Путешествия. Испанский народный костюм Как выглядит костюм испанца

Испания, какой мы ее видим? Страстная, жизнеутверждающая, яркая, эксцентричная, чувственная и очень музыкальная, с ласкающими душу мелодиями и безудержными танцами. А еще ассоциирующаяся с цыганкой Кармен, покорившей мир своей красотой и нарядами. Испанский костюм для танцев (фото см. в обзоре) имеет богатую историю и очень разнообразен в зависимости не то что от региона, а даже от города. И это всегда торжество красок, богатство отделки и тканей.

Само понятие «испанского костюма» связывают с определенным историческим периодом - 15-19 века. Фактически это жесткие каркасные наряды, которые были приняты при дворе королей Габсбургов в Испании (они оказали весомое влияние на моду многих королевских дворов Европы). В одежде, порой гармонично, а иногда и не очень, слились традиционные эталоны аристократии, аскетизм католической веры и былая слава рыцарских времен.

Испанский женский костюм

В том виде, в каком сейчас все знают народный испанский костюм по фильмам, книгам, иллюстрациям и средневековым картинам (то есть образ, сформированный в искусстве), он окончательно сформировался в 18-19 веке. Одну из главных ролей при этом сыграла культура махо. Это особый социальный слой населения, испанские щеголи, вышедшие из простого народа и подчеркивающие свое происхождение элементами одежды.

Красота женщины-простолюдинки и ее образ в целом особенно воспет в картинах Ф. Гойи. Принято считать, что он сложился в Андалусии, а уже затем стал считаться эталоном и визитной карточкой, по которым и поныне узнают испанский

На фото выше - женщины из региона Сардинья. Там женская и мужская одежда содержала практически идентичные элементы. Костюм махи состоял из следующих деталей:


В таком виде сейчас встретить одежду невозможно, однако современным его воплощением можно отчасти считать испанский костюм для танцев фламенко.

Мужской испанский костюм

На фоне черной женской мантильи, скрывающей не только голову, но и плечи (предполагают, что исторически этот элемент пришел с Востока) мужское одеяние выглядит более чем просто ярко. Перечислим его обязательные элементы:

  • Сильно укороченный пиджак, больше напоминающей курточку. Он не застегивался, заканчивался на талии, позже французы назовут его «фигаро».
  • Короткий жилет, при этом всегда яркой расцветки.
  • Обтягивающие штаны длиной до колена и обильно декорированные.
  • Кушак - широкий пояс, зачастую цветной.
  • Плащ, окутывающий с ног до головы и с ярким подкладом.
  • Монтера или Треуголка и сетка для волос.
  • Чулки.
  • Низко вырезанная обувь с металлическими пряжками.

Еще один нетипичный аксессуар, которым обладал как женский, так и мужской испанский костюм (фото см. выше) - это наваха. Большой складной нож носили только простолюдины, связано это с запретом носить холодное крупное оружие.

В современной Испании большая часть элементов такого костюма перешла в одежду тореадора.

Как мода махос перекочевала в аристократические дома…

Как известно, все запретное притягивает человека с еще большей силой, чем доступное - такова наша природа. Аморальность жизни и поведения махос, выставленные напоказ, шумные танцы с кастаньетами и тамбуринами, песни - все это привлекало высший свет. Поэтому к 1770 годам как стиль жизни, так и одежда простолюдинов превратились в повальное увлечение аристократии.

Однако, помимо всего прочего, был у данного явления и другой весьма интересный аспект. Указанный период испанской истории характеризуется засильем афрансесадо (сторонников династии Габбсбургов). Поэтому испанский костюм махо в данном случае выступал еще и как символ национального самоопределения, идентичности. Даже самые высокие чины, не стесняясь, носили отдельные элементы одежды. Вся Европа была покорена стилем ампир, а в Испании, между тем, в это время махо добралось до королевского двора.

Если же говорить об испанском костюме в контексте истории, то следует выделить периоды его развития.

Костюм аристократа эпохи Реконкисты

В среднем исторически период длился около 600-700 лет. Все это время пиренейские христиане (преимущественно португальцы и испанцы) всеми силами пытались отвоевать территории на своем полуострове, который был оккупирован маврскими эмиратами. Удивительная и уникальная ситуация, когда в одном «котле» были смешаны традиции национального костюма испанцев-вестготов, арабские веяния, а также отдельные элементы со всей Европы (в походах активно участвовали рыцари из других стран). Из готического периода в испанский костюм (фото) перекочевала обувь с длинным носком, узнаваемые головные уборы (в т. ч. капирот - длинный колпак), длинное сюрко (плащ-нарамник) без рукавов, который крепился поверх доспехов, в частности, для того, чтобы защитить металл от атмосферных осадков. Исключительно национальными являлись такие элементы образа, как собреропа (своеобразная накидка), абриго, хубон (вид куртки), плащ с драпировкой на одном плече, касака и ропилья.

Женский испанский костюм черты своей самобытности приобретать начинает в середине 15 века. Он имеет четко очерченную талию, от которой вниз и вверх расходятся лучами складки ткани, в нем часто используется пелерина. В прическах господствовала тенденция к гладкому прямому пробору и заплетенной косе. Традиционными головными уборами являются:

  • кофья-де-папос - сложная конструкция из металлического каркаса и тонкого полотна белого цвета;
  • веспайо - тонкая которая покрывала лоб и голову, опускаясь сзади на плечи, а поверх одевался металлический тонкий обруч, инкрустированный драгоценными камнями;
  • тренсадо - в ткань покрывающую макушку заворачивали косу, перевивая сверху черной лентой.

Последний головной убор использовался вплоть до 1520 годов и был заимствован итальянскими женщинами. Тренсадо иногда соединяли с тюрбаном (веяние восточных мавритаснких мотивов).

Костюм эпохи Возрождения

Период, когда абсолютно все искусство переживало бурный рассвет, не мог не отразиться на костюме. В 16 веке готический костюм с мягкими струящимися тканями начинает трансформироваться в своеобразную броню на жестком каркасе. В противовес итальянскому Ренессансу предлагает свой идеал фигуры в духе маньеризма.

Сильное влияние на испанский оказали и другие факторы - прежде всего это католическая церковь со своим аскетизмом, строгость этикета королевского двора и все то же рыцарство. Историки моды говорят о том, что испанская мода, по сравнению с гармоничной итальянской, где «уважали» человеческое тело, приобрела черты жесткости, оказалась под влиянием строгой геометрии, которая меняла естественную линию силуэта и деформировала фигуру.

Впрочем, у простолюдинов данная мода не нашла поддержки. Одежда по-прежнему напоминала современный испанский костюм для танцев (первое фото) с небольшим введением - корсет на шнуровке яркого цвета.

Мужской костюм

В эпоху Ренессанса мужской костюм претерпевает значительный изменения, он приобретает конусообразную форму, достигающую максимальной ширины в области бедер. В те времена образ дворянства был немыслим без следующих элементов гардероба.

  • Камиса - сорочка или рубашка. Ее полностью скрывала верхняя одежда из-под которой появлялся только полотняный или батистовый воротничок и высокие манжеты с кружевной отделкой.
  • Кальсес - штаны-чулки, которые, в зависимости от веяний моды, меняли свою ширину: от формы бочонка с использованием каркаса до более свободного кроя. При этом испанский костюм для мальчика или мужчины имел абсолютную схожесть.
  • Хубон - разновидность курточки колет. Лиф со стоячим воротником плотно облегал фигуру. Застежка была потайная. Кроме узких настоящих рукавов, имел еще и откидные фальшивые. Куртке старательно, с помощью подклада, придавали форму доспехов.
  • Брагетт - коротенькие штаны с гульфиком набитые ватой для объема.
  • Воротник выступал в качестве отдельного элемента. Сильно накрахмаленный по краю он имел рюши. С течением времени менялась его высота - до 20 см к концу века. Знаменитая гофрированная грангола или горгера, которая известна по всему миру.
  • Ропон (верхняя одежда средней длины или короткая с воротником из меха или с вышивкой) и сменившая его капита или фиельтро, капа (плащи различного фасона).
  • Головные уборы: мягкий берет с твердым бортиком отделанным мехом и жесткая шляпа с небольшими полями в форме конуса (в первой и второй половине века соответственно)
  • Обувь: в военное время сапоги, а в мирное - узкие бархатные или атласные туфли с разрезами.

В простонародье испанский национальный костюм времен Возрождения имел совершенно иные черты и был более ярок. Вместо узкого стягивающего хубона носили свободный капингот, например.

Женский костюм

Он претерпел тоже значительные изменения и так же, как и мужской, утратил плавность и женственность линий, а вместо этого приобрел строгость и каркасность. Силуэт как бы состоит из двух треугольников, противопоставленных друг другу (лиф и юбка) вершины которых пересекаются на талии. Костюм состоял из следующих элементов.

  • Вертигадо (вердугос) - нижняя юбка с вшитыми в нее металлическими обручами из плотного материала.
  • Баскинья - верхняя юбка надеваемая поверх предыдущей, изготавливали ее из черной тафты.
  • Сайо, вестидо - верхнее платье с треугольным разрезом спереди или застежкой на банты и петли. Составной частью являлся вакэро - лиф с откидными или фальшивыми рукавами. Его изготавливали из тонких металлических пластин на шарнирах, которые сгибали и обтягивали бархатом или тонкой замшей. Испанский костюм для девочки данный элемент исключал. Использование металла для утягивания фигуры, сокрытия естественных линий, в том числе выпуклости груди, достаточно часто травмировало, что уж говорить о неудобстве.
  • Бюска - металлическая или деревянная узкая пластинка, прикрепляемая к корсету с целью зрительно сузить талию и сделать плоским живот.
  • Грангола и сорочка - аналогичные мужскому костюму.
  • Декольте, как правило, квадратной формы и закрытое вышивкой.
  • Ропа - элемент верхнего гардероба с длинными или короткими рукавами. Вероятно, была перенята от мавров.

Работать или вести активную жизнь в таком костюме было явно невозможно. Поэтому у простых горожанок облик был иной. Они не носили жестких каркасных юбок вердугос. В ходу была простая рубашка с узким, но не утягивающим лифом со съемными рукавами. Юбка сужалась книзу крупными складками либо собиралась оборками по талии. Она и сейчас - основной элемент, входящий в испанский костюм для танцев (фото образцов это подтверждает), в том числе фламенко.

Обувь и украшения

В отличие от итальянской яркости и богатства красок декоративных элементов, одежда испанцев выглядела мрачной и более чем аскетичной. Цветовая гамма ограничивалась черным, серым, коричневым, белым и в редких случаях красным и зеленым цветом. Предпочтение отдавалось монохромны гладким тканям. Распространены были и набивные, вышитые узоры флористических или религиозных мотивов.

Мужчины носили мягкие туфли из бархата или цветной кожи, без каблука, с широким носком, который постепенно становился острым. Аналогичным был дизайн и у обуви женщин, разве что добавлялась вышивка, а в конце 16 века появился каблук. Недопустимо было показывать носки туфелек из-под одежды, исключение делалось только для чапинес (фото выше) - обуви на массивной деревянной подошве, причем чем более знатная была дама, тем толще она должна была быть.

Сетуя на аскетизм и мрачность красок, нельзя не сказать о том, что испанский костюм для девочки или женщины имел свойство дополняться крупными, броскими и яркими украшениями. Страна - хозяйка Нового Света, со всеми его богатствами, могла себе это позволить. И сам костюм отчасти выступает блеклым фоном. Основные элементы: веер, пояса, цепочки, ожерелья, пряжки, аграфы, головные украшения, вышивка жемчугом и т. д.

Мода Золотого века

Концепция костюма-брони была продолжена, и только во второй половине 17 века в Испанию стали проникать веяния например, открытое декольте. В остальном каркасность сохраняется, происходит удлинение юбки. На простолюдинках по-прежнему свободные полотняные рубашки яркие юбки и цветной корсет на шнуровке. Прически скромные и лаконичные - волосы собирали в косу, которую на затылке укладывали «корзинкой». Высший свет и простолюдинок объединяла все та же мантилья и наличие веера.

Испанский мужской костюм претерпел более значительные изменения. Штаны-бочонки исчезают, они становятся менее пышными, длиной до колена, где подвязываются бантиком. Хубон имеет наплечные валики и зачастую откидные рукава, постепенно удлиняется. Форма значительно упрощается, а самые прогрессивные модники начинают носить костюмы по типу французских «мушкетерских». Примечательно, что испанские мужчины париками не пользовались, стриглись коротко, с середины 17 века максимальная длина прически - до середины щеки.

Мода XVIII-XIX века

На пороге нового века в 1700 году умер последний представитель на престоле Испании. Новый монарх являлся внуком Людовика Четырнадцатого. В это время испанский костюм «офранцуживается» и берет абсолютный курс на моду, которую диктует Версаль. Однако историки говорят не о его перевоплощении и изменении, а о слиянии с общеевропейским, но с сохранением исключительных национальных черт.

С конца 18 века господство в высших кругах общества берет культура махо, которая, словно магнитом, притягивает аристократов. Проследить это можно в ряде работ художников, первых фотографиях. В Европе царил ампир, но местная аристократия массово увлекалась всем «народным». Помимо открытой дерзости и свободы (будь то взрослый или детский), испанский костюм открыто подчеркивал национальную самоидентичность.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)


Кафедра дизайна


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Национальный испанский костюм

по дисциплине: История костюма


Исполнитель

студент 682 группы

А.П. Шпакова


Руководитель

Т.Ю. Благова


Благовещенск 2008


Работа 41 с., 31 рисунок., 5 источников, 2 приложения.

