Дети 2 лет рекомендации для детского сада. Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей. Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

Посещение детского сада может стать для любого ребенка прекрасной возможностью пообщаться с другими детьми и узнать много нового, или, наоборот, превратиться в самый ужасный период в его жизни. Именно поэтому взрослым стоит уделить особое внимание подготовке малыша к походу в это учреждение и постараться не допускать самых распространенных ошибок, которые не дадут ребенку спокойно адаптироваться.

Негативное отношение

Не стоит рассказывать крохе, что садик — далеко не самое приятное место на свете, но теперь ребенок просто вынужден туда ходить. Пессимистичные истории из своего детства, разговоры о том, что ребенок должен до сада научиться давать сдачу обидчикам и уметь постоять за себя- всё это не готовит кроху к реалиям жизни в детском саду, а, наоборот, отталкивает и пугает. Ребенок не понимает, почему мама и папа, самые дорогие люди на свете, отдают его туда, где так плохо.

В разговорах о детском саде важно говорить, конечно, не только хорошее, но обрисовывать возможные негативные ситуации стоит спокойно, не приукрашивая и не запугивая, сводя к минимуму негативные выражения и эмоции. Главное, что должен понять малыш: вне зависимости от того, что будет происходить в саду, мама и папа всегда поддержат его и помогут решить любую возникшую проблему.

Лучшее место на свете!

Если одни родители рассказывают о «суровой» жизни в детском саду, то другие тоже впадают в крайность и описывают детский сад как самое прекрасное место. Добрая и всё позволяющая воспитательница, только дружные ребята, вкусная еда и много новых игрушек- что только ни пообещают родители, чтобы кроха согласился идти в сад.Однако малыш может очень сильно разочароваться, когда поймет, что воспитательница довольно строгая, некоторые дети любят драться, а еда вовсе не такая вкусная, как дома.

Именно поэтому в разговорах о дошкольном учреждении взрослым стоит всё же придерживаться золотой середины: не пугать кроху, но и не обрисовывать всё в розовом свете.

Отдали и ушли!

Многие родители и воспитатели старой закалки придерживаются мнения, что оставлять ребенка в саду утром необходимо как можно быстрее. Привести малыша и уйти, не попрощавшись, - одна из самых распространенных родительских ошибок в период привыкания ребенка к детскому саду. Безусловно, уйти незаметно гораздо проще для родителей, ведь не придется успокаивать кроху, тратить время на долгие разговоры, но исчезновение мамы и папы пугает ребенка. На протяжении всего дня малыш может чувствовать себя некомфортно, бояться и переживать, что родители не заберут его, расстраиваться по пустякам и быть плаксивым.

Именно поэтому родителям так важно уделять крохе время при прощании: поддержите малыша добрым словом, проговорите, что обязательно вернетесь вечером, расскажите, как вы планируете провести время после детского сада.

Все эти разговоры позволят малышу настроиться на позитивный лад, и он будет уверен, что родители его заберут.

Выяснение отношений с воспитателем и другими родителями

Безусловно, в период посещения ребенком детского сада не миновать каких-либо нестандартных ситуаций. Между детьми довольно часто вспыхивают мимолетные конфликты, ведь малыши учатся общаться друг с другом, социализируются, привыкают вести себя в обществе. Кроме того, воспитатели тоже привыкают к новому детскому коллективу, узнают детей и не всегда успевают уследить за большим числом шустрых малышей. В результате может случиться, что именно вашего ребенка обидели или ударили.

Всем родителям без исключения стоит запомнить, что любую неприятную ситуацию стоит выяснять цивилизованным способом.

Следует разговаривать с воспитателем и другими родителями не на повышенных тонах, а спокойно и сдержанно, даже если вы ужасно возмущены. Безусловно, не стоит выяснять отношения в присутствии детей, также желательно не обсуждать данный конфликт дома, на чем свет стоит ругая других родителей и воспитателей.

Если родители - любители выяснять отношения на повышенных тонах, не выбирая выражений, то немудрено, что ребенок будет напуган и не захочет вообще идти в детский сад после всего произошедшего.

Игнорирование режима и правил детского сада

Еще одной довольно распространенной ошибкой является несоблюдение правил детского сада. Чем больше ваш малыш будет уметь делать до посещения дошкольного учреждения, тем лучше для него самого. Стоит научить кроху самостоятельно одеваться, держать правильно ложку, мыть руки перед едой и привить другие навыки самообслуживания. Не стоит надеяться на авось и ждать, что воспитатели всё сделают сами, а потом возмущаться, что этого не произошло. Хорошие дошкольные педагоги, несомненно, уделят этому внимание, но многое зависит и от родителей.

Куплю тебе за это…

Некоторые родители не придумывают ничего лучше, чем подкупить собственного малыша, наобещать ему сладостей, игрушек и развлечений, лишь бы ребенок соблаговолил пойти в сад. Подобного рода ошибка приводит к тому, что в дальнейшем малыш согласится посещать сад только за подарки. Лучше всего рассказать крохе, какую увлекательную прогулку вы совершите после сада, в какую игру поиграете дома, какой ужин планируете готовить вечером, какую сказку прочтете перед сном. Все эти действия не несут материального вознаграждения, однако настраивают ребенка на получение положительных эмоций. В этом случае и поход в садик не будет вызывать у ребенка негативной реакции.

Ты - виновен!

Что бы ни происходило в детском саду, ваш ребенок должен всегда быть уверен в вашей поддержке. Если вашего малыша начинает отчитывать другой родитель или воспитатель, то постарайтесь пресечь это мгновенно. Скажите вежливо, но твердо, что поговорите об этом со своим ребенком дома.

Вы можете обсудить конфликт с другими взрослыми, но в отсутствие детей.

Это не означает, что вы всё спустите с рук своему малышу, возможно, ему придется понести заслуженное наказание. Но ребенок с детства должен понимать, что родители всегда являются надежным тылом. Мама и папа могут быть недовольны его поступком, но всегда поддержат и помогут решить любой конфликт. Именно поэтому так важно быть на стороне ребенка, а не ругать его, объединившись с воспитателем или другими родителями.

Детский сад - это первый шаг ребенка в будущую самостоятельную жизнь. Именно в этом заведении малыш впервые полноценно вливается в социум, учится общаться и взаимодействовать с большим коллективом своих сверстников, соблюдать строгий распорядок дня, начинать познавать много нового и интересного.

Как показывает практика, многие дети тяжело воспринимают период первичной адаптации к детскому саду - новая обстановка, отсутствие родителей, упорядоченная система новых требований к дисциплине и поведению, иные факторы буквально лавиной обрушиваются на чадо. Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду? Можно ли заменить ДОУ домашним воспитанием? В каком возрасте лучше сдавать малыша? Об этом и многом другом вы прочитаете в нашей статье.

Адаптация ребенка к детскому саду - это комплексный процесс, позволяющий детям легко и просто войти в новую для себя социальную среду, а также правильно реагировать на различные ситуации. Приспособление чада к детсаду не может произойти в один или даже несколько дней - необходимые мероприятия осуществляются поэтапно. Базовые пункты данного процесса обычно включают в себя:

  1. Предварительную психологическую подготовку к будущему факту поступления ребенка в садик. Ребенок должен понимать, зачем необходимо посещать данное заведение, что его может там ждать. Важный вклад в данный процесс вносит имитация нахождения в заведении, проводимая как занятная игра. Делая обязательный акцент на плюсах посещения детского сада (новые знакомства, интересное времяпровождение и так далее) необходимо также четко обозначить и возможные негативные моменты (ссора со сверстниками, грусть по родителям и так далее), а также научить малыша правильно на них реагировать.
  2. Развитие самостоятельности. Один из важнейших пунктов первичной адаптации предполагает развитие у ребенка необходимых навыков к самостоятельности. Естественно, в раннем возрасте сделать это непросто (особенно если малыш в семье был окружен неусыпной всесторонней заботой), однако при поступлении в группу, чадо должно уметь кушать, одеваться и ходить в туалет без посторонней помощи. Не беда, если у ребенка не все получается (некоторое время частичную помощь оказывает воспитатель и нянечка) - главное, заложить правильный базис к дальнейшему развитию в этом контексте.
  3. Гибкий подход к адаптации и система поощрений. Вливание в новую социальную среду происходит постепенно, на протяжении недель, иногда даже месяцев. Даже небольшие успеха малыша на данном поприще должны поощряться с параллельным формированием у чада положительного отношения к детскому заведению.
  4. Помощь с поиском друзей. После того, как ребенок минимально адаптируется с самим фактом регулярного нахождения в ДОУ, ему нужны будут друзья. Необходимо в доступной форме объяснить малышу о важности хороших взаимоотношений с одногруппниками, показать, как дружить правильно (делиться игрушками, говорить, играть в детские игры и так далее).
  5. Физическую подготовку ребенка. Попадая в новую для себя социальную среду, малыш подвергается большим рискам в отношении здоровья, как правило, начинает чаще болеть (ввиду близкого нахождения с большой группой других детей). Защита от потенциальных инфекций, правильный выбор одежды, закаливание, соблюдение необходимого режима суточных ритмов вне дошкольного учреждения - вот основные приоритеты данного пункта.

Современные и социальные педагоги рекомендуют отдавать ребенка в детский сад с 3–4 лет - начиная с данного период времени, малыш уже получает все необходимые навыки самостоятельности, более устойчив к стрессам, социально гибок и прошел так называемый «кризис раннего возраста».

Однако это не означает, что сдавать в ДОУ детей возрастом 2,5 и даже 2 года запрещено. Каждое чадо - индивидуально. Отдельные малыши в эти года овладевают необходимым минимумом навыков, необходимых для детсада, другие ситуации не позволяют родителям очень долго находиться с ребенком (необходимость выхода на работу, прочие обстоятельства).

Адаптация детей к детскому саду в этих случаях имеет ряд особенностей:

  • Форсированная предварительная подготовка к вливанию в новый социум. Начинать её нужно заблаговременно, психологически настраивая малыша на то, что ребенок уже скоро пойдет в детский сад. Лучше проводить её в максимально игровой и мягкой форме;
  • Более длительная первичная адаптация. Ребенку требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой для себя обстановке. Помимо ознакомительных экскурсий в садик, необходимо непродолжительно оставлять малыша в группе на 1–2 часа - сначала с одним из родителей (чтобы он присутствовал неподалёку в пределах видимости), а потом и самостоятельно. Подобная первичная адаптация с постепенным наращиванием времени присутствия чада в дошкольном учреждении может длиться до полутора месяцев, вплоть до выхода на полноценный день;
  • Комплексное обучение самостоятельным навыкам. В случае раннего выхода ребенка в детсад, получение самостоятельных навыков одевания, употребления пищи, походов в туалет, умения умываться и мыть руки, нельзя бросать на самотёк, уповая на естественное развитие данных возможностей. У воспитателя и нянечки может просто не оказаться столь большого количества времени, чтобы обучить вашего ребенка (учитывая высокую наполняемость современных дошкольных групп) - все это нужно освоить дома.

Первые дни, иногда даже недели малыша в детском саду являются тяжелым испытанием, как для ребенка, так и для его родителей. Чтобы максимально быстро и менее болезненно миновать данный период, необходимо грамотно и комплексно подойти к процессу адаптации чада. Универсального подхода в данной ситуации не существуют, а возможные действия с вашей стороны должны быть коррелированны с индивидуальными особенностями характера и физиологии ребенка, а также учётом его возраста.

Адаптация ребенка 2 лет в детском саду

2 года - особый возраст для ребенка, когда он впервые проверяет границы дозволенного, осознав себя как самостоятельную личность. Протестное поведение, частые капризы и непослушания лишь внешне напоминают системное изменение характера - как показывает психологическая практика, все вспышки гнева и нестабильность поведения в целом имеют спонтанный характер и зависят от обстоятельств.

Обычно рекомендуют на данном этапе развития малыша не сдавать ребенка в садик, а подождать до 2,5–3 лет. Однако если по ряду причин следовать этой рекомендации не получается, то необходима комплексная работа со стороны родителей, которая поможет чаду быстро адаптироваться к дошкольному учреждению.

  • Психологическая предподготовка. Объясните и наглядно покажите ребенку, что такое детский сад, регулярно посещайте его окрестности, дайте малышу понаблюдать за детьми на прогулке. Расскажите, что делают малыши в садике (играют, кушают, спят, гуляют). В качестве дополнения поиграйте в детский сад дома, используя куклы или солдатиков, распределив роли воспитателей, детей, родителей. Так ребенок сформирует у себя первый положительный образ ДОУ;
  • Форсированное развитие навыков самостоятельности. Не бойтесь учить ребенка пользоваться горшком, одеваться и раздеваться, применять вилку, ложку, умываться, всячески поощряя его за даже малые успехи. Выбирайте для будущих посещений детского сада максимально удобную и простую одежду, которую малыш сможет снимать и надевать самостоятельно. К началу полноценных посещений дошкольного учреждения ребенок должен обладать базисом теоретических и практических знаний, перечисленных выше. Конечно, полноценно использовать их он не сможет, однако принципы должен знать, чтобы с помощью воспитателя либо нянечки, развивать дальше свои навыки самостоятельности;
  • Режим и питание. Отрегулируйте домашние суточные ритмы семьи в соответствие с распорядком дня в детском саду. Утренний подъем, завтрак, прогулка, обед, дневной сон, полдник и прочие этапы должны быть максимально коррелированны с текущим графиком ДОУ, притом как в будние дни, так и в выходные;
  • Постепенное введение в коллектив. На первом этапе фактического посещения дошкольного учреждения, необходимо оставлять ребенка максимум на 1–2 часа каждый рабочий день, после чего постепенно наращивать данный временной интервал. По истечению двух-трех недель и прохождения фазы послеобеденного сна вам станет легче, спустя еще некоторое время, можно переходить на полноценный график. У детей 2 лет этот этап довольно длительный и может занимать до полутора и даже 2 месяцев.

Адаптация ребенка 3 лет в детском саду

В три года ребенок уже обладает хорошей крупной и мелкой моторикой, имеет основные навыки самообслуживания, любит коллективные и подвижные игры, как сюжетно-ролевые, так и классические. Живой интерес к сверстникам позволяет быстрее завести друзей и обучиться правильным социальным нормам. Именно поэтому психологи рекомендуют отдавать чадо в детский сад именно с данного возраста.

Какую помощь могут оказать родители в контексте адаптации малыша к ДОУ?

  • Оттачивание навыков самостоятельного обслуживания. Несмотря на то, что ребенок в 3 года обычно обладает необходимым минимумом самообслуживания, необходимо продолжать оттачивать эти умения, чтобы процесс одевания, раздевания, употребления пищи, мытья рук и иные процедуры производились им полностью самостоятельно. При попадании в смешанную группу с детьми возрастом от 2 до 4 лет, воспитатель и нянечка в первую очередь будут помогать самым маленьким малышам в освоении, поэтому более старший ребенок обязан делать все сам;
  • Динамическая адаптация к режиму дня и регулярному посещению ДОУ. У ребенка нужно выработать привычку постоянно посещать детский сад, вставать, кушать и спать в одно и то же время, чтобы не нарушать распорядок дня дошкольного учреждения. В первую неделю малыш может оставаться в группе всего на несколько часов, максимум до дневного сна и лишь спустя некоторое время стоит перевести его на полноформатное нахождение в садике;
  • Поощрение и общение. Типичная проблема адаптации ребенка к детскому саду - это сложности расставания с родителями и болезненная реакция на расставание, особенно с матерью. В данном случае стоит обязательно делать акцент, что мама обязательно вернется за своим чадом, обозначить конкретное время. Забирая малыша с группы, подробно расспрашивайте его обо всех событиях, произошедших в этот день, хвалите, давайте советы - ребенок должен знать, что в любой, даже сложной для него ситуации, ему есть на кого положиться.

В отличие от общегосударственного обязательного школьного образования, посещение детского сада является делом добровольным, что даёт родителям потенциальную возможность альтернативного домашнего воспитания своего чада в качестве замены ДОУ. Каковы же основные плюсы и минусы данного мероприятия?

Преимущества:

  • Ребенок находится под постоянным родительским контролем, меньше подвергается различным стрессам;
  • Малыш имеет свободный суточный график - просыпается, когда хочет, питается домашней едой не по жесткому расписанию, а когда решат родители;
  • Потенциальная возможность более углубленного развития. Если один из родителей постоянно находится дома и имеет соответствующие навыки, он может лучше развивать индивидуальные способности ребенка (например, любовь к музыке спортивные начинания и так далее);
  • Уменьшение рисков массовых инфекционных болезней. Поскольку чадо не присутствует постоянно группе с большим количеством детей, оно будет реже подвергаться риску заражения инфекционными болезнями.

Недостатки:

  • Отсутствие полноценной интеграции в социум. Даже продолжительные прогулки и игра на детских площадках, а также посещение спецзаведений по раннему развитию детей, не может полноценно заменить регулярного нахождения в группе своих сверстников, где вырабатываются социальные нормы поведения, взаимодействия друг с другом, умения правильно реагировать на различные жизненные ситуации;
  • Отсутствие стандартизированного воспитательного процесса. К сожалению, в большинстве отечественных семей, где ребенок не посещает ДОУ, воспитательный процесс как таковой отсутствует по различным причинам (многодетная семья, различные жизненные ситуации), в итоге чадо предоставлено само себе и не получает гарантированного дошкольного образовательного минимума. Эта проблема «аукнется» уже в первом классе - недостатком дисциплины, отсутствием понимания роли учителя как главного наставника, сменившего воспитательницу, несоблюдением комплекса правил учебного учреждения и так далее;
  • Потенциальные риски для здоровья в среднесрочной перспективе. Если ребенок не посещает ДОУ до школы, то он меньше контактирует с различными инфекциями, в том числе редко болеет классическими «детскими» заболеваниями. Однако данный факт даёт о себе знать позже - иммунитет не вырабатывает достаточно обширной иммунной защиты против таких проблем и малыш, будучи помещен уже в школьный социум, начинает болеть чаще своих сверстников.

Развиваем самостоятельность

Перед поступлением в садик малыш обязан обладать хотя бы начальными навыками самообслуживания - речь не идёт о полноценной самостоятельности в столь юном возрасте. Рекомендуемый минимум включает в себя:

  • Умение проситься и ходить в туалет. Желательно приучить малыша хотя бы к горшку, а также вовремя сообщать о желании сходить по малой либо большой нужде. Для яслей и самой начальной группы ДОУ этого, как правило, достаточно;
  • Одевание и раздевание. Ребенок должен уметь снимать с себя одежду/обувь и надевать её. Начните осваивать этот навык с игровой форме, помогайте только в том случае, если чадо не может справиться с процессом длительные период времени, но не делайте все за него - хотя бы минимальное участие в мероприятии он должен принимать. Для облегчения данного процесса выбирайте наиболее простые вещи без массы пуговиц и застежек, свободно сидящие на малыше. В садик одевайте исключительно по погоде;
  • Употребление пищи. Ребенок должен уметь пользоваться вилкой, ложкой и тарелками - докармливание в садике не практикуется (если это не специализированные ясли для детей от 1 года). Старайтесь научить его аккуратности, а также максимально адаптируйте ежедневный рацион питания под стандартное меню ДОУ, чтобы ваш малыш не отказывался от незнакомой пищи;
  • Личная гигиена. Еще один обязательный пункт - умение мыть руки, ноги, обтираться, умываться. Основные правила личной самостоятельной гигиены нужно прививать с самого раннего детства, параллельно с прочими вышеозначенными мероприятиями. Показывайте на практике, как это делать правильно, используйте развивающие книжки или мультфильмы.

Защищаем от инфекций в детском саду

Типичная проблема первого года нахождения в детском саду - это частые болезни малыша. Различные инфекции не позволяют ребенку постоянно присутствовать в группе, зачастую количество пропущенных по болезням дней может исчисляться неделями и даже месяцами.

Следует понимать, что данный процесс является естественным - ребенок контактирует с другими детьми, постоянно находясь в тесном контакте с одногруппниками. Иммунитет постепенно развивает защиту к большинству . Как облегчить этот процесс и болеть меньше?

  • Правильный подбор одежды. Ребенок должен не переохлаждаться, но и не перегреваться как в группе, так и на улице во время прогулок. Одевайте его исключительно по погоде (ориентируясь на себя +1 дополнительный слой), а также текущему температурному режиму в самой группе - зачастую зимой в помещениях ДОУ топят очень сильно, а весной либо осенью наоборот довольно прохладно;
  • Сбалансированное питание. Малыш должен в достаточном количестве употреблять овощи, фрукты, мясо, рыбу и иные полезные продукты, чтобы гармонично развиваться физически и поддерживать иммунитет естественным поступлением необходимых витаминов и микроэлементов;
  • Закаливание. Регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание комнат и прочие мероприятия помогут терморегуляционным механизмам организма малыша работать правильно;
  • Своевременное обращение к врачу. Даже при незначительных признаках болезни следует незамедлительно обращаться к педиатру - правильное лечение снизит риски развития осложнений;
  • Дополнительные меры. В период массовых эпидемий можно давать ребенку специальные действие витаминно-минеральные комплексы, производить профилактическую поддержку противовирусными средствами, интерферонами.

Ниже, перечислены типичные ошибки родителей по осуществлению адаптации ребенка к будущему посещению детского сада:

  • Поспешность. Если малыш должен со дня на день начать регулярное посещение ДОУ, но никак не подготовлен к этому событию, то наверстать упущенное время за несколько суток просто невозможно - лучше отложить мероприятие до тех пор, пока ребенок не будет действительно готов;
  • Излишняя настойчивость. Зачастую строгие родители психически давят на малыша и ставят ему излишне высокую планку требований - это недопустимо;
  • Игнорирование мнения ребенка. Если малыш оказывает слишком активное сопротивление (психологическое и физическое) походам в детский сад - его стоит понять и учесть данное обстоятельство. Мнение ребенка по поводу необходимости посещения детского сада нужно формировать мягко, иначе регулярное посещение ДОУ может стать общей совместной пыткой с длительными истериками и прочими проблемами.

Перед поступлением в детский сад, ребенок должен пройти комплексное медицинское обследование. Одним из его пунктов является посещение психолога. Зачем оно необходимо?

Квалифицированный специалист проводит 15–20 минутную беседу с малышом и родителями на предмет готовности ребенка к поступлению в детский сад. Этого мероприятие имеет игровую форму, профильный врач оценивает поведение ребенка, его психомоторные реакции и иные особенности, проводит экспресс-скрининг.

