Научно-практический центр детской психоневрологии. Система коррекции речи у дошкольников и младших школьников в условиях детского отделения психиатрической больницы в процессе ручной деятельности Виды медицинской помощи

Трудности в работе с детьми, которые имеют психические заболевания, мотивируют логопеда подавать речевой материал нетрадиционными методами. С помощью введения в логопедические занятия ручного труда, более того, сделав ручную деятельность ведущей, можно с успехом развивать, корригировать, обогащать речь детей с особенностями развития и здоровья.

Начиная работать логопедом в детском отделении психиатрической больницы, я столкнулась с рядом трудностей: это и разнородность речевых нарушений, это отсутствие мотивации к обучению, это разный интеллектуальный уровень, это тяжесть проявления психического заболевания и т.д.

В процессе работы я обнаружила, что найти к этим детям подход можно через ручную деятельность .

Ручной труд всегда был главенствующим в коррекционных образовательных учреждениях, также он необходим и при развитии, коррекции речи. Он способствует налаживанию контакта, доверительного отношения к логопеду, на групповых занятиях делает группу сплоченной, он мотивирует детей на речь.

При изготовлении различных поделок, игрушек из различных материалов развивается не только мелкая моторика, которая очень страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей – инвалидов, но и обогащается словарь, развивается связная речь, усовершенствуется диалоговая речь, дети учатся пересказывать, отвечать полными предложениями на вопросы, возможна и коррекция звукопроизношения, особенно продуктивно происходит автоматизация звуков в речи.

В процессе изготовления тех или иных вещей, дети отвечают на вопросы логопеда, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал используют и т.д.

Кроме этого улучшается внимание, ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, развивается память, расширяется кругозор, становятся более доступными логико-грамматические конструкции (сравнения, отношения последовательности).

В ходе работы были разработаны несколько основных проектов, которые стали базисными, они постоянно пополняются с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, а также особенностей заболевания детей.

1. Проект «Весёлая матрёница».

Работа с нитками, тканью – это творческая работа ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные, эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр. Основная работа это плетение косичек, сматывание клубочков, завязывание узелков, изготовление помпонов, простые куклы.

Данный проект связан с устным народным творчеством, соответственно это прослушивание и пересказ различных сказок, пение русских народных песен, игры-драматизации, настольный театр, пальчиковый театр с проигрыванием сказок детьми, разучивание потешек, прибауток, частушек, разгадывание загадок, объяснение пословиц, поговорок. К проекту разработано перспективное планирование, по длительности – проект долгосрочный.

2. Проект «Бумажная страна».

В основе работа с бумагой. Чаще всего это коллективная работа, соотнесена с определённым временем года, праздником. Вместе с детьми изготавливаются большие полотна-картины из скрученной бумаги, чаще разноцветных салфеток. Данный вид работы требует большого терпения, усидчивости, слаженности коллектива, аккуратности.

В данном проекте логопедическая работа строится с учётом темы работы. Например: при подготовке к новому году изготовляется тематическое панно, соответственно в процессе работы логопедом будут отработаны такие темы как: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние традиции», «Животные зимой» и т.д. К проекту разработан календарно-тематический план с основными логопедическими задачами, по длительности является долгосрочным.

3. Проект «Макарономания».

В основе лежит работа с различными видами макарон. Данный вид работы очень нравится детям, он более творческий, индивидуальный. В этот проект входят такие виды работы как нанизывание макарон на шнурок (различные бусы), аппликация, раскрашивание макарон и готовых поделок. Основные темы: это «Растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года». При выполнении этого вида работы хорошо прорабатывается грамматический строй речи. Также проект снабжён тематическим планом и является долгосрочным.

Все эти проекты постоянно пополняются, корригируются с учётом особенностей, речевыми возможностями детей. Дети с удовольствием идут на занятия, результативность работы при использовании ручного труда увеличивается.

Колесникова Т.В.,
логопед

Специализация:

Детская психиатрия

Описание:

В настоящее время ДПБ№6 и Московский городской центр охраны психического здоровья детей и подростков представляют собой основное специализированное учреждение психиатрического профиля в городе. Его главной задачей служит оказание высококвалифицированной психиатрической и психоневрологической помощи детям и подросткам. Наряду с этим проводится постоянная работа по изучению и внедрению в практику современных методов диагностики и лечения, в том числе апробация новейших лекарственных препаратов, осуществляется организационно-методическое руководство детскими психиатрическими и психоневрологическими учреждениями города. Больница служит базой для специализации и повышения квалификации специалистов самого различного профиля - врачей, психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, среднего медицинского персонала, работающих в учреждениях здравоохранения Москвы и России. В структуре больницы функционирует 12 лечебно-диагностических отделений, рассчитанных на детей в возрасте от 3 до 18 лет. В острых отделениях проходят лечение дети и подростки с тяжелыми формами психических заболеваний (такими, как шизофрения , депрессия , умственная отсталость, органические расстройства личности и др.), а также выраженными расстройствами поведения, приводящими к серьезному нарушению учебной, психологической и социальной адаптации. Подострые отделения больницы предназначены для лечения более мягких, в том числе пограничных, форм психических расстройств (разнообразные нарушения невротического уровня , стертые формы психопатий , легкая степень органического поражения центральной нервной системы и т.п.). Кроме того, в составе больницы имеется отделение диагностики и лечения эпилепсии , оснащенное самой современной аппаратурой, требующейся для проведения всего спектра необходимых обследований (электроэнцефалография , ночной и дневной ЭЭГ-мониторинг , трехмерная ЭЭГ, реоэнцефалография и т.д.). Есть и отделения, специализирующиеся на оказании помощи детям дошкольного возраста с различными психопатологическими нарушениями. В лечебно-диагностических отделениях работают высококвалифицированные врачи, имеющие большой практический опыт. При необходимости для консультаций могут быть привлечены ведущие специалисты (педиатры, хирурги, эндокринологи, кардиологи и т.д.) лучших лечебно-профилактических учреждений и научно-исследовательских институтов.

Практические программы:

Консультативная помощь в Поликлиническом консультативном психиатрическом отделении ДПБ №6 оказывается детям от 3-х до 18-ти лет по направлению

  • участковых детских и подростковых психиатров ПНД г.Москвы
  • детских психиатров специализированных психоневрологических учреждений (спец.санатроий, ЦВЛ, спец.дет.сады, спец.коррекционные школы и интернаты) г.Москвы.
  • детских психиатров различных клиник, мед.центров, научно-исследовательских институтов г.Москвы.
  • Министерство здравоохранения РФ (для иногородних)
  • Департамента здравоохранения г.Москвы(для иногородних и жителей Московской области).

Запись на прием к врачу осуществляется ежедневно по будням с 9 до 18 (сб.: с 9-14, вс.:выходной) в регистратуре.
При оформлении амбулаторной карты для жителей г.Москвы необходимо иметь:

  • направление районного психиатра;
  • выписку от районного психиатра по месту жительства
  • паспорта законного представителя ребенка (матери или отца) или опекуна
  • страховой полис ОМС

Присутствие законного представителя ребенка (матери или отца) или опекуна обязательно.

При оформлении амбулаторной карты в день приема необходимо иметь:

для жителей г.Москвы:

  • направление психиатра;
  • выписку от психиатра
  • паспорт законного представителя ребенка (матери, отца, опекуна при наличии распоряжения суда о назначении опекунства) с постоянной регистрацией в г.Москве
  • свидетельство о рождении ребенка
  • страховой полис ОМС

для иногородних (включая жителей МО) необходимо иметь:

  • талон Департамента Здравоохранения г.Москвы на консультацию (госпитализацию).
    Получить талон можно по адресу:г.Москва, Шемиловский пр-д., д.4а, стр.4, приемная Департамента Здравоохранения г.Москвы, с 9 до 18 ч.
  • паспорт законного представителя ребенка (матери, отца, опекуна при наличии распоряжения суда о назначении опекунства)
  • свидетельство о рождении ребенка
  • педагогическую характеристику (из дет.сада или из школы)
  • выписки из других лечебных учреждений

Работникова Т. П., гл. специалист по детской логопедии департамента здравоохранения, Москва; Требулева В. Н., ст. логопед, детская психиатрическая больница № 6, Москва

