Международный женский день - история и традиции праздника. Международный женский день - история и традиции праздника Отмечают праздник 8 марта

С самого детства прекрасные дамы с нетерпением ждут чудесный праздник – 8 Марта, в честь которого им приносят поздравления, цветы и подарки. Мужчины с наступлением этого весеннего дня превращаются в галантных кавалеров, оказывают своим любимым женщинам знаки внимания, говорят им приятные слова и готовы выполнить любой каприз. Но разве могли бы вы подумать, что, в отличие от сказочных историй появления многих праздников, история возникновения праздника 8 Марта уходит корнями далеко в прошлое и тесно переплетена с непрекращающейся борьбой женщин многих поколений и народов за свои естественные права и равенство полов?

Истоки праздника из древних времён

История Античной Греции упоминает первое выступление женщин против сильного пола, когда Лисистрата с целью остановить военные действия объявила сексуальную забастовку. В Древнем Риме, напротив, женщины почитали мужей, и существовал особый для представительниц прекрасного пола день, в который мужчины одаривали своих матрон (свободных замужних женщин), а невольные рабыни получали освобождение от работы. Весь римский народ в праздничном одеянии и приподнятом настроении отправлялся на поклонение в Храм богини Весты, охранительницы домашнего очага.

По мнению некоторых специалистов, возникновение 8 Марта может быть связано с поистине мудрым и героическим поступком Есфири, любимой жены персидского царя Ксеркса. Женщина, будучи иудейкой, скрыла своё происхождение от мужа и взяла с него клятву защитить её народ от врагов. Есфирь спасла евреев от грозившего им нападения персов, поэтому день 13 Адара, приходившийся на период с конца февраля по начало марта, стал праздником Пурима. В 1910 году, когда был официально закреплён Международный женский день, Пуриму отмечали точно 8 марта.

Международные основы Женского дня

Во все времена женщины стремились к равноправию с мужчинами и достигали своих целей разными способами: хитростью, умом, лаской – но порой обстоятельства требовали решительных открытых выступлений. С такими событиями связана история праздника международного женского дня 8 марта 1857 года, когда жительницы Нью-Йорка, работающие на фабриках, вышли на демонстрацию, получившую в истории название «марша пустых кастрюль». Их требования включали уменьшение продолжительности рабочего дня, повышения качества условий труда и оплату, равную мужской. В результате выступления была создана профсоюзная организация, в список членов которой были впервые включены представительницы женского пола для представления своих интересов, что стало большим достижением и вдохновило активисток во всём мире.

Спустя ровно 51 год нью-йоркские женщины вновь отстаивали свои права, выйдя на митинг. К лозунгам прошлого выступления на этот раз добавились требования о получении женщинами право отдавать свой голос в качестве избирателя. Шествие было разогнано местными органами правопорядка с применением струй ледяной воды, однако выступающие добились создания конституционной комиссии для рассмотрения вопроса о женском голосовании.

В 1909 году по решению партии социалистов США последнее февральское воскресение было объявлено национальным женским днём, празднование которого было ознаменовано парадом свободных американских женщин ежегодно до 1913 года.

Следующей вехой в истории праздника 8 Марта стала копенгагенская вторая Международная конференция работающих женщин 1910 года, на которой присутствовало более сотни активисток из многих стран мира.

Немецкая социал-демократка Клара Цеткин, основываясь на опыте американских единомышленниц, выдвинула предложение установить Международный день солидарности женщин, которые объединяются, выступая за социальное, экономическое и политическое равенство полов.

Предложение было принято единодушным решением делегатов конференции. В течение 3-ёх последующих лет женщины ряда европейских стран, таких как: Германия, Австрия, Дания, Швейцария – праздновали учреждённый день проведением шествий и демонстраций, однако единая дата не была определена. Только к 1914 году праздник был привязан к дате 8 марта в мировом масштабе.

Через 61 год, в 1975 году, ООН провозгласила 8 марта Международным днём женщин на официальном уровне и предложила своим государствам-участницам приурочивать мероприятия, направленные на преодоление проблемы гендерного неравенства, именно к этому дню.

