Коррекция мелкой моторики рук. Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук. Подготовила воспитатель. Специальные физические упражнения

Разделы: МХК и ИЗО

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в первый класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Для работы с детьми 7 -8 лет разработана программа “Пластилиновые подарки”, которая обеспечивает преемственность дополнительного и начального образования. Основной целью данной Программы является раскрытие творческих способностей детей через лепку и коррекция мелкой моторики рук.

Программа направлена на совершенствование навыков ручного труда средствами лепки, развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов, развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии, формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от лепки на плоскости до создания фигурок, сказочных персонажей с последующей драматизацией. От создания панно до сочинения сказок.

Занятия распределены и по видам техники и творческой работы на следующие разделы: плоская лепка, рельефная лепка, скульптурная лепка, декоративная лепка.

Техника лепки богата и разнообразна: рисование с помощью пластилина, пластилиновые аппликации из жгутиков, пластилиновая мозаика, пластилинография .

Разработаны наглядно-методические пособия с технологическими схемами для художественного творчества детей, способствующие развивать творческое мышление, конструкторскую смекалку, умение планировать свою деятельность. Приложение 3

На занятиях происходит формирование основных операционных навыков работы с инструментами и пластическим материалом. Дети учатся доверять своим рукам, исследуют разные приемы и методы обработки пластилина. Выполнение задания направлено на отработку основных операционных навыков.

Задания даются разные, чтобы ребенок использовал разные способы, разные движения рук. Во время выполнения работы дети обучаются разнообразным приемам лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание), которые положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребенка, учат детей работать кончиками пальцев, делают их более чувствительными.

Занятия первого года обучения включают материал на репродуктивных методах (объяснительно-иллюстративный, повторение по образцу - особенно для слабых детей), затем на исполнительско-творческих заданиях.

Из-за разных уровней сформированности мелкой моторики руки идет дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательное воздействование на двигательную сферу деятельности детей.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков развития тонких движений пальцев рук на занятиях используются тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса. Это самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев, укрепление мышц рук. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

Благодаря систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Развитие детского творчества в процессе лепки во многом зависит от умения детей работать с пластилином, соответствующими инструментами. Работа над лепным изделием положительно влияет на развитие мелких мышц кисти, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

Деятельность школьников должна быть успешной - это будет подкреплять интерес к занятиям. Участие детей в различных конкурсах и выставках также способствует развитию положительных эмоций и вызывает интерес детей к занятиям.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения по развитию мелкой моторики, увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. К концу учебного года уровень развития мелкой моторики у обучающихся улучшился, но незначительно, и находится в основном на среднем уровне. Соответственно, можно сделать вывод, что проведенные занятия и упражнения по лепке из пластилина способствовали повышению уровня развития мелкой моторики младших школьников.

Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.
  3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
  4. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  5. Ковалько В.И. Школа физминуток. Москва. Вако, 2007.
  6. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Издательство “Феникс”, 2005.
  7. Лыкова И.А. Лепим с мамой. - М., 2005.
  8. Леонова Е.В. Журнал Дополнительное образование №5 2001. С.45.
  9. Марина З. Лепим из пластилина. - Кристалл, 1997.
  10. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва, 2003
  11. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. Электронная библиотека.
  12. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону, 2003.
  13. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
  14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
  15. Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. Ростов-на-Дону, 2008.

Коррекция развития мелкой моторики

и осязания у детей с ЗПР

Ведерникова О.А., учитель-дефектолог

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Мышечные возможности руки, так же как и мышцы глаз, требуют тренировки и коррекции. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом. Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Если регулярно заниматься с ребенком, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения - точными и слаженными.

Пальчиковые игры лучше организовывать в вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

Предлагаю вам для использования в своей работе:

Примерные упражнения для развития моторики у детей 3-7 лет

Желательно проводить ежедневно перед началом занятий одно из перечисленных ниже упражнений.

1. Игры с различными волчками.