Национальный костюм, фламенко, коррида, матадор, мантилья, бата де кола, мантон, монтера, талегилла, традиции, моделирование, проектирование


Национальный костюм- традиционный комплекс одежды, характерный для определенного этноса. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей. В данной работе рассматривается испанский национальный костюм, его особенности, характерные элементы, а также его использование в качестве источника вдохновения дизайнера.


Введение

Культура и традиции Испании

Испанский национальный костюм

1 Махо - испанские щеголи из простонародья

2 Мужской костюм

3 Женский костюм

4 Цветовая гамма

5 Головные уборы и прически

Фламенко

Коррида

Актуальность испанского национального костюма в современной моде

Создание коллекции современной одежды на основе испанского национального костюма

Заключение

Список источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ


Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. испанский национальный костюм коллекция дизайнер

Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными. В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а так же функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности. Во второй половине ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появляются даже фольклорный, этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения. Испанский национальный костюм не является исключением.

Цель работы - исследование испанского национального костюма.

1.Изучить конструктивные особенности, форму, цветовую гамму, декор свойственные испанскому национальному костюму.

2.Актуальность - отражение испанского костюма, или его элементов в коллекциях современных дизайнеров и кутюрье.

.Новизна - интерпретация испанского костюма при создании коллекции современной одежды.

Для того, чтобы отразить уникальность испанского национального костюма, необходимо изучить культуру и самобытность выбранной страны и народности.

1 КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ ИСПАНИИ


Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена. Важнейшие отрасли - горнодобывающая, черная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Испания - это совершенно особенная страна, не похожая на своих европейских соседок, главным достоянием которой являются, конечно, сами испанцы. Эти шумные, темпераментные люди не скрывают своего отношения к окружающим, напротив, они стремятся выразить его, причем как можно более эмоциональным способом.

Есть страны, где что ни день - праздник. Испания как раз такая страна. По-испански праздник - это фиеста. В Испании в каждом месяце как минимум десятка два фиест. Вся страна танцует под открытым небом, кто - фламенко, кто - хоту, кто - сегидилью, а кто и хороводную сардану. У каждого города есть святой покровитель, в честь которого и устраиваются праздники. Жители Валенсии славятся на всю Испанию лучшими в мире апельсинами и самыми громкими петардами и фейерверками.

Особый праздник - день Святого Иосифа, покровителя плотников, который отмечается 19 марта по всей Валенсии. Праздник называется "фальяс" и существует со средних веков. В этот день много столетий назад городские плотники и краснодеревщики сжигали на кострах накопившиеся за зиму стружки и щепки, а уже потом из отходов стали делать забавные фигурки. Девушки и женщины в нарядных платьях украшают роскошными цветами фасад церкви Десампарадос. Большие куклы - фальясы, сделанные из материи и плотного картона, дали имя этому веселому торжеству. Днем их принято носить по улицам города, а вечером, вооружившись петардами и бенгальскими огнями, - сжигать. Всю ночь после этого не смолкает гомон, и гулянья продолжаются до самого утра.

Как и в любой другой стране, один из самых главных и шумных праздников в Испании - Новый год. Здесь его обычно встречают в большой компании на главной улице города. Известный мадридский обычай - собираться на центральной площади и под бой курантов съедать 12 виноградин, запивая их шампанским. Это настоящий ритуал: испанцы, большие любители винограда, верят, что каждый, кто съест его в новогоднюю ночь, в следующем году не встретится ни с бедностью, ни со злыми духами.

Другим амулетом против нечистой силы считается пальмовая веточка, прибитая к двери дома в конце апреля, когда празднуется так называемое «пальмовое воскресение», аналогом которому в России является «вербное». Это первый день страстной недели, а в каждый из последующих обычно проводятся представления на библейскую тему.

Еще один религиозный праздник Испании приходится на 12 октября, он посвящен Св. Деве Пилар, убедившей апостола Сантьяго обратить страну в христианство. Позже, в 1492 году, в тот же день Христофор Колумб открыл земли Нового Света. Как считают верующие, это произошло именно благодаря поддержке Св. Девы Пилар.

октября - это еще и главный национальный праздник страны. Его называют Днем Испанидад, подразумевая под этим единство и дружбу между всеми испаноязычными странами. Раньше в этот праздник вносился некий имперский характер: испанцы отмечали его как день своей расы, своего духа, но сегодня, благодаря влиянию демократических настроений в обществе, Испанидады стали праздником цивилизации, праздником, посвященным богатой истории и неоценимой культуре этой гостеприимной солнечной страны.

В устном творчестве бытовали предания, романсы, народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады, вильянсико. Типичный испанский жанр поэзии - копла(четырехстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко. Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо(от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ(чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль, фанданго, сарабанда и павана(старинные). В Испании родилось и танго, хотя прославилось оно уже за океаном.

Бытовые танцы в Испании: в эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большое значение. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигающие порой необычайной яркости и великолепия. На карнавальных празднествах Лоренцо Великолепного во Флоренции на улицах города разъезжают огромные колесницы, окруженные пестрой толпой масок, и хоры певцов разъясняют аллегорический смысл размещенных на колесницах персонажей - Ариадны и Вакха, Париса и Елены и других.

Среди популярных национальных бытовых танцев надо отметить следующие: Монтаньяр и Вольта, Гальярда, Павана, Куранта, Салтарелла, Сарабанда. У каждого - своя история, особенности, неповторимость.

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянской. Наиболее древние литературные произведения в Испаннии - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о Сиде» и « Амадис Гальский», действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа. Первый автор - Матео Алеман, его роман - «Гусман де Альфараче». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары. Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж(«Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В 19 в. развивается жанр костумбризма, то есть описание быта.

В архитектуре Испании представлены те же черты, что и в других странах, но ее архитектура имеет отличительные черты. Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (здесь она именуется «мудехар»), но Ренессанс уже своеобразен, и носит свое наименование, - платереско(«плоский»). Стиль барокко имеет здесь собственное название - чурригереско (по имени архитектора Хосе Чурригеры). Наиболее знаменитые памятники: собор в Бургосе, здание университета в Вальядолиде, собор Сантьяго де Компостела. Затем в Испании развиваются все остальные стили, характерные для всей Европы. Именно для Испании характерно творчество архитектора Антонио Гауди, специалисты оценивают его, как модерн. Он - каталонец, и творчество его представлено в Барселоне. Кроме многих домов в оригинальном стиле, ему принадлежит создание собора.

Самым популярным светским праздников остается карнавал на Тенерифе и Гран-Канарии. Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе отличается венецианским изяществом и бразильской страстью. Он известен своим парадом (Coso) на Марди-Гра (вторник Масляной недели). В параде на проспекте Анага принимают участие сотни тысяч канарцев и туристов. В первый день Великого поста на Пласа-де-Эспанья проходит очень торжественное "погребение сардины", во время которого сжигается сардина больших размеров.

2. ИСПАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ


В Испании можно встретить великое множество разнообразнейших народных костюмов, существующих в рамках единой национальной культуры. Простота и строгость некоторых испанских одеяний удивительным образом сочетаются с роскошью и поражающей взоры красочностью других. Костюмы жителей почти каждой провинции не имеют сходства с нарядами своих соседей. Несмотря на, что общее количество и разнообразие всех испанских национальных костюмов очень велико, однако среди них можно выделить общие традиционные черты.


2.1 Махо - испанские щеголи из простонародья

и их подружки majas - представители низших классов общества. Это - выходцы из обедневших провинциалов, жители мадридских трущоб. Щегольски одетые majos были настоящими бандитами, которые свысока смотрели не только на своих соседей, но и всем своим видом и манерой поведения подчеркивали свое глубочайшее презрение к мадридскому обществу в целом. Обычной была картина - выделяясь своей манерой одеваться, надменный махо с важным видом шагает посреди улицы, закутавшись в длинный плащ и вызывающе попыхивая большой черной сигарой.

Их женщины, махи, также выделялись из толпы своей манерой поведения и чувством собственного достоинства. Маха, популярная фигура, образ которой сложился в Андалузии со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. В ней сочетается романтизм, живописность, а также сильный националистический компонент, благодаря которому данный стиль одежды находил адептов во всех слоях общества.

Отношения между majos и majas согласно ритуалу были бурные. Считалось, что она хочет женить его, а он - не дать ей уйти, при этом не поддаваясь на ее уговоры. Их встречи всегда сопровождались бурными ссорами, часто рассчитанными на публику и иногда заканчивавшимися физической расправой (и те и другие носили ножи).

Распространение моды на аристократию

Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.

Существовал еще один аспект: в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии - Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) - «махизм», «махаизм» (majismo). Гойя. Портрет королевы Марии Луизы Пармской - монархиня изображена в народной испанской одежде, включая мантилью

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора.

Костюм махо

Костюм махо включал три главных элемента: короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро»), короткий жилет красочной расцветки, плотно облегающие декорированные штаны до колен, чулки, с кушаком, перехватывающим талию, а также сетку для волос. Обувь - низко вырезанные чулки с пряжками. За широким поясом спрятан нож - наваха (navaja).

Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы. Пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался. Носилось это с традиционными до сих пор компонентами испанского национального костюма - юбкой и мантильей. Воротник мог быть стоячим высоким. Как правило, махи засовывали под подвязку короткий кинжал, надежно прикрытый пышной юбкой.


2.2 Мужской испанский национальный костюм


Традиционная испанская одежда имеет множество разновидностей и зависит от региона. В Андалусии, где и проходит действие игры, мужчины носят обычные длинные брюки, дополняющиеся светлыми гетрами, белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Куртки, как правило, короткие с узкими рукавами, на пример тех, что носят тореадоры, но без такой чрезмерно богатой отделки и без декоративных "наплечников". Отличие костюма знатного кабальеро от простого водовоза будет заключаться лишь в качестве материала его поношенности и отделки. Если у простого человека пиджак ничем не обшивался, то люди благородные могли позволить себе серебряную и золотую тесьму, вышивку, но все в рамках приличия. Это все же повседневная одежда, а не карнавальный костюм. Консерваторы могли носить костюм подчеркнуто черного цвета, но все остальные вполне могли одеваться пестро. Пояса, в основном красного цвета, шириной сантиметров в тридцать и очень длинные. Замотать такой пояс самостоятельно довольно трудно. Их часто использовали как кошельки, пряча в складки плотно затянутой материи, монеты.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет.

Валенсия: Мужчины носили облегающие бриджи до колен и короткие куртки с длинными рукавами из бледно-голубого атласа. Кроме того их костюм дополняла белая сорочка с красным поясом и белые чулки, поверх которых надевались альпартагас, завязывающиеся шнурками вокруг лодыжек. Иногда мужчины набрасывали на плечи своеобразную длинную разноцветную шаль.

Каталония: Мужчины одевались в облегающие черные бриджи, черные куртки и белые рубашки. Вокруг пояса повязывается традиционный красный кушак. На ноги также одевались белые чулки и альпарагас.

Галисия: Наряд мужчины состоит из черных штанов свободного покроя, длиной до колен, из под которых выглядывают белые нижние штаны (полольос), которые в свою очередь заправляются в высокие черные или серые гетры, Верхняя часть костюма состоит из белой рубашки со свободным воротом и черного жилета.


3 Женский костюм


Женский костюм, конечно же, более выразителен и ярок. Общий силуэт тот же, что и в общеевропейском костюме, т.е. зауженная с помощью корсета талия и широкая юбка, может быть несколько короче. Руки бывают, как открытыми, так и закрытыми до запястья. Часто платье это некоторое подобие яркого цветастого сарафана. Часто встречается юбка, состоящая как бы из трех, нашиваемых одна на другую, каждая последующая короче другой, как правило, не больше трех-четырех. Она колышется при ходьбе и свободно развевается в танце.

Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, черная или белая кружевная мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Валенсия: Женские платья в большей части шьются из шелковой парчи нежных тонов с цветочными узорами. Здесь носят передники и тонкие кружевные косынки с золотым орнаментом. Сзади на затылке косынка закрепляется бантом голубого или розового цвета. Здесь делают прическу особенным способом, известным только в этой области. В уложенные косу и пряди вкалываются различные шпильки и булавки, украшенные каменьями. Костюм дополняется белыми чулками и туфлями на маленьком каблуке.

Каталония: здесь женщины носят пышные узорчатые юбки пастельных тонов. Белый атласный лиф отделывается кружевами, а на плечи набрасывается белая или черная кружевная шаль Фартучки могут быть самого разного покроя или фасона. Руки закрывают изящные черные перчатки из кружева, иногда доходящие до локтя. На голове каталонки носят накидку - мантилью.

Манти?лья (исп. mantilla) - длинная накидка на голову и плечи у народов Пиренейского полуострова(Италия, Испания). Предположительно, ведет свою историю со времен арабского завоевания Испании и является потомком чадры. Этот предмет одежды и сейчас очень широко используется в повседневном наряде испанок.

