Сильный характер. Как развивать волю ребенка? Ленивый ребенок, лень у ребенка, сила воли, как развить силу воли, лень сила воли Как воспитать в ребенке силу воли


Родители мечтают о том, чтобы их дети были дисциплинированными, ответственными и целеустремленными. Это очень сложная задача, ведь большинство малышей не умеет доводить начатые дела до конца, неусидчивые, не выполняют своих обещаний. Для этого требуются волевые черты характера. Воля – это качество личности, которое формируется в течение всей жизни и не передается по наследству.

Чтобы дети становились самостоятельными, прилежными, готовыми к трудностям, важно формировать у них волевые качества. Воспитание воли детей – важная цель семейного воспитания. В развитии воли наибольшее значение имеют такие факторы:

Методики развития и воспитания
условия, в которых живет ребенок

Проявления воли: на что обратить внимание?:

Волевые проявления у малышей находят свое отражение в следующем:

Стремление к цели

Сохранение целей, даже если ребенка отвлекают

Ребенок умеет ждать

Малыш преодолевает преграды ради достижения поставленной цели

Задачи воспитания воли в детском возрасте:

К цели воспитания и развития воли у детей в любом возрасте относится развитие личностных качеств:

Настойчивости
решительности
самостоятельности
выносливости
дисциплинированности
целеустремленности
борьбы с внушаемостью и упрямством

Когда начинать воспитание воли у детей?:

Воспитание воли следует начинать с раннего возраста малыша. Большое значение в воспитании воли малыша играет требовательность взрослых. О том, что волевые свойства у малыша сформированы можно говорить, когда ребенок способен к таким действиям:

Преодоление трудностей
выполнение не тех действий, которые он хочет совершать, а те, что нужно выполнять

Воспитание воли у детей лучше всего осуществлять в таких формах:

Трудовая деятельность
игра.

Во время указанных видов деятельности дети делают что-то для других, подчиняются коллективу и правилам игры. Это является основой успешного формирования волевых качеств малыша.

Особенности воспитания волевого человека:

Многие взрослые глубоко убеждены, что маленькие дети ничего не умеют, не понимают. Родители не требуют от них ответственности за поступки. Это неправильный подход в воспитании детей. Ребенку можно и нужно предъявлять требования в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, как только он начнет понимать обращенную к нему речь. Нельзя сравнивать волю ребенка и взрослого человека.

Важно! Если взрослые привыкли решать за ребенка его проблемы, он не прикладывает при этом никаких усилий, тогда из него никогда не вырастет человек с сильной волей и устойчивыми убеждениями.

Развитие, а также воспитание выраженной воли у детей теснейшим образом связано с развитием интеллекта и способностей. Формируя у малыша волю, родители развивают такие дополнительные особенности:

Активируют работу головного мозга
улучшают память ребенка
развивают внимание
улучшают умственную деятельность. Дети с сильной волей более успешны в учебе

Сила воли у малышей на первом году жизни:

Первые признаки задатков воли наблюдаются у трехмесячных детей, когда они прикасаются к погремушкам, чтобы прослушать их звучание. У каждого ребенка по-разному проявляется воля: одних легко уговорить что-либо сделать, а других трудно. Такая разница объясняется отличиями в свойствах и особенностях нервной системы. Родителям необходимо научиться находить индивидуальный подход в воспитании воли своего крохи.

Сила воли у малышей второго года жизни:

К двухлетнему возрасту происходи формирование важного качества - самообладания. Оно проявляется в том, что малыш умеет сдерживать эмоции, отказывается по просьбе родителей от приобретения новых игрушек. Ребенок не осознает необходимость этого, а поступает так от боязни ослушаться взрослых или ощущения вины. Самообладание перейдет в волю, если родители будут в доступной и доброжелательной форме рассказывать детям о нормах поведения.

Волевые качества у детей третьего года:

К трехлетнему возрасту поведение малышей еще сильно зависит от эмоций. Им непонятна мотивация поступков. Взрослые должны рассказывать, что добрые дела нужно совершать не для личной выгоды, а для того, чтобы стать хорошим человеком. Поощряйте детей за хорошие дела. Не следует делать это часто, чтобы не допустить стремления совершать такие действия исключительно за вознаграждение. Материальное поощрение не является обязательным. Для большинства малышей моральная поддержка со стороны взрослых - лучшая награда и стимул. Для них важнее услышать доброе слово, чем получить подарок. Если ребенка не может что-либо сделать, родители должны помочь ему преодолеть трудности.

