Секреты воспитания успешных и уверенных в себе девочек. Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства Правила формирования у ребенка чувства собственного достоинства

Мы живем в обществе, где одной из ключевых ценностей является свобода. Мы жаждем сбросить с себя все ограничения и преодолеть границы. Мы хотим воспитать свободными и независимыми своих детей. Но, как показывает практика, стать свободными можно, лишь наложив на себя определенные ограничения.

Британский психолог Роберт МакКензи считает, что весь родительский опыт воспитания укладывается в трехмерный подход к воспитанию наших детей. Согласно концепции ученого, большинство из нас использует одну из трех стратегий воспитания: вседозволенности, авторитарную или демократическую.

Три подхода в воспитании

Кто откажет в чем-то любимому чаду? Для своего ребенка мы готовы сделать все возможное и невозможное. Мы готовы «расшибиться», но купить ему все, что он захочет и не запрещаем ему делать, что он пожелает. Таков подход вседозволенности.

Его главный девиз – все для детей. Использующие такую стратегию родители боятся вывести детей из равновесия. Как правило, такие взрослые принимают участие в решении всех проблем детей, а те, в свою очередь, вырастают с убеждением, что родители им всегда и всем обязаны, что правила существуют для других, но не для них.

Часть родителей пытается формировать и контролировать поведение своих детей авторитарно в соответствии со своими представлениями о стандартах воспитания (как правило, нереалистично завышенными).

Дети должны выполнять требования родителей. Они обязаны быть послушными авторитетам, быть занятыми трудом и уважать традиционно установленный порядок. Все проблемы решаются при помощи силы, через стратегию «победитель-побежденный». Родители в таких семьях во всем направляют и контролируют ребенка.

Их дети растут с осознанием того, что коммуникация и решение проблем – болезненный процесс, а решение всех вопросов лежит в сфере ответственности родителей, а их голос не принимается в расчет. В таких условиях дети часто бунтуют, мстят родителям, разражаются гневом или, напротив, замыкаются и уходят в себя.


Родители, выбирающие демократический способ воспитания, руководствуются представлением, что дети способны сами решать свои проблемы, их только необходимо мотивировать к сотрудничеству со взрослым. Такие родители склонны оставлять детям пространство для выбора и позволять им учиться на своих ошибках. Они ориентированы на сотрудничество с детьми, реализацию стратегии «победитель-победитель», их отношения исполнены взаимного уважения, дети принимают активное участие в решение проблем. В таких условиях дети хорошо учатся ответственности, сотрудничеству, умению выбирать и делать выводы из своих поступков.

Наличие таких границ помогает ввести ясные принципы поведения и обнаружить ребенку свои ожидания по отношению к нему. Они также определяют равновесие сил в семье и устанавливают иерархию семейных отношений. Многочисленные исследования подтверждают, что дети, в чьих семьях такие границы есть, вырастают с осознанием собственного достоинства и уверенными в своих силах.

Те же исследования указывают, что в семьях, где родители относятся к детям с сердечной нежностью и теплотой, контролируют их в разумных пределах, одновременно ставя перед ними высокие требования, дети вырастают более приспособленными к самостоятельной успешной жизни.

Поэтому третью из предложенных моделей можно назвать моделью «золотой середины» и предложить как наиболее экологичную и успешную стратегию родительского воспитания.

Мы живем в обществе, где одной из ключевых ценностей является свобода. Мы жаждем сбросить с себя все ограничения и преодолеть границы. Мы хотим воспитать свободными и независимыми своих детей. Но, как показывает практика, стать свободными можно, лишь наложив на себя определенные ограничения.

Британский психолог Роберт МакКензи считает, что весь родительский опыт воспитания укладывается в трехмерный подход к воспитанию наших детей. Согласно концепции ученого, большинство из нас использует одну из трех стратегий воспитания: вседозволенности, авторитарную или демократическую.

Три подхода в воспитании

Кто откажет в чем-то любимому чаду? Для своего ребенка мы готовы сделать все возможное и невозможное. Мы готовы «расшибиться», но купить ему все, что он захочет и не запрещаем ему делать, что он пожелает. Таков подход вседозволенности.

Его главный девиз – все для детей. Использующие такую стратегию родители боятся вывести детей из равновесия. Как правило, такие взрослые принимают участие в решении всех проблем детей, а те, в свою очередь, вырастают с убеждением, что родители им всегда и всем обязаны, что правила существуют для других, но не для них.

Часть родителей пытается формировать и контролировать поведение своих детей авторитарно в соответствии со своими представлениями о стандартах воспитания (как правило, нереалистично завышенными).