По окончанию профосмотра, психолог может выдать свою рекомендацию по целесообразности посещения дошкольного учреждения. Следует понимать, что запись, сделанная психологом, ни к коей мере не является предписанием (решение о возможности либо невозможности посещения ДОУ в спорных случаях принимается медкомиссией), однако позволяет родителям обратить внимание на отдельные проблемы в воспитании, развитии, логопедии малыша.

Адаптация ребенка к детскому саду может пройти совсем незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сдалать так, чтобы ребенок легко влился в коллектив и стал с удовольствием посещать детский сад? Существует несколько способов, которые помогут родителям сгладить период привыкания малыша к саду, научить его получать удовольствие от посещения детского коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду

Воспитатель Демидова Татьяна Витальевна

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.

Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.

Выделяют 3 фазы адаптационного периода:

  • Легкая. Длится от 1 до 16 дней.
  • Средняя. Длится от 16 до 32 дней.
  • Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду

Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их - слезы исчезнут.

  • Ребенок не подготовлен к посещению детского сада :
  • не сформированы культурно-гигиенические навыки;
  • он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
  • режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
  • Состояние здоровья . Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
  • Биологические причины :
  • сильный токсикоз у мамы в период беременности;
  • осложнения при родах;
  • болезни в первые три месяца жизни.
  • Индивидуальные причины . Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие - наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
  • Условия жизни в семье . Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
  • Ограниченное общение со сверстниками . Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.

Как облегчить период привыкания к детскому саду?

Прежде всего:

  • Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама - спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли - вот правильный алгоритм действий в первые дни.
  • Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
  • Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
  • Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
  • Дайте ребенку «оберег» - вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
  • Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
  • Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
  • Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка

Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:

  • Нельзя пугать ребенка . Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня - пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
  • Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
  • Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить . Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом, можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.

Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду

Игра - важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:

«Детский сад»

Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

  • «Дети собираются на прогулку».
  • «Дети обедают».
  • «Дети приходят в детский сад».
  • «Дети готовятся к дневному сну».
  • «Дети на прогулке».

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».

«Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе - он хлопает в ладоши, при отрицательном -грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».

Варианты вопросов:

  • играть с игрушками в детском саду;
  • плакать утром;
  • дружить с другими детками;
  • стесняться попроситься в туалет;
  • самостоятельно кушать суп;
  • мешать деткам спать во время дневного сна;
  • делать утром зарядку и т.д.

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.


То, насколько комфортно будет ощущать себя ребенок в детском саду, в основном зависит от успешности его адаптации к условиям этого учреждения. Однако готовы ли к ней будущие воспитанники и их родители?

Давайте взглянем на эту проблему глазами опытного воспитателя, ежедневно сталкивающегося с массой достаточно грустных историй.

Эпизод первый: малыш и длительное грудное вскармливание

Розовощекая Катюша поступила в ясельки за четыре месяца до своего трехлетия. Немного поплакав при расставании с мамой, она вскоре утешилась и увлеклась игрой с другими ребятишками. Первые тревожные звоночки зазвучали сразу после завтрака: хнычущая малышка слонялась по углам, демонстративно сосала пальчик и непрерывно звала маму.

Решив, что виной всему – адаптация и не рассказав маме о поведении дочки, через два часа молодая воспитательница попрощалась с повеселевшей воспитанницей. На протяжении нескольких последующих дней воспитатели продолжали наблюдать одну и ту же картину: после завтрака Катюша безутешно плакала, наотрез отказываясь от игр со сверстниками, и все так же требовала маму. Наконец одна из воспитательниц, заинтригованная странным поведением ребенка, спросила у мамы, как она может объяснить дочкины капризы.

Ответ мамы поставил все на места. Оказалось, что девочка, длительное время находившаяся на грудном вскармливании, за два дня до посещения яселек была отлучена от маминой груди. «Ничего страшного, – заверила мама, – Катюша уже достаточно подросла. Похнычет немного и привыкнет» .

Ответственные родители должны помнить о том, что для крохотного ребенка отлучение от материнской груди само по себе является огромным стрессом. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию в этот момент советуют не подвергать малыша каким-либо дополнительным переживаниям.

В описанной нами ситуации вышло так, что мама, изначально заботившаяся о здоровье и психологическом комфорте своей Катюши, вдруг решила, что ее трехлетняя дочурка стала настолько взрослой, что с легкостью привыкнет к непривычной для нее обстановке.

Совет педагога:

Малыша, находящегося на грудном вскармливании, следует либо отлучать от маминой груди за два месяца до начала посещения ясельной группы, либо не отлучать до тех пор, пока он окончательно не адаптируется к новым условиям и распорядку дня в дошкольном учреждении.

Кормление грудью и детский сад — возможно ли совместить?

Как консультант по грудному вскармливанию, я довольно часто слышу такой вопрос от кормящей мамы, когда малышу исполняется 2 года: «Как правильно отлучить ребенка от груди, ведь нам скоро в детский сад?» Надо ли отлучать ребенка от груди перед детским садом? —

Эпизод второй: Настя-неумелочка

Крошечная Настя была отправлена в ясли в связи с тем, что ее молоденькая мама, выплачивающая кредит за купленное жилье, вынуждена была срочно выйти на работу. Час спустя воспитательница с унынием констатировала: девочка ничему не научена.

Полуторагодовалая малышка, не приученная к горшку, непрестанно мочилась в штанишки (), не умела есть ложкой (), пить из кружки (), мыть ручки и была не в состоянии хотя бы показать, чего она хочет, не хотела играть с другими ребятишками.

Поговорив с мамой по телефону, воспитательница выяснила, что девочка до сих пор пьет из бутылочки и продолжает сосать соску (). На резонный вопрос воспитателя о том, почему малышка не владеет элементарными навыками, был получен ответ: «Даже не знаю, а надо было научить?»

Хотя бы на минутку задумайтесь: в состоянии ли воспитатель и его помощница накормить сразу двадцать малышей, не умеющих пользоваться ложкой? Даже если в группе будет три-четыре таких «неумелочки», они останутся полуголодными, поскольку полноценно накормить каждого малыша за отведенное для еды время очень сложно.

Полуторагодовалый здоровый малыш, не имеющий отклонений в развитии, способен самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет, показывать, чего он хочет (или где у него болит) и интересоваться общением с другими детьми.

Совет педагога:

Малыш, поступающий в детский садик, должен иметь элементарные навыки самообслуживания (независимо от возраста поступления) . Это облегчит жизнь и ему, и родителям, и сотрудникам детского сада. Адаптация подготовленного ребенка проходит значительно успешнее .

Эпизод третий: Андрюшины страхи

Два первых дня, проведенных Андрюшей в садике, прошли удачно: ему там очень понравилось. Однако после выходных ребенка было не узнать: отчаянно рыдающего и сопротивляющегося Андрюшу мама буквально втолкнула в группу, а воспитателю стоило немалого труда удержать мальчика, рвущегося за уходящей мамой.

Так продолжалось несколько дней. После ухода мамы всхлипывающий Андрюша одиноко сидел в уголке, успокаиваясь лишь к концу завтрака, но ежечасно донимал воспитателя и нянечку вопросом: «А мама за мной придет?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Причина такого поведения выяснилась совершенно случайно. Воспитательница, заглянувшая в раздевалку, услышала, как мама, одевающая мальчика, с укоризной выговаривала ему: «Не будешь меня слушаться – оставлю тебя ночевать в садике со сторожем».

Какой же нормальный ребенок после таких слов захочет добровольно остаться в детском саду?

Совет педагога:

Никогда не пугайте своего малыша сами и не позволяйте этого никому другому. Ни злая тетя, ни Баба-яга, ни милиционер (и уж тем более детский сад) не должны стать виновниками детских страхов. Все эти страшилки, сочиняемые ради мифической единовременной пользы, не так уж безобидны для хрупкой детской психики.

Эпизод четвертый: Сонечка и ее трудолюбивая мама

Сонечка впервые пришла в детский сад в понедельник. Будучи умным и общительным ребенком, она тут же нашла общий язык с большинством ребятишек в группе. Время, отпущенное для первого дня адаптации, прошло для нее весело и незаметно. Мама, пришедшая за Сонечкой, предупредила воспитательницу, что через два дня ей необходимо выйти на работу, поэтому в четверг девочка останется в группе на целый день.

«Почему же Вы не пришли пораньше, чтобы дать Сонечке возможность привыкнуть к новым для нее условиям?» — спросила удивленная воспитательница. Мамин ответ был довольно странным: «Мне хотелось, чтобы дочка как можно дольше оставалась дома».

Результат был закономерным. В четверг, после того как дети пообедали, Сонечка начала беспокоиться, спрашивая воспитательницу, когда же ее заберут домой. Душевная женщина попыталась успокоить девочку, объяснив ей, что мама, вынужденная пойти на работу, сможет забрать ее только вечером.


К вечеру истосковавшаяся малышка уже не могла сдержать слез. Наутро сцена со слезами повторилась: раздраженная мама вела рыдающую дочку в садик, в сотый раз объясняя, как ей необходима эта работа. Адаптация, столь удачно начавшаяся, была практически сорвана.