Галисия: Женщины Галисии носят широкие красные юбки с двумя полосками черного бархата, идущими вдоль подола. Поверх юбки одевается маленький черный фартук, отделанный черным кружевом и украшенный черными гагатовыми бисеринками, или очень большой фартук, полностью закрывающий юбку спереди. Также в костюм входит черная или красная шаль, концы которой крест - накрест пересекаются на груди, затем завязывается в узел на пояснице. Иногда шаль отделывается белыми кружевами. Здесь носят блузки с высоким вырезом и длинными рукавами. На голову повязывают белый или желтый платок, на затылке завязываемый в узел.


4 Головные уборы и прически


Мужчины: Коротко состриженные волосы, а также и длинные (испанские цыгане), мужчины носят фетровые шляпы, красные шапочки, похожие на фригийские колпаки, бакский берет, платки.

Женщины: делают прически из длинных волос различных по сложности и форме, в основном собранные волосы на затылке. Прическа украшается различными шпильками и гребнями. Основная часть женщин носит платки, также встречаются фетровые шляпы с небольшими полями и тульей.


2.5 Цветовая гамма и декор


В испанском костюме можно встретить абсолютно все цвета, какие только существуют в природе: от пастельных до буйственно насыщенных. Но в большинстве случаев в костюме они сочетаются по принципу контрастов. Орнамент также различный, но чаще - это цветы и горох (пестротканые ткани).

В качестве декора используется вышивка. В Испании это целое произведение искусства.

А без кружева не обходится ни один наряд, различия наблюдаются только в его количестве.

3. ФЛАМЕНКО


Искусство фламенко - народный танец и пение самой южной провинции Испании, Андалусии, - представляет собой интереснейшее явление фольклора.

Фламенко представляет собой результат слияния культур, происходившего на Иберийском полуострове. Семисотлетнее арабское завоевание Южной Испании оставило после себя заметный след в музыкальном искусстве. Другие восточные черты фламенко пришли от приверженности Испании византийскому христианскому ритуалу в течение XI в. и от литургических песнопений небольшой, но значительной еврейской общины средневековой Испании. В конечном счете, форма выкристаллизовалась в среде многочисленных цыганских изгнанников, пришедших в Испанию в середине XV в. и принесших с собой некоторые элементы культуры Индии - своей родины. Слова "фламенко" и "хитано" (цыганский) в Андалусии синонимы. Ф. Гарсиа Лорка и М. де Фалья придерживались гипотезы об индийском происхождении цыган. Их племена, изгнанные в 1400 году из Индии войсками Тамерлана перекочевали в различные страны Европы и вместе с войсками сарацинов переправились в Испанию. "Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, - говорит Гарсиа Лорка в лекции "Канте хондо",- объединили древнейшие элементы местных песен с тем древнейшим началом, которое принесли они сами".

Происхождение слова "фламенко" для обозначения этого музыкального стиля покрыто мраком веков. В испанском языке фламенко дословно означает "фламандский", и некоторые утверждают, что кастильцы, которые пришли в ужас от дикого и буйного поведения вассалов королевского двора, прибывших вместе с Карлом V из Фландрии в 1517 г., стали использовать это слово для описания грубого поведения вообще. Возможно, это слово происходит от арабского выражения "фелагменгу", что означает "беглый крестьянин", так как сначала эта музыка ассоциировалась с цыганами, жившими на периферии испанского общества. Другие связывают это слово с названием устойчивых и чрезвычайно стилизованных поз цыганских исполнителей этой музыки (напоминающих фламинго) или производят его от немецкого слова "фламен" (пылать), соответствующего интенсивности и выразительности исполнения.

В искусстве фламенко центральное место занимает песня (канте) в которой отразилось сложное сплетение восточных влияний в этом виде испанского искусства. С Востока пришли две такие мелодические черты фламенко, как повторение одной и той же ноты, восходящее к ритуальным заклинаниям, и пение фигур, тяготеющих к одной центральной ноте, с вариациями вокруг основной темы текста. Распространено также частое скольжение от ноты к ноте, использование звуков, не встречающихся в западных звукорядах, и пение нот, попадающих "между" клавишами фортепиано. Изучение фламенко усложняется тем, что, как и во всякой народной музыке, традиция передается устно от учителя к ученику, а надлежащей письменной документации просто не существует. При пении фламенко добиваются того, чтобы голос был максимально выразительным, а не только красивым в обычном смысле слова. В наиболее серьезных песнях особенно необходимо, чтобы голос певца обладал грубостью, структурой "мелкой гальки", отображая муки, о которых говорится в тексте.

Исполнители фламенко называются «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).

Атрибуты танца фламенко

Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) - традиционное платье, называемое bata de cola - типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Вообще для исполнения танца могут одеваться три разновидности платья: короткое платье с пышными оборками, платье с оригинальным шлейфом, (напоминающим хвост павлина) называемое «бата де кола», длинное облегающее платье с оборками вдоль подола.

Короткое платье состоит из длинного облегающего лифа, доходящего до бедер, и широкой юбки с подшитыми изнутри тремя-четырьмя рядами пышных оборок. Обычно его шьют из хлопчатобумажной ткани в горошек разных цветов, оно может быть как однотонным, так и узорчатым, с рукавами и без них, платье шьют также и из кружевной ткани.

Не меньшей популярностью пользуется и другое платье «фламенко», причем иногда такого покроя бывает только юбка. Оно плотно облегает бедра, а затем резко расширяется к лодыжкам. Вдоль подола юбки идут один или несколько рядов оборок. В других случаях к оригинальной юбке надевается блузка с бантом на груди.

Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.

Испанская шаль (мантон) с очень длинными кистями - один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.

Еще один классический женский атрибут фламенко - большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

Традиционная одежда балайора - темные брюки, как правило, с завышенной талией, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки.

Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, так как они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.

КОРРИДА


Считается, что испанцы жестоки по отношению к животным. Но это не так. Крестьяне на самом деле гоняют со своих плантаций бездомных собак, но к своим собственным животным относятся с любовью. В жестокости их обвиняют из-за корриды. Сами же испанцы не стыдятся своего пристрастия к этому виду развлечений и считают его вполне естественным. Для них коррида - занятие более благородное, чем английская охота на лис, где собаки выполняют всю грязную работу за охотников, восседающих на лошадях. В корриде же, рискуя собственной жизнью и рассчитывая исключительно на себя и на свою шпагу, испанец должен убить крупное и опасное животное.

Коррида - это театр, где у каждого своя роль, а кульминация спектакля - смерть. Здесь тореро пламенно любит и уважает быка, но обязан убить его, чтобы бык не убил тореро. Это языческий танец, религиозный и агрессивный, где язык представления такой же древний, как инстинкты, к которым он обращается. И когда на арене появляются человек и бык, когда сотни людей начинают дышать в едином ритме, восторженно приветствуя удачные выпады и замирая в минуты опасности, в каждом начинает говорить "голос предков", давно задавленный цивилизацией...