Особенности проявления воли на четвертом году:

К четырехлетнему возрасту волевые качества у малышей достаточно сформированы. Они проявляются в следующем:

Малыш способен контролировать собственное поведение
ребенок понимает слова "нельзя" и "можно"

Дети в этом возрасте требуют от старших контроля и подсказки и помощи. Для дальнейшего развития воли разрешайте ребенку проявлять самостоятельность.

Правила воспитания волевых качеств у детей:

Соблюдайте четкий режим дня
придерживайтесь единых требований в процессе воспитания ребенка
будьте честными с ребенком
приучайте малыша сдерживать свои эмоции, побеждать страх, боль, обиду
взрослые не должны все делать вместо ребенка. Воспитывайте самостоятельность
по мере взросления ребенка усложняйте требования к нему

Рекомендации психолога: важные принципы в воспитании воли ребенка:

Развивайте у малышей уверенность в собственных силах
учите отличать цели приятные от неприятных. Легче достичь приятных целей. Если необходимо преодолевать препятствия, тогда усилий воли требуется больше
приучайте детей быть терпимыми. Объясняйте, что в некоторых ситуациях нужно уметь подождать
рассказывайте, какую пользу имеют неудачи. Вместе с малышом анализируйте его ошибки
используйте собственный пример для воспитания воли: мама может демонстрировать волю во время похудения, а папа – при посещении тренажерного зала
не вынуждайте детей совершать поступки через силу
не акцентируйте внимание на половых принадлежностях малыша. Способность к силе воле не связана с полом ребенка!
на примере литературных героев показывайте ребенку, насколько приятно достигать поставленные цели
проводите с ребенком закаливающие процедуры. Это хорошо тренирует выносливость и волю
приобщайте малышей к соблюдению правил этикета. Навыки поведения в обществе тесно связаны с проявлениями воли

Воспитываем волю ребенка, играя:

Предлагаемые игры направлены на формирование у ребенка таких качеств личности:

Самоконтроль
контроль за двигательными и эмоциональными реакциями
наблюдательность
усидчивость
тренировка познавательных процессов: памяти, внимания, мышления

"Запретное слово"

Взрослый предлагает ребенку повторять за ним все слова кроме, например, посуды. Вместо повторения посуды, нужно топнуть ногой.

"Расскажи сказку" (с 4 лет)

Ребенок рассказывает сказку, заменив название персонажей хлопками, притопами, произношением характерных звуков.

"Будь внимательным" (с 4 лет)

На листе нужно нарисовать круги, квадраты, прямоугольники, овалы, ромбы. Предложите ребенку раскрасить круги синим цветом, овалы – желтым, квадраты – зеленым.

"Черепашка" (с 5 лет)

На определенном расстоянии от ребенка поставьте игрушку, предложите очень медленно шагать к ней.

"Кричим, молчим, шепчем"

Из цветного картона нужно сделать 3 ладони: красного, синего, желтого цветов. Взрослый поднимает ладонь красного цвета – нужно кричать, желтого – шептать, синего – замереть и молчать.

"Замри"

Под музыку ребенок двигается. Когда музыка останавливается, надо остановиться и не двигаться.
Незаменимы для развития и воспитания воли у детей настольные игры:

Лото
шашки
домино
кубики

Развитие волевых качеств ребенка зависит от родителей, которые не должны упустить момент их зарождения у своего малыша.


Как воспитать в ребенке волю? Как не перепутать ее со своеволием? Какие трудности необходимо преодолеть родителям, чтобы вырастить из своего малыша человека, способного самостоятельно преодолевать уже свои трудности?

Возможно ли, например, у маленького ребенка воспитывать волю? Оказывается, возможно и нужно, потому что если с самого раннего детства не приучать малыша к выполнению каких-либо несложных задач, не приучать его сдерживать некоторые неразумные порывы, то в дальнейшем будет труднее такого ребенка приучить к систематическому труду и учению.

Волевые качества не даны нам от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.

Главный фактор в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.

