Игровые центры в детском саду. Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе. Игровой центр «Жилая комната»

Ирина Путивцова
Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия :

Предметно -пространственная развивающая среда в детском саду должна :

Иметь привлекательный вид;

Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

Снимать утомляемость;

Положительно влиять на эмоциональное состояние;

Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

Давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности : все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом

ФГОС

1) Социально-коммуникативное развитие :

Центр ППД

Центр пожарной безопасности

Уголок дежурств

Центр сюжетно- ролевых игр

2) Познавательное развитие :

Центр «Мы познам мир»

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

3) Речевое развитие :

Центр «Говори правильно"

Центр книги

4) Художественно-эстетическое развитие :

Уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально- театрализованной деятельности

Центр ряжения

5) Физическое развитие :

Центр физического развития

Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы , поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу , объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу .

Примерное оснащение театрального уголка группы :

1. Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок .

4. Разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона) . Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня : для воспитателя и для детей.

В музыкальных уголках должны находиться :

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки

Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Музыкально дидактические игры :

Иллюстрации -пособия типа «Лото» : карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

- Всевозможные картинки : книжки-малютки «Мы поем» , музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года» , иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате . Его наличие обязательно во всех возрастных группах , а содержание зависит от возраста детей.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем , срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Что мы помещаем в книжный уголок?

Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2-3-х экземплярах : это поможет избежать конфликтных ситуаций.

Познавательная и детская энциклопедическая литература.

Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

Детские журналы.

Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе .

Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

Наборы открыток (тематические, сюжетные) .

Настольно-печатные, речевые игры.

Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах ) .

Исходя из требований ФГОС , отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться :

Гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей ) ;

Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

Периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды .

Теоретический материал физкультурного уголка.

В младших группах :

Картотека подвижных игр;

Картотека малоподвижных игр;

Картотека физкультминуток;

Картотека утренних гимнастик;

Картотека считалок;

Иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

Символика и материалы по истории Олимпийского движения;

В старших группах к данному материалу добавляется :

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;

Практический игровой материал и оборудование :

Материал для подвижных игр;

Дидактические игры о спорте;

Пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук :

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

Пособия для игр и упражнений с прыжками : скакалки, обручи, ленты с кольцами.

Пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием : мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных .

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени :

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе .

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие

Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда , в которой проходит воспитательный процесс.

«Дизайн детской» - Дизайн в детском саду. Для успешной работы с детьми педагог организует: 2 БЛОК «Мы заглянем в каждый дом, красоту увидим в нем». Как утверждал Л.С.Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Формировать навык сотрудничества, умение работать в коллективе.

«Архитектура детских садов» - Швейцария. Максимально застеклённый нижний этаж. Типовые проекты. В помещениях, где пребывают дети, очень важен микроклимат. Дизайн детского сада от студии Solid Architecture. Наличие хорошей звукоизоляции. Архитектура детского сада. Ясли - детский сад «Жираф» в Париже на 80 человек. Экологичная архитектура.

«Группы в детском саду» - Группа «Малинка». Веселимся и играем Никогда не унываем. Очень любим выступать И на ложках поиграть. Группа «Лучик». С пеньем, рисованьем, лепкой Дружат дети очень крепко. Мы и лепим, и рисуем, И танцуем, и поем. Хорошо живется тут Нас малинками зовут. Мы в театре все играем Как артисты выступаем. Удивляют всегда нас.

«Детский сад будущего» - Инновационный садик будущего представляется детям ярко, с атрибутами естественных условий проживания живого человека. Инновационный детский сад будущего (глазами детей). Зимой бассейн закрывается железной крышей. В основном, нужна, чтобы прыгать и «освежаться» в жаркие дни. Солнечная батарея успешно преобразует солнечную энергию в электрическую и тепловую.

«Занятия в детском саду» - Умение танцевать стало потребностью повседневной жизни. Руководитель кружка – Бетина Ирина Геннадьевна. Руководитель кружка – Пономарёв Анатолий Иванович. И жду я сегодня чудесного дня. Вокально-хореографический кружок «Колокольчик». Много сил и времени затратили все сотрудники детского сада. Руководитель кружка – Шлыкова Наталья Валерьевна.

Всего в теме 17 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО МБДОУ детский сад № 12 Воспитатель: Плоцких Лариса Львовна

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС гарантирует: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка; создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОУ для детей, принадлежащих к разным общностям и социальным слоям, с различными возможностями здоровья.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной; Полифункциональной; Трансформируемой; Вариативной. Доступной; Безопасной.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Принципы конструирования предметно-пространственной среды: принцип дистанции позиции при взаимодействии; принцип активности самостоятельности, творчества; принцип стабильности- динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды); принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ); гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Примерный перечень зон для организации РППС: – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Примерная тематика центров развития: Направление развития Центры развития Социально-коммуникативное развитие - Игровой центр (центр сюжетно-ролевой игры и центр дидактической игры) «Играем сами» - Центр ПДД «Светофор» - Центр ОБЖ «01.02.03» - Центр труда (уголок дежурств). Познавательное развитие - Центр познания «Мы познаем мир»; - Мини-музей или уголок краеведения; - Патриотический уголок «Наша родина – Россия»; - Центр математического развития «Посчитай-ка»; - Центр экспериментирования (лаборатория, центр песка и воды); - Центр конструирования. Речевое развитие - Центр речевого развития; - Цент художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!») Художественно-эстетическое развитие - Центр изодеятельности «Радуга»; - Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»); - Центр музыкального творчества; - Центр театрализованной игры «Актерики». Физическое развитие - Центр физического развития «Смелые, сильные, ловкие» - Центр сохранения здоровья «Будь здоров!»

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Требования к организации центров развития: центры должны быть разграничены между собой (мебель, столы, мольберты и т.д.), но 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей; мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей; «тихие» и «шумные» центры разнесены, чтобы дети не мешали друг другу; материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, должны быть включены во все центры; материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность должны быть представлены в достаточном количестве; центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения ОД и допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в группы; для чтения, прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно «посадочных мест»; в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними; РППС в группе организована так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров; все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка; у каждого ребенка должно быть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в младшем дошкольном возрасте: Для детей младшего дошкольного возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в младшем дошкольном возрасте:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в старшем дошкольном возрасте: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте.


Пояснительная записка

С целью создания предметно - пространственной развивающей среды в группе, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования нами было переоборудовано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В результате создания предметно - пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста нами был собран материал по данному вопросу, представленный в данных методических рекомендациях.

У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании .

Насыщенность среды должна:

1. Соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.

Образовательное пространство оснащается:

1) Средствами обучения. С целью создания эмоционального фона, изменения звуковой среды, обогащения познавательного мира ребенка в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности в группе должны быть магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная доска.

2) Игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

3) Разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем обеспечивающим:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

● возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)

С целью полифункциональности пространство группы должно быть разделено (условно) на три части:

1 «Спокойная» - для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.

2) «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.

3) «Рабочая» - для организации партнерских форм занятий детей.

Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

Все части пространства должны обладать возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы должно быть «живым» и «пульсирующим», изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей. Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы - трансформеры, различные ширмы, раздвижные столы.

Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы.

Все элементы предметно - пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования. Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы должен иметь сходство с домашней обстановкой. Для этого используются ковровые покрытия, мягкая мебель, текстиль. Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим. Предпочтительнее наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.

В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным . Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступ детей младшего дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободным, функциональным, а не витринным, находится на уровне роста детей: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание) : куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п. Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

P.S. Центр для мальчиков (социально – коммуникативное развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.

В группе младшего дошкольного возраста должен быть создан центр для детей, где они получат первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомятся с природой родного края, русским бытом, костюмом, игрушкой, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия) .

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, предпочтения и привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители . И они должны стать не только помощниками воспитателей, но и активными участниками в оформлении предметно-развивающей среды, конструкторами и дизайнерами группы.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО, отображая их во всех центрах (см. Приложение). Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

Приложение

Перечень оборудования, пособия, игр для развивающих центров

в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО

Физическое развитие

Двигательный центр «Юные спортсмены»

  • Балансир в виде доски на полукруглом основании для балансировки
  • Мешочки для метания
  • Комплект элементов полосы препятствий
  • Кольцеброс
  • Комплект разноцветных кеглей
  • Скакалка детская
  • Мячи резиновые (комплект)
  • Обруч пластмассовый малый
  • Палка гимнастическая

Центр здоровья

  • Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
  • Схема: «Как правильно чистить зубы»
  • Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
  • Дидактические игры:«Составь портрет», «Какую пользу приносят?», «Угадай настроение», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»
  • Навесное пособие для развития дыхания, султакчики.

Познавательное развитие

Центр математики «Я учусь считать»

  • Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр и т.д.)
  • Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
  • Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
  • Блоки Дьенеша.
  • Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)
  • Часы с круглым циферблатом и стрелками.

Центр конструктивной деятельности«Маленькие строители»

  • Крупный строительный конструктор.
  • Средний строительный конструктор
  • Конструкторы «Лего»
  • Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей.
  • Мозаика с картинками - образцами
  • Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
  • «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.
  • Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

  • Набор пластмассовый для экспериментирования (Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры; Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, ёмкости разной вместимости и т.д.)

Центр экологии и труда «Экология и природа».

  • Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки.
  • Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
  • Картина сезона, модели года и суток.
  • Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
  • Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?»"Парные картинки", "Животные" и т.д.
  • Наборы объемных и плоских игрушек "Ферма", «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»
  • Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Речевое развитие

Речевой центр «Говори красиво»

  • Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.
  • Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).
  • Наборы парных картинок из 6-8 частей
  • Карточки на произнесение согласных звуков
  • Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
  • Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.

Центр книги «Библиотека юного читателя»

Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

Детские книги по программе, любимые книжки детей.

Портреты детских писателей

Художественно – эстетическое развитие

Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»

Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

Раздаточный материал для художественного творчества (Карандаши, краски, кисти, альбомы и т.д.)

Центр музыки «Веселые нотки».

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д.

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

Аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).

Центр театра «В гостях у Сказки»

Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)

Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

Социально – коммуникативное развитие

Центр игры: «Мы играем»

Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр.

Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.

Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»

Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин».

Штурвал для ролевой игры "Моряки".

Центр безопасности

Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике.

Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.

Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».