Этапы своеобразия социального развития ребенка. Социальное развитие детей дошкольного возраста. Социальная адаптация детей

Тасмила Бутаева
Социальное развитие детей в ДОУ

Социальное развитие дошкольников в ДОУ становится одной из актуальных проблем педагогики. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Это зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Попадая в дошкольную среду, у ребенка формируется жизненный опыт: он приобщается к возрастным нормам поведения, учится определенными способами выходить из трудных ситуаций, познает границы дозволенного, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих, приобретает навыки самостоятельности и утверждение своего социального «Я».

Кроме того, ребенок усваивает половую принадлежность – во многом благодаря другим детям.

Вместе с тем, детское сообщество создает каждому ребенку «психологическое укрытие», т. е. защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира и выполняет культуроохранительную функцию, формирует жизненный опыт, способствует познанию мира, себя и окружающих людей. Формирует образ школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, особое положение в обществе, которое выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

Поэтому от взрослых требуется особый педагогический такт, уважение и принятие ребенка, создание благоприятной среды. Чрезмерная директивность, заорганизованность и придирчивость педагога может «убить чудесную детскость»…

Основные задачи социального развития дошкольников имеют следующее содержание:

формирование знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающим

создание условий для обретения ребенком таких качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.

Для решения этих задач используют различные формы работы:

традиционные, в ходе которого происходит ознакомление с явлениями общественной жизни и предметным окружением;

создание предметной среды;

работа с родителями.

Как развивать у ребенка чувство ответственности

Советы социального педагога .

Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия. Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.

Составляющие ответственности

1. Понимание задачи – знание того, что нужно сделать.

Например, мы говорим: «наведи порядок в своей комнате». А ребенок решает эту задачу по-своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.

2. Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.

Чаще предлагайте ребенку альтернативу: «ты соберешь игрушки или разберешь книги на столе?» «Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?»

Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему бонусов и т. д.

Условия развития чувства ответственности

Развитие ответственности – длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельными, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.

Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него.

Для этого:

поймите природу своих притязаний, определите свои цели;

учитывайте возрастные особенности ребенка;

принимайте в расчет особенности характера;

оценивайте опыт ребенка, не спрашивайте то, чему его не учили.

Публикации по теме:

Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.

Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звёздочка» г. Кондопоги Республики Карелия Фестиваль педагогов.

Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений Фольклор (термин впервые был введён в научный обиход в 1846г. Английским учёным Вильяном Томсом) определяется как художественное творчество.

Социальное партнёрство ДОУ и окружающего сообщества «Взаимодействие с социумом как ресурс реализации ФГОС дошкольного образования» Современные тенденции развития системы образования в России.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы

Старший дошкольный возраст - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.

Социальное развитие личности - количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности и т.д. .

Выготский Л.С. подчеркивал, что социальный опыт - это опыт других людей, который входит очень значительным компонентом в поведение человека. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Бодалев А.А. утверждает, что собственный опыт - только один их путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.

Исторически выбранную и зафиксированную в культуре систему отношений ребенка определенного возраста с обществом Л.С. Выготский определял, как социальную ситуацию развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития - это «совершенно своеобразное и специфическое для данного возраста (5-6 лет), исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Для каждого отдельного ребенка она воплощается в его конкретных отношениях со своим окружением (родителями, воспитателем, сверстниками). Эти отношения в совокупности образуют межличностную ситуацию развития ребенка. Социальная ситуация развитии ребенка индивидуальна и определяется взрослыми и индивидуальными особенностями ребенка, особенностями его поведения и деятельности, отношениями к ребенку взрослых, характером воспитания, отношением к ребенку сверстников .

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.

Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.

Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по - другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.

Особую роль в социальном развитии личности ребенка играет умение общаться со взрослыми и со сверстниками. Развитие толерантности в общении. Основные умения общения ребенок приобретает во время игры.

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей .

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей - в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочно не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и так далее .

Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

Дети способны оценить достоинства другого ребенка и соответственно отнестись к нему в игре.

И поэтому, общение сверстников становится важным фактором развития образа себя и образа ровесника в дошкольном возрасте. Непосредственно общение влияет на периферическую структуру образа себя, где оценке подвергаются конкретные знания, умения и некоторые качества личности ребенка. На начальном этапе из информации, поступающей с периферией, ядро отбирает лишь то, что ему соответствует, т.е. сведения о положительном отношении к себе, все остальное отвергается. Однако постепенно к концу дошкольного детства складываются и каналы негативной информации, поступающей с периферией, на ядерные структуры образа. Тем самым общение сверстников начинает оказывать более глубокое влияние на развитие образа себя у дошкольника. Одновременно с этим процессом изменяется и отношение к другому ребенку: «невидимая зеркальность» уступает место интересу к нему самому как таковому, а его образ начинает наполняться позитивным содержанием .

Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

Возраст 5 - 7 лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет - это рождение социального «Я» ребенка.

Присягая свое «Я», самоутверждаясь, ребенок стремится к лидерству в общении: конфликтует со сверстниками, осознает свои собственные желания и возможности, понимает, что и у других есть свои интересы, права. Он ищет свое место среду других людей и только благодаря этому осознает границы и возможности своего «Я», приходит к адекватной самооценке.

Каждый ребенок должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является не чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающим обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах .

У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.

Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.

Игра - отображение жизни взрослых людей: Играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениям детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.

Таким образом, социальное развитие старшего дошкольника - это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение старшим дошкольником социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Описание материала : Предлагаю вам статью на педагогическую тематику по разделу «Современные тенденции развития дошкольного образования» (из личного опыта) на тему «Социальное развитие дошкольников». Этот материал пригодится в работе воспитателей, методистов и содержит информацию, которую можно использовать на родительских собраниях, педсоветах и т.д.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я - Человек» (С.И. Козлова и др.), «Основы здорового образа жизни» (Н.П.Смирнова и др.). Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели :

Создавать условия для полноценного социального развития детей;

Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.).

В программе «Я- Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира, а авторов программы «Основы здорового образа жизни» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира.

Цель моей работы в этом направлении - раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разной деятельности человека; о космосе; наконец о том, что было когда-то, чем мы гордимся и т.д. и т.п. Иными словами, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он- человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Главная задача - постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя - ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Содержание игр, упражнений, занятий, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» мы учим детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаем детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие.

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определяется основная деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - труд, в третьем - занятия, познавательная деятельность. Формы работы - коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс - база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад - это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т.д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В нашей группе выделены места не только для уединения - одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе должна царить обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей - их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок знает, что не все взрослые образованы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям (и этого от него не скрывают). Ребенок учится отличать положительные поступки от плохих.

Наша цель - дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, действия, чувства, мысли. При этом ни на минуту нельзя забывать: слушатель - это дошкольник, существо эмоциональное, непосредственное. Рассказ (беседа) педагога отличается простотой, возникает естественно (на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т.д.). Стараемся пробудить в ребенке интерес, желание не только отвечать нам, но и самому задавать вопросы. Мы не спешим с ответом на его вопросы. Совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтения книг подведет к правильному ответу опосредованно. Поддерживаем в дошкольнике уверенность в том, что он САМ непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. Уже в младшей группе детей активно вовлекаем в игры - имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию - гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых - привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта - эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного социального развития дошкольников. Итак, социальное развитие дошкольников проявляется в гуманистической направленности их активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.

Что такое социальное развитие

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, - не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда - прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников

«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша - его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

Этапы социального развития ребёнка

  1. . Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
  2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они - образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Социальные факторы

Что влияет на социализацию малыша?

  • семья
  • детский сад
  • окружение ребёнка
  • детские учреждения ( , развивающий центр, кружки, секции, студии)
  • деятельность ребёнка
  • телевидение, детская пресса
  • литература, музыка
  • природа

Всё это составляет социальную среду ребёнка.

Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

Социальное воспитание дошкольников - важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст - самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников :

  1. Игра.
  2. Общение с детьми.
  3. Беседа.
  4. Обсуждение поступков ребёнка.
  5. Упражнения для развития кругозора.
  6. Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания - это сюжетно-ролевая игра . Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

  • создана специальная социально-формирующая среда
  • организовано общение с детьми и взрослыми
  • организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность
  • реализуется гражданско-патриотическая направленность
  • организовано
  • внедрены принципы социального партнерства.

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:

  • зонирование
  • игровое и учебное оборудование
  • дидактические и учебные пособия
  • наличие детского коллектива
  • общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.

Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

  1. Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
  2. Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
  3. Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
  4. Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
  5. Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
  6. Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
  7. Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
  8. Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
  9. Беседуйте с ребёнком. общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.
  10. Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.


Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.

Происходит она в трёх сферах:

  • деятельность
  • сознание
  • общение.

Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.

Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.

Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.

При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:

Социальная дезадаптация

Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.

Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.

Выводы

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Все родители мечтают о том, чтобы их подрастающее чадо было успешным в общении со сверстниками. Ведь именно через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие.

Социальная характеристика ребенка

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.

Методы формирования социального опыта детей

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка, относят следующие виды деятельности:

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.