2. Игры с пирамидами, матрешками, вкладышами.

3. Катать шарики на столе.

4. Хлопать в ладоши громко, тихо, быстро, медленно.

5. Нанизывать бусы на нитку.

6. Сжимать и разжимать кулачки.

7. Ладошки на столе. Пальцы вместе, широко раздвинуть

8. Ладошки на столе. Упражнение выполняется под текст: «Ладошки вниз, ладошки вверх, ладошки на бочок и сжали в кулачок».

9. «Колечко». Соединить большой и указательный палец.

10. «Рожки». Рука сжата в кулачок, вытянуты большой палец и мизинец.

11. «Зайка». Рука сжата в кулачок, вытянуты указательный и средний пальцы.

12. «Замок». Скрестить пальцы обеих рук и опустить их на тыльную сторону ладоней.

13. «Петушок». Из положения «замок» поднять пальцы.

14. «Домик». Соединить две ладошки; не разжимая кончики пальцев, развести их в стороны.

15. «Стульчик». Левая ладонь вертикально вверх, правая сжата в кулачок и прижимается к левой. Правая ладонь вертикально вверх, левая сжата в кулачок и прижимается к правой.

16. «Скворечник». Ладошки прижать друг к другу, развести в стороны, не разъединяя пальцы. Большие пальцы спрятать внутрь.

Рекомендую также использовать «пальчиковые шаги» - это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.

«Пальчиковые шаги» - это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Здесь представлены варианты работы для левой (четные страницы) и правой руки (нечетные страницы). Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы – разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Этапы работы

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия. Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую строчку приходится три хлопка («шага»).

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда малыш будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:

Указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой – «вниз). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами», данные упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

Предложите ребенку раскрасить понравившиеся ему картинки.

Игры и упражнения на развитие тактильных представлений

«Ритм для пальцев». Под чтение потешек, песенок, стихов щекотать поочередно кисть руки, саму руку, за ухом, живот, ступни ног, делая небольшие паузы.

«Сухие материалы». Развивать чувствительность пальцев рук (на поднос высыпают рис, пшено, горох, семечки, учить собирать их в кучку, набирать в ладонь, высыпать сквозь пальцы, насыпать в подготовленную емкость), ног (песок, галька).

«Липкие материалы». Учить ребенка обследовательским действиям (тесто, мармелад, паста; глина, пластилин, замазка, мокрый песок, размокшая газета) в дидактических играх «Я пеку, пеку, пеку», «Кот лепил себе пирог». «Конфетки-бараночки», «Урожай собирай».

«Разные поверхности». Активизировать осязание путем определения фактуры в процессе обследования поверхностей разных натуральных предметов в играх «Волшебные дощечки», «Узнай на ощупь овощи (помидор, огурец), фрукты (яблоко, апельсин)». Учить различать тактильные свойства предметов(гладкий – шершавый – колкий; легкий – тяжелый) в дидактической игре «Разукрась себя)».

«Вода». Учить менять количество разбрызгиваемой воды, брызгать на все части тела в дидактических играх «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Рыбка плавает в пруду» (использовать брызгалку, емкость с водой, водопроводный кран, душ, шланг, лейку).

«Воздух». Учить изменять скорость и температуру воздушной струи (держать веер ближе – дальше; дуть на лицо и другие части тела ребенка; включать – выключать фен) в дидактических играх «Воздушный шар», «Непослушная ватка», «Холодный – теплый ветерок», «Из какой ткани эта вещь?», «Шьем кукле платок», «Чьи башмачки?», «Чудо – дерево».

Игры, упражнения на развитие тактильного восприятия

«Туалетные принадлежности». Показать, что можно делать с мыльной пеной: трогать, опускать руки в пену, наносить на руки (можно использовать крем для рук, гель для волос, туалетное мыло, зубную пасту) в дидактических играх «Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Волшебная щетка».

«Играем со спагетти». Показать, что делать со спагетти: резать, рвать, выкладывать разные фигурки и дорожки на подносе), смешивать (мусс, желе, шоколадная паста, мякоть банана).

«Моделирование» . Учить исследовать свойства теста (его можно мять, раскатывать, резать, отщипывать), познакомить с формой для вырезания, пластиковым ножом, показать возможные действия с тестом, глиной, пластилином в дидактических играх «Мягкое – твердое», «Ломается – режется», «Вкусно – невкусно», «Съедобное – несъедобное», «Фигурки из теста», «Овощи и фрукты».

«Сухие материалы» . Учить исследовать опилки и действовать с ними (брать с ладони, пересыпать, насыпать в емкость, «рисовать дорожки, фигурки»), выполнять подобные действия с мукой, рисом, песком и т.д.

«Что привез Мишутка? » Учить узнавать предмет на ощупь (обследовать игрушку в мешочке, назвать ее, вынуть из мешочка, показать всем детям, выполнить с ней адекватные действия).

«Двигающиеся игрушки». Учить обследовать игрушки из разных материалов: пощупать, подуть, дотянуться, толкнуть, хлопнуть и т.д. (важно, чтобы игрушка начинала двигаться только при прикосновении ребенка).

«Формы». Познакомить с какой-либо формой (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, плоскостные и объемные; мяч, пирамидка, строительные формы; муляжи, овощи, фрукты, посуда, одежда. Посмотреть, потрогать и ощутить форму (грани, углы, округлости и т.п.), при этом менять материал, размер и цвет предмета.

«Игрушки на веревочке». Учить с завязанными глазами находить висящую на высоте поднятой руки ребенка игрушку (потрогать, понять, что это, назвать).

«Коррекция нарушения речи по средствам развития мелкой моторики рук для детей с ОВЗ»

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования дыхания.

У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Очень часто дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) школах не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных классов.

Работая в школе с детьми с ОВЗ, мы убедилась в том, что у ребят в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. У учащихся наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца. Часто у учеников с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны. У таких ребят существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики.

Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во и внеурочное время.

Что же такое мелкая моторика ? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие . Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь , но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ .

Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.

Развивая мелкую моторику , мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка . Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика , умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания , связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.

Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями . Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Т.М Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости. Приступая к новому заданию, по мнению Л.В Занкова, ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.
У детей с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.
Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности
детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.
Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют её развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование на песке; перебирание круп; шнуровка, завинчивание крышечек банок.
Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики . Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале . Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы :

1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2. использовались изолированные движения каждого из них.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. Их можно разделить по способам действия.

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…» , «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?.» , «Мы делили апельсин…» , «Этот пальчик хочет спать…» , «Этот пальчик – дедушка…» , «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.» , «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Игры-манипуляции мы используем на уроках чтения, окружающий мир, в 1 классе по ФГОСам введён новый предмет «Речевая практика». На уроках проговариваем слова с чётким выделением и произношением звука, различаем слова, заучиваем скороговорки, чистоговорки, потешки, небольшие стихи, работаем с рассказами по картинкам. Таким образом развивая речь, память, внимание.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются » - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно) .

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок»(ладони под углом друг к другу) . Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки : б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) .

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки : постукивание, пиление. Движения обеих кистей : имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

5. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память , снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев» ).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей мы использую бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребёнка , но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко» : лучики к солнцу, дети учатся находить закономерности, умение составлять лучики солнышка в определенном порядке чередуя прищепки по цвету (красная, жёлтая, красная, жёлтая; красная, красная, жёлтая, красная, красная, жёлтая). Задания детям предлагаются по мере усложнения, сначала по показу, по готовому образцу, затем по словесной инструкции, а уже потом дети сами должны определить закономерность. Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковых игр. Они очень нравятся детям.

