Заходите, мы уже вас ждём!

Эдуард Мане (1832 - 1883)

EdouardManet

Франция, Париж

Импрессионизм


Биография

23 января 1832 года в Париже в семьеОгюста Мане, работавшего чиновником в Министерстве юстиции, и Эжени-Дезире
Фурнье, дочери известного дипломата, родился сын Эдуард. С самого детства отец
планировал для сына карьеру юриста и не слишком серьезно относился к его
увлечения искусством. В 1839 году Эдуард поступает в пансионаббата Пуалу,... Полностью

23 января 1832 года в Париже в семьеОгюста Мане, работавшего чиновником в Министерстве юстиции, и Эжени-Дезире
Фурнье, дочери известного дипломата, родился сын Эдуард. С самого детства отец
планировал для сына карьеру юриста и не слишком серьезно относился к его
увлечения искусством. В 1839 году Эдуард поступает в пансионаббата Пуалу, а немного позже с 1844 и четыре последующие четыре года учится в
колледже Роллен. Биографы Мане говорят, что в эти годы будущий художник мало
интереса проявлял к учебе, однако именно в эти годы состояло его знакомство
Антоненом Прустом, который станет его другом на всю жизнь. Молодые друзья
водили тесную дружбу с дядей Эдуарда Эдмондом-Эдуардом Фурнье, который сразу
заметил художественный талант Мане. Несмотря на недовольство отца Эдуарда
полковник Фурнье из своих личных денег оплачивал Мане занятия рисованием. Однако в декабре 1848 после окончанияобучения, года Мане оставляет свои занятия и, с одной стороны, наставлениями
отца, а, с другой, движимый жаждой новый ярких ощущений, поступает юнгой на
корабль «Гавр-и-Гваделупа», где после путешествия через Атлантику Мане
оказывается в Рио. Возвратился из своей поездки в 1849 году Мане иным по своему
внутреннему состоянию человеком, полный образов, мыслей и чувства, а также с
полным чемоданом набросков. Видя сильное желание сына и его по-настоящему
неотступный талант отец советует сыну поступать парижскую Школу изящных
искусств. В 1850 году Мане не идет в Школу, но поступает в мастерскую Тома
Кутюра. Пять лет обучения, что Эдуард провел у Кутюра, помогли ему не только значительно улучшить его навыки рисовальщика, но и показали, как сильно выделялось среди всех яркое живое восприятие Мане,
который противился в годы своего обучения духу академизма, разумности и
размеренности в искусстве, что царили в мастерской Кутюра. В 24 года Мане
покидает мастерскую и начинает самостоятельное обучение, копируя в Лувре
мастеров прежних времен. В эти годы Мане знакомится с известнымпоэтом Шарлем Бодлером, чья поэзия и мировоззрение оказали в определенный период сильное влияние на художника. В 50-е годы он много путешествует
(особенно много по Италии) и все сильнее увлекается живописью эпохи Ренессанса, находя в работах мастеров то настроение и ощущение, что потом будут присутствовать в более поздних его картинах. В конце 50-х годов Мане пробует
выставляться со своей картиной «Любитель абсента» (1859), но критики и коллеги принимают его холодно, только Эжен Делакруа высоко оценивает работу Эдуарда. Неудача стала для Мане сильным ударом, которые заставляет его по-новому
отнестись к себе и своему творчеству, что в итоге приводит к поиску принципиально новых художественных и технических методов. Все впечатления, настроения, дружбы и чувства, росшие в Мане и его картинах, впервые находят новое воплощение в его известной картине «Музыка в Тюильри» (1862), где зарождается манера обновленного Мане.
Картина вызывает интерес, а чуть ранее в 1861 году в ходе Парижского салона искусств Эдуард получает приз за свою работу «Гитарреро» (1861).С этого момента художник развивает своюновую манеру и пишет много замечательных работ, воодушевленный успехами и вниманием публики, он планирует выставку в рамках проводимого в 1863 году
Парижского салона искусства. Однако жюри, члены которого были представителям академической манеры, стремились ограничить приток молодых художников и нового искусства, отвергают работы Мане, как и многих других выдающихся художников. Из работа, не допущенный на основную выставку Салона, делают Салон отверженных, в ходе посещения которого император Наполеон III негативно высказывается о работаххудожников Салона отверженных и предлагает не выставлять их более. Наибольшее любопытство и отторжение вызвала картина «Завтра на траве» (1863), на которую
Мане возлагал наибольшие надежды, и которая за свою откровенность была признана
самой скандальной картиной салона, став его символом. Пик скандалов вокруг Мане
достигает в 1865 году с представлением его картины «Олимпия» (1863). После этого
начинается травля художника и он вынужден переехать в Испанию. Хотя многие критики и современники былинегативно и даже зло настроены к Мане, все же многие другие – Эмиль Золя, Шарль
Бодлер, Виктор Гюго – защищали новое искусство и самого Мане. После возвращения в 70-х года из Испаниипроисходит постепенное сближение Мане с импрессионистами, оказывая на молодых
художников значительное влияние. Постепенно, пускай нелегко, но к Мане приходит
признание, и в 1879 году его работу наконец принимаются после многих лет
отказов на Парижский салон. С этого года публика начинает признавать в Эдуарде
Мане великого художника. В конце 1879 года все сильнее начинает прогрессироватьсифилис, которым болел Мане, кроме того у него начинается атаксия – болезнь
координации движений, в 1883 болезнь достигает своей максимальной силы, 19
апреля 1883 года Мане ампутируют ногу из-за начавшейся гангрены, однако это не
дает желаемого результата и в жестокой агонии в течении 11 дней художник
умирает. 30 апреля 1883 года врачи фиксируют смерть.