Отечественная история возникновения 8 Марта

История праздника 8 Марта в России отсчитывается с 1913 года, когда в петербургской хлебной бирже собралось около полутора тысяч человек на научные чтения, касающиеся вопросов прав женщин. 23 февраля 1917 года (по старому летоисчислению, или по юлианскому календарю, и 8 марта - по новому григорианскому) жительницы Северной столицы снова отправились на митинг, на этот раз их лозунги требовали «хлеба и мира». Это событие случилось накануне Февральской революции: спустя 4 дня последний монарх великой Российской империи, Николай II, отрекся от престола, а получившее бразды правления временное правительство наделило женщин избирательными правами.

В 1965 году руководством Советского союза Международному женскому дню был придан статус государственного праздника, а 8 марта был объявлен выходным днём во всесоюзном масштабе в честь советских коммунисток, храбро выступивших против врага в военное время и проявивших самоотверженность в построении мирного общества.

Современный подход

Международный женский день официально закреплён как нерабочий день и празднуется практически во всех республиках на постсоветском пространстве с незначительными переносами в дате и изменениями в наименовании. Так, в России, Белоруссии, Латвии, Молдавии, Украине и ряде стран СНГ праздник не претерпел изменений, в Таджикистане теперь 8 Марта получило название Дня матери, в Армении его отмечают 7 апреля и именуют Днём матери, красоты и весны. А вот Литва и Эстония после распада СССР поспешила избавиться от пережитков прошлого и исключила из перечня праздников этот день.

По прошествии времени праздник 8 Марта лишился политической подоплёки и стал скорее днём женщин-матерей, а не женщин-воительниц. Мужья, сыновья, братья, коллеги стремятся поздравить своих жён, матерей, сестёр и сослуживиц, выказать им свою любовь и расположение в этот день. Читайте также, . И идеи подарков любимой маме к Женскому дню .


Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.

О том, что 8 марта ежегодно отмечают букетно-конфетный Международный женский день, без запинки расскажет даже дошкольник, но далеко не каждый взрослый знаком с необычной историей этого любимого всеми праздника. Как же зародилась традиция поздравлять прекрасную половину человечества, и что именно послужило поводом для появления в календаре этого замечательного весеннего праздника?

История происхождения

Исторические корни веселого и наполненного цветами и подарками праздника имеют феминистический и политический аромат. Впервые день 8 марта фигурирует в событиях далекого 1901 года. В тот день американские домохозяйки заполнили улицы Чикаго с перевернутыми вверх дном кастрюлями и тазами. Таким оригинальным способом они хотели привлечь к себе внимание общества и властей. Участницы шествия требовали уравнения политических прав, уважения к себе, возможности работать на производстве и служить в армии рядом с мужчинами. Через семь лет феминистки повторили свои требования, но уже в государственном масштабе. После чего в США был провозглашен Национальный женский день.

Родительницей Международного женского дня считается Клара Цеткин - немецкая коммунистка, женщина-реформатор, внесшая огромный вклад в отстаивание женских прав. Именно она, будучи лидером женской группы социал-демократической партии Германии, в непростом для коммунистов 1910 году на Международной женской конференции вынесла предложение учредить День солидарности трудящихся женщин всего мира.

Клара Цеткин считала, что ежегодный праздник, отмечаемый в один день, сплотит женщин различных стран в борьбе за равные права. Главным предназначением нового праздника была борьба за свободу и равноправие работниц женского пола. Эта инициатива получила отклик в виде прокатившейся по Европе волны митингов. Первые женские праздники в различных странах отмечались в разные даты марта. И только в 1914 году свой праздник труженицы мира отметили 8 марта.

В 1957 году 8 Марта за свои права вышли бороться работницы швейных предприятий Нью-Йорка. Они активно требовали улучшений условий труда, сокращения нечеловеческого 16-часового рабочего дня и повышения мизерной по сравнению с мужчинами заработной платы. В результате этого мероприятия появился женский профсоюз, который в дальнейшем продолжил свою деятельность.

ООН приняла празднование Международного Женского дня в 1975 году, этот год также был объявлен международным годом женщин, а последующие десять лет, с 1976 по 1985 год, провозгласили Международным десятилетием женщин. В 1977 году была выпущена резолюция, согласно которой День борьбы за права женщин был приурочен к 8 марта. Сейчас весенний женский праздник отмечают более чем в 30 странах мира. В некоторых государствах он до сих пор остается рабочим днем.

В России Женский день впервые отметили в дореволюционном Петербурге 2 марта 1913 года. В этот день прошло одобренное правительством «научное утро по женскому вопросу», в его повестке дня стояли проблемы материнства, инфляции и права голоса женщин. В мероприятии участвовало полторы тысячи человек.

В революционном 1917 году действующее правительство не дало возможности петербурженкам отметить международный женский праздник. Попытки примкнуть к женщинам других стран закончились столкновениями, перешедшими в демонстрацию и в февральскую революцию. В 1921 году на заседании 2-й Коммунистической женской конференции было постановлено приурочить празднование 8 Марта к памяти об этой демонстрации, которая невольно стала предвестницей февральской революции.

В новом советском государстве Женский день сразу же получил статус праздника, но продолжал оставаться рабочим днем. Труженицы советских предприятий постепенно получили равные права с мужчинами и на возможность работать, и на законный отдых, и на поучение образования, и на управление государством. Освобожденные от угнетения советские женщины морально поддерживали своих подруг из капиталистических стран на митингах и собраниях.

В праздничный день советским дамам не вручали цветов и не дарили подарков, но их раньше отпускали с работы, награждали почетными грамотами, благодарностями и премиями. Есть доказательства, что в некоторых магазинах работниц радовали приятными скидками. Правда скидки были не на духи и косметику, а на калоши - актуальную в те времена обувь.

Официальным выходным Международный женский день в Советском Союзе был объявлен в мае 1965 года. Начиная с 1966 года, 8 Марта является государственным праздничным выходным днем. Постепенно Женский день утратил первоначальную политическую окраску и яростный оттенок феминизма. Еще в советские времена появилась хорошая традиция дарить дамам цветы, конфеты, открытки и подарки.

В России Женский день официально вошел в список государственных праздников РФ в 2002 году. В новых условиях он постепенно стал днем преклонения перед женщинами, матерями, женами. 8 Марта мужчины особенно галантны и мужественны. Они с удовольствием берут на себя женские обязанности и освобождают представительниц слабого пола от домашней работы и повседневных дел.

ПОСЛЕЗАВТРА не только Россия, но и весь мир будет отмечать Международный женский день. Празднование 8 Марта в современной России ассоциируется в первую очередь с лишним выходным и обязательными цветами и подарками для женщин, в то время как изначальные политические и социальные смыслы даты остаются почти без внимания. Однако не всегда было так. Разбираемся, как появился Международный женский день, почему сегодня 8 Марта воспринимают иначе, чем сто лет назад, и как можно его отметить.

дарья татаркова

Всегда ли 8 Марта было
«женским праздником»?


И да и нет. Два главных гендерно очерченных праздника достались современной России от советских времен. 23 Февраля и 8 Марта не были такими же однозначными в момент своего возникновения. 23 число придумали отмечать в 1922-м году как День Красной армии и флота, со временем название сменилось дважды, а отмечающие довольно сильно отклонились от сути. Вместо того, чтобы чествовать военнослужащих, 23 Февраля постепенно превратилось в день воспевания всех мужчин и идеи маскулинности. Похожая судьба и у 8 Марта. Придуманный как символ борьбы за равенство полов и уважение к женскому труду, праздник стал лишь поводом подарить женщине подарок еще один раз в году, кроме как на день рождения. В современном фольклоре суть Международного женского дня сполна выразила фраза «молчи, женщина, твой день 8 Марта» (3 миллиона результатов в поиске «Яндекса»), а самой популярной шуткой в «ВКонтакте» по поводу праздника остается, например, это видео .

Как появился
Международный женский день?

Дата была придумана социалистическим движением. В феврале 1909 года женщины Нью-Йорка вышли на улицы с требованием равной оплаты труда и предоставлением женщинам права голосовать - поразительно, что век спустя вопрос с зарплатами так и остается открытым. Немецкие социалистки и небезызвестная коммунистка Клара Цеткин на пару с Розой Люксембург в следующем году на Женской конференции согласились, что необходим праздник, который бы продвигал равные права для женщин, в том числе и суфражистские идеи.

