Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям. Психологические особенности подросткового возраста Подростки и их особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст .

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» . Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.


Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса" . Что же он представляет собой?


Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием , это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.


Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.



Для подростков характерна полярность психики :

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Внутренне происходит следующее.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному , взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками . Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период -- важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Его можно сравнить с распутьем, где Иван-Царевич остановился в раздумье около камня с надписью: «Налево пойдешь... направо пойдешь...» В одну сторону -- путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую -- к взрослости иллюзорной, инфантильной или асоциальной с множеством проблем.

Но особенно трудно приходится подростку, когда его взросление проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно-ценностной сферах развития современного общества, кризиса семьи. Именно в таких условиях пребывают большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу в социальной среде, почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики.

В такой ситуации самые заботливые родители и педагоги нередко оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние их детей. При этом часто сами родители находятся в стрессовом состоянии, неблагоприятно сказывающемся на их эмоциональном и физическом благополучии.

Целью нашего исследования является определить психологические особенности личности подростка имеющего родителей профессионального военного.

Объект исследования - личность подростка.

Предмет исследования - психологические особенности личности подростка имеющего родителей профессионального военного.

Задачи исследования:

1. Выявить психологические особенности подростков в учебной и методической литературе.

2. Рассмотреть проблему воспитания подростков в учебной и методической литературе.

3. Рассмотреть систему заданий и методических приемов по изучению подростков.

Методы исследования:

Анализ проблемы в учебной и методической литературе.

Тестирование;

Наблюдение;

Практическая значимость - данная работа может быть использована учителями и студентами ВУЗов.

Особенности развития подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Дадим определение подростковому периоду и некоторым связанным с ним понятиям, таким как зрелость, половая зрелость, половое созревание, подросток, несовершеннолетний и юность.

Подростковый период -- определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в конце концов большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития - юность.

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются.

Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по серьёзному, т. е. по-взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать. Известно, что с возрастом интерес подростков к себе быстро меняется.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается Тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по ^различным поводам.

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия "Здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, тогда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор ^Профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успех; они могут быть значительными или незначительными независимо,0т того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

В подростковом возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.

Подростковый возраст -- это пора первой любви, возникновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают определенный, индивидуально своеобразный ответ на вопрос «каким быть?».

В подростковом возрасте процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Зрелость -- это тот период жизни, когда человек полностью развит в физическом, эмоциональном, социальном, интеллектуальном и духовном отношениях. Но далеко не всегда эти стороны человеческой личности развиваются соразмерно. Физически развитой человек может отставать в эмоциональном плане. Встречаются интеллектуалы, которые не достигли полной духовной и моральной зрелости.

Термин половая зрелость может использоваться в достаточно узком смысле для обозначения того возраста, когда человек физически становится способным иметь детей. А в более широком понимании половая зрелость включает в себя и период полового созревания (иначе -- пубертатный), когда в течение нескольких лет в организме происходят определенные изменения (полностью развиваются первичные и вторичные половые признаки). Мы будем употреблять термин “половая зрелость” во втором значении. Первые два года полового созревания организм готовится к воспроизведению, а за последующие два эта способность формируется окончательно. Первая стадия пубертатного периода может совпадать как с детством, так и с подростковым периодом, а вторая, как правило, приходится на подростковый возраст.

Термин половое созревание может использоваться параллельно с термином “половая зрелость” для обозначения в целом периода, когда происходит половое созревание. Появление на теле волос характеризует одно из важнейших изменений в организме, происходящих в это время. Таким образом подросток обычно или приближается к этапу половой зрелости, или уже достиг его.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным на учение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Для детей, обучающихся в IV--V классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников. Шестиклассники начинают проявлять определенный интерес к своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними. У семиклассников возникают общие увлечения делового характера, появляется особый интерес к развитию своих способностей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества. Опираясь на эти виды друг за другом появляющихся интересов подростков, можно активно развивать у них нужные левые, деловые и другие полезные качества. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка сравнению с ребенком младшего школьного возраста,-- это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находятся у взрослых идей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Отрочество -- как иногда называют подростковый возраст -- это время становления подлинной, индивидуальности, самостоятельности учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства, подростковый возраст -- это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в само описание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.

