Любовь к родине или нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Инновационный проект «духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан россии эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка

Тезисы к выступлению на дискуссионной площадке для педагогов научно-практической конференции в рамках Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».

Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, музыки, устного народного творчества и т. д.

Оно является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, следовательно, и ДОУ. Основная цель ДОУ - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем приобщение к культурному наследию нашего народа и создание условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Актуальность данной проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется совершенствование и обновление практики и поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения к культуре и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.

Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраставключает в себя: развитие интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций, фольклором, играми.

Воспитательно – образовательный процесс по данному вопросу строится на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.

Принципы работы : учета возрастных особенностей и концентричности, развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности, тематического планирования материала, наглядности, системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности

Формы и методы работы включают в себя все виды деятельности, которые сочетаются с фольклором, искусством и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; з накомство с праздниками и проведение некоторых из них , с жизнью православных святых и защитниках земли русской; экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с архитектурой, иконографией; прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах.

В НОД и проводимых мероприятиях применяется метод интеграции, что создает атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации работы в данном направлении.

Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.

Критериями оценки объективной результативности выступают в качестве обобщенных оценочных показателей - количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные - толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде;обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала детей .

В результате работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом. Формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

Таким образом, средствами культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.
Литература
1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988

5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984

Дошкольное детство – важный этап в формировании личности и её нравственной сферы. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма, духовности и гражданственности.

В современном мире возрождение патриотизма можно считать первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, фундаментом общественной и государственной системы, составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.

Программа является инструментом реализации образовательной политики государства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, отраженную в главных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Суть духовно-нравственного и патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родному дому, семье, природе, истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, возродить духовность, бережно отношение и гордость за достижения Родной страны.

Работу по духовно-нравственному патриотическому воспитанию в МКДОУ детский сад № 325 педагоги начали с создания развивающей предметно-пространственной среды.

Во всех группах были оборудованы патриотические уголки, центры русского быта, творческие мастерские, уголки ряжения. Создана модель русской избы, макеты, лепбуки, разработано перспективное планирование по данному направлению работы, подобран разнообразный демонстрационный и наглядно-дидактический материал (картинный материал, тематические альбомы, наборы открыток, фотографий).

Педагоги детского сада создали картотеки подвижных и словесных народных игр, медиатеку тематических презентаций и музыкального материала для ознакомления детей с историей родного края, достопримечательностями, народными праздниками и традициями.

Центры театрализованной деятельности пополнились новыми видами театра для инсценировок русских народных сказок.

В центрах художественной литературы был систематизирован материал по направлениям «Моя Родина», «Мой город», «Моя семья», «Русские писатели детям», «Русские народные сказки» и др.

Основная форма работы в дошкольном учреждениипознавательное занятие, в процессе которого дети имеют возможность узнать о своем родном городе, истории своей страны, культуре и обычаях русского народа.

Тематические занятия воспитатели проводят с использованием специальной наглядности, применением интерактивных форм работы, компьютерных презентаций, которые значительно обогащают детское восприятие. В процессе познавательной деятельности педагоги решают комплекс образовательных и воспитательных задач: формирование толерантности, уважение к культуре и традициям своего народа, культуре других народов нашей большой многонациональной страны, формирование чувства принадлежности к мировому сообществу, желание лично заботиться о культурном наследии родного края.

Используя разнообразные формы работы с детьми (целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, проектную деятельность), педагоги не только воспитывают в ребёнке патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Продуктивной формой работы с дошкольниками по праву можно считать организацию и проведение экскурсий и целевых прогулок, которые несут в себе высокий познавательный потенциал, подкрепленный детским эмоциональным восприятием. Педагоги детского сада регулярно совершают с детьми реальные и виртуальные путешествия по городу Новосибирску и просторам родной страны, показывая живописные уголки, богатый природный мир, достопримечательности нашей Родины.

