Развитие речи через духовно нравственное воспитание. Формирование духовно-нравственной культуры речи у дошкольников через приобщение к социокультурным нормам и традициям. Характеристика нравственных чувств дошкольника

Аннотация. В статье описан опыт работы по развитию нравственных качеств у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) .

Ключевые слова: нравственность, общее недоразвитие речи.

Сегодняшние дети иногда не ценят, не уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя на улице, в общественных местах, дома с ближними. Роль взрослого с каждым годом в воспитании ребенка становится все сложнее и сложнее. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Дети, особенно в раннем возрасте почти не воспринимают откровенные наставления и назидания. А через игровую деятельность легче всего преподнести ребенку высокие нравственные качества.

Поставив перед собой задачу развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы начали работу с подбора и изучения методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений по данной проблеме. В начале года была проведена диагностика по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика детей дошкольного возраста» . В качестве методов диагностики мы выбрали беседу и эксперимент. Для определения уровня успешности реализации проекта были выбраны следующие нравственные нормы: соответствие поведения социально одобряемому образу, отражение в речи нравственных качеств, культура поведения.

Результаты на начало года показали, что 60% детей не понимают смысла социальных норм, воспринимают хорошие поступки поверхностно. 20% детей ссылаются на авторитет взрослого, отсутствует осознание отражения в речи нравственных качеств. И только 20% детей осознают нравственные нормы.

С целью развития и формирования системы знаний о поведении детей в различных жизненных ситуациях был составлен перспективный план работы по кварталам: «Воспитание вежливости» , «Все о доброте» , «Культура поведения» .

Работа с детьми проводилась по различным видам деятельности, т.е. по блокам:

  • блок учебной деятельности: занятия познавательного цикла; занятия по развитию речи
  • блок совместной деятельности: наблюдения; игры: дидактические, словесные; сюжетно-ролевые, малоподвижные игры, этюды; слушание музыкальных сказок
  • блок самостоятельной деятельности: созданы условия для самостоятельных, сюжетных, ролевых, театральных игр, подобран материал, атрибуты.

Работа проводилась как по подгруппам, так и в индивидуальной форме. С целью повышения интереса к проводимым занятиям, на первых порах перед детьми ставился какой-либо проблемный вопрос. Затем дети пытались ответить на него, выдвигали свои предположения. На этом строился диалог между детьми и педагогом, между самими детьми. Данная работа проводилась с детьми ОНР для которых общение играет огромную роль, им также свойственно не только нарушение всех сторон речи. У них недоразвиты мелкая и общая моторика, страдает эмоционально-волевая сфера, нарушение поведения, такие как упрямство, агрессивность, гиперактивность и др. Многим детям с ОНР тяжело контролировать свое поведение, они рассеянны и неаккуратны. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта с окружающими. Добытые на занятиях знания укреплялись с помощью художественного слова, специально подобранных и отображающих нравственный смысл.

Для большей активации детей использовались специальные методы: наблюдения за поведением сверстников в группе, их общения между собой. С целью усиления мыслительной деятельности после наблюдаемой сложившейся ситуации применялся такой прием, как организация проблемных диалогов, чтение художественной литературы. Игровой метод послужил сближению детей в группе и формированию дружеских взаимоотношений. Для того чтобы дети стали более раскрепощенными среди сверстников помогли упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Использовался такой прием, как совместное обсуждение сложившегося положения с целью развития навыков общения. Так же детям предлагалось выполнить специальные задания, способствующих закреплению ранее полученных знаний. Особое внимание в работе с детьми по воспитанию нравственности уделялось тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Ведь требование выполнять правила без «внутреннего» согласия с ним, приводит к тому, что ребенок воспринимает поступки поверхностно, не понимая их мотивов. И главным приемом и эффективным методом уточнения и систематизации являлась этическая беседа. При проведении этических бесед большое внимание уделялось о максимальном участии каждого ребенка в беседе. В конце года было видно, что результат этических бесед непосредственно проявились в практике поведения, в поступках детей в различных ситуациях.

Интересным и эффективным приемом были практические упражнения в культурном общении. (Этюды «Здравствуйте» , «Спасибо» и т.д.) Так же во время прогулки или вечером детям предлагались пословицы на нравственную тему. С целью создания положительного микроклимата в группе и помощи создания моральной стороны своих действий, использовался такой прием: вскоре после негативного поступка разыгрывается перед детьми сценка, точно воспроизводящая нежелательные действия ребенка. Участниками события являлись не дети, а игрушки. Участники конфликта, как правило узнавали ситуацию. При этом они получали возможность снова включаться в нее и увидеть себя со стороны. Это дало им изменить свое поведение и стать дисциплинированными.