В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, то заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому своему учителю. В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, третьим относятся безразлично. Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится подростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися.

В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельности подростка, в его идеалах и интересах происходят существенные изменения. Их можно представить и описать следующим образом. В начальный период этого возраста (10--11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии т. е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем -- черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

В качестве иллюстрации этой мысли А. А. Бодалев приводит следующее наблюдение. Если учащимся седьмого класса предложить, например, описать человека, которого они не знают, но отдельные черты которого им называются заранее (например, злой, добрый и т. п.), то среди ответов, которые получаются в этом опыте, можно выделить четыре разные группы. Подростки из первой группы называют только внешние признаки представленного им человека. Учащиеся из второй группы упоминают как внешние, так и некоторые внутренние черты. В третьей группе дополнительно к тому, что было сообщено о человеке, называются его дела и поступки. В четвертой группе, кроме всего сказанного, упоминаются еще мысли и чувства оцениваемого человека. На основе этого опыта А. А. Бодалев пришел к выводу, подтверждающему существование значительной личностной дифференциации в подростковом возрасте эталонов межличностного восприятия и оценивания людей.

Под определение тинэйджера, строго говоря, попадают только те, кому о 13 до 19. Однако дети (особенно девочки) часто в 13 лет уже созревают физически, поэтому 11-летняя девочка может выглядеть и вести себя как тинэйджер, а 15-летний мальчик, если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ребенком. Иногда для описания тех, кто достиг половой зрелости, и, войдя в “тинэйджер” возраст (т. е. раньше 13 лет), используют термин предподросток.

Само слово тинэйджер сравнительно новое. Впервые оно появилось в выпуске “Читательского путеводителя по периодической литературе” за 1943-1945 годы, впоследствии стало широко использоваться в повседневном общении. Многие подростки против этого термина из-за негативных эмоциональных оттенков его значения, таких как неуправляемый, неисправимый, аморальный дикарь, юный правонарушитель. Маргарет Мид, известный антрополог, также против его употребления из-за узких возрастных ограничений (13--19 лет) и слишком выраженной эмоциональной окрашенности. Ведь тинэйджеры бывают самыми разными: некоторые поглощены учебой, интеллектуальны; многие обладают спокойным характером. В дальнейшем мы будем избегать слова тинэйджер, предпочитая ему термин - подросток.

Термин несовершеннолетний чаще всего используется в области юриспруденции: это тот, кто в глазах закона не является взрослым, в большинстве стран таковыми считаются лица, не достигшие 18 лет. Однако юридически права 18-летних весьма запутаны.

В связи с удлинением подросткового периода, возможно, нам следует ввести новое понятие -- юность и определить ее как период развития, следующий за подростковым. Однако определение юный чаще относят к подросткам, поэтому далее и мы будем употреблять его в этом значении. Многие исследователи предпочитают избегать слов юность и юный, а подразделяют подростковый период на две составляющие: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и средний или старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет). Такой подход помогает более точно сориентироваться, о каком этапе жизни подростка идет речь.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими «потрясениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка, и касаются физиологии организма, отношений, складывающихся подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом начинается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда на чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирование как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как собственность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. Подростничество -- это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,-- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, желание становится настолько сильным, что, форсируя события подросток иногда преждевременно начинает считать себя взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается достает того, что я сами взрослые начинают относиться к подросткам уже ни как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может водиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых, им позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, пёрешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутренние ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза но носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослых.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подсетей начиная с 12--13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, влечения и т. п. Помимо взрослых образцами для подражания стороны подростков могут стать их более старшие сверстники, тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция поджать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим друзьям, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и, начиная с V--VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости, девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике рослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п. В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

Узнайте об особенностях подросткового возраста, познакомьтесь с рекомендациями для родителей как выжить и не потерять связь с ребенком в этот непростой для всей семьи период жизни.