Нет большего испытания для психики ребенка, привыкшего все время находиться рядом с любимой мамой, чем внезапное многочасовое ее отсутствие и замена ее какими-то малознакомыми людьми, сопряженная еще и с радикальной сменой привычного уклада жизни.

Оказавшись в этой ситуации, малыш считает, что его попросту бросили из-за того, что он чем-то не угодил маме, которая за ним больше не придет. Мамино объяснение, касающееся необходимости выхода на работу, для него не более чем набор малопонятных фраз, а происходящая ситуация воспринимается им как самое настоящее предательство.

Совет педагога:

Адаптация (процесс неторопливого поэтапного привыкания ребенка к детскому коллективу, к новому режиму дня, к воспитателям) необходима для того, чтобы уберечь ранимую детскую психику от влияния сильной стрессовой ситуации.

Если сделать ее постепенной, можно избежать многих неприятных моментов: нервных срывов, слез, истерик при прощании с мамой и тревожного ожидания, преследующего малыша в течение целого дня.

Читаем также: адаптация ребенка к детскому саду —

Как разбудить ребенка в детский сад без капризов —

Любящие родители в период адаптации ребенка к детскому саду должны окружить его своей любовью, заботой и пониманием, проявляя максимум такта и родительского терпения.

Детский сад - это большой первый социальный опыт вашего ребенка. Некоторые дети в два-три года с удовольствием идут в детский сад, другие направляются туда с криками и капризами. Чтобы облегчить вашу жизнь, и не травмировать ребенка, вам стоит прочесть несколько правил, как происходит процесс адаптации детей в детском саду.

Хорошо ли это, что ребенок идет в детский сад в два года? Этот вопрос до сих пор спорный, потому что одни специалисты считают, что рановато, другие - что как раз хорошо. Мы придерживаемся мнения, что посещать детский садик в таком возрасте - хорошо, потому что в старшем возрасте ребенок не сможет так легко социализироваться и ему будет намного труднее пережить этап адаптации, нежели в более раннем возрасте.

Адаптация детей к детскому саду

Какие дети очень трудно переживают процесс адаптации в детском садике? Здесь есть две категории детей - слишком застенчивые, и слишком избалованные, задиристые, которых другие дети будут обходить стороной. Но в и одном, и в другом случае можно помочь.

Адаптация детей к детскому саду фото

Задиристые дети. Да-да, все родители считают, что их ребенок достоин самого лучшего, и что он самый-самый послушный. Но если есть проблема у вашего ребенка с адаптацией в детском садике, значит, вам нужно помочь ему. Как? В первую очередь, расспросите воспитательницу, в чем проблема его адаптации, почему другие дети не принимают его в свой коллектив, в какое время он капризничает и начинает плакать. Это поможет вам решить проблему, поскольку у вас будет четкое видение ситуации со стороны.

Застенчивых детей в детском садике сегодня можно встретить очень часто, а все потому, что до посещения садика такие дети мало общались со своими сверстниками. Если вы только готовитесь отдать своего ребенка в садик, то обратите внимание на то, а не боится ли он других детей, как часто с ними общается, отпускает ли вас в магазин или идет повсюду за вами.

Таких детей нужно адаптировать к садику. Например, если вы увидели, что у ребенка очень мало друзей, а на детской площадке он не играет с другими, не умеет знакомиться, то помогите ему. Подходите к детям вместе с ним, говорите, как знакомиться, спрашивайте, как мальчика или девочку зовут и т.д. Со временем ребенок поймет, как нужно заводить знакомства и ему будет легче общаться с другими детьми. А ведь именно общение - это главное в детском саду.

По такому же примеру решайте все другие проблемы, которые есть у вашего ребенка с общением, социализацией, игрой с другими детьми. Но всегда помните, что нужно иногда спрашивать рекомендации со стороны, только так вы будете видеть своего ребенка объективно, а также узнаете, что о нем и его поведение думают другие люди.

Но не всегда проблема адаптации в детском саду кроется в самом ребенке. Очень часто причины частых истерик - в воспитательнице, ее отношении к вашему ребенку и т.д. Поэтому, очень практичный совет для тех, кто только выбирает детский сад для своего ребенка - сначала хорошенько узнайте отзывы о детском саде, о воспитательницах, режиме работы учреждения, наличие квалифицированного персонала, в том числе и медиков и т.д. Помните, что все эти люди - чужие, и, естественно, они не будут целыми днями носить вашего малыша на руках, поскольку у них в группе есть больше 20 таких же детей, только других родителей.