С грудничками не придется предпринимать чего-то специального. Просто помните о некоторых особенностях развития детей, В основе любого волевого усилия лежит желание. Без него человек не способен преодолеть себя, а ведь именно умение сделать что-то вопреки собственной лени, страху мы подразумеваем, когда говорим о воле. Чтобы у ребенка возникли желания, ему необходимы впечатления. Согласитесь, трудно захотеть чего-нибудь, когда мир, окружающий тебя, однообразен и безрадостен. Музыка, разнообразные на ощупь предметы и игрушки, тепло родительских рук — все это способствует пробуждению желаний малыша. Особенно в этом нуждаются дети с пониженным тонусом, чересчур спокойные, те, которые обычно не беспокоят родителей, много спят и не требуют повышенного внимания.

Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, возникнет проблема запрета и контроля за действиями крохи. Не переусердствуйте, запрещая, дайте ребенку почувствовать силу собственных желаний.

У двухлетней Иры сохранилась вредная привычка — сосать во время сна большой палец. Мама, перед тем как уложить девочку спать, стала завязывать ей этот палец. Каждый раз малышка хныкала: "Не завязывай, я не буду!" Однажды мама согласилась, не стала завязывать, но предупредила: "Так и быть, не завяжу, но если ты все-таки возьмешь пальчик в рот, в следующий раз придется его завязать". Ночью девочка разбудила мать:

— Что сейчас было,— сказала она таинственно,— пальчик сам полез в рот, а я его плюнула!

Девочке пришлось совершить волевое усилие, чтобы устоять перед соблазном. Она выдержала испытание и заслужила похвалу.

В процессе воспитания детям иногда надо создавать такие условия, чтобы они могли напрягать свою волю, ибо волевые качества воспитываются только постоянной тренировкой.

— Какие-то! — обиженно кричит Таня и сердито разрушает нехитрое сооружение из кубиков. До чего непослушные эти кубики: никак не хотят подчиниться, падают и все. Мама потихоньку наблюдает за ней.

— А ты построй еще одну башню. Только строй аккуратно. Вот так, ровно клади кубики... Правильно. А этот еще подравняй...

— Получилось! — радуется девочка.

Нередко приходится наблюдать такое явление. Малыш пытается сам одеться. Вот он, кряхтя, натягивает чулок. Ничего не получается. Вмешивается мама.

— Я сам! — протестует ребенок.

— Сиди спокойно, а то гулять не возьму.

— Я хочу сам.

Почему некоторые родители так боятся, что малышу будет немножко тяжело? Пусть покряхтит, повозится. Пусть на десять минут позже оденется. Зато "сам". Ведь волевое усилие развивается не только в преодолении физических трудностей, но и путем борьбы с трудностями внутренними, психологическими.

Ни в коем случае не пропустите момента, когда ребенок сказал "я сам". Это очень важный момент. Помогите малышу, подскажите, как лучше и легче сделать что-то самому. Не подавляйте инициативу, похвалите его. Это доставит ребенку большую радость.

С "я сам" начинается самостоятельность. Качество очень важное, тесно связанное с настойчивостью, упорством и трудолюбием.

Полуторагодовалому малышу не так уж трудно сложить в ящик игрушки. Предложите ему это сделать, помогите. Сложить на стул одежду перед сном тоже нетрудно. Ребенок с удовольствием это сделает сам. Пусть сначала плохо, неумело. Ничего страшного, постепенно научится и привыкнет. Привычка имеет очень большое значение в воспитании самостоятельности. Привыкнув каждый раз убирать свои игрушки, складывать одежду перед сном и т.д., ребенок перестает нуждаться в напоминании о необходимости выполнить эти несложные обязанности. Он будет выполнять их сам и без принуждения.

Приучить ребенка к самостоятельности можно очень рано. Я знаю одну семью, где полуторагодовалый мальчик самостоятельно ест, ни мама, ни бабушка совершенно не вмешиваются в эту процедуру. Они только подставляют и убирают тарелки. Маленький Саша крепко держит в руке ложку, движения его уверенные и точные.

— Все! — объявляет он после обеда и добавляет "си", что на его языке означает "спасибо!", требует, чтобы его сняли с высокого стула, вплотную придвинутого к столу. Он очень самостоятельный человек, этот Саша. Если, бывает, заигравшись, он иногда оконфузится и напустит лужу, то с деловым видом бежит на кухню за тряпкой.

Часто родители жалуются на отсутствие аппетита у детей.

— Сидишь с ним, уговариваешь. Пока пообедает — все сказки по два раза расскажешь.

— А предоставьте ему самостоятельность, пусть сам ест.

