Развитие высших психических функций у дошкольников. Высшие психические функции. Развитие дошкольника. Восприятие и воображение

Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.

  1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более - удержать их в уме.
  2. Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
  3. Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
  4. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
  5. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
  6. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его возрастным особенностям , нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.

Особенности

Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка 5 лет должно быть таким, чтобы он прошёл тестирование в 1 класс, где обязательно будут задания на сформированность всех этих свойств. Возрастные особенности этой высшей психической функции для детей 3-4-5 лет таковы.

  • Способность управлять вниманием крайне невелика;
  • сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  • для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  • объём включает в себя не более 5 объектов;
  • удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  • носит непроизвольный характер;
  • устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.
  • Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
  • распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
  • малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  • внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.
  • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
  • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.
  • Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
  • охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
  • способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
  • устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.

Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика

ПЛАНИРУЕТЕ БЕРЕМЕННОСТЬ?
11 советов о правильном образе жизни

Вероятность наступления беременности зависит, в том числе, от ряда факторов, таких как Ваш рацион питания, вес, наличие вредных привычек и уровень физической активности. Если вы хотите повысить шансы на зачатие, возможно, Вам потребуется изменить...

Диагностика развития внимания у малышей 4-5 лет проводится специалистами, а также при поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.

  1. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
  2. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
  3. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
  4. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
  5. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.

Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

Методики развития

Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.

  • Интересная прогулка

Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.


В этот период бурно развивается речь, способность к замещению, к символическим действиям, развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память и воображение. Совершенствуются ощущения, восприятие. Повышается острота зрения, точность цветовосприятия.

Внимание – уже проявляется способность к произвольному сосредоточению, что является хорошей предпосылкой к обучению в школе.

Память – наблюдается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Причем у раннего дошкольника (3-4 года) доминирует зрительно-эмоциональная память, то у старших дошкольников (5-7 лет) появляются первые признаки смыслового запоминания.

Воображение – быстро развивается от репродуктивного к творческому. Оно складывается в игре и на первых порах неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними. Формируясь в игре, воображение переходит в рисование, лепку, сочинение сказок и стишков.

Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

Память . Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Речь . В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес).



Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000–1100, в 6 лет – 2500-3000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3–5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения "взрослых"*слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К. И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них.

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообшения – монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: "А куда летит дым?", "А кто качает деревья?", "Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я – Юрочка?", "А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?", "А осьминог из икры вылупляется, или он молокососный?", "Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами"

Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Например, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием.

Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление.

Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и т.д., независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления.

В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

В благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как "живое существо". Он легко и быстро относит к "живым" крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 с), но слегка затрудняется, относя к этой, категории дерево (думает 1,3 с) или тюльпан (почти 2 с). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия "день" и "час", чем 7-летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит, легкий; большой – значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и т.д.).

3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это "период первоначального фактического склада личности". Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Эмоции. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и тд. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в "идеальном" плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним еще раз поведение ребенка раннего возраста и дошкольника. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его движения были неровными, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, – без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник, – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д. – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не "состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания, ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряжены. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей". Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают надежды.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения, как уже известно, создаются в ролевой игре.

На примере мотивации достижения отчетливо прослеживается изменение мотивации на протяжении дошкольного возраста. На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Но если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Допустим, ребенок пытается сделать аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось вырезать что-то отдаленно напоминающее цветок, и, довольный результатом, он с энтузиазмом начинает его приклеивать к картону. Если же здесь его постигнет неудача – клей то совсем не капает, то бьет фонтаном, и всю бумагу покрывает липкая лужица, – ребенок все бросает, не желая ни исправлять, ни переделывать заново работу. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и не-упех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются "сдаваться".

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за Доведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная ("эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него – главное Это – коллек тивист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое "серьезное" занятие в детском саду каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, – у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Впрочем, последние два варианта встречаются редко. Кроме того, у части дошкольников даже к 7 годам не появляется четкого доминирования мотивов. А у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях. Главное достижение дошкольного детства – соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшееся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки чрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наи-Ьолее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк – обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение норм морали, так же как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Самосознание. В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.

Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ "Я" формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают в основном отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников, часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том. что в школе они будут отличниками.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: "мне радостно", "мне взгрустнулось". В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6–7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Школьного возраста"
Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского , процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики .

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных . Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке .

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник . Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.

Профиль развития речи ребёнка и других высших психических

функций в первые семь лет

От 0 до 1 года.

От 0 до 1

Крупная моторика

возраст

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать её не может, роняет, поворачивает в сторону.

1 мес.

Пытается поднимать голову, лёжа на животе

1 мес.

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами

2 мес.

Удерживает голову, находясь в вертикальном положении

2 мес.

Лёжа может опираться на предплечья

2,5 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 мес.

Переворачивается на бок

4,5 мес.

Сидит при пассивно приданной позе

6 мес.

Переворачивается со спины на живот

6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину

7 мес.

Передвигается на четвереньках самостоятельно

8 мес.

Стоит у опоры, встаёт самостоятельно

10 мес.

Стоит самостоятельно

11 мес.

Ходит с поддержкой

11,5 мес.

Ходит самостоятельно

12 мес

1г.4 мес.

Пытается бегать

1г. 7 мес.

Поднимается и спускается по лестнице

1г. 10 мес.

Мелкая моторика

Пальцы сжаты в кулачок

1 нед.

Открывает кулачок

2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет её в рот

2,5 мес.

Тянется к игрушке, хватает её

3,5 мес.

Захватывает мелкие игрушки

5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Указательным и большим пальцами захватывает предметы

10 мес.

Может нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Зрительное восприятие

Зажмуривание век на яркий свет

1 нед.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке

1 мес.

Длительное сосредоточение

2 мес.

Рассматривает собственные руки

3 мес.

Тянется к игрушке

3,5 мес.

Подносит игрушку к глазам, рассматривает её

4,5 мес.

Рассматривает крупные картинки

6 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

8 мес.

Узнает себя и близких в зеркале

10 мес.

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при громком звуке

1 нед.

1,5 мес.

2,5 мес.

Реагирует на своё имя

6 мес.

Плясовые движения под весёлую музыку

8,5 мес.

Импрессивная речь

возраст

1 мес.

3 мес.

В ответ на обращение к ребёнку, возникает ответная голосовая активность

5 мес

Реагирует на свое имя

6 мес.

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

8 мес.

По просьбе оказывает части лица у куклы, у взрослого

9 мес.

По просьбе находит знакомые предметы

9 мес.

По просьбе выполняет действие с игрушками

10 мес.

Понимает команду «нельзя»

11 мес.

Выполняет много команд по просьбе

1 год

Экспрессивная речь

1 мес.

Спонтанно произносит отдельные звуки, отражённо гулит.

2 мес.

Активное гуление: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».

4 мес.

Активно, певуче гулит с цепочкой звуков. Развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.) Все дети мира гулят одинаково

5 мес.

Лепет проявляется короткими звуками (гласные с губными согласными): «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых.Дети пытаются подражать артикуляции взрослых.

5,5 мес.

Активный недифференцированный лепет: « ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо»

6 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа « ба-ба »; малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Произносит цепочки слогов с разными интонациями.

7,5 мес.

Называет людей и некоторые предметы слогами. Связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

10 мес.

Говорит около 10 слов типа « дай [дай], на [на], дом [дом ]и т.д.

1 год

Эмоции. Коммуникация

Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет.

1-2 нед.

Через некоторое время после «заигрывания» взрослого с ребёнком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание»

1,5 мес.

На эмоциональный контакт со взрослым ребёнок отвечает активной улыбкой

2 мес

3 мес.

В ответ на общение со взрослым ребёнок дает выраженный «комплекс» оживления

3 мес.

Появление улыбки при появлении взрослого человека, который молчит

4,5 мес.

Различает жесты и мимику окружающих

5 мес.

Реагирует на строгие и ласковые интонации

5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким «и «чужим», эмоции дифференцированы

6мес.

Тянет руки, чтобы взяли на руки

7,5мес.

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека чаще матери

7,5мес.

Ребёнок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение

8мес.

Ребёнок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

9 мес.

Ребёнок по просьбе машет рукой, обнимает родителей

11 мес.

Самообслуживание

Может есть с ложки

5 мес

Держит бутылочку, из которой сосёт

6 мес.

Пьёт из чашки, которую держит взрослый

7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу)

8 мес.

Игра

Рассматривает вложенную в руку игрушку

3 мес.

Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребёнка

3 мес.

Занятие с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности

5 мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками

5 мес.

Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям

9 мес.

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывая

9 мес.

Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга; надевает кольца на штырь

11 мес.

Играет с мячом

12 мес.

От 1г. до 2 лет.

От 1 до 2 лет

Крупная моторика

возраст

Ходит длительно, поворачивается

1г. З мес.

Перешагивает через препятствия

1г. 6 мес.

Пытается бегать

1г. 10мес

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

1г. 11м.

Мелкая моторика

Рисует каракули, росчерки

1г. 5 м

Разрывает бумагу

1г.6м.

Переворачивает по одной странице

1г.8м.

Зрительное восприятие

Показывает отдельные предметы в быту

1г.

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

1 г 2мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5)

1г. 3 мес.

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

1г. 8 мес.

Дифференцирует количество предметов

1г. 8мес.

Подбирает парные игрушки и картинки

1г. 9 мес.

Слуховое восприятие

Пытается воспроизводить серии звуков с определённой интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого

1г.

Повторяет услышанные короткие слова

1г.3 мес.

«вставляет» слова в знакомые стихи

1г.5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звук

1г.8 мес.

Импрессивная речь

Показывает несколько частей тела

1г.3м.

Показывает все части тела

1г.6м.

Показывает все объекты в быту

1г.9м

Показывает много картинок

2г.

Экспрессивная речь

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов(мама, дада, «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.). Малыш практически все согласные звуки произносит смягченно. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.

Соотносит слоги с определенным предметом

1г.2м.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1г.4м.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения

В речи появляются фразы типа: «Мама дай», «Мишка тут», «Хочу пить». Можно отметить появление в речи ребенка первых

прилагательных: «»хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, ели они будут звучать:«хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий»

1г.8м.

Интеллект

Узнает значение слов, коротких фраз

Различает несколько предметов по названию

1г.

Ищет спрятанную игрушку

1г.

Тянет в рот только съедобное

1г.5м

Может выполнить простые поручения

1г.6м

Различает «один» и «много»

1г.11м

Различает «большой» и «маленький»

1г.11м

Эмоции, коммуникация

Появляется сопереживание, утешение

1г.2мес.

Использует слово «нет», выражая несогласие

1г.3мес.

Использует слово «да»

1г.4 мес.

Помогает в простейших работах (по инструкции)

1г.7мес.

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами

1г.8мес.

Активно пользуется жестами

1г.10мес.

Острая реакция на отсутствие матери

1г 10мес.

Самообслуживание

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье

1 г.

С помощью подносит ложку ко рту

1г.2мес.

Пьёт из чашки не проливая

1г.3мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)

1г. 3мес.

Моет руки с небольшой помощью

1г.4мес.

Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожёвывает пищу.

1г.6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку.

1г.9 мес.

Ест и пьёт самостоятельно.

1г.10мес.

Ест твёрдую пищу самостоятельно.

2 года

Игра

Строит простые структуры из блоков

1г.1мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками

1г2 мес.

Наблюдает за игрой других детей

1г. 2 мес.

Играет самостоятельно

1г.4мес.

Начало функциональной игры.

1г. 6 мес.

Любит тянуть, перетаскивать игрушки

1г.9 мес.

Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков.

1г 9мес.

Предпочитает активные игрушки(поезд, телефон, и т.п.)

2г.

От 2 и до 3лет.

От 2 до 3 лет

Крупная моторика

возраст

Бегает

2 г.

Самостоятельно приседает и встает

2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки

2 г. 6мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 г. 6мес.

Умеет ездит на трехколесном велосипеде

2 г. 6мес.

Мелкая моторика

Повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

«Правильно» держит карандаш

2 г. 6мес.

Зрительное восприятие

Узнает знакомые предметы по ТВ

2 г.

Знает много картинок (10-15)

2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием

2 г. 6мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения

2 г. 6мес.

Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке

2г. 6 мес.

Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении

2г. 6 мес.

Импрессивная речь

Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь. Показывает много картинок

2г.

Понимает содержательные, несложные рассказы

2г. 5м

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке

2г. 5м.

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия

2г. 5м.

Экспрессивная речь

Активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов.

Составляет предложения из 3-4 слов.

2г.

Задает вопросы со словами «кто», «где», «куда?» (порядок слов в предложении не всегда правильный

2г 6м.

Легко повторяет фразы

2г.6м

Речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.

2г. 10м

Из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные : [а,о,у,и, ы,э ], и все простые согласные [б, б’, п, п’, м, м’, т, т’, н, н’, к, к’, г,г’, в, в’, ф,ф’], строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

3 г.

Интеллект

Заполняет доску Сегена (путем проб и ошибок)

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу и принеси мне)

2г.6м.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему)

2г.6м.

Классификация на 2 группы (по цвету и форме)

2г. 6м.

Самообслуживание

Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)

Просится на горшок в дневное время

Самостоятельно моет и вытирает руки

2г.

Застёгивает и расстегивает молнию (кроме замка)

2 г.

Ест ложкой, вилкой (аккуратно)

2г. 6м

Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку и т.п.)

2г. 6м.

Игра

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.)

2 г

Делает куличики

2г.

Собирает закручивающиеся игрушки

2г.

Собирает пирамидку по порядку.

2г. 6мес.

От 3 до 4 лет

От 3 до 4 лет

Крупная моторика

возраст

Прыгает на двух ногах

Мелкая моторика

Копирует круг

3г.

Расстегивает пуговицы

3г.

Зрительное восприятие

Узнает перечеркнутые изображения

3г.

Узнает наложенные изображения

3г.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

3г. 6м

Слуховое восприятие

Может отстукивать простые ритмы по образцу

3г. 6м

Импрессивная речь

Может ответить речью, мимикой, жестом на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте

3г 5 мес.

Экспрессивная речь

активный словарь ребёнка насчитывает 1200-1500 слов. В этом возрасте ребёнок начинает использовать речь в качестве средства общения со сверстниками

3г.

Пытается использовать множественное число, прошедшее время

Зг.

Использует отрицательные частицы «не, ни»

Зг.

Использует прилагательные и местоимения

Зг.6мес.

Задает вопросы «когда, что внутри, почему?»

Зг.6мес.

Способен вести диалог с взрослым

3г 6мес.

Использует сложные предложения

3г.6 мес.

Ребёнок уже может вести осмысленный диалог со взрослыми, выражать свои мысли

3г.6 мес.

Интеллект

Классификация на две группы (по цвету и форме)

3г.

Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме

3г. 6мес.

По цвету (3-4 группы)

3г. 6мес.

Вербальный интеллект

Дорисовывает недостающие руки, ножки к человеку

3г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3г.6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции

3г. 6мес.

Собирает кубики Линка по образцу

3г. 6мес.

Эмоции, коммуникация

Появляется понимание и использование в речи местоимений

«я»-«моё», «ты»- «твоё»

Знает свой пол

3г.

Самообслуживание

Наливает в чашку воду не аккуратно

3г.

Расстёгивает пуговицы

3г.

Игра

Совместная сюжетная игра с другим ребёнком

3г.

Игра с воображаемой действительностью

3г. 6мес.

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)

3г. 6мес.

От 4 до 5 лет.

От 4 до 5 лет

Крупная моторика

возраст

Умеет делать кувырок вперед. Прыгает на одной ноге

Мелкая моторика

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Зрительное восприятие

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4г.

Понимает смысл последовательных картинок

4 г.

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

4 г. 6мес.

Импрессивная речь

Может ответить на отвлеченные вопросы («Светит ли ночью солнце»)

4г.

Экспрессивная речь

Словарный запас ребёнка около 2000 тысяч активных слов. Он умеет правильно составлять предложения из 5-6 слов. Свободно общается со сверстниками. А во время игры активно её комментирует . К этому возрасту ребёнок должен научиться четно произносить свистящие звуки [с, с , з,з ,ц], использовать в речи сложносочиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные».

С удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [Р].

4г.

Использует вежливые просьбы

4г.

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

4г.

Правильно,чётко произносит согласные звуки:

[ п,п,б,б’,т,т’,д,д’,ф,ф’,в,в’,к,к’,г,г’,х,х’,с,с’,з,з’,ц, м,м’,н, н’]

4г.

Использует будущее время

Грамотно использует предлоги «над» «на», «под», «за», «с/со», «из»

Хорошо читает стихи

4г.6м.

Интеллект

Легко заполняет доску Сегена

Выполняет классификацию картинок (4-5 групп)

С помощью

Самостоятельно

4г.

4г.6м.

Сформированы понятия больше, выше, шире, длиннее,

равные, одинаковые

4г. 11м

Эмоции, коммуникация

Использует разные стили общения с детьми и взрослыми

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы

4г. 6м.

Самообслуживание

Застёгивает пуговицы, молнию (с замком), кнопки

4г.

Одевается самостоятельно, без посторонней помощи

Отличает перед одежды от спинки

4г.

От 5 до 6 лет.

От 5 до 6 лет

Крупная моторика

возраст

Выполняет одновременно два вида движений

Мелкая моторика

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

Импрессивная речь

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «обман», «радость», «страх», «правда»

5-6 лет

Экспрессивная речь

Словарный запас примерно 2500 слов

5 лет

Правильно и четко произносит все звуки русского языка.

5 лет

Употребляет глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени,

Верно употребляет предлоги.

5 лет

Использует в речи сложные предложения.

5 лет

Лексика обогащена антонимами и синонимами

5 лет

Высказывание напоминает по форме короткий рассказ

5лет

Формируется самоконтроль в речи

5лет 6 мес.

Появление разделительных вопросов

5 лет

Может описать свои чувства

5 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь»

5лет 6 мес.

Возможно обучение грамоте, для дальнейшего овладения процессом чтения

5 лет 6 мес.

Интеллект

Сформированы понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»

5лет

Вербальный интеллект

Исключение предметов (тест 4-ый лишний) иногда затрудняется объяснить

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

5 лет

Эмоции, коммуникации

Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству

5-6 лет

Самообслуживание

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках

5 - 6 лет

Самостоятельно может надеть и застегнуть одежду. (расстегнуть и снять).

5 - 6 лет

От 6 до 7 лет .

От6 до 7 лет

Мелкая моторика

возраст

Рука готова к формированию графомоторных навыков, для дальнейшего овладения письмом (в школьном возрасте).

6 лет.

Правильно держит ручку в руке.

6 лет

Умело работает ножницами.

6 лет 6 мес.

Импрессивная речь

На слух воспринимает небольшой текст, понимает смысл, выделяет основную мысль текста.

6 лет

Экспрессивная речь

Владеет значением производных слов.

6 лет

Употребляет все части речи

6 лет

Рассказывает и пересказывает свободно

6 лет 6 мес.

Различает и дифференцирует все звуки речи.

6 лет 6 мес.

Практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной

7 лет

Возможно чтение отдельных слогов, простых слов, (коротких предложений).

6лет 6мес.

Готов к овладению письменной речи

7 лет

Вербальный интеллект

Способен классифицировать объекты на классы и подклассы

7 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений