Комплексные программы дошкольного образования: программа «из детства в отрочество» под редакцией т.н.дороновой. Программа для родителей и педагогов, которая называется «Из детства в отрочество Программа из детства в отрочество доронова

Просмотров: 21099

Страница 1 из 2

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готов­ности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплекс­ной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с 6 лет. Ей по­священо множество исследований и монографий (В. С. Мухи­на, Е. Е. Кравцова, Г. М. Иванова, Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова и др.).

В качестве составных компонентов психологической готов­ности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.

Личностная, или мотивационная, готовность к школе вклю­чает стремление ребенка к новой социальной позиции школьни­ка. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как к ученику. В известной работе Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С. Сла­виной (1951) было показано, что к концу дошкольного детства стремление ребенка в школу побуждается широкими социальны­ми мотивами и конкретизируется в его отношении к новому социальному, «официальному» взрослому - к учителю.

Фигура учителя для 6-7-летнего ребенка исключительно важ­на. Это первый взрослый, с которым ребенок вступает в обще­ственные отношения, не сводимые к непосредственно-личным связям, а опосредованные ролевыми позициями (учитель-ученик). Наблюдения и исследования (в частности, К. Н. Поливановой) показывают, что любое требование учителя шестилетки выпол­няют с готовностью и охотно. Симптомы трудновоспитуемости, описанные выше, возникают только в привычной обстанов­ке, в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Родители не являются для ребенка носителями нового образа жизни и новой социальной роли. Только в школе вслед за учителем ребенок го­тов исполнить все, что требуется, без всяких возражений и об­суждений.

В исследовании Т. А. Нежновой изучалось формирова­ние внутренней позиции школьника. Эта позиция, согласно Л. И. Божович, является главным новообразованием кризис­ного периода и представляет собой систему потребностей, свя­занных с новой общественно значимой деятельностью - уче­нием. Эта деятельность олицетворяет для ребенка новый, более взрослый образ жизни. В то же время стремление ребенка за­нять новую социальную позицию школьника далеко не всегда связано с его желанием и умением учиться.

Работа Т. А. Нежновой показала, что школа привлекает мно­гих детей прежде всего своими формальными аксессуарами. Та­кие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни - портфель, тетрадки, отметки, некоторые из­вестные им правила поведения в школе. Желание учиться в шко­ле для многих шестилеток не связано со стремлением к измене­нию дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них -это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспек­ты школьной действительности.

Интересный подход к пониманию готовности к школе осу­ществлен в работе А. Л. Венгера и К. Н. Поливановой (1989). В этой работе в качестве главного условия школьной готовнос­ти рассматривается способность ребенка выделить для себя учеб­ное содержание и отделить его от фигуры взрослого. Авторы по­казывают, что в 6-7 лет ребенку открывается лишь внешняя, формальная сторона школьной жизни. Поэтому он тщательно старается вести себя «как школьник», т. е. сидеть ровно, подни­мать руку, вставать во время ответа и пр. Но что говорит при этом учитель и что нужно отвечать ему - не так уж важно. Для ребенка седьмого года жизни любое задание вплетено в ситуа­цию общения с учителем. Ребенок видит в нем главное действу­ющее лицо, часто не замечая самого учебного предмета. Глав­ное звено - содержание обучения - при этом выпадает. Задача учителя в этой ситуации состоит в том, чтобы представить ре­бенку учебный предмет, приобщить его к новому содержанию, от­крыть его. Ребенок должен увидеть в учителе не просто уважае­мого «официального» взрослого, а носителя общественно выработанных норм и способов действия. Учебное содержание и его носитель - учитель - должны быть разделены в сознании ребенка. В противном случае даже минимальное продвижение в учебном материале становится невозможным. Главным для такого ребенка остаются отношения с учителем, его цель - не решить задачу, а угадать, чего хочет учитель, чтобы угодить ему Но поведение ребенка в школе должно определяться не его от­ношением к учителю, а логикой учебного предмета и правила­ми школьной жизни. Выделение предмета обучения и отделение его от взрослого является центральным моментом умения учить­ся. Без этой способности дети не смогут стать учениками в соб­ственном смысле слова.

Таким образом, личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы - «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познава­тельные интересы к тому содержанию, которое предлагает учи­тель. Но сами эти интересы у 6-7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учеб­ной мотивации остается ключевой.

Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рас­сматривается как волевая готовность к школе. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

Д. Б. Эльконин описывает такой интересный экспери­мент. Взрослый предлагал ребенку разобрать кучу спи­чек, осторожно перекладывая их по одной в другое мес­то, а потом уходил из комнаты. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с этой задачей вопреки своему непосредственному желанию пре­кратить это не слишком увлекательное занятие. Дети 6-7 лет, которые были готовы к школьному обучению, скрупу­лезно выполняли эту трудную работу и могли сидеть за этим занятием целый час. Дети неготовые к школе некото­рое время выполняли это бессмысленное для них задание, а потом отказывались от него или начинали строить что-то свое. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуа­цию вводилась кукла, которая должна была присутство­вать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым зада­ние. Введение куклы как бы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации учебный, новый смысл. Таким образом, за выполнением правила, считал Эльконин, лежит система отношений меж­ду ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются лишь в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и наконец, правило, заданное взрослым-учи­телем, становится внутренним регулятором действий ребенка. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" правила, способность ру­ководствоваться им самостоятельно.

Для выявления этой способности существует множество ин­тересных методик, которые используются для диагностики го­товности ребенка к школе.

Л. А. Венгер разработал диагностически ценную мето­дику, в соответствии с которой дети должны нарисовать узор под диктовку. Для правильного выполнения этого задания ребенок должен усвоить и ряд правил, которые ему предварительно объяснили, и подчинять свои дей­ствия словам взрослого и этим правилам. По другой мето­дике детям предлагается раскрасить елочку зеленым ка­рандашом так, чтобы оставить место для елочных игрушек, которые будут рисовать и раскрашивать другие дети. Здесь ребенку необходимо удерживать в памяти заданное прави­ло и не нарушать его при выполнении привычной и увлека­тельной для него деятельности - не рисовать елочные игрушки самому, не закрашивать всю елку зеленым цве­том и пр., что достаточно трудно для шестилетки.

В этих и других ситуациях ребенку необходимо остано­вить непосредственное, автоматическое действие и опосредовать его принятым правилом.

Обучение в школе предъявляет серьезные требования к по­знавательной сфере ребенка. Он должен преодолеть свой дош­кольный эгоцентризм и научиться различать разные стороны действительности. Поэтому для определения школьной готов­ности обычно используют задачи Пиаже на сохранение количе­ства, которые ясно и однозначно выявляют наличие или отсутствие познавательного эгоцентризма: переливание жидкости из широкого сосуда в узкий, сравнение двух рядов пуговиц, распо­ложенных с разными интервалами, сравнение по длине двух ка­рандашей, лежащих на разном уровне и др.

Ребенок должен видеть в предмете его отдельные стороны, параметры - только при этом условии можно переходить к пред­метному обучению. А это, в свою очередь, предполагает овладе­ние средствами познавательной деятельности: сенсорными эта­лонами в сфере восприятия, мерами и наглядными моделями и некоторыми интеллектуальными операциями в сфере мыш­ления. Это дает возможность опосредованного, количественного сравнения и познания отдельных сторон действительности. Ов­ладевая средствами выделения отдельных параметров, свойств вещей и своей умственной деятельности, ребенок осваивает об­щественно выработанные способы познания действительнос­ти, что и составляет существо учения в школе.

Важным аспектом умственной готовности к школе являют­ся также умственная активность и познавательные интересы ребенка: его стремление узнать что-то новое, понять суть на­блюдаемых явлений, решить умственную задачу. Интеллекту­альная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в их учебной деятельности. Учеб­ное содержание и учебная задача должны быть не просто выде­лены и поняты ребенком, но должны стать мотивом его соб­ственной учебной деятельности. Только в этом случае можно говорить об их усвоении и присвоении (а не о простом выпол­нении заданий учителя). Но здесь мы возвращаемся к вопросу о мотивационной готовности к школе.

Таким образом, разные аспекты школьной готовности оказы­ваются связанными между собой, и связующим звеном является опосредствованность различных аспектов психической жизни ребен­ка. Отношения со взрослым опосредуются учебным содержанием, поведение - заданными взрослым правилами, а умственная дея­тельность - общественно выработанными способами познания действительности. Универсальным носителем всех этих средств и их «передатчиком» в начале школьной жизни является учитель, который на этом этапе выступает как посредник между ребенком и более широким миром науки, искусства, общества в целом.

«Потеря непосредственности», которая является итогом дош­кольного детства, становится предпосылкой для вхождения в но­вый этап развития ребенка - школьный возраст.

Задание 1

Программа «Радуга»

Авторы: Соловьева Е.В., ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования. Кандидат педагогических наук, доцент. Возрастной психолог.

Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Якобсон С.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО; Гербова В.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общего образования России. Область исследований - методика развития словаря, связной речи, содержание и методика занятий по развитию речи детей дошкольного возраста; Грибовская А.А., педагог, методист, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского Института Открытого Образования; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».



«Радуга» - первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.

Программа «Радуга» отличается от представленных на рынке аналогичных программ рядом уникальных преимуществ:«Радуга» - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.«Радуга» - проверенная на практике надежная программа, которая располагает обширным многолетним опытом успешного использования не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.«Радуга» - программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.«Радуга» - развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.«Радуга» - программа, адресованная массовому детскому саду .

Программа задумана и реализована как:

· комплексная , т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;

· массовая , т.е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания;

· личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.

Программа «Радуга» направлена на достижение трех основных целей : сохранять и укреплять здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа является современной интегративной программой , реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

«Радуга» соответствует принципу развивающего образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные задачи и достигать поставленных целей на разумном минимальном необходимом материале, не допуская перегруженности детей; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Важно, что в «Радуге» в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка отражен принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса . Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника - игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

В новом варианте программы предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы соответствует областям «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшей полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению.

Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

«Радугу» отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе.

Научный руководитель программы Елена Викторовна Соловьева. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко.

Авторским коллективом разработан учебно-методический комплект, позволяющий грамотно проводить работу с детьми: Методические руководства для воспитателей по каждой возрастной группе. Комплект методических пособий по основным видам деятельности с конспектами занятий. Развивающие книги, учебно-наглядные пособия и дидактические альбомы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа на протяжении 15 лет широко используется в разных регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.

По согласованию с научным руководителем программно-методического комплекса «Радуга» Е.В. Соловьевой в качестве инструментария для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов при реализации дошкольными образовательными учреждениями программы «Радуга» могут быть использованы пособия: Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе».И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова, Е.К. Ягловская. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал».

Программа «Из детства – в отрочество»

Авторы: Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».

«Из детства - в отрочество» - первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет родителям увидеть мир с позиции ребенка, проявить заинтересованность в действиях малыша. Кроме того, совместная деятельность родителей и детей повысит качество образования детей и позволит использовать потенциальные возможности каждого ребенка.

Программа «Из детства - в отрочество» - комплексная и определяет задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям - «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада оценить здоровье каждого ребенка и выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (его инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Программа создана большим авторским коллективом - это психологи, педагоги-методисты, дефектолог, филолог, музыкант, медики. Руководитель программы Татьяна Николаевна Доронова. Для реализации программы разработан комплект учебно-наглядных и методических пособий по разным направлениям деятельности ребенка-дошкольника, планированию и организации педагогической работы в дошкольном учреждении, развитию и воспитанию ребенка в семье. Предлагается литература для всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по изобразительной деятельности, физической культуре, иностранному языку, методистов, руководителей ДОУ, медицинских работников.

Программа прошла широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России, получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.

Автор: Т. Н. Доронова и др. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательнообразовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Задачи по 2 направлениям: «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенности программы Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Оно обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемнопоисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. - М.: Просвещение, 2006.

ВВЕДЕНИЕ

Вы держите в руках необычную книгу. Это программа для родителей и педагогов, которая называется «Из детства - в отрочество».


В название программы авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами.
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Период отрочества закрепляет достижения детства и использует их. При этом педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребенка и в детстве, и в отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном, подростковом возрасте. Правильно построить взаимоотношения с подростком трудно, а зачастую и невозможно, если они не сложились гораздо раньше - в детстве.
гораздо раньше - в детстве.
Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родителями , воспитателями и учителями начальной школы.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа маму за руку, он доверчиво протягивает свою маленькую, теплую ладошку воспитателю.
С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится и легче, и труднее. Легче, если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома. А детский сад, в свою очередь, будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе. Труднее идти по дороге дошкольного детства станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением.
И если воспитатели обратят на это внимание, а родители отмахнутся от них и не примут участия в их разрешении, то в школе их ждут самые печальные последствия. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны семьи и детского сада, невнимание к его здоровью и физическому развитию с самого раннего возраста.
Это вовсе не означает, что для большинства таких детей требуется серьезная коррекция личностного развития, которую может оказать только специалист. Своевременно им можно было помочь только силами семьи и детского сада. И в этой работе особая роль принадлежит родителям.
В первую очередь это связано с тем, что в дошкольном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка. И если они не будут поддерживать действия воспитателей или станут противоречить им, то многие усилия педагогов могут оказаться напрасными. Но этого недостаточно. Важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали ему добиться нужного результата.
Немаловажным является и тот факт, что воспитатели не будут рядом с малышом на протяжении всего периода детства. На пороге школы они с грустью попрощаются с ним, и следующий ответственный отрезок пути своего детства ребенок должен будет пройти со своими родителями и учителем начальной школы. Сделать это будет значительно легче, если усилия родителей и учителей объединятся. И теперь для этого есть серьезные предпосылки.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобрели опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Как следствие, в дальнейшем будет полностью исключено традиционное положение дел, когда родителям отводится роль восхищенного зрителя, комментатора или болельщика, с тревогой ожидающего очередного результата.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:
преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное - не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
знать его сильные и слабые стороны и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе - неумеха);
проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке;
понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого с ребенком должны быть хорошие, доверительные отношения и искреннее желание участвовать в его делах, радостях и горестях.
В итоге общение с учителем как в начальной, так и в средней школе не вызывает затруднений у родителей. Они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Понимание родителями процессов развития, происходящих с их ребенком, и своевременное вмешательство в них позволит намного эффективнее решать задачи, связанные с формированием здоровья, осуществлять профилактику ранних отклонений в его развитии.
Кроме того, совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении раннего и дошкольного детства, а затем и в начальной школе позволит повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка.
Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе не с каждым участником этого процесса - отдельно родителями и воспитателями, а одновременно со всеми вместе.
Для того чтобы воспитатели дошкольных образовательных учреждений могли взаимодействовать с родителями, и была создана программа «Из детства - в отрочество».
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства.
Конвенция ООН о правах ребенка признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
воспитание;
развитие;
защиту;
активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу 15 сентября 1990 года; и таким образом в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции стала составной частью правовой системы Российской Федерации.
Отдельные права детей и обязанности родителей были закреплены в Конституции Российской Федерации, в Гражданском и Семейном кодексах. Был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В ст. 63 Семейного кодекса РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством в ст. 43 Конституции и конкретизируется в ст. 18 Закона «Об образовании», которая целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. В них указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности.
К основным, наиболее важным положениям этих документов, которые нашли отражение в программе для родителей и педагогов «Из детства - в отрочество», относятся:
право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Программа «Из детства - в отрочество» комплексная и охватывает возраст от 1 года до 7 лет.
В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям - «Здоровье» и «Развитие».
Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие.
Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения с раннего возраста вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.
Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на:
развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);
приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель - привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным с воспитанием, здоровьем и развитием детей, и обосновать необходимость использования определенного содержания образования.
Авторы понимают, что у родителей нет сил и времени для работы с большим по объему научным материалом. Поэтому постарались в вводной части программы как можно короче и доступнее изложить только те психолого-педагогические условия, которые необходимы для реализации непрерывного образования, т. е. плавного, безболезненного перехода ребенка из групп раннего возраста в дошкольные, из дошкольного образовательного учреждения в школу.
В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении, для того чтобы обеспечить формирование здоровья, воспитание и полноценное развитие ребенка на этапе раннего и дошкольного детства.
Для реализации программы создан комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребенком.
При желании каждый родитель может более подробно изучить интересующий его вопрос, познакомившись со всем комплектом методических материалов полностью, который, кроме данной программы, включает пособия по:
оптимизации здоровья детей;
воспитанию и развитию детей раннего возраста;
физической культуре;
развитию речи;
художественной литературе;
познавательному развитию;
математике;
игровой деятельности;
изобразительной и продуктивной деятельности;
музыке;
театрализованной деятельности;
взаимодействию ДОУ с семьей;
созданию предметно-игровой среды;
элективным (по выбору) программам.
В комплекте методических пособий к программе полностью дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа их продвижения, независимо от уровня исходной подготовленности.
Для того чтобы добиться желаемого результата в работе по программе, родителям и педагогам необходимо:
осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг к другу;
помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь ;
педагогам - воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил, для того чтобы они росли и были счастливы;
родителям - внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы;
педагогам - учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
родителям и педагогам - изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательном учреждении;
родителям и педагогам - проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, сооружения из песка, строительного материала, поделки из бумаги, лепка, рисунок и т. п.). Восхищаться его инициативой и самостоятельностью , что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
родителям и педагогам - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
педагогам - регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
всем участникам педагогического процесса внимательно изучить нашу программу и комплект пособий, обсудить их содержание и выработать свою стратегию и тактику работы с детьми.
В течение восьми лет наша программа и комплект методических пособий проходили широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
Авторы выражают искреннюю признательность всем родителям и педагогам, которые, реализуя идею взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, добились высоких результатов в воспитании и развитии своих детей не только в детском саду, но и в школе.
Вполне возможно, что наш первый опыт по созданию единой программы для родителей и педагогов окажется в чем-то несовершенным. Авторский коллектив с благодарностью примет и рассмотрит все замечания и обязательно постарается учесть их в своей дальнейшей работе.

ЗДОРОВЬЕ


Умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения.
Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их несовершенна.
В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приемы и методы реализации этих задач иные , чем в работе с детьми дошкольного возраста. Они определяются возрастными особенностями детей.
Преддошкольный период - с 1 года до 3 лет - отличается от грудного возраста тем, что энергия роста (по сравнению с первым годом) заметно замедляется. Быстро созревают центральная и периферическая нервные системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Этот период крайне важен для дальнейшего развития человека: системы условно-рефлекторных связей, выработанные в первые 3-5 лет, закрепляются особенно прочно и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост - на 1 см. Это усредненные данные, на которые мы ориентируемся, взвешивая и измеряя ребенка.


На третьем году жизни темпы физического развития еще более замедлены, за целый год в среднем прибавка в весе составляет 2-2,5 кг, в длине - 7-8 см. Это естественно, так как значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.
Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Он умеет сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время - до 10-15 мин. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память на события, произошедшие несколько месяцев назад. Стремительно улучшается речь, накапливается все больший словарный запас.
Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.
Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.
Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.
Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты, поэтому позыв к мочеиспусканию слабый. Не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки (если вы не пользуетесь памперсами), навык опрятности у большинства детей формируется к 3 годам, когда они своевременно реагируют на переполнение мочевого пузыря.
Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети уже готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие - только после третьего года жизни.
Период преддошкольного возраста - период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.
Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы некоторые ограничения в питании (при наличии факторов риска в анамнезе), а также различные мероприятия по профилактике простудных заболеваний в ответ на неблагоприятную метеорологическую обстановку.
Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются еще довольно часто, но протекают в большинстве случаев легче, чем у детей первого года жизни.
Для детей характерна эмоциональная лабильность - быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия - в капризы, радости - в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.
Преддошкольный возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.
Быстро развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне этих процессов часто развиваются воспалительные процессы - аденоидит, тонзиллит, лимфаденит. У детей данного возраста очень часто встречается такая патология, как увеличение периферических лимфоузлов («шейная цепочка», заушные железы, частые насморки, частые ОРВИ). К концу второго года жизни прорезываются все молочные зубы.
В связи с тем что контакты с другими детьми и взрослыми расширяются, а собственный приобретенный иммунитет еще не достиг должного напряжения, наиболее частой патологией являются острые детские инфекции (скарлатина, дифтерия, эпидпаротит, корь и др.).
Важнейшие профилактические мероприятия в связи с этим - активная и пассивная иммунизация (прививки), ограждение здоровых от заболевших и своевременная изоляция больных (очень важна правильная организация утреннего фильтра).
Преддошкольный возраст - период формирования (при недостаточном внимании к здоровью) хронических заболеваний (туберкулез, гепатит), отсюда - особое внимание к обязательной вакцинации (прививки), гигиеническим и прочим процедурам.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка 1 .
Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).
В дошкольном детстве изменяется формула белой крови (кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции.
У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12 см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». Ребенок может просыпаться по ночам и жаловаться на боли в икроножных мышцах, а родители не всегда знают, как помочь.
С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка.
В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.
Кроме того, данный возрастной период - это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.
Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Единое информационное пространство нашей программы поможет родителям и педагогам в решении вопросов, связанных со здоровьем детей по двум взаимосвязанным направлениям:
здоровье ребенка от 1 года до 7 лет;
три линии «обороны» здоровья: режим; питание; физическое воспитание.
Рассмотрим задачи для педагогов и родителей по каждому направлению отдельно.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), могут относиться к разным группам здоровья: I - абсолютно здоровые, II - рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, и III - имеющие какое-либо хроническое заболевание.


Практически здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников (поликлиники, детского сада). К сожалению, существующая до настоящего времени практика не всегда обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима (в доступном виде) всем участникам работы по формированию здоровья ребенка: и медсестрам, и педагогам, и родителям, и самому ребенку.
Как родителям разобраться в своем ребенке, если врач не сказал им об этом, а если сказал, то что это означает, по каким критериям отнесли его к той или иной группе здоровья? Для этого мы предлагаем педагогам и родителям познакомиться с критериями здоровья.
I критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (анамнез).
Для более полной оценки I критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный анамнез. Благодаря семейному анамнезу можно определить направленность риска , т. е. выяснить, грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.
Знание о том, как протекали беременность и роды, дает возможность судить о раннем развитии ребенка, о том, не было ли у малыша перинатальной энцефалопатии 2 , для того чтобы помочь ему справиться со всеми трудностями внеутробной жизни и хорошо подготовиться к переходу в школу.
В том случае, если у малыша были перинатальная энцефалопатия или другие серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что эти дети «стрессоуязвимые». А это значит, что они чаще болеют ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, что является дополнительным отягчающим фактором для центральной нервной системы, а также чаще подвергаются ЛОР-заболеваниям.
Все эти заболевания усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение, ухудшением его здоровья.
По своим умственным способностям дети с перинатальной энцефалопатией не отличаются от сверстников. Но, к сожалению, они нуждаются в индивидуальном подходе, связанном с темпом и методами обучения.
Работы по обследованию детей с задержками психического развития показали, что они имели патологию внутриутробного развития и тяжелые заболевания на первом году жизни. Отсутствие своевременной и квалифицированной помощи со стороны родителей и педагогов детского сада привело к задержкам в психическом развитии детей, а ученики с задержками психического развития (ЗПР), как правило, попадают в число стойко неуспевающих в школе.
Важное значение для здоровья ребенка имеет социальный анамнез. Оценка материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличия вредных привычек, полноты семьи позволяет педагогам и врачам определить степень риска и своевременно предупредить возможности его проявления.
Ученые считают, что недалек тот день, когда родители каждого ребенка в нашей стране будут иметь на руках медицинский паспорт, в котором прежде всего будет представлен биологический и социальный анамнез.
К сожалению, в настоящее время педагоги и врачи часто сталкиваются со сведениями такого характера: «сочетанное неблагополучие». Это значит, что у ребенка есть отклонения и в раннем развитии, а социальные условия его жизни тоже не соответствуют принятым нормам. В этих случаях детский сад может стать тем фактором, который поможет ребенку укрепить его здоровье.
Но если мы, взрослые, не будем учитывать данные анамнеза, то детский сад может стать еще одним дополнением к набору неблагополучных факторов. Это связано с тем, что «рискующим» детям недопустимо проводить мероприятия, рекомендованные детям I группы здоровья, т. е. в соответствии только с требованиями возраста, - это может привести к противоположному результату.
Предлагаем для рассмотрения факторы, на которые в анамнезе следует обратить внимание. По мнению врачей, именно они способствуют развитию у ребенка синдрома дефицита внимания и гипермоторности (повышенной двигательной активности).

№ п/п

Факторы

У мальчиков

У девочек

1

Возраст матери старше 30 лет

+

2

Возраст отца старше 39 лет

+

3

Отягощенный акушерский анамнез

+

+

4

Травмы в период беременности

+

+

5

«Сухие» роды (раннее излитие околоплодных вод)

+

6

Гипергликемия беременных (повышенный сахар)

+

7

Масса тела при рождении

менее 3000 г

более 4000 г

8

Родовая травма, инфицирование плода

+

9

Тики, подергивания, судороги

+

+

10

Расстройства сна, детские инфекции, энурез (ночное недержание мочи)

+

11

Позднее прорезывание зубов, позднее начало ходьбы

+

12

Аллергические реакции, травмы с потерей сознания без видимой причины

+

Кроме того, и на девочек, и на мальчиков одинаково отрицательно влияют факторы, которые связаны с профессиональной деятельностью их родителей до зачатия ребенка: пыль фиброгенного действия и производственный шум, вредные химические вещества (у матери) и производственная вибрация (у отца).
Таким образом, родителям и педагогам важно знать, что любые отклонения в раннем развитии ребенка - это повод задуматься: стоит ли форсировать дальнейшее развитие ребенка или же путем подбора оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действие факторов риска?
Врачи считают, что ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т. е. к I группе здоровья. Такие дети относятся ко II А группе, т. е. к группе «рискующих», и мы, взрослые, несем большую ответственность за то, чтобы риск никак не проявился, так как слишком активные интенсивные оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.
II критерий здоровья - физическое развитие (здесь и далее - ФР) и степень его гармоничности.
Обычно оценку этого критерия делают медицинские работники. Бóльшая часть дошкольников имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низким или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту).
Отклонения в ФР могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной систем, а также отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Иногда бывает «конституционально низкий рост». Тогда, как правило, он низкий и у родителей (или у кого-либо из родственников), но в остальном ребенок здоров, об этом нам «скажут» другие критерии здоровья.
Знание о ФР ребенка нужны всем: родителям - для того чтобы ориентироваться в том, как растет ребенок, насколько он упитан; воспитателям - для того чтобы правильно подбирать мебель для занятий, а воспитателям по физкультуре - чтобы правильно подбирать пособия и ориентироваться в показателях развития движений и др.
В течение второго года жизни (и тем более третьего) отмечается дальнейшее замедление скорости роста ребенка. В среднем на втором году жизни его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а длина - на 12 см; на третьем году жизни масса тела увеличивается на 2 кг, а длина - на 8-6 см. Уже с девятого месяца ребенок начинает «худеть» и вытягиваться, для второго и третьего года жизни характерны небольшой лордоз (прогибание позвоночника вперед в поясничном отделе) и слегка выступающий живот.
Медики пользуются специальными таблицами. Зарубежные педиатры предлагают простые и полезные формулы для определения нормальных показателей длины и массы тела в возрасте от 1 года до 6 лет:
масса тела (кг) = возраст (годы) × 2 + 8;
длина тела (см) = возраст (годы) × 6 + 77.
В течение второго года жизни общее число зубов достигает 16-20. Порядок прорезывания зубов может варьироваться.
В возрасте 18-24 месяцев ребенок обычно вступает в возраст «резвости». Он может быстро оказаться в опасности и нуждается в постоянном контроле.
Начиная со второго года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, он энергично осваивает окружающий мир. Дома дети опустошают корзины для бумаг, выдвигают ящики и полки и могут пытаться изучить все, что находится в пределах их досягаемости. В связи с этим любые медикаменты, химические вещества и другие опасные предметы должны храниться в местах, недоступных для детей.
На втором году жизни замедляется и скорость увеличения головного мозга. Окружность головы, увеличиваясь на первом году жизни на 12 см, на втором увеличивается лишь на 2 см.
К концу первого года жизни мозг достигает приблизительно 2/3, а к концу второго - 4/5 от размеров мозга взрослого человека.
На ФР влияют многие факторы, в первую очередь наследственный и этнотерриториальный, поэтому лучше всего знать индивидуальную динамику физического развития ребенка. Кроме того, этот критерий здоровья обязательно контролируется медицинскими работниками в образовательном учреждении или в поликлинике (для этого есть специальные таблицы).