Подростковый возраст (его еще называют средним школьным возрастом) – период жизни человека с 11 до 14 лет, период психически нестабильный, противоречивый, переходный. Иногда его можно назвать кризисным, но это индивидуально. Сроки развития человека в этот период зависимы от индивидуальных особенностей. Период протекает очень бурно, причем не только для подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников).

В чем особенности именно подросткового возраста

1. Линии психического и физического развития идут не параллельно, хотя и одновременно. Это означает, что психическое развитие может не поспевать за развитием физического тела, или наоборот, опережать его.

2. Эмоциональная нестабильность. Это особенность подросткового возраста. Переживание подросткового кризиса может сопровождаться глубокой печалью, ощущением разбитости, полной пассивности из-за гормональной бури. Эмоциональная нестабильность усиливается половым возбуждением.

3. Нарастание явлений пубертата (периода полового созревания). Половое созревание связано с эндокринными изменениями в организме, которое сопровождается сложным интенсивным физиологическим развитием. В этот период может резко увеличиться рост и вес ребенка. Удлиняются конечности, размер кистей и ступней, рост скелета опережает рост мышечной массы и тканей. Этим объясняется сутулость подростков. Как следствие могут возникнуть проблемы с сосудами, появиться головокружения, головные боли, т.к. сердце не успевает расти за костями.

Еще не усваивается внезапная перемена карты тела в пространстве, дети в подростковом возрасте чувствуют себя неуклюжими, сшибают головой шкафы, режут пальцы при нарезке хлеба и т.д. Хороша в этом возрасте спортивная деятельность: плаванье, прыжки на батуте, бег, баскетбол и т.п.

4. Гипертрофированная значимость образа физического «Я». «Физическое Я» – это представление о внешней привлекательности. Оценка качеств происходит сквозь призму ценностей, принятых в семье и у сверстников. Девочки, считающие себя некрасивыми, будут стараться вести себя как очень умные и компетентные, компенсируя свой внешний недостаток. Мальчики максимально подчеркивают свою мужественность (сплёвывают через плечо, ходят вальяжной походкой и т.п.), у девочек желание подчеркнуть свою женственность проявляется в стремлении к косметике и прочим «женским штучкам».

При этом может быть избыточный вес или наоборот худоба, прыщи на лице, пятна пота подмышками. Полные девочки начинают ограничивать себя в еде, а потом объедаться, поскольку гормональная перестройка организма все равно «потребует свое». Так может развиться булимия. Девочки с интенсивным ростом груди сутулятся, другие, наоборот, могут подкладывать что-нибудь в бельё. Все эти хитрости от неуверенности в себе.

Бестактные замечания, окрики взрослых усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют ребенка. Поэтому в этот период важны особые требования к культуре отношений с детьми, к их развивающейся сексуальности в семье . Для подростков с задержкой сексуального развития важно встать на один ранг с взрослым интеллектуально, такие дети характеризуются лучшим развитием волевых качества, поскольку они вынуждены спорить и доказывать свою взрослость в спорах с учителями и родителями.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

В образе "физического Я" может появиться неустойчивость из-за неаккуратной шутки взрослого или сверстника: «ноги как нитки», «между ногами конь проскачет» и т.п., при этом может пошатнуться самооценка, это приведет к неуверенности в себе, а затем к пассивности, отчаянию.

5. Новообразованием возраста является чувство взрослости. Молодые люди начинают относиться к себе как к взрослым, это форма самосознания. Они начинают требовать соответствующего отношения от родителей. Однако подростку еще далеко до взрослости и физически, и психически. При этом копируются все взрослые формы в романтических отношениях: переписка в СМС, свидания и т.п.

Очень болезненно в этом возрасте воспринимается неприятие родителями интересов подростка («слушает неправильную музыку», «не так одевается», «выбирает дорогие вещи, телефоны» и т.п.) Осуждение родителей и других значимых взрослых воспринимает очень болезненно, поскольку ребенок считает, что к нему несерьезно относятся.

Ощущая себя взрослым, ребенок видит привилегии прав, поэтому подростки начинают интенсивно, а иногда и агрессивно отстаивать их. В этом возрасте еще нет понимания того, что права влекут за собой обязанности, что это взаимозависимые понятия. Поэтому важно и полезно вменять ребенку какие-то обязанности по дому (к примеру, выносить мусор, покупать хлеб, наводить порядок в доме, мыть полы, забирать младшего брата или младшую сестру из садика и т.п.), после чего можно вести разговоры о правах. Такая позиция способствует развитию взрослости.

6. Особенности личности. Личность в этом возрасте нестабильная, противоречивая, противоположные тенденции и черты борются друг с другом и сосуществуют в личности подростка. Ребенок может быть эгоистичным и одновременно с этим преданным и самопожертвованным, может быть грубым, но при этом очень ранимым; пессимизм сменяется оптимизмом, романтизм – необыкновенной жестокостью, аскетизм – распущенностью мелких уровней.

7. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим видом деятельности. В подростковом возрасте появляется феномен дружбы, которая выступает как психологическая поддержка для ребенка. В подростковых микрогруппах может присутствовать нелегальный образ чести: например, хранить тайны, быть на стороне «своих», даже если они не правы и т.п. За нарушение кодекса могут жестоко наказывать.

Формируется «Я-концепция», т.е. система образов, представлений о себе, подросток открывает свой внутренний мир, механизмом идентификации при этом является дружба . Дружба у подростков всегда однополая, дружат, как правило, со своим «зеркалом», с тем, кто очень похож на подростка и позволяет этим узнавать себя лучше. Схожи интересы, внешность, успехи в школе, уровень интеллектуальных способностей, социальное поведение.

Потребность разобраться в себе рождает исповедальность общения – это ведение дневников, открытие сокровенных тайн другу(подруге), страшной страшности секретов и т.д.

8. Увлечения. Выбираются такие, которые повысят чувство взрослости и ощущение независимости от родителей, их мнения. Ребенок хочет отделиться от взрослых даже в выборе увлечений. Может бросить танцы, музыкальную школу, борьбу и т.п., все то, что было «навязано» родителями.

Увлечения (по А.Е. Личко) могут быть:

– интеллектуальные, эстетические (любовь к интересным занятиям: история, литература, техника и т.п.);

– эгоцентрические (по видам могут быть как интеллектуальные, основная цель их – привлечь к себе внимание своими успехами. Ребенок стремится выделяться оригинальностью, ищет увлечения, в которых он будет самый талантливый, самый успешный);

– телесно-мануальные (связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. Это все виды спортивных занятий: ушу, борьба и т.п. Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс);

– накопительные (это коллекционирование во всех направлениях: марки, фильмы, музыка, денежные знаки и пр.).

– информационно-коммуникативные (основная цель – обмен постоянно меняющейся и обновляющейся информацией, обмениваются новостями из музыкальных каналов, модных молодежных журналов, сайтов и т.п. «Я вчера в интернете прочитала…». Это все об этом. При этом информация усваивается на достаточно поверхностном уровне и надолго не запоминается.

Именно в такой среде легко возникает опасность увлечения азартными играми, раннего алкоголизма, употребления ПАВ, асоциального поведения. Потому что подросток не занят делом, не занят ничем по сути. Алкоголь к тому же является адаптогеном в этом возрасте).

