Технологическая последовательность изготовления фартука с нагрудником. Обработка нагрудника фартука и соединение его с бретелями Технологическая карта фгос обработка низа фартука














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Дидактическая цель: формировать понимание необходимости учёта свойств материалов (бумаги и ткани) при работе с выкройками и кроем. Научится применять ручные стежки и машинные строчки при пошиве фартука.

Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».Модуль: «Технология изготовления фартука».

Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающего стенда, отображающего целостный технологический процесс).

Форма урока: урок-практикум.

Предмет, класс: Технология. Обслуживающий труд, 5 класс.

Количество час 2 урока по 45 мин

Цель урока:

  • Образовательные :
    • систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
    • сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
  • Развивающие :
    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
    • формировать навыки творческого мышления.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
    • способствоватьформированию нравственных качеств личности.

Задачи

  • добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
  • добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
  • развивать у учащихсясамостоятельность в получении новой информации;
  • развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
  • развивать устную речь при выступлениях;
  • воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
  • воспитывать толерантное отношение к товарищам;
  • воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.

Цели каждого этапа данного урока в рамках ФГОС

Этап урока

Цель

Форма использования обучающего стенда

Мотивирование к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки. Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.
Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания. Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).
Постановка учебной задачи Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся. Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).
Первичное закрепление Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.
Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука. Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.

Методы обучения: презентация обработки боковых срезов фартука,диалог, показ приемов поузловой обработки деталей фартука учи­телем, сравнительный анализ и поиск правильных решений по обработке боковых срезов, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающего стенда), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов, самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Мультимедийное оборудование.

Литературы для обучающихся: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с.: ил.

Литературы для учителя:

  1. Веклич С.Н. Конструирование одежды: Практикум к курсу «Конструирование, моделирование и художественное оформление одежды». /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.–154 с.
  2. Веклич С.Н. Технология швейных изделий: Учебное пособие./ Под ред. В.Д. Симоненко.Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. –218 с: ил.
  3. Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
  4. Синица Н.И. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентена-Граф, 2007. – 80 с.

План урока

  1. Приветствие
  2. Девиз урока (Презентация 1 , слайд 2)
  3. ЦТП на доске выставляют учащиеся и объясняют, чему научились
  4. Задание 1 и 2 (экспресс тест)
  5. Работа по группам с фартуками (дают рекомендации)
  6. Запись в тетради темы урока
  7. Определяют цель урока
  8. Сообщение нового материала (обработка верхнего бокового среза фартука) (слайды 4-6)
  9. Запись в тетради (алгоритм деятельности параллельно со слайдами)
  10. Повторение правил безопасной работы в швейной мастерской (Презентация 2 )
  11. Физкультминутка для глаз
  12. Показ трудовых приёмов при обработке фартука
  13. Практическая работа по выполнению самостоятельной работы
  1. Продолжение самостоятельной работы
  2. Сообщение нового материала (обработка нижнего бокового среза фартука) (слайды 8-12)
  3. Контрольные вопросы (слайд 14)
  4. Подведение итога урока
  5. Выставление оценок
  6. Оценка учащихся собственного самочувствия на эмоциональном уровне
  7. Уборка рабочих мест

Тема урока: Технология обработки фартука.
Цель урока: Дать учащимся сведения по технологии пошива фартука, способствовать
развитию навыков работы на швейной машине.
Задачи урока:
­ закрепить знания о видах обработки изделий;
­ закреплять полученные знания практикой;
­ стимулировать познавательную деятельность.
Оборудование: образец изделия, инструменты, крой изделия,
инструкционная карта, деформированный текст, карточки с
заданием, проверочные тесты, словари, иллюстрации.
Словарь: обтачной, стачной, долевая, поперечная, спецодежда
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Подготовка к уроку, отметка отсутствующих учащихся.
­ Урок пройдет в виде деловой игры «Работа в сфере обслуживания
населения».
С некоторыми профессиями мы знакомы из нашего жизненного опыта, но
с другой стороны – со стороны потребителя услуг. Сегодня вы именно
поработаете в некоторых сферах услуг в качестве работников некоторых
профессий.
II.
Повторение.
­ Что такое обтачка?
­ Для чего применяют обтачку?
­ Какие виды обтачек вы знаете?
­ Чем отличается косая обтачка от долевой и поперечной?
­ Почему закругленный срез нужно обрабатывать косой обтачкой?
­ Назовите виды косой обтачки?
­ Для чего применяют сборки?
­ Каким способом можно выполнить сборки?
Тест «Правильно – неправильно»
Если вы согласны с данным утверждением, поставьте + , если нет,
то –

1.Обтачка – это собранная в сборку полоска ткани
2.Косая обтачка не тянется
3.Долевая обтачка выкраивается по поперечной нити
4.Обтачка – это полоска ткани для обработки срезов детали
5.Поперечная обтачка выкраивается по поперечной нити
6.Закругленные срезы обрабатывают косой обтачкой
7.Сборки применяют для лучшего облегания фигуры
8.Для выполнения сборок прокладывают три строчки
9.Косые обтачки не бывают двойными
10.Для выполнения сборок прокладывают две строчки
­
­
­
+
+
+
+
+
­
+
Проверка теста.

III.
Целепалагание.
­ Посмотрите, что здесь написано. Буквы случайно перемешались, но вы
постарайтесь сложить их правильно, и тогда узнаете тему нашего урока.
РТ ФА УК НА Я ПО СЕ
­ Назначение фартука. Служит для защиты одежды от загрязнений. Фартук
является специальной одеждой – спецодеждой.
­Давайте вместе посмотрим а каких случаях используют фартук:
­уборка квартиры, приготовление пищи, как часть школьной формы, для
работы на производстве, работе в саду и других работах.
­нарядные фартуки для сервировки стола, обслуживание гостей
­как часть национального костюма.
Виды фартуков: с нагрудником, на поясе.
Покажите и посчитайте фартуки с нагрудником
Покажите и посчитайте фартуки на поясе.
Мы будем шить фартук на поясе, обработанный двойной косой обтачкой.
Образец.
­Крой фартука на поясе состоит из двух деталей: основная и пояс.
Зарисуйте в тетрадях детали фартука и подпишите срезы кроя.

Назовите срезы кроя основной детали фартука.
Форма основной детали: прямоугольная, закругленная, углом.
Иллюстрация фартуков на поясе. Повторите.
Ткани. Фартуки шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей. Для
приготовления пищи подбирают светлые ткани, для уборки и работы по дому
– темные.
Применяемые швы: стачной, обтачной. Закругленные срезы обрабатывают
косой обтачкой.
IV.
Закрепление.
­ Посмотрите на иллюстрации, обратите внимание на формы. Цвета,
дополнительные детали фартуков. Ответьте на вопросы:
­ сколько девочек в школьных фартуках?
­ сколько фартуков с желтым цветом?
­ сколько синих фартуков?
­ сколько фартуков на поясе?
­ сколько фартуков с нагрудником?
­ что здесь лишнее?
V.
Изготовление фартука.
VI. Работа с инструкционной картой.
1. Подготовить косую обтачку
2. Обработать боковые и нижний срезы косой обтачкой
3. Обработать пояс
4. Выполнить сборки по верхнему срезу
5. Обработать верхний срез поясом
6. Отутюжить изделие, сложить
VII.
Закрепление.
­ Самостоятельное чтение
ТЕСТ «Фартук на поясе»
1.Фартуки относятся
а) к верхней одежде
б) к спецодежде
в) к нательному белью
2.Крой фартука ­ это
а) деталь, вырезанная из бумаги
б) деталь, вырезанная из картона
в) деталь, вырезанная из ткани

3.Крой фартука на поясе состоит
а) из 1 детали
б) из 2 деталей
4.Верхний срез фартука обрабатывают
а) швом вподгибку
б) поясом
в) стачным швом
5.К деталям кроя фартука относят
а) оборка
б) пояс
в) обтачка
6.Фартук на поясе относится
а) к плечевым изделиям
б) к поясным изделиям
7.Какой шов не применяют для пошива фартука
а) обтачной
б) двойной
в) стачной
VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1.Подготовка кроя к обработке. Определить середину деталей путем
сложения. Проложить строчки прямых стежков по линиям середины
основной детали и пояса. Сметать и стачать части пояса, разутюжить шов.
2. Подготовка обтачки. Сметать и стачать части обтачки, разутюжить шов.
Складывание обтачки вдвое сметать края, приутюжить по сгибу.
IХ. Итог урока.

МОУ «Акбулакская СОШ №1»

ПРОЕКТ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ «ФАРТУК»

Выполнила:

Журавлёва Татьяна

ученица 5 «А» класса,

Акбулакской СОШ № 1

Руководитель:

Журавлева

Марина Анатольевна,

учитель технологии,

Акбулакской СОШ №1

Акбулак

Введение……………………………………………………...……….………….3

Основная часть……………………………………………………....…………....4

1 Исследование проблемы………………………………………………….….4

2 Банк идей и предложений……………………………………………....……6

3 Технологическая часть…………………………………………………….…8

а) Чертёж…………………………………………………………………...…8

б) Технологическая карта………………………………………………..…...9

4 Экономическая и экологическая оценка…….…………………………….15

Заключение......………………………………………………………………….16

Литература..……………………………………………………………………..17

Введение

В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья - это кухня. Долгое время люди находятся на кухне когда готовят кушать. Когда они готовят пишу, они могут испачкать одежду. Для того чтобы одежда оставалась чистой, необходим - фартук. Поэтому он есть в каждом доме. У мамы и бабушки есть фартук, а у меня же его пока еще нет и поэтому, я решила его сшить себе сама. Я хочу сшить фартук правильно и аккуратно, а в будущем научиться шить другую одежду.

В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

Изучить, что такое фартук;

Узнать, когда появились первые фартуки, какие они были раньше;

Исследовать ткани для пошива фартука;

Описать процесс изготовления фартука;

Сшить аккуратный фартук.

Основная часть

1 Исследование проблемы

Фартук – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI веке два фартука составляли юбку. В XVII веке фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.

Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV () повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Оказывается, в XVIII веке в России фартук называли передник или занавеска, и его носили только женщины. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

в своем толковом словаре русского языка дает такое определение фартуку: «Фартук – передник, запон».

В наше время фартуки носят и женщины и мужчины. Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он используется людьми самых различных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т. п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.

Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.

Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.

Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.

По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.

Во время похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов»

(так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.

Название «ситец » пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

2 Банк идей и предложений

Модель №1. Фартук из льняной, однотонной ткани. Состоит из основной детали с нашитыми на нее накладными карманами.

Акбулакская СОШ № 1,

тел. служебный 224-61

1. Раскрой фартука

Продекатировать ткань. Определить изнаночную и лицевую стороны ткани. Определить направление нити основы. Выявить и обозначить дефекты ткани, определить характер рисунка (направленный или ненаправленный). Осуществить рациональную раскладку лекал (стараясь, чтобы расход ткани был минимальным) с учетом направления нити основы и характера рисунка, величины припусков. Обмелить лекала сплошной линией (тонко отточенным мелом, мылом или карандашом). Толщина меловых линий не должна превышать 1мм. Убедиться в том, что все детали кроя обмелены. Нанести на ткань штриховыми линиями припуски на швы и обработку деталей. Вырезать детали кроя.

2. Подготовка деталей кроя к пошиву

Проверить наличие всех деталей кроя:

Перенести контурные линии на вторую сторону деталей и парные детали. Проложить контрольные линии посередине нижней части фартука, грудки, пояса, кармана (модель №2). С помощью лекала наметить место расположения кармана на нижней части фартука. С помощью копировальной строчки перенести место расположения кармана на другую половину нижней детали фартука (для модели №1). Наметить место расположения складок на нижней части фартука (с помощью надсечек).

3. Обработка мелких деталей

Обработка бретелей (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами). Одновременно обрабатываются концы бретелей.

Обработка пояса (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами обрабатываются концы пояса и его завязывающиеся части, при этом средняя часть пояса остается открытой).

Обработка накладных карманов. В данной модели верхний срез карманов обрабатывают настрочной бейкой (долевой для обеспечения формоустойчивости), боковые срезы кармана заметываются на изнаночную сторону.

4. Обработка основных деталей

Обработка грудки. Обтачивают верхний срез грудки настрочной бейкой, предварительно приметав бретели, уложив их лицевой стороной на изнаночную сторону грудки, обработанными продольными сторонами в внешней стороне грудки. Внешние края бретелей должны совпадать с размеченными линиями боковых краев грудки. Долевую бейку приметывают лицевой стороной к изнаночной стороне грудки, поверх бретелей. Обтачивают, отворачивают бейку на лицевую стону грудки и настрачивают, подогнув второй срез бейки.

Боковые стороны грудки заметывают и застрачивают швом вподгибку с закрытым срезом.

На нижней части фартука размечают и заметывают мягкие складки по верхнему срезу, Размечают, наметывают и настрачивают накладные карманы, выполняя в их верхних углах закрепки.

Обтачивают нижний срез фартука настрочной бейкой.

Заметывают и застрачивают боковые стороны нижней части фартука

5. Сборка изделия

Приметать грудку к нижней части фартука, укладывая грудку изнаночной стороной на изнаночную сторону нижней части фартука и совмещая контрольные линии

Приметать пояс к нижней части фартука, складывая лицевыми сторонами внутрь, совмещая середины и уравнивая срезы. Ширина шва 6мм

Притачать пояс и грудку к нижней части фартука, ширина шва 7мм

Удалить нити приметывания грудки и пояса к нижней части фартука, разрезая через каждые 10-15см. Заутюжить припуски шва притачивания в сторону пояса

Удалить нити заметывания и наметывания пояса. Приутюжить пояс

Изготовление фартука с нагрудником

Перед раскроем отметь следующие припуски на швы.

1. Основная деталь фартука:

по нижнему и боковым срезам - 15 мм; по верхнему срезу - 10 мм.

2. Нагрудник:

по всем срезам 10 мм.

3. Карман:

по нижнему и боковым срезам - 15 мм; по верхнему срезу - 40 мм.

4. Бретель:

по всем срезам - 10 мм.

5. Пояс:

по всем срезам - 10 мм.

1. Подготовь детали кроя к сметыванию.

2. Обработай карманы (см. табл. 14).

3. Настрочи карманы на основную деталь фартука.

4. Обработай нижний и боковые срезы фартука.

5. Обработай верхний срез основной детали фартука.

6. Обработай бретели (табл. 20).

7. Обработай нагрудник (табл. 21).

8. Соедини нагрудник с поясом (табл. 22).

9. Соедини нагрудник с основной деталью фартука (табл. 23).

Таблица 20. Обработка бретелей

№ п.п. Изображение
Сложи деталь бретели пополам, лицевой стороной внутрь. Уровняй срезы
Сметай бретель по продольному и одному поперечному срезам на расстоянии 9 мм от срезов
Обтачай бретель на расстоянии 10 мм от срезов. Удали нитки сметочной строчки
Срежь припуски шва в уголках наискосок, оставь 3 мм
Выверни бретель на лицевую сторону
Выметай шов обтачивания бретели прямыми стежками
Приутюжь бретель. Удали нитки выметывания

Таблица 21.Обработка нагрудника

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Сложи две детали нагрудника лицевыми сторонами внутрь, уровняй срезы. Сколи боковые срезы булавками
Сметай боковые срезы нагрудника по намеченным линиям. Удали булавки
Вложи между деталями нагрудника обработанные бретели (швами к середине). Сколи булавками детали нагрудника по верхнему срезу, захватывая бретели
Сметай верхние срезы деталей нагрудника по намеченной линии. Удали булавки
Обтачай нагрудник по намеченным линиям. Срежь припуски шва в уголках, оставляя 3 мм. Удали нитки сметочной строчки
Выверни нагрудник с бретелями на лицевую сторону, выправляя уголки колышком
Выметай нагрудник с помощью прямых стежков по трем сторонам, направляя шов обтачивания в сторону нижней детали на 1-2 мм
Приутюжь нагрудник со стороны нижней детали. Удали нитки выметочной строчки

Таблица 22.Соединение нагрудника с поясом



Таблица 23.Соединение нагрудника с нижней частью фартука

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Наложи обработанный пояс с нагрудником на лицевую сторону основной детали фартука, совмещая линии середины деталей
Уровняй срезы, приметай и притачай по намеченной линии. Удали нитки приметывания
Отверни пояс с нагрудником вверх, заутюжь шов притачивания в сторону пояса. Второй срез пояса подогни по намеченной линии на изнаночную сторону и заметай, закрывая шов притачивания на 2 мм
Проложи машинную строчку с лицевой стороны в шов притачивания пояса
Удали стежки временного назначения и приутюжь пояс
Отутюжь изделие

! Складки, мягкие складки.

? Перечисли технологическую последовательность изготовления фартука с нагрудником.

§26. Варианты отделки фартука

Отделка служит дополнением и украшением внешнего вида изделия.

Для отделки фартука используют различные отделочные материалы: ленты, тесьму, сутаж, шитье.

Ленты - это полоски ткани небольшой ширины, применяемые для отделки швейных изделий. Они могут быть шелковыми (атласные ленты), хлопчатобумажными, капроновыми и др. (рис. 53).

Рис.53. Ленты

Фартук можно отделать атласной лентой, настрочив ее по краям карманов, нагрудника, нижней части фартука. Желательно, чтобы лента была контрастной по цвету к основной ткани и шириной 0,5-1 см.

Отделать фартук лентой можно следующим способом.

1. На лицевую сторону детали переведи с помощью копировальной бумаги узор в виде одного - трех цветков.

2. Конец ленты подогни на изнаночную сторону и закрепи прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты.

3. Уложи ленту по узору.

Цветок можно выполнить двумя способами.

1. Сгибая ленту на концах контуров лепестков, закрепляй ее прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты, длина стежков - 2 - 3 мм (рис. 54).

2. Проложи контуры цветка (середину и край) прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты. Длина стежков по краю цветка равна ширине ленты плюс 2 мм, расстояние между стежками - 3 - 5 мм. Длина стежков в середине цветка на 2 - 3 мм меньше ширины ленты. Стежки располагай близко друг к другу (без расстояния между ними).

Продевай ленту через сметочные стежки (рис. 55).

Рис. 54. Закрепление ленты прямыми Рис. 55. Продевание ленты через

сметочными стежками прямые сметочные стежки

В середину цветка пришей одну большую или несколько маленьких пуговиц. Цвет пуговиц подбери контрастный к цвету цветка (ленты).

Тесьма , представляет собой плетеную или вязаную одноцветную или пеструю полоску разной ширины. По структуре тесьма может быть плотной с ровной гладкой поверхностью, плотной с рельефными рисунками, ажурной (рис. 56).

Рис. 56. Тесьма

Фартук можно отделать тесьмой, настрочив ее по краям карманов, нагрудника и основной детали фартука. Для этого нужно наложить тесьму на деталь по намеченной линии, наметать на расстоянии 3 мм от края, настрочить тесьму по одной из ее сторон или по двум сторонам на расстоянии 1 мм от края.

Сутаж - это отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной пряжи, оплетенных вискозными нитями.

В центре сутажа есть углубление, по которому его наметывают (или настрачивают) на изделие (или деталь) (рис. 57, а).

Сутажом можно отделать изделие. Он эластичен, поэтому его используют для вышивания сложных рисунков (рис. 57, б).

Рис. 57. Сутаж (а) и вышивка сутажом (б)

Вышивают сутажом в определенной последовательности.

1. Для изготовления шаблона-лекала переводят рисунок (детали рисунка) на картон, вырезают по контурам ножницами.

2. Накладывают лекало на лицевую сторону детали и выполняют обмеловку (для обмеловки используют портновский мелок или белый карандаш).

3. Конец сутажа подворачивают и закрепляют на лицевой стороне детали. Сутаж накладывают на рисунок и наметывают швейными нитками, контрастными по цвету.

4. Закрепляют его прямыми сметочными стежками длиной 2 - 3 мм швейными нитками в цвет сутажа.

5. Удаляют нитки сметочной строчки.

Шитье это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах (рис. 58).

Рис. 58. Шитье

Шитье выпускают в виде края (с зубцами), прошивок и полотен; его применяют для отделки блузок, платьев, белья.

Ширина шитья зависит от его вида.

Для отделки фартука используют шитье в виде края (с зубцами).

! Ленты, тесьма, сутаж, шитье.

? Чем можно отделать фартук?

§ 27. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей

Срок носки одежды зависит от правильного ухода за ней. Вовремя выполненные чистка, стирка и влажно-тепловая обработка надолго обеспечат одежде хороший внешний вид. Каждое изделие имеет товарный ярлык , содержащий информацию о размере, составе ткани, из которой оно изготовлено. Более подробная информация об уходе за изделием указывается с помощью символов на маркировочной ленте , закрепленной с изнаночной стороны в одном из швов изделия. Символы обозначают, как ухаживать за изделием: стирать, сушить, утюжить и выводить пятна. Значение некоторых символов приводится в таблице 34.

Таблица 34. Символы по уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей

Символ Значение символа Вид ткани
Стирать при температуре не выше 95 °С Все хлопчатобумажные и льняные ткани, устойчивые к окраске
Стирать только вручную при температуре не выше 40 °С, обращаться с осторожностью с неустойчивой окраской
Разрешена сушка в барабане стиральной машины Хлопчатобумажные и льняные ткани
Утюжить при температуре не выше 200 °С Все хлопчатобумажные и льняные ткани
Сухая чистка с применением любых растворителей Хлопчатобумажные и льняные ткани
Можно отбеливать средствами, содержащими хлор Все хлопчатобумажные и льняные ткани с устойчивой окраской
Отбеливать нельзя Цветные ткани

Перед началом стирки необходимо рассортировать грязные вещи по видам ткани, цвету и загрязненности. Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других. Стирать одновременно цветное и белое белье нельзя, так как цветное может полинять. Цветные вещи из хлопка и льна стирают в растворах различных моющих средств или мылом при температуре воды не выше 60°С в определенной последовательности: мало загрязненные белые вещи, сильно загрязненные белые, а в конце - цветные. Перед стиркой одежды нужно проверить все карманы, чтобы они были пустыми.

Выстиранные вещи и белье лучше сушить на свежем воздухе. Изделия выворачивают на изнаночную сторону, чтобы они не выгорали на солнце, и встряхивают, чтобы расправились складки и легче было утюжить. Постельное белье лучше сушить, развешивая за длинную сторону, а полотенца - за короткую. Чтобы сорочки и блузки не деформировались, их сушат на плечиках, а брюки прикрепляют к веревке за пояс несколькими прищепками. Прикреплять изделие к веревке нужно за швы, чтобы оно не деформировалось.

Белье утюжат чуть влажным. Температура нагрева утюга для разных видов ткани различна. Изделия из хлопка и льна можно утюжить при верхнем температурном режиме (150-210 °С).

Если белье пересохло, его можно завернуть на несколько минут в мокрое махровое полотенце или сбрызнуть водой.

Чтобы избежать деформации, юбки и платья, скроенные по косой, нужно утюжить по направлению долевой нити.

Чистят льняные и хлопчатобумажные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими общепринятыми средствами. Пользоваться такими препаратами следует очень осторожно.

! Товарный ярлык, символы, маркировочная лента.

? 1. Какую информацию содержит товарный ярлык?

2. для чего производители одежды используют символы?

3. Как правильно ухаживать за изделием из хлопчатобумажных и льняных тканей?

4. Как правильно сушить белье и одежду?