Проблема готовности к школьному обучению (Е.О. Смирнова). Комплексная программа из детства в отрочество выполнила Из детства в отрочество фгос

Задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической стратегии и технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовке в системе образования.
Работа по программе может осуществляться в нескольких направлениях: в воспитательно-образовательных учреждениях с решением задач дошкольного и начального образования («Школа - детский сад» от 4 до 10 лет), а также в работе с детьми, которые нерегулярно посещают дошкольное учреждение.

В названии программы авторами заложен особый смысл, связанный с процессами, происходящими при развитии личности.
Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь.

Период отрочества не менее важен. В этот период происходит взросление человека. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Целесообразно объединить усилия родителей и педагогов.
Тщательно изучая ребенка, детские психологи установили общие закономерности его психического развития. Благодаря этому стало возможно на научной основе руководить данным процессом. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители могут приобрести опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Авторы программы «Из детства в отрочество» придают серьезное значение знакомству родителей с программой, по которой воспитываются и обучаются их дети. В ней содержится необходимая научно-популярная информация (медицинская, педагогическая, психологическая), знание которой поможет родителям защитить ребенка от некомпетентного или негативного педагогического вмешательства.

Авторы программы рассматривают взаимодействие воспитателей, родителей, детей. В ней содержатся рекомендации для воспитателей и родителей по разным аспектам развития - интеллектуальному, эстетическому, физическому, экологическому и др.

Анализируя программу «Из детства в отрочество», синтезируя ее фрагменты с фрагментами других программ, дополняя их собственными наработками, психолог ДОУ может создать парциальные программы для детей: «Учусь с радостью», «Школы не боюсь» и др. Для воспитателей: «Бесконфликтное обучение», «Радость открытий» и др. Для родителей: «Хочу все знать», «Скорая родительская помощь» и др.

Программа ТРИЗ

Автор идеи Г.С. Альтшуллер. Дальнейшая разработка технологии проводилась его учениками, один из них - М. Шустерман.
Триз - теория решения изобретательских задач. В 1945 г. Г.С. Альтшуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть программы - творческая педагогика, а затем и новый ее раздел - теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности:

Будь хозяином своей судьбы;

Достигни успеха в том, что любишь;

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело;

Строй свои отношения с людьми на доверии;

Развивай свои творческие способности;

Культивируй в себе смелость;

Заботься о своем здоровье;

Не теряй веру в себя;

Старайся мыслить позитивно и др.

Тризовская концепция опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не следует давать детям готовые знания, ответы на вопросы, следует учить ребенка находить их.

В программе ТРИЗ используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и др.

Основной этап работы по программе ТРИЗ - решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты думаешь? С кем ты дружишь? Кого ты боишься?» и т.д. Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Самая главная цель педагога, работающего в программе ТРИЗ, - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Изучая, анализируя и применяя данную программу, психолог ДОУ может создавать парциальные программы для детей: «Каждый ребенок - гений», «Маленький мыслитель», «Я решаю все задачи» и др. Для воспитателей: «Мыслим нестандартно», «Проблем не существует», «Воспитатель - творец!» и др. Для родителей: «Нет предела совершенству», «Понимание», «Просто о сложном» и др.

Программа «Кроха»

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук ГГ. Григорьевой.
Программа ориентирует на комплексное развитие и воспитание детей в возрасте до 3 лет в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Цель программы - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, убедить их воспитывать ребенка с учетом знаний общих закономерностей развития и природной индивидуальности малыша, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Программа состоит из четырех глав:

- «Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика);

- «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до
3 лет);

- «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни);

- «Я сам» (развитие и воспитание детей 2 и 3 года жизни).

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до 3 лет, а также методические рекомендации для родителей и педагогов. В приложениях даны таблицы уровня развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводятся литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

Небезынтересны для психологов ДОУ материалы по Монтессори-педагогике, педагогике Вальдорфской школы. Сегодня существуют центры, в которых психологи могут посетить семинары, овладеть техниками и методами, предлагаемыми этими программами, оценить необходимость внедрения той или иной части программы в ДОУ. Ознакомившись с программами: «Школа будущего», «Шаг за шагом», «Зеленая дверца» - психолог может обсудить их с родителями, воспитателями, проанализировать рекомендации зарубежных педагогов и психологов, в случае необходимости внедрения в ДОУ - адаптировать к условиям, контингенту конкретного ДОУ.

Новые программы образования и воспитания создаются ежедневно. Изучая опыт специалистов, анализируя опыт коллег, взяв на вооружение лучшие методы, технологии, психолог ДОУ может создавать уникальные авторские программы, способствующие полноценному развитию детей, формированию позитивного психологического климата, совершенствованию педагогической культуры воспитателей.