Масса тела определяется путем взвешивания. Очень важно, чтобы она соответствовала не возрастным нормативам, а фактической длине ребенка.
Важным показателем здоровья и ФР ребенка является его осанка.
Осанка - это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются на их функциях. Правильная осанка создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая.
Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника, наклона тела, состояния нервно-мышечного и связочного аппарата.
При правильной осанке голова немного приподнята, плечи развернуты и находятся на одном уровне, грудь вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях. Ребенок с хорошей осанкой равномерно распределяет массу тела на обе ноги, ступни его параллельны.
Любые, даже самые начальные отклонения могут осложнить жизнь малыша при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему придется меньше двигаться, больше сидеть за столом (вынужденные статические позы приводят к мышечному напряжению и создают определенные трудности: вызывают головные боли, неусидчивость и многие другие нежелательные явления).
Поэтому в дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам и родителям чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалисту.
Кроме того, в семье и детском саду необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой. При проведении занятий по физкультуре для девочек следует включать больше движений танцевального характера, упражнений на гибкость, ограничить поднятие и перенос тяжестей. Так, например, девочкам-дошкольницам нельзя разрешать носить маленьких детей (младших братьев и сестер). Чрезмерные нагрузки могут повлечь смещение органов малого таза, что в дальнейшем способствует развитию гинекологической и акушерской патологии.
Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей этого возраста, является стопа.
Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для здоровья ребенка.
Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточно развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего и происходят изменения формы стопы. Избыточная масса тела также способствует плоскостопию.
Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей. Следует предлагать детям упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на спине, в статике и в движении).
III критерий здоровья - нервно-психическое развитие ребенка.
Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов (зрение, слух), эмоциональной сферы, развития движений, речи, мышления, внимания, памяти.
Например, у часто болеющего ребенка может быть прекрасное психическое развитие, если с ним во время болезни дома занимаются родители. И наоборот, задержка темпов развития, особенно в раннем возрасте, свидетельствует о плохой компенсации перинатальных поражений нервной системы.
Важными в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.
Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта. Следует помнить, что дети 5-7 лет особенно чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к проявлению неврозов.
Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома.
Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть следующие: предъявляемые строгие дисциплинарные требования (авторитарный стиль воспитания); длительное нахождение в большом коллективе сверстников (при отсутствии места для релаксации и уединения); неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки, неадекватный функциональным возможностям организма; постоянные нарушения в режиме дня; приобщение детей к длительному просмотру видеофильмов, к компьютерным играм и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.
Родители и педагоги могут судить о состоянии здоровья ребенка по следующим ориентировочным показателям его нервно-психического развития.

Показатели развития детей второго года жизни

Скачать книгу Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.


Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет описание: Книга представляет собой первую попытку в современной медицинской и психолого-педагогической науке создать комплексную программу для родителей и педагогов, направленную на укрепление здоровья, развитие детей от 1 года до 7 лет и подготовку их к школе.

Название: Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет
Автор/составитель: Доронова Т.Н. и др.
Год: 2007
ISBN: 5-09-014919-4
Страниц: 303
Язык: русский
Формат: pdf
Размер: 57,6 Мб


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.