Русские сказки – сокровищница народной мудрости. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают у детей нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. А.С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, писал он, это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок». В нашем детском саду стало доброй традицией не только читать детям русские сказки, но и инсценировать их, давая детям возможность глубже прочувствовать характер и отношения героев, понять смысловое содержание сказки, пробудить в ребенке сопереживание, эмоциональный отклик.

Эмоциональное восприятие окружающей действительности находит отражение в рисунках и творческих работах детей. В творческих центрах и ИЗО студии дети знакомятся с русскими промыслами, учатся изображать родную природу, сюжеты русских сказок, расписывают игрушки и предметы быта по мотивам народной росписи.

Приобщение дошкольников к культуре родной страны и своего народа осуществляется в процессе проведения тематических праздников и развлечений: «Сороки», «Русские посиделки», «Посвящение в богатыри», «Колядки», «Масленица» и др.

Воспитание духовной личности возможно только совместными силами семьи, образовательного учреждения и государства. Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, вовлечения родителей в образовательную деятельность педагоги используют педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых на основе приемов поисково-исследовательской деятельности. Метод проектов, как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. В процессе самостоятельной деятельности дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

В конечном счете, осуществляя целенаправленный процесс, мы стремимся к определенном результату. В нашем случае – это новообразования дошкольного детства, которые станут прочным фундаментом духовной, нравственной личности.

Патриотизм в современных условиях это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, сохранение культурной самобытности русского народа. Поэтому только планомерная целенаправленная деятельность педагогического коллектива, семьи и социума поможет добиться позитивной динамики в духовно-нравственном и патриотическом воспитании, сформировать у детей зачатки самосознания истинных патриотов своей Родины.

Литература:

1. Ветохина А.Я. Нравственно-партиотическое воспитанеие детей дошкольного возраста /А. Я. Ветохина - СПб.: Детство-Пресс, 2015.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1989.

3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.. – М.: АСТ, 1995.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/ утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751.

Особенности формирования

нравственно – патриотических качеств

у детей дошкольного возраста

«Детство-каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». (В.А. Сухомлинский)

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.




Задачи нравственно-патриотического воспитания

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • формирование элементарных знаний о правах человека;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;

  • воспитание уважения к труду;

  • воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);

  • воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений;

  • становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.



Принципы:



Возрастные особенности нравственного развития дошкольников
  • раннее детство (до 6,5 лет)- «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка (спонтанность выражения чувств, эмоциональная бесконфликтность, подверженность быстрым сменам одномоментных впечатлений, свобода выражения чувств);

  • пик развития моральных качеств, которые уменьшаются с возрастом: душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность, сострадание ;

  • отношение к окружающему миру: представления о нем носят одушевленный характер-весь мир для ребенка полон жизни;

  • дошкольное детство-период наибольшей обучаемости и податливости педагогическим влияниям;

  • повышенная восприимчивость к социальным воздействиям, подражаемость;

  • потребность в общении-важная социальная потребность;

  • врожденная привязанность к близким, эмоциональная зависимость от взрослых.


Формы работы



Средства нравственно-патриотического воспитания



Методы и приемы



Механизм нравственного становления личности:



Условия реализации
  • создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.)

  • опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);

  • эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;

  • взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

  • организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);

  • сотрудничество с семьей


Ожидаемые результаты

Становление личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • знает народные игры и играет в них;

  • использует в активной речи фольклор;

  • умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами;

  • осмысленно и активно участвует в проведении календарно-обрядовых праздниках;

  • знаком с былинными и сказочными героями, узнает их в произведениях изобразительного искусства;

  • знает государственную символику;

  • умеет различать изделия народных промыслов;

  • знает историю родной улицы, города, края;

  • знает свои права и обязанности;

  • проявляет заботу о сверстниках и взрослых;

  • трудолюбив



«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С.Михалков



Литература:

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети.- М., 1985.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. -М., 1990.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.

Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.

Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2012.



Опыт работы воспитателя ДОУ. Индивидуализация личности

В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Поэтому идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивает, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг. », утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Исследования проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашли свое отражение в работах Н. В. Алешиной, А. А. Зеленовой, JI.B. Логиновой, М. Д. Маханевой и др. Одной из главных задач является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность». Воспитание толерантности, сегодня, является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен». Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Методические материалы по темам:
«Я и моя семья»
Игровые ситуации: «Порадовать маму, как это просто» развивать умение понимать чувства другого человека. Воспитатель предлагает одному ребенку взять на себя роль мамы, а другому ребенка. Разыгрывание ситуаций: «Мама болеет, «Мама пришла с работы» и т.д.
Игровое упражнение: «Мои желания» способствовать осознанию своего самочувствия, настроения, желаний.
Продуктивная деятельность:«Моя семья» составление генеалогического древа семьи. Воспитатель предлагает ребятам дома, совместно с родителями, найти фотографии и составить генеалогическое древо, потом принести свои древа в группу и рассказать другим ребятам о своей семье.
Урок доброты: «Как поделить печенье», «Почему ты грустишь, мама?»
Пантомима «Я мыл посуду и уронил чашку», «Я съел много конфет» и т.д. Воспитатель говорит детям о том, что они сейчас будут актерами и им нужно сыграть роль.
Игра – имитация «Поссорились-помирились» развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость. Воспитатель предлагает детям разыграть ситуации: «одна шоколадка. Как разделить между несколькими детьми»
Схема – обязанностей «Быт моей семьи» воспитатель спрашивает детей, как они помогают дома, и предлагает сделать шпаргалки – помощники.
Рисование своего портрета ребенок рассказывает, каким он себя видит на большом листе бумаги, используя разные техники и художественный материал, каждый ребенок рисует свой портрет
Уроки доброты «Глядя в зеркало» способствовать чувству доверительности, открытости. Ребенку предлагается посмотреть в волшебное зеркало, и показать с помощью мимики свои чувства в разных ситуациях («У меня день рождение», «Я болею» и т.д.)

Практика показывает, что целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо вести в следующих направлениях:
- духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста;
- развитие представлений о народной культуре.
Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста включают в себя следующие задачи:
- формирование представлений о добре и зле, справедливости, отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста;
- обогащение практического нравственного поведения дошкольников через игровые методы и приемы;
- обеспечение психологического и нравственного здоровья дошкольников;
- познание окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя следующие понятия :
- Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Главная цель третьего направления - это формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации цели были определены следующие задачи:
- приобщить детей к истокам русской народной культуры;
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- использовать все виды фольклора как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное проведение календарных праздников.
Особое внимание мы уделяем использованию фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). Так как именно в устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Важное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников должны быть включены во все виды детской деятельности. Иными словами, необходима интегративность воспитания, которая включает:
- беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира;
- чтение и обсуждение художественных произведений как универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы;
- музыка, живопись, поэзия как духовная основа творчества.
- сюжетно-ролевые игры с проблемными ситуациями;
- имитационные игры;
- интерактивные игры;
- обыгрывание и моделирование проблемных ситуаций;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- проведение турнира знатоков.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Литература
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Кокина Лариса Константиновна

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада №15 «Ручеек»

Россия, Нижегородская область, город Сергач.

Аннотация: Статья посвящена духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности дошкольников. Представлен личный опыт по формированию личностных качеств детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

Ключевые слова: духовно-нравственное, патриотическое, воспитание, дошкольники, музыка, музыкальная деятельность.

Music as means of formation of spiritual and moral and patriotic qualities of the identity of preschool children

Kokina Larisa Konstantinovna

musical director of the highest qualification category

MBDOU kindergarten №15 "Trickle»

Russia, Nizhny Novgorod region, Sergach.

Annotation: the Article is devoted to spiritual, moral and Patriotic education in the process of musical activity of preschool children. Personal experience on formation of personal qualities of children of preschool age on musical occupations, holidays and entertainments is presented.

Key words: spiritual and moral, Patriotic education, preschool children, music, musical activity.

«В душе и сердце ребенка должны быть поселены святые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремление к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения... »

Шалво Амонашвили

Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности ребенка. Именно в дошкольном детстве формируется внутренняя система общечеловеческих ценностей, которая ляжет в основу всей дальнейшей жизни ребенка.

Духовно-нравственное воспитание человека – процесс трудный и долгосрочный. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая должна проходить в совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Музыкальное искусство является богатейшим и действенным средством духовно-нравственного воспитания, обладает большой силой воздействия и воспитания чувств человека. Музыка наилучшим способом позволяет развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – благодарная и вместе с тем важная задача.

Музыкальный руководитель детского сада формирует у ребенка - дошкольника основы музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности. Для достижения поставленной цели, через организацию музыкальной образовательной деятельности решаются следующие задачи:

Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с произведениями музыкального искусства и фольклором;

Накапливание опыта восприятия народной музыки;

Воспитание духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому, детскому саду, к родному краю, родной стране; культуры поведения средствами музыкально-эстетической деятельности. [ 1, 13 ]

Для решения этих задач используются формы работы: праздники и развлечения, комплексные занятия в основе которых лежат литературные, музыкальные и художественные произведения отечественных авторов и произведения устного народного творчества, беседы - концерты, родительские собрания и конференции, литературно-музыкальные гостиные.

В музыкальном зале детского сада созданы условия для формирования и развития основ музыкальной культуры и творческих способностей детей. В наличии имеются записи классических музыкальных произведений, произведений русского народного творчества, детские песни, портреты композиторов, дидактические игры, презентации по ознакомлению детей с народным творчеством, с народными обрядовыми праздниками и обычаями, с русской природой, и также с современными патриотическими праздниками. Методический материал постоянно обновляется и пополняется новыми разработками. Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала соответствует ФГОС ДО.

Работа строится поэтапно, согласно возрастным особенностям детей, строго соблюдая содержание воспитательно - образовательного процесса МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк».

Активное формирование духовно-нравственных качеств начинается с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте посредством прослушивания песен, разучивания характерных танцев и музыкальных игр формируются знания о семье, доме и детском саде. К среднему возрасту происходит активная социализация, расширяются знания об окружающей жизни, о своей малой Родине. Большое внимание уделяется здесь традициям и обычаям, самобытности и национальному колориту родного края.

В старшем возрасте формируется гражданская позиция ребенка, приобщение к музыкальной культуре родной страны, воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию.

Большие потенциальные возможности духовно-нравственного и патриотического воздействия заключаются в народном творчестве. Фольклор ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, бытом и трудом русского народа, с бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

Произведения народного музыкального творчества, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Народные песни способствуют развитию у детей младшего возраста первоначальных певческих навыков.В старшем возрасте их можно использовать в качестве распевания. Большое разнообразие народной музыки широко используется для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, инсценировок. Так же она постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

С целью формирования у дошкольников любви к малой родине, в план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент - знакомство с татарским и мордовским музыкальным творчеством - это вариативная часть основной общеобразовательной программы.

Одним из средств реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания стало проведение народных праздников. Праздники проходят в игровой форме, где дети закрепляют знания с декоративно-прикладным искусством: дымкой, хохломой, гжелью, русской матрешкой. Большое изобилие народных игр, плясок и хороводов не дают заскучать ни взрослым, ни детям. Гости, родители и дети являются непосредственными участниками мероприятий ДОУ.

Празднование государственных праздников России также является неотъемлемой частью воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств дошкольников: день защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, день России, день народного единства, день матери. Они способствуют развитию у детей дошкольного возраста чувства гордости за свою Родину.

Доброй традицией стала ежегодная ярмарка «Сергачский перезвон», которая проводится в виде родительской конференции и является подведением итогов прошедшего учебного года. Сценарий конференции строится на взаимосвязи народной культуры и семейных традициях.

Праздники формируют у детей представление о праздничной культуре, знакомят с традициями празднования, приобщают к общечеловеческой культуре. На этой основе у дошкольников воспитываются моральные, нравственные качества, художественный вкус, формируется активная жизненная позиция. [ 1, 304 ]

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

По словам Д.Д. Шостаковича «...Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества...» [ 1, 12 ]

Используемая литература:

1. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»