Комплексная программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т. Н. Дороновой в 2002 г.

Программа адресована педагогическим коллективам образовательных учреждений, реализующим задачи дошкольного и начального общего образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям, а также может быть использована для работы с детьми, не посещающими детский сад.

В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов образования – семьи, детского сада и школы. Это нашло свое отражение в названии программы, которое характеризует непрерывную связь дошкольного и младшего школьного возраста. Опираясь на концепцию дошкольного и начального общего образования, программа ориентирует взрослых на личностно


ориентированное взаимодействие с ребенком, предполагает педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, детском саду, а затем в школе.

Правовой основой взаимодействия ДОУ с семьей являются международные (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также Российские документы (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»). В программе отражены важнейшие положения этих документов: право ребенка на образование; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития; право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления и т.п.; взаимодействие ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

На этапе дошкольного детства программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения следующих оздоровительных и воспитательно-образовательных задач: формирование здоровья путем обеспечения условий для качественного созревания всех систем и функций организма ребенка; всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям, воспитание социальных навыков, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В программе указываются характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи, которые целесообразно решать в условиях семьи и детского сада по двум основным направлениям –

«Здоровье» и «Развитие». Первое направление программы – «Здоровье» – обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его оздоровления. Второе направление программы – «Развитие» – нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культурным ценностям, формирование творческого воображения, развитие его любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности, а также социальной компетентности.

Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов. Наиболее важными являются стиль взаимоотношения взрослого с ребенком, уважение к нему и бережное отношение к продуктам детского творчества, внимание к его поступкам, проявлению инициативы, самостоятельности, поддержание уверенности в себе. Для реализации программы предлагается комплект учебно- методических материалов для родителей и педагогов.


Программа «Детский сад – дом радости» (Н. М. Крылова).

Данная программа составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных научных достижений отечественной и мировой педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. В ней представлена авторская концепция воспитания дошкольника. Программа внедряется в работу с детьми дошкольного возраста с 1985 года. На протяжении длительного времени она уточнялась и дорабатывалась. Впервые программа была издана в 1992 г. в Перми.

Программа состоит из введения и характеристики работы во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах. В программе определены основные принципы целостного педагогического процесса: принцип гуманистической направленности; принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании; принцип интегративного подхода; принцип развития психики в деятельности и общении; принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания; принцип гармонии трех начал; принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду по законам содружества.

Основные направления программы: первое направление программы предусматривает приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, заботу о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника; второе направление – содействие амплификации разностороннего развития и саморазвития ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества; третье направление программы – приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.

Особенности каждой позиции автор раскрывает, исходя из разделов программы. Для каждой возрастной группы представлен перечень занятий и количество их в неделю. Первый раздел всех возрастных групп начинается с характеристики психического и физического развития ребенка. Здесь автор раскрывает психические и физические особенности развития детей каждого возрастного периода. Далее работа строится по направлениям.

Так, с детьми младшей и средней групп работа выстроена следующим образом.

Первое направление: забота о здоровье и содействие амплификации физического и психического развития воспитанника как неповторимой индивидуальности. Второе направление: содействие разностороннему воспитанию ребенка как индивидуальности в разных видах самостоятельной деятельности. Сюда входят следующие подразделы: «Общение», «Речь»,

«Конструирование», «Труд», «Игра» и другие. Третье направление: приобщение к основам духовной культуры и интеллигентности. В него входят такие подразделы: «Человек и общество», «Приобщение к экологической культуре», «Введение в мир науки и техники», «Введение в мир географии», «Введение в мир астрономии», «Введение в мир техники».


Работа с детьми средней группы выстроена по той же схеме, что и в младшем дошкольном возрасте. Однако имеются некоторые отличительные особенности. Так во второе направление работы с детьми средней группы включен раздел «Песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество» и «Танцевально-игровое творчество». Третье направление также имеет свои особенности, включены разделы «Основы экологической культуры» и

«Введение в мир математики».

В старшей группе работа строится по трем следующим направлениям: Первое направление – приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности. Данное направление включает следующие подразделы:

«Взаимоотношения ребенка с семьей», «Взаимоотношения ребенка с детским садом», «Взаимоотношения ребенка с обществом», «Введение ребенка в историко-географический мир», «Основы экологической культуры»,

«Экологическое образование», «Введение в мир науки и техники»,

«Введение в мир математики», «Введение в мир астрономии». Второе направление – забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития воспитанника как индивидуальности. Третье направление – содействие разностороннему воспитанию ребенка как индивидуальности в разных видах самостоятельной деятельности. Данное направление включает следующие подразделы: «Общение», «Речь»,

«Конструирование», «Труд», «Игра» и др.

В подготовительной группе в первое направление включен подраздел

«Культура поведения в обществе» и раздел по экологическому воспитанию звучит иначе – «Приобщение к экологической культуре». Третье направление включает в себя новый подраздел – «Художественная литература».

В каждой возрастной группе представлен примерный распорядок дня в дошкольном учреждении и дома, в вечернее время. Каждый раздел включает основные задачи воспитания, обучения и развития в различных видах деятельности. К концу года сформулированы основные показатели развития ребенка – «Каким стал воспитанник» (что для него характерно). В приложении автор программы предлагает советы педагогу по организации учебно-воспитательной работы с детьми по программе «Детский сад – Дом радости». По всем разделам автор показывает особенности работы с детьми различных возрастных групп, предлагает список рекомендуемых художественных произведений к программе, произведений изобразительного искусства, примерный музыкальный репертуар и др. Особое внимание уделяется безопасности жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Программа «Школа – 2100» (под ред. А. А. Леонтьева).

Образовательная программа «Школа – 2100» разработана коллективом ученых под научной редакцией академика РАО А. А. Леонтьева в 1999 г. В основе программы лежит идея непрерывного образования, что предполагает реализацию целей, принципов и перспектив развития содержания и технологии российского образования, включая воспитание, на ближайшие десять лет.


Цель программы подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию. Предметные программы дошкольной подготовки по программе «Школа – 2010» реализуются в учебниках для детей и методических рекомендациях для воспитателей и преподавателей, согласуются с аналогичными предметными программами для начальной школы и являются звеном непрерывного курса в рамках образовательной программы «Школа – 2100».

Программа дошкольной подготовки по математике детей 3-6 лет (авторы Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) направлена на всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Новый материал дается не в готовом виде, а вводится на основе принципа деятельности, т. е. связи и отношения окружающего мира дети «открывают» сами путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Роль педагога- воспитателя сводится к тому, чтобы организовать учебную деятельность и незаметно, ненавязчиво подвести детей к «открытию». Насыщенность учебного материала игровыми заданиями обусловливается возрастными особенностями детей.

Программа подготовки дошкольников по информатике (авторы А. В. Горячев, Н. В. Ключ) предусматривает значительный объем специфических задач обучения детей информатике, которые ставятся в отношении простейших предметов, действий, высказываний: умение составлять части и целое (для предметов и действий); называть главное назначение предметов; расставлять события в правильной последовательности; приводить примеры истинных и ложных высказываний; видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях, переносить свойства одного предмета на другой и т. д.

Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова) выдвигает следующие задачи обучения: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка; расширение представлений об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка; развитие творческих способностей; развитие наглядно- образного и формирование словесно-логического мышления и др. Программа для детей 4-6 лет – начальное звено непрерывного курса «Обучение грамоте

– русский язык – чтение и литература для 1-11 классов», создаваемого в рамках образовательной программы «Школа – 2100». Использование авторами программы элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста предполагает предупреждение ошибок при чтении и письме.

Программа для дошкольников по курсу «Окружающий мир» (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова) имеет своей целью знакомство ребенка с целостной картиной мира, так как, даже будучи неполной, при минимуме


знаний ребенка, целостная картина мира позволит ему быть сознательным участником жизни. Вторая цель курса «Окружающий мир» – знакомство с родным языком и развитие речи как важнейшая образовательная задача. Поскольку 3-5-летние дети не умеют читать и писать, авторы программы воспользовались «пиктографическим» методом представления учебного материала, т. е. традиционные тексты заменили изображениями. Пиктограмма воспринимается детьми с интересом, как ребус, игра, и в ней они находят и задание, и ответ, исходя из собственного жизненного опыта.

Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств» (автор О. А. Куревина) направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия им произведений различных видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра), а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности. Программный материал носит проблемный характер. Он включает разделы «Развитие речи», «Музыка»,

«ИЗО», «Пластика, ритмика и театральные формы» и рассчитан на три года.

Программа располагает широким диапазоном возможностей использования: адресованная системе дошкольного образования, она приемлема и в системе УВК, и в семейном обучении, и при подготовке детей к школе.


ТЕМА 6.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ

Предметная среда – это система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (С. Л. Новоселова).

Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселова). Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем косвенном воздействии на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д.

Обогащенная среда – это предметная среда, предполагающая единство социокультурных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (С. Л. Новоселова). Цель: развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие.