— Да что вы! — с негодованием отмахивается мать.— Уж всеми правдами-неправдами кое-что все-таки заставишь съесть, а сам он и не прикоснется к еде.

А выглядит это приблизительно так. Замученная мама усталым голосом тянет:

— ...Была у них курочка-ряба..., Да сиди ты спокойно! Не трогай ложку! Оставь тарелку в покое! Снесла курочка яичко.... Кому говорю, убери руки!.... Не простое яичко, а золотое... Не трогай ложку!

А малыш не слушает сказку. Его совершенно не волнует судьба курочки-рябы. Он тянется к ложке. Ему хочется самому попробовать есть. И не еда его интересует — процесс еды. А маме и невдомек, что если дать маленькому ложку и предоставить свободу действий, толка будет больше. Пусть даже на первых порах не все калории, предназначенные на сегодня, попадут по назначению (не все сразу). Зато постепенно, раз за разом, он научится самостоятельно орудовать ложкой и, уверяю вас, будет есть гораздо лучше.

Моего знакомого Сашу сажают на высокий стульчик за общий стол вместе со всем семейством. Все едят, и Саша старается.

— Вкусно, Сашенька?

— Да! — кивает мальчишка.

И кто это придумал, что ребят нужно непременно кормить отдельно и вперемежку со сказками и песнями, а из еды делать какой-то священный ритуал! Это и скучно и вредно. Малыши с удовольствием будут есть за общим столом. Они любят и умеют подражать, очень наблюдательны, стараются повторить действия, приемы окружающих. Ничего удивительного нет в том, что в яслях, так сказать, в компании, дети едят лучше, чем дома.

Физическая ловкость для дошкольника — важный шаг в воспитании волевых качеств. Ребенок, умеющий управлять своим телом, легче научится управлять эмоциями и желаниями. Дайте возможность ребенку стать ловким, определите его в спортивную секцию.

Да, воля ребенка 3-7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. В яслях плач одного ребенка вызывает часто плач всех остальных детей. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. , общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. Организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, мы постепенно приучаем ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

И конечно, хотите вырастить волевого и целеустремленного ребенка, забудьте фразы типа: "У Даши получается лучше", "Ты не сможешь сделать это, как Петя", "Ты никогда ничего не доводишь до конца". Каждая из этих фраз — негативная программа, которую вы предлагаете своему ребенку. А маленькие дети настолько верят своим родителям, что не подвергают сомнению сказанное ими даже тогда, когда это несправедливо.

Комментировать статью "Воспитание воли как стремление преодолевать"

В моем понимании все наказания (количества и методов) сводится к вопросу воспитания воли ребенка. Воспитывать так, чтобы помочь ребенку сформировать красивый характер, сильную волю и поведение, которое отражало бы его систему ценностей - вот задача.

С 26 по 29 марта 2017 года в Санкт-Петербурге пройдет международный творческий фестиваль «Ты – легенда!», где талантливые дети со всей России и стран СНГ продемонстрируют свои достижения в разных видах искусства. Победители получат возможность бесплатно участвовать в международных конкурсах и обучаться в профильных учебных заведениях с мировым именем! Фестиваль «Ты – легенда!» – уникальная арт-площадка, сочетающая в себе одновременно конкурсную и образовательную программу. Для подготовки...

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

В мае гимнастка Ляйсан Утяшева и ее муж, шоумен Павел Воля отпраздновали дни рождения своих детей, сына Роберта и дочери Софии, родившихся с разницей в два года. А сегодня годовалая София сделала свой первый шаг - и первое фото. Гордый отец, Павел Воля, поделился радостью в своем микроблоге: "Это первое фото, которое сделала моя дочь София. Также сегодня она пошла. Сама, без ручки, без помощи. В добрый путь, дочка. Шагай уверенно, дорогая, а папины волосатые ноги будут шагать рядом, если...

1 июня была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [ссылка-1] . Стратегия прошла общественное обсуждение. РВС также направляло свои предложения по улучшению стратегии. Некоторые предложения РВС вошли в окончательный вариант документа. Например, отмечена необходимость развивать в детях чувство долга, признана роль библиотек как места приобщения детей к культуре, указано на важность в процессе воспитания знания истории. Убраны неопределенные общие...

"На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребенок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребенка, чего у них не хватает, что плохо в их играх. Бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или...

Для создания и укрепления высокой нервной силы необходимо помнить о следующем: 1. Не бегите от страха Анализируйте его и воспринимайте страх только как физическое чувство. Страх, которому мы боимся взглянуть в глаза, способен убить нас. Понаблюдайте за своими страхами и поймите, что вы не должны поддаваться им. Думайте о них как о фильме, который вы видели и кино. Того, что вы видите на экране, в действительности не существует. Страх придет и уйдет так же, как и кадры на экране, если вы не...

Каждая мать хочет быть лучшей для своего ребенка. Но для того, чтоб считаться той самой хорошей матерью, необходимо хотя бы знать природные свойства и желания собственного ребенка. Конечно, можно сказать, что «яблоко от яблони не далеко падает», а значит, ребенок просто обязан быть прилежным учеником, как мама, или гибким и быстрым легкоатлетом, как папа. Но бывает так, что быть ни тем, ни другим у малыша не получается. Ища ответ на вопрос: «Почему» мать часто начинает винить себя и копаться...

9. Одно из главных стремлений подростка - стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему...

Как, ну как привить ребенку желание учиться? Ps - любые уроки (спорт, музыка,"подготовка") - нигде нет старания и желания.... как воспитать волю к победе. питание 8 ми месячного малыша.

Современные дети подчас ставят родителей в тупик - они кардинально отличаются от нас, тоже когда-то бывших детьми. У них другие интересы, другие увлечения, другие игры. Как понять собственного ребенка? Как помочь ребенку правильно развить и реализовать заложенный в нем потенциал? Как воспитать достойного члена общества и уберечь подрастающее поколение от фатальных ошибок? Сотни вопросов ежедневно роятся в голове родителей. На одни вопросы мы находим ответы благодаря собственному опыту, другие...

Социологи выяснили, как российские женщины выбирают игрушки для детей Согласно исследованию ValidataKIDS, проведенному для Lego в мае-июне 2011 года, большинство российских мам выбирает игрушки исключительно эмоционально. Исследователи провели серию фокус‑групп с мамами дошкольников в нескольких странах Восточной Европы и в России, и обнаружили, что женщины часто находятся под влиянием материнских чувств и, покупая игрушки, восполняют потребности собственного детства. Детство многих мам...

В чем смысл работы психотерапевта? Я верю, что в каждом человеке живет как стремление, так и возможность изменять себя и свою жизнь к лучшему. Каждый человек стремится более полно раскрывать себя в разных областях своей жизни, устанавливать приносящие удовлетворение отношения с другими людьми. Но порой эти стремления и возможности словно погребены под слоем неблагоприятного, тяжелого жизненного опыта. Психотерапия дает шанс на то, чтобы они проявились и "заработали". Этому способствуют особые...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. заодно посоветуйте, как воспитать в ребенке некую долю здорового пофигизма?

Только духовность, не подавляя воли ребёнка, не заставляя его бороться с собой, подчинять себе - себя же, делает его Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать...

Это было поветрие,так воспитывать детей,чтобы,якобы,никаких комплексов у ребенка не было. Но деити своим упрямством просто проверяют родителей,ждут от них определенных рамок,ограничений. Это просто жизненно необходимо ребенку!

Возможно, ребенок сильно жаждет как-то проявить свою волю к реализации важных для него дел, а необходимо реализовывать дела, важные для других? Необходимо найти точки соприкосновения между этими делами, чтобы желание ребенка действовать соприкоснулось с...

На все воля Божья!)) По-моему вопрос ставился:"..стоит ли с ребенком говорить о Боге?", а не как воспитать верующего ребенка.(Это для Sandi). Далеко не во всех религиозных семьях дети, вырастая, становились верующими людьми, и наоборот.

А желание дать ребенку все самое лучшее не такая уж и проблема. И, конечно, постараюсь воспитать так, чтобы не задушить у сына страсть к познаниям и не заменить их на страсть к приобретению.

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет-ского фонда Татьяна Шишова :

Избегайте гиперопеки. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», внушает ребенку неуверенность в своих силах. Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, нерадостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («Что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «не дожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и идя по пути преодоления трудностей.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

Больше рассказывайте детям о волевых людях, прео-долевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Чаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время - потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.

В нашей стране считается, что мужчина должен развивать и укреплять свой дух и свою вил воли в связи с тем, что он — защитник семьи и Отечества. Но сегодня все перемешалось, многие девушки идут служить в армию, работают на опасных производствах.

В это время их мужья занимаются домашним хозяйством, находятся в декретном отпуске. Потому укреплять свой жизненный стержень должны все, начиная с детского возраста. Это качество помогает многим мальчикам и девочкам. С годами его надо тренировать и укреплять.

Что такое сила воли — понятие силы воли в психологии

В понятие силы воли в психологии включается важнейшая черта характера человека, способствующая получению индивидуумом колоссальных результатов. Развитию и укреплению таких особенностей способствует совершенствование и развитие личности.

Уровень жизни человека во многом зависит от этих взаимосвязанных показателей. Благодаря настойчивости, внутренней силе, рвению и развитию стабильной жизненной позиции, обусловливается то, каких достижений добился тот или иной человек в жизни.

«Как тренировать и укреплять силу воли?» Этот вопрос интересует многих людей. Это значит, что человек, задающий вопрос, понимает, что без укрепления жизненного стержня он не сможет добиться для себя и своей семьи каких-то благ. В первую очередь надо научиться заставлять себя делать то, что делать не хочется.

Со временем это входит в привычку и уже не так тяготит. Вставали вы в 7 часов утра – иногда не высыпались, нервничали из-за этого. Но для достижения какого-то результата ваш подъем нужно перенести на 5 часов. Многие могут сразу отказаться от такого распорядка. А другие пойдут, и будут заставлять себя это выполнять.

Когда появится результат – им станет приятнее, что они победили свою лень. Часто так бывает, что для того, чтобы развить силу воли и укрепить жизненный стержень приходится в чем-то себя ограничивать, больше нагружать, недосыпать, недоедать. При этом нужно идти на такие ущемления осознанно, видя перед собой определенную цель.

Способы развить силу духа

У людей существует 3 основных инстинкта :

  • самосохранения (для этого человек должен питаться, одеваться, отдыхать, защищаться);
  • продления рода (секс, рождение детей);
  • доминирования (хорошая работа, власть, преуспевание в какой-то отрасли дают повод для самоутверждения, лидерства и получения благ).

Все они вместе составляют жизненный инстинкт . Он заставляет человека работать над укреплением своего жизненного стержня, силы воли и стойкости разными способами. Главное – поставить перед собой цель, а затем идти к ее осуществлению.

Многие люди желают развить в себе силу воли и духа, действующие методы при этом:

  1. Представление того, что цель уже достигнута. При этом затрачено много усилий. Вы не можете перечеркнуть всего сделанного.
  2. Осознание того, что перед вами соблазн, посланный для вашей проверки.
  3. Вера в себя и то, что вы на правильном пути.
  4. Посвящение в свои планы человека или группы лиц, которых вы уважаете и не можете подвести, разочаровать.
  5. Злость на себя и способность побеждать преграды.

При этом надо помнить, что алкоголь или другие возбуждающие препараты могут навредить вашим действиям. При укреплении силы и жизненного стержня важным фактором является самодисциплина и контроль над импульсными желаниями, соблазнами.

Как тренировать силу духа упражнения

Для укрепления жизненного стержня и силы воли подойдут упражнения, основанные на самовнушении . Слова должны быть произвольными, связанными со своей проблемой.

1. «Я не буду» (далее идет перечень того, чего делать не рекомендовано, для достижения вашей цели, к примеру: курить, кушать сладкое, долго спать, лениться, играть на компьютере в игры, часто заходить в соцсети, сквернословить, покупать много вещей, валяться на кровати).

2. «Я буду!» (ваши планы и желания: хорошо учиться, вставать рано, заниматься спортом, экономить, изучать английский язык, плавать, читать).

Необходимо тренировать силу воли и самодисциплину, упражнения для этого:

1. Когда приходит соблазн съесть что-то сладкое или вкусное, а нельзя, надо замедлить дыхание так, чтобы на вдох и выдох приходилось по 15 секунд. Такой метод снимает стресс, включает самоконтроль.

2. Приседания, поднятие рук, ног, отжимания. Такие физические упражнения отвлекают от соблазна и приводят в норму мышцы.

3. Когда вы не сможете удержаться при выполнении правила: «Я не буду», дайте себе время на обдумывание — 10 минут. Отсрочка может подействовать в необходимую сторону.

4. Осознание своей последовательности и самоконтроля.

5. Не хочется вставать рано утром, произнесите несколько раз пословицу: «Кто рано встает, тому Бог дает!». Это помогает и действует.

6. Составление плана на неделю, месяц, день.

Часто многим молодым людям для достижения своей цели не хватает решительности. Это может быть наследственная черта характера или приобретенная предосторожность.

Укрепить решительность, силу воли у в человеке можно, благодаря осмыслению всех льгот и преимуществ, которые он получит, проявив решительные действия. Не стоит оставлять решение проблемы с 1-го числа, с понедельника, надо браться сразу.

Многим девушкам присуще желание похудеть. Они ищут действенные способы, диеты. Но часто сила воли при похудении дает сбой. Чтобы превратить мечту в реальность и укрепить свою силу воли, надо:

  • хорошо подумать о всех преимуществах, которое даст похудение;
  • настроиться;
  • начинать, не откладывая;
  • сочетать несколько способов (диета + спортивная нагрузка + ограничение в употреблении некоторых продуктов и сладостей);
  • представить себя в новом наряде, который можно присмотреть в магазине, интернете или даже купить заранее.

Дети не всегда понимают, для чего они должны что-то кушать или выполнять какие-то действия, которые не хочется. Родители, воспитатели должны объяснять ребенку все, как есть. Можно попытаться вместе с ним работать над жизненным стержнем.

Папа должен объяснить мальчику или девочке, как развить силу воли, решительность и терпение. Это может сделать мама, дедушка, бабушка или другие старшие, которых ребенок уважает и слушает.

Быть настойчивым, выдержанным, обладать самодисциплиной – это очень важно для человека. Большая часть наших успехов и достижений зависят именно от этих качеств. Именно поэтому мы стремимся воспитать у своих детей силу воли, научить самостоятельности и ответственности. Только вот результаты наших стараний долго бывают не видны. Ну вот, опять ребенок плачет в садике, хотя сегодня обещал взять себя в руки и расстаться с вами мирно. Опять разбросал свои вещи и не собирается их складывать на место. И рисунок не дорисовал, и книжку не дочитал. Неужели так и будет бесхарактерным и безвольным? Конечно, нет. Просто воспитание воли – процесс медленный и трудный. Не только для родителей, но и для самого ребенка.

На раннем этапе

Воля – это не врожденное качество. Но формироваться оно начинает рано – уже на первом году жизни. Трехмесячный малыш, случайно задев рукой игрушку и услышав, что она издает звуки, будет стремиться повторить свое действие снова и снова. Это простейший двигательный навык, но его уже можно назвать управлением своим поведением. В течение первого года движения ребенка становятся все более точными, к тому же появляются навыки речевые, подражательные, и все это способствует развитию произвольного поведения.

Проявлением воли в полном смысле слова такое поведение еще не называют (воля – это сознательное управление своей психикой и поступками), но волевые задатки определенно уже видны. Причем у всех разные. «У моей подруги ребенок – ровесник моего, и мы часто гуляем вместе. Ее сын может всю прогулку просидеть в коляске спокойно. Смотрит по сторонам, что-то говорит, занимается игрушками. Если вдруг захнычет, то ему достаточно дать попить или просто по голове погладить, чтобы он успокоился. В общем, гулять с ним – одно удовольствие. А мой сидит спокойно минут пять. Потом начинает вставать, пытается вылезти из коляски, и уже никакой силой его не удержишь. Если начинать его усаживать опять в коляску, то будет настоящий скандал. Очень своевольный мальчик. Года нет, а уже такой настойчивый!» Точно так же можно заметить разницу, когда дети едят или, например, играют.

Многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Один ребенок будет складывать пирамидку, пока не получится, другой оставит ее при первой же неудаче. Одного можно уговорить доесть всю кашу (пусть и с ухищрениями), другой не будет есть даже за папу и за маму. Если сказал «нет» − значит «нет». А все потому, что многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это не значит, что у послушных, податливых детей не будет развита воля вообще, а те, кто демонстрирует упрямство, будут и дальше поступать только так, как хочется им. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Как сказал – так и сделал

«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется. Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо. Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом – внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.

