Урок посвященный пасхе украшение дома. Конспект урока на тему "пасха и пасхальные традиции россии". Как оригинально покрасить яйца к Пасхе

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».

Тема урока : Православный календарь. Пасха.

Цель урока :- сформировать понимание что такое – Пасха.

Развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи

Воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Задачи урока : -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья

Познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

(ответы детей)

Верно – это Пасха. (слайд 2)

2.Подготовка к новой теме.

А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

3. Работа над новой темой.

Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово «Пасха» еврейское.Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд 3)

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

Воскресение - день возобновления жизни;

Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;

Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

А что такое пост? (ответы детей)

(слайд 5)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье .(слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

Кто знает, что значит разговляться?(возможные ответы детей) (слайд 8)

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца (слайд 9)

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

(слайд 10)

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .

Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле .(Слайд 17)

Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)

Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)

Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».

«Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

« Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров,орнаментов .(слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

4. Творческая работа учащихся.

Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

(раздаточный материал для самостоятельной работы) (слайд 29)

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

Пришла весна – пора чудес

Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)

Светлее в мире нет Словес-

Воистину Христос Воскрес.

5.Подведение итога урока.

О чем узнали на уроке?

Что было нового для вас?

На какие вопросы получили ответ?

Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться)

Что для вас осталось непонятным?

6. Домашнее задание.

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.


Класс :

Тема : Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

    чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

    уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

    принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

    поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

    прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

    производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

    организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

    воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

    выполнять предлагаемые задания;

    излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

    развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

    привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

    образовательные:

    дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

    познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

    расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

    практические:

    расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

    развивающие:

    развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

    развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

    развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

    развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

    воспитательные:

    воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

    воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Парная;

Групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый;

Метод коллективного взаимодействия;

Метод контроля и оценки.

Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово

Княжна Е. Горчакова

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь".

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

Пасха

Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

Какими красками вы бы описали его настроение?

Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

Что значит слово « воскресение»?

Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

2) Православная Пасха.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

1. Игра « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.


План-конспект урока.

Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Цель:

    активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Задачи:

    развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;

    воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;

    содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : рабочие тетради, крашеные яйца, проволока, плоскогубцы, воск, электроплита, магнитофон, толковый словарь, изображения святых, ребусы, карточки «пасхальные традиции», пашотницы.

М етоды и формы работы: словарная работа, беседа, инструктаж, групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения.

Этапы урока:

    1.Вводная часть (организационный момент):
    - приветствие
    - тема урока

    2.Основная часть (изучение нового материала):

    Работа с толковым словарём
    - ознакомление с пасхальными традициями

    Беседа о народных способах окрашивания яиц

    Разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц»
    - сообщение целей и задач урока

    Разгадывание математического ребуса

    3.Практическая работа:
    -выполнение практической работы по группам
    -контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности

    4.Заключительная часть (итог урока):
    - выставка и самоанализ выполненной работы;
    - закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания;

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Уборка рабочих мест.

Ход урока

Организационный момент

УЗ 1 . Чтение стихотворения.

Учитель включает музыку « Пасхальный звон колоколов» . Ученики с места по строчкам зачитывают стихотворение на доске.

«Христос Воскресе!»- Поют колокола.

И весть та радостна, светла.

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

«Христос Воскрес!»- поёт земля,

Моря и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину Воскрес»

Основная часть

УЗ 2. Работа с толковым словарём.

Учитель : Как вы уже догадались, сегодня мы на уроке поговорим о самом главном празднике всех верующих -Великой Пасхе в этом году она выпала на 15 апреля и учитывая школьную программу мы сможем поговорить об этом лишь после окончания праздника, т.е. сегодня на уроке.

Пасха - весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.

Как вы думаете, почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?

Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых – основная идея христианского вероучения. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. На пасху христиане празднуют воскресение из мертвых Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти, однако пасху празднуют многие неверующие.

Как вы думаете почему?

Действительно пасха начало весны, пробуждения природы.

УЗ 3. Ознакомление с пасхальными традициями.

Учитель : А сейчас мы вместе с вами вспомним некоторые традиции, которые соблюдались во время празднования пасхи, каждый из вас, начиная с первого ряда, должен должен подойти к учительскому столу, достать из пасхальной шкатулки листочек и прочитать нам традицию вслух.

1)Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовного росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу- каши, черный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи.

В Великий пост верующие воздерживаются от еды животного происхождения- яиц, мяса, молока, сливочного масла; нельзя курить, принимать алкоголь, браниться.

2)В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году- пасхальный кулич, творожную паску.

3) С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы пасхальный стол был обильным.

4) К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображения барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа.

5) В день накануне Пасхи -Великую субботу- старые и молодые люди собираются в храмах на молитву.

6) В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза.

7)Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свое жилище, мылись в бане, иногда купались в прорубе- для того, чтобы, избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др).

8)Перед Пасхой принято убирать и кладбище, подправлять могилки, а в пасхальные дни поминать умерших, оставляя на могилке куличи, пшено, чтобы их склевали птицы- посланники божьи.

9) В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

10) На Пасху принято было «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником пасхи, говоря при этом: "Христос воскрес!- Во истину воскрес!" 11) В России непременными были игры с пасхальными яйцами- катание и битьё. Их катали с небольшого склона- чье дальше укатится. Победитель забирал себе яйцо соперника. 12) В Англии был обычай надевать на Пасху новое платье или рубашку, а если это невозможно,то хотя бы какую- либо часть новой одежды, чаще всего перчатки. 13) В Бельгии для детей есть своя игра»Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов или деревьев. Дети собирают найденные яйца в корзиночки и спешат с ними в гости. 14) Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее.

УЗ 4. Беседа о народных способах окрашивания яиц.

Учитель : О какой самой главной традиции мы так и не услышали? правильно, это конечно окрашивание яиц.

Учитель : А сейчас поразмышляйте, как же добивались соответствующего окраса яйца на Руси?

*желтый цвет яиц получался если при варке использовать шафран;

*синий- если подержать яйца в отваре цветущего ольшаника;

*зеленый- если отварить яйца, используя при этом березовые листья;

*бронзовый цвет получится если сварить яйца в отваре дуба;

*красный- если сварить их со свеклой или корой вишни;

* коричневый- если сварить яйца в отваре луковой шелухи.

Учитель : Кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?

Учитель : Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар, святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также невозможно как если бы это яйцо стало красным.» И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!»

УЗ 5. Разгадывание ребусов.

Учитель: Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами, из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц для этого нам нужно разгадать ребусы.

    Крашенки

  1. Драпанки

    Рисованки

    Крапанки

По мере разгадывания ребусов, учитель демонстрирует яйца, окрашенных соответствующим способом.

Учитель : Однако сейчас нашим мамам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек, которые без особого труда помогут им справиться с этой задачей.

УЗ 6. Сообщение целей и задач урока.

Учитель : Наша же задача сегодня помочь мамам в оформлении праздничного стола, а именно изготовить подставки для яиц и сделать декоративные свечи.

УЗ 7. Разгадывание математического ребуса.

Учитель : Кто знает как традиционно называют подставки для яиц?

Узнаем это выполнив несложное математическое решение: папа-па+ш+ле-л-е+лот-л+н+птица-п-т

Учитель демонстрирует различные украшения пасхального стола(пашотницы, свечи, подсвечники)

Практическая работа

УЗ 8. Выполнение практической работы по группам.

Учитель : Мы с вами занимаемся почти год, за это время я достаточно хорошо изучил возможности каждого из вас, поэтому, чтобы сэкономить время для выполнения практической работы на группы разделю вас я самостоятельно.

1 группа – изготовление пасхальных свечей

2 группа – изготовление подставок(пашотниц) из проволоки

3 группа – изготовление подставок(пашотниц) из потолочной плитки

Повторение техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами.

Учитель раздаёт материал, инструмент, обговаривает с учениками технику выполнения.