Компоненты развивающей предметной среды:

o природная среда;

o культурные ландшафты (парк, сад);

o физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;

o предметно-игровая среда;

o детская библиотека;

o игротека и видеотека;

o дизайн-студия;

o музыкально-театральная среда;

o предметно-развивающая среда занятий;

o компьютерно-игровой комплекс;

o центры – новый элемент развивающей предметной среды (центр краеведения, игры и игрушек и др.);

o этнографические и природные музеи;

o столовые (кафе);

o экологическая тропинка на территории ДОУ и др.

Базовые компоненты составляют основу создания вариативных проектов развивающей среды. В каждый проект могут быть включены все компоненты или выделена часть из них.


Составляющие развивающего пространства ДОУ (Ю. М. Горовиц):

1. Пространство интеллектуального развития и творчества:

Игровая комната (имеет стабильное оборудование, ориентированное на определенный возраст);

Универсальная игровая зона – центральная зона ДОУ с высокой степенью трансформируемости пространства и оборудования, с тематическими подзонами: спортивными, игровыми;

Дизайн-студия для занятий художественно-творческой деятельностью.

2. Пространство физического развития:

Зоны моторных и спортивных игр (спортивные площадки с соответствующим оборудованием);

Водная зона (бассейн, души-аттракционы, сауна).

3. Пространство экологического развития:

Ландшафтные зоны (естественный и искусственный рельеф, искусственные водопады, живописные холмики и пр.);

Природная среда (озеленение);

Зоны для сельскохозяйственных работ (огород, теплица);

Зеленые уголки в интерьере групповой комнаты;

ТАВСО для реализации «экологических программ» (пейзажи в разных климатических зонах, животный мир).

4. Компьютерное пространство: компьютерный зал; игровой зал; спорткомплекс; комната психологической разгрузки.

Основные характеристики развивающей среды (М.Н. Полякова):

1. Комфортность и безопасность обстановки.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности дошкольников.

4. Обеспечение возможностей для исследования, научения.

5. Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы.

Ориентиром в проектировании развивающей среды дошкольных учреждений выступают принципы ее построения, отраженные в концепциях.

Принципы создания предметной среды отражены в документе

«Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» , разработанном авт. коллективом под руководством В. А. Петровского (1993 г.).


ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя. Высота мебели должна легко меняться. Воспитателю важно найти верную дистанциюи с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу одновременно.
Активности, самостоятельности, творчества Ребенок и взрослый – творцысвоего предметного окружения. Среда в ДОУ должна стимулировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств (например, наличие рамок на стенах, в которые могут быть вставлены рисунки, позволяют ребенку менять оформление стен в зависимости от настроения, эстетических вкусов). Одна из стен – рисовальная «стена творчества» – предоставляется в полное распоряжение детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие. Большое внимание отводится «цвето-световому дизайну» (изменение освещения), звуковому дизайну (записи шелеста листвы, пения птиц…). Должны быть созданы условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности (мастерские с наборами простых инструментов). Один из основных факторов – создание игровой среды. Для занятий художественным творчеством целесообразно выделить соответствующую зону с подведением в эту зону воды, с детской раковиной; «зону столиков».
Стабильности- динамичности В проекте среды ДОУ должна быть заложена возможность ее изменений. В цветовом и объемно- пространственном построении интерьера должны выделяться многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности, их количество должно быть рационально определено (например, кубические пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы, из которых можно собрать «дом»). Полную безопасность и своеобразный строительный

материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, арки, плоские маты и т.п. Возможность трансформации пространства может быть реализована с помощью применения раздвижных перегородок.
Комплексирования и гибкого зонирования Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории, «кабинеты» (с книгами, играми и т.д.), творческие мастерские и др. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Планируются просторные светлые вестибюли, с верхним естественным светом и зимним садом, с местами для отдыха детей и взрослых.
Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая функциональную активность ребенка. Необходимо создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я» (наличие в помещении разновеликих зеркал). Детский сад нуждается в игровом оборудовании (крупноблочном, облегченном, декоративном, соразмерном с ребенком), в комплектной кукольной мебели, используемой на участках и в помещении (ширмы-домики, конструкторы и т.п.). Комплекты игрового и дидактического оборудования должны быть соразмерны емкостям для хранения. Особое внимание следует обращать на дизайн предметно-игровой среды ребенка, поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребенком как эталонные.
Сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды Размещение в интерьере картин, скульптур, дающих представление ребенку об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях (реалистическом, абстрактном, комическом и т.п.) представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых, тогда дети смогут освоить начала специфики разных жанров. Должно быть выделено место для выставок.

