Роль куклы в развитии детей. Исследовательский проект «Современные куклы: польза или вред? Типы и назначение народной куклы

Рита Кантуганова

Цель:

рассказать историю возникновения куклы и показать ее роль в жизни человека.

Задачи:

1) раскрыть процесс развития и изменения куклы;

2) показать материал, из которого создавалась кукла в разные времена;

3) определить применение куклы.

Гипотеза:

доказать, что с развитием человеческого общества изменялись внешний вид, значение и использование куклы.

Проблема заключается в том, что можно дожить до глубокой старости, играя в детстве куклами, вырастить детей и внуков, не зная историю игрушек.

Кукла – это самая любимая игрушка детей. История игрушек имеет такую же летопись, как история человека. Игрушки появились одновременно с появлением человека. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.

Кукла – это игрушка в виде фигурки человека (или животного).

Эволюцию куклы можно условно поделить на четыре этапа:

1) Первые куклы были обнаружены в египетских пирамидах 4 тыс. лет назад и выражали мировоззрение первобытного общества. Она была выполнена из примитивного материала: камней, дерева, простой или слоновой кости. Куклы использовались для религиозных ритуалов или в качестве «идола» для изгнания злых духов, вреда, смерти, болезни и несчастья.

2) Ремесло по изготовлению кукол возникло в Древней Греции 5 веков до нашей эры. Их делали из терракоты (обожженной глины) в городе Сордис, который был центром игрушек и выгодно расположен на торговом пути в Персию. Так как наша страна долгое время оставалась аграрной и не каждая семья могла позволить себе купить куклу, то их чаще делали вручную. Пока дети были маленькими кукол шили бабушки, мамы и старшие сестры, а с пяти лет любая девочки могла создать себе потешку.

Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскуткой ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю. А также лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.

Отметим тот факт, что куклы наших прабабушек тоже выполнялись из подручного материала. Так как их детство совпало с тяжелыми послевоенными годами и многим приходилось работать на полях, помогать взрослым по хозяйству и ухаживать за младшими сестрами и братьями. (Например: пеленашка).

3) Золотым веком кукол принято считать конец 19 и начала 20 века. В период отмены крепостного права и промышленной революции в Европе из Франции (Англии и Германии) привозили фарфоровых кукол. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит своим очарованием и таинственностью. Куклу украшали драгоценными камнями или жемчугом. Она являлась семейной ценностью в богатых дворянских и королевских семьях, передавалась из поколения в поколение. Маленькие барышни играли ими под присмотром гувернанток. Теперь такую куклу можно увидеть только в музеях.

4) Современная кукла умеет говорить, ходить, плакать, спать и даже капризничать. Раньше о таких куклах можно было только мечтать.

В настоящее время существует огромное многообразие кукол: пластмассовые, пластиковые, тряпичные, вязанные, перчаточные, теневые (проектируемые на экран как тени или силуэты, марионетки (куклы, управляемые актером кукловодом, бумажные, механические, куклы-сувениры, матрешки, неваляшки, манекены, куклы для заварочного чайника, куклы-двойники знаменитостей. По размерам куклы бывают от дюйма (например, на брелках для ключей) и до двух метров (например, манекены на витринах магазинов).

Самая молодая кукла – это кукла Барби. Она появилась в 1959 году в американской семье Рут и Эллиот Хендлеров и была названа в честь их дочери. Позднее у нее появился муж Кен, дети, сестры и подруги, в том числе темнокожие. Она имеет дом с садом и бассейном, личный автомобиль, гардероб, аксессуары и домашних животных. Она уверенно шагает в ногу со временем.

Сегодня куклы чаще всего можно встретить в детских садах. Обычно ими играют девочки. Проявляя материнский инстинг, они переодевают, кормят, заплетают косички, разговаривают с куклами, бережно и ласково относятся к ним и любят их как живых.

О куклах писатели пишут книги, композиторы сочиняют музыку и песни, режиссеры снимают мультфильмы, художники рисуют картины.

Вывод: Кукла сохраняет и передает в своем образе культуру, самобытность и характерные черты создающего ее народа.

При проведении исследовательской деятельности был собран материал, который раньше использовался для изготовления кукол.

Материал.

Кости, камни, дерево.

Зола.


Опилка.


Зерно.


Береста.


Глина.


Воск.


Сено.


Пакля.


Мир вещей: кукла в жизни человека

Введение

Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.

1. Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа

Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.

В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

(1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

(4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.