Разумеется, протекание подросткового "кризиса" индивидуально, большое значение, конечно, имеют внутрисемейные отношения, взаимоотношения родители-подросток, супружеские отношения, стиль воспитания каждого из родителей, история семьи и т.п. С этим можно работать индивидуально в каждой отдельно взятой семье.опубликовано .

Виктория Колотилина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Подростковый возраст-это стадия развития личности,которая обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16-17 лет-периода,когда человек входит во "зрослую жизнь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.

Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Физическое развитие.

Индивидуальная оценка уровня физического развития основывается на антропометрических данных,показателей роста,веса,окружности грудной клетки.

За двадцатилетний период среди юношей и среди девушек уменьшилось число с нормальным соотношением роста и веса.Втоже время выросло число юношей и девушек с низким весом. Все это свидетельствует об ослаблении подростов Отмечают снижение функциональных возможностей, об этом говорят данные ДИНАМОМЕТРИИ(показатели мышечной силы)правой кисти.У семнадцатилетних юношей абсолютное значение динамометрии снизилось на 10 кг,у девушек на 7кг.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников . .

Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность . Желание слиться с группой, ничем не выделяться.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей.

Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности.

Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

Особенности личности подростков.

Центральное новообразование подростка-«чувство взрослости» - отношение подростка к себе как ко взрослому Это выражается в желании чтобы взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую»позицию. Появляется стремление к самостоятельности,желании оградить какие-то свои стороны жизни от воспитателя,родителей. Это может касаться своей внешности, отношений с ровесниками,может быть даже и учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками

Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

Возникновение внутреннего мира, стремление познать себя через друзей, ведение дневников.

Трудности роста,половое созревание,сексуальные пережвани интерес к противоположному полу.

Развитие волевых качеств.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Жизненное самоопределение

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности.

Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром.

Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других.

Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости.

Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников.

Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.

Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих».

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.


Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт взрослых, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Таким образом, подростковый период - это отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средневековья он был довольно коротким, а в современном обществе под воздействием научно-технического прогресса и удлинения сроков обучения (после школы - сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый период можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои непреложные законы. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрослым.

Подростковый период - испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут?

Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, к сожалению, не всех учат. Вы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопросов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрости, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.


Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст особенный, единственный, неповторимый и очень непростой этап человеческой жизни, в который происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование.

Период характеризуется интенсивным физическим, физиологическим развитием, половым созреванием. Благодаря бурному росту и перестройке организма у подростков резко повышается интерес и одновременно критичность по отношению к своей внешности, многие начинают чувствовать себя неловкими, неуклюжими, сомневаются в своей привлекательности.

Эмоциональное состояние подростка отличается неустойчивостью, возбудимостью, ранимостью, сверхчувствительностью к внешним воздействиям, возникающими чувствами тревоги, подавленности. Настроение характеризуется резкими перепадами от безудержного веселья к унынию, особой чувствительностью к оценке другими своей внешности, способностей, умений, которая сочетается с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении взрослых.

Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка - общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростка главное - не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг). Очень важной особенностью подростка является повышенная рефлексия, самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытка оценить себя.

В отношениях с родителями также отмечаются перемены, подросток критически переоценивает их авторитет, начинает видеть недостатки родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, он одновременно противостоит им и нуждается в любви и поддержке. Общаясь со взрослыми, подросток отстаивает свою самостоятельность, независимость, проявляет склонность к противостоянию, критике, игнорированию авторитетов.

В подростковом возрасте имеет место отмирание старых интересов и активное формирование новых. Подростковые интересы и увлечения зачастую могут быть непонятны взрослым, поглощать все свободное время.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Отвергая свою принадлежность к детям, он, тем не менее, не имеет ощущения подлинной взрослости. В нем развивается огромная потребность в признании его взрослости окружением.

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

7. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте непонятные вам увлечения подростка.

8. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

9. Планируйте и проводите совместно досуг.

10. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

11. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

12. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

13. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

14. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

15. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.

16. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

17. Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.

18. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.