До России празднование докатилось в 1913 году. Женский день вовсе не был таким мирным, как сейчас, а сопровождался митингами и демонстрациями. Так, 23 февраля 1917 года по старому стилю (то есть 8 марта по новому) забастовка текстильщиц и последующее организованное шествие с требованием равных прав для женщин стали одним из триггеров к дальнейшей волне протестов, которые привели к Февральской революции. Совпавший по дате с одним из важнейших переломных моментов в истории России, праздник как традиция укрепился в СССР. Примерно до 70-х годов 8 Марта в первую очередь ассоциировалось с участницами революции и их успешной борьбой за независимость женщин. Так или иначе история праздника на Западе и в России свидетельствует, что в первую очередь он был придуман как инструмент эмансипации и популяризации уважения к женщинам.

Почему в России в этот день принято дарить подарки,
а не бастовать за равную оплату труда?


История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта. Некоторые авторы считают , что виной тому стала сознательная и последовательная политика советского руководства. Уже в 30-е годы были упразднены столь необходимые женотделы , занимавшиеся агитацией, образованием, помощью и борьбой за права женщин. Тем самым женщины лишились социального лифта, а не достигли новых вершин в равноправии. Последующие женские организации носили во многом номинальный характер. Постепенно революционная тематика исчезла даже с открыток, и акценты сместились на воспевание женской красоты и материнства, сделав праздник похожим, скорее, на День матери в других странах.

В 1966 году, при Брежневе, 8 Марта стало выходным днем, так что активная идея даты окончательно угасла. Сегодня праздник окончательно превратился в день следования стереотипам о женщинах. Это заметно и по традиционным подаркам, и по описанию Международного женского дня в русскоязычном интернете. По данным «Левада-Центра», в России самыми популярными

подарками на 8 Марта остаются цветы и сладости, а также парфюмерия и косметика. По данным ВЦИОМ только 5 % связывают праздник с эмансипацией . С одной стороны, этот опрос показывает положительную динамику в отношении равноправия - количество считающих, что женщины достойны тех же привилегий, что мужчины, увеличилось в 1,5 раза. С другой - каждый пятый респондент всё еще считает мужчин куда более способными, чем женщин. Гендерная принадлежность участников опроса не указана.

Где еще празднуют 8 Марта?


Официальным праздником Международный женский день признан не только в России, Северной Корее и Китае но и, например, в Буркина-Фасо. В остальном мире 8 Марта не считается государственным праздником, однако с каждым годом набирает всё большую популярность, сохраняя при этом феминистский уклон. Главный популяризатор даты сегодня - ООН . В 1977 году Организация Объединенных Наций предложила странам-участникам выбрать любой день для воспевания идей женского равноправия и мира во всём мире, им стало 8 марта.

Страны, поддержавшие ООН, в первую очередь используют праздник как повод, чтобы поднять важные для женщин социальные вопросы. Из года в год ООН выбирает приоритетную тему, на которую будут направлены усилия. В 2013 году это было противостояние насилию над женщинами, в прошлом году - «Равноправие для женщин - прогресс для всех». В 2015-м - «Вдохновляя женщин - вдохновляя человечество». Символом праздника считается фиолетовая лента.

Как отмечают
8 Марта в этом году?


Тема этого года идет с хэштегом #MakeItHappen . В Афганистане мужчины надели бурки и вышли с протестом , чтобы поддержать права женщин. В Индии 8 Марта в этом году стало датой, на фоне которой женщины продолжают требовать справедливости к жертвам насилия, которых не защищает ни закон, ни общество. Многие издания фокусируются на том, чтобы вспомнить истоки даты, и предлагают отмечать ее не цветами , а призывом к действию и привлечением внимания, например к ключевым проблемам здоровья и смелым феминисткам в мировой истории. Forbes объясняют настоящую разницу в зарплатах мужчин и женщин и дают советы, как каждая может улучшить ситуацию. Помимо прочего
8 Марта запустится петиция #UpForSchool, цель которой - заставить мировых лидеров дать образование 31 миллиону мальчиков и девочек по всему миру.

Сегодня интернет играет ключевую роль в том, чтобы сделать Международный женский день частью мировой поп-культуры. С 2000 года количество запросов в Google формата «Международный женский день + текущий год» выросло с 49 миллионов до 196 - то есть в 4 раза. Конкретно в 2015-м в преддверии праздника появился хэштег #DearMe , под которым видеоблогеры отправляют воодушевляющие послания себе - подростку из прошлого. Такой, возможно, наивный подход нашел огромный отклик у зрителей, а девушки со всего мира пишут благодарные комментарии за моральную поддержку. Хэштег стал номером один на сервисе. Многие ютьюберы просто уделяют внимание тематическим видео, касающимся гендерных ролей, как, например, Кристен из Stuff Mom Never Told You. Обязательно посмотрите скетч про «гендерные роллы» - за смешной игрой слов скрывается понятное и актуальное послание о том, что пора прекратить навязывать нам модели поведения в зависимости от биологического пола. Социальными сетями дело, конечно же, не ограничивается. Любимица интернета и посланник ООН по правам женщин Эмма Уотсон, например, проведет Q&A в Международный женский день и ответит на все волнующие зрителей вопросы о сексизме и неравноправии. Вот, кстати, и отличный способ отпраздновать.

У женщин, значит, есть
осмысленный праздник,
а как же мужчины?


В какие еще дни празднуют
важные для женщин события?


ООН активно продвигает 8 Марта как универсальную дату, однако есть несколько других крупных праздников. Один из них - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Его отмечают 25 ноября, чтобы почтить память сестер Мирабаль, убитых в Доминиканской Республике. Насилие над женщинами до сих пор невероятно распространенная проблема, которая зачастую не доводится до суда. В этот день страны призывают проводить мероприятия, увеличивающие огласку проблемы и рассказывающие о путях ее решения.

15 октября отмечается Международный день сельских женщин, чьим правам подчас уделяется совсем мало внимания. В Южной Африке проводят свое празднование дня женщин - 9 августа, - причем на государственном уровне. Дата призвана напомнить о борьбе местных активисток против тирании правительства времен апартеида. Так, 9 августа 1956 года они предотвратили введение обязательной паспортизации женщин Южной Африки.

Об истории праздника 8 марта, почему именно 8 марта стало женским днем, когда и как впервые отмечали праздник 8 марта . Это рассказ о празднике 8 марта для взрослых и детей. Учителя могут использовать материалы этой стать при разработке праздничных классных часов и сценариев, посвященных 8 марта.

Сегодня почти вся планета отмечает 8 Марта как день поклонения настоящей женщине, ее красоте, мудрости и женственности, которые спасают мир.

Из истории праздника 8 марта

Этот всеми любимый праздник 8 марта восходит к традициям Древнего Рима I века до нашей эры. Считалось, что богиня Юнона, супруга великого Юпитера, была наделена большой властью и обладала огромными возможностями. У нее было много имен: Юнона-Календария, Юнона-Монета. .. Она дарила людям хорошую погоду, урожай, удачи в делах и открывала каждый месяц года. Но более всего римлянки преклонялись перед Юноной - Луцией («светлой»), покровительствующей женщинам вообще, а при родах в особенности. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка.

Самым радостным для женской половины Рима был праздник 1 Марта, посвященный этой богине и называвшийся Матронами. Тогда весь город преображался. Празднично одетые женщины шли с венками цветов в руках к храму Юноны-Луции. Они молились, приносили в дар цветы и просили у своей покровительницы счастья в семье. Это был праздник не только почтенных римлянок, но и рабынь, работу которых в этот день выполняли мужчины-рабы. Мужчины 1 Марта дарили женам, родственницам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь...

В современном мире день женщин отмечается 8 Марта. История этого праздника началась в XIX веке, и был он приурочен ко дню борьбы за права женщин. Именно 8 марта 1857 года в Нью-Йорке прошла манифестация работниц швейных и обувных фабрик. Тогда они требовали, чтобы им предоставили десятичасовой рабочий день, приемлемые условия для работы и равную зарплату с мужчинами. До этого женщины работали по 16 часов в сутки и получали за это сущие гроши. После 8 марта 1857 года начали появляться женские профсоюзы, и впервые женщинам было дано избирательное право. Но только в 1910 году на Международной женской конференции социалисток в Копенгагене Кларой Цеткин было предложено праздновать Всемирный женский день 8 марта. Это был своеобразный призыв к женщинам всего мира вступить в борьбу за независимость и равноправие; и они откликнулись, включившись в борьбу за право на труд, уважение своего достоинства, за мир на земле. Впервые этот праздник отметили в 1911 году, но только 19 марта, в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда на улицы этих стран вышло более миллиона мужчин и женщин, и манифестация прошла под лозунгом: «Избирательные права работающих — для объединения сил в борьбе за социализм». В России Международный женский день впервые праздно-вали в 1913 году в Петербурге. Его организаторы призывали добиваться экономического и политического равноправия женщин. Одно из самых мощных выступлений женщин прошло в Петрограде 7 марта 1917 года. А в 1976 году Международный женский день был официально признан ООН.

Сегодня 8 Марта — это праздник весны и света, дань уважения к традиционной роли женщины как жены, матери, подруги.

Кто же был родоначальником праздниками 8 марта: Клара Цеткин или Эсфирь?

У многих может возникнуть вопрос: неужели Клара Цеткин была единственной родоначальницей 8 Марта? Историки также считают, что празднование этого торжества связано с легендой об Эсфири. Много веков назад она спасла свой народ от страшной гибели. Поэтому именно ей посвящен самый веселый праздник еврейского народа — праздник Пурим. Отмечается он практически в одно время с Международным женским днем: в конце зимы — начале весны, 4 марта.

Некогда, в 480 году до Рождества Христова, все плененные вавилонянами евреи обрели свободу и могли беспрепятственно вернуться обратно в Иерусалим. Однако желающих покинуть Вавилон, где иудеи провели практически всю жизнь, практически не оказалось. Сотни тысяч евреев остались в персидской империи, и совсем не в качестве рабочей силы. Многим из них удалось очень хорошо устроиться и неплохо зарабатывать себе на жизнь.

Со временем евреи так прижились в Вавилоне, что даже коренные жители перестали понимать, кто кого завоевал: персы Иерусалим или евреи Вавилон. Тогда один из министров могущественного правителя Ксеркса — Аман — пришел к царю и рассказал ему о том, что евреи заполонили их государство. Ксеркс решил истребить всех евреев.

О страшном замысле Ксеркса случайно узнала его жена Эсфирь, которая скрывала от супруга свое этническое происхождение (она была еврейкой). Умная Эсфирь не стала молить царя о пощаде, а решила использовать любовь Ксеркса к себе. Когда царь находился под действием ее чар, она взяла с него обещание истребить всех врагов ее народа. Ксеркс был на все согласен, и только некоторое время спустя обнаружил, что пообещал любимой жене уничтожить всех врагов евреев, но отступать уже было нельзя...

И 13 адара (месяц еврейского календаря: примерно конец февраля — начало марта) по всей персидской империи распространяется царский указ относительно погромов. Но он кардинально отличался от того, что было задумано сотворить изначально: этот указ Ксеркс позволил составить Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею.

«И позваны были царские писцы, и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя — о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф 8, 8 —11). И в течение двух дней «все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» (Есф 9, 3—5).

Министра Амана, подавшего Ксерксу идею об истреблении евреев, казнили через повешение вместе со всей его семьей. В ходе этой борьбы было уничтожено около 75 тысяч персов. Персидская империя была практически разрушена. День этой знаменательной для евреев победы чтится и празднуется до сих пор.

Среди величайших мудрецов «существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать».

Возможно, эта легенда была правдой, и Эсфирь действительно спасла свой народ. И в благодарность за такой подвиг евреи почитают спасительницу и в настоящее время, празднуя Пурим. И каждому понятно, что такая легенда о праздновании Всемирного дня женщин тоже имеет право на существование.