Занятие на тему транспорт. Конспект занятия «Разные виды транспорта. Объяснение нового материала

Цель занятия : Активизация словарного запаса по теме.

Задачи:

1. Расширять знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

2. Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.

3. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

Предварительная работа:

1. Беседа «Каким бывает транспорт»;

2. Дидактические игры: «Светофор», «Назови профессию»;

3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

Материал к занятию: наглядный материал по теме транспорт и профессии, доска с проектором, ноутбук, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

1) Введение

Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слажено, будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы все вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет.

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобусы) Слайд 2

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой.

(Самолет) Слайд 3

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

(Грузовик) Слайд 4

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед.

(Поезд) Слайд 5

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

Набери скорей ноль-три...

И приедет...

(Скорая помощь) Слайд 6

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина) Слайд 7

2) Основная часть

Воспитатель: Ребята вы догадались какая у нас тема нашего урока.

Дети: Транспорт (Слайд 8)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Плывет, едет, летает» .

(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на 3 группы. Как вы думаете какие?

Дети: 1-грузовой 2-пассажирский

Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный?

Дети: в случаи опасности.

Воспитатель: А какие цифры надо набрать по телефону если у нас пожар?

Дети: 01 .

Воспитатель: Кто-то заболел?

Дети: 03

Воспитатель: А такие службы, мы называем -служба спасения. Ребята а какие люди работают в службе спасения

Дети: сильный, смелые, отважные и выносливые.

(Дети садятся на стульчики)

Те - те – те – летим мы на самолете;

Лет – лет – лет - готов к взлету самолет;

Лёта – лёта - далеко до самолета;

Лёту – лёту – подвезли нас к самолету;

Летом – летом – внизу земля под самолетом;

Лёте – лёте – летать не страшно в самолете;

Воспитатель : я очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

Самолет летит на посадку и я предлагаю немного поиграть.

Игра: « Кто чем управляет» - проводится с использованием мяча. (дети стоят полукругом на ковре).

Кто управляет самолетом? (летчик)

Кто управляет машиной? (шофер, водитель)

Кто управляет ракетой? (космонавт)

Кто управляет пароходом? (капитан)

Кто управляет вертолетом? (летчик)

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет поездом? (машинист)

Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Игра «2, 5» Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять)

Назовите профессию на своей доске. (Дети называют).

А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. -

Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается)

А) Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин.

Б) Трамваю нужно электричество – а маршрутному такси – газ.

Воспитатель: Я составлю предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колёс. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.»

А теперь вы попробуйте, составить предложение о грузовом автомобиле.

1-2 ребенка составляют предложения

Воспитатель: Другое задание выложить транспорт городской из разрезанных частей

Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей». Рассказ 2-3 ребят.

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

3) Рефлексия

Воспитатель : Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?

Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

О чем мы говорили сегодня на уроке (о транспорте) О каком?

Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Транспорт, профессии на транспорте»

Подготовительная группа

Воспитатель

Отченаш Олеся Викторовна

Согласовано

Зам. заведующего по УВР

Симанковой И.В.

22.01.2016

Санкт-Петербург

2016 год

Цель занятия : Активизация словарного запаса по теме.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.
  2. Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.
  3. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Каким бывает транспорт»;
  2. Дидактические игры: «Светофор», «Назови профессию»;
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

Материал к занятию: наглядный материал по теме транспорт и профессии, доска с проектором, ноутбук, разрезные картинки, мяч.

Ход занятия:

  1. Введение

Воспитатель: Ребята! Вы помните историю про то, как в сказке «Репка» все помогали друг другу и шли к одной цели. Они справились, т.к. помогали друг другу и стали настоящими друзьями. Они хотят познакомиться с ребятами, которые сегодня дружно и слажено, будут проходить все испытания и задания. А сейчас мы все вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет.

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Слайд 1

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобусы) Слайд 2

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой.

(Самолет) Слайд 3

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

(Грузовик) Слайд 4

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед.

(Поезд) Слайд 5

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

Набери скорей ноль-три...

И приедет...

(Скорая помощь) Слайд 6

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.

(Пожарная машина) Слайд 7

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята вы догадались какая у нас тема нашего урока.