Московская детская психиатрическая больница № 6 – старейший в России детский психиатрический стационар. В 1917 г. в старых корпусах современной больницы была открыта лечебница для эпилептиков, которая в 1930 г. реорганизовалась в детское психиатрическое отделение больницы им. П.П. Кащенко. Через три года на его базе возникло клиническое отделение, в котором под руководством Г.Е. Сухаревой разрабатывались основы теории и практики новой отрасли медицинских знаний – детской психиатрии. В 1934 г. при активном участии видного организатора здравоохранения Е.А. Осиповой был создан Научно-методический центр по детской психоневрологии, заложивший в системе Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения основы организации дифференцированной ступенчатой психиатрической помощи с разветвленной сетью детских психоневрологических учреждений. Для улучшения качества диагностики и оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими заболеваниями в 1962 г. Научно-методический центр был объединен с детским психиатрическим стационаром больницы им. Кащенко. Вначале это объединение называлось Городским психоневрологическим диспансером для детей и подростков со стационаром, а впоследствии было переименовано в Московскую городскую детскую психиатрическую больницу № 6.
В настоящее время ДПБ № 6 обеспечивает высококвалифицированную помощь маленьким москвичам, внедряет новые методы диагностики и лечения, осуществляет организационно-методическое руководство детскими и подростковыми психиатрическими учреждениями, является базой специализации и повышения квалификации врачей, педагогов-дефектологов, среднего медицинского персонала психиатрических и психоневрологических учреждений.
Детская психиатрическая больница № 6 состоит из диспансерно-диагностического отделения; стационара; других подразделений, в которые входят медико-генетический комплекс, амбулатория судебно-психиатриче-ской экспертизы, дневной логопедический стационар для заикающихся дошкольников.
Диспансерное отделение выполняет консультативные и организационно-методические функции. Консультативная помощь оказывается больным детям и подросткам в возрасте от
1 года до 17 лет по направлениям детских и подростковых психиатров внебольничных учреждений. Прием ведут врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. В его структуре работают также смежные специалисты – невропатолог, окулист, отоляринголог, педиатр, специалисты по функциональной диагностике.
Задачей диспансерного отделения является централизованное комплектование всех стационарных отделений, специализированных санаториев, лечебно-воспитательных городских учреждений психоневрологического профиля. На его базе функционируют городские комиссии – центральная медико-педагогическая и по усыновлению.
Входящий в структуру диспансерного отделения организационно-методический отдел осуществляет практическую и методическую помощь всем логопедам, работающим в системе здравоохранения. Еженедельно методисты отдела выезжают в специализированные учреждения и поликлиники для оказания на местах помощи по обследованию детей и определению методов и форм работы с ними.
При организационно-методическом отделе постоянно действует секция детских логопедов. Ее заседания проходят один раз в месяц. На них обсуждаются организационные вопросы, идет обмен опытом, знакомство с методами и формами работы специали-стов различных детских учреждений, наиболее актуальными решениями Комитета здравоохранения, касающимися непосредственно логопедической и дефектологической работы. Для логопедов города при диспансерном отделении открыт методический кабинет, где собрано более ста работ логопедов, работающих в детских специализированных учреждениях. Многие из этих трудов, по мнению рецензентов, представляют практическую ценность.
В целях повышения квалификации городских специалистов организационно-методический отдел организует циклы лекций на базе кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской Академии последипломного образования (РМАПО). Этот отдел уделяет большое внимание ус тановлению тесных контактов с логопедами учреждений системы образования, проводя совместные совещания и конференции как на уровне города, так и в округах.
На базе ДПБ № 6 работает общеобразовательная школа-лаборатория № 196. К занятиям здесь привлекают 20% больных детей. Остальные ребята, не имеющие возможности посещать школу, обучаются ее педагогами в отделениях.
ДПБ № 6 как центр по лечению и реабилитации детей с нервно-психическими расстройствами большое внимание уделяет вопросам подготовки медицинских и педагогических кадров. Успешному решению этой задачи способствуют тесные контакты с научно-исследовательскими институтами – кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедрой психиатрии РГМУ им.Н.И.Пирогова, психологическими факультетами московских вузов, дефектологическими факультетами МГПУ и Открытого заочного университета.
Стационарные отделения больницы обеспечивают лечение больных в возрасте от 3 до 18 лет. Средняя продолжительность лечения составляет 58-78 койко-дней. Выделены три отделения для дошкольников (с 3 до 7 лет) и восемь – для детей школьного возраста. Два отделения можно назвать узкопрофильными, там преимущественно находятся дети с нарушениями речи. В стационарных отделениях работают 27 логопедов. В среднем за год они оказывают коррекционно-речевую помощь 1700-1800 детям.
С 1989 г. должность старшего логопеда больницы занимает В.Н. Требулева. Она осуществляет практическое и методическое руководство работой специалистов стационарных отделений. Большое место в ее деятельности занимает организация и проведение практических занятий для студентов дефектологических факультетов московских вузов. В течение учебного года больница принимает около 400 студентов, организуя и проводя практические занятия с разбором и демонстрацией наиболее интересных и показательных пациентов с речевыми нарушениями. Основная нагрузка в практической подготовке специалистов-логопедов ложится именно на речевые отделения больницы – № 8 и 12.
Дошкольное отделение № 8, открытое в декабре 1962 г., было создано по инициативе врача-психоневролога, кандидата медицинских наук Р.А. Беловой-Давид, которая руководила им в течение 17 лет. Последние 20 лет отделением заведует Е.Н. Карнаухова. Оно предназначено для детей с тяжелыми формами речевых нарушений различного происхождения. Однако у подавляющего большинства детей они сочетались с задержкой психического развития, умственной отсталостью или негрубо выраженными нарушениями личностного развития. С самого начала существования отделения его сотрудники преследовали цель не только практически помочь детям в преодолении их дефекта, но и как можно глубже проникнуть в его суть и найти наиболее адекватные методы устранения. В связи с этим к работе привлекались такие ученые, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Г.Е. Сухарева, М.Б. Эйдинова, Л.С. Цветкова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова и др., а также логопеды-практики А.Г. Ипполитова, Л.В. Мелехова, Г.А. Каше и др. В течение нескольких лет постоянным консультантом отделения был профессор В.В. Ковалев. В настоящее время там проводит консультации доктор медицинских наук И.О.Калачева.
Сотрудники отделения щедро делились опытом работы с коллегами из других учреждений Москвы, страны и мира (Болгария, Монголия), подготовили к публикации два сборника (Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б.М. Гриншпуна. М., 1969; Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972).
Большое внимание в отделении уделяется подготовке молодых специалистов на практических занятиях со студентами дефектологического факультета МГПУ им. В.И. Ленина. Начиная с 1989 г. логопеды отделения № 8 регулярно осуществляют практический патронаж студентов МГОПУ. Задачей практических занятий, проводимых логопедами отделения Е.Г. Карицкой, О.А. Локштановой, И.И. Кашириной, Т.М. Парамоновой, является знакомство студентов со сложными нарушениями речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, проходящих лечение в психиатрической больнице. Студенты знакомятся с такими формами речевых нарушений, как заикание, алалия, дизартрия, расстройства речи у детей с ранним детским аутизмом, а также имеющих генетическую патологию. Логопеды в присутствии студентов проводят обследование детей. В рамках проведения практических занятий, таким образом, студенты имеют редкую возможность наблюдать симптоматику и особенности течения многих речевых расстройств, участвовать в постановке или уточнении логопедического заключения в сложных диагностических случаях, совместно с логопедами отделения намечать пути и методы коррекции имеющегося речевого нарушения и оценивать перспективы его коррекции. Также они могут на практике познакомиться с интереснейшей, а зачастую и редчайшей речевой патологией, которая практически не встречается в учреждениях системы образования (синдромом Ландау-Клефнера, Эльфа-Вильямса, Каннера, Аспергера и др.) При работе с такими нарушениями необходима верификация диагноза с применением методов обследования и коррекции, подтверждающих то или иное логопедическое заключение: моторную алалию и своеобразие речи при РДА; сенсорную алалию и своеобразие речи при РДА; заикание и своеобразие речи при РДА; тугоухость и сенсорную алалию; окуло-денто-дигитальный синдром и ринофонию и т.п.
Работая со студентами МГОПУ не один год, логопеды отделения отмечают их высокую теоретическую подготовку, зрелость и самостоятельность в принятии решений, достойный уровень профессиональных дискуссий, желание увидеть и узнать как можно больше, неутомимость и творческий подход к решению диагностических задач. Студенты с огромным вниманием и любознательностью относятся к предлагаемым темам практических занятий, высказывают свои пожелания, позволяющие логопедам отделения их модифицировать и совершенствовать.