юбка может быть одношовной и двухшовной.
При построенвию выкройки юбки- солнце на середине прямой горизонтальной линии ставят точку О (рис. 1.) и вправо от нее откладывают отрезок:
ОТ=0,З2(Ст+Пт).
От точки О радиусом, равным ОТ, проводят полуокружность Т, Т1, Т2 — линию талии юбки. От точки Т отклздывают отрезок ТН — длину юбки, а из О радиусом, равным ОН, проводят дугу НН1Н2 линию низа юбки
В связи с тем, что долевая нить ткани проходит по линии Н1Н2, на линии ОН будет располагаться косая часть юбки. Для предохранения ее от растяжения корректируют линию низа: от Н откладываюг 4 см в ставят точку Н1’, а от Т вверх отмеряют 2 см и получают точку Т1’ . Через точки Т1, Т1’ и Т2 проводят линию талии, а через Н1, Н1’ и Н2 — линию низа (см. рис. 1).
При построении чертежа юбки полусолнце на листе бумаги чертят прямой угол с вершиной в точке О (рис. 2). От нее вниз откладывают отрезок ОТ:
ОТ=0,б4(Ст + Пт).
Из О радиусом ОТ проводят дугу до пересечения со второй стороной прямого угла в точке Т1. На ней отмеряют отрезок ТН, равный длине юбки, и радиусом 0Н проводят линию низа.
На выкройке косой части юбки сокращают линию низа на 3,5 см, а линию талии — на 1,7 см с целью предохранения этой части юбки от растяжения.
При построении чертежа юбки колокол на середине горизонтальной линии обозначают точку О (рис. 3). Вправо от нее в зависимости от модели откладывают отрезки:
ОТ1=0,8(Ст+Пт) —для большого колокола;
ОТ2=0,9(Ст+Пт) — для среднего;
0Т3=1 (Ст+Пт) —для малого.
От точки О радиусом ОТ1 проводят полуокружность. От Т1 по кривой откладывают величину мерки полуобхвата талии (Ст) и ставят точку Т1’. Через точки О и Т1’ проводят прямую. От Т1’ по горизонтали отмеряют отрезки Т1’Б1’ и Т1’Н1’:
Т1Б1 =Дтс/2,
а Т1Н1 — длина юбки в готовом виде.
Из точки О, как из центра, радиусом ОБ1 и ОН1 проводят линии бедер и низа.
Аналогично строят чертежи юбок покроя среднего и малого колокола.
На косой части производят сокращение размеров по линии низа и талии: для большого колокола по нижнему срезу — З и по талии — 1,5 см; среднего — соответственно 2,5 и 1,25 см и малого — 2 и 1 см.
Для юбок, степень расклешенности которых определяет коэффициент 1,2—1,4, чертежи строятся аналогично предыдущему. Однако для фигур с тонкой талией и большим обхватом бедер ширина юбки по линии белер может быть недостаточной — меньше мерки Сб. В таких случаях при построении чертежа необходимо проверять длину дуги по линии бедер (рис. 4). Если она меньше величины Сб+2 см, то ее продлевают на недостающую величину и ставят точку Б. Из О через полученную точку Б проводят прямую до пересечения с дугами из Т1 и Н1 в точках Т и Н. В результате ширина юбки по линии талии будет больше проектируемой. Если излишек превышает 1,5 см, то его убирают в одну или две вытачки, располагаемые либо в срезах юбки, либо в обычных местах.

ЮБКА, СУЖИВАЮЩАЯСЯ КНИЗУ

На рис. 5 изображена юбка на кокетке, суживающаяся книзу. Для того, чтобы сделать выкройку такой юбки, на основную выкройку прямой юбки с шестью вытачками наносят линии фасона. Делают это следующим образом (рис. 6а). Середину переда от линии талии до линии бедер делят пополам. Затем расстояние от точки деления до линии бедер также делят пополам. От верхней точки деления (расстояния от талии до бедер) влево под прямым углом к линии середины переда откладывают 4 см. Конец передней вытачки соединяют с точкой 4 и далее с нижней точкой деления на линии середины переда. По низу юбки от середины переда влево откладывают б—10 см. Точки б—10 и нижнюю точку деления на линии середины переда соединяют. Заштрихованную часть выкройки срезают, закрывают вытачку и, если это предусмотрено фасоном, разрезают по линии. фасона.
Раскладка выкройки на ткань (рис. 6 б). При крое делают следующие припуски на швы (в смх): по линии талии — 1, по сере