Итоговое занятие по экспериментированию средней группе. План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы. Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары
Занятие - экспериментирование в средней группе:
«Путешествие с капелькой»
Подготовил воспитатель:
Иванова Алина Валерьевна
г. Чебоксары,2016
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
Ход занятия:
Воспитатель
: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель:
Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
К нам капелька в гости пришла.
(показ игрушки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная)
Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Воспитатель: Ребята, поможем капельке?
Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.
Воспитатель: Где живет капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Воспитатель: Из чего состоит капелька?
Дети: Она состоит из воды.
Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?
Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
(Показ и рассматривание картинок)
Дети : Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель : Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?
Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;
Воспитатель : Молодцы, ребята!Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода - это жизнь! Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.
Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу" .
Я - мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки) .
Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?
Дети: Давайте.
Воспитатель:
Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Послушайте, что это? (Звучит аудиозапись журчания воды)(ответы)
Правильно вы догадались, это наша волшебница вода приглашает нас в лабораторию заняться там волшебством.
Опыт № 1 «Вода - это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Дети: она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
Дети: Сок, чай, молоко и т.д.
Опыт №3 : «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте
сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Дети : Вкусный, сладкий.
Воспитатель : Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю
попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А
какая вода?
Дети: Вода безвкусная!
Опыт № 4:» На определение запаха»
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)
Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!
Цели:
Образовательные:
— стимулировать познавательную активность;
— развитие понимания речи;
— активизировать, расширять экспрессивную речь, обогащать лексический словарь;
— формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);
— закреплять у ребенка знания о своем имени, частях лица и тела, о действиях в окружающем.
Коррекционные:
— учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;
— развитие общей и мелкой моторики, зрительно – моторную координацию;
— развитие артикуляционного аппарата;
— формирование правильного ротового выдоха
— снимать состояние внутреннего дискомфорта.
Воспитательные:
— воспитывать у детей продуктивную совместную деятельность, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.
Оборудование: тазик с водой, маленькое полотенце, чупа – чупс, стакан с водой, трубочка для коктейля, компьютерная игра «Мир вокруг нас», картинки с изображением, настольная дидактическая игра с изображением лица, песочница, кукла.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Сюрпризный момент: тук, тук, тук. Кто же это стучится? Ах, это к нам в гости кукла Ляля пришла.
Да, я пришла сегодня к (имя ребёнка), хочу с ним поиграть. Посмотри, (имя ребёнка), как мои ножки топают по дорожке – топ, топ, топ. Мои ручки хлопают в ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
(Имя ребёнка) посмотри, да за мной ты повтори. Это ручки (поднимают к верху обе ручки), это ножки (топают двумя ногами попеременно). Молодец, (имя ребёнка).
(Имя ребёнка), к нам Ляля так торопилась, что не успела водичкою умыться. Давай ей поможем!
На столе приготовленный тазик с водой и маленьким полотенцем.
Вместе с ребёнком под стишок умываем Лялю, акцентируя внимание в строение лица – глазки, ротик, носик, щёчки.
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Спасибо, (имя ребёнка), теперь Ляля такая красивая, умытая.
А теперь сам покажи, где у тебя глазки, где ротик, где носик, где щёчки (если ребёнок самостоятельно затрудняется показать на себе части лица, помогаем ему методом рука в руке).
- Элементы массажа мышц лица ребёнка: подушечками пальцев похлопываем по частям лица (используем метод рука в руке).
Дождик лей, лей, лей.
На меня и на людей.
Кап, кап, кап.
Как дождик капает – покажем пальчиками на лобик, на глазки, на щёчки, на носик, на ротик.
- Артикуляционная гимнастика.
Ребенок и взрослый находятся перед зеркалом, где видно лицо взрослого и ребёнка (чтобы контролировать правильность выполнения упражнений).
- Упражнения для развития подвижности губ:
— Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
— Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
— Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
— Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
— Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- Динамические упражнения для языка (на первичном этапе используем пищевое подкрепление, можно чупа – чупс, сироп на ватной палочке).
— Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
— Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
— Часики.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
— Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
3. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
— Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
- А сейчас мы с тобой и Лялей побалуемся, поиграем в «дразнилки».
- Дыхательная гимнастика.
Перед зеркалом мы поиграли, а теперь немножко отдохнём.
Игра буря в стакане (в стакане налита вода, приготовлена трубочка для коктейля). Игра проводится по подражанию за взрослым.
Трубку в ротик мы кладём, носиком сильней вдохнём, дунем в трубочку сильней и увидим много пузырей.
- Использование ИКТ:
Игра «Мир вокруг нас», раздел: строение лица. Просмотр на сенсорной панели развивающие фрагменты 5 минут.
После демонстрации слайдов предлагаем ребёнку картинки с изображением из игры, напечатанные на цветном принтере (строение лица). Просим ребёнка показать на картинке – где глазки, где ротик, где носик, где щёчки.
- Рефлексия:
Предлагаем ребёнку настольную игру с изображением лица. (Части макета лица отрывные и приклеиваются на липучках). Сначала предъявляем ребёнку целостное изображение, затем снимаем прикреплённые части, и просим — собери картинку.
- Развитие моторики пальцев рук.
Используем песочницу:
Пальчиковые игры.
- По дорожке серой, гладкой,
Скачут пальцы как лошадки.
Цок – цок, цок – цок – скачет резвый табунок.
(Все пальцы скачут по поверхности песка в ритме потешки).
- Кулачки сложили, кулачками били,
Пя-пя-пя-пя, пя-пя-пя-пя!
В кулочок мы пальцы спрячем
В кулачок, в кулачок!
Чок, чок, чок!
(Пройтись поочерёдно каждым кулачком левой и правой руки по песку, затем двумя кулачками одновременно).
- Пальчики опять попляшут.
Кулачок на кулачёк,
Кулачок на кулачёк,
Кулачок на кулачёк,
Бух, упали на бочок!
- Мешу, мешу тесто
Есть в песочке место
Пеку, пеку каравай
Переваливай, валяй.
(Все пальцы и кулачки действуют в ритме потешки).
А теперь мы на песке нарисуем своё личико. Помогаем ребёнку указательным пальцем рисовать на песке овал, на нём глазки, ротик, носик, ушки, волосики.
- Итог занятия.
Сегодня (имя ребёнка), мы с тобой весело поиграли. Но пришло время — Ляли идти домой. До свидания, Ляля! Приходи к нам ещё, будем ждать тебя.
Название: План — конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога с детьми раннего возраста с ОВЗ с применением песочной терапии
Номинация: Коррекционная педагогика. Конспекты занятий, НОД / занятия дефектолога
Автор: Аверина Ольга Владимировна
Должность: учитель–дефектолог
Место работы: ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Месторасположение: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Строителей д. 14
Образовательные:
- дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;
Словарная работа:
Оборудование:
- ноутбук;
- диск;
- машина мыльных пузырей;
- магнитная доска;
- музыкальное сопровождение;
- «профессорские» шапочки;
- сосуд - «море» для корабликов;
- вееры (по количеству детей);
- воздушный шарик.
1.Организационный момент
Воспитатель:
И здоровым будет много лет.
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: да.
Почемучкин:
Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда - вперед!
Дети: Да
Воспитатель: послушайте загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель:
Дети
Воспитатель : Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух -не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель
Дети: Нет.
Воспитатель :
Дети: Невидимый.
Воспитатель : а какого он цвета?
Дети : бесцветный, прозрачный.
Воспитатель
Дети : ничем, он без запаха.
Воспитатель :
Воспитатель :
Дети: Он пуст.
Воспитатель:
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод 3: воздух невидимый
Воспитатель:
Дети: Соломинки.
Воспитатель:
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки - это и есть воздух.
Вывод 4: вот мы и доказали:
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель:
Воспитатель
Вывод 5 :
Физминутка (с мягкими модулями):
Весело гуляли, друга повстречали.
- Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель:
Дети: Пускать их по воде.
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель:
Вывод 6: ветер - это движение воздуха.
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель:
(дети рисуют на песке)
Воспитатель:
Воспитатель:
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3: Воздух невидимый ,
Вывод 4:
Вывод 5 : Человек не может жить без воздуха.
Вывод 6: Ветер - это движение воздуха.
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
АУТОТРЕНИНГ
Воспитатель: Мы с вами на лугу.
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: да, конечно.
Воспитатель
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментированию в средней группе В лабораторию к профессору Почемучкину »
Тема: В лабораторию к профессору Почемучкину
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
воспитывать любознательность, взаимопомощь,
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Развивающие:
развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Образовательные:
дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
экран и проектор для презентации;
машина мыльных пузырей;
сенсорный столик «Песочная фантазия»
магнитная доска;
музыкальное сопровождение;
«профессорские» шапочки;
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
стаканчики с водой (по количеству детей);
коктельные трубочки (по количеству детей);
кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
сосуд – «море» для корабликов;
вееры (по количеству детей);
воздушный шарик.
Логика построения организованной деятельности детей
1.Организационный момент
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.
Постановка цели, игровая ситуация.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей старшей группы «». Это, наверное, нам. Диск. Хотите посмотреть, что там?
Дети: да.
(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)
Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Почемучкин.
(Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики».)
Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?
Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!
Дети: Да
Воспитатель: послушайте загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети : Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель : Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель : Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель : Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель : а какого он цвета?
Дети : бесцветный, прозрачный.
Воспитатель : а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).
Дети : ничем, он без запаха.
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Воспитатель : Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод 3: воздух невидимый , чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему?
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
Вывод 4: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)
Воспитатель : Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Вывод 5 : Человек не может жить без воздуха.
Физминутка (с мягкими модулями):
Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.
Вывод 6: ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики.
Воспитатель: Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать море, но не бумаге, а на песке. Попробуем?
(дети рисуют на песке)
Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей).
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Почемучкину все рассказать.
(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3: Воздух невидимый ,
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5 : Человек не может жить без воздуха.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
АУТОТРЕНИНГ
Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)
Воспитатель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.
(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)
Воспитатель: А можно я этот шарик подарю профессору на память о нас.
Дети: да, конечно.
Воспитатель : тогда вы идите играть, я пойду на почту, отправлю шарик профессору.
Программное содержание: Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха. Продолжать развивать у детей познавательную деятельность в процессе экспериментирования. Развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно-следственных связей. Развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Предварительна работа:
1. Проведение беседы «Воздух на Земле»;
2. Рассматривание энциклопедии «Наша планета»;
3. Чтение А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»;
4. Свободное экспериментирование в уголке экспериментальной деятельности.
Материал: веера по количеству детей, увеличительные стекла, одноразовые тарелки и ложки, бутылочки, стаканы, свеча, банка, краски, кисточки, воздушные шары, диск, кукла-Карлсон.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Просмотр отрывка из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», при этом звучит запись)
Моя лаборатория
Известна всем, друзья!
С огромным нетерпением
Вас жду сегодня я.
Любых веществ загадку
Здесь можно распознать,
Но только извините,
Могу я опоздать.
Недавно опыт делал,
Напутал что-то я,
И будто невидимка
Поселился у меня
Со мной ведь он играет,
Его не вижу я,
Попробуйте, найдите
Его Вы для меня.
Воспитатель: Ребята, а вместе с письмом Карлсон прислал еще и план, как пройти в его лабораторию. Ну что, отправляемся к Карлсону в лабораторию? Будем идти точно по плану.
Воспитатель: Какая просторная, светлая у Карлсона лаборатория. Как много оборудования для опытов.
Воспитатель: Начинаем искать невидимку?
Стук в дверь. Появляется игрушка Карлсон.
Карлсон : Здравствуйте, ребята! Хорошо, что я успел. Теперь мы все вместе будем искать невидимку.
Опыт №1. Возьмем стеклянный стакан с широким горлом, наполненный до половины водой. Подкрасим воду акварелью. Возьмем баночку поменьше, такую, которая легко входит в большую. Крепко держа баночку за дно, осторожно горлышком вниз опустим в подкрашенную воду. (Дети наблюдают и делают вывод, что вода в баночку не входит).
Воспитатель: Что же ей мешает, ведь баночка пустая. Или нет? А может быть здесь притаился невидимка? Нельзя ли заставить его показаться, стать видимым? Попробуем?
Опыт №2.
Берем все ту же маленькую баночку и опускаем в тазик с водой, но горлышком вверх. (Дети наблюдают как у баночки выскакивают пузыри воздуха и устремляются к поверхности воды).
Дети:
В баночке был воздух, он легче воды, поэтому вода заполнила место в баночке.
Карлсон
: Ребята, как вы думаете, в воде есть воздух?
(Дети рассматривают стакан с водой, отмечают на стенках банки прозрачные пузырьки).
Опыт №3.
Опустим осторожно в банку ложечку и станем помешивать воду. Пузырьки начинают кружиться, постепенно поднимаясь на поверхность и исчезают.
Дети:
В воде тоже есть воздух.
Воспитатель:
Ребята, давайте предположим: в почве есть воздух? (Предположения детей).
Воспитатель:
Давайте проверим. Рассмотрим через увеличительное стекло, из чего состоит почва? (Дети рассматривают).
Дети:
Песчинки, пылинки, сухие травинки, склеенные между собой в комочки разного размера.
Воспитатель:
А не спрятался ли здесь воздух-невидимка. Давайте проведем опыт.
Опыт №4.
В стакан с водой дети опускают комочек почвы.
Дети:
На комочках появились прозрачные пузырьки и они понимаются вверх.
Воспитатель:
Это воздух, бывший внутри комочка между песчинками и травинками. Вода прошла внутрь и вытеснила его. Он всплыл и смешался с окружающим нас воздухом. (Дети делают вывод: воздух есть в почве).
Воспитатель:
Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Дети:
Воздух есть везде. Он вокруг нас. Воздух занимает место. Есть в воде и почве.
Воспитатель:
Почему мы его не видим?
Дети:
Воздух прозрачный, бесцветный. Не имеет запаха и вкуса.
Карлсон
: Вот как интересно! А можно воздух почувствовать?
Воспитатель:
Ребята, возьмите в руки веер и взмахните возле лица. От вашего движения окружающий воздух колыхнется, и вы словно бы услышите его голос: «Я есть!», «Я вокруг тебя!»
Физкультминутка:
Веер воздух раздувает,
Веер ветер нагоняет.
Заставляет нас проснуться,
Потянуть, улыбнуться!
Веер, веер будто птица
Любит в воздухе кружиться.
Так давайте с ним, ребята,
Полетаем, как орлята.
Налетались, отдохнули,
Воздух глубоко вздохнули.
Головой влево, вправо, вбок-
Размяться веер нам помог!
Воспитатель:
А сейчас мы немного отдохнем.
Дети исполняют куплет из песни про волшебника-неудачника.
Воспитатель:
Я хочу показать вам еще один опыт, но буду делать его сама. Если захотите повторить его дома, то обязательно нужно делать вместе со взрослыми.
Воспитатель:
Как можно погасит свечу, не прикасаясь к ней и не задувая?
Опыт №6.
Зажечь свечу. Фарфоровую чашку подержать над пламенем свечи. Предмет потемнел – покрылся слоем копоти. Воздух загрязнился.
Карлсон
: Я пролетал и видел, как из труб выходит черный дым.
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг – труба, над нею дым,
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною – не пойму.
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
Здесь вопрос любому ясен!
Грязный воздух нам опасен,
Не летайте над трубой –
Вы рискуете собой!
Карлсон
: Ребята, а как называется город, в котором вы живете? А какие заводы есть в вашем городе?
Дети:
Машзавод, Нефтеоргсинтез, Никелькомбинат.
Воспитатель:
Ребята, что же нам делать?
(Дети предлагают надевать маски, придумывают воздухоочиститель).
Зарисовывают и оставляют в лаборатории.
Воспитатель:
Все ваши рисунки мы отдали на заводы и там инженеры-конструкторы разработают новые воздухоочистители.
Карлсон
: Спасибо, вам, ребята за интересные открытия. А что вам больше всего понравилось делать в моей лаборатории? Что запомнилось? Что узнали интересного?
На прощание хочу подарить вам воздушные шарики. Вы теперь знаете, что за невидимка спрятался в них.
Продолжительность занятия: 25 минут
Название: Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «В лаборатории у Карлсона»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОАУ № 106 «Анютины глазки»
Месторасположение: г. Орск, Оренбургская область
Подготовила и провела воспитатель средней группы №4 «Растишки» Бурцева Наталия Владимировна
Ноябрь 2014г.
ЦЕЛЬ:
ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.
ЗАДАЧИ:
- расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.
- активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.
- закрепить правила безопасности при работе с мылом.
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
- развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- Миски для каждого ребенка;
- Миска для воспитателя;
- Трубочки для коктейлей;
- Мыло разной формы, цвета, размера (для выставки) ;
- Куски мыла по количеству детей;
- Венчик;
- Салфетки для рук;
- Фартуки;
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Приветствие гостям:
Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем:
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
2. Письмо.
А сейчас, ребята, внимание! К нам в садик пришло письмо. На конверте написано: «Детям из группы «Растишки» .
Посмотрите на конверт и догадайтесь, от кого письмо.
Давайте прочтем его.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Совсем скоро уже будет наш любимый праздник – Новый Год, а у меня на подарочной фабрике закончились мыльные пузыри. А ведь их так любят малыши всего мира!
Я хотел узнать у Мойдодыра, как их сделать, но он, как всегда, занят – отмывает всех грязнуль к празднику.
Я знаю, что вы умные и любознательные дети, поэтому прошу вас – помогите мне!
Заранее благодарен,
ваш Дедушка Мороз.
Ребята, поможем Дедушке Морозу?
Попробуем сами изготовить мыльные пузыри?
А как вы думаете, из чего они делаются?
Вот поэтому мы сначала должны хорошенько познакомиться с мылом, изучить его виды и свойства.
3. Беседа о мыле.
1 часть:
Ребята, а для чего нужно мыло?
А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?
Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. «От простой воды и мыла
У микробов тают силы»
2 часть:
Ребята, у нас в группе есть коллекция мыла. Давайте-ка внимательно рассмотрим ее.
Какое мыло бывает по форме?
Какое мыло бывает по цвету?
Какое мыло бывает по размеру?
Какое мыло бывает по запаху?
Какое мыло в бутылочках?
(жидкое, твердое, туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Вступление.
А сейчас я приглашаю вас всех в нашу лабораторию. Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием.
А мы с вами будем проводить опыты с мылом, чтобы создать мыльные пузыри.
2. Правила безопасности.
- Для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом:
- не брать мыло или намыленные пальцы в рот
Не допускать попадания мыла в глаза.
А если попадет, что нужно сделать?
3. Рассматривание мыла.
– Возьмите в руки по кусочку мыла, потрогайте его.
Какое оно? (твердое, гладкое)
4. Первый опыт:
Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду?
Давайте проверим это.
Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)
Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)
5. Второй опыт:
А теперь, ребята, мы возьмем губку, намочим ее и натрем мылом.
Опустите губку в воду и отожмите ее.
Что происходит? (вода стала мутной, появилась пена)
Что такое пена? (много мыльных пузырьков)
А сейчас давайте вытрем руки и немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пузыри пускать!
Дунем в трубочку тихонько,
Полетят они легонько.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать!
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп!... И пусто над тобой!
6. Опыт с трубочкой.
Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них. - Что происходит? (появляются большие пузыри)
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!»
А теперь возьмите петельку для пузырей и медленно дуньте в нее. Получились мыльные пузыри? нет
Тогда давайте попробуем не твердое мыло, а жидкое (интенсивно взбить венчиком) .
Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? нет
Теперь давайте попробуем вот такое мыло. Кто знает, для чего это мыло? Для посуды (интенсивно взбить венчиком) .
Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? да
Справились мы с заданием? да
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом
Какое сухое мыло? - гладкое
А каким оно становится в воде? – гладим, но еще и скользким
Что будет, если намылить губку и выжать ее? – появится пена
При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? - пузыри
Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
Ребята, а что больше всего вам понравилось на занятии?
Мне и, я думаю, что и нашим гостям тоже понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь.
Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а, самое главное, вы очень хотели помочь Деду Морозу и у вас это получилось.
Молодцы, ребята! Я вами горжусь!
Я уверена, что он скажет вам спасибо, когда получит посылку и подарит на Новый Год интересные подарки.
А сейчас попрощайтесь с нашими гостями.