Заключительный этап

УЗ 9. Выставка и самоанализ выполненных учениками работ.

УЗ 10. Закрепление полученных на уроке знаний- выполнение в тетрадях тестовых заданий.

1.Что означает праздник Пасхи?

а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.

2.В какой день недели празднуется Пасха?

а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.

3.Что является основными блюдами праздничного стола?

а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.

4.Каким было первое пасхальное яйцо?

а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.

5. Как называется подставка для яиц?

а) яичница;

б) толотница;

в) пашотница;

Итог урока

Учитель : Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?

Домашнее задание

Учитель : хорошо поразмышляйте и придумайте собственные пашотницы из бросового материала.

Конспект интегрированного урока

Образовательные области: 1.Основы религиозных культур и светской этики. 2. Наглядная геометрия

Тема урока : Пасха. Применение осевой симметрии в украшении пасхальных яиц и куличей.

Кла cc : 4-5

Учитель: Шелудько Ирина Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Сургута Тюменской области.

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: способствовать формированию знаний и представлений учащихся о празднике «Пасха». Сформировать представление об осевой симметрии. Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире на примере декора пасхальных яиц и куличей.

Задачи урока:

    дать представление о симметрии в геометрии;

    научить распознавать виды симметрии;

    Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве.

    рассказать об истории и традициях праздника Пасха.

    развить мотивацию достижений учащихся через использование ИТ и коллективную деятельность в малых группах.

    выполнить роспись пасхальных яиц геометрическими узорами с помощью симметрии

    воспитывать познавательный интерес и расширить кругозор на основе межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, наглядные пособия, плакаты, фломастеры, цветные карандаши, бумага, заготовки пасхальных яиц

Ход урока:

    Организационный момент. (Сообщение темы, цели и задач урока)

    Звучит музыка (колокольный звон)

Учитель задает вопрос к классу:

-«Знаете ли вы что такое «Пасха»?»

-«Какие слова у вас ассоциируются с этим праздником?»

(на доске составляется «кластер» по данному слову)

Воскресенье кулич пасхальные яйца весна


ПАСХА церковь


Бог верба дом игры добро

(дети могут предлагать разные варианты, учитель должен записывать все ассоциации)

Учитель: Молодцы! Действительно, православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств».

    Из истории праздника Пасха (рассказывает учитель и показывает небольшую презентацию по теме). При этом можно дополнять кластер понятиями. Рассказ о пасхальных яйцах (писанках)

Данную информацию можно дать заранее приготовить учащимся, и тогда провести в виде небольшого опроса. Можно рассказать самому учителю.

(после учитель рассказывает о Пасхе. При этом можно сопровождать рассказ презентацией)

Это самый главный день православного церковного календаря. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Пасхальное воскресенье называется Великим. Пасха – это окончание Великого Поста.

В день накануне Пасхи – Великую Субботу – старые и молодые, верующие и колеблющиеся, собираются в Храмах на молитву. Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны.

Но праздник Пасхи – это не только молитвы. Этот праздник богат своими обычаями и традициями. Накрывают богатый стол. Устраивают всевозможные игры с пасхальными яйцами. На Пасху принято было «христосоваться» (поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили пасхальные яйца –символ жизни.

Говорят, есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.

Стих (читает ученик, можно дать заранее подготовить)

В.Морозова

Играет и льется солнечный свет,

В душе раздается с утра благовест.

В лазури безбрежной плывут облака

Под ивами нежно лепечет рука.

Дыханье весны в зеленеющем лесе…

Как радостно жить! Христосе Воскресе!

Пасха переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление». Каждый год по лунному календарю Пасха попадает в разные числа (с 4 апреля по 8 мая).

Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с рассветом добрых чувств, единением людей, с надеждой на будущее счастье.

Пасха празднуется дольше остальных праздников- целую неделю (седмицу). А после еще 40 дней. Заканчивается Вознесением Господнем.

Пасхальные народные приметы:

    Первый день Пасхи – небо ясное, солнечное – это означало к хорошему урожаю и красному лету.

Если дождь – добрая рожь.

Если гром – к урожаю

    Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания.

    Если освященное яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание.

Крашеные яйца называют «крашенки» или «писанки». Обычай красить яйца идет из далеких времен.

По вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни.

Но почему именно яйцо стало основным символом Пасхи? И почему красят яйца? Считали, что в яйце скрыта жизнь птенца, это наглядное изображение жизни. С другой стороны крашеное яйцо напоминает кровь Христа (раньше яйца красили только в красный или кирпичный цвет), а Христос дарует нам вечное спасение.

Расписные яйца появились уже позже.

Было поверье. Если по двору рано утром в день Пасхи пройти с первый снесенным яйцом, и катать его по углам, то можно выгнать нечистую силу.

Еще надо знать! Все что вы освещаете в церкви на Пасху, должно вкушаться дома. Освященные куличи и яйца на кладбище к умершим носить нельзя.

Куличи – это пасхальные пироги. Говорят, если дома пекли кулич и он удался, то все будут здоровы.

На Пасху было принято ходить в гости, дарить пасхальные угощения.

Во всю пасхальную неделю принято было заниматься благотворительностью, посещать больных, бедных.

Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых даны различные понятия Пасхи, ее значение для людей. Дети читают их и выбирают группой то понятие, которое по их мнению более точно раскрывает смысл Пасхи. Данные понятия крепятся на доску, дополняя Кластер. При этом каждая группа должна защитить свой вариант.

IV . Работа с геометрическим материалом. Знакомство с симметрией.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с очень важным понятием в геометрии как симметрия. Поскольку наш урок посвящен Пасхе, то мы попробуем с вами выполнить роспись пасхальных яиц, применяя симметрию рисунка.

(Приложение 2. Презентация «Ее величество –Совершенство» о симметрии)

V . Работа в группах.

1. Задание. Найти подходящую часть роботу (слайд 22). Сделать вывод.

2. Задание. Найти верное отражение гномов. (слайд 23.)

3. Какие из следующих букв имеют ось симметрии: А, Б,Г,Е,О,F , М, X , K ? Проведите её. Верные ответы показывать на интерактивной доске.

4. На листе бумаги провести прямую линию (ось симметрии) посередине. Сделать симметричный рисунок. (необходимо использовать геометрические фигуры, которые дети знают). Дети показывают свои рисунки, учитель поправляет.

1. Что такое симметрия

      с какой симметрией вы познакомились

      Где можно встретить симметрию

4. Как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.

    Творческое задание. Заранее готовятся яйца для работы (пустые).

1. Подготовить яйцо. Проденьте ленточку через центры, расположенные на линии симметрии и закрепить бусинками (рисунок)

2. Провести линию симметрии через все яйцо (она будет замкнутой линией)

3. Сделать эскиз рисунка для украшения пасхальных писанок (яиц), применяя осевую симметрию.

4. Перенести рисунок на готовое яйцо, применяя симметрию рисунка и яйца. Использовать при этом фломастеры, цветные мелки, клей, бисер, паетки, ленточки и другой материал. (об этом заранее сообщают детям на предыдущем уроке; учитель может тоже сам предложить материал для украшения писанок). Каждая группа выбирает себе определенную тему для украшения (в одном стиле)

5. Каждая группа придумывает своим писанкам название и представляет их остальным учащимся. При этом необходимо указывать как помогла симметрия им для украшения пасхальных яиц.

6. Учитель организовывает выставку писанок.

    Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы классу.

      Что такое Пасха?

      Что связано с этим праздником?

      Считаете ли вы, что это главный праздник христиан? Почему?

      Что такое симметрия?

      Нужна ли симметрия в жизни?

      Как применить симметрию в декоре пасхальных яиц и куличей?

    Рефлексия урока

Учащимся предлагается нарисовать с помощью смайликов отношение к уроку, свое настроение (выполняется в группах). Листы рефлексии вывешиваются на доску.

Можно выслушать нескольких учащихся.

    Домашнее задание.

    1. Придумать рисунок для украшения пасхальных куличей с применением осевой или центральной симметрии.

      Узнать, какие игры были с пасхальными яйцами. Как можно окрасить пасхальные яйца, не прибегая к пищевым красителям.

Украшение дома к Пасхе - это очень важная и интересная составляющая предпраздничной суеты.

Кроме всего прочего, Пасха настоящий весенний праздник и очень хочется к этому дню украсить свой дом теплым, радостным и ярким тематическим декором.

Традиции пасхальных украшений у нас и в Европе практически одинаковые. Возможно, единственными отличиями являются пасхальный кролик на западе, а у нас — наши традиционные писанки.

  • Декор пасхального стола

  • Пасхальные деревья

Итак, для украшения дома на Пасху чаще всего используется декор, связанный с тремя пасхальными символами. Но не только. Так, например, один из самых популярных пасхальных декоров - это плетеная корзинка .

Почему корзинка? Потому что в нее традиционно складывают яйца. Можно купить несколько простых недорогих корзинок, декорировать их разноцветными ленточками и цветами. Наполнить искусственной травой и крашеными яйцами. Расставить эти корзинки по дому и наслаждаться уютом и весенним настроением.

Венки, гнезда, пасхальные деревья. Из сухих веточек и травинок птицы вьют гнезда. Эти же предметы, а также цветы, ленты, искусственные разноцветные яйца и некоторые другие элементы используют для пасхального декора , изготавливая венки на дверь, декоративные инсталляции и пасхальные деревья .

Пасхальное дерево - один из самых красивых пасхальных декоров для дома. Сделать такое дерево несложно: можно взять несколько веток и вставить их в горшок, наполненный влажным песком или мелкими камешками. Чтобы ветки прочно держались, на дно горшка можно уложить слой пластилина и закрепить на нем концы веток. Сами ветки декорируются разноцветными ленточками, пластиковыми яйцами, маленькими гнездами с птенцами и др.

Птичья тема пасхального декора. Раз уж мы заговорили о гнездах и деревьях, стоит сказать и о самих птичках. Это тоже один из самых популярных пасхальных декоров . Фигурками птичек украшают дом на Пасху . Ими же декорируют праздничный стол . Для сервировки используется «тематическая» посуда - в форме птицы или украшенная изображениями птиц.

Другой пасхальный декор, связанный с птицами, — это скворечник. Разноцветные скворечники из фанеры или из картона подвешивают в оконных проемах изнутри жилища. Скворечниками украшают подоконники и комоды. Можно купить и подсвечник в форме скворечника.

Пасхальный кролик. Еще более, чем птички, популярны пасхальные кролики . Разнообразные кролики достаются из кладовых западных домов и устанавливаются по всему дому.

«Кроличий» декор на Пасху можно сделать своими руками - найти трафарет или нарисовать силуэт кролика самостоятельно, сделав лекало. По лекалу перенести силуэт на плотную цветную бумагу и вырезать как можно больше бумажных фигурок, изготовив из них гирлянду. Такой гирляндой можно декорировать окна на Пасху или подвесить ее на люстру над праздничным столом.

Сам же праздничный стол можно украсить бумажными салфетками с изображением кроликов и тканевыми салфетками, сложенными особым образом (в форме кролика).

Кролик из салфетки. Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере

Кролики любят морковку, поэтому морковку тоже используют для пасхального декорирования . Бумажные, пластиковые или мягкие тканевые морковки развешивают как гирлянду или украшают ими пасхальное дерево.

Цветы и трава. Один из символов Пасхи - Обновление. Весной обновляется природа - появляется свежая травка, все цветет. Поэтому без цветов не обходится ни один пасхальный декор. Самые популярные цветы на Пасху - тюльпаны. Полевые цветы пусть и не так красивы, но очень трогательны и нежны. В целом же подойдут любые цветы, главное - чтобы они были свежими.

Трава же может быть как настоящей, так и искусственной. Искусственную траву для пасхального декора можно сделать самостоятельно - взять зеленую (для имитации свежей травы) или бежевую (для имитации засушенной травы) бумагу и нарезать ее длинными полосками. Полоски собрать в одну беспорядочную кучу и уложить ее на дно корзинки, которая будет стоять в центре стола, или короба, в котором будет сидеть пасхальный кролик.

Яйца на Пасху. Пасхальные яйца хороши сами по себе. Но для украшения интерьера на Пасху используют самые разные декоративные элементы - как из яиц (вернее, яичной скорлупы), так и в форме яиц. Например, продаются свечи и подсвечники в форме яиц, тарелки-«яичницы», яйцеобразные вазы и др.

Многие элементы можно сделать своими руками. Например, свечи в скорлупе. Для этого нужно приготовить целенькие половинки скорлупы, вымыть их. Затем нужно раскрошить готовую свечку, растопить воск, приготовить фитиль и наполнить воском скорлупу.

Яйца для подвесов и гирлянд можно сделать из пластилина, обернув их затем фольгой.

Для изготовления пасхального декора из ниток нужно надуть маленький воздушный шарик, обмазать его клеем ПВА, обмотать цветной нитью, смоченной в этом же клею, и дать высохнуть. После высыхания шарик прокалывается и аккуратно вынимается, а нитяной шар держит форму.

Яйца могут быть войлочными, вязаными, выточенными из дерева. Вариантов, в общем-то, множество - как говорится, кто во что горазд.

Из яиц можно изготовить пасхальные поделки - кроликов и птичек. Некоторые элементы можно вырезать из бумаги и приклеить их к скорлупе. Но без росписи краской не обойтись. Изготавливать пасхальные поделки лучше вместе с детьми, а начинать можно уже за 2-3 недели до Пасхи.

Пасхальный декор: сервировка стола на Пасху

Для сервировки пасхального стола используется текстиль и посуда весенних цветов - нежных, пастельных: в основном розового, зеленого, желтого и голубого, а также белого. Реже отдается предпочтение синему и сиреневому цвету.

Обязательно нужно приготовить для декора праздничного стола цветы - желательно свежие.

На Западе есть правило: поставить на стол предметы, связанные со всеми тремя пасхальными символами: Обновлением, Жизнью и Светом. То есть достаточно будет украсить стол свечами, цветами и кроликом или фигурками птичек, бабочек.

Цветы — лучшее украшение любого праздника, но в Пасхальном декоре цветочные композиции особенно актуальны. Декор из цветов создаст особенно радостную и весеннюю атмосферу Светлому Воскресенью.

Корзинка тюльпанов
Корзинка из желтых и оранжевых тюльпанов будет чудесным доплнением Пасхального стола. Когда тюльпаны закрыты — они напоминают по форме пасхальные яйца.

Корзинка с нарциссами
Корзинка-вазон из пня с выстеленным мхом может стать «домом» для нарциссов и игрушечных цыплят. Такая композиция станет глотком свежего весеннего воздуха для вашего интерьера.

Корзинка с фиалками
Сочетание корзинки в японском стиле с лентами и розовыми фиалками смотрится очень свежо и нежно.

Букет в бумажной корзинке
Букет нарциссов в маленькой бумажной корзинке подойдет для украшения стола — поставьте эту композицию в центр каждой тарелки на желтую салфетку — получится очень солнечно!

Весенние корзинки с гиацинтами
Приветствуйте весну и приглашайте ее внутрь дома! Превратите подоконик гостиной в сад, поставив несколько плетенных корзинок с гиацинтами и первоцветами.

Пасхальная композиция из гиацинтов
Дополнив несколько кустов гиацинтов мхом и пасхальными яйцами, перевязанными лентами, у вас получится очень простая и красивая пасхальная композиция.

Солнечный букет
Поставьте желтые цветы — в этом случае нарциссы- в прозрачную вазу с водой. В воду насыпьте ягоды облепихи. Такой букет принесет весеннее настроение в любой уголок вашего дома вместе с букетом.

Букеты «на вынос»
Пластиковые коробки (в которых часто продают еду на вынос) можно использовать в качестве декора вазы. Поставьте весенние цветы в вазу, а вазу в такую коробку.