"Коррида - это ритуал, в котором удачно сочетаются отвага и красота, именно то, чего так не хватает западному сообществу. Если вы вдруг надумаете сходить на корриду, то обязательно захватите с собой белый платочек. Он понадобится вам, чтобы вместе с толпой подбадривать матадора, стремящегося получить в награду столь желанное ухо, оба уха или хвост. Местный мэр или важный политик, председательствующий на схватке, награждает победителя в зависимости от количества белых платков. Только не забывайте, что быка, выставленного на схватку; всю жизнь готовили к битве с человеком, и он жаждет вонзить острые рога в мягкое место прыгающего и размахивающего красной тряпкой у него перед мордой человека в сверкающих одеждах. Более того, у быка есть шанс отказаться от схватки и выжить. Многие быки так и поступают. Кое-кто утверждает, что быки предпочитают смерть бесконечному "пасодобле" местных музыкальных коллективов. Как сказал Эрнест Хемингуэй, всемирно признанный знаток корриды: "Бои быков существуют не для туристов и не для иностранцев, и всякая попытка изменить их во благо последним - это шаг к ограничению". А если испанцы чего и не переносят, так это всяких ограничений.

История современной корриды восходит к началу новой эры, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров, и однажды попав на землю Испании, коррида уже никогда оттуда не уходила. К концу XV века, времени объединения Испании, коррида стала развлечением благородного сословия: с быком сражались кабальеро, а христианские женихи-рыцари во время свадеб обязательно должны были вонзить в холку зверя шпагу, украшенную лентами невесты. С XVI века коррида в Испании сопровождала все крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, Пласа Майор, где происходили, в том числе, особо важные аутодафе и торжественные выходы правителей во время коронации. Бой быков так и остался бы развлечением испанской аристократии, если бы в середине XVIII века Филипп V Анжуйский, правитель из французской династии Бурбонов, не выказал явное презрение к корриде. Так бой быков "пошел в народ"

Матадор (исп. matador de toros, букв. «тот, кто убивает») - в испанском бое быков главный участник, убивающий быка. Матадором называется персонаж пешей корриды, в конной он называется рехонеадором. Матадор, убивающий молодых быков, называется новильеро.

Костюм и вооружение матадора

«Traje de Luces» (парадный костюм, буквально - «костюм света») - это наряд пешего тореро. До 18-го века этот костюм изготовлялся из замши, но затем его начали шить из шёлка и украшать золотом и серебром, а также блёстками. Влияние иностранной моды не перешло границ арен, где стиль одежды остался в стороне от светского.

Костюм тореро состоит из:: Головной убор, один из элементов одеяния, который более всего изменился. До 19-го века использовалась треуголка, но затем её заменили на шляпу, используемую сейчас. Изготовляется она из бархатной буклированной нити, очень схожей с волосами.: Короткий жилет, доходящий до талии. Настоящее произведение искусства. Украшается кисточками из золота и серебра. С плеч также свисают кисточки. Жилет должен быть жестким и с открытыми подмышками, для большей свободы движений тореро.: Штаны, доходящие до колен, очень сильно обтягивающие и закреплённые подтяжками. В нижней части они закрепляются с помощью machos. Также для украшения используется бахрома.: Гольфы. Чаще всего розового цвета, хотя иногда тореро одевают ещё пару белых под низ.: Косичка с лентой. Мода 18-го века, продолжающаяся сегодня с целью закрепления головного убора. Сегодня используются накладные coletas.

Corbatín: Тонкая лента, обычно чёрного цвета, которая завязывается как галстук.: Рубашка, обычно белого цвета, украшенная жабо.de Paseo: (досл. пер.: «парадный плащ») Такой же формы, как и капоте, но меньше. Является одной из самых роскошных частей одеяния тореро. Может быть украшен рисунками, вышивкой и т. п. на различные тематики включая религию.: Кисточки, при помощи которых закрепляются панталоны тореро.: Обувь тореро. Туфли чёрного цвета, без каблука и со специальной подошвой, предотвращающей скольжение. Сверху бант для украшения.: Ткань из синтетического волокна, очень тяжёлая, формы плаща, которая используется для игры с быком.: Ткань более лёгкая и меньше, чем капоте, красного цвета. Используется матадором в последней терции корриды чтобы сдержать и направить атаку быка.: Шпага, которой убивают быка. Чуть согнутая на конце (место, где она загнута, называется muerte - смерть).

5. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ


Актуальность испанского национального костюма в современной моде проявляется не только в изготовлении сценического костюма, и для исполнения популярного во всем мире танца фламенко, но и в творчестве знаменитых кутюрье.

Я бы хотела осветить показ коллекции Кристиана Лакруа «Весна-лето 2008».

Один из ветеранов высокой моды Кристиан Лакруа всегда остается молод душой, что несомненно, находит отражение в легкости и красоте искусно расписанных яркими красками тканей. В своей летней коллекции, отличающейся тем мастерством и артистизмом, которые свойственны только Лакруа, модельер вновь обращается к своим любимым темам. Одна из них - национальные костюмы, благодаря которым дизайнер может дать волю своему южному темпераменту.

Особый шарм творениям кутюрье по-прежнему придают эксцентричные и дерзкие цветовые сочетания, где лимонный смешивается с апельсиновым, а красный с небесно-голубым. Ему нет равных в непревзойденном умении украсить модели лентами, цветами, роскошными вышивками, характерными для народного костюма.

Шелк в различных оттенках яркого розового цвета, к которому модельер относится с пристрастием, делает особенно эффектными многослойные платья в стиле исторического костюма с ярким испанским колоритом. Нежные кружевные молочно-белые плать и изысканные черные наряды, украшенные серебром и вышивкой, поражают разнообразием форм, фантазийностью декора и единством стилевого решения. Они рождены тем высочайшим искусством моделирования, тонким вкусом и особым чутьем в работе с тканями, которым обладает этот великий мастер. (по материалам сайта www.modanews.ru )

6 СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ИСПАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА


Испанский костюм, как и многие другие национальные костюмы мира - бесценный источник вдохновения дизайнера-модельера, кладовая идей и смелых решений для создания коллекции одежды. Он очень богат разнообразием форм и силуэтов, цветовых решений и декора.

В своей работе по проектированию коллекции одежды на основе испанского национального костюма я постаралась коснуться большинства его особенностей, использовать как можно большее количество форм и конструктивных вариантов.

В моей коллекции присутствуют элементы и мужского и женского костюмов Испании. Я изменила длину платья «фламенко», трансформировала мантилью в кружевной жакет, меняла также длину мужских брюк, «болеро» и чалеко. Правда жалею, что не поэкспериментировала с цветом, а выбрала актуальные в этом сезоне цвета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Национальный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

В данной работе был исследован испанский национальный костюм, его конструктивные особенности и форма, цветовая гамма и декор.

Проанализирована актуальность данного национального костюма и совершена попытка проектирования коллекции современной одежды на основе испанского национального костюма.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


1.Страны мира. - М.: Издательский дом «Пилигрим», 1998.

Сайты Интернет:

Www.wikipedia.ru

Www.mi-espania.ru

Www.narodko.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На форму испанского костюма, как и всей культуры и искусства Испании XV - XVI вв., оказывали влияние многие исторические и общественные факторы. Среди них необходимо отметить идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть, честь; арабское владычество XIV - XV вв., под влиянием которого развивался строгий этикет испанского королевского двора; фанатичный аскетизм католической религии.

Мужской костюм

В конце XV в. в Испании возник новый тип европейского костюма - каркасный, который носят и мужчины и женщины.

У мужчин гражданский костюм - верхняя куртка и штаны - простегивается с ватой, конским волосом, набивается сеном, опилками. Гладкая или узорчатая расшитая драгоценностями ткань натягивается на выстеганную прокладку, утрачивая пластичность, подвижность. Короткая куртка со съемной баской уподобляется панцирю Высокий стоячий воротник заканчивается узким белым рюшем у горловины. В XVI в. этот рюш непомерно увеличивают, превращая в громадную белую фрезу, заставляющую держать голову постоянно откинутой назад (рис. 76). Такие воротники были очень дороги, стоили иногда дороже всего костюма.

Поверх плотных обтягивающих ногу трико надевались такие же неподвижные, как куртка, шарообразные штаны, состоящие из отдельных половинок (рис. 77).

Цветовое решение костюма до XVI в. преимущественно светлое, с XVI в. официальным в костюме придворного становится черный цвет. В украшении костюма широко используются декоративные разрезы ткани.

Верхней мужской одеждой служит плащ, часто подбитый мехом, короткий, в виде мантии или с рукавами.

Женский костюм

В женской одежде основой каркасного костюма были корсет и юбка на специальном плотном чехле с металлическими или деревянными обручами различного размера.

В таком костюме скрывались все индивидуальные особенности фигуры: и худую, и полную с помощью корсета доводили до общепринятой нормы. Костюм высоко закрывал женскую фигуру, грудь забинтовывали, чтобы не было заметно никаких признаков женственности. Подобно тому, как знатным китаянкам надевали на ступни ног деревянные колодки, приостанавливающие их рост, девочкам-испанкам бинтовали грудь свинцовыми пластинками. Футлярный женский костюм подчеркивал от-влеченную схему-фигуру, ее силуэт, линии талии, бедер. Этим он существенно отличался от футляра византийских и восточных одежд, скрывавших формы тела.

Испанка носила рубашку и два платья: нижнее котт с узким буфированным рукавом и верхнее - безрукавное или с широким коротким рукавом, распашное от талии книзу. Так же как и в мужском костюме, расширенный окат рукава украшался валиком. По эстетическим представлениям испанцев идеальной считалась худая и стройная женская фигура. Поэтому узкий лиф затягивал фигуру с плоской грудью, узкая в бедрах юбка расширялась книзу, облегая каркас без единой складки. Высокая фреза удлиняла пропорции фигуры (рис. 78). В испанской одежде придворной знати применялись бархат, парча, атлас, отличавшиеся особой пышностью рисунка, тяготевшего к геометричности, и мягкой окраской. Ткани украшались роскошной вышивкой, лентами, драгоценностями.

Под влиянием испанского женского костюма середины XVI в. формировались дворянские костюмы всех западноевропейских стран последующих периодов, вплоть до начала XX в.

Костюм горожан

С появлением каркасного костюма резко возросла сословная разница в одежде. В повседневной одежде горожан полностью отсутствуют жесткость и схематизм костюма феодальной знати. Мужчины носят мягкие неширокие штаны до коленей и куртки с наплечными валиками, опоясанные широким кушаком, плащ.

Женский народный костюм состоял из рубашки, шнурованного корсажа, укороченной сборчатой юбки, дополненной передником. Одеждой для улицы у испанок всех сословий служили мантилья (покрывало из черной или белой тонкой ткани) и кружева - безусловное заимствование из арабской одежды.

Народный костюм

Испанский народный костюм в том виде, которым он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо - социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение.

Мужской костюм

Костюм махо включал следующие элементы:

  • короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро » )
  • короткий жилет красочной расцветки
  • плотно облегающие декорированные штаны до колен
  • кушак, перехватывающий талию
  • за широким поясом спрятан нож - наваха
  • сетка для волос
  • шляпа - треуголка или монтера
  • обувь - низко вырезанная, с пряжками
  • чулки

В наши дни большинство элементов народного костюма сохранилось в костюме тореадора .

Женский костюм

Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы:

  • пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался
  • мантилья - самый известный элемент испанского костюма до наших дней
  • гребень для мантильи

В наши дни примером женского костюма может послужить одежда танцовщицы фламенко .

Регионы

Костюм баскского крестьянина в эпоху Возрождения:

  • много средневековых черт: верхняя короткая одежда имела откидные рукава, капюшон заканчивался длинным хвостом. Ходили с голыми коленями. На ногах - чулки из ткани с кожаной обсоюзкой и сандалии.

Аристократический костюм

Хайме Уге . «Свв. Абдон и Сеннен » , 1460
На св. Абдоне (слева) хубон с узким рукавом и шнуровкой по локтевому шву, поверх него светлая ропилья с откидными рукавами, поверх неё - плащ боэмио («богемский») из парчи на светлой подкладке. Головной убор капирот с жестким бортом имеет длинный конец, называемый «рабо», который спускается с левой стороны и перекинут на правое плечо. Св. Зенон без плаща, в одной ропилье, собранной на талии в складочки. Головной убор - испанский вариант беретто

Эпоха Реконкисты

Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно традиции костюма средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма :

Элементы готического костюма:

  • обувь с длинными носками
  • головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)
  • длинное сюрко без рукавов

Испанские элементы:

  • собреропа (букв. «на одежду») - мужская верхняя одежда, накидка
  • абриго
  • хубон - род куртки
  • плащ - обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения
    • боэмио - плащ , имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.
  • касака - торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.
  • ропилья

Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

  • вестидо (букв. «платье ») - свободное длинное цельнокройное платье. Надевалось на рубашку.
  • кофья-де-папос - традиционный женский головной убор из тонкого белого полотна. Состоял из двух частей, наколки, покрывавшей голову из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутой той же материю, а также своеобразно задрапированного платка
  • трансадо - женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.
  • веспайо - головной убор из прозрачной белой ткани, покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверху покрывала надевали узкий обруч с драгоценностями.