Желательно оборудовать помещения для художественного творчества детей.
Открытости- закрытости Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы: организация «зеленых комнат» в помещениях (внутренних двориков с растущими в них растениями, оранжерей, веранд). Во-вторых, открытость Культуре: элементы культуры – живописи, литературы, музыки должны органически входить в дизайн интерьера. Организация среды основывается и на лучших образцах общечеловеческой культуры, и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов. В-третьих, открытость Обществу. Функциональная интеграция ДОУ с другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными коллективами, осуществляющими выступления в ДОУ; занятия детских кружков и секций, проводимых приглашенными педагогами. Особым правом участия в жизни ДОУ пользуются родители. В-четвертых, открытость своего «Я»: проекты с использованием разновеликих зеркал, фотопортреты детей и взрослых в помещении ДОУ, наличие альбомов и папок с фотографиями (в доступном для ребенка месте).
Учета половых и возрастных различий детей Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Целесообразно зонирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Возрастнойподход в организации развивающей среды заключается не столько в изобретении новых принципов, сколько в специфической реализации сформированных выше. Так, выбор оптимальной дистанции и позиции в общении для маленьких детей означает преобладание телесных форм общения (телесный контакт), с возрастом преобладающим становится общение «глаза в глаза». А принцип комплексирования и гибкого зонирования реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциацией.

В концепции С. Л. Новоселовой (1995 г.) раскрыты основные характеристики развивающей предметной среды:

o единство стилевого решения;

o сомасштабность предметного пространства действиям руки ребенка, его росту и предметному миру взрослых;

o соответствие эргономическим требованиям.

Автор: Т. Н. Доронова и др. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательнообразовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Задачи по 2 направлениям: «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенности программы Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Оно обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемнопоисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

Задание 1

Программа «Радуга»

Авторы: Соловьева Е.В., ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования. Кандидат педагогических наук, доцент. Возрастной психолог.

Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Якобсон С.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО; Гербова В.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общего образования России. Область исследований - методика развития словаря, связной речи, содержание и методика занятий по развитию речи детей дошкольного возраста; Грибовская А.А., педагог, методист, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского Института Открытого Образования; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».



«Радуга» - первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.

Программа «Радуга» отличается от представленных на рынке аналогичных программ рядом уникальных преимуществ:«Радуга» - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.«Радуга» - проверенная на практике надежная программа, которая располагает обширным многолетним опытом успешного использования не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.«Радуга» - программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.«Радуга» - развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.«Радуга» - программа, адресованная массовому детскому саду .

Программа задумана и реализована как:

· комплексная , т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;

· массовая , т.е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания;

· личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.

Программа «Радуга» направлена на достижение трех основных целей : сохранять и укреплять здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа является современной интегративной программой , реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

«Радуга» соответствует принципу развивающего образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные задачи и достигать поставленных целей на разумном минимальном необходимом материале, не допуская перегруженности детей; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Важно, что в «Радуге» в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка отражен принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса . Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника - игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

В новом варианте программы предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы соответствует областям «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшей полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению.

Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

«Радугу» отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе.

Научный руководитель программы Елена Викторовна Соловьева. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко.

Авторским коллективом разработан учебно-методический комплект, позволяющий грамотно проводить работу с детьми: Методические руководства для воспитателей по каждой возрастной группе. Комплект методических пособий по основным видам деятельности с конспектами занятий. Развивающие книги, учебно-наглядные пособия и дидактические альбомы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа на протяжении 15 лет широко используется в разных регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.

По согласованию с научным руководителем программно-методического комплекса «Радуга» Е.В. Соловьевой в качестве инструментария для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов при реализации дошкольными образовательными учреждениями программы «Радуга» могут быть использованы пособия: Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе».И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова, Е.К. Ягловская. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал».

Программа «Из детства – в отрочество»

Авторы: Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».

«Из детства - в отрочество» - первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет родителям увидеть мир с позиции ребенка, проявить заинтересованность в действиях малыша. Кроме того, совместная деятельность родителей и детей повысит качество образования детей и позволит использовать потенциальные возможности каждого ребенка.

Программа «Из детства - в отрочество» - комплексная и определяет задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям - «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада оценить здоровье каждого ребенка и выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (его инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Программа создана большим авторским коллективом - это психологи, педагоги-методисты, дефектолог, филолог, музыкант, медики. Руководитель программы Татьяна Николаевна Доронова. Для реализации программы разработан комплект учебно-наглядных и методических пособий по разным направлениям деятельности ребенка-дошкольника, планированию и организации педагогической работы в дошкольном учреждении, развитию и воспитанию ребенка в семье. Предлагается литература для всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по изобразительной деятельности, физической культуре, иностранному языку, методистов, руководителей ДОУ, медицинских работников.

Программа прошла широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России, получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.