Ваза с лентой
Обновите простую прозрачную вазу к весне с помощью ленты. Мы добавили 2 ленты (зеленую и синюю) к этой вазе — и букет из пионов выглядит интереснее.

Весенний букет
Прозрачная банкаи и несколько разноцветный яиц в тон букету могут создать очень интересное украшение для кухни. Возьмите прозрачную кухонную банку с широким горлишком и поставьте внутрь небольшой стакан, разместив его по средине банки. Вокруг стакана по одному выложите покрашенные яйца, а в стакан с водой поставьте букет весенних цветов.


Не обязательно наличие яиц для того, чтобы ваша цветочная композиция была посвященна Пасхе. Даже интереснее будет использовать не однозначные символы, а намеки на них. Вот в этом примере используются подставки для яиц в качестве вазочек для маленьких полевых букетов.

Яйце-ваза
Конечно, мы не уверены, найдете ли вы страусиное яйцо для этой композиции:)) Но уж очень интересная эта идея — сделать вазу из скорлупы большого яйца.

Тюльпаны и нарциссы в гнездышке
Это большое гнездо, созданное из тонких гнущихся палочек стало удивительным дополнением к цветочной композиции из весенних цветов. Этот маленький шедевр — как символ возрождения природы весной. Поместите букет в широкую вазу, предварительно скрепив резинкой в основание букета и поставьте вазу в центр такого гнездышка.

Вазочки из яиц на подставке.
Если большое страусиное яйцо из примера «Яйце-ваза » вам не удалось найти, а вариант с подставками «Полевые букеты в подставках для яиц » вас не впечатлил, то предлагаем совместить эти две идеи в одной! Поместите маленькие букетики из сирени, ландышей и анютиных глазок в «вазочки» из скорлупы куринных яиц. А сами вазочки поставьте на специальные подставки для яиц.

Украшение из котиков
Речь, конечно же, о котиках на вербе:) Эта деликатная композиция будет идеальным украшением Вербного Воскресенья.

Вазон-гнездышко
Чтобы сделать такую композицию — вам не понадобятся навыки в флористике. Просто посадите в вазоны мускари (маленькие гиацинты), фиалки или анютины глазки, а в центр выложите куриное яйцо и несколько перепелиных яичек.

Яйцевидный гиацинт
Для того, чтобы сделать такую композицию, ван нужно наколоть цветки гиацинта на булавки и прикрепить их к пропитанной водой губке яйцевидной формы. Установить этот большой яйцевидный гиацинт можно на вазон с мхом.

Корзинка из котиков
Еще один вариант украшения дома к Вербному Воскресенью. Возьмите небольшую плетенную корзинку и плотно украсьте ее веточками вербы с котиками. В корзинку можно поместить емкость с водой и поставить в нее букет из тюльпанов.

Весенний букет в лейке
Этот яркий букет из сирени и нарциссов можно поставить в лейку с водой.

Букет из сирени
Тонкие различия в цвете разных видов сирени отлично подойдут для создания такой градиентной композиции. Соберите несколько веток сирени каждого цвета и поставьте в вазу так, чтобы внизу был самый темный оттенок, а вверху — самый светлый.

Многоуровневые букетики
С такой композицией в центре Пасхального стола любая хозяйка может позволить себе даже ничего не готовить:) Букеты из разных комбинаций тюльпанов, ландышей и нарциссов нужно поставить в подставки для яиц. После этого, поставьте эти букетики в чашечках на многоуровневую подставку (как правило, такие подставки используются для сладостей или фруктов). Также на каждый уровень подставки можно положить несколько яичек.

Сладкий букет
Если вы хотите, чтобы ваша цветочная композиция радовала глаз несколько месяцев, то лучше остановите свой выбор на искусственных цветах. Такой букет совсем не прихотлив в воде и уж точно выдержит любые эксперименты. К примеру, вы можете поставить букет в банку с широким горлышком, засыпав половину банки разноцветными фисташками, а в верхних уровнях разместить игрушечных птенчиков. Добавьте розовый бант — и яркая композиция готова!