Дети: Транспорт (Слайд 8)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Плывет, едет, летает» .

(дети перечисляют разные виды транспорта и выставляют их на наборном полотне)

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Этот весь транспорт можно разделить на 3 группы. Как вы думаете какие?

Дети: 1-грузовой 2-пассажирский

Воспитатель: А еще есть специальный транспорт. В каких случаях мы вызываем специальный?

Дети: в случаи опасности.

Воспитатель: А какие цифры надо набрать по телефону если у нас пожар?

Дети: 01 .

Воспитатель: Кто-то заболел?

Дети: 03

Воспитатель: А такие службы, мы называем -служба спасения. Ребята а какие люди работают в службе спасения

Дети: сильный, смелые, отважные и выносливые.

(Дети садятся на стульчики)

Упражнение «Повтори чистоговорку»

Те - те – те – летим мы на самолете;

Лет – лет – лет - готов к взлету самолет;

Лёта – лёта - далеко до самолета;

Лёту – лёту – подвезли нас к самолету;

Летом – летом – внизу земля под самолетом;

Лёте – лёте – летать не страшно в самолете;

Воспитатель : я очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

Самолет летит на посадку и я предлагаю немного поиграть.

Игра: « Кто чем управляет» - проводится с использованием мяча. (дети стоят полукругом на ковре).

Кто управляет самолетом? (летчик)

Кто управляет машиной? (шофер, водитель)

Кто управляет ракетой? (космонавт)

Кто управляет пароходом? (капитан)

Кто управляет вертолетом? (летчик)

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет поездом? (машинист)

Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте).

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши).

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль).

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями).

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль покачивается на волнах).

Игра «2, 5» Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять)

Назовите профессию на своей доске. (Дети называют).

А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

Игра с мячом «Кто что делает?»

Воспитатель: А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

Шофер.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, чем заправляется автотранспорт. -

Можно ли сказать, заправляется электричеством (присоединяется, подключается)

А) Троллейбусу нужно электричество, а автобусу – бензин.

Б) Трамваю нужно электричество – а маршрутному такси – газ.

Воспитатель: Я составлю предложение по своей картинке «Легковой автомобиль состоит из кузова, капота, багажника и колёс. Его приводит в движение бензин, автомобилем управляет водитель, автомобиль движется по земле.»

А теперь вы попробуйте, составить предложение о грузовом автомобиле.

1-2 ребенка составляют предложения

Воспитатель: Другое задание выложить транспорт городской из разрезанных частей

Я тоже буду выкладывать и о своем транспорте составлю рассказ, а поможет мне схема. «Это пассажирский транспорт, состоит из кузова в нем есть салон, капот, колеса. Заправляется бензином, управляет им шофер. Едет всегда по дороге. Перевозит людей». Рассказ 2-3 ребят.

Игра: «Почему так называются?»

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

  1. Рефлексия

Воспитатель : Вот мы закончили наше путешествие. Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?

Почему?

Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

О чем мы говорили сегодня на уроке (о транспорте) О каком?

Что еще делали? Составляли рассказ по схеме о транспорте.


Конспект занятия в старшей группе на тему «Транспорт»

Цель : Формирование знаний о транспорте, его видах и назначении.

Задачи (предполагают реализацию всех образовательных областей):

Дать детям первоначальные знания о транспорте.

Научить различать виды транспорта и понимать его предназначение, закреплять умение работать с информацией, ставить цели по её поиску. Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Формировать навыки работы со сверстниками, договариваться со сверстниками обогащения словаря ребёнка, умение составлять описательный рассказ адекватно оценивать свои действия и полученный результат, анализировать работу других детей.

Воспитывать старательность и трудолюбие.

Использование технологий:

ИКТ;

Здоровье сберегающие технологии;

Развивающие технологии.

Приёмы руководства деятельностью детей:

Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографий, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

Приёмы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.

Приёмы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсужден

Ход занятия:

Воспитатель: Эй, ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите.

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь друг другу.

В: Какое настроение у вас стало?

Д: Хорошее

Д: Это мы.

В: Правильно, посмотрите, какие вы были малыши.

Когда вы пришли в детский сад вы не умели, не одеваться, не умели правильно держать карандаш. Прошло уже 3 года.

Теперь, когда я смотрю на вас, я вижу. Что вы очень изменились, подросли и многому научились, многое узнали.

Яна, чему ты научилась за это время?

Саша, что нового и интересного ты узнал в детском саду?

А, от кого ты это узнал? Как?

(Ответы детей)

Надо же, какой длинный путь мы прошли.

Ребята вам нравиться ходить в детский сад? Почему?

Я не зря вас спросила ведь мы прошли такой путь или проехали? Или пролетели?

Раз так, я знаю, что вы любите играть, и я сейчас хочу с вами поиграть в игру «Встаньте те…»

(Дети садятся по кругу на стульчики).

Встаньте те, кто любит играть в машинки?

Встаньте те, кто приходит в детский сад пешком?

Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?

Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?

Встаньте те, кого сегодня привела мама в детский сад?

Встаньте те, кого привёл сегодня папа?

Встаньте те, то пришёл в детский сад один без взрослых?

Посмотрите ребята вы сейчас все сидите, это значит, что вы все приходите в детский сад с взрослыми. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

В: Ребята, послушайте, до нас доносятся, какие то звуки (Дать детям послушать звуки транспорта)

Что это за звуки?

Д: Это едет поезд, машина, летит самолёт, гудит корабль.

В: Верно эти звуки издаёт разный транспорт. Ребята, а вы догадались, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Д: О транспорте

В: Верно.

В: Ребята, что вы знаете о транспорте? А, что бы вы хотели узнать о транспорте? (Ответы детей)

А какими способами мы можем узнать о транспорте?

Д: Спросить у взрослых, спросить у сверстника, посмотреть в компьютере в журналах, книгах, посмотреть картинки.

(На доску вывешивается схема, по которой дети будут искать информацию)

В: С начало мы с вами посмотрим фильм про транспорт, после чего мы все вместе будем узнавать о транспорте, а чтобы не забыть, можно пользоваться схемой, но с начало нужно повторить наши правила:

(Дети повторяют правила поведения).

Дети расходятся по желанию, рассматривают книги, журналы, картинки, спрашивают у взрослых, общаются со сверстниками, смотрят в компьютере (ноутбуке).

В: Ребята, а теперь попробуйте описать свой транспорт, а остальные дети попробуют его угадать. (Дети описывают и угадывают транспорт и показывают картинку со своим транспортом). Хвалить детей, спрашивать у кого, как и что они узнали.

Ребята, а сейчас мы с вами побудем пешеходами.

Физкультминутка « Мы пешеходы».

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Практическое занятие

Цель: изготовление аппликации «Светофор» из подручных средств.

Задачи:

Учить составлять изображение предмета из нескольких частей;

Развивать мелкую моторику пальцев;

Учить аккуратному наклеиванию, правильно пользоваться клеем и кисточкой;

Воспитывать интерес к работе с разными материалами.

Материалы и инструменты, необходимые для работы: цветная бумага, ножницы, губка хозяйственная, клей ПВА, простой карандаш, картон, гофрированный картон.

Ребята, а сейчас мы свами будем делать светофоры. Проходите к столу и садитесь за свои рабочие места.

Выставка работ.

Проводится игра «Светофор».

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви-дам движения, развитие внимательности, дис-циплинированности и умения играть в детском коллек-тиве.

А сейчас давайте поиграем.Я буду поочередно поднимать красные, желтые, зеленые кружочки. Когда я подниму красный кружок - вы стоите, жёлтый - прыгаете, если подниму зеленый - шагаете на месте.

В: Ребята вы сегодня были очень внимательными, что вам больше всего понравилось, а что нет? В чём были трудности, а что давалось с лёгкостью?

Дети высказывают своё мнение и предлагают свои варианты.

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Транспорт. Виды транспорта».

Цель: сформировать представления детей о транспорте, видах транспорта, научить выделять основные признаки (функции, цвет, форма, величина, т.д.).

Образовательные задачи:

Формировать представление о видах транспорта, его назначении, закрепить обобщающее понятия «Транспорт».

Уточнить и расширить словарь по теме (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, дорога, воздушный, водный, наземный, ехать, плыть, лететь др.).

Развивающие задачи:

Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять простые предложения по опорным картинкам.

Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.

Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление на материале загадок, сюжетных картинок.

Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки – разные виды транспорта, предметные картинки транспорта, предметные картинки дороги, реки, облаков, гаражи из конструктора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово Кемеровской области.

Конспект занятия «Транспорт. Виды транспорта»

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Транспорт. Виды транспорта».

Цель: сформировать представления детей о транспорте, видах транспорта, научить выделять основные признаки (функции, цвет, форма, величина, т.д.).

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о видах транспорта, его назначении, закрепить обобщающее понятия «Транспорт».
  • Уточнить и расширить словарь по теме (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, дорога, воздушный, водный, наземный, ехать, плыть, лететь др.).

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
  • Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять простые предложения по опорным картинкам.
  • Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.
  • Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление на материале загадок, сюжетных картинок.
  • Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки – разные виды транспорта, предметные картинки транспорта, предметные картинки дороги, реки, облаков, гаражи из конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ. Вводная.

1.1. Сюрпризный момент (организационный момент) .

Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными видами транспорта в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришел необычный гость, это щенячий патруль.

Воспитатель. Давайте поздороваемся с щенячьим патрулем.

Дети (все вместе). Здравствуйте щеночки.

Воспитатель. Щенячий патруль пришел не один, а с друзьями (автомобиль, автобус, самолет).

Щенячий патруль любит загадывать загадки про своих друзей. Попробуйте отгадать загадки и тогда мы узнаем, кто пришел к нам в гости вместе с щенячьим патрулем.

Воспитатель загадывает загадку и предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними игрушек.

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука.

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Железная птица

В небе кружится.

По сигналу пилота

На землю садится.

(Самолет)

Что за чудо – синий дом,

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Вагоны поезда)

Воспитатель. Молодцы, всех друзей отгадали.

2 ЧАСТЬ. Основная .

2.1. Рассмотрение игрушечного транспорта и предметных картинок с изображением транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, др.).

Цель: учить детей определять и различать транспорт.

Воспитатель. Молодцы, всех друзей отгадали. А вы знаете, что всех друзей можно назвать одним словом – транспорт. Транспорт - это машины, которые помогают нам перевозить грузы и людей. А давайте рассмотрим на картинках, какой еще транспорт бывает.

2.2. Рассмотрение сюжетных картинок.

Цель: закрепить названия транспорта.

Воспитатель. Посмотрите на картинку и скажите..

Воспитатель называет имя ребенка и задает вопрос.

  • Кто едет в автобусе? – В автобусе едут медвежата.
  • Где едут медвежата? – Медвежата едут в автобусе.
  • Кто едет в трамвае? – В трамвае едут зайки.
  • Где едут зайки? – Зайки едут в трамвае?
  • Кто ведет троллейбус? – Троллейбус ведет лиса?
  • Что ведет Лиса? – Лиса ведет троллейбус.
  • Кто ведет грузовик? – Грузовик ведет кот.
  • Что ведет Кот? – Кот ведет грузовик.
  • Что везет грузовик? – Песок.

2.3. Подвижная игра: «Поехали»

Цель: развивать общую моторику, подражательность, творческое воображение.

Воспитатель. А давайте теперь сами превратимся в машинки, пароходы и самолеты.

Дети встают, повторяют слова и движения за воспитателем.

На лошадке ехали,

До угла доехали. Стоп.

«Едем на лошадке»

Сели на машину,

Налили бензину,

На машине ехали,

До реки доехали. Стоп.

Изображаем, что крутим руль.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали

Делаем руками волны, сначала правой рукой, потом левой

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: у-у-у-.

Изображаем руками крылья самолета.

Стоп. Приехали.

Садимся на места.

И. Токмакова

2.4. Игра «Слушай внимательно» (чтение стихотворений, выделение названий транспорта).

Цель: развивать слуховое внимание, память; закрепить названия транспорта.

Воспитатель. Внимание. Наш щенячий патруль хочет прочитать вам стихотворения про транспорт. А вы слушайте внимательно, и назовите потом нашим щеночкам название транспорта, о котором говорилось в стихотворении.

«Самолет»

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

А. Барто.

«Самосвал»

Самосвалом я зовусь:

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо.

Все такой машине рады.

Н. Нищева

«Мчится поезд»

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит, –
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
Э. Мошковская

«Кораблик»

По реке плывет кораблик .

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Д. Хармс

«Грузовик»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

А. Барто.

2.5. Игра «Что делает?».

Цель: расширить словарь по теме (виды транспорта), закрепить умение ловить и бросать мяч.

Воспитатель. Ой, щенячий патруль спрашивает, а чем отличается грузовик от самолета.

Дети: Самолет летает, грузовик едет по дороге.

Воспитатель. Давайте поможем щенячьему патрулю разобраться, что умеет делать транспорт. Если у вас в руках окажется мяч, щенячий патруль покажет вам картинку, а вы расскажите щеночкам, что делает транспорт: едет, летит или плывет. Давайте я начну.

Это автобус. Автобус едет по дороге.

Это самолет. Самолет лети в небе.

Это лодочка, Лодочка плывет по воде.

Воспитатель бросает мяч ребенку (либо дети передают мяч друг другу по очереди), и показывает на игрушечный транспорт или картинку, ребенок ловит мяч и говорит, как этот транспорт передвигается.

В конце нескольким детям можно предложить ответить на вопрос, какой транспорт умеет:

Летать - … (самолет, вертолет).

Воспитатель обобщает: «Значит это все воздушный транспорт».

Ездить - … (автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик).

Воспитатель обобщает: «Значит это все наземный транспорт».

Плавать - .. (корабль, лодка, катер).

Воспитатель обобщает: «Значит это все водный транспорт».

2.6. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

Цель: развивать мелкую моторику.

О.И. Крупенчук

2.7. Группировка транспорта по видам.

Цель: развивать словарь по теме.

Воспитатель. А давайте познакомим щенячий патруль с Вашими домашними игрушками. Только теперь мы уже знаем, как красиво называются различные виды транспорта, поэтому будем говорить, что это не просто игрушка, а например, это грузовик – наземный транспорт. Или. Это самолет - воздушный транспорт.

Кто хочет начать, … подойди к щенячьему патрулю, возьми из корзины игрушку и представь ее нашим щеночкам.

А теперь поставь около гаража. Воздушный транспорт будем ставить на этот стол около гаража под облаками (аэропорт). Наземный транспорт поставь на этот стол около гаража возле дороги (автостоянка). Водный транспорт поставь на этом столе около гаража возле речки (Водный порт).

3 ЧАСТЬ. Подведение итогов .

Цель: закрепление материала; поощрение за работу; связь со следующим занятием.

Воспитатель. Кто к нам приходил сегодня в гости?

Дети (все вместе). Щенячий патруль.

Воспитатель. Как зовут друзей щенячьего патруля? (показать на игрушки)

Дети (все вместе). Автомобиль, автобус, самолет.

Воспитатель. А как, одним словом можно назвать друзей.

Дети (все вместе). Транспорт.

Воспитатель. Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай

Воспитатель. Лодка, корабль – это какой вид транспорта (наземный, воздушный, или водный)?

Воспитатель. Самолет, вертолет – это какой вид транспорта (наземный, воздушный, или водный)?

Воспитатель. За то, что вы так хорошо играли с щенячьим патрулем, он приготовил для вас подарки. Вот такие картинки, мы с вами их разукрасим в следующий раз.

Воспитатель. А сейчас давайте попрощаемся с щенячьим патрулем.

Дети (все вместе). До свидания.


Тема: «Транспорт».

Цель:

1.Закрепление и расширение словаря по теме.

2.Закрепление навыка словоизменения: ед.ч. и мн.ч. существительных в родительном падеже.

3.Закрепление навыка практического употребления приставочных глаголов.

4.Закрепление умения составлять сложное предложение с союзом а.

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки с транспортом; игрушечный транспорт; макет части города;

Ход занятия.

I. Организация начала занятия.

(Отгадывание загадок)

Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. Людей и груз везет? (Самолет)

Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.

Носит обувь из резины, а питается бензином? (Автобус)

Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,

Отправляется в полет, наш российский... (Вертолет)

Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)

Чудо-птица, алый хвост прилетела в стаю звезд? (Ракета). И т.д.

(Дети садятся на свои места)

II. Постановка цели занятия.

(Все отгадки выставляются на доску)

Как все это можно назвать одним словом? (Это транспорт)

Сегодня на занятии мы продолжим говорить о транспорте.

III. Основная часть.

1.Беседа по теме.

Для чего нам нужен транспорт? (Чтобы ездить и перевозить грузы)

Назовите виды транспорта. (Водный, воздушный, наземный, пассажирский, грузовой).

2.Дидактическая игра: «Один-много» (Логопед выставляет на доску картинку, например самолет).

Что это? (самолет)

Да это один самолет, а в аэропорту много чего...? (самолетов) И т.д.

3.Использование приставочных глаголов. (На столе макет части улицы. Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия)

«Машина из гаража-«выехала», на гору-«въехала», дом кругом-«объехала», с горы-«съехала», по улице-«поехала» и дальше-«поехала», к мосту-«подъехала», в гараж-«заехала», по мосту «проехала», перекресток- «переехала» и домой «приехала».

IV. Физ. минутка.

«Самолет»

Самолет построим сами (стуча кулак об кулак)

Понесемся над лесами (заводят мотор)

Понесемся над лесами (летают)

А потом вернемся к маме (встают на одно колено)

4. Д.И. «Что лишнее?» (Логопед выставляет на наборное полотно

предметные картинки)

Самолет, поезд, вертолет, ракета (лишним будет поезд)

Почему? (потому что поезд наземный вид транспорта, а остальное- воздушный вид транспорта). И т.д.

V. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили на занятии? (о транспорте) (Логопед оценивает работу детей на занятии).

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №93»

КОНСПЕКТ

по коммуникативной деятельности

Тема: «Транспорт»

Подготовила:

Воспитатель Морозова А.А.

Братск 2016г

Программное содержание:

Закрепить знания детей по теме «Транспорт»;

Уточнить понятие о разных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, а также о названиях некоторых профессий (лётчик, лётчик – космонавт, шофёр, капитан);

— Формировать умения образовывать прилагательные от существительных; образовывать глаголы приставочным способом игра «Ехали – ехали»;

Совершенствование навыков фонематического анализа, развитие навыка чтения (определение первого звука в слове, запись букв);

Воспитывать чувство товарищества, доброжелательности.

Словарная работа:

— Обогащение и активизация словаря детей по теме «Транспорт» (грузовой, пассажирский, паром, сухогруз, лётчик-космонавт, грузовик).

Закрепление в речи навыков словообразования при помощи приставок (доехали, приехали, съехали, заехали, объехали

Оборудование: магнитно — маркерная доска, мел, подбор картинок к слову «транспорт» (танк, рыба, ананас, нож, самосвал, пальто, окунь, робот, трава), подбор картинок по теме «транспорт»; ткань синего, коричневого, голубого цветов, телевизор, мультфильм «Доктор Машинкова», мнемотаблица для разучивания стихотворения «Капитаны».

Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять

Приглашаю всех играть.

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!!!

Сегодня мы с вами будем говорить о чём, сейчас сами догадаетесь.

Присаживайтесь. (Дети садятся на ковёр). Это картинки, сейчас мы будем определять первый звук в слове. Кто сможет записать буквы на доске? (ребята не видят как вызванный ребёнок записывает буквы).

В слове торт, какой первый звук? «Т»

(Ребёнок берёт следующую карточку и говорит: в слове рыба, первый звук «Р» и т.д)

Ананас — «А»

Нож — «Н»

Самосвал — «С»

Пальто — «П»

Окунь — «О»

Робот — «Р»

Трава — «Т»

(Разворачиваем доску, читаем слово Транспорт)

Как вы догадались, сегодня будем говорить о транспорте.

Для чего нам нужен транспорт?

(говорят дети)

Помогает перевозить людей и грузы. Транспорт, который перевозит груз, он какой? (грузовой) Как называются грузовые машины? (грузовики). Какое слово прячется в этом слове? (груз). По рекам, морям плывут большие грузовые корабли, везут овощи, фрукты, игрушки, машины, различный груз. Как называются грузовые корабли? (Баржа, паром, сухогруз).

На туристических кораблях (пассажирских) плывут туристы. А кто такие туристы? (любители дальних путешествий). Многие люди стараются побыстрее добраться до места отдыха в этом помогают, как вы уже сказали самолёты. По городу помогают нам передвигаться машины, такси, автобусы, троллейбусы. Автобусы, троллейбусы, маршрутное такси, одним словом это какой транспорт? (пассажирский). Почему так называется? Какое слово прячется в этом слове?

Будем с вами мы играть,

Будем транспорт называть.

Игра (в кругу) «Назови транспорт»

Это всё вы назвали транспорт.

Транспорт делится на разные виды. Какие виды транспорта вы знаете?

(Подходим к столу, дети встают около стола.)

Игровое поле. Что может изображать голубой цвет? Это цвет неба.

Дима, что изображает коричневый цвет? (цвет земли)

Лиля назови последний цвет, и что он изображает на игровом поле?

(синий цвет, цвет воды).

Ребята, по очереди возьмите по одной карточке с изображением транспорта и найдите ей место на игровом поле.

(дети берут карточку, называют транспорт и находят место на игровом поле), Например: У меня ракета, это воздушный вид транспорта и т.д.

Лена назови воздушный транспорт.

Кто управляет самолётом?

(самолётом управляет лётчик)

Кто управляет ракетой? (Ракетой управляет лётчик-космонавт)

Сейчас будем сравнивать самолёт и ракету.

Игра «Закончи предложение»

Самолёт летит высоко, (дети отвечают по очереди) а ракета летит выше;

Самолёт летит далеко, (Валера) а ракета летит дальше.

Самолёт летит быстро, (Милана) а ракета летит быстрее;

Самолет летит большой, (Стёпа) а ракета летит больше;

Самолёт летит тяжелый, (Никита) а ракета летит тяжелее;

Самолёт летит мощный, (Вера) а ракета летит мощнее;

Самолёт летит длинный, (Максим) а ракета летит длиннее.

Андрей, назови водный транспорт. Артём, кто главный на корабле?

Капитан должен быть, каким?

Сегодня вы все капитаны, вы все умные, находчивые, смелые и т.д.

(подвожу детей к мольберту)

Присаживайтесь. (дети садятся на ковёр).

Разучивание стихотворения З. Петровой «Капитаны» (по мнемотаблице)

Водят смело капитаны

Корабли по океанам.

Интересно плавать им

По дорогам голубым.

Днём и ночью, днём и ночью

Курс прокладывают точно

И бросают якоря

В океанах и морях.

Игра «Слухачи». Нам нужно разделиться на три компании. Подумайте, при помощи чего мы разделимся на три компании? (Дети предлагают)

Ребята, какое слово загадаем слухачу. Оно должно состоять из трёх слогов. (Самолёт)

1 компания произносит слог «СА»

2 компания произносит слог «МО»

3 компания «ЛЁТ»

Слухач заходит в группу, подходит к первой, второй, третьей компании слушает и собирает слово. САМОЛЁТ и т.д. (машина, ракета)

Марк, назови наземный транспорт.

А где делают машины? Кто из вас был на автозаводе, и видел, как собирают легковые машины? А вам хотелось бы посмотреть?

Ну что, тогда вперёд на автозавод к доктору Машинковой, она нам расскажет, и покажет, как собирают машины. Берём в руки руль. Мы кто с вами? (шофёры).

Игра «Ехали –ехали» (движение с речью)

Ехали, мы ехали, до горки………(доехали),

Ехали, мы ехали до ямы……..(доехали),

Ехали, мы ехали, до речки ……..(доехали),

Ехали, мы ехали до автозавода …..(доехали),

Во двор …..(заехали), вот и ….. (приехали).

Присаживайтесь. (дети садятся на стульчики перед телевизором)

Показ мультфильма «Сборка автомобиля».

Доктор Машинкова дарит вам автомобили, и просит раскрасить их в ваш любимый цвет.

Прежде чем вы будите раскрашивать машины, попрошу вас ответить: что нового вы сегодня узнали? Что тебе Валера запомнилось? Попробуйте оценить вашу работу.

Литература:

С.Н. Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР» АСАДЕМА. М.изд.ц. «Академия» 2007

Мнемотаблица для заучивания. bib. conv docs.org/v 16185/