Как воспитывают детей в мусульманских семьях. Особенности воспитания детей в исламской семье. Знание родителями педагогики, психологии

Ислам - вторая по количеству людей, исповедующих ее, религия в мире. Она регламентирует все сферы жизни человека, и в первую очередь семейную, которая является для мусульман приоритетной. Рождение ребенка в исламе - очень важное событие. Это не только великое счастье и милость, дарованная Аллахом, но еще и огромная ответственность для родителей, задача которых - вырастить достойного мусульманина. Как по исламским канонам нужно воспитывать ребенка, какие права и обязанности имеет он сам, его отец и мать, какие обряды выполняются после появления младенца на свет? Обо всем этом расскажем в статье.

Сунна

Основным источником, в котором изложены принципы и правила воспитания ребенка в исламе, является религиозное предание, посвященное жизни пророка Мухаммада. Им должны руководствоваться все благочестивые родители-мусульмане, чтобы воспитать малыша в духе исламских традиций и привить ему необходимые моральные и религиозные нормы.

Священные слова

Не нужно совершать какой-то специальный обряд для того, чтобы ребенок принял ислам, так как, по Корану, он уже рождается мусульманином.

Однако сразу после появления малыша на свет необходимо прошептать ему 2 слова, имеющих сакральное религиозное значение: азам и икамат. Первое говорится в правое ухо, а второе - в левое. Они закрепляют принадлежность новорожденного ребенка к исламу и обеспечивают ему защиту от злых, порочных сил. Эти священные слова должен произнести отец либо другой уважаемый мусульманин.

Грудное кормление

Перед первым грудным вскармливанием рекомендуется проделать следующую процедуру: смазать верхнее небо ребенка фиником, предварительно разжеванным матерью или отцом. Считается, что так быстрее сформируется сосательный рефлекс и эффективнее в младенческий организм будет поступать грудное молоко. Финик можно заменить изюмом или медом.

Кормить грудью младенца следует в течение 2 лет. Это является правом новорожденного, которому молоко матери необходимо для полноценного формирования организма и выработки иммунитета. В 2 года малыша переводят на обычное питание, так как материнское молоко теряет свою ценность.

Обрезание

Обрезание крайней плоти у мальчиков, или хитан, - одна из древнейших мусульманских традиций. В Древнем Египте эта процедура являлась частью обряда инициации - перехода из состояния юноши в статус мужчины. Упоминание о ней находим также в Ветхом Завете.

Согласно исламской религии, после обрезания мальчик попадает под покровительство и защиту Аллаха, обретая единение с Богом.

Однако этот обряд имеет не только религиозное, но и практическое обоснование. Большинство мусульман проживают в жарком климате, поэтому такая операция важна и в гигиенических целях.

Нет единой точки зрения относительно того, когда надо проводить процедуру обрезания. Главное, чтобы она была проведена до совершеннолетия ребенка. У каждого народа, существуют свои временные рамки. С психологической точки зрения лучше сделать это как можно раньше, чтобы не нанести ребенку сильной травмы и чтобы организм быстрее восстановился. Наиболее распространена практика делать обрезание на 8-й день после рождения крохи.

Выполняться операция может как дома, так и в клинике. Последний вариант, конечно же, предпочтительнее. Оперировать ребенка должен человек, который не только является квалифицированным доктором, но также и правоверным мусульманином.

Имя ребенка

Имя ребенку дается обычно на 7-й день жизни. Однако допустимо нарекать детей сразу после их появления на свет.

Выбор имени ребенка в исламе очень важен. Желательно, чтобы оно имело религиозное значение. Рекомендуется называть детей в честь пророков и благочестивых мусульман, почитаемых в Коране. Особой любовью пользуются имена с приставкой "абд", что означает "раб", но только если второй частью слова будет одно из наименований Пророка. Например, Абдулмалик, которое переводится как "раб Владыки". В то же время нельзя дать ребенку имя самого Господа - оно может быть присуще только Всевышнему (например, Халик - Творец).

На сегодняшний день самое распространенное мусульманское имя - Мухаммад (в честь великого пророка), а также его различные формы - Магомед, Махмуд и другие.

Первая стрижка

Через 7 дней с момента рождения ребенка бреют налысо. Затем волосы взвешивают, и, в зависимости от их массы, родители должны пожертвовать такое же количество золота или серебра беднякам. Правда, сегодня используют для этого современные деньги. Если у ребенка мало волосиков или совсем нет, тогда родители дают милостыню в том размере, в котором могут себе позволить (исходя из своего материального положения).

Жертвоприношение

Чтобы воздать благодарность Аллаху за подаренного ребенка, совершается жертвоприношение животного: 2 барана - за мальчика и 1 - за девочку. Сваренное мясо раздается нищим в качестве подаяния, либо им угощаются все родственники, а также акушерка, которая принимала роды.

Роль отца и матери в воспитании детей

Воспитанием детей должны заниматься оба родителя, уделяя этому процессу достаточное количество своего времени. Однако до 7 лет в отношении мальчиков и часто до совершеннолетия девочек эту функцию выполняет в основном мать. Во-первых, женщины по своей природе более мягкие, ласковые и терпеливые. А во-вторых, отец занят зарабатыванием денег, ведь финансовое обеспечение семьи лежит целиком на его плечах. Даже если супруги развелись, все равно до совершеннолетия мужчина должен полностью содержать всех своих детей.

Принципы воспитания детей

Считается, что ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым и безгрешным. Поэтому все до совершеннолетия умершие дети в исламе попадают в рай, так как у них изначально добрая, светлая душа.

Ребенок, согласно мусульманской вере, представляет собой белый лист бумаги, на котором можно нарисовать все что угодно. Следовательно, ответственность за то, каким он вырастет, лежит целиком на родителях. От того, как они воспитают свое чадо, какие моральные и религиозные принципы в него вложат и насколько будут их подкреплять собственным поведением, зависит, какой личностью их ребенок станет.

Воспитание должно быть в первую очередь религиозным, в духе мусульманских традиций. С раннего возраста необходимо рассказывать детям про ислам, читать им Коран, учить тем ценностям, которые исповедуют мусульмане. Такие знания приоритетны, но они не исключают и светского образования, на получение которого имеет право каждый ребенок.

  • Дети должны воспитываться в ласке и любви, отношение родителей должно быть мягким и понимающим, особенно пока ребенок не достиг 10 лет. Хотя физические наказания в исламе допустимы, они должны применяться нечасто и не по родительской прихоти, а исключительно в воспитательных целях. Бить ребенка нужно не сильно, чтобы шлепки не причиняли боли и не оставляли никаких следов, к тому же по лицу бить запрещено - это унижает человека и подавляет его личность.
  • Родители собственным поведением должны подкреплять те установки и идеи, которые они взращивают в своих детях. Если мать или отец говорят правильные вещи, а в жизни сами им не следуют, то ребенок будет видеть это противоречие и копировать именно действия своих родителей. Поэтому нужно воспитывать подрастающее поколение прежде всего личным примером.
  • Ребенку надо четко обозначить границы поведения, чтобы он знал, что ему можно, а что - нельзя. Задача родителей - сформировать его нравственные ориентиры. Но правила и запреты должны быть обоснованы, то есть детям нужно объяснять, почему то или иное действие недопустимо или нежелательно.
  • Считается, что у ребенка нет внутреннего стремления поступить плохо - на неблаговидный поступок его может толкнуть или поведение родителей, или окружающие люди могут сбить его с правильного пути. Поэтому необходимо контролировать круг общения своих детей. Особенно сегодня, в эпоху интернета и социальных сетей, для каждого мусульманина важно не поддаться пагубному внешнему влиянию.
  • Родители обязаны одинаково относиться ко всем своим детям вне зависимости от их пола, физических особенностей и других параметров. Они должны уделять им равное количество времени и внимания, заботиться о каждом из них так, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным и не испытывал чувства ревности по отношению к своему брату или сестре. Исключением является инвалидность одного из детей, вследствие которой ему может потребоваться больше внимания и заботы со стороны родителей. Пол ребенка в исламе не имеет никакого значения: мальчики и девочки абсолютно равноценны. Хотя в реальной жизни зачастую дети мужского пола предпочтительнее, особенно для отцов.

  • Воспитывать в ребенке чувство ответственности и уважительного отношения к себе и другим членам общества необходимо с раннего возраста. Этому способствует приучение детей к выполнению домашних обязанностей. Пока ребенок еще маленький, это должны быть простые поручения, например, помыть за собой чашку или вынести мусорное ведро. По мере взросления объем домашней работы должен расти. Так ребенка готовят к взрослой жизни, в которой ему придется выполнять много дел.
  • Запрещено целовать своих детей противоположного пола в губы. Такое проявление нежных чувств допустимо только между мужем и женой. Так, не должно быть таких поцелуев между матерью и сыном, равно как и между отцом и его дочерью.

Дуа за детей в исламе

Дуа - это молитва, посредством которой мусульмане обращаются к Богу с определенной просьбой. Весь перечень текстов содержится в Коране. Касающихся ребенка молитв в исламе много. Верующие просят, чтобы Аллах защитил их детей от болезней, различных бед и невзгод, дурного влияния, чтобы даровал им счастье, благополучие, нравственное и физическое здоровье. Есть дуа, избавляющие малыша от воздействия чужой негативной энергетики, предотвращающие порчу и сглаз. На ребенка в исламе буквально молятся, особенно если он один. Поэтому нет ничего удивительного, что родители взывают к Вышним силам с различными просьбами оградить свое чадо от зла. Православные поступают точно так же.

Права нерожденного ребенка

В исламе ребенок наделяется правами еще до своего появления на свет. Поэтому запрещено убивать уже зародившуюся жизнь, которая была дарована Всевышним. Исламская Декларация прав человека, действующая с 1990 года, закрепляет право ребенка на жизнь с момента его зачатия. Искусственное прерывание беременности возможно только в одном случае - если существует угроза жизни матери. По другим причинам аборты делать нельзя.

Если родители будущего ребенка разводятся или уже разошлись, отец все равно обязан финансово обеспечивать беременную женщину всем необходимым и не имеет права выгнать ее из своего дома до родов.

Государство гарантирует беременным женщинам достойное медицинское обслуживание. Кроме того, в исламе ребенок, еще не появившийся на свет, тоже имеет право на законную долю наследства. В случае смерти его отца "дележ" имущества осуществляется только после рождения малыша.

Права ребенка

Как написано в Каирской Декларации прав человека, ребенок должен получить достойный уход, материальное и медицинское обеспечение. Он имеет право на жизнь, здоровье и образование. Поскольку маленький ребенок абсолютно беззащитен и не в состоянии сам о себе позаботиться, то реализация этих прав - обязанность родителей и государства.

Права подростков

Подростковый период - это промежуточный этап между детством и взрослой жизнью. Его наступление связано, как правило, с моментом полового созревания. Причем у девочек оно начинается раньше, чем у мальчиков, лет с девяти. Однако в исламе половозрелые подростки считаются уже полноценными взрослыми людьми с соответствующими правами и обязанностями. Рассмотрим основные из них:

  • Они несут ответственность за свои действия.
  • Религиозные. Подростки, достигшие половой зрелости, должны соблюдать все посты и совершать молитвы, предписанные Кораном.
  • Право вступления в брак. Создание семьи является обязательным для каждого правоверного мусульманина. Между родителями жениха и невесты заключается брачный договор (в присутствии еще 2 свидетелей). Существует распространенное мнение о том, что девочки должны выходить замуж за того человека, которого им выбрал отец или опекун. Однако это не так. Если девушку не устраивает кандидатура потенциального мужа, она имеет право не вступать в брак. Также молодая женщина может расторгнуть уже заключенный союз, если он был совершен по принуждению. Интимные добрачные отношения для представителей обоих полов Кораном запрещены.
  • Право распоряжаться имуществом также наступает после достижения детьми половой зрелости. При этом мальчикам полагается 2 доли наследства, а девочкам - только одна. Но эта неравноценность компенсируется тем, что все финансовые обязательства по содержанию семьи и будущих детей ложатся исключительно на плечи мужчины. Кроме того, имуществом девочек является также свадебный подарок мужа, которым она имеет права распоряжаться по своему усмотрению.
  • Дети, достигшие половозрелого возраста, должны соблюдать мусульманский "дресс-код", то есть носить одежду, предписанную исламскими религиозными нормами, максимально закрывающую тело.

Воспитание детей разведенными родителями

В идеале мусульманские дети должны воспитываться в полной семье, в которой есть и мама, и папа. Однако в силу различных причин может произойти разрыв супружеского союза, тем более что развод в исламе официально разрешен. И если так случилось, что мужчина с женщиной живут не вместе, это не снимает с них материнских и отцовских обязанностей. Но как в этом случае они осуществляются и распределяются?

Отец обязан до совершеннолетия полностью содержать своих детей, оплачивая все необходимые расходы. Если он умирает или по каким-то иным причинам не может больше исполнять свои финансовые обязательства, тогда эта функция переходит к другим мужчинам его рода.

Мальчики до 7 и девочки до 9 лет, а иногда и до совершеннолетия воспитываются матерью. Однако женщина должна отвечать определенным условиям:

  • быть мусульманкой;
  • быть психически здоровой и не иметь серьезных физических заболеваний, которые могли бы ей помешать исполнять материнские обязанности;
  • не должна выходиться замуж (если только это не брак с человеком, который является родственником ее детей, например, с братом бывшего супруга).

В случае если какое-либо из требований нарушено, тогда первоочередное право на воспитание детей имеет бабушка по материнской линии, а затем - по отцовской.

Ребенок, достигший 7-8 лет (возраста мумайиза), сам имеет право выбрать родителя, с которым хочет проживать. Однако тот обязан быть благочестивым мусульманином, в здравом уме, а если это касается женщины, то она не должна быть замужем за человеком, кровно не связанным с ее ребенком.

Если сын или дочь остаются с матерью, то отец материально продолжает полностью их обеспечивать, а также должен уделять достаточное количество времени общению с ними. Если ребенок остался с отцом, то его новая жена, согласно нормам ислама, детям мужа матерью не становится, однако она не должна ущемлять их права по сравнению с собственными детьми. А родная мать имеет право навещать своего ребенка, когда пожелает.

Усыновление и опекунство

Кораном строго запрещено усыновление. Оно воспринимается как противоестественное деяние, которое уравнивает приемных детей с родными, ущемляя последних в правах. К тому же принятие в семью усыновленного ребенка чревато его близкими контактами с матерью и сестрой, которые не являются ему кровными родственниками.

При этом взятие под опеку ребенка, лишившегося в силу разных причин своих родителей, является благородным поступком. Опекуны должны обеспечить получение осиротевшими детьми должного образования и воспитания в духе исламских традиций. Также такому ребенку полагается 1/3 наследства.

Воспитанию ребенка в исламе с рождения и до совершеннолетия уделяется огромное внимание. Да, дети растут в довольно жестких религиозных рамках. Однако ребенку гарантирована реальная защита со стороны государства и участие в его жизни обоих родителей или их родственников - они прививают детям базовые нравственные ценности и моральные принципы.

Страница 2 из 3

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является методологической основой реализации в общеобразовательных учреждениях Федерального государственного образовательного стандарта. В ней прописаны характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, система базовых национальных ценностей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Усвоение и принятие детьми базовых национальных ценностей мы рассматриваем в рамках модуля «Основы исламской культуры».

Главной ценностью для мусульманина является его семья, так как ислам – это не просто вероисповедание, а образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Исламские традиции воспитания основаны на любви, постепенном усилении самодисциплины и ответственности, родительском руководстве, которые учитывают интересы ребенка, уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи, разумные рамки поведения и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний в воспитательных целях .

Эта система существует более девяти веков, и определяет особенности воспитания. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

  1. 1. «Отношение родителей к детям». Дети для мусульман чрезвычайно желанны и любимы, они считаются драгоценным даром и доверием бога. Рождение детей считается желательным и поощряемым, является результатом универсального человеческого стремления, берущего начало в инстинктивной любви маленького ребенка к младенцам и куклам. Для мусульманина или мусульманки их ребенок - это бесценное сокровище, божий дар. Материнская роль мусульманской женщины признается самой важной и ответственной ее обязанностью. Материнство обеспечивает ей высокий статус и положение в обществе .
  2. 2. «Отношение детей к родителям». Воспитание любви и уважения к родителям, как главное и важнейшее человеческое качество - формируется с первых дней жизни ребенка. Важно осознать, как понимается любовь в исламской семье.
  3. 3. «Отношение детей к родственникам». Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, он точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставятся на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким. Основа социальной солидарности закладывается в семье, а потом уже распространяется на все общество. Разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством. Пророк Мухаммед поведал, что Аллах сказал: «Я сотворил родственные связи, и я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, я отделю». Эти слова указывают на то, что те, которые стремятся сохранять родственные связи, получат награду и почет, а другие окажутся униженными и злосчастными. Хадис: «Не отдаляйтесь друг от друга, ибо отбившуюся от стада овцу уносит волк».
  4. 4. «Отношение к старшим». Разговаривая со старшими, никогда нельзя повышать голоса. Не начинают говорить первыми в их присутствии, не спорят с ними, никогда не отказываются выполнить какую-либо просьбу. Не принято сидеть, если взрослые стоят. Хадис: «Пока человек помогает своему ближнему, Аллах помогает ему». Основная тема всех религий – дети, воспитание. Воспитательный потенциал ислама огромен. Священный Коран – это настольная книга воспитания, хадисы - это изречения пророка Мухаммада. Нравственный долг мусульман исполнять заповеди милосердия, законы справедливости, прописанные Кораном. Мухаммад проповедовал честность и искренность в поступках. Об этом говорят следующие хадисы: «О, купцы! – ложь и обман сродни торговле. Очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок. Лучше избавить его от нищеты» . «Сильный человек не тот, кто победил соперника, а тот, кто, разгневавшись, смог обуздать свой гнев».

В ответ на мои статьи и посты против эмансипации женщин читатели часто пишут о том, что это мужчины, не желая исполнять свои прямые обязанности, ставят слабый пол в такие условия, когда им приходится эмансипироваться.

Так вот, и в мужчине, и в женщине есть мужская и женская энергия.

Идеальная пропорция – это когда в женщине 75% женской энергии и 25% мужской. В мужчине – наоборот. «Когда случается диспропорция, к примеру, мужской энергии у женщины больше, чем 25%, это значит, что её мужская энергия вытесняет сильного мужчину из её жизни.

Если же он обладает очень сильным желанием быть с ней, его мужская энергия вытесняется, женское начинает в нем преобладать. Постепенно он утрачивает свою мужскую силу и превращается в тряпку ». (Юлия Осадчая)

Понимаете, где «собака зарыта»?

Да, бывает так, что женщина ведёт себя как женщина, не пытаясь вытеснить из мужчины мужчину, но, несмотря на это, он не ведёт себя так, как подобает представителям сильного пола. В таком случае не лишним будет заглянуть в его детство, возможно, мужчину из него вытеснила ещё тогда его мама.

Но это, опять же, подтверждает мою теорию – такое поведение ему навязано ЖЕНЩИНОЙ.

Поэтому нам, воспитательницам рода, нужно беречь в мужчинах мужчину с малого возраста, не превращая их в тряпку!

Как это сделать? Предлагаю поговорить об этом.

Пожалуй, начать наш разговор следует с выбора – выбора отца.

Когда женщина собирается замуж, она должна очень серьёзно подойти к подбору супруга, поскольку выбирает не только спутника жизни для себя, но и отца для своих детей. А потому важно быть вдвойне взыскательной: обращать внимание на то, как человек относится к своим обещаниям, насколько является ответственным и обязательным.

Знаете, почему выбор отца так важен? Потому что в большей степени на воспитание детей влияет не то, как мы их воспитываем, а наш собственный пример. Ведь не зря говорят: «Воспитывайте не детей, а себя, всё равно они будут делать так, как вы ». А отец – это «средство» половой идентификации для мальчика, пример того, как должен себя вести мужчина.

Следующее важное правило, которого необходимо придерживаться для того, чтобы воспитать мальчика мужчиной – это обязательно иметь мужской пример. Хорошо, если это папа. Если же его нет, в качестве такого примера может быть отчим, дедушка, дядя, брат и т.д. Если в жизни нет мужчины, который мог бы служить примером для вашего сына, пусть им станет положительный герой, поступки которого вы могли бы обсуждать и анализировать.

Не подрывайте авторитет отца и других мужчин . Если есть какие-то разногласия с мужем, их нужно устранять без участия детей (это важно и для их психического здоровья). Ни в коем случае нельзя при них негативно высказываться о муже или рассказывать им о том, какой он нехороший человек.

Ваше отношение к мужу – это то, что должно остаться между вами. Не нужно перекладывать негатив на детей. Добра им он точно не принесёт.

Позволяйте сыну принимать решения . Конечно, это касается тех случаев, когда речь не идёт о чьей-либо жизни и здоровье. К примеру, это можно практиковать во время похода в кафе – когда ваш сын сможет самостоятельно выбрать блюда для заказа.

Способствуйте проявлению активности, ведь это будущий мужчина. Ему не подойдут длительные просиживания за мультиками и играми.

Учите его сопереживать и сочувствовать, рассказывая о своих делах и несерьезных проблемах. С малых лет прививайте бережное отношение к женщинам, конечно, начиная с себя, а затем в обществе – призывая сына пропускать женщин вперёд и уступать место в общественном транспорте.

Поощряйте ответственность и правдивость – это очень важные качества для мужчины. Каким образом поощрять? За проявление ответственности можно вознаграждать (не обязательно материально), а за правду – снижать наказание до минимума (если речь идёт о проступке).

Хвалите ребёнка. Но здесь есть одно важное правило – похвала должна быть адекватной, то есть по делу и за качества, которые у ребёнка действительно имеются.

Приучайте его помогать. Мальчик с самого малого возраста должен понимать то, что тяжёлое – не для женщин. Привлекайте к мужским домашним делам, берите с собой за покупками. И, конечно, обязательно благодарите за помощь.

Пожалуй, в данной статье ограничимся этим сводом правил. Конечно, их гораздо больше, но мы с вами рассмотрели самые основные. Следуйте им, показывайте хороший пример, делайте дуа – и ваш сын непременно вырастет самым настоящим мужчиной, ин-шаа-Ллах.

И да поможет Аллах нам всем в воспитании наших детей достойными мусульманами.

У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра» (чистоты), а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно Муснаду ибн Ханбаля, "Дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." Обязанность и долг родителей и педагогов, воспитать детей, так, что повзрослев они стали верующими деятельными мусульманами. Отправка детей в Исламскую Школу является хоть и важной, но незначительной частью Исламского обучения. Основной "институт воспитания" у народов ислама для каждого ребенка это прежде всего его семья, и основными "профессорами" являются его родители .

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Считается, что это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это еще раз доказывает уважительное отношение к женщине-матери.

О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6) .

Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Мад).

Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок .

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания учитываются следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха

Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: "Все дети рождаются в "фитре" - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками" (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность".

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: "Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их" (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: "Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый". Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка

Всевышний говорит: "Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура "Толпы", аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: "Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай" (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

  • 6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".
  • 7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком .

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы основные традиции исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

Обычаи, уклад жизни, веками складывавшиеся у мусульман, в свою очередь служили средством закрепления исламского взгляда на жизнь. В течение многих веков вследствие уникального свойства ислама приспосабливаться к местным условиям и традициям и религиозной регламентированности всех сторон жизни мусульман произошло тесное взаимопроникновение народной культуры, быта и религии.

Особенность воспитания мусульман состоит в том, что благодаря тесному переплетению народной культуры и исламского учения оно осуществлялось повседневно, ежечасно. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды, следовавшие в своем развитии как традиции, сложившейся под влиянием природно-исторических условий, так и предписаниям Корана, оказывали на подрастающего мусульманина комплексное и мощное воспитательное воздействие.

Можно выделить следующие методы исламского воспитания :

  • погружение ребенка в широкий, многомерный мир исламской культуры;
  • словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;
  • пример родителей, близких людей, всего окружения;
  • многократные упражнения ребенка в совершении богоугодных поступков.

Конечно, выделение этих воспитательных методов в значительной степени условно, так как на практике они переплетаются и воздействуют одновременно, поэтому их лучше рассматривать в комплексе.

С самого раннего возраста, буквально с рождения, ребенок, который считается даром Аллаха, постоянно слышит установки Корана; новорожденному нашептывают на ухо изречения из него; таким образом, одно из первых слов, которое слышит младенец, – это Бог. В дальнейшей жизни, становясь на молитвенный коврик, приступая к еде и завершая ее, принимаясь за дело, мусульманин всегда читает отрывки из Корана, повторяя их на протяжении всей жизни. Дети постоянно получают от родителей наставления о правилах поведения по канонам Священной книги.

Идеи ислама с древности широко распространялись среди населения благодаря включенности их в литературу, изобразительное и музыкальное искусство, архитектуру. На тканях, одежде, знаменах, стенах дворцов, изразцах, панно, могильных плитах воспроизводились фрагменты Священной книги, начинавшиеся словами: "Во имя Бога милостивого, милосердного". Имя Аллаха выбивалось на монетах, чеканилось на оружии. Так как изображение человека было запрещено, издания Корана, степы мечетей, мавзолеи, здания школ, ковры и т.д. украшались сложными геометрическими, растительными орнаментами, называемыми музыкой для глаз. Широко использовалась инкрустация из золота и серебра. Самой распространенной в изобразительном искусстве была тема райского сада или его фрагментов, украшавших подставки для книг, серебряные чаши и другие предметы.

Искусство ислама, включенное в каждодневную жизнь и быт, воздействовало на чувства людей, укрепляя веру и развивая с детства их эстетические и нравственные представления.

Особое внимание в исламе уделяется знанию, учению, науке, ибо сказано – у кого нет разума, у того нет и веры, а чернила ученого, утверждается в хадисах, ценнее крови мучеников, отдавших жизнь за веру. Ислам никогда не преследовал ученых, не боролся с наукой, а, напротив, поощрял занятия ею. Поэтому у российских мусульман издавна существовали школы, где большинство детей осваивали грамоту и основы ислама, и школы повышенного типа при мечетях, которые становились центрами культуры и науки.

Важными воспитательными средствами являлись обычаи и обряды, соблюдавшиеся в семье и общине. Так, воздержание во время мусульманского поста от восхода до заката солнца не только от еды и питья, но и от дурных поступков и дел, дурных слов, вражды учит мусульманина управлять своими потребностями, желаниями, порывами. В вечернее время поста, когда разрешается прием пищи и питья, часто и в наши дни проводятся гостевания, на которые хозяева зовут родственников, близких людей с детьми, в частности, и для того, чтобы послушать чтение отрывков из Священной книги мусульман в исполнении специально приглашенного к столу знатока; произносится молитва, даются наставления: чтить память предков, желать добра близким, которых называют поименно. За столом царит атмосфера умиротворенности и доброжелательства, никаких пересудов, злословия, употребления спиртного – это запрещено Кораном. Люди обмениваются небольшими подарками. Такие встречи способствуют сближению и единению родственников, вносят теплоту в их отношения. Дети, погружаясь в эту атмосферу, легко и без принуждения воспринимают и усваивают вместе с церемониалом подобного общения пример морального поведения взрослых.

По окончании поста мусульмане приносят свои пожертвования – либо в мечеть, либо конкретным лицам, поддерживая тех, кто нуждается, кто учится. На протяжении всего месяца Рамадан во дворе мечети стоят общие столы, за которыми в положенное время могут поесть все желающие. Для детей это еще один из уроков милосердия, так как за столом собираются, прежде всего, бедные люди.

Заканчивается пост праздником (Ураза-байрам). После праздничной молитвы в мечети мужчины посещают кладбища, а затем родственники и близкие встречаются за столом, обмениваются подарками.

Для мусульман Поволжья, Приуралья и Кавказа характерно, как уже говорилось, гостеприимство, предписанное Кораном.

О гостеприимстве башкир рассказывал в начале XX в. русский этнограф С. Свободин: но приезде гостя башкир режет и жарит целого барана, а летом приносит еще несколько ведер кумыса в кожаных мешках и созывает соседей для участия в пиршестве. Таким же гостеприимством отличались и татары, о чем свидетельствует К. Фукс, ректор Казанского университета, в XIX в. изучавший быт и жизнь татар. Если позовет татарин к себе в гости, вспоминал он, то все в деревне наряжаются в праздничные платья, прибирают в избах, и начинается чайная попойка. Надо побывать обязательно в 15 домах, невозможно отговориться или отказаться, и везде угощение и чай. После угощения все идут на улицу, где девушки показывают свои игры и песни. Позовут к столу не только званого гостя, но и просто остановившегося по необходимости, как было с ним самим (у Фукса сломалась коляска). Хозяин соседней избы, не спрашивая, кто перед ним, тотчас же пригласил его в избу на чашку чая. Наблюдая такое гостеприимство, любой ребенок будет готов и сам к подобному поведению. И сегодня любому пришедшему в татарский, чеченский, башкирский дом тут же предложат чай и угощение, не дадут уйти, не присев за стол.

Дети и подростки рано усваивают определенные нравственные нормы: как вести себя среди взрослых, хранить память о предках, поощрять добрые поступки, заботиться о нуждающихся, быть гостеприимными; учатся сами делать добрые дела, уважать старших, выслушивать их с почтением; осмысливают традиции раздельного размещения мужчин и женщин (либо в отдельных комнатах, либо на разных концах стола) на праздничном обеде, правила общения представителей разных полов.

По предписаниям Корана, как отмечалось ранее, вся забота об обеспечении женщин и детей лежит на мужчине, женщина же призвана заниматься хозяйством и воспитанием детей. Ей положено не только хранить семейный очаг, но и блюсти свою честь. Мусульманину разрешено многоженство (до четырех жен), но в условиях Поволжья, Приуралья оно было нечастым явлением, не были также распространены в этих местах чадра и паранджа.

Женщинам в мусульманской семье предписывалось затворничество: следовало избегать встреч с посторонними мужчинами, нельзя было одной посещать общественные места. По улице женщина должна была идти сзади мужа, уступая дорогу мужчине, прикрывая лицо концами головного платка. В России такое поведение женщины было характерно для городского зажиточного населения, в семьях которого жена не занималась работой; в сельской же среде эти правила соблюдались не так строго: женщины, трудившиеся наравне со своими мужьями, были более свободны и самостоятельны.

Целая серия запретов, отмечавшаяся у мусульман еще в начале XX в., связана с обычаями "избегания", характерными также для марийцев, чувашей и некоторых других народов: нельзя было показываться перед родственниками мужа с непокрытой головой, с голыми руками и ногами, называть их по имени и т.д.

Женщинам-мусульманкам, таким образом, следовало знать и соблюдать специфические женские, но сравнению с мужскими, правила поведения – это внушалось мальчикам и девочкам с раннего детства. Скромность, готовность беспрекословно подчиняться мужу и другим мужчинам, умение выказать уважение к мужчинам-родственникам, терпимость, нежность к детям, верность семье и мужу и другие моральные нормы внушались девочке, демонстрировались перед ней, готовили ее к взрослой жизни. У мальчиков всегда поощрялись активность, самостоятельность, умение защитить женщин и детей, отвечать за них, осознание некоторого своего превосходства перед женщиной, своей независимости. Все это, и сегодня актуальное для народов, исповедующих ислам, часто вызывает непонимание и неодобрение у представителей других культур, но таков выбор самих людей, и выступать против старинных устоев, изменять что-то в своей жизни могут только сами мусульмане.

В течение многих столетий воспитанием девочки занималась мать, мальчики больше находились при отце. Личный пример поведения родителей перенимался детьми. Мать постоянно внушала дочери, как ей себя вести, следила за ее поведением, а отец строго и скупо одобрял, поощрял или осуждав поступки детей. Авторитет отца в семье был непререкаемым и поддерживался всегда как женой, так и детьми.

Система воспитания детей в семье издавна дополнялась школьным обучением. Мектеб, открываемый муллой при каждой мечети, еще в конце XIX в. был единственным учебным заведением, доступным всем мальчикам – богатым и бедным. Такая школа обучала арабской грамоте, поэтому многие мужчины могли читать Священную книгу; она же проводила через учеников идеи ислама, укрепляя их в семье. Читать (но не писать) учили и девочек, обычно это делала жена муллы. Поэтому читать Коран могли и многие женщины.

Таким образом, веками ислам в России формировал мировоззрение, нравственность, эстетические представления своих приверженцев, определял вкусы и пристрастия людей, регламентировал поведение человека в различных ситуациях. Все это вошло в ментальность народов и закрепи лось в воспитании лучших личностных качеств. Например, поскольку любой труд для мусульманина – богоугодное дело, ни одно полезное занятие не кажется ему зазорным. Многие представители мусульманских народов и сегодня с высоким чувством достоинства занимаются "непрестижными" работами, так как понятия "непрестижный труд" для них просто не существует.

Подводя итоги сказанному, сформулируем свойства личности, вырабатываемые у мусульман с детства под воздействием ислама: гибкость в преодолении проблем; собранность, организованность, чему, в частности, способствует пятикратная молитва; реализация себя в активной деятельности; умение сопереживать в беде, сострадать, оказывать помощь нуждающимся; миролюбие, стремление мирно решать сложные жизненные проблемы, терпимость к иным взглядам, религиям, обычаям; чистота внутренняя и внешняя; уважение старших; доброжелательство; культ здорового образа жизни.

Такова краткая характеристика ислама, мусульманских обычаев и воспитания детей. Знания об исламском вероучении полезны каждому. Особенно нужны они педагогу, чтобы понять особенность менталитета мусульманских детей, которые есть в каждой школе, научиться уважать обычаи народов, представителями которых они являются, наладить в детском сообществе доброжелательные и толерантные отношения.