Эпоха Возрождения

С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежде - переход от струящихся готических тканей к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма» .

Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм :

  • идеалы воинствующего рыцарства
  • строгий этикет испанского королевского двора
  • аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти

Форму для хубона и верхних кальсес создавали с помощью туго набитых прокладок (вата, конский волос, пух, мякина или сено). Линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава, а голову заставлял держать надменно жесткий воротник . В этом костюме имело место подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, типичное для Ренессанса, но при этом с заменой пластичных мягких округлых контуров фигуры угловатыми жесткими линиями. Как пишут исследователи: «По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их» . Взаимоотношения между отдельными частями тела, подчеркиваемыми одеждой, оказались неуравновешенными: мужская одежда стилизуется под конус, основание « основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги производят почти неестественное впечатление, на которые как бы надет конус» . В мужском гардеробе окончательно исчезают длинные одеяния (сохраняясь только в форме) - поэтому происходит окончательное разграничение между мужской и женской одеждой .

Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными .

Мужской костюм

Простонародье

Костюм горожан XVI века сильно отличается от аристократического. Он более красочен, кроме того:

  • капингот простого и удобного покроя вместо узкого хубона
  • серый капотон с зелеными откидными рукавами, довольно длинной отрезной баской, заложенной кругом глубокими складками. Рукава хубона желтого цвета. Кальсес и берет - красного, белое перо на шляпе. Обувь - короткие башмаки темного цвета. Оружие - пика и меч, на поясе барабан. Также плащ.

Женский костюм

Педро Гарсия де Бенабарре. «Ретабло Иоанна Крестителя» . Саломея одета в платье на обручах. 1470-е гг.

Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность .

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) .

  • вердугос, вертигадо - нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.
  • баскинья - юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей
  • вестидо, сайо - верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.
    • вакэро - часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.
      • a la jubon - узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения - жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.
    • юбка-клеш - вторая часть вестидо
  • бюска - узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.
  • грангола - воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».
  • сорочка , так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.
  • декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.
  • ропа - верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.

Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).

У регионов Испании:

  • Севилья - костюм богатых женщин ближе к итальянскому.

Текстиль

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет - основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый , также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали» .

Обувь

Мужская обувь

  • в первой половине XVI века - мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).
  • с середины XVI века - носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.

Женская обувь

  • туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.
  • конце XVI века появляется каблук.
  • считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.

Волосы

Мужчины носили короткую стрижку, бороду и усы.

Женщины также причесывались скромно. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо» . Также продолжали носить трансадо.

Украшения

Испания, хозяйка Нового света со всеми его сокровищами, активно использует в своем костюме множество броских и крупных украшений. Костюм подчас становится для него фоном. Это ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка швов жемчугом и проч.

«Золотой век » (XVII век)

В моде продолжалась традиция прежнего века - костюма-брони. Только со второй половины XVII века в Испанию проникает влияние французской моды, например, декольте.

Мужской костюм

Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV»

  • Поколенные пышные штаны, завязанные под коленями бантом (исчезают «бочонки»)
  • хубон, зачастую с висячими откидными рукавами и наплечными валиками. С середины века удлиняется.
  • крахмальный воротник
  • чулки
  • плащ. С середины века удлиняется

«К середине века форма мужского костюма немного упростилась, а некоторые модники начали носить французский „мушкетерский“ костюм» . Роскошный воротник грангола исчезает, сменившись небольшим отложным воротником (в частности, под влиянием законов о роскоши).

Женский костюм

Сохраняются традиции предыдущего века. Увеличиваются юбки.

«Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава которой засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке. Прическа была простой: волосы носили длинные, расчесывали их на пробор, а косу укладывали на затылке „корзиночкой“. Женщины из парода тоже носили мантилью, которая, как и веер, являлась обязательным дополнением костюма» .

Волосы

Волосы стригли коротко; «французские» парики не носили, за исключением считанных щеголей . С середины века волосы чуть удлиняются, но не ниже середины щеки.

Обувь

Носили туфли, часто из бархата, пряжки золотые или серебряные. «Особенной славой пользовались испанские сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено» .

XVIII век

В 1700 скончался последний король из династии Габсбургов и на престол был возведен внук Людовика XIV. В связи с этим произошло «офранцуживание» испанского костюма с полной переориентацией на актуальную тогда французскую моду, диктуемую Версалем, вернее, как говорят исследователи: «испанская мода слилась с общеевропейской».

Конец XVIII - начало XIX века

Выставляемая напоказ аморальность жизни простонародных щеголей махо, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах. Кроме того, в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии - Испанских Бурбонов , просто галломанов , а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) - «махизм», «махаизм» (majismo) .

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир , имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора - например, сохранился ряд портретов королев, позирующих в мантильях.

Примечания

Литература

  • Ruth M. Anderson. Hispanic Costume: 1480-1530.
  • James Laver. Breve Historia Del Traje Y La Moda

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в. добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.
В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны - влияние итальянского Ренессанса, с другой - религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.
Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.
У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй. Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные. Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.
С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.
Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский , он подчеркивал классовую принадлежность.

Мужской костюм

В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны; узкого жилета - «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.
Верхней одеждой был особый вид куртки - «хубон», который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плечей, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа - кинжал, подвешенный на цепочке.
К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты - борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.
Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник - «горгеру». Чаще всего белого цвета.
Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.

На узкие кальсес испанцы надевали вторые - короткие, до середины бедра («грегескос»). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.
Парадной одеждой аристократов, а также короля был «ропон» - короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.
Плащ - основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ - широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ «капита» и длинный - «фиельтро», с воротником и капюшоном.
Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.
Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм «капингот» значительно отличался от аристократического - простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.

на женщине: придворное платье с райфроком

на мужчине: вамс и штаны подбитые ватой, плащ-боэмио, цилиндр

Женский костюм

Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.
Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. К XVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.
Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.
Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она «вердугос» (французы толковали это слово как «хранитель добродетели»). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник - вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.
Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий.
В XVI в. «испанская мода» женского каркасного платья распространилась во всей Европе.
Еще одним парадным женским костюмом была «ропа» - верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.
Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.
Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.
Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.

на мужчине: вамс, штаны с буфами, плащ-боэмио

на женщине: лиф - "гусиное брюхо", чепец "а-ля-Стюарт"

Обувь

Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»). С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.
Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.
На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен. Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой. В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

Прически и головные уборы

Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.
Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо».
Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался «трансадо». Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой.
Еще один головной убор - «кофья-де-папос» - носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка.
Знатные испанки носили «веспайо» из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями.
Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола.
Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян