Когда детей начинают знакомить с календарем. Ознакомление дошкольников с календарём. а) игра «Цветочек аленький»

2.2. Ознакомление дошкольников с календарем

Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.

В какой степени дети овладевают этими мерами времени, понимают ли их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Одним из методов обследования можно использовать индивидуальную беседу, в ходе которой ребенку задаются вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» В целях выяснения знаний детей о днях недели задаются такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?»

Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели.

Другие дни недели часто путают, заменяют название одного дня недели другим, или вместо дня недели называют месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорят «сегодня», «завтра».

Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затрудняются в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могут назвать все дни недели.

Дети лучше знают предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.

Порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности.

Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев, как и дней недели, объясняется, очевидно, разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, в связи с чем одни месяцы запоминаются больше других. Так, сентябрь связан с переходом в новую возрастную группу, с началом учебного года в школах, о котором дети много слышат, март - с «маминым праздником» и т. п. Январь, связанный с посещением новогодних елок, чаще и называется детьми как «новый год».

Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В б-7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Развитие элементарных математических представлений» для старшей группы рекомендуется «научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра». В подготовительной к школе группе рекомендуется «закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца».

Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.


И положительного отношения к объектам природы, что подтвердила выдвинутая гипотеза. Целью работы является: Изучение проблемы использования графического моделирования как средство формирования естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели настоящей квалификационной работы необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого- ...

О чувстве времени как эстетическом феномене, его ценностном смысле в жизнедеятельности ребенка, и приобретается опыт руководствоваться им в своей жизни. 2.4 Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Нарушения слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями (59) . Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 3.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2008г. на базе...

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Нет сомнения в том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.
С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени: в 6-7 лет ребенка интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает: 1) освоение ребенком умений измерять время с помощью общепринятых приборов; 2) овладение знаниями временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности; 3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях, у- Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей Ьруппе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.



Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделениями по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего отделения складывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования. Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель - месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывается год. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Первое занятие по ознакомлению с календарем желательно провести в начале января. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать. Повесить календарь на стенку и каждый день снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.



Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: «Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?»
На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дошкольники действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.
Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяют, сколько недель было в первом месяце года - январе (четыре недели и три дня). Все листки января складывают в стопку и помещают в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уясняют, что январь - первый месяц в году. Далее сообщается, что наступил второй месяц - февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку.

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий могут быть различные. Можно предложить, например, поставить карточки с днями недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней («Чья неделька соберется быстрее»).

Внимание детей ежедневно фиксируют на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев, как они называются). Наглядным материалом служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Задаются те же вопросы: сколько месяцев в году? Какой первый месяц года? Каким месяцем заканчивается год? И т. п.
Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 12 «Искорка»

Консультация для воспитателей по теме:

«Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Цель – формирование у педагогов представлений и знаний о знакомстве дошкольников со временем.

Задачи :

Дать знания и представления о календаре.

Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду.

Изучить методики знакомства детей с календарём.

Наглядный материал:

различные календари;

отрывной календарь со стержнями на планке (модель);

модель календарного года (коробка с 18 отделениями)

Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с календарем

Календарь - это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.

Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, психологически готовятся к ним.

Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря. Знакомя детей с моделью календаря, необходимо так строить работу, чтобы дети активно действовали с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.

Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н, Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц – наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

При создании модели календаря как наглядного пособия можно использовать рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый листок календаря отметить полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели по цвету, полоски на листке календаря дети смогут определить («прочитать») название каждого дня недели. Обратная сторона листка должна оставаться чистой. Календарь на маленькой планке повесить на стене.

Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки - дни недели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда.

7 листков - 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно написать название прошедшего месяца и положить в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, постепенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду – дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.

Такое пособие может служить моделью календарного года, с его помощью наглядно

отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания.

Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Необходимо провести четыре занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщаются необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, Этого бывает достаточно для обучения навыку пользования календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной работе детей с моделью календаря.

Методика проведения ознакомительной беседы при ознакомлении с численником.

Предложите ребенку назвать особенности каждого времени года и месяца, составляющие это время года. И еще попросите малыша или малышку нарисовать эти четыре времени года. Эти загадки вызовут интерес к предмету беседы или наблюдению.

Кроме того, очень полезно почитать ребенку сказки, стихи, рассказы, предложить разгадать загадки, чтобы закрепить его представления о времени, месяцах и временах года. Первое занятие по ознакомлению с календарем надо провести в первых числах января. На нем детей знакомят с календарем, показывают, как пользоваться изготовленной для них моделью.

Приведем пример занятия.

Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?

Новый год. Кончился старый год и начался следующий.

Какого числа наступил новый год?

Первое января - первый день нового года. Первое- это число, а январь - это название месяца.

Далее беседа ведется по таким вопросам: какой день недели был первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются разного вида календари и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?

Затем воспитатель показывает детям модель календаря и объясняет ее назначение:

Открываем календарь, начинается январь!

Я вам сделала вот такой календарь. По нему вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно определить, сколько дней осталось до субботы или до праздника, увидеть, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнать, как он будет называться.

Посмотрите, как много листков в календаре. Каждый листок - это день. Вот как много должно пройти дней, чтобы опять наступил новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает число. Какое число? Под цифрой написано, какой это день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для

каждого дня недели полоска определенного цвета. Понедельник – первый день недели – мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел - 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска. По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день еще не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой будет день недели и какое будет число.

Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок и узнавать, какое наступило число, какой день недели.

Через неделю после первого надо провести второе занятие, на котором уточняют представление о днях недели и учат детей связывать название их с порядковым местом дня. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его место в неделе помогает запомнить последовательность дней недели и их название. Знание порядкового номера дня в неделе - прием, позволяющий понять и запомнить названия дней недели.

Пример проведения занятия по знакомству с днями недели:

Сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели - понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске.

Теперь найдите третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды? Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Такие же вопросы задаются о пятнице.) Эти пять дней рабочие, родители ходят на работу, а вы в детский сад. Назовем эти пять дней. Найдите третий день недели. Как он называется? Кто догадается, почему он называется среда? Потому что он в середине пяти рабочих дней. В неделе есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Шестой день недели - суббота. Как называется седьмой день? Семь листков, семь дней вместе называются неделя. Что такое неделя? Сколько в ней дней? Назовите их. В какие дни недели у нас музыкальные занятия? В какие дни недели вы не ходите в детский сад?

Семь листков календаря, первую неделю, положим в коробку, в первое нижнее отделение, а во второе начнем складывать листки следующей недели, посмотрим, сколько в ней будет дней и каких. Потом будем складывать листки следующих недель января, а в конце его узнаем, сколько в месяце недель и сколько дней.

На третьем занятии, которое следует провести в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе, о названии его дней, о цветных полосках, по которым дети их узнают. Учить детей соотносить те или иные занятия или события своей жизни с определенными днями недели.

Примерная беседа на таком занятии: - Каждый день мы снимали с календаря один листок. Что мы узнавали? Листы календаря мы складывали в эту коробку, в нижние отделения. Сосчитай, Витя, сколько листков лежит в первом отделении (втором, третьем, четвертом и пятом). Почему мы раскладывали листки по 7? (В неделе 7 дней, раскладывали по неделям.) Как называется первый день недели? Какой день следует после понедельника? Как называется третий день недели? Какой день до среды? Как называется

четвертый день недели?

Усвоению последовательности дней недели поможет наглядный материал, представленный в виде листков календаря или цветных карточек, соответствующих цветным полоскам на календаре. Например, карточку «среда» положить между днем до среды (вторник) и после среды (четверг); положить два дня после четверга… или предложить назвать пятый день недели и проверить свой ответ, пользуясь карточками. Определить, какой день был вчера, какой будет завтра.

Сосчитав стопки разложенных в коробке по неделям листков календаря, дети должны определить количество недель в первом месяце года - январе (4 недели и 3 дня). Воспитатель считает все дни месяца (листки) и сообщает детям, что в январе 31 день. Все листки января складывают в одну стопку и помещают в первую ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уясняют, что январь – первый месяц в году и продолжается он 31 день.

Затем педагог сообщает, что следующий (второй) месяц года называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать в коробку. Необходимо выяснить, с какого дня недели начнется февраль. Некоторые дети считают, что 1 февраля - понедельник. В этом случае надо проверить, каким днем кончился январь и какой следующий за ним день недели, и доказать это цветной полоской на первом дне февраля.

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Так, после проведения двух занятий по календарю и месячного пользования им лишь 43% детей старшей группы смогли правильно назвать текущий день. Поэтому надо проводить с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии семи цветов семи дням недели), для того чтобы закрепить знания детей о порядке следования дней недели.

Варианты игровых заданий могут быть различные. Можно предложить поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»), к названному дню найти дни, стоящие рядом с ним (игра «Найди соседей»), предложить разложить карточки по порядку дней недели, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется?»). Эту игру можно провести и как подвижную, с построением по неделям. Такие игры можно проводить в помещении и на прогулках.

Ежедневно надо обращать внимание детей на текущий день. Если коробка с разложенными листками календаря стоит в удобном месте под календарем, дети будут действовать с его листками: самостоятельно рассматривать порядок дней недели, стремиться определить по календарю, сколько осталось дней до интересующего их события, узнать, сколько прошло месяцев с начала года и т. д.

В конце каждого месяца надо со всеми детьми проводить небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивается с предыдущим месяцем. Определяется количество прошедших месяцев с начала года и уточняется их название, называется начавшийся месяц и его порядковый номер.

В подготовительной группе дети продолжают работать с тем же календарем. В первые дни нового года надо провести последнее обобщающее занятие по календарю. На нем уточняются представления детей о календарном годе. (Сколько месяцев в году? Какие?) Наглядным материалом для занятия будет служить коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год: какой праздник отмечался недавно? Какой год кончился? Какой год начался? Когда начался новый гол? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц

года? Назовите и покажите в коробке все месяцы. Какие месяцы зимние (осенние, летние, весенние)? Сколько дней бывает в месяце? Сколько дней в неделе?

Открывая календарь на новый год, педагог произносит строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь – начинается январь». Внесение нового календаря на новый год должно помочь детям осознать текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость (прошедший гол не возвращается, а начинается подобный, но новый).

Систематическая работа с календарем в старшей и подготовительной группе требует ежедневного внимания к пользованию им и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.

Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками облегчает задачу обучения.

Литература

Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1998. – 303с.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 48с.

Обещая ребенку купить ему игрушку завтра, пойти в зоопарк в субботу или поехать на море в следующем году, мы часто озадачиваем малыша. Ведь кроха плохо осознает понятие времени, разницу между днями недели, а месяц и год - для него это почти одно и то же.

Основательно знакомить ребенка с календарем и объяснять разницу между временами года можно уже с 3-4 лет.

Чтобы выработать понимание у ребенка времен года, нужно не просто объяснить малышу, что существует 4 сезона и 12 месяцев, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой весной, летом, осенью и зимой. Сейчас в продаже можно встертить много учебных книжек с наглядными материалами, которые помогут познокомиться вашему малышу со временами года. Для закрепления знаний рекомендуется также прочесть с ребенком произведения «Двенадцать месяцев» С. Маршака и «Синичкин календарь» В. Бианки.

Как выбрать календарь для ребенка

Календари бывают разные - отрывные, где каждый лист это один день, перекидные и настольные календари - по одному дню или месяцу на каждой странице, календари-плакаты, где целый год на одном листе.

Начиная заниматься с малышом, удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть и весь год, отдельно месяцы и дни. Увидит соотношение между частями года - что больше месяц или неделя, месяц или год.

Покупая малышу календарь, обратите внимание на то, чтобы цифры и надписи были крупного размера и располагались на однотонной поверхности, а не на фоне картинки или фотографии .

Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами.

Повесьте купленный или изготовленный вами календарь-плакат в комнате ребенка. Коротко расскажите, что это за приспособление, покажите, какие еще в доме есть календари. Объясните, что хоть на вид они все разные, но предназначены для одного и того же.

Как проводить занятия с календарем для ребенка

1. Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы - дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели - в месяцы. Конечно, с первого же раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.

2. Каждое утро называйте ребенку, какой сегодня день недели, число и месяца. Удобно дополнительно писать это все буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.

3. Обратите внимание малыша, что день, который наступил, кроме своего названия (понедельник, вторник, среда…) имеет еще и название «сегодня». А день, который закончился, называется «вчера» и т.д День, который наступит, пока называется «завтра». Когда ребенок усвоит эти знания, расскажете ему, что такое позавчера и послезавтра. Потренируетесь определять по календарю, какой день недели был вчера, позавчера или наступит завтра, послезавтра.

4. В конце дня обведите или зачеркните цифру либо закрасьте клетку прошедшего дня. Так делайте всю неделю (для лучшей наглядности начинать лучше с понедельника). Когда она закончится, обратите внимание малыша, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.

5. Если вы пользуетесь календарем с клеточками, можете делать маленькие илюстрации, обозначающие прошедшие за день события - тарелку с пирожками после визита к бабушке, скрипку после посещения концерта, зверушку после посещения зоопарка и т.д.

Планируйте предстоящие события таким же способом. Использовать календарь особенно удобно, если ребенок регулярно посещает кружки или секции.

6. Когда пройдет четыре недели с момента, как вы начали вычеркивать или выделять дни, сообщите малышу, что месяц скоро заканчивается. Обратите внимание ребенка, что месяц состоит из четырх недель с небольшим «хвостиком» (это видно на календаре). «Хвостик» - это два или три дня, но есть месяцы в году без « лишних » дней.

Весь год на одном листе

Сделайте своими руками плакат-календарь, который поможет ребенку увидеть весь год целиком, сравнить месяцы по количеству дней, запомнить расположение праздников и памятных дат.

  • Подготовьте лист ватмана, расположите его по горизонтали. В центральной верхней части листа напишите порядковый номер текущего года.
  • Разграфите лист на 13 строк и 32 столбца. Крайний левый столбец должен сделайте длиннее остальных, в нем, начиная со второй строки, напишите по порядку названия месяцев заглавными буквами.
  • В верхней строке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.

Отметьте на календаре дни рождения и торжественные события родных и близких (можно наклеить рядом маленькие фотографии), нарисуйте пиктограммы, символизирующие общенациональные или семейные праздники.

Подготовила Марьяна Чорновил

Надежда Афанасьевна Никитина

Цели : Знакомство детей с разными видами календаря ;

формировать стремления планировать свою жизнь по календарю ;

представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен

года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый

закрепление умения составлять модели (суток, недели, года,

ориентироваться на модели.

Задача : Формировать элементарные временные представления.

Демонстрационный материал : Демонстрационный материал : разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный) ; модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного) ; модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной) .

Раздаточный материал : картинки с изображением времени года, детский карманный календарь , наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый) ; модели дней недели в виде цветика – семицветика.

Ход деятельности

Воспитатель : Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.

Игровое упражнение с моделью «Сутки»

Воспитатель : Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?

Дети : Это модель суток.

Воспитатель : Из каких частей состоят сутки расскажут ребята

(дети читают стихи)

1. «Утро»

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

2. «Добрый день»

Целый день, целый день

В игры нам играть не лень

Днем мы любим заниматься

Прыгать, бегать, кувыркаться.

3. «Вечер»

За окном уже темнеет

Бабушка тихонько дремлет,

Посмотри скорей в окно

Огоньков полным полно.

4. «Ночь»

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик

Все вокруг стать должны

Папы, дети тоже

Воспитатель : О каких частях суток рассказали дети?

Дети : Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.

Воспитатель : Из скольких частей состоят сутки?

Дети : Сутки состоят из 4 частей.

Воспитатель : Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?

Дети : День, вечер, утро, ночь.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

Игра с картинками

Воспитатель :Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)

Дети : Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать

Воспитатель : А когда дети играют?

Дети : Днем.

Воспитатель : А когда спят?

Дети : Ночью.

Воспитатель : Ребята, помогите мне закончить предложение.

Игра «Закончи предложение»

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Воспитатель : Изменяется ли последовательность частей суток.

Дети : Нет, не изменяется.

Воспитатель : А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.

Дети : Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.

Работа над закреплением понятия «Неделя»

Воспитатель : Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети : Неделя.

Воспитатель : Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)

(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель : Сколько дней в неделе?

Дети : В неделе 7 дней.

Воспитатель : Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель : Как называется первый день недели? Третий? Шестой?

Воспитатель : В какие дни мы не ходим в детский сад?

Дети : В субботу и воскресенье.

Воспитатель : Какой день между четвергом и субботой?

Дети : Между четвергом и субботой находится пятница.

Воспитатель : С какого дня начинается неделя?

Дети : С понедельника.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.

(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)

Воспитатель : Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.

Воспитатель : Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?

(Дети отвечают)

Воспитатель : Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.

Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»

Воспитатель : Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?

Дети : Модель года.

Воспитатель : Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети : Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

Воспитатель : Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?

Дети : Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»

(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)

Загадки :

1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня (весна)

2. Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко – ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Дети показывают карточку символизирующую лето)

3. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят

(Дети показывают карточку желтого цвета)

4. Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

(Дети показывают карточку белого цвета)

Воспитатель : Какое время года между зимой и летом?

Дети : Весна.

Воспитатель : Какое время года предшествует осени?

Дети : Лето красное.

Воспитатель : В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

Дети : Новый год мы отмечаем зимой.

Воспитатель : В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?

Дети : Осенью.

Воспитатель : Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Дети : Лету красному.

Воспитатель : Назовите зимние месяцы.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Физкультминутка «В понедельник я купался»

В понедельник я купался (изображение пловца)

А во вторник – рисовал (рисуют)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)

В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)

Очень долго танцевал

А субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (приседают)

Знакомство с разновидностью календарей

Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети : С помощью календаря .

Воспитатель : Посмотрите, какие разные календари бывают . Для чего нужны календари ? Чем они похожи?

Дети : Календари показывают число , месяц, день недели; рабочие и выходные дни, обозначенным разным цветом : рабочие дни – черным, а выходные дни - красным.

Воспитатель : Чем отличаются календари ?

Дети : Размером, цветом оформлением.

Воспитатель : Вот этот календарь называется отрывной , а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Воспитатель : Еще бывают настенные календари , они бывают разные : помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети : Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель : На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.

Дети : потому что семь дней недели.

Воспитатель : На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.

(Воспитатель показывает перекидной календарь )

Воспитатель : А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.

(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь )

Воспитатель : Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Воспитатель : И, наконец, совсем маленький календарик , который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.

Воспитатель : Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Загадка :

Под новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Дети : Это календарь .

Воспитатель : Вы правильно догадались, это отрывной календарь . А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь ?

Дети : Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.

Воспитатель : Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем .

(Воспитатель показывает детям модель календаря )

Воспитатель : Какой формы этот необычный календарь ?

Дети : Он круглый.

Воспитатель : Правильно, наш календарь круглый , как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь ?

Дети : Белым, зеленым, красным и желтым.

Воспитатель : Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети : Мы обозначали времена года.

Воспитатель : На нашем необычном календаре мы видим , что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Воспитатель : Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?

Дети : Зимой.

Воспитатель : Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети : Новый год

Воспитатель : А что обозначает эта модель?

Дети : Она обозначает модель года.

Воспитатель : Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?

Дети : Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель : Назовите самые холодные месяца.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А теперь назовите самые жаркие месяца.

Дети : Июнь, июль, август.

Воспитатель : Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?

Дети : 12 месяцев.

Воспитатель : Назовите их по порядку.

(Дети называют месяца года)

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель : Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?

Дети : Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

Воспитатель : Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?

Дети : Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.

Воспитатель : Сегодня мы познакомились с необычным календарем . На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.

Воспитатель : как вы думаете, для чего календарь нужен человеку ?

Дети : Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.

Воспитатель : Что вы узнали нового, необычного о календарях ? Какие вы календари запомнили ?

Дети : Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.

Воспитатель : Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей , узнали об их назначении.

Воспитатель : А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари .

Воспитатель : Наше занятие закончено .