Дети должны выполнять требования родителей. Они обязаны быть послушными авторитетам, быть занятыми трудом и уважать традиционно установленный порядок. Все проблемы решаются при помощи силы, через стратегию «победитель-побежденный». Родители в таких семьях во всем направляют и контролируют ребенка.

Их дети растут с осознанием того, что коммуникация и решение проблем – болезненный процесс, а решение всех вопросов лежит в сфере ответственности родителей, а их голос не принимается в расчет. В таких условиях дети часто бунтуют, мстят родителям, разражаются гневом или, напротив, замыкаются и уходят в себя.

Родители, выбирающие демократический способ воспитания, руководствуются представлением, что дети способны сами решать свои проблемы, их только необходимо мотивировать к сотрудничеству со взрослым. Такие родители склонны оставлять детям пространство для выбора и позволять им учиться на своих ошибках. Они ориентированы на сотрудничество с детьми, реализацию стратегии «победитель-победитель», их отношения исполнены взаимного уважения, дети принимают активное участие в решение проблем. В таких условиях дети хорошо учатся ответственности, сотрудничеству, умению выбирать и делать выводы из своих поступков.

Наличие таких границ помогает ввести ясные принципы поведения и обнаружить ребенку свои ожидания по отношению к нему. Они также определяют равновесие сил в семье и устанавливают иерархию семейных отношений. Многочисленные исследования подтверждают, что дети, в чьих семьях такие границы есть, вырастают с осознанием собственного достоинства и уверенными в своих силах.

Те же исследования указывают, что в семьях, где родители относятся к детям с сердечной нежностью и теплотой, контролируют их в разумных пределах, одновременно ставя перед ними высокие требования, дети вырастают более приспособленными к самостоятельной успешной жизни.

Поэтому третью из предложенных моделей можно назвать моделью «золотой середины» и предложить как наиболее экологичную и успешную стратегию родительского воспитания. опубликовано

Александр Доброер

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Для чувства собственного достоинства детям нужны права. А еще – вера в себя. Поэтомунаша свами задача – верить в своего ребёнка. Верить изо всех сил, что бы ни случилось. И тогда он научится верить в себя. Вырастет уверенным в себе человеком. Из высказываний: « Моя мама всегда верила в меня. Я часто от неё слышала: «Я в тебя верю. Ты справишься». Никогда не забуду чувство, которое я испытывала каждый раз, когда слышала это: гордость за себя, уверенность в своих силах. Прямо плечи расправлялись. И я научилась в себя верить. Меня ее вера и сейчас поддерживает в жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как воспитать ребёнка с чувством собственного достоинства

Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

А.П. Чехов

Что стоит за известным изречением А.П. Чехова? Почему люди помнят его и так часто произносят? Чем раб отличается от любого другого человека? И какое вообще отношение имеет все это для темы детско-родительских отношений?

Попробуем разобраться. Смотрим у Ожегова в Толковом словаре:

«Раб. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца – господина, распоряжающегося его трудом и жизнью».

Человек, лишенный всех прав, - вот кто является рабом. По-видимому, каждый человек имеет право не быть чей-то собственностью и полностью распоряжаться своим трудом и своей жизнью. И чем меньше рабского будет у нас и у наших детей внутри, тем больше будет чувств собственного достоинства.

Для чувства собственного достоинства детям нужны права. А еще – вера в себя. Поэтому наша свами задача – верить в своего ребёнка. Верить изо всех сил, что бы ни случилось. И тогда он научится верить в себя. Вырастет уверенным в себе человеком. Из высказываний: « Моя мама всегда верила в меня. Я часто от неё слышала: «Я в тебя верю. Ты справишься». Никогда не забуду чувство, которое я испытывала каждый раз, когда слышала это: гордость за себя, уверенность в своих силах. Прямо плечи расправлялись. И я научилась в себя верить. Меня ее вера и сейчас поддерживает в жизни».

Критика – одна из главных причин низкой самооценки. Ребенок не должен быть тем совершенством, которое мы себе придумали. Он живет первый раз, и не все у него должно получаться с первого сразу. Говорите о своих чувствах, применяя «Я-высказывания». Не давайте негативных посланий – они эмоциональным шрамом могут пройти через всю жизнь.

Негативные послания – это то, что ребёнок слышит в свой адрес довольно часто: «Из тебя ничего не получится! Ты тупица! Будешь дворником!» Они могут отравить жизнь человека, а могут определить его судьбу. И еще. Наши дети учатся у нас. Если мы сами неаккуратны, то какое мы имеем право требовать аккуратности от ребёнка? Это просто нечестно. Начинать надо с себя!

Почему мы так любим критиковать, а не хвалить и поддерживать? Наверное, потому, что и нас в детстве не очень-то баловали похвалой. Существуют же совершенно определенные установки: «Как бы не захвалить, а то зазнается», «Скромность украшает человека». Вот и боятся родители похвалить лишний раз своего сына или дочку. А хвалить надо обязательно! Вспомните свои ощущения, когда кто-то вас хвалил в детстве. Крылья за спиной вырастают! А какой энергией заряжаешься!

Человек рождается, не зная, каков он. Маленькому ребёнку и дела никакого нет до этого: хорош он или плох, красив или не очень. Он просто живёт и радуется жизни, если окружён любовью, вниманием, заботой. И только потом узнает, умный он или глупый, красивый или страшный, способный или так себе. И самая главная оценка для него – это оценка родителей. Ибо именно они есть самые значимые для подрастающего малыша люди. Какими глазами они на него смотрят, таким и он будет на себя смотреть. «Ты красивый. Ты умный. Я тебя люблю. Я в тебя верю»- вот что важно слышать ребёнку от родителей. Но слышит он часто совсем другое.

Взрослые иногда не осознают, что, гневно критикуя ребёнка, просто разряжают свою злость и беспомощность. Потому что не умеют иначе. Не научились. Так воспитывали нас когда-то, и эти стереотипы воспитания срослись с нами. И хотя мы клялись, что никогда не будем так воспитывать своих детей, как воспитывали нас наши родители, ничего из этого не вышло. В своих окриках мы узнаем мамин и папин голос. И тогда возникает ощущение, что ходишь по кругу.

Для того чтобы у ребёнка с чувством собственного достоинства было всё в порядке, отыщите его достоинства. Посмотрите, какой он у вас вежливый, ласковый, внимательный, а какой хороший помощник! Практикуйте технику комплимента по пять минут перед сном, присев на ребячью постель. Ежедневно! И тогда вашего сына или дочку будет не узнать, да и отношения заметно улучшатся.

Как быть, если что-то не нравится в поведении ребёнка? Надо просто отделить личность ребёнка от его поступка. Дать оценку поступку, но ни в коем случае не критиковать личность. Применяя «Я-высказывания», мы говорим о своих чувствах: «Петя! Я тебя очень люблю. И меня раздражает твоя одежда, разбросанная по всему дому. Я хочу, чтобы ты убрал её!» Говорим о своих чувствах касательно поступка ребёнка, но не унижаем его самого.

Мы родители, - первые значимые взрослые для нашего ребёнка. Именно от нас он узнаёт, какой он – способный и симпатичный или «тупой урод». И именно нам безгранично верит. Дети вслушиваются, всматриваются в эту нашу оценку, и постепенно она перерастает в самооценку, которая может быть позитивной или негативной, завышенной или заниженной.

Как формируется заниженная самооценка? Постоянная критика, которая приводит к эмоциональной травме, привычные негативные послания, систематическое подавление воли и инициативы, нарушение прав ребёнка вплоть до физического наказания, завышенные ожидания, постоянные сравнения с теми, кто лучше, выше, дальше, успешнее…При таких сравнениях ребёнок обязательно должен проигрывать. «Посмотри, какая Зиночка аккуратная, а ты…». Иногда родители, сравнивая, ставят в пример себя: «Я в твои годы был отличником, а ты еле на тройки тянешь!» Но это, к сожалению, не помогает ни отношениям, ни успехам. Это родительские иллюзии, что ребёночек будет следовать обозначенному примеру, тянуться за ним и станет таким, как родители жаждут его видеть. А дотянуться никогда не удается, и ощущение собственного несовершенства и ущербности только крепнет.

Для того чтобы у ребёнка было всё в порядке с чувством собственного достоинства, он должен быть уверен, что он любим, красив, умен. Ребёнку никогда не надоест слышать, сколько бы раз в день вы не повторяли, что вы его любите. Много любви не бывает, и не бойтесь этим его испортить.

Литература:

Сковронская Л.В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей.- М.: Генезис, 2014.-328 с. – (Родительская библиотека)


МОСКВА, 17 окт - РИА Новости. Чувство собственного достоинства человека не зависит от его материального благосостояния: у дворника оно может быть гораздо выше, чем у олигарха. Однако для людей с инвалидностью возможность работать и зарабатывать деньги позволяет чувствовать себя полноценным членом общества, считают опрошенные РИА Новости эксперты и психологи.

Всемирный день достоинства, который проводится ежегодно 17 октября более чем в 50 странах мира, призван обратить внимание общества на воспитание чувства лидерства и самоуважения. В России это мероприятие проводится во второй раз и предполагается, что специальные мероприятия к этому дню пройдут на образовательных площадках в Москве, Санкт-Петербурге и Улан-Удэ.

Олигархом можешь ты не быть...

У каждого человека есть чувство собственного достоинства, разница только в том, что у всех оно разное, отметил психотерапевт Константин Ольховой. "Одним из основных определителей размера чувства достоинства может быть размер той грани, за который человек готов перейти или же не готов перейти и считает это не достойным себя. Одни считают недостойным унижать и обижать других людей, а другие полагают, что не должны считаться с мнением чужих людей", - отметил Ольховой.

По его словам, чувство достоинства определяется воспитанием человека. У дворника чувство собственного достоинства может быть гораздо выше, чем, например, у олигарха. "Я думаю, что материальная сторона здесь играет вторичную роль. Другое дело, если человека, например, с детства воспитывали так, что чувство собственного достоинства может иметь только богатый, тогда бедность для этого человека будет иметь определяющий фактор", - полагает эксперт.

Ольховой считает, чтобы воспитать правильное чувство собственного достоинство у человека, важно не просто любить ребенка, но и уважать его взгляды. "Слишком часто мы забываем, что ребенок - это самостоятельная личность, со своими проблемами и радостями. И чем больше мы уважаем собственных детей, тем больше у ребенка возникает чувство собственного достоинства. Если ребенок видит, что с уважением относятся к нему, к остальным людям, зачастую это формирует чувство собственного достоинства, не ущемляющее чувство других людей, а поддерживающее себя и других", - сказал Ольховой.

Достойное воспитание

Одной из главных жизненных линий в развитии ребенка является его взаимоотношение с матерью. В этих отношениях с самого раннего детства рождается либо базовое доверие к миру, либо недоверие, считает вице-президент Российского общества психологов, академик Российской академии образования, профессор Александр Асмолов. "Любое чувство достоинства основывается на доверии к миру и вере в себя", - сказал он.

Он также считает, что в ребенке нужно с самого раннего детства воспитывать ответственность за те поступки, которые он совершает. "Одна любовь без порождения ответственности не приведет к формированию установок чувства собственного достоинства", - добавил профессор.

Ребенок должен с детства учиться не только сострадать, но и учиться радоваться за окружающих людей, пояснил психолог.

"Нам известно, что дети в возрасте от 5 до 7 лет могут достаточно сопереживать другим детям, когда у них случается несчастье. Однако очень слабо дети умеют радоваться за других детей. Не случайно психологи говорят: сострадать могут люди, а порадоваться могут только ангелы", - добавил психолог.

Независимость и самостоятельность

По мнению менеджера проектов региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" Михаила Новикова, чувство собственного достоинства человек обретает тогда, когда чувствует себя самостоятельным и независимым.

"Инвалид не может в России в полной мере чувствовать себя самостоятельным, а ведь именно независимость - основа чувства собственного достоинства. К сожалению, в нашем обществе для людей с инвалидностью существует очень много барьеров, с которыми они постоянно вынуждены сталкиваться. Всегда нужно искать того, кто поможет: подняться по ступенькам, спуститься с бордюра, попасть в здание. Постоянно приходится искать чьей-либо помощи. И это бьет по достоинству, по самолюбию", - считает Новиков.

С ним согласен и исполнительный директор региональной общественной организации "Центр лечебной педагогики" Николай Моржин.

"От состояния общества в целом зависит уровень собственного достоинства каждого конкретного человека. Тут уже не так важно, есть у него инвалидность или нет", - уверен он.

"Важно найти свое занятие в жизни. Ничто так не поднимает чувство собственного достоинства, как возможность заработка. Когда ты можешь пригласить маму в ресторан и оплатить ужин, ты поднимаешься не только в ее глазах, но и в своих тоже", - говорит Новиков.

Он также отметил, что развитие инклюзивного образования, когда дети-инвалиды смогут учиться вместе со своими здоровыми сверстниками, позволит детям с инвалидностью в полной мере реализовать свой потенциал. Специализированные коррекционные школы и школы-интернаты, по его словам, могут привести к подавлению чувства собственного достоинства у ребенка.

"Дети в интернате обязаны во всем слушать воспитателей, следовать распорядку, не прекословить. И что самое важное, их собственное мнение никем не воспринимается", - уверен он.

Немаловажную роль, по его словам, в формировании личности играет и воспитание.

"Недавно стал свидетелем неприятной сцены. Мама привела сына с ДЦП на восстанавливающие занятия, и меня поразил ее разговор с ребенком. Она ему говорила: "Привыкай, нам теперь так всю жизнь ползать"... Ребенок плачет, она с ним сурова и постоянно напоминает ему об инвалидности. Это, конечно, неправильно", - считает Новиков.

Мы все живем в обществе и связываемся с огромным количеством людей. Но, согласитесь, - со всеми по-разному: от некоторых никогда не услышишь слова «нет», а к другим нужен индивидуальный подход. Это зависит от характера, в который закладывается и чувство собственного достоинства в том числе. Что под ним подразумевается? Для начала - это некая внутренняя сила, самоуважение, адекватный уровень самооценки, осознание индивидом собственной значимости и ценности. Во взаимоотношениях с окружающим миром чувство собственного достоинства проявляется в ощущении внутренних границ и подверженности влиянию извне, в том числе и сомнительным действиям.

Зачем нужно воспитывать чувство собственного

Достоинства у ребенка?

Чувство собственного достоинства у ребенка необходимо воспитывать для лучшего будущего вашего сына или дочери. Специалисты расходятся во мнении врождённым или приобретенным является чувство собственного достоинства. Но так как этот навык на практике проверяется в обществе, можно говорить, что чувство собственного достоинства можно развивать.

Учёные уверены, что у человека с низкой самооценкой, который неуверен в себе, есть заниженный коэффициент самоуважения.

Родители, которые не любят и не уважают себя, не могут полюбить и своего сына или дочь. Одновременно с этим, развивая у ребенка чувство собственного достоинства, мам и папа с детства закладывают у него базу в дальнейшем стать отличным отцом или матерью.

Если малыш подвергается насилию, физическому или психологическому, у него не закладывается здоровое понятие своего «я». В дальнейшем ему будет сложно защищать и оберегать себя, потому что его «я» ассоциируется него с унижением. Обычно такие дети не жалуются на боль, обиды и даже на своих родителей. Такой ребенок не ценит и не заботится о себе. Можно сказать, что чувство собственного достоинства у него вообще нет. С большей долей вероятности униженный ребенок также будет относиться и к своим детям.

Как воспитать чувство достоинства правильно?

Родители должны знать, как воспитать в ребенке чувство собственного достоинства. Все наши психологические травмы родом из детства. Лишь мама и папа с чувством собственного достоинства могут своим примером привить это нужное качество ребенку. То есть научить малыша принимать себя таким, какой он есть, уважать себя и ценить свои таланты и навыки. Например, если дочь артистичная, энергичная, умеет общаться, не стесняется других людей, то можно отдать ее в театральную студию. Если сыну нравятся точные науки, он увлекается информатикой и физикой, то стоит рассмотреть компьютерные курсы или кружок по робототехнике. То есть, если мама и папа поддерживают талант малыша, относятся к нему с вниманием и уважением, то в будущем у такого человека появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Что делать, если у ребенка сформировалась

Низкая самооценка?

Низкая самооценка у ребенка - это повод родителям задуматься. Чтобы исправить сложившееся, существует несколько рекомендаций.


Как бороться с низкой самооценкой у детей?

Если у ребенка низкая самооценка, родители должны знать, что делать.

  1. Научите малыша замечать позитивное. Например, приучите его играть в следующую игру. Перед сном попросите ребенка вспомнить пять отличных событий, которые случились в его жизни за этот день. Необязательно, чтобы это было что-то масштабное. Достаточно вкусного завтрака дома или хорошей отметки за сочинение. Таким образом, малыш поймет, что в его жизни всегда случаются хорошие вещи.
  2. Дайте сыну или дочери свободу выбора. Если ребенок будет самостоятельным, он осознает, что большинство вещей в его жизни зависит от него самого. Просите у него совета в деталях: что сделать на обед, как отпраздновать Новый год. Но не стоит путать свободу выбора и вседозволенность. Основные решения в жизни ребенка до его совершеннолетия должны принимать взрослые.
  3. Остановите конфликты. Правильно отмечают, что словами можно ранить и даже убить. Если у вас с малышом произошла ссора, не стоит винить его и устраивать скандал. Лучше прийти в себя и обсудить проблему. Не нужно говорить слово «виноват(а)». Замените его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой поступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не нужно требовать от малыша больше, чем он может дать. Соизмеряйте количество лет крошки, его способности и свои желания. Ребенку 5 лет не удастся позаботиться о новорожденном, ребенок 15 лет вполне способен это сделать. Если малыш что-то не умеет из-за своего возраста, он будет подавлен, станет думать, что он ничего не умеет и у ничего не выходит. Хотя в реальности ему просто нужно немного повзрослеть.