2. Кукла в мировой истории

Однажды учитель и воспитатель Александра Македонского - Аристотель подарил своему ученику несколько восковых кукол в закрытом на засов ящике. Передавая ящик ученику, Аристотель строго предупредил, чтобы тот никогда не расставался с ним и не доверял его никому, кроме верного слуги. Он передал также Александру магические слова, которые тот должен произносить, открывая и закрывая ящик с куклами. Фигурки изображали лежащих лицом вниз вражеских солдат, которые направили себе в грудь мечи, опустив вниз копья и луки с порванной тетивой. Аристотель верил, что эти восковые солдаты помогут его ученику побеждать в битвах. Трудно сказать насколько Александру помогли куклы, но за свою жизнь он не проиграл, ни одной битвы.

Подобные куклы довольно часто использовались полководцами. Правда, уже не в магических, а в практических целях подготовки к предстоящим сражениям. Так прусский король Фридрих II с помощью оловянного кукольного войска обучал своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Любил играть куклами-солдатиками и русский император Петр III, и генералиссимус Александр Васильевич Суворов, и император Наполеон. Со временем, не покидая сферу своего обитания - культовый обряд, оставаясь магическим двойником, кукла становилась и произведением декоративно-прикладного искусства. В Древнем Риме, кукол, близких к декоративным, интерьерным называли «ларвами» (лат. Iarva - «скелет»), изготовляли их из дерева, керамики, серебра. Но самыми дорогими римскими куклами оставались фигурки, головы, руки и ноги которых были выточены из слоновой кости. Это куклы-патриции с ослепительно белыми личиками (загар считался уделом рабов). На них были драгоценные украшения, и самые изысканные одежды. Их конечности крепились на шарнирах, благодаря чему, куклам можно было придавать любые позы, играть с ними, создавая своеобразную модель жизни.

И языческие римские «ларвы», и детские куклы из слоновой кости со временем превратились в итальянские крипт-фигуры или «пресепио» (от лат. «ясли», «кормушка»; их называют еще «криппами», «сантонами» - «маленькими святыми») - деревянные и керамические куклы от 40-60 сантиметров с шарнирными сочленениями конечностей и головы. Благодаря точному расчету мастеров, эти куклы замечательно держат любую приданную им позу. С помощью криппов иллюстрировались картины на библейские и евангельские сюжеты.

Кукол расставляли перед алтарем, а священник читал текст из Нового Завета.

Во многих итальянских семьях и сегодня бережно хранятся наборы таких кукол. Они изображают Святое семейство, волхвов; время от времени, домочадцы меняют позы кукол, что сохраняет иллюзию их тайной, независящей от человека жизни. Эта традиция получила дальнейшее развитие и во Франции, где таких кукол называют «крешами» (фр. Crèche - «колыбель»), в Германии и во многих других европейских странах.

Со временем, креши стали изображать не только религиозные, но и светские сюжеты, постепенно превращаясь в домашнюю коллекцию интерьерных декоративных кукол.

В Древнем Риме существовал обычай, в качестве образцов текущей моды, рассылать по многочисленным провинциям небольшие (10-15 см) глиняные фигурки. И женщины, и мужчины каждый раз ожидали новых кукол-пандор, сообщавших о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне. Роскошно одетые куклы служили законодателями мод в средневековой Франции, в Италии эпохи Возрождения. Ещё во второй половине XVIII - начале XIX века состоятельные дамы стран Западной Европы и Российской Империи, как правило, выписывали подобных кукол из Парижа - столицы мировой моды. Куклы присылались с наборами одежды на ближайший сезон: для дома, для отдыха, светских приемов. Интересно, что по традиции приобретали не по одной, а парами. Одна предназначалась для туалетов «на выход», другая - домашняя. В зависимости от цены, они делались из дерева, папье-маше, гипса, фарфора, воска. Европейские писатели часто размышляли о месте кукол в жизни людей, а их произведения, в свою очередь, становились основой для создания серий оригинальных Пандор. Так писатель-романтик Эрнст Амадей Гофман не раз обращался к теме кукол («Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и др.). Его проза стала для многих источником вдохновения, в том числе и современных кукольных мастеров.

Первая известная авторская кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре.

Идеей создания кукол-автоматов увлеклись люди науки и искусства. Среди авторов уникальных кукол - Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Особенную известность приобрели авторские куклы часовщика Жака де Вокансона, которые он показывал в Париже в 1738-1741 годах (ростовой автомат, игравший на флейте 11 мелодий, причем весьма точно воспроизводивший движение губ и пальцев человека. А швейцарский мастер Пьер Жак-Дро и его сын Анри-Луи в 1770-1774 годах создали механического писца - куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и чётким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой.

Анри-Луи Жак-Дро, желая превзойти отца, придумал уникальную куклу андроида-женщину, величиной более метра. Она исполняла на отдельно стоящем органе сложнейшее музыкальное произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, органистка «дышала», а конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики. Отец и сын Жак-Дро изобрели также куклу-художника, которая могла писать картины .

Во второй половине XIX века в Англии появилась мода на восковые и портретные куклы. Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная императрицей Екатериной I в память о Петре I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнего дворца, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах.

В XIX веке с раскрытием секрета китайского фарфора (математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз из Саксонии) стали изготавливать куклы из этого материала. Первые экземпляры фарфоровых кукол предназначались для королевских дворов, а 1814 году когда зоннебергский формовщик Фридрих Мюллер придумал свой рецепт папье-маше (от фр. Papier-mache - «жеваная бумага») - смесь бумажной массы и каолина, Германия стала ведущей страной-производителем таких кукол и оставалась ею до «виниловой революции». Большинство из этих уникальных авторских кукол дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций.

Не было ни одной страны или цивилизации, которая не оставила бы нам данных о наличии в человеческом обиходе кукол.

Куклы - общечеловеческий язык, доступный всем. Они дают возможность понимать без слов сложнейшие секреты мироздания.

3. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла олицетворяет собой образ товарища, друга, с которым наступает «уединение вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязанности.

Для современного ребенка кукла - это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.

Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учится аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств.

Кукла - самая древняя из всех игрушек - появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Игра - это независимая, самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». В этой игре отражаются нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в такой игре ребенок усваивает те качества личности, которые характерны добрым людям. Игра в «семью» позволяет дошкольнику встать на место родителей, тем самым примерить их роль на себя. Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты отражающие типичные бытовые явлении, повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по общению в игре. Через игры с куклами дети ходят в жизнь полноправными членами общества. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.

Заключение

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты.

С помощью моей работы я попытался показать необходимость переосмысления значимости куклы как социального феномена. Надеюсь, моя работа наглядно показала, насколько важную роль играют куклы в жизни не только ребенка, но и взрослого.

Литература

кукла русский свадебный картина

1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские Обряды и традиции. Народная Кукла». - СПб. «Паритет», 2005. - 240 с. Стр. 78-83

Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М; Астрель, АСТ 2002 г. Стр. 39-42

.«Прекрасное своими руками». - Москва, Детская литература, 1987 г. Стр. 29-36

4.Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999 г. Стр. 103-105

.«Российский Этнографический музей - детям», методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург, «Детство - ПРЕС» 2001 г. стр. 122-129.

.Журнал «Народное творчество» №3, 2003 г. «Кукла «на выхвалку» Нина Осипова, стр. 29-31.

Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и проч. подобие человека, иногда животного (В.И. Даль)

Археологи, искусствоведы: кукла – любые фигурки человека, в частности, идолов, истуканов. От слова кулак.

Появилась в эпоху мезолита, раннего неолита. Кукла помогала

В ритуалах, обрядах, поминальных культах предков, заменяла людей в обрядах жертвоприношения

Оберегала от болезней, несчастий, плохой охоты, голода, бесплодия

Спутница шамана в обрядах, брала на себя болезни

Символ перехода из одного состояния в другое, символ перехода во времени, в пространстве

Символ того таинственного, что сокрыто в людях

Куклы живут в мире людей, они рассеяны среди нас: манекены демонстрируют нам одежду, куклы украшают витрины кондитерских и кафе, являются подарками и авторскими изделиями, помещаются на капот лимузинов на свадьбах, имеются практически в каждом доме, особенно много их там, где есть дети, кукол размещают среди цветов на могилах дорогих людей и гробницах фараонов, скульптурные группы украшают дома, на улицах и площадях, мостах и в парках мы видим памятники и фигуры людей из металла и мрамора. Эти фигуры везде безмолвно говорят нам о многом, присутствуют и поражают своей необходимостью и уместностью. Куклы – продукт человека, его дитя, дело рук. Они не мешают миру людей, они являются неотъемлемой частью этого мира.

, современная кукла

Введение

Кукла – лучшая подружка,
В начале жизни у девчушки.
Когда девчушки вырастают,
В их куклы доченьки играют.

Актуальность работы

У каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но в современном магазине игрушек огромное количество товара. От такого изобилия просто становится плохо. Какие же игрушки предпочитают современные дети? И как новомодные игрушки влияют на наших детей? Все ли игрушки воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.

Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любой девочки всегда занимает кукла. В современном мире кукле отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла была неразрывно связана с человеком, она была символом продолжения рода, оберегом для ребёнка. В настоящее время, играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение.

Предметом изучения моего проекта стали современные куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Раньше я очень любила играть c такими куклами. Эти куклы всего за несколько лет завоевли весь мир. Удивительно, но продажа этих игрушек произвела небывалый фурор на рынке игрушеной индустрии. Куклы смогли привлечь внимание и завоевать сердца не только самых маленьких пкупателей, но и взрослых. Я и мои подруги, конечно, не исключение.

Однажды мама мне запретила покупать эти куклы, смотреть мультфильмы с этими персонажами. Почему?

Устав от ежедневных споров, я спросила мнение классного руководителя. Мне предложили провести свое исследование, почему многие родители не разрешают играть куклами серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и какое влияние имеют эти куклы на девочек.

Я выдвинула две гипотезы :

  • Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.
  • Современные куклы очень востребованы, а значит полезны.

Цель исследования : изучить историю создания кукол и их влияние на детей.

Я поставила перед собой задачи :

  • познакомиться с историей возникновения кукол;
  • собрать информацию о современных куклах;
  • выяснить, какие куклы пользуются популярностью у моих сверстниц;
  • собрать информацию о влиянии современных кукол на развитие девочек;
  • сравнить современных кукол серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» с обычными куклами;
  • по итогам исследовательской работы, создать презентацию и убедить ребят в важности выбора кукол.

Объект исследования: куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и обычные куклы.

Методы:

  • работа с литературой;
  • работа в сети Интернет;
  • анкетирование и опрос;
  • наблюдение, сравнение и анализ кукол;
  • работа с компьютером.

Сегодня в магазинах современному покупателю предлагаются разнообразные виды кукол. Они изготовлены из разнообразных материалов (преимущественно синтетических), поставляются из различных стран мира. Одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей по разным причинам. Кого-то из покупателей интересует цена, других – качество товара. Одна из наших задач – проанализировать, насколько современные куклы безопасны для детей, каким отдаёт предпочтение покупатель и почему.

Основная часть

История куклы

Когда появилась первая кукла игрушка?

Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов. Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники. Много детских кукол ученые нашли в Италии, раскапывая город Помпеи. При раскопках легендарной Трои нашли вместе с куклами и погремушки. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус.

В России кукла известна с глубокой древности. Тогда дети играли тряпичными безликими куклами, изготовленными из корней деревьев, камней, соломы, зерна, травы, воска, глины и даже из золы и воды. Куклу наряжали и украшали разными лоскуточками, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной и злые духи не могли в нее вселиться.

По своему назначению куклы делятся на три группы:

  • Куклы обереги
  • Игровые куклы
  • Обрядовые куклы

Куклы обереги:

В далекие времена считалось, что куклы обереги отгоняют злую силу, сохраняют благополучие в доме, приносят удачу и достаток.

Кукол - ангелочков дарили на именины.

Куклы - огородные пугала оберегают посевы и урожай от птиц и скота.

Кукла - скрутка. С этой куклой не играли, она хранилась в сундуке и передавалась невесте в день свадьбы.

Кукла кубышка - травница. Она наполняется душистой лекарственной травой и отгоняет духов, лечит болезни.

Куклу "День и ночь" дарили на Новый год - это кукла - оберег, которая охраняет жилище и его жильцов, она состоит из двух кукол. Одна - означает день (светлая), вторая (темная, синяя) символизирует ночь.

Игровые куклы:

Игровые куклы предназначались для забавы детей.

  • кукла "Полено"
  • кукла "Закрутка"
  • кукла "Барыня"

Обрядовые куклы:

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать ножи, ножницы, иголки. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

  • кукла "Плодородие"
  • кукла "Покосница"
  • кукла "Купавка".

Довольно долго русские куклы оставались самодельными. А первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиеве Посаде ещё в 19 веке. Делают, там игрушки и по сей день. А ещё в Сергиевом Посаде находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где придумывают её новые виды. Есть и уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю кукол. Сейчас Сергиевские мастера изготавливают кукол из разных материалов. А прежде они славились поделками из дерева – липы, ольхи, осины и березы. Сначала резчики долго подготавливали древесину: порой чурки для кукол вылеживались года по два. Только потом из них вырезали фигурки и расписывали яркими красками.

В конце 19 века появились первые фабрики по производству пластмассовых кукол. Дети стали играть куклами из пластмассы и мягкой резины. Все они были одного роста с разными волосами: прямыми, кудрявыми и в красивой одежде.

Как назывались первые фабричные куклы.

Деревянная кукла. В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы кукольного цехового отдела. Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни.

Восковая кукла. В конце 16 -17 столетий в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах.

Фарфоровая кукла. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

Русская матрёшка. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В.Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание» В.П.Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она – традиционный сувенир России и символ ее культуры.

Современные куклы

В настоящее время современные дети играют с куклами «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Многие девочки предпочитают играть с куклой «Барби». Она выглядит, как настоящая красотка, сошедшая с журнала мод.

  • «Бэби-Бон» это – кукла-пупс, которая очень похожа на маленького настоящего ребенка. Беби-Бон умеет говорить, плакать и смеяться.
  • «Братц» в переводе с английского языка означает: озорной ребенок. Эти куклы появились 2001 году и сейчас очень популярны у нас в России. Про них созданы фильмы и мультфильмы. Девочки хотят быть похожими на этих кукол.
  • «Школа Монстров» (англ. Monster High) - американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сэндером (англ. Garrett Sander) и проиллюстрированная Келли Райли (англ. Kellee Riley). Официальный релиз состоялся в июле 2010 года. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда прочих фэшн-кукол. В названии торговой марки присутствует слово «Monster», а в качестве логотипа изображен «череп с красным бантиком». Считается, что линия Школы монстров составляет конкуренцию Барби. Большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых чудовищ, таких как Дракула, Чудовище Франкенштейна, Оборотень, Клеопатра, Призрак Оперы, Банши.Список персонажей: Дракулаура (англ. Draculaura) - дочь Дракулы; Клодин Вульф (англ. Clawdeen Wolf) - дочь Волка-оборотня; Лагуна Блю (англ. Lagoona Blue) - дочь Морского монстра; Клео Нил (англ. Cleo de Nile) - дочь Мумии; Гулия Йелпс (англ. Ghoulia Yelps) - дочь Зомби; Дьюс Горгон (англ. Deuce Gorgon) - сын Медузы Горгоны… Только одни эти названия говорят о многом.

Некоторые осуждают современных кукол, а некоторые обожают, говоря, что они плохо влияют на детей и подростков. Попробуем разобраться, почему это происходит.

Исследовательская часть

Мнение психологов

Я решила спросить у нашего школьного психолога, как могут повлиять игры с куклами серий «Монстер Хай» на развитие девочек. Она сообщила, что игрушки такой направленности не несут никакой положительной информации, вредны для психики. В основном они вызывают страх, а страх запускает агрессию – чем больше ребенок соприкасается со страхом, тем более агрессивным, тревожным, нервным он становится. Как результат – плохо получается выстраивать отношения со сверстниками и родителями. Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Несложно догадаться, какие фантазии рождают страшные игрушки. А если игрушки стимулируют фантазию и действия ребенка, направленные на причинение физического вреда (в нашем случае: кровать пыток или шкафчики в форме гробов с замками в виде черепов), то они порождают в ребенке жестокость, желание насилия, более того, вырабатывают привычку к нему. Родителям следует помнить: игрушка предназначена не только для развлечения. Играя, ребенок обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать вредные для психики маленького человека игрушки.

А каково же мнение родителей и детей?

Эти материалы мне удалось узнать, изучив социальные сети. Здесь также активно обсуждают вред и пользу. Некоторые относятся негативно, некоторые позитивно. В магазинах игрушек разбегаются глаза и у детей, и у родителей. Покупая очередную дорогостоящую красавицу, родители редко задумываются, что кукла может принести не только пользу, но и вред.

Однозначно одно, что 90% девочек обожают «Монстер Хай», «Барби», «Братц». В социальных сетях создаются различные группы, в которых проводятся конкурсы. На Ютубе девочки набирают по 1000 просмотров за 3 дня, снимают видео о куклах и ведут беседы. Но в одном дискутирующие единодушны: детские игрушки – вещь и в самом деле серьезная. И до появления на прилавках этих кукол в обществе мало обсуждали, как влияют пупсы, мишки, драконы на подрастающее поколение. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения.

Анкетирование

В рамках своего исследования я провела среди девочек 4 «А», 4 «Б» классов анкетирование. Это было сделано для того, чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети. Было опрошено 26 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Получили следующие результаты:

На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит, все девочки 4 классов нашей школы играют в куклы.

По второму вопросу мы получили следующие результаты:

Мои предположения оправдались. Большинство девочек выбирают куклу «Монстер Хай». Это их кумир. А ведь они хотят быть похожими и вести себя, как их кумир.

На один из классных часов, девочкам нашего класса было предложено принести свою любимую куклу. Среди многообразия современных кукол оказалась только одна «кукла Катя».

Сравнение и анализ кукол

На этом этапе я решила выявить достоинства и недостатки современных кукол и выбрать оптимальную куклу для правильного развития девочки. Кукол я рассматривала по следующим критериям:

Внешний вид

Значение куклы для девочки

Монстер Хай

Персонажи – монстры, с присущими им характеристиками: клыки вампира, глаза зомби, неестественный цвет кожи, волос, с рогами, имеются шрамы по всему телу. Кроме того, одежда, в которую одеваются девушки из школы монстров, является излишне откровенной для несовершеннолетних детей и подростков.

Девиз этой серии «Будь собой, будь уникальной, будь монстром!». Производители этих кукол уверяют, что они добрые. Разве можно считать куклу доброй, когда производители предлагают укладывать их спать в гроб?!

Красавица-кукла. Взрослая женщина сошла с обложки модного журнала. У куклы множество нарядов, домов, машин и домашних любимцев. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

Формирует у девочки:
- культ красоты и материальных ценностей;
- стремление к потребительству;
- низкую самооценку (обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.)
- отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

Увеличенная голова, миндалевидные нарисованные глаза, пухлые губы, очень маленький нос и яркий макияж. Тело худощавое с коротким туловищем и длинными ногами с увеличенными ступнями. У стандартных кукол ноги сгибаются на "щелчки", руки разводятся в стороны, обувь "отщелкивается" вместе с нижней частью ноги.

Девочки от них в восторге и пытаются подражать своим любимицам.
От игры с такими куклами у ребенка начнется не правильное восприятие красоты окружающего мира.

Обычные куклы

Куклы похожи на маленьких девочек с соответствующими возрастным особенностями: пухлыми ножками, ручками и здоровым румянцем на лице.

С куклой можно погулять, причесать, переодеть. Пеленая и баюкая куклу, девочка примеряет на себя роль мамы, тренируется ей быть. Именно с такой куклой девочки играют в увлекательную игру «Дочки-матери». Эта простая игра формирует опыт взаимоотношений и является основой умения семейного общения в старшем возрасте, развивает у девочки внимание, ответственность, доброту.

По результатам сравнения кукол, я могу сделать вывод, что только обычные куклы могут помочь девочке расти гармоничной и всесторонней личностью. Подбирать кукол, чтобы они выполняли функции, которые им предназначены нужно правильно. Игры с куклой являются отражением жизни девочки.

Итак: в ходе моего исследования полностью подтвердилась первая гипотеза - Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.

Заключение

Работа по теме «Современные куклы: польза или вред?» была увлекательна и интересна. Я использовала различные методы. Проанализировав теоретический материал, я пришла к выводу, что не все куклы так безобидны, как нам кажется, который впоследствии подтвердила практически.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. Кукла для девочки – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого она осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением, усваивает нравственные нормы общества. И это не просто красивая игрушка, она имеет важное значение для психологического здоровья ребенка. Во время игры с ними, на основе этих образов, у ребенка формируется видение того, какой должна быть девочка.

Моя работа может послужить хорошим уроком для девочек и подростков.

Предложения:

  • обратить самое пристальное внимание родителей на выбор кукол;
  • познакомить родителей учащихся с информацией о куклах;
  • провести беседу – презентацию для девочек начальной школы.

Список литературы

  1. Куклы мира. Издательство Аванта+, 2007.
  2. Абраменкова В., «Осторожно: «антиигрушка». Журнал «Дошкольное воспитание»; 2005.
  3. Научно-популярное издание для детей «Куклы» Н.Г.Юрина. 2002.
  4. www. Slovo – online.ru
  5. А.Ликум.Энциклопедия для детей «Все обо всем». Москва 1993.
  6. Журнал «Школа Монстров», 2013.

Приложение № 1.

Анкета.

1. Любишь ли ты играть в куклы?

2. Какие куклы вам нравятся больше всего?