«Я уже очень долго держу себя в руках, − говорит маме Павлик, гроза детской площадки, − не могу больше. Пойду отберу у того мальчика машинку». Получается, зря мама рассказывала ему о том, почему нельзя делать все, что хочется? Нет, не зря. Указания, примеры, конкретные требования взрослых – необходимый этап в развитии волевых качеств. И эти дисциплинарные меры должны быть достаточно строгими. Но не жесткими. Родителям нужно запастись терпением, чтобы все свои требования объяснять на понятном и доступном для ребенка языке, а потом еще неоднократно повторять. Только такая строгость принесет хороший результат. Ребенок сможет строить свое поведение, находя компромисс между собственными желаниями и нормами поведения в обществе. Если на все вопросы отвечать просто «нет», то изначально результат тоже будет хорошим. Ребенок будет прекрасно выполнять все, что требуется, но к развитию воли это не будет иметь никакого отношения. Более того, именно такие дети потом проявляют полное отсутствие самостоятельности. Они просто не знают, что это такое.

Радость свершений

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах. Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал – и ему просто вылечили зуб. А мальчик, сидящий напротив, плакал – так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли – показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу. Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему. Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет – хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному. Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» − а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Но можно и не предлагать, и не покупать – особенно если подарки и так бывают частыми. Моральные стимулы действуют на ребенка тоже очень положительно. Дети любят, когда их хвалят и когда результатами их труда восторгаются. И вот тут можно и даже нужно уделить внимание деталям. «Какой чудесный рисунок! Как же ты нарисовала такие красивые цветы?! И эти тоненькие стебельки! И лучики у солнышка!» Такая похвала – когда не просто «умница», а перечисление всего, за что «умница», и позитивное удивление, очень способствует развитию волевых качеств. Вот в следующий раз ребенку, может, не захочется так тщательно рисовать. Настроения не будет или, например, мультфильм захочется посмотреть. Но он все равно будет стремиться к тому, чтобы сделать красиво – чтобы порадовать вас и порадоваться самому.

С возрастом занятия ребенка, конечно, усложняются, и он не всегда может справиться с ними сам. И здесь велика опасность занижения планки. «Я прекрасно рисую цветочек, и меня за него хвалят. Вот и буду его рисовать. Животные-то у меня не очень получаются». Помогайте ребенку в освоении новых и трудных для него дел. Успокаивайте, поддерживайте, предлагайте сделать вместе. Получается не сразу? Это очень хорошо. Больше будет радость от результата − больше стремление доводить начатое дело до конца.

Я сделаю это!

Важный этап в развитии воли наступает в возрасте трех – четырех лет. Ребенок уже прекрасно понимает, что такое «надо», «нельзя», и в то же время стремится к самостоятельности. По большому счету, сейчас он уже может управлять своим поведением сознательно и целенаправленно. Но все же считать его полностью взрослым и ответственным, конечно, рано. Ребенок еще очень часто нуждается в контроле взрослых.

Психологи любят проводить опыт, показывающий, как трудно ребенку этого возраста поступать против своих желаний. Группе четырехлетних детей предлагается достать лопаткой шарик из коробки. Задание очень трудное (на самом деле оно невыполнимое, но детям об этом не говорят), и за него обещают приз.

Когда дети остаются вместе, то они действительно стараются доставать шарик, как им объясняли, а вернувшемуся взрослому говорят, что не получилось. А если после объяснения детям предлагают достать шарик по очереди, в одиночестве, то все они с заданием справляются и радостно показывают экспериментатору шарик. «Как ты его достал?» − спрашивает взрослый. «Лопаткой», − не моргнув глазом отвечает ребенок.

После эксперимент немного меняют − перед началом задают детям вопросы типа «Почему так важно всегда говорить правду?», «Можно ли обманывать взрослых?». Все отвечали правильно и четко, но… результаты были точно такие же. Тяжело быть принципиальным, оставшись один на один с возможным призом.

Не давайте ребенку слишком ответственных и серьезных в моральном плане заданий и относитесь к нему строго, если он не смог продемонстрировать железную волю. Вообще не стоит часто говорить ребенку «Ты должен» − ни в этом возрасте, ни позже. Слишком большое число обязательств вызывает либо пассивность и желание избежать любой ответственности, либо агрессию и стремление делать все наперекор. Перевоспитать ребенка потом, избавить его от негативизма, упрямства бывает гораздо сложнее. Давайте возможность проявить самостоятельность, иногда даже настоять на своем.

Не будет ничего страшного, если после того, как вы что-то запретили, вы это разрешите. Ребенку нужны победы такого рода – именно они укрепляют его волю. И именно они способствуют тому, что в своих действиях он будет руководствоваться здравым смыслом.