Семинар практикум логопеда для родителей старшей группы. Семинар-практикум для родителей ДОУ. Речевое развитие детей. Звук Ж- жук жужжит

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе - родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самым главным союзником и помогает ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

Именно для него проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, папки-передвижки, разрабатываются анкеты, памятки. Ведется «Домашняя логопедическая тетрадь» - самый главный наш связуемый и помощник в преодолении речевого нарушения!

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы и их проведение в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:

  • познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми;
  • дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: мультимедийная установка; пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи; зеркало, логопедические альбомы, тетради, книги; памятка «Как заниматься с ребенком дома».

Первый этап

Знакомство родителей с основными правилами ведения тетради и работы со звуком. Смотреть Приложение 1.

Второй этап: Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

На этом этапе родители ознакомлены с основные артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним. Смотреть Приложение 2.

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной. Совместная игра. Приложение 3.

Четвертый этап: Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Краткий рассказ о развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Знакомство с упражнениями и совместная игра. Смотреть Приложение 4.

Пятый этап: Игры и упражнения для развития грамматического строя речи.

На этом этапе родители знакомятся нормами развития грамматического строя речи детей, а также с упражнениями направленными на его развитие. Совместная игра. Приложение 5.

Шестой этап: Заключительный этап.

Этап вопросов-ответов. Родителям предлагается лист обратной связи.

Используемая литература:

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) СПб.: СОЮЗ, 1999.

2. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой», 2007.

Приложения

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самыми главными союзниками, и помогают ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

Именно для них проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, разрабатываются анкеты, памятки, рекомендации. Ведется «Тетрадь для домашних заданий» – которая, является обратной связью между логопедом и родителями в вопросах преодоления речевого нарушения.

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы при проведении заданий в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:


Задачи:
2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

3. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий.

4. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила и провела

Воспитатель1кв.категории

МКДОУ Облепихинский детский сад

Савенкова С.В.

2015г.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самыми главными союзниками, и помогают ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

Именно для них проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, разрабатываются анкеты, памятки, рекомендации. Ведется «Тетрадь для домашних заданий» – которая, является обратной связью между логопедом и родителями в вопросах преодоления речевого нарушения.

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы при проведении заданий в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.
Задачи:
1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях.
2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

3. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий.

4. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Оборудование: пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие звукопроизношения; «Методические рекомендации для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков».

Первый этап

1.Знакомство родителей с анализом анкетирования.

2.Выступление учителя-логопеда «Домашнее задание – как средство преодоления речевых нарушений».

Второй этап:

1 . Знакомство родителей с основными правилами работы со звуком. Смотреть Приложение 1

2. Упражнения для развития мышц речевого аппарата. Методические рекомендации . Смотреть Приложение 2

На этом этапе родители ознакомлены с основными правилами работы со звуком, артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним.

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания. Смотреть Приложение 3.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи. Совместная игра.

Четвертый этап: Выполнение заданий по рабочим тетрадям на автоматизацию поставленных звуков. Смотреть Приложение 4

Родители знакомятся с правилами выполнения заданий по автоматизации звуков на разных этапах работы (слог, слово, предложение, стихи, тексты).

Пятый этап: Заключительный этап.

Этап вопросов-ответов.

Родителям предлагается лист обратной связи.

Используемая литература:

1. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой», 2007.

2. М.А.Поваляева «Сказки о веселом язычке», 2003.

Выступление на семинаре - практикуме

Тема: «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся: формирование мотивации к коррекционной работе с детьми; разъяснения правил развития речи детей; поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий.

Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается пройденный на занятиях у логопеда материал. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда.

С самого начала необходимо каждому родителю очень четко обрисовать свою роль в выполнении домашних заданий. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Родители должны понять, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

Необходимо, усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивает его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе. Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма. Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

При выполнении домашнего задания у многих родителей возникают традиционные проблемы.

Дети - дошкольники:

  • не знают или забывают, что задано на дом;
  • не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
  • тратят много времени на его выполнение;
  • делают работу не полностью;
  • допускают много ошибок.

Родители дошкольников:

  • невнимательно читают домашнее задание;
  • не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
  • забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
  • не приходят к логопеду для консультации, по выполнению домашнего задания с ребенком в семье.

При выполнении домашних заданий с детьми родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.
  2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.
  3. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.
  4. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.
  5. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  6. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
  7. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  8. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  9. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
  10. За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.
  11. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15- 20 минут.
  12. Консультируйтесь с учителем-логопедом , если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания

Приложение 1

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Приложение 2

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Лягушка. и

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

Слон.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я,

как лягушка.
А теперь слонёнок я,

хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели.

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

Лопаточка.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка
И, при этом я считаю:

Иголочка.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит

и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом

и потянем остриём.

Горка.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Приложение 3

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

Выдох происходит плавно, а не толчками;

Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

«Снежинка»

«Свистульки»

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

«Осенние листья»

«Вертушка»

Цель:

Оборудование : игрушка-вертушка.

Ход игры:

«Задуй огонёк»

Ход игры:

Также –

Приложение 4

Речевой материал по коррекции нарушенного звукопроизношения

Ся –ся –ся се - се - се си –си - си

Ся – ся –ся се – се –се си – си -си

  1. Назови ласково

Сосна – сосёнка

Лестница –

Бусы –

Осина –

Басня –

Песня –

  1. Игра «1-2-5»

У Миши машина. –

У Паши мешок. –

У Даши шахматы. –

У Саши шапка – ушанка. –

  1. Игра «Путаница». Скажи правильно. Образец:

Павел, хлеб, колбас, с, ел.

Павел, балкон, на, стоял.

  1. Образец: Галка хочет пить.- галка хотела пить.

Галка хочет пить.

Галка пьёт воду.

Галка скачет возле кувшина.

Галка напьётся воды.

Вода поднимается все выше.

  1. Игра «Эхо». Образу слова по образцу.

Дом в пять этажей -

Дом в шесть этажей -

В доме много этажей –

Шкаф для книг –

Пакет из бумаги –

Костюм для пляжа –

Вагон для багажа -

Произнести слоги с изменением ударения

Ся – ся – ся се - се - се си – си - си

Ся – ся – ся се – се –се си – си -си

Назови ласково

Сосна – сосёнка

Лестница –

Бусы –

Осина –

Басня –

Песня –

Игра «1-2-5» - сеть, песня, песенка, осина, лесенка.

Спряжение в настоящем времени по образцу

Сидеть на лесенке и петь песенки.

Я сижу на лесенке и пою песенки. (ты, он, она, мы, вы, они)

Измени предложение по образцу

У Маши шуба. – Это Машина шуба.

У Миши машина. –

У Паши мешок. –

У Даши шахматы. –

У Саши шапка – ушанка. –

Игра «Путаница». Скажи правильно. Образец: Павел, галстук, магазин, купил, в. Павел купил в магазине галстук.

Павел, галстук, новый, надел.

Павел, ёлка, зал, в, поставил.

Павел, хлеб, колбас, с, ел.

Павел, балкон, на, стоял.

Павел, небо, молния, в, увидел.

Павел, халва, Ольга, угостил.

Небо, солнышко, в. полдень, светило.

Измени предложения по образцу. Образец: Галка хочет пить.- Галка хотела пить.

Галка хочет пить.

Галка кидает камешки в кувшин.

Галка пьёт воду.

Галка скачет возле кувшина.

Галка напьётся воды.

Вода поднимается все выше.

Игра «Эхо». Образу слова по образцу.

Дом в два этажа – двухэтажный дом

Дом в пять этажей -

Дом в шесть этажей -

В доме много этажей –

Шкаф для книг –

Пакет из бумаги –

Костюм для пляжа –

Вагон для багажа -

Упражнения артикуляционной гимнастики

Лягушка . Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и . Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.

Качели . Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики . Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Лопаточка . Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка
И, при этом я считаю:

раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять...

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

Упражнения дыхательной гимнастики

«Снежинка»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вата, мелкие бумажки, пушинки.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

«Задуй огонёк»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

Также – «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик»,



Задачи: 1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях; 2. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, речевого материала по автоматизации звуков, приёмов звуко – слогового анализа и синтеза




Это важно Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности и чёткости произносимых звуков. Первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков, с помощью артикуляционной гимнастики. Каждый комплекс способствует развитию определённых движений и положению губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука














КАК РАБОТАТЬ СО ЗВУКОМ Проговорите звук совместно с ребенком. Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Используете ли вы голос при произнесении звука. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце. Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек. Проговорите речевой материал на этот звук.
















Звуковой анализ и синтез Известно, что нарушение фонематического слуха сопутствуют многим речевым дефектам Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие, какого - то звука в слове. Сосчитать количество звуков в слове. Определить их последовательность и место в слоге или слове. Подключение зрительного анализатора вот, что помогает в этой работе.




Грамматический строй речи Грамматический строй речи Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.


Грамматический строй речи «Посчитай-ка от 1 до 5» Прямой и обратный счет 1 до 5 со словами: рак, рама, робот.. «Измени предложение» Пример: Я хорошо работаю в огороде, ТЫ….. « Подбери признаки и действия к предмету» (Какая?) Кошка (Что делает?) «Путаница» Заяц, сидит, куст, за. Лиза, ёлка, зал, наряжать, в. Зоя, сосна, стоять, за. Мама, продукты, магазин, в, купила. «Образуй слова по образцу» Дом в два этажа – двухэтажный дом. Шкаф для книг – ……. Пакет из бумаги -……. Костюм для пляжа - …… Вагон для багажа - … ….


И. 1. Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен. 2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь. 3. Домашние задания выполняются систематически, по рекомендации логопеда. 4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом, цветными карандашами. 5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют. 6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже. 7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навык. При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:



25.01.2016

Цель: Создание единого речевого пространства развития ребенка посредством тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  2. Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, повышение их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  3. Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Ход семинара:

Учитель- логопед: Добрый вечер! Очень рада, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Рассаживайтесь поудобней и попрошу вас взять тетрадь для домашних заданий вашего ребенка.

Правильная речь ребенка - важное условие его нормального развития, и в дальнейшем успеваемости в школе. Чем она внятнее и выразительнее, тем легче ему выразить свои мысли, тем легче будут формироваться взаимоотношения с детьми и взрослыми. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка. Если родители уклоняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно - воспитательного процесса.

Научившись произносить поставленный звук изолировано, ребенок не сразу использует его в своей речи. Наступает сложный и длительный этап логопедической работы - автоматизация звука. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления. Одно из обязательных условий успешной автоматизации- закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.

Итак, начнем нашу встречу со знакомства.

«Знакомство» (мама называет имя своего ребенка и его речевые нарушения).

Учитель- логопед: Предлагаю вам вспомнить этапы работы над формированием правильного звукопроизношения и подробно поговорить о каждом из них.

1. Артикуляционная гимнастика (выполняют и показывают родители по одному упражнению для губ, языка, щек, опираясь на схемы).

2. Работа над речевым дыханием

Правильное дыхание важно для звучания речи. Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить длинные фразы и предложения. Не у многих детей сформирован сильный ротовой выдох.

Давайте вспомним, какие упражнения способствуют развитию правильного речевого выдоха. («Футбол», «Фокус», «Надувание воздушных шаров», «Выдувание мыльных пузырей», «Флюгер»)

Правила выполнения дыхательных упражнений: Вдыхать мягко и коротко, но при этом достаточно глубоко, выдыхать- длительно и плавно, следить за тем, чтобы, во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. На начальном этапе их можно придерживать ладонями.

3. Развитие мелкой моторики

«Рука - это мозг, выдвинутый вовне», - говорил философ Квант. О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Учёные пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Какие игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики и как в них играть с ребёнком дома?

(вырезывание из бумаги, перебирание крупы, шнуровки, массажные шарики, пазлы, выкладывание из палочек узоров по схеме, аппликация из бисера, бумаги, лепка из пластилина, рисование, изготовление бус из макарон и т. д)

4. развитие фонематического слуха.

Для того, чтобы ребенок правильно произносил какой-либо звук, нужно, чтобы он умел его различать на слух в ряду других звуков. Какие игры и упражнения способствуют этому?

(«Где звучит?», «Поймай звук», «Кто позвал», Исправь ошибку»)

Итак, звук вызван, теперь необходимо его закрепить, то есть ввести в речь или автоматизировать.

Для закрепления изолированного звука используется звукоподражание:

Звук С- песенка водички, насос качает колеса,

Звук З- звенит комар

Звук Ш- змея шипит

Звук Ж- жук жужжит

Звук Л- пароход гудит

Звук Р- рычит папа тигр, « Катаемся на машине»

Звук р- рычит тигренок.

«Звуковые дорожки»

Когда звук четко произносится ребенком изолировано, автоматизируем его в слогах. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний- мало интересный для ребенка вид работы. Если к этому приему подключить игровые приемы, зрительный и слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах

(Каждый палец соприкасается с большим пальцем и произносится слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполняются попеременно и одновременно обеими руками, «Пальчики шагают», выкладывать счетные палочки- на каждый цвет- определенный слог, «Пальчики катятся по радуге» и.т.д)

После того, как ребенок четко произносит звук изолировано и в слогах, начинается новый этап работы- автоматизация звука в слове. Однако, поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятии с логопедом.

Звук автоматизируется в начале слова, в середине, в конце. Здесь помогут нам специально подобранный картинный материал, дети проговаривают названия картинок.

На этом этапе очень хорошо проговаривать чистоговорки: ша-ша-ша- нашли мы малыша.

Затем вводим звук в речь-, то есть автоматизируем в словосочетаниях, и в предложениях (стихи, скороговорки, тексты, работа с деформированным предложением «Саня, Соня, детский сад идти в»

Часто дети заменяют одну группу звуков звуками другой группы: шипящие на свистящие или наоборот, Л на В, Р на Л и т.д, поэтому следующий этап- это дифференциация смешиваемых звуков. На этом этапе хороши такие игры «Исправь ошибку» , упражнение «Язычок качается на волнах», чистоговорки, «Веселые пассажиры».

Помните! Звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, его место в слове (в начале, в середине, в конце) Надо не забывать и о положении языка, губ, правильном выдохе, успеть оформит свою мысль, обдумать содержание высказывания. Конечно, мы должны понять, какая трудная задача стоит перед ним. Поэтому надо внимательно выслушать ребенка. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса. Помните - красивая речь- это систематический каждодневный, упорный труд родителей, логопеда, ребенка, воспитателя. Не жалейте похвалы за самые незначительные успехи.

Хочу поблагодарить Вас за участие в семинаре, за сотрудничество и вручаю вот такие памятки, которые послужат вам руководством по выполнению с ребенком домашнего задания. На этой позитивной ноте позвольте закончить наш семинар. Желаю вам успехов и радости в общении с вашими детьми.

Список литературы:

  1. Журнал «Логопед» № 7 /2013.
  2. «В мире слов, букв и звуков» Ю.А.Фадеева, Г.А. Пичугина.
  3. «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей» В.Н. Чернякова.
  4. «Логопедический массаж, игры и упражнения» И.Ю.Оглоблина, С.Ю. Танцюра.
  5. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Е.С. Анищенкова.

Некоторые «логопедические изюминки» с семинара

Олеси Жуковой.

Записаны со слов лектора на семинаре

" Актуальные вопросы диагностики и коррекции нарушений речевого и коммуникативного развития детей с алалией, РАС и после кохлеарной имплантации"

Лектор: Олеся Жукова

(Центр развития и абилитации ребенка Логопед профи,

г. Санкт-Петербург)

Семинар организован и проведен

Центром "Кругозор", Новосибирск, февраль, 2016.

Моторная алалия.

При возникновении затруднений постановки логопедического заключения - учитывайте: если нет лексико-грамматических нарушений, то нет моторной алалии.

Речь - это собирание статистики и выведение законов согласования. У ребенка с темповой задержкой это происходит очень быстро; у ребенка с моторной алалией очень затруднено.

Поиск причины - неблагодарное занятие, лучше сосредоточиться на создании индивидуального плана работы с алаликом.

У «продвинутого» моторного алалика (наличие указательного жеста, выполнение многоступенчатых инструкций) при условии систематической комплексной грамотной работы в альянсе: логопед - психолог - невропатолог - родители, есть все шансы пойти учиться в гимназию, и уж тем более в общеобразовательную школу и быть там успешным.

Тест для алалика: скажи КУ-КУ-РЕ-КУ. После 2-го повторения начинаются замены звуков.

Хорошим прогностическим критерием для алалика является умение имитировать интонацию.

Для алалика необходима тренировка фразовой речи. Необходимо учить тексты (2-3 в неделю). Так мы делаем при изучении иностранного языка.

Для всех алаликов характерны:

- быстрая истощаемость;

- нарушение концентрации внимания;

-повышенная утомляемость.

С алаликом обязательно должен работать психолог, осуществляющий коммуникативно-речевой тренинг для закрепления речевых возможностей.

Часто родители детей дошкольного возраста ждут от педагога игрового поведения, поскольку игровая деятельность является ведущей деятельностью детей до 7 -ми лет, но это не всегда оправдано, потому как у алаликов нужно рано формировать школьные навыки . Для достижения успеха ему придется много работать.

Нужно как можно раньше начинать давать аналитические задания.

Максимальную динамику при коррекционной работе дают те дети, которым ИНТЕРЕСНО. Очень важно «разбудить» мозг, особенно ценно, когда эмоция выходит в «интеллектуальность» .

Все дети с задержкой речевого развития должны быть направлены на обследование слуха!

Сегодня 28% детей рождаются со сниженным слухом.

Идеология коррекционных занятий:

догнать и ОБОГНАТЬ СВЕРСТНИКОВ .

15 минут из 45-ти минут занятия отводим на обучение родителей и объяснение им стратегии и тактики работы.

Порядок в работе начинается с папки ребенка. Не прощайте родителям невыученных уроков, жирных пятен в тетрадях!

Речь - служанка деятельности и высшая ступень имитации.

Если не сформированы низшие этапы имитации,

речь "не запустится"!

Если нет зрительного контакта,

речь "не запустится"!

Имитация речи для алалика - тяжелая физическая работа, он не всегда понимает, зачем ему это нужно.

Хотите получить достойный результат - «вкалывайте»!

При неправильной работе из алалика получите ребенка с ЗПР,

при правильной - успешного ученика гимназии.

Уважаемые родители, Вы должны понять, что хороший логопед - это «штучный» товар.

Постоянно обучаться, владеть современными методиками работы, чтобы выстраивать индивидуальный коррекционный маршрут ребенка, который приведет к успеху, способны не все.

Мы как «священники» служим детям с нарушением речевого развития и их семьям.

Цените наше «служение»!