С целью фиксации в сознании ребенка, что хорошо, а что плохо можно рассказать про детский сад у злого волшебника который собирает только злых и плохих детей, которые все время стараются сделать что ни будь плохое. В данном случае не осуждаются дети за какой-либо отрицательный поступок. Дети должны сами сделать вывод, что у доброго волшебника в детском саду живут хорошие дети. С той же целью полезна игра «Фу» , которая проходит достаточно оживленно и весело.

Учитывая важность данной проблемы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста также был составлен план работы с родителями. Основная задача работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Так же в конце каждого учебного года мы проводили дни открытых дверей, где показывали результаты работы по своей проблеме.

В конце учебного года была проведена повторная диагностика. Результаты которой существенно изменились. 60% детей показали высокий результат, 40% детей средний и 0% низкий. Проведенная работа позволила сформировать у детей достаточно высокий уровень нравственного развития у большинства воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Издательство Мозаика- Синтез, 2009. - 73с.
  2. Жучкова Г.Н Нравственные беседы с детьми 4-6 лет М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2008. - 64 с..
  3. Курочкина И.Н Как научить ребенка поступать нравственно. М.: Издательство "Флинта", 2004. – 140 с.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 г. Ржев

Доклад на тему:

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников через развитие речи»

учитель – логопед

Махова Елена Викторовна

г. Ржев

2017

«Трудно не согласится с тем, кто утверждает,

что без христианства, православной веры,

без возникшей на их базе культуры вряд ли

состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться

к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем

себя, ищем нравственные основы жизни»

В.Путин

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста.

Без патриотизма нет ни государства, ни народа... Патриотизм - явление духовное, он связан и с духовными традициями. К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравстенного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Действительно нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий « красивое» «и некрасивое», « истенное» и ложное, нельзя научить его стремится к защите правды, добра не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.

Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, это очень широкое понятие, которое состоит из компонентов: нравственность, патриотизм, гражданственность. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО , который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Не кому не секрет что в настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы, что так же ведет в отдельных случаях к затруднению воспитания у них духовно -нравственных норм.

Принимая во внимания все особенности развития мышления детей с нарушение речи, на логопедическом пункте и в группах наше дошкольного учреждения большое внимание уделяем созданию разнообразной предметно-пространственная среда, которая содержит материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организуется работа по народному календарю, подобраны дидактические игры, иллюстрации, оформлены тематические папки изображающие семью, оформлены семейные фотоальбомы. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Важно показать ребенку, что родной край город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Воспитание патриотизма разнообразно по своему содержанию, оно проходит красной ниточкой моей работе в процессе изучения лексических тем, формированию правильного грамматического строя речи и развитию навыков связанной речи ребенка.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования педагоги и частности я ищем новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

У каждого народа свои сказки и все они предаются из поколения в поколение нравственные ценности, добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Мною подобрана литература по фольклору – сказки, песенки, былины, предания . Оформлена картотека пословиц, поговорок чистоговорок, скороговорок о семье, дружбе, добре и зле, труде, Родине, смелости, отваге.

Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сказки учат детей следовать заповедям данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Поэтому, в процессе своей коррекционной работы я уделяю большое внимание ознакомлению детей со сказками. Кроме непосредственно логопедических занятий, я провожу краткосрочные педагогические проекты, в процессе которых знакомлю детей с русскими традициями и обычаями.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Изучая это новое направление я сделала вывод что, лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию интерактивную тематическую папку с элементами театрализованной деятельности Лэпбук «В гостях у сказки». Она включает в себя комплекс игр и заданий направленный на развитие связной речи, мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления, воображения, наблюдательности, и настольной ширмой для организации театральной деятельности.

Это пособие позволило мне с детьми и родителями организовать совместные приятные и сказочные посиделки, на которых дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать сказочные ситуации и характеры героев, что способствует формированию умения правильного поведения в тех или иных ситуациях. Я уверенна что мои детки могут сделать выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам то есть делай добро не делай зла: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй».

Нельзя представить себе духовно-нравственное воспитание без разнообразных театрально-музыкальных праздников и развлечений. В нашем дошкольном учреждении знакомим детей с народными праздниками и гуляньями («Рождество», «Масленица», «Пасха», «День победы» и т.д). При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли.

Рассматриваем альбомы с изображениями нарядных костюмов, любуемся куклами в национальных костюмах. Проводим беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности . Семья залог духовного воспитания ребенка

В своей коррекционно-логопедической работе привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности с детей. Широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

беседы; консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»; совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Как я провел лето». Оформляем фотоальбомы, к которым ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. В рамках совместного с родителями педагогического проекта организую совместно с воспитателями детско-родительские праздники, мастер-классы «Ура звук родился», « Чистая реченька» семинары практикумы. Основной целью этих мероприятий является коррекция речевых недостатков а так же воспитание любви к своим родным, семье.

В конце своего выступления хочу подвести итог, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

Очень часто детей сравнивают с цветком. И мы педагоги наблюдаем как растем маленький человечек, как из крошечного бутона со временем появляется цветок, мы точно незнаем каким он будет, мы можем только мечтать. И какова же наша гордость когда мы видим какими замечательными людьми вырастают наши воспитанники.

Уважаемые коллеги закончить свое доклад хочется словами замечательного педагога Антона Семеновича Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми». Давайте помнить об этом. Спасибо за внимание

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее актуальность не ослабевали никогда, но особенно остро этот вопрос встал на рубеже 20 и 21 веков, когда в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности. В современности материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме: книги ушли на второй план, их место заняли экраны телевизора, компьютера, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят герои, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Миролюбие, доброжелательность, великодушие зачастую становятся неведомы современным детям.

Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А вот на совместное чтение книг и обсуждение прочитанного времени свободного у современных родителей не остается. Поэтому именно педагогу приходится восполнять образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлекать к этому родителей через тематику занятий развития речи, чтобы помочь воспитать доброго, чуткого, честного, справедливого человека.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В целях воспитания нравственных качеств личности на занятиях развития речи проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Так ярким примером могут послужить занятия на темы «Детская площадка», «Семья», «День рождения», «Наша любимая комната» на первых ступенях обучения и чтение произведений

К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Л. Барто, В. Осеевой и других классиков детской литературы на четвертой ступени обучения.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация на занятии совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. Реализуется это через сюжетно-ролевые игры, соответствующие тематике занятия. Например, на занятиях по темам «В магазине», «В детской поликлинике», «Семья», «Семейный обед» и другим. Также проводятся беседы, рассуждения детей по схемам, иллюстрациям

На занятиях развития речи поддерживается и неуклонно развивается в детях интерес к миру взрослых, пробуждается желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Если в первые годы обучения в школе «Колокольчик» такая сторона жизни рассматривается детьми исходя из их собственных наблюдений, соображений, бесед с педагогом, то к четвертому году обучения дети сами могут проанализировать жизненную ситуацию, либо художественное произведение в духовно-нравственном аспекте. Если в три года ребенок зачастую не в силах понять, что значит делиться со сверстником игрушкой, и данная ситуация вызывает у него противоречивые чувства, то к шести – семи годам тот же ребенок в силах проанализировать ситуацию в рассказах Л. Н. Толстого, а следовательно спроецировать необходимую модель поведения в жизнь.

На данном уровне в ребенке уже формируется интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; начинает формироваться представление о Земле и жизни её обитателей, о своей стране; зарождается чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Таким образом, через тематику занятий развития речи у детей воспитывается уважение к нравственным нормам морали. Они учатся различать добро и зло, уже в состоянии творить добро; стараются пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях других детей.

Формируется чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивается способность воспринимать и анализировать литературные произведения, выражать чувства, обогащается словарный запас. Такая тенденция наблюдается при изучении творчества мордовских писателей, мордовской сказки, бесед о воинах-героях нашей республики и т.п. Даже домашние задания на 4 ступени направлены ориентировать именно семью на духовно–нравственное воспитание детей.

Таким образом для воспитания духовно – нравственной личности на занятиях развития речи предлагаются наглядный и словесный методы. Наглядный метод используется во время наблюдений; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений педагогом; бесед, рассказов детей по схемам, иллюстрациям; разбора житейских ситуаций; чтения литературных произведений родителями.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла, позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИИ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида »

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ШИХОВА Н. Ю.

Программные задачи:

Формировать умение детей определять по схематическому изображению глаз настроение людей.

Развивать диалогическую форму речи, стимулируя собственныевысказывания детей, являющиеся основой познавательного общения;формировать умение согласовывать прилагательные ссуществительными в роде, числе, падеже.

Расширять знания детей о пользе и вреде здоровью.

Закреплять знания о возрастных и половых особенностях во внешнемоблике человека.

Воспитывать интерес к собственной личности.

Материал: кукла, ширма, телефон, микрофон, мольберт, фломастеры (2 упаковки). Запись на магнитофоне: «Внимание! Розыск!».

Ход занятия:

Звучит звукозапись: «Внимание! Разыскивается мальчик! Особые приметы: волосы рыжие, глаза голубые. Одет:в красную рубашку в горошек, синие штанишки. Просьба нашедшего или того, кто его видел, позвонить по телефону: 2-5-5, повторяем телефон 2-5-5.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди нас нет такого? (дети рассматривают и сравнивают). (Воспитатель обращает внимание на куклу). – Так вот же он, посмотрите, похож он на того, кого разыскивают? (рассуждения детей)

Воспитатель обращается к кукле.

Восп.: Ты потерялся?

Кузя: Нет, я просто пришел к вам в гости. Здравствуйте! (дети здороваются)

Восп.: Как тебя зовут?

Кузя: Меня зовут Кузя. А вас?

Восп.: Меня зовут Наталья Юрьевна.

Кузя: Очень приятно.

Восп.: А с ребятами ты хочешь познакомиться?

Восп.: Как тебя зовут? (спрашивает несколько детей)

Кузя: Вы все такие одинаковые, что я не могу вас отличить и запомнить.

Восп.: Нет, Кузя, ты ошибаешься, все люди разные и мы тебе сейчас

докажем. Ребята, давайте поиграем в игру: «Мы разные»

(дети встают, воспитатель называет ребенка). Посмотри и скажи, кто из ребят

самый высокий, самый низкий.

У кого светлые волосы (шаг вперед).

У кого темные волосы? (2 шага вперед)

У кого на голове есть резиночки? (поднять руки)-У кого на одежде пуговицы? (руки вперед)

У кого в одежде есть красный цвет (сядьте на стульчики).

Восп.: Теперь, Кузя, ты видишь, что у каждого человека в наличии есть что-то такое, чего нет у других. Кузя: Да, конечно!

Восп.: Поэтому все люди разные. А ты знаешь, чем люди похожи между собой? Кузя: Нет!

Восп.: А вы, ребята, знаете? (ноги, руки, лицо и т. д.) Но если приглядеться, то и эти части тела отличаются друг от друга разными признаками. Например, цвет глаз. Какого цвета бывают глаза? (ответы детей: голубого, зеленого, коричневого). Коричневые глаза называют карими. – Правильно, глаза бывают не только разного цвета, но и выражают настроение (на доске карточка). – Посмотрите на доску, что это? (дети: глаза)

Посмотрите на первую пару глаз (вторую и т. д.). Какое настроение они передают?

Дети: грустное, веселое, злое, удивленное.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, когда мы смотрим, друг другу в глаза, то можем увидеть, что человек устал, радуется, печалится.

Восп.: А почему мы плачем?

Кузя: Я знаю, когда мне больно, я плачу.

Восп.: А еще когда?

Дети: печально, больно, радостно и др.

Восп.: Бывают слезы радости и слезы печали. Когда человек плачет, это

хорошо или плохо? (предположения детей)

Восп.: Это хорошо, ведь слезы очищают глаза!

А что может повредить зрению?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя: Как интересно, надо все запомнить! А я вот знаю интересное

стихотворение.

Шлеп, шлеп на лужайке

Они не видят ничего!

Восп.: Ой, какое интересное стихотворение! Давайте мы его повторим.

(Дети встают на ноги, имитируют движения в соответствии со

стихотворением).

Восп.: Кстати, носы у людей, Кузя тоже разные. Посмотрите.

(Обращает внимание на схематическое изображение на доске).

Какие бывают по форме носы?

Дети: длинные, короткие, острые, с горбинкой, курносые.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, для чего нужен нос?

Кузя: Чтобы держать очки.

Восп.: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Восп.: Правильно, для определения запаха, вдыхания воздуха и

немаловажную роль играет в общении друг с другом.

А какой нос у зазнайки в Кузином стихотворении?

(ответы детей)

Почему плохо задирать нос?

Кузя, а ты знаешь, что необходимо иметь в кармане, чтобы нос был всегда

Кузя: Нет.

Дети: носовой платок.

Восп.: Ребята, а какие еще части лица вы можете назвать?

(предлагается игра: «Нарисуй портрет»: 2 команды, одна рисует мальчика,

другая – девочку. По команде воспитателя: 1-й – нос, 2-й – глаза и т. д.).

Восп.: Кузя, а ты проверяй.

Давайте дадим им имена.

Кузя: Можно я их назову? (дает имена)

Восп.: В нашей группе тоже есть мальчики и девочки.

Кузя: Я бы хотел поближе познакомиться с ребятами, можно мне у них взять

интервью?

Восп.: (берет на руки куклу с микрофоном) Давай, Кузя, задавай вопросы, а

ребята будут отвечать.

Ты мальчик или девочка?

Тебе сколько лет?

На кого ты похож (а)?

Ты внучка или внук?

А чья ты внучка?

Как тебя будут называть, когда ты вырастишь?

А тебя? (2-3 ребенка).

Что ты будешь делать, если нет рядом друга?

Кузя: Я так хочу иметь друзей. Можно я буду вашим другом.

Восп.: Ребята, мы так заигрались с Кузей, что забыли, ведь его кто-то ищет.

Вы помните номер телефона? Давайте позвоним (звонит ребенок).

Кузя благодарит ребят за то, что он много узнал от них.

Восп.: А ты приходи к нам в гости еще, но только пусть тебя приведет мама

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: БДОУ «Детский сад № 207 комбинированного вида»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

«Никто не может быть красноречивым, не быв

добродетельным. Красноречие и есть голос

внутреннего совершенства».

Виноградов В.В.

Проблема развития речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры преобразует его в сторону более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. Речь неотделима от морально-этических убеждений и, вполне естественно, что процесс обучения речи детей в нашей логопедической группе направлен не только на овладение ребенком грамматически правильной речью, но и на развитие его духовной культуры.

Цель – формирование духовно-нравственной культуры речи детей старшего дошкольного возраста через приобщение к социокультурным нормам и традициям.

Задачи:

  1. Создать условия, активизирующие речевую практику ребенка, способствующие разностороннему речевому и эстетическому развитию личности.
  2. Сформировать основы духовно-нравственной личности через взаимодействие с родителями и социумом.
  3. Воспитывать у детей сознательное отношение к родному слову.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы. И при каждом новом наборе детей в группу вопрос их общения между собой и с взрослыми стоит очень остро. Дети приходят из разных групп и даже детских садов, есть дети, никогда не ходившие в детский сад, им тяжело общаться между собой из-за речевых нарушений, из-за психологических особенностей (застенчивость, агрессивность, конфликтность, замкнутость). Таким детям необходимо особое внимание любящих и заботливых взрослых, которые верят в их силы и возможности и поддерживают своей любовью. Педагоги дошкольного учреждения стараются в группе создать комфортные условия для пребывания каждого ребенка.

Развивающая предметно пространственная среда в группах на определенные зоны или центры, которые при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно - творческий уголок, книжный уголок, музыкально-театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой, центр сюжетно-ролевых игр. Первыми темами обучения являются наиболее близкие им «Я и моя семья», где разыгрываем с детьми ситуации «Вечер в семье», «Праздник в семье», игры «Дочки – матери», «Моя семья». В цикле бесед «Кого мы называем добрым (вежливым, честным)» с детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие общению. Вместе с педагогами вырабатываются правила, как развивать в себе эти качества. Для развития сферы общения организуем игры «Волшебный сон», «Улиточка», «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Слепой и поводырь». Эти игры также способствуют развитию у детей доверия друг к другу. Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение для ребенка. Причём не только игру в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники…), такие как коляда, Рождество, Масленица. Их особенность – нравственная основа, обучающая детей социальной гармонизации. Проживая с детьми, любимые в народе праздники, педагоги воздействуют на эмоциональную сферу детей, оставляем в их памяти глубокий след.

Осуществляя речевое развитие детей на занятиях, педагоги опираются на знания особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует контакта с другими людьми, при котором ребенок рассчитывает на обратную связь. Воспитатели разработали серию занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим, которые наряду с образовательной задачей несут большую нравственную нагрузку. Например, занятия «Помоги Незнайке», «В гости к бабушке и дедушке», «Федорино горе», «В гости к Лесовичку», «Вечная слава, Вечная память», «Поможем птицам» и другие воспитывают у детей чувства ответственности, сопереживания, любви к родным, своей Родине. Общение рассматривается как деятельность практическая, будь то общение физического, психического, материального или духовного уровня. Деятельный подход к развитию речи основывается на следующих принципах:

Взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития в процессе ознакомления с художественной литературой.

Развитие речи – это развитие личности на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому воспитатели отбирают литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей и поэтов. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Используя сказкотерапию как метод, воспитатели выбирают одну из множества готовых историй, которые подходят к конкретной ситуации, а могут придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Сказкотерапия не только учит детей различать, что такое хорошо, а что такое плохо, но и позволяет нам лучше понять внутренний мир ребенка.

Взаимосвязь работы по развитию речи со всеми остальными видами деятельности.

Работа в дошкольных группах строится по «Тематическим неделям», поэтому охватываются все виды деятельности. Например, изучая тему «Наш город Омск» воспитатели знакомят дошкольников с символами города, учат стихи о родном городе, поют с детьми песни, рисуют Тарские ворота, пожарную каланчу, свою родную улиц. Проводят для детей беседы «Мой город самый красивый», «За что я люблю свой город», «Герои – омичи», «Спортивная гордость Омска», «Литературный Омск» и т.д.

Использование комплексных занятий тоже помогает детям глубже понять тему, проявить себя если не в рисовании, то в пении, рассказывании. Изучая темы: «Моя семья», «Защитники Отечества», «Профессии», «Мамин праздник», воспитатели обязательно придают большое значение увеличению словарного запаса детей путем объяснения незнакомых слов, их исторического значения, касаются народных традиций и истоков. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин – защитников, а из девочек – женщин – матерей.

Разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность

Это создание речевых ситуаций, пересказ, драматизация текста, движения со словами, слушание аудиозаписи, экскурсии и наблюдения, проектная деятельность. Практическая направленность работы по развитию речи, приближение ее к реальным жизненным ситуациям.

Воспитатели с детьми готовят поздравительные открытки к праздникам мам и пап, ветеранам. Выступают на концертах со стихами и песнями для пожилых людей, ветеранов, детей младших групп, родителей, изготовливают книжки – малышки для детей групп раннего возраста. Сотрудничают с библиотекой имени Владимира Маяковского и Нежинским геронтологическим центром.

Систематический характер по совершенствованию речи детей

Развитие речи идет постоянно и на занятии и вне них. Во время игр, режимных моментов и дома. Большое внимание уделяется работе с родителями. Забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного, намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина.

Повышая требование к культуре устной и письменной речи, уделяя внимание языку как культурной ценности и показателю воспитанности, проводятся консультации для родителей: «Ваша речь – показатель культуры», «Речь как средство общения людей». Проводится опрос родителей «Что помогает и что мешает вашему ребенку общаться с другими». Воспитывая у детей интерес и любовь к родному городу как малой Родине, родителям было предложено красочно оформить «Маршрут выходного дня», где помимо сообщения сведений о нашем городе педагоги дали рекомендации, куда сводить ребенка и как ему рассказать о достопримечательностях родного города. Совместно с родителями ведётся работа по проектам «Мой город, любимый на Иртыше», «Путешествие в страну красивой грамотной речи». Проводятся для родителей открытые мероприятия, «Праздник родного языка», «Пушкинский бал», «День матери», «День защитника Отечества», «День пожилого человека», «Психологический марафон», где родители могут слышать образец правильной речи, видеть, как дети адаптируются в обществе.

Формирование духовно-нравственной культуры речи дошкольников через развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности. Приобщая детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, воспитывая у детей сознательное отношение к слову, создавая условия, способствующие речевому развитию, привлекая родителей, как полноправных участников педагогического процесса, закладывая основы нравственно-духовной личности, воспитатели тем самым формируют духовно-нравственную культуру речи каждого дошкольника.

Литература:

  1. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению», Академия развития, Ярославль, 2005;
  2. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-синтез, Москва, 2014;
  3. Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», Творческий центр, Москва, 2011;
  4. Л.В.Михайлова-Свирская «Работа с родителями», Просвещение, Москва, 2015.