В своей работе с детьми использую бросовый материал - крышки от пластиковых бутылок. Их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и изготовить несложную дидактическую игру например такую как «Математические ёлочки»

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. Дети рассматривают семена : определяли форму, цвет, величину; сравнивают. Предлагаю рассмотреть несколько вариантов игр с семенами. (Дидактическая игра : «Рисуем картину» , где дети сначала приклеивают, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают их. При помощи семян можно изготовить поделки, украшать вазы, тарелочки. Крупные семена можно использовать для дидактической игры «Раздели семена по сортам", где дети сортируют семена по форме, цвету, величине Детям нравится играть в «Сухом бассейне» . Когда берётся банка или какая то другая ёмкость, в меру глубокая и широкая, это наш бассейн. На ее дно кладем одну или несколько небольших игрушек и сверху засыпаем горохом или фасолью. Ребенок ищет игрушку и называет её и описывает.

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук продолжается во внеуроч-

ное время.

Кружок «Мастерилка» начал свою работу с сентября месяца 2014 г.Посещало кружок 8 человек,1 раз в неделю. Определив направление в работе, я приступила к реализации.

1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире.

2. Совершенствование мелкой моторики руки;

3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитание аккуратности, самостоятельности..

В конце учебного года дети могут:

Владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, шерстяными нитками, природным материалом, бросовым и таким инструментом как (ножницы) .

Выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;

Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

Разрезать бумагу по нанесенным меткам;

Работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;

Изготовлять поделки из природного и бросового материала.

Подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития , возможности , настроение;

Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Используя в работе систему рекомендации, по развитию мелкой моторики , при целенаправленном и с систематическом ее применении способствует развитию речи , координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка пи переходе на новую ступень образования.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №1. - С. 49-52.

1. Развитие мелкой моторики рук

Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев рук, активизировать работу мышц кисти. Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики.

  • 1. Лепка из глины и пластилина.
    2. Рисование или раскрашивание картинок
    3. Изготовление поделок из бумаги.
    4. Конструирование
    5. Застёгивание и расстёгивание кнопок, пуговиц, крючков.
    6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
    7. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
    8. Всасывание пипеткой воды.
    9. Нанизывание бус и пуговиц.
    10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
    11. Переборка круп.
    12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

Во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

Во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

В-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

2. Развитие графического навыка и зрительно- моторной координации

Графический навык предполагает:

Умение красиво и легко (а значит не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

Легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

Поднять то правую, то левую руку.

Взять предмет то правой, то левой рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку

Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином и глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает и укрепляет мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки - ощипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.


Так же можно изготовить различные игрушки, где будут молнии, шнурки, пуговицы, банты и т. д.


Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысление знакомство ребенка с миром. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать произвольное внимание, развивать навыки контроля и планирования целостного действия, а так же формировать учебную мотивацию, развивать регулирующую роль речи.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму

Зрительно-моторная координация - согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-двигательная координация - это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит - рука изображает - такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода:

5, 5–6, 5 мес - начинает брать предметы,

6, 5–7, 5 мес вращение кистью с игрушками.

К 11мес совершенствование кистевого и пальцевого праксиса.

1г-1, 5г - попытки рисовать «как попало».

1, 5–2г - появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

3–4г - режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки).

В 5–6лет появляется способность обводить клетки.

6–7лет - готовность к развитию графо - моторных навыков.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

Пальчиковый игро-тренинг

Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самомассаж рук

Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

Тренировка зрительно-двигательной координации

Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз - рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.

Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.

Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтесори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века. Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др. Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия

Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги. И Формирование навыка движения по нему руки: формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Специальные физические упражнения

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук:

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используют следующие приемы:

· систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;



· последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

· все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

· если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.), которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а потом можно наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года: лепить колбаски, колечки, шарики, из каждого маленького кусочка делать лепешку или монетку.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) можно использовать в мозаике и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.

В раннем и младшем дошкольном возрасте важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Раздел 5. Методика АФК детей с умственной отсталостью

Лекция № 1.Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

1. Понятие, причины умственной отсталости.

2. Формы умственной отсталости (по МКБ-10): легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.