Творчество

Принято считать, что самостоятельныйтворческий путь Мане начинается с его уходом из мастерской Тома Кутюра. В этот
период и до скандального Салона отвергнутых Мане развивает реалистическую
манеру живописи, однако хочет оживить ее, сделать глубже и эмоциональней. В это
период характерны темные, глухие тона, которые позже уйдут... Полностью

Принято считать, что самостоятельныйтворческий путь Мане начинается с его уходом из мастерской Тома Кутюра. В этот
период и до скандального Салона отвергнутых Мане развивает реалистическую
манеру живописи, однако хочет оживить ее, сделать глубже и эмоциональней. В это
период характерны темные, глухие тона, которые позже уйдут из картин художника.
Часто отмечается, что раннее творчество художника проходит будто под знаком
испанской живописи, которой увлекается в то время Мане. Яркими примера этого
периода являются «Любитель абсента» (1859), «Месье и мада Мане» (1860),
«Гитарреро» (1860). С 1863 года начинается преображениеманеры Мане, сохраняя высокую контрастность картины однако становятся ярче,
сама манера становится более живой и свободной. В творчестве Мане в эти и во
все последующие годы много сюжетов с картин прежних мастеров, особенно эпохи
Ренессанса. Так известная картина «Завтрак на траве» (1862) возникла по мотивам
рисунков Рафаэля и картины Джорджоне «Коцерт». Однако Мане не копирует, а
обновляет сюжеты, переносит их в современность.Манера Эдуарда становится все болеепластичной и поэтичной. Многие критики говорят о том, что Мане осознанно
экспериментировал со свето-тенью, добивая порой специально плоского восприятия
изображения, в том обновляю идею каноничности работ средневековых мастеров.
Именно эти ощущения есть в работах «Олимпия» (1863), «Завтрак в мастерской»
(1868),  «Балкон» (1869). В многом именно
это художественная манера повлияет на многих художников после Мане. Во многом выступив как новатор, стоявшийу истоков импрессионизма, Мане однако не относил себя к этому направлению,
стремясь вести творчески обособленную жизнь. Вместе с тем, все больше в на
стыке 60-х и 70-х годов чувствуется схожесть манеры художника с его друзьями
Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. Стоит отметить, что в отличие от многихимпрессионистов Мане много внимания уделяет социальным, даже политическим
вопросам в своей живописи, наиболее показательна в этом плане картина «Расстрел
императора Мексики Максимилиана» (1867), где художник выражает свое отношение к
политическому поведению Франции и Наполеона III. Уже к середине 70-х Мане возвращает, но вобновленной манере, к своему прежнему стилю. Мане увлекается пастелью и пробует
новый для себя материал, использование которого делает его картины мягче и
нежнее. Одной из последних и наиболее ярких картин, вкоторой со всей четкостью представилось жизненное восприятие Эдуарда Мане,
становится «Бар в «Фоли-Бержер» (1882).

Факты

В романе Эмиля Золя «Творчество»прообразом художника Клода Лантье стал Эдуард Мане. В 1882 году Эдуард Мане получил орден Почетного Легиона.

В романе Эмиля Золя «Творчество»прообразом художника Клода Лантье стал Эдуард Мане. В 1882 году Эдуард Мане получил орден Почетного